Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Большой десантный корабль на основе проекта 11711. Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен. Изменения в конструкции корабля «Иван Грен» и его грузовая вместимость

В Большой десантный корабль проекта 11711

Морской Флот России в 2013 году обеспечивал стратегическое сдерживание, привлекался к выполнению специальных задач, поставленных Верховным Главнокомандующим; значительная роль при этом отводилась большим десантным кораблям (БДК), заявил глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"В 2015 году в состав ВМФ войдет БДК "Иван Грен", а также два десантных вертолетоносных корабля-дока "Владивосток" и "Севастополь", - сообщил Шойгу.

"Тем не менее, этих мер явно недостаточно, поэтому важно уделять внимание восстановлению технической готовности кораблей данного класса", - сказал он. По его словам, "ежегодно предусматривается восстанавливать не менее двух БДК".


«Иван Грен» — российский большой десантный корабль проекта 11711, головной корабль серии.
Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году.
Проект корабля разработан в Невском Проектно-Конструкторском бюро (Невское ПКБ, г. Санкт-Петербург).

Был заложен в 2004 году на судостроительном заводе «Янтарь».

Спущен на воду 18 мая 2012 года, а в 2015 году планируется ввод в строй.

Министерство обороны России намерено приобрести шесть таких кораблей.

Большие десантные корабли проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) — тип новейших больших десантных кораблей предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 40 машин), либо до 300 десантников.

В отличие от флотов западных держав, которые выполняют самостоятельные задачи в дальних регионах, отечественный ВМФ предназначен для поддержки сухопутной армии на приморских направлениях.
Данный проект единственный в мире, где реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье.
БДК типа «Иван Грен» позволяют в короткое время высадить подразделение морской пехоты прямо на берег с бронетехникой, артиллерией, средствами ПВО и добиться тем самым внезапности.
«Иван Грен» предназначен для высадки десанта прямо на берег. Для этого БДК «садится» носовой частью на мель и распахивает в носу огромные «ворота».

БДК нового проекта меньше французского «Мистраля», поэтому гораздо лучше подходят для «закрытых» морей — Черного и Балтийского, для которых транспортные возможности «Мистраля» избыточны.

Флоту нужно как минимум 18 кораблей такого класса. Под такую группировку заточены все существующие десантные силы ВМФ. Половину этих потребностей можно закрыть четырьмя кораблями типа «Мистраль», остальные задачи должны решать небольшие корабли, такие как БДК «Иван Грен».

Пока «собратья» «Грена» не поступят на флот, ВМФ России будет вынужден использовать устаревающие десантные корабли 1960-1980-х годов в основном польской постройки, которых сейчас насчитывается 15, и три советских корабля проекта 1171 «Тапир».

Характеристики БДК проекта 11711:
водоизмещение - 5000 т
длина — 120 м
ширина — 16,5 м
осадка - 3,6 м
силовая установка — дизель 10Д49 1х4000 л.с.
скорость — 18 узлов
мощность 4000 л. с. (2,9 МВт)
дальность плавания — 3500 миль
автономность плавания — 30 суток
экипаж — 100 человек

Вооружение:

Артиллерия 1 × АК-176М
76,2-мм корабельный артиллерийский комплекс, предназначенный для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, а также легких морских и видимых береговых целей.


Основные характеристики:
Количество автоматических орудий, шт. - 1
Скорострельность, выстр./мин. - 60-120
Заряжание орудия автоматическое, унитарное
Охлаждение ствола непрерывное, наружное, прокачкой охлаждающей жидкости между стволом и кожухом
Количество личного состава, чел.: при боевом обслуживании АУ - 2, при ручном управлении - 4
Живучесть ствола, выстр. - 2000
Масса комплекса, т - 16,5
Поражение целей в зоне досягаемости артбоеприпаса по высоте (по самоликвидатору), км - 11,5
Максимальная дальность стрельбы, км - 15,5

Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М
30-мм шестиствольная автоматическая артустановка с радиолокационной (оптической) системой управления считается самой скорострельной среди 30-мм артиллерийских установок. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей и лёгких надводных сил противника.


