Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Что такое байпас в системе отопления. Для чего нужен байпас в отопительных системах. Байпас на батарее отопления

На чтение 7 мин.

Байпасом называют один из элементов или системы водоснабжения, облегчающий ремонт и техническое обслуживание оборудования, подключённого к этой системе. Помимо этого он обеспечивает более эффективную работу отдельных частей системы. Наличие байпаса в системе отопления даёт следующие преимущества:

1. Обеспечивает бесперебойную работу инженерных коммуникаций независимо от наличия электроэнергии.
2. Байпас в системе отопления или водоснабжения позволяет, не прекращая циркуляцию теплоносителя, произвести ремонт или замену приборов.
3. При встраивании в отопительную систему можно произвести регулировку температуры горячей воды.

Для чего нужен байпас

Байпас — это обводный трубопровод, служащий для организации протекания теплоносителя в обход основного пути. Обычно на участке обвода вмонтировано какое либо оборудование. При этом один конец байпаса подключён к подводящему концу трубы, а другой к отводящему. В промежутке между обводной трубой (байпасом) и отверстием входа в прибор устанавливается запорная арматура.

Функция байпаса — целиком изменить течение воды по альтернативному маршруту, а так же, при необходимости, производить регулировку объема поступающей в прибор жидкости.

Для того, чтобы устройство можно было полностью отключить, на отводящем конце трубы монтируют кран. (он находится в промежутке между отверстием выхода оборудования и байпасом)

Первостепенная функция обводки в том, что бы обеспечить непрерывность циркуляции теплоносителя в системе отопления в период нарушения работы подключенного оборудования или отсутствия электричества.

Основа работы заключается в том, что любое устройство установленное посредством байпаса, можно отключить от всей системы просто перекрыв входной и выходной кран. Отключенное оборудование может ремонтироваться или меняться. И при этом непрерывность тока теплоносителя сохранится. Существует несколько случаев применения обводной трубы.

Байпас на радиаторе отопления используют исключительно для систем однотрубного типа. Только здесь применение байпаса оправдано. При отсутствии обводки первая батарея возьмёт в себя самое большое количество тепла, а самая последняя лишь слегка подогреется.


Использование байпаса, соединяющего трубу подачи и выхода теплоносителя, поделит поток на 2 части. Первая часть направляется в и начинает теплопередачу. Вторая часть потока, с изначальной температурой, движется к последующим радиаторам в последовательной системе.


Слева — без байпаса. Справа байпас на полотенцесушителе

Так же можно установить байпас на . Это позволит, при необходимости, отрегулировать его температуру, либо осуществить ремонт или замену. Для перекрытия жидкости необходимо установить дополнительно два шаровых крана (входной и выходной). Обводная труба должна по диаметру уступать (быть меньше) трубе полотенцесушителя.


Подключение насоса с использованием байпаса лучше производить в самотёчных системах. Так же здесь обязательна установка разгонного коллектора и необходимо соблюдение уклонов и определенных . Циркуляционный насос, в данном случае, необходим для увеличения её продуктивности.


При монтаже байпаса в систему с циркуляционным насосом на ней обязательно должен присутствовать шаровой кран (возможно клапан). Во время работы циркуляционного насоса кран (клапан) целиком закрывает просвет обвода. В случае остановки насоса, происходит открытие байпаса и теплоноситель движется уже по нему.

Байпас тёплого водяного пола.

Обводная труба — необходимый элемент при установке Он нужен для того, что бы отрегулировать температуру воды центральной магистрали (около 80 градусов) до необходимых 40-45 градусов. Для этого необходим трёх-ходовый клапан. Принцип работы прост: необходимое количество воды поступает в систему тёплого пола, а остальная часть проходит дальше. В последствии жидкость, идущая через байпас, смешивается с охлаждённой жидкостью, выходящей из системы тёплого пола, и устремляется дальше.


Посредством обводной трубы формируется малый циркуляционный контур жидкости. Байпас подсоединяется к трубе подачи жидкости и обратному трёх-ходовому клапану. Таким образом, посредством обводки, смешивается горячая жидкость на выходе и ещё не нагретая жидкость на входе, обеспечивая температуру подаваемой жидкости в котёл более 50 градусов. Это делается во избежании образовании конденсата в котле, приводящее к коррозии.

Виды байпаса в системе отопления.

Помимо того, что установка запорной арматуры производится на входных и выходных патрубках, она так же устанавливается и на байпасе. Существуют следующие типы байпасов, в отличие от типа арматуры:

Нерегулируемая обводная труба

Стандартная труба без добавочных элементов. Течение теплоносителя по такой проходит в свободном режиме. Байпасы данного типа обычно применяют при установке батарей. При монтаже данного вида обводной трубы стоит помнить о том, что жидкость из двух труб выберет ту, у которой больше диаметр (меньше гидравлическое сопротивление). Соответственно диаметр трубы вертикального байпаса не может превышать диаметр основной трубы.

При устройстве горизонтального байпаса его диаметр обычно равен диаметру главной трубы. Патрубок, идущий к отопительному прибору должен быть уже. Здесь действует закон о том, что среда с высокой температурой стремится наверх, благодаря меньшему удельному весу.

Байпас с ручным управлением

Это труба с вмонтированным в неё шаровым краном. Выбор именно данного типа крана обусловлен тем, что в открытом положении он абсолютно не мешает току жидкости, а следовательно не оказывает дополнительного сопротивления. Подобный тип обводной трубы удобен в плане регулировки количества жидкости, идущей через неё. Стоит отметить то, что составные внутренние части шарового крана могут прикипать друг к другу. В следствие этого его нужно иногда просто проворачивать, для профилактики. Основное использование данный вид байпасов нашёл при монтаже батарей 1-но трубной магистрали и при обвязке гидронасосов.