Основные характеристики:
Масса, кг: 1 918
Скорострельность, выстр./мин: 4000-5000
начальная скорость снаряда, м/с - до 900
боекомплект, патронов - 300
масса снаряда, кг - 0,834
живучесть стволов, выстрелов - 6000
масса установки, т - 9
углы вертикального наведения, град. - от -12 до +88
углы горизонтального наведения, град. - 180 от оси корабля
дальность стрельбы по надводным целям, м - 5000
дальность стрельбы наклонная по воздушным целям, м - 4000

Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М»
122-мм корабельная система залпового огня, предназначена для поражения живой силы и техники на берегу при высадке морского десанта, поддержки его действий, а также для обороны десантных кораблей от атак кораблей противника на переходе морем. Высокая скорострельность и дальность стрельбы обеспечивают эффективную огневую поддержку морского десанта.


Основные характеристики:
Число стволов - 40
Дальность стрельбы максимальная, м - 20700
Дальность стрельбы минимальная табличная, м - 2000
Вес установки с устройствами хранения и подачи, кг - 16500
Расчёт, чел. - 2
Интервал между пусками снарядов в залпе, с - 0,5
Время заряжания от производства первого выстрела, с - 46
Время перезарядки, с - 120
Время расстрела всего боекомплекта, мин - 7,3

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-29, имеется палубный ангар.
Корабельный транспортно-боевой вертолёт, предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, транспортировки различных грузов и др.

В последние годы политика РФ в военно-морской области претерпела существенные изменения. Теперь она предусматривает деятельность ВМФ по защите национальных интересов в различных районах Мирового океана. Эффективность действий сил флота зависит, помимо прочего, и от возможностей по высадке морского десанта.

Естественно, для десантирования в удаленных районах требуются крупнотоннажные средства перевозки. Эти задачи в ВМФ традиционно возлагаются на большие десантные корабли (БДК). Новейшим представителем этого класса является БДК проекта 11711 «Иван Грен».

История создания

В конце 90-х годов на флоте возникла необходимость замены морально и физически устаревших БДК проекта1171. Эта серия строилась в 1964–1975 годах. Сейчас в строю осталось только четыре таких корабля.

В 1998 году Невское ПКБ начало разработку среднего десантного корабля проекта 11711. Флот готов был заказать серию из шести единиц. Этим кораблям предстояло действовать в прибрежной и ближней морской зонах (на удалении до 500 миль). Кроме того, предусматривалось их использование в режиме «река–море». С этой целью первоначальная конструкция давала возможность кораблю проходить шлюзы и мосты крупных рек.

Очевидно, флот предъявлял проекту столь низкие требования по финансовым причинам. Кроме того, в силе была тенденция на снижение внешнеполитического влияния России. Поэтому строительство кораблей океанской зоны считалось в ВМФ не актуальным.

Со временем командование флота пересмотрело свои требования.

Было решено увеличить водоизмещение десантных кораблей типа «Иван Грен» до 5000 т и более. Это позволило переклассифицировать их в БДК. Новым в проекте был бесконтактный способ десантирования. Он предусматривает высадку десанта по понтонной переправе, наведенной от десантного корабля к берегу.

На протяжении шестилетнего этапа работы над проектом требования к БДК неоднократно изменялись. В частности, был сокращен первоначальный состав вооружения. Из-за этого корабль лишился возможности наносить удары по берегу. Считается, что это было сделано из экономии. Но зарубежные аналоги имеют схожее вооружение, хотя и менее ограничены в средствах.


Стапельный этап строительства БДК продолжался еще восемь лет. Среди причин задержки указывается недостаток финансирования и квалифицированных специалистов. Одновременно на заводе велось строительство фрегата для ВМС Индии. Видимо, руководство предприятия отдало приоритет экспортному проекту.

Этап достройки БДК «Иван Грен», включая швартовые испытания и доковые работы, проводился в течение еще четырех лет. В этот период корабль получил экипаж и бортовой номер 135.

Испытания – ходовые и государственные – продолжались почти год. Такая задержка объясняется неудовлетворительной отработкой кораблем заднего хода. По некоторым сведениям, этот недостаток полностью не устранен. Исправить ситуацию поможет перемена местами главных дизелей на втором БДК этого проекта. Эта достаточно сложная операция займет несколько месяцев. В случае успеха переделке подвергнется и «Иван Грен».

Решение о постройке следующего корпуса – БДК «Петр Моргунов» –командование флота приняло 01.09.2014 г. Стапельный этап строительства продолжался с 11.06.2015 г. по 26 мая 2018 г. Постройка велась с применением, в основном, отечественных комплектующих.

В 2015 году командование ВМФ объявило о решении сократить серию с шести до двух единиц. Остановка программы, возможно, обусловлена несоответствием этого проекта предъявляемым требованиям. Не исключено, что флот отдает приоритет созданию универсальных десантных кораблей.

Особенности проекта 11711

В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.

Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.

Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).

При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.

Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.

Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.

Есть также возможность высадки с помощью двух десантных катеров и двух многоцелевых вертолетов Ка-29.

Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.


Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:

  • 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
  • виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
  • реверсивный редуктор РРП6000;
  • цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
    Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.

Вооружение

В отличие от своих предшественников БДК проекта 11711 имеет только зенитно-артиллерийские комплексы (ЗАК). В их числе ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» в носовой части надстройки и два АК-630М в кормовой части вертолетного ангара. Их основное назначение – борьба с противокорабельными ракетами противника.

В основе обоих комплексов автоматическая шестиствольная пушка калибра 30 мм АО-18.

Она обеспечивает дальность стрельбы по воздушным целям до 4000 м и скорострельность до 5000 выстрелов в минуту.

ЗАК АК-630М-2 «Дуэт» – двухавтоматная установка с возможностью применения одного или двух автоматов одновременно. Ее скорострельность достигает 10 тыс. выс./мин. Управление стрельбой осуществляется системой «Вымпел-АМ2» по данным РЛС МР-123АМ2.


Также может использоваться лазерный целеуказатель КМ-11-1 совместно с дальномером ЛДМ-1 «Крейсер».

Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей

Проект 11711 1171 775М Тип 072-III (Китай)
Год выпуска 2018 1964–1975 1974–1991 2003–2005
Водоизмещение
– стандартное
– полное

3040
4360

2768
4080

3430
4170
Размерения
– длина
– ширина
– осадка

120
6,5
3,6

113
15,6
4,15(6,15)

112,5
15
3,7

119,5
16,4
2,8
Скорость 18 16 17,5 18
Дальность 3500 (на скорости 16 уз.) 4800 (12 уз.) 3500 (16 уз.)
4000 (12 уз.)
3000 (14 уз.)
Автономность, сут. 30 20 30 30
Экипаж, чел. (офицеров) 100 69 55 (5) 87(8) 104
ГЭУ 2 Д × 5200 л.с. 2 Д × 4500 л.с. 2 Д × 9600 л.с. 2 Д × 4745 л.с.
Вооружение 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»;
2×6 30-мм АК-630;
2 × 14,5 мм МТПУ «Жало»
1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б,
2 × 2 25-мм автомата 2M-3M;
2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС)
1 АК-176;
2 × АК-630М;
2 × РСЗО А-215 «Град-М»
(320 НУРС);
2 × ПЗРК «Стрела-3»
1×2 37-мм АУ Tип 76F;
ПЗРК
Десантовместимость:
– ОБТ / БТР
– десантников

13 / 36
300

20 / 47
440

10 /12
340

10/н.д.
120
Авиация 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» нет нет верт. площадка
Построено 1 14 28 9
В строю 1 4 16 9

* В западной прессе указывается полное водоизмещение проекта до 6000–6600 т.

От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).


Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.

По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.