Автоматический байпас

Нашёл применение в обвязке насоса гравитационной отопительной системы. Жидкость в подобной системе практически всегда циркулирует без участия устройства для перекачивания. В данном случае электронагнетатель монтируется в систему для повышения скорости тока теплоносителя. Благодаря этому уменьшаются потери тепла и увеличивается общий коэффициент полезного действия системы. Жидкость в подобном типе байпаса перенаправляется автоматически. Когда теплоноситель проходит через прибор, обводная труба автоматически закрывается. Во время остановки насоса из за различных причин (поломка, отключение питания и др.) жидкость перенаправляется в байпас. Существует несколько типов автоматических байпасов:

Клапанный автоматический байпас

Включает в себя шаровой кран, который почти полностью не создаёт сопротивления свободному току жидкости через трубу в свободном режиме. Во время включения насоса скорость течения возрастает. Жидкость из выходного отверстия трубы направляется в магистраль и начинает течь в 2 направлениях. Во время движения по прямому пути никаких препятствий не возникает, а при движении назад теплоноситель утыкается в обратный клапан. Из минусов подобного вида байпаса следует отметить его повышенную чувствительность к загрязненной воде. В случае попадания даже мелкого мусора подобная система может сломаться.

Инжекционный автоматический байпас

В основу инжекционного автоматического байпаса положен принцип гидроэлеватора. На главной магистрали устанавливается насосный узел расположенный на более узкой трубе обводки. Концы обводной трубы частично заходят в главную магистраль. Поступление жидкости во входной патрубок создаётся за счёт возникновения около него области разряжения. Эта область возникает за счёт насосного узла. Из выходного патрубка теплоноситель выходит под давлением с ускорением. За счёт этого обратное течение жидкости исключается. В том случае, если насосный узел не работает, вода самотёком идёт через байпас.

Перед установкой байпаса обязательно нужно рассмотреть некоторые его особенностями. Во время подключения радиаторов:

1. Диаметр обводной трубы не должен превышать внутреннее сечение главного трубопровода.
2. Обводная труба (перемычка) должна монтироваться по возможности вблизи батареи.

На выходе монтируется шаровой кран. Главное условие сборки составляющих частей — это полная герметичность швов.

Во время установки насоса байпас обычно является частью всей системы и обеспечивает самотек жидкости. Диаметр байпаса с установленным насосом должен быть меньше главной трубы.

Так же в обводной трубе обязателен шаровой кран, либо клапан, для обеспечения свободного тока жидкости и препятствия её обратному ходу.

Невозможно себя чувствовать комфортно даже в очень красиво оформленном доме, если в нем холодно. Поэтому первоочередной задачей любого домовладельца является устройство эффективной системы отопления. Причем, она должна обеспечивать создание именно приятного микроклимата в помещениях, поскольку ситуация, когда «нечем дышать» от жары не менее неприятна, чем и холод в доме. Способ избежать всех этих отопительных «крайностей» придуман уже очень давно. Инженерами разработано такое простое, но очень практичное устройство, как байпас в системе отопления. Именно с его помощью можно очень точно регулировать подачу теплоносителя в радиаторные батареи, если речь идет о водяной отопительной системе.

Что такое байпас?

Наверное, каждый уважающей себя мастер по монтажу отопительных систем обязательно поясняет клиентам, что такое байпас с точки зрения простого обывателя. А, как известно, повторение – мать учения, поэтому и мы буквально в двух словах охарактеризуем этот важный конструкционный элемент отопительной системы.

Байпас – это перемычка в виде отрезка трубы, которая устанавливается между прямой и обратной проводкой обычного радиатора отопления. Поперечный диаметр байпаса на один калибр должен быть меньше диаметра труб подводки. Как правило, для устройства байпаса используют трубу на полдюйма.

Такой байпас можно купить в любой магазине, причем недорого

Примеры использования байпаса

Пример #1 - регулировка теплоносителя

Функциональным предназначением байпаса является возвращение в стояк избытка теплоносителя из батареи отопление, когда посредством ручного или автоматического терморегулятора изменяется его количество. Другими словами через байпас теплоноситель транспортируется параллельно запорной и регулирующей арматуре. Без наличия этого элемента невозможно производство ремонта батареи, когда отопительная система находится в рабочем состоянии. Также байпас ускоряет процесс наполнения или опорожнения системы.

Вот таким образом байпас может быть внедрен в отопительную систему

Пример #2 - работа системы без электричества

Монтаж байпаса в систему отопления особенно актуален при устройстве современных отопительных систем, подразумевающих использование . Люди, впервые сталкивающиеся с монтажом отопления, часто задают вопрос мастерам или консультантам в магазинах: «Как система будет работать, если пропадет электричество?». Ведь все привыкли, что стандартный напольный котел, эксплуатируемый в былые годы, не был связан с электричеством. А оснащение отопительной системы циркуляционным насосом делает ее энергозависимой.

Вот именно, в таких ситуациях и приходит на выручку байпас. Его роль при этом очень проста – в момент отключения электроэнергии в сети, потребитель должен перекрыть краны подачи теплоносителя на насос и открыть кран на центральной трубе. Кстати, это может произойти в автоматическом режиме, если использован байпас с клапаном. Эти простые манипуляции переводят отопительную систему в режим естественной циркуляции.

Установка приборов на байпасе должна выполняться по направлению к теплоносителю в такой последовательности:

  • фильтр;
  • обратный клапан;
  • циркуляционный насос.

Важно заметить, что введение байпаса в стояк возле циркуляционного насоса должно выполняться с задействованием запорных клапанов. А сам элемент лучше установить горизонтально. В этом случае система будет защищена от скопления воздуха.