Боевой путь

Ввиду непродолжительного срока службы БДК «Иван Грен» удалось поучаствовать только в двух военно-морских парадах 2017 и 2018 гг.

Оценить перспективу проекта 11711 можно исходя из его преимуществ и недостатков.

Новый проект по своим ТТЭ принципиально не отличается от предшественников. Основными преимуществами БДК типа «Иван Грен» являются:

  • вертолетный ангар;
  • средства для бесконтактной высадки десанта;
  • улучшенная обитаемость.

Всего этого можно было достичь в рамках модернизации существующих проектов БДК. Что касается авиационных возможностей, то по ним «Иван Грен» не сравнится с десантным вертолетоносцем. Возможность транспортировки стандартных контейнеров нельзя серьезно считать преимуществом. Для этого давно придуманы контейнеровозы.

К недостаткам проекта 11711 можно отнести:

  • моральное устаревание;
  • невозможность размагнитить корпус в соответствии с проектным заданием;
  • недостаточная прочность конструкции корпуса;
  • проблемы заднего хода.

В итоге, Северный (121 бригада десантных кораблей) и Черноморский флоты получат по одному новому десантному кораблю. Это будет незначительное (на одну единицу) усиление, а не качественный скачок в области десантных возможностей ВМФ.


Между тем руководство завода «Янтарь» рассматривает экспортные перспективы десантных кораблей проекта 11711. Но внешний рынок выдвигает повышенные требования к БДК:

  • полное водоизмещение – не менее 6000 т;
  • десантовместимость – до 500 морских пехотинцев;
  • оборудование корабля док-камерой для десантного катера на воздушной подушке.

Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

Процесс и результат работы по созданию этого проекта является примером непродуманного подхода к строительству флота. Имело место простое пополнение морально устаревших кораблей слегка модернизированными аналогами.

Очевидно, что необходимость действовать в Океанской зоне требует качественного повышения боевых возможностей флота. Полумеры в виде большого десантного корабля «Иван Грен» или «москитного» флота с ракетами «Калибр» – пустая трата денег. Перспективным направлением, к примеру, может стать строительство универсальных десантных кораблей проекта «Прибой».

Видео


БОЛЬШОЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ «ИВАН ГРЕН» ПРОЕКТА 11711

LARGE LANDING SHIP «IVAN GREN» PROJECT 11711

16.04.2019


Два больших десантных корабля (БДК) проекта 11711, о закладке которых 9 апреля объявил министр обороны Сергей Шойгу, получат названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Об этом в понедельник сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Решением заказчика два новых БДК проекта 11711, о закладке которых недавно сообщил министр, будут носить имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин», — сообщил собеседник агентства.
9 апреля на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны сообщил, что 23 апреля на судостроительном заводе «Янтарь» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) в Калининграде будут заложены два больших десантных корабля проекта 11711 типа «Иван Грен». По словам Шойгу, новые корабли «планируется ввести в состав ВМФ до 2025 года».
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. С апреля 1943 года командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией. Отличился успешной десантной операцией по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года, проведенной под его руководством.
Василий Трушин — советский военачальник, генерал-майор, Герой Советского Союза. В августе 1945 года отличился во время успешной десантной операции по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР. 14 сентября 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с японскими войсками, удостоен звания Героя Советского Союза.
ТАСС

18.04.2019


Первый экспедиционный корабль на базе большого десантного корабля «Иван Грен» должен быть построен к 2024 году, однако его необходимо перепроектировать. Об этом в среду журналистам сообщил президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов на экспертном заседании по экспортному потенциалу российской судостроительной продукции.
«Нас торопят, мы хотим закончить все в 2024 году. Но это такая тяжелая история, потому что его придется перепроектировать», — сказал Рахманов, отметив, что речь идет именно о постройке экспедиционного корабля на базе «Ивана Грена».
ТАСС

24.04.2019


В Калининграде, на Прибалтийском судостроительном заводе (ПСЗ) «Янтарь» прошла торжественная церемония закладки двух больших десантных кораблей (БДК) проекта 11711 получивших имена «Владимир Андреев» и «Василий Трушин».
В торжественных мероприятиях, которые состоялись в одном из эллингов судостроительного предприятия приняли участие заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин, командующий Балтийским флотом адмирал Александр Носатов, работники завода, представители ВМФ РФ, Объединённой судостроительной корпорации, духовенства и органов власти Калининградской области.
Вице-адмирал Игорь Мухаметшин и адмирал Александр Носатов под звуки военного оркестра прикрепили закладные таблички на секции будущих кораблей.
Десантные корабли проекта 11711 предназначены для высадки десанта, перевозки техники и оборудования. На них могут поместиться 13 основных танков, 36 БТР или БМП, либо 300 военнослужащих десанта. На вооружении стоят шестиствольные автоматические пушки калибра 30 миллиметров. Длина корабля — 120 метров, ширина — 16,5. Головной корабль «Иван Грен» вошёл в состав ВМФ РФ в июне 2018 года.
Владимир Андреев — советский адмирал, участник Великой Отечественной войны. Он командовал Северо-Тихоокеанской военной флотилией и провел успешную десантную операцию по захвату Южного Сахалина и Курильских островов в августе-сентябре 1945 года.
Под руководством Героя Советского Союза генерал-майора Василия Трушина в августе 1945 года прошла десантная операция по захвату города и японской военно-морской базы Сейсин на территории нынешней КНДР.
Пресс-служба Западного военного округа


МОСКВА, 29 дек - РИА Новости, Андрей Станавов. Три сотни вооруженных до зубов морпехов, 13 основных боевых танков или - на выбор - около 40 БТР/БМП, а также два транспортно-десантных вертолета. Такая мини-армия свободно умещается на борту большого океанского десантного корабля (БДК) проекта 11711 "Иван Грен". До конца года на нем поднимут Андреевский флаг, и "Грен" официально войдет в состав Северного флота. Этот "десантник" - первый российский корабль такого класса, способный обеспечивать высадку людей и тяжелой техники без контакта с берегом. О том, в чем он превзошел своих предшественников и какое место займет во флоте, - в материале РИА Новости.

Морпехи с доставкой

Если не считать флотилии малых и средних десантных кораблей, то только БДК сегодня в составе ВМФ числится около двух десятков. Это корабли советских проектов 775 (типа "Цезарь Куников") и 1171 (типа "Николай Фильченков"). Если первые еще относительно молодые, то возраст вторых уже приближается к почтенному. К примеру, "Саратов" был спущен на воду в 1964-м. И хотя корабли регулярно ремонтируются, очевидно, что уже очень скоро им потребуется замена. "Иван Грен" - прямой потомок БДК проекта 1171 "Тапир", а точнее, его развитие. Даже по основным характеристикам они схожи: смахивающий на сухогруз "дедушка" тоже обладает солидным водоизмещением и может перевезти 300 морских пехотинцев и два десятка танков.

Плоскодонные корабли проекта 755 польской постройки, которые сейчас составляют основу флота БДК, уступают "Ивану Грену" по габаритам и вместимости. Для сравнения: полное водоизмещение нового корабля - 5000 тонн против 4080 у польского "собрата". Кроме того, он на восемь метров длиннее, на полтора метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Если "Цезарь Куников" может вместить 190 морпехов и десять танков (или 24 бронетранспортера), то "Грен" - 300 и 13 соответственно. Корабли 775-го проекта строили двумя сериями, причем, планировалась третья - специально под перевозку газотурбинных танков Т-80. Примечательно, что головной БДК этой серии назывался "Контр-адмирал Грен". Его успели заложить в Гданьске, но после распада СССР разрезали на металл.