Пример #3 - реанимация однотрубного отопления

Да, однотрубная система отопления на сегодня является морально устаревшей, но ее еще довольно часто можно встретить в зданиях советской постройки. Причем, бывают такие чудеса, когда подобное отопление функционирует очень эффективно и в квартирах зимой, просто жарко. Исправить ситуацию также поможет установка байпаса. В этой работе в принципе ничего сложного нет, но все же стоит соблюсти некоторые условия:

  • Байпас должен располагаться на максимальном удалении от вертикального участка трубы, то есть как можно ближе к батарее.
  • Обводную трубу можно изготавливать непосредственно на месте монтажа – потребуются труба, тройник и производство сварочных работ. А можно такой элемент приобрести в готовом виде и выполнить монтаж на резьбовых соединениях.
  • Входное отверстие радиатора и байпас должны быть разделены регулировочным вентилем или радиаторным терморегулятором.

Установив такой прибор вы получите банальный «регулятор температуры в доме».

Влияние обводной трубы на энергозатраты

Установка байпас однозначно положительно отразится на сокращении расходов энергоносителя. Если сравнивать работу отопительной системы с задействованием замыкающего участка и обычной проточной, то первая будет характеризоваться уменьшением объема подаваемого в батарею теплоносителя на 30-35%. Это значит, что теплоотдача радиатора уменьшится в пределах 10%.

На практике эти изменения не выглядят кардинальными, если действительно система отличается переизбытком тепла. Кроме того, если типоразмер батарей отопления подобран правильно, то существует определенный запас эффективности, а это те же 10-15%.

Вот и получается, что такая простая, даже примитивная на первый взгляд деталь, как байпас является универсальным инструментом для создания в доме приятной среды обитания, притом, что счета за потребление энергоносителей будут радовать домовладельцев небольшими суммами.

Многим приходилось слышать, что для увеличения эффективности работы системы отопления надо монтировать байпас, но что он собой представляет, даже не догадываются. За этим красивым английским словом скрывается параллельный трубопровод основной системе отопления на определённом ее участке. Применяют байпас в том случае, когда требуется постоянно регулировать температурный режим на отдельно участке сети и для возможности поменять батарею отопления без отключения всей системы отопления. Для возможности производить регулировку, на байпас устанавливается соответствующая трубопроводная арматура.

Для чего нужен байпас

Что именно позволяет сделать установка байпаса в реальности? Например, если есть байпас счетчика индивидуального учета воды, то это позволит произвести его замену, не отключая при этом водоснабжение дома или квартиры. Тоже самое можно сказать и о циркуляционных насосах , интегрированных в систему отопления. Наличие байпаса позволяет перейти на естественную циркуляцию в случае отключения электричества, когда насос перестает работать. Если байпас с регулируемым термостатом есть рядом с радиатором, то это позволяет не только устанавливать необходимый температурный режим, но и заменить отопительный прибор в случае его выхода из строя, не отключая при этом систему отопления полностью.

В основном, байпас - это элемент однотрубной системы отопления . Такая система имеет ряд преимуществ, из которых основное - недорогой монтаж , и большое количество существенных недостатков. Установка байпаса позволяет минимизировать недостатки однотрубной системы отопления. По своей конструкции байпас - это перемычка из трубы, соединяющая «обратку» с подающим трубопроводом. Устанавливается перемычка в непосредственной близости от радиатора и на ней монтируются два шаровых крана. Это позволяет перепускать горячую воду из подающей трубы в обратку, миную прибор отопления, тем самым производя регулировку температуры в комнате.

Монтаж байпаса

Монтаж перемычки

Монтаж перемычки требует соблюдения определенных правил:

  • по своему диаметру, труба байпаса должна быть меньше диаметром, чем подающая и обратная трубы. Связано это с законом гидравлики, когда вода минуя радиатор будет идти по пути наименьшего сопротивления;
  • установка должна осуществляться как можно дальше от стояка и в непосредственной близости от прибора отопления;
  • если планируется автоматическая регулировка, то вместо шаровых кранов необходимо установить терморегуляторы .

Для наглядности можно привести пример установки байпаса в однотрубную систему отопления загородного дома, преимущества и недостатки такой установки, правила проведения монтажных работ, и какая трубопроводная арматура при этом потребуется.

Установка циркуляционного насоса

В загородных домах, где система отопления работает автономно, в обязательном порядке требуется установка циркуляционного насоса. Это позволяет не только равномерно распределить теплоноситель по всей системе отопления, но и значительно сэкономить, так как на обогрев всего дома потребуется намного меньше времени, чем при естественной циркуляции.

Проблема заключается в том, что для работы циркуляционного насоса требуется наличие электричества , а учитывая, что на удаленных загородных участках могут постоянно наблюдаться его отключения, то возникают определённые проблемы с циркуляцией теплоносителя. Решить их позволяет простая установка байпаса. Главное, чтобы система работала продуктивно как с работающим циркуляционным насосом, так и без него - это установить байпас с соблюдением всех технологических требований.

Эффективная работа циркуляционного насоса возможно только в том случае, если он непосредственно интегрирован в систему отопления. При этом желательно устанавливать его в обратную магистраль и объясняется такое требование достаточно просто: дать возможность циркуляционному насосу отработать гарантийный срок эксплуатации. Нагнетающее устройство состоит из:

  • различных колец
  • уплотнителей
  • манжетов из резины

Если установку насоса произвести на подающую трубу, то под воздействием высоких температур, он очень быстро выйдет из строя , а на «обратке» температура теплоносителя на порядок ниже, что и позволяет ему проработать более длительный срок.

Хорошо известно, что чем меньше криволинейных участков в системе отопления, тем она работает эффективней. Поэтому установку циркуляционного насоса стараются производить на прямолинейном участке. Но это если нет байпаса. Если он есть, то в этом случае, теплоносителю придется преодолевать сразу три препятствия: запорную арматуру и два отвода. Это намного уменьшит циркуляцию теплоносителя , поэтому в однотрубной системе отопления с байпасом насос следует устанавливать непосредственно на трубу перемычку. Какая запорная арматура и расходные материалы в этом случае могут вам потребоваться?

Учтите, что теплоноситель по возможности должен проходить по прямолинейным участкам. Чем больше всевозможных фитингов в системе отопления, тем менее эффективно она работает. Это закон.

Теперь обратимся к такой ситуации, когда насос установлен на прямолинейном участке, а теплоноситель должен проходить естественным путем через байпас . В этом случае ему придется преодолеть два отвода и вентиль (задвижку), который отсекает байпас от магистрали. Для горячей воды сразу 3 препятствия на небольшом участке - это уж слишком. Циркуляция будет медленной , а значит, эффективность работы системы резко упадет.

Итак, решено - циркуляционный насос всегда нужно монтировать на участке байпаса . Что для этого необходимо из расходных материалов и запорной арматуры? В первую очередь - вентиля. Они бывают двух видов:

  • с запорным устройством в виде шара
  • с подвижным штоком

Кран с подвижным штоком имеет один существенный недостаток . У него диаметр седла вентиля почти в два раза меньше диаметра трубы отопления. Это служит преградой для теплоносителя и за счет этого происходит резкое снижение эффективности его циркуляции по трубопроводу отопления. Поэтому их установка в систему байпаса не практикуется.

Шаровые краны по своему диаметру точно совпадают с трубой отопления, но если ими долго не пользоваться, то они могут прикипеть и открыть их будет очень трудно, если вообще такая возможность будет. Есть два выхода из создавшейся ситуации. В первом случае установить сильфонный вентиль двойного диаметра . Во втором случае, не забывать регулярно открывать-закрывать шаровые краны. Это если говорить о системе байпаса. Намного сложнее с центральной магистралью, параллельно которой и располагается байпас. Здесь потребуется установка нескольких видов вентилей, с помощью которой будет регулироваться напор и качество горячей воды.

Установка запорного устройства

В первую очередь потребуется установка запорного устройства - обратного клапана или крана. Если центральная магистраль вашей системы отопления не будет перекрываться, то теплоноситель, подаваемый в систему циркуляционным насосом под давлением, будет перемещаться по замкнутому малому кругу. Схема движения в этом случае будет выглядеть так: байпас-основная магистраль-байпас . Чтобы этого не происходило, при работающем циркуляционном насосе, основная магистраль должна быть перекрыта. Если вы установите шаровой кран, то его потребуется перекрывать вручную. При установке обратного клапана перекрытие магистрали будет происходить автоматически.

Нелишней будет установка в байпасе непосредственно перед циркуляционным насосом сменного механического фильтра , который хорошо задерживает посторонние примеси, находящиеся в теплоносителе. Это позволит увеличить срок эксплуатации насоса, особенно если в качестве теплоносителя используется жесткая вода. Устанавливать фильтр рекомендуется на горизонтальном участке трубопровода.

Как видно из вышеизложенного, в автономной системе отопления, байпас - это один из важнейших элементов сети . Поэтому, занимаясь монтажом отопления, установке байпаса следует уделить особое внимание и стараться не нарушать технологической схемы.

Функционирование байпаса в отопительной системе (видео)

Бесперебойность функционирования инженерных коммуникаций строений крайне важна для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей. В отопительных системах и водопроводе часто используется байпас — резервный трубопровод, помогающей в различных нештатных ситуациях. Разобраться, для чего нужен байпас в системе водоснабжения, поможет наша статья.

Для чего нужен байпас

Байпас используется в качестве резервного пути, который требуется для надежного функционирования инженерных систем при возникновении аварийной ситуации или для проведения ремонтных работ.

Он применяется:

  • при строительстве нефте- и газопроводов;
  • в системах, перекачивающих различные жидкости — в том числе, молоко и бензин;
  • в конструкциях центрального электроснабжения;
  • в водоснабжении и водоотведении;
  • в системах отопления и др.




Байпас представляет собой параллельную ветку трубопровода, монтирующуюся в ключевых местах контура. Этот отрезок трубы резервного назначения, имеющий запорно-регулирующую арматуру, предназначен для отвода транспортируемой среды из основного трубопровода и подачи ее в него же (СНиП I-2). Основное предназначение конструкции — создание параллельного потока рабочей жидкости в обход какого-либо участка коммуникаций.

В системах водоснабжения, как и в других конструкциях, при возникновении нештатных ситуаций возникает потребность направить перемещающуюся под давление воду по резервному пути, перекрыв аварийную трассу.

  • Одной из задач байпаса в системах подачи воды, является возможность использования резервного трубопровода для снятия индивидуального , который нуждается в поверке или ремонте. При этом нет необходимости в отключении воды. Особенно это важно в котельных или медицинских учреждениях, где необходимо постоянное водоснабжение.

На заметку! Запорное устройство на обводной ветке должно быть опломбировано в закрытом состоянии (СП 30.13330).

  • Обводной контур применяется в схеме обвязки узла водоподготовки бассейнов.


  • Устанавливается байпас и на системах фильтрации, что позволяет провести плановое или аварийное обслуживание оборудования без отключения водоснабжения строения. Обводная линия может устанавливаться как на всю систему фильтров, так и на конкретный модуль.
  • Не обойтись без байпаса и в системах с установленными насосами для подачи воды, охлаждающей реакторы или доменные печи, когда нельзя отключать насосы для проведения ремонтных мероприятий. Аварийный участок перекрывают, включив насос на параллельной ветке, что обеспечивает непрерывность производственного процесса.
  • В системах водяного отопления, оснащенных циркулярными насосами, не редки сбои из-за отключения электричества. С помощью байпаса можно организовать естественную циркуляцию воды, перекрыв ее доступ к насосу и пустив по центральной отопительной трубе.

  • При помощи обводной трубы можно при необходимости регулировать объем горячей воды, выступающей в роли теплоносителя, тем самым устанавливая необходимую температуру в помещении и уменьшая расходы на отопление.
  • Также байпас позволяет заменить радиатор в случае его поломки, не отключая отопления в доме. Такую же роль выполняет и перемычка, установленная перед — обеспечивает направление потока горячей воды в его обход для проведения ремонта или возможности поддержания нужной температуры теплоносителя в приборе.