Колонна бронетранспортеров идет к большому десантному кораблю с целью погрузки на него на учениях морской пехоты Тихоокеанского флот / © РИА Новости / Виталий Аньков

Пушки и "Катраны"

Новый БДК несколько превосходит корабли проекта 755 не только про грузоподъемности, но и по мощи бортового вооружения. В дополнение к АК-176М и АК-630М-2 "Дуэт" (10 тысяч выстрелов в минуту) он несет две установки реактивной системы залпового огня А-215 "Град-М" калибра 122 миллиметра. Каждая включает в себя лазерный дальномер, систему управления, 40 направляющих и забрасывает реактивные снаряды на дальность до 20 километров со скорострельностью две штуки в секунду. Массированный удар "Града" буквально сметает живую силу и легкую бронетехнику противника. Таким образом, корабль в состоянии даже без поддержки других сил флота прикрыть высадку десанта плотным ракетно-артиллерийским огнем. Защититься от вражеских ракет ему помогут несколько пусковых установок комплекса радиоэлектронного подавления. Хотя, как правило, корабли такого класса применяются не в одиночку, а в составе мощной десантной группы.

Для строительства "Грена" применялись новейшие разработки в кораблестроении, использовались высокопрочные материалы и даже технологии снижения заметности. Ограничений по типам перевозимой боевой техники практически нет, лишь бы ее суммарная масса не превышала допустимую. БДК может транспортировать танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояния до 3,5 тысячи морских миль. Все это хозяйство размещается на так называемой танковой палубе. Технику можно погрузить разными способами: портальным или палубным краном, также она своим ходом может заехать по кормовой аппарели. Кроме того, БДК может перевозить стандартные 20-футовые морские контейнеры. В кормовой надстройке оборудован ангар для десантно-транспортного вертолета Ка-29 или ударного Ка-52К "Катран".

Большой десантный корабль "Иван Грен" / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Мост на берег

Фирменная "фишка" "Грена" - так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье. Для этого из распахнутых носовых ворот один за другим на воду выталкиваются инженерные понтоны, которые в сцепленном виде образуют мост. Он "стыкуется" с береговой линией и служит переправой для тяжелой техники и морских пехотинцев. Такая схема позволяет сохранять дистанцию между кораблем и берегом и снижает риск сесть на мель. Легкие плавающие БМП, БТР и БМД можно выпускать прямо в море как с кормы, так и с носа: они доберутся до берега самостоятельно. Интересно, что непосредственно перед высадкой танки и БМП обычно работают на холостом ходу, и десантный трюм быстро заполняется выхлопными газами. Чтобы десантники не отравились, открывают верхний грузовой люк. Высадка десанта возможна при волнении моря до четырех баллов.

"Сердце" БДК - два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 лошадиных сил. Он разгоняют корабль до максимальной скорости в 18 узлов. В автономном плавании "Грен" может находиться до месяца. Для экипажа численностью около 100 человек и морпехов предусмотрены достаточно комфортные условия размещения в каютах и кубриках, имеется даже тренажерный зал.

Большой десантный корабль "Иван Грен" вышел в море на ходовые испытания / © РИА Новости / Игорь Зарембо

Иван Грен" - головной корабль проекта 11711. Невское проектно-конструкторское бюро работало над ним несколько лет, проект неоднократно переделывали под меняющиеся требования Минобороны. Постройкой занимался Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь". Там же сейчас достраивается второй корабль серии - "Петр Моргунов". Его планируется передать флоту в 2018 году. Больше таких кораблей строить не будут - командование отказалось от них в пользу еще более крупных и вместительных.

Большие десантные корабли - это универсальные рабочие лошадки, без которых не обходится ни одна серьезная войсковая операция на территории стран, имеющих выход к морю. Именно на них в 1986-м эвакуировали граждан СССР из охваченного огнем гражданской войны Йемена, а в начале 1990-х - личный состав советской военно-морской базы Нокра из Эфиопии. Во время грузино-абхазского конфликта из зоны боевых действий на "десантниках" вывозили беженцев и российских туристов. В 1999-м БДК Черноморского флота участвовали в переброске российского контингента миротворческих сил в Югославию, а в августе 2008-го – высаживали десант в грузинском порту Поти. Важнейшую роль эти корабли сыграли в операции Вооруженных сил России в Сирии. Кроме перевозки грузов, людей и техники, БДК могут также эффективно применяться для постановки морских мин.