Типы байпасов

Обводные трубопроводы могут быть выполнены из металлопластика, полипропилена или металла.


Различаются байпасы по назначению и виду запорно-регулирующей арматуры, от которой зависит и цена приспособлений.

Вид запорной арматуры

  • Байпасы с обратным клапаном.

Эти отводы функционируют в автономном режиме, не требующем вмешательства человека. Особенно удобны такие устройства в системах с установленным циркуляционным насосом.

При достаточном давлении, оказываемом теплоносителем, происходит открывание клапана, если давление упало — он закрывается, перекрывая доступ воды.

Важно! В системах водоснабжения и отопления, где установлены обратные клапаны, не допускается использование теплоносителя с примесями. Иначе возможны деформации клапана и выход его из строя. Чтобы избежать загрязнения устройства, рекомендуется устанавливать фильтр грубой очистки.

  • Байпасы с краном . Могут использоваться шаровые или трехходовые краны. Байпас управляется при помощи механического открывания или закрывания запирающих кранов.

Важно! Неиспользуемые в течение долгого времени шаровые краны могут прикипеть, поэтому время от времени их следует открывать и закрывать.

Назначение

В быту байпасы в основном устанавливаются для:

  • возможности обслуживания отдельных приборов без отключения всей системы водоснабжения или отопления, когда для ремонта или замены оборудования достаточно перекрыть запирающие устройства и пустить воду по резервному трубопроводу;
  • повышения эффективности работы системы отопления (однотрубной);
  • устранения зависимости функционирования инженерных коммуникаций от электричества.

При монтаже обводного трубопровода следует учитывать несколько важных нюансов:

  • Байпас можно изготовить своими руками из трубопровода, или же приобрести готовое приспособление.
  • Рекомендуется устанавливать обводной трубопровод одновременно с монтажом системы водоснабжения или водяного отопления.
  • Диаметр байпаса должен быть меньше диаметра основного трубопровода.
  • Установку резервного отвода следует производить как можно дальше от стояка.
  • В зависимости от материала, из которого он изготовлен, монтаж байпаса можно проводить как с помощью сварки, так и посредством муфтового соединения.

В качестве примера, как может быть установлен байпас в доме, рассмотрим монтаж перемычки перед входом в полотенцесушитель. Это приспособление крайне важно, если потребуется снять само оборудование, не прибегая к отключению стояка. Также наличие байпаса полезно, если требуется уменьшить давление в трубе сушителя, и поддерживать определенный режим сушки.

Краткая инструкция по установке байпаса на полотенцесушитель, подключенный к трубе ГВС:

  • Отключается горячая вода в стояке.
  • Монтаж труб можно проводить, используя сварку. Удобнее устанавливать конструкцию, если на трубах, тройниках и байпасе есть резьба. В противном случае, ее придется нарезать. Для герметизации соединений применяются герметики и волокнистые материалы (варианты материалов представлены на фото).


  • Между подводящим и отводящим трубопроводом устанавливается перемычка.

  • Там, где она соединяется с полотенцесушителем, врезаются краны (или используется готовый байпас с установленными вентилями).

  • На стене закрепляется полотенцесушитель.
  • Он соединяется с вентилями.

  • Оборудование с отводом, позволяющим более полноценно функционировать полотенцесушителю, установлено.

Может быть полезным видео в этой статье.

Подключение полотенцесушителя с байпасом нельзя отнести к сложным технологически операциям, но требуется соблюдать правила, чтобы не свести на нет затраченные усилия.

Байпас в водоснабжении применяется, в основном, для обвода каких-либо важных узлов, что позволяет проводить техническое обслуживание оборудования без отключения подачи воды. Это — довольно важное устройство, использованием которого пренебрегать не следует.

Любая система водяного отопления, независимо от ее типа, должна быть спроектирована и смонтирована в строгом соответствии с существующими правилами, с учётом всех особенностей здания и размещения в нем приборов теплообмена (радиаторов). В собранном и отлаженном состоянии она должна работать, как сбалансированный общий механизм. Мелочей в этом вопросе нет – каждый элемент системы выполняет ту или иную функцию, и игнорирование установкой каких-либо деталей или узлов может закончиться неработоспособностью или крайней неэффективностью функционирования всего отопления в целом.

В настоящей публикации будет рассмотрен байпас в системе отопления что это такое, в каких случаях применяется, какую роль выполняет и другие сопутствующие вопросы. Даже если хозяева и не собираются заниматься самостоятельным монтажом своей системы – информация все равно будет для них полезной. Во-первых, она помогает понять требования по правильной эксплуатации приборов отопления – здесь есть определенные нюансы. Кроме того, это даст им возможность «говорить на одном языке» с приглашенными специалистами. Если пришедший сантехник ничего не знает о байпасе – то это явный «самозванец». Другая крайность – пользуясь неопытностью хозяев специалист начинает задирать за установку «сложного байпасного узла» просто нереальную цену. Так что лучше заранее иметь представление о предмете разговора.

Что собой в принципе представляет любой байпас?

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Цены на байпасы для систем отопления

байпас для радиаторов отопления

Байпас в обвязке радиатора отопления

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Чтобы представить себе важность байпаса, давайте вспомним, как обычно организуется система отопления в многоквартирных домах.

В многоэтажках старой постройки, в целях упрощения схемы и удешевления монтажа повсеместно применялась и остается по сей день однотрубная система отопления. В теплопункте (на элеваторном узле) здания имеются два коллектора – подачи и «обратки». От коллектора подачи вверх уходит труба-стояк, и от него, начиная с последнего этажа, последовательно «нанизаны» радиаторы отопления (вариант а. – с верхней подачей ) Другая сходная схема (вариант б. – с нижней подачей ), когда на пути до верхней точки стояк также захватывает последовательного расположенные радиаторы.

Попробуйте представить, что будет, если хотя бы на одном из радиаторов, неважно, в каком стояке и на каком из этажей, вдруг случится авария. Для замены батареи придётся ее демонтировать. А это автоматически влечен необходимость разрыва этой самой последовательной «цепочки». Весь стояк (или даже два, как в примере справа) становится полностью неработоспособным.

А теперь – эта же схема, но дополненная байпасами на каждом из приборов теплообмена.

Очевидно, что если на любой из батарей случится авария, или в течение отопительного сезона появится необходимость перекрытия какого-либо радиатора, например, для замены его на новую модель, это никак не скажется на общей работоспособности системы. Достаточно перекрыть прибор теплообмена с помощью запорных кранов (а их установка настоятельно рекомендуется), как показано на выноске справа, и вполне можно проводить ремонтные работы или полный демонтаж. Байпас обеспечит необходимую циркуляцию теплоносителя по всем остальным радиаторам в стояке.

Это – не единственное достоинство байпаса в обвязке радиатора однотрубной системы отопления. Многим, наверное, знакома ситуация, когда зимой внезапно приходит потепление, но централизованная система теплоснабжения – не настолько гибкая, чтобы мгновенно реагировать на подобные изменения. В итоге в комнатах – невыносимая жара, что бывает даже хуже, чем легкий недостаток тепла. Открытые настежь форточки зимой – это сквозняки, не несущие ничего хорошего. Значит, желательно иметь возможность регулировки уровня нагрева радиаторов.

Однотрубная система с байпасом предоставляет такую возможность. Достаточно установить на входе в батарею вместо запорного крана (или даже последовательно вместе с ним) прямой термостатический кран, и проводить по мере необходимости количественную регулировку уровня нагрева. Она заключается в изменении объема проходящего через радиатор теплоносителя за единицу времени. Невостребованный для достижения установленного уровня нагрева теплоноситель попросту «сбрасывается» дальше в систему общей циркуляции через байпас.

Казалось бы, а что мешает установить подобный термостатический кран или клапан и без байпаса? Да, действительно, терморегуляция будет, но так как работа такого крана основана на заужении прохода и, соответственно, снижения общего объема протекающего через радиатор теплоносителя, то это скажется на всех абсолютно батареях, подключенных к этому стояку. И вряд ли это может понравиться соседям.

Одним словом, в однотрубной системе отопления многоквартирного дома, байпас становится обязательным элементом обвязки радиаторов.

В автономных системах частных домов хозяева, безусловно, вольны «экспериментировать» так, как им нравится. И все равно установка байпаса дает им массу преимуществ – это и более равномерное распределение тепла по помещениям, и уже упомянутая ремонтопригодность любого из участков системы. При желании или по необходимости всегда сохраняется возможность даже полного отключения того или иного помещения – это не скажется на общей работоспособности отопления.

В частном доме, имеющем два или более этажей, может применяться точно такая же система стояков, или же горизонтальная разводка по каждому уровню, как в одноэтажном здании. Суть не меняется – между входом и выходом каждого радиатора и при горизонтальной разводке однотрубной системы все равно монтируется перемычка.

Одной из «классических» систем, сочетающей простоту и экономичность монтажа и достаточную гибкость в регулировках, является «ленинградка». Уже в самой ее конструкции заложены принципы «байпасного узла» на каждой батарее отопления. Причем очень часто роль такой перемычки между входом и выходом радиатора выполняет непосредственно сама горизонтальная труба отопительного контура.

Благодаря своей простоте и ряду неоспоримых достоинств, система «ленинградка» остается одной из наиболее популярный в среде частных застройщиков.

Как правильно организовать систему отопления «ленинградка»?

Принципиальная схема подобной системы – едина, но в ее реализации также возможны различные варианты. Специально для тех, кто желает организовать в своем доме , на нашем портале размещена очень подробная публикация, посвященная именно этому вопросу.

Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

Те хозяева, которые уже сталкивались с монтажом сантехнических труб и соответствующей арматуры, должны справиться и с установкой байпаса на радиатор отопления. Если есть навык сборки резьбовых соединений, фитинговых узлов, сварки (пайки) полимерных труб, то никаких особых сложностей не предвидится.

  • Между основной трубой контура и байпасом не должно быть никаких запорных элементов. Так исключается вероятность даже случайного перекрытия нормальной циркуляции теплоносителя по всему контуру.

  • Если байпас монтируется на вертикальном стояке, то его следует разместить, по возможности, на максимальном удалении от стояка и при этом – как можно ближе к радиатору отопления. Безусловно, при этом должна быть заранее продумано свободное пространство для установки запорных (и регулировочного, если он планируется) кранов на входе и выходе из батареи.
  • Важное значение всегда имеет диаметр труб, из которых собирается байпасный узел обвязки радиатора. «Классической» схемой является следующая: на разветвляющем тройнике патрубок, отходящий к радиатору отопления, имеет диаметр на один размер меньше диаметра стояка, а сам байпас – на два размера меньше.

Пример показан на рисунке: контур (стояк) выполнен из трубы 1 дюйм, стало быть патрубки подключения радиатора должны быть ¾ дюйма, а труба, из которой выполнен байпас – ½ дюйма. При таких пропорциях обеспечится корректная работа радиатора безо всякого дополнительного вмешательства – согласно законам гидравлики, поток теплоносителя разделится на основной, следующий через радиатор и вызывающий его нагрев, и прямой, идущий через байпас. Этим самым, кстати, достигается и наиболее оптимальное расходование тепловой энергии. Тепло практически не растрачивается на прямом отрезке байпаса, тем самым несколько компенсируя при обратном смешивании потоков те потери, которые ушли на отопление данного помещения.

При горизонтальном положении контура соотношения обычно несколько иные. Роль байпаса здесь играет сама магистральная туба. Однако, рекомендуется ее участок между тройниками ответвлений на радиатор заузить на один размер. Соответственно, патрубки подключения батареи отопления с кранами должны быть меньше магистральной трубы на два размера.