Большие десантные корабли "Николай Вилков" (слева) и "Адмирал Невельской" высаживают морской десант во время двухсторонних учений на полигоне Клерк в Приморском крае / © РИА Новости / Виталий Аньков

Большой десантный корабль проекта 11711 "Иван Грен", строящийся на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь", не могут передать флоту из-за проблем с задним ходом. Испытания приостановлены до конца января. Об этом Mil.Press FlotProm сообщил источник в отрасли, знакомый с ситуацией. Он добавил, что корабль выйдет в море в конце месяца.

По его словам, проблемы с реверсом остаются единственным серьезным препятствием перед сдачей корабля ВМФ России, которую планировали провести еще в декабре 2017 года.


Флотский источник, знакомый с ситуацией, рассказал корреспонденту Mil.Press FlotProm, что решение отложить передачу "Грена" флоту приняли на профильном заседании научного совета ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия" 26 декабря.

Он добавил, что у корабля нашли "семь существенных проблем, которые нужно решать – часть бумажно, другую – после доработок". При этом, сказал источник, перерыв в испытаниях "Грена" объявил лично председатель госкомиссии. Следующее заседание запланировали на 1 февраля, после чего решения проанализируют и подпишут.
"Корабль можно было подписать в декабре, но флот прикрывает себя от возможных проблем в будущем, – сказал он. – У "Грена" раньше были определенные проблемы с мореходностью и остойчивостью, но их решили. Осталась проблема с управляемостью при движении задним ходом".

В пресс-службе "Янтаря" затруднились ответить на вопрос корреспондента Mil.Press FlotProm. Официальный представитель ВМФ России капитан I ранга Игорь Дыгало на звонок не ответил.

Двигатель "Грена" – дизель Д1049 – изготовили на Коломенском заводе. С винтом его связывает редуктор производства ПАО "Звезда". По словам высокопоставленных источников на Коломенском заводе, о проблемах с двигателем им неизвестно. "Значит, дело в редукторе или же неисправность не носит фатального характера и устранима", – сказал корреспонденту Mil.Press FlotProm один из источников.

С главой предприятия Павлом Плавником связаться не удалось. Позднее, 17 января, в пресс-службе "Звезды" сообщили Mil.Press FlotProm, что проблем редуктором нет.

Гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов – проектанта "Грена" – заявил Mil.Press FlotProm, что "определенные проблемы есть только со скоростью заднего хода".
Источник на одном из отечественных предприятий-проектантов жестко раскритиковал мореходные качества БДК "Иван Грен" и поставил под сомнение необходимость серийного строительства кораблей этого проекта. Он подчеркнул, что корабль создавался для действия в зонах "река-море" для переброски десанта с разных театров военных действий, а его габариты изначально привязывали к параметрам шлюзов Волгодона и высоте мостов.

"Проект 11711 задумывался как замена небольшим устаревающим БДК проекта 775, его буквально "слепили", – сказал кораблестроитель. – Когда ограничение для класса "река-море" отпало, надстройку БДК увеличили. В результате этого и других конструктивных изменений остойчивость корабля значительно ухудшилась".

Справка Mil.Press FlotProm

"Иван Грен " – головной корабль проекта 11711, разработанного Невским ПКБ. Заложен на прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в декабре 2004 года, а спущен на воду только в мае 2012 года.

При длине корпуса 120 метров и ширине 16,5 метра БДК проекта 11711 имеют водоизмещение 5 тысяч тонн. Скорость – до 18 узлов. Численность экипажа – 100 человек. Корабль сможет перевозить на борту 13 танков или 36 БМП, а также до 300 десантников.

БДК вооружают тремя 30-мм шестиствольными артустановками АК-630. На палубе базируется один поисково-спасательный вертолет Ка-27 или транспортно-боевой вертолет Ка-29.