  • Допустимо ли ставить вентиль на байпасе? Казалось бы, он напрашивается – с его помощью можно также регулировать количество проходящего через радиатор теплоносителя. Например, при недостаточности тепла такая мера может дать определенный эффект – закрыв кран, хозяева перенаправляют весь поток именно через батарею.

Вопрос – неоднозначный. Если речь идет о стояке однотрубной системы отопления в многоквартирном доме, то установка крана станет грубым нарушением. Перекрытие байпасов в одной или нескольких квартирах приводит к разбалансировке общей схемы раздачи тепла, то есть эффект усиления обогрева в одном месте достигается исключительно за счет других жильцов дома. Если поступят жалобы на качество коммунальных услуг, и проверкой будут выявлены самовольно установленные краны на байпасах, неважно от их закрытого или открытого положения на момент ревизии, то можно не сомневаться, что на этих хозяев свалят ответственность за всё. Понятно, что оправдываться перед соседями будет очень сложно, и так можно нажить себе кучу врагов. Это еще не считая возможных мер административного плана.

А вот в автономной системе частного дома такие регулировочные краны ставят достаточно часто. В этом случае даже нет нужды строго соблюдать пропорции диаметров труб байпаса – все можно сбалансировать вручную, сужая или расширяя проход для теплоносителя краном. В той же «ленинградке» - это вполне обычное явление, повышающее общую гибкость всей системы.

Пример показан на иллюстрации. В демонстрируемом случае радиаторы подключаются к контуру через обычные шаровые вентили (поз. 1), выполняющие только функцию запорной арматуры – для возможного полного отключения батареи. А точная балансировка уже производится игольчатым краном, который установлен на участке магистральной трубы между тройниками, выполняющем при подобном подключении роль байпаса. Впрочем, и это нисколько не мешает дополнительно установить еще непосредственно на входе в батарею термостатический кран или клапан. Одним словом, все в руках хозяев.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как рассчитывается

Для монтажа байпаса не потребуется много деталей. Как правило, если не нужна сколь-нибудь сложная конфигурация, все ограничивается двумя отводами, двумя тройниками снежным диаметром выходов, двумя шаровыми вентилями, несколькими отрезками труб, муфтами или сгонами для окончательной сборки.

Такой узел можно выполнить как из металлических труб, так и с использованием полипропиленовых или металлопластиковых. Ниже будут приведены несколько чертежей – они просты для понимания для тех, кто знает, о чем идет речь. Ну а для тех, кто не владеет навыками такой сборки, боится браться за самостоятельную работу – пусть будет как руководство для проверки правильности выполнения работ приглашенным специалистом. В их среде, к сожалению, появилось немало явных неопытных профанов, желающих только лишь быстрого и легкого заработка.

На схеме обозначены:

Поз. 1 – труба стояка со стороны поступления теплоносителя. Соответственно, поз. 2 – этот же стояк, но уже со стороны обратки.

Переход с резьбовой части металлической трубы на полипропилен осуществлен с помощью фитингов (поз. 3).

Поз. 4.1 – два отрезка полипропиленовой трубы (здесь и на всех других участках необходимо использовать армированную, для горячей воды), внешним диаметром 32 мм.

Поз. 4.2 – два отрезка диаметром внешним диаметром 25 мм.

Эти отрезки ввариваются в два тройника (поз. 5), для чего могут потребоваться переходники на нужный диаметр.

Поз. 6 – сам байпас, выполненный из отрезка армированной трубы внешним диаметром 20 мм.

Поз. 7 – фитинги для перехода к металлической резьбовой части кранов.

Поз. 8 – на входе в радиатор ставится термостатический прямой кран (или клапан). Может использоваться и обычный шаровой вентиль, если нет необходимости регулировать уровень нагрева.

Поз. 9 – шаровой запорный вентиль – со стороны выхода из радиатора.

Оптимальным решением подключения к радиатору, позволяющим быстро и без особого труда провести его установку или демонтаж, будет использование муфтового соединения с накидной гайкой – «американкой» (поз. 10). Очень часто они уже входят в комплект запорно-регулировочных устройств.

Поз. 11 – радиатор отопления.

Диаметры труб могут быть и иными – это зависит от параметров стояка отопления. Но рекомендуется соблюдать соотношение, о котором упоминалось по тексту выше.

Схема сборки узла обвязки с байпасом с использованием металлопластиковых труб отличается только применением специальных пресс-фитингов вместо сварных. В остальном же перечень деталей – очень схожий. На схеме показано, что на входе в радиатор, по желанию, может устанавливаться либо запорный вентиль, либо устройство термостатического регулирования.

Если сборка узла будет вестись из стальных труб ВГП, то здесь все зависит от умения и предпочтений мастера. Это может быть сварная конструкция, но с обеспечением разъемного соединения на самих радиаторах (сгоны или, удобнее, гайки-«американки»). Вполне можно собрать этот узел и полностью на резьбовых соединениях, как, например, показано на иллюстрации ниже:

Кстати, в этом случае можно приобрести и готовую деталь – сам байпас с уже приваренными верхним и нижним горизонтальными патрубками. Такие сборки, рассчитанные на стандартные межосевые расстояния радиаторов, продаются в специализированных магазинах.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как выбрать

Еще один вопрос по теме обвязки радиаторов – а нужен ли байпас на двухтрубной системе отопления?

Нет, он там уже никакой роли не играет. Каждый радиатор – совершенно независим, так как «опирается» и на трубу подачи, и на «обратку». Подобное параллельное подключение дает возможность в любой момент отключать или даже полностью демонтировать перекрытую батарею – это никак не скажется на общей работе всей системы.

Двухтрубная система – более дорогая и сложная в монтаже, но зато преимуществ у нее намого больше. Все чаще она применяется и в многоэтажных домах, и если в вашей квартире именно такая система, то о байпасе задумываться не придется.

Правда, необходимо быть точно уверенным, что система - именно двухтрубная. Дело в том, что может ввести в заблуждение наличие второй трубы, которая всего лишь выполняет роль стояка, обеспечивающего верхнюю подачу теплоносителя, а система все равно остается при этом однотрубной. Радиатор подключён последовательно к одной трубе, и байпас в таком случае – обязателен.

В двухтрубной системе обязательно радиатор подключён к двум разным стоякам – к подаче и «обратке». Байпас в такой ситуации никакой роли играть не будет.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что собой представляют

Байпас в узле циркуляционного насоса

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии. Даже те хозяева, у которых собранные когда-то системы были рассчитаны на естественную, гравитационную циркуляцию, не отказываются сейчас и от дополнительной установки насосного узла.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора. , хотя и это выручит только на какой-то короткий период. Значит, необходимо спланировать систему отопления так, чтобы она в подобных экстремальных ситуациях могла бы переключаться на работу по принципу естественной циркуляции. И в этом помогает байпас, установленный на насосном узле.

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Циркуляционный насос системы отопления.

Преимущества принудительной циркуляции теплоносителя по контуру отопления – очевидны. Сам насос – не столь дорог, и его монтаж также не представляет особого труда. Поэтому, не сомневайтесь – прочтите специальную публикацию нашего портала, в которой вам расскажут и о том, как правильно выбрать, и как самостоятельно .

Цены на разные виды циркуляционных насосов

циркуляционный насос

Другие случаи использования байпасов в системе отопления

Байпас в коллекторном узле системы водяного «теплого пола»

В сложный по своей структуре автономных системах отопления обычно используется коллекторная схема. Особо это важно в тех случаях, когда требуется соблюсти разные показатели температуры и давления теплоносителя в различных выделенных контурах.

Как правило, это встречается в системах, включающих водяные «теплые полы». В них недопустимы высокие температуры, а точные показатели давления в каждом отдельном контуре (а их может быть даже по нескольку в одном помещении) зависят от его протяженности и диаметра использованных для укладки труб.

Чтобы добиться точной балансировки каждого контура, применяются специальные коллекторно-смесительные узды. Они обычно оснащены собственным циркуляционным насосом, специальными термостатическими приборами, обеспечивающими смешение потоков теплоносителя из труб подачи и «обратки», чтобы выйти на требуемый уровень температуры. Кроме того, они помогают сбалансировать и давление в разветвлённых контурах.

Циркуляционный насос этого модуля не может плавно менять создаваемый им напор – в лучшем случае, там предусмотрено две-три ступени регулировки. Точная настройка напора и производительности для каждого контура производится индивидуальными балансировочными вентилями. И в конструкцию некоторых подобных смесительных узлов разработчики включают еще и байпас, с собственным балансировочным клапаном.

Судя по отзывам опытных монтажников «теплых полов», некоторые из них считают байпас в этой схеме – практически лишней деталью. Действительно, можно встретить массу примеров предлагаемых в продаже смесительно-коллекторных узлов без этого элемента. Тем не менее, и он выполняет определённую роль, в частности, предохраняет циркуляционный насос модуля от перегрузки. Избыточный, невостребованный в контурах «теплого пола» напор теплоносителя просто сбрасывается через хорошо сбалансированный байпас в «обратку», предотвращая, таким образом, никому не нужные скачки давления.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что такое

Байпас, создающий «малый контур» твердотопливного котла

Если присмотреться к правильно выполненной обвязке твердотопливного котла системы отопления, то очень часто можно заметить, что в непосредственной близости от него основные магистрали подачи и «обратки» связаны перемычкой-байпасом. Для чего это нужно?

Дело в том, что работу такого котла регулировать сложнее всего, а температуры при горении твердого топлива всегда достигают, в отличие от газового оборудования, очень высоких величин. Кроме этого, процесс сгорания древесины в любом виде или угля обязательно сопровождается большим количеством дыма, содержащего массу твердых взвесей, которые оседают в виде сажи.

При запуске такого котла, на начальной стадии, когда в него поступает холодный теплоноситель, из-за очень большой разницы температур на внешних стенках теплообменника начинается массовое выпадение конденсата. А это – прямой путь к быстрому зарастанию и внутренних газовых каналов теплообменника, и дымоходной трубы сажей, так как она отлично липнет на влажную поверхность. Кроме того, подобных «термических ударов» очень не любят чугунные теплообменники котлов. А для стальных теплообменников такие перепады нередко становятся «триггером» коррозии.

Выход один – свести к минимуму по времени этот цикл прогрева, когда температура теплоносителя на входе в котёл (в «обратке») и в трубе подачи – разительно различаются. Но как это сделать, если предстоит прогреть немалый объем всей системы отопления?

Вот для этого и создается малый круг циркуляции через упомянутый выше байпас. На таком коротком участке нагрев произойдет очень быстро, и процесс выпадения конденсата прекратится. А в нижней точке байпаса, на магистрали «обратки», стоит термостатический клапан или трёхходовой кран, предустановленный на определенную температуру.

Трехходовой термостатический клапан, останавливаемый на малом контуре котла, в точке пересечения байпаса и магистрали «обратки»

Как только температура циркулирующего пока только по малому контуру теплоносителя достигнет установленного значения (обычно это около 55 – 60 ºС), клапан начнет приоткрываться и постепенно «запускать в оборот» холодную воду из магистрали обратки. Смешивание с горячей водой, поступающей через байпас, обеспечит стабильность температуры поступающей в теплообменник котла жидкости. Такой плавный выход котла на расчетную мощность помогает избежать массы неприятных последствий, и в целом – значительно продлевает срок службы оборудования и всей системы отопления.

Рассматривать установку байпасов в смесительных узлах теплых полов и в малом контуре твердотопливного котла в настоящей статье – не планируется. Во-первых, подобные работы все же должны проводиться соответствующими специалистами – самодеятельность здесь не приветствуется. А во-вторых – эти темы вполне заслуживают отдельного подробного рассмотрения, которое обязательно будет проведено и опубликовано на страницах нашего портала. Следите за выходящими статьями.