Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Переход с хода на ход в зависимости от дистанции. Какие виды перехода с одновременных ходов на попеременные применяются в лыжном спорте? Обучение переходу со свободным движением рук

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Красноярский государственный

педагогический университет им. »

Методика обучения классическим лыжным ходам и переходам

Красноярск 2006

Составитель:

Старший преподаватель кафедры зимних видов спорта

Рецензент:

Канд. пед. наук, доцент кафедры зимних видов спорта

Работа предназначена для студентов факультета физической культуры и спорта, студентов техникумов физической культуры, студентов училищ Олимпийского резерва, преподавателей и специалистов в области физической культуры и спорта.

Красноярский государственный педагогический университет

2006

ВВЕДЕНИЕ

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжи­тельная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.

Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутиз­ны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает поло­жительное воздействие на развитие и укрепление функциональ­ных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосуди­стую, дыхательную и нервную.

Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дози­руется как по объему, так и по интенсивности. Это позволяет ре­комендовать лыжи как средство физического воспитания для лю­дей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физиче­ской подготовленности.


Выполнение умеренной мышечной работы с вовлечением в движение всех основных групп мышц в условиях пониженных температур, на чистом морозном воздухе заметно повышает со­противляемость организма к самым различным заболеваниям и положительно сказывается на общей работоспособности.

Прогулки и походы на лыжах в красивой лесистой и разнооб­разной по рельефу местности доставляют большое удовольствие и эстетическое наслаждение, оказывают положительное влияние на нервную систему, улучшают общее и эмоциональное состояние ор­ганизма, повышают умственную и физическую работоспособность.

Исключительно велико и воспитательное значение передвиже­ния на лыжах. Во всех видах занятий на лыжах - на уроках, на тренировках, на соревнованиях или просто на прогулках - успешно воспитываются важнейшие морально-волевые качества: смелость и настойчивость, дисциплинированность и трудолюбие, способ­ность к перенесению любых трудностей, что особенно важно в под­готовке юношей к службе в рядах Вооруженных Сил РФ.

Лыжи имеют большое прикладное значение в быту и на раз­личных работах в условиях длительной и снежной зимы в север­ных и восточных районах страны, где используются охотниками, геологами, связистами, лесниками.

Доступность лыжного спорта делает его очень популярным среди людей любого возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лыжные ходы используются для передвижения по равнине и по пересеченной местности и отличаются друг от друга по вариантам работы рук, количеству шагов в цикле хода. По первому признаку ходы разделяются на попеременные и одновременные. В попере­менных ходах отталкивание руками выполняется поочередно, в одновременных ходах толчок выполняется двумя руками в одно и то же время. По второму признаку ходы разделяются на бесшажные - передвижение происходит только за счет отталкивания пал­ками, без движения ног; одношажные - в цикле хода только один скользящий шаг и толчок палками; двухшажные - в цикле хода два скользящих шага;

Указанные два признака и определяют классификацию всех лыжных ходов, применяемых в лыжных гонках : попеременный двух шажный, попеременный четырехшажный, одновременный бесшажный, одновременный двухшажный. Различают два варианта одновременного одношажного хода: ос­новной и скоростной. Последний вариант хода иногда называют стартовым.

Спортсмены-новички и недостаточно квалифицированные лыж­ники обычно используют все способы передвижения на лыжах, что позволяет более экономно расходовать силы в зависимости от внешних условий и в то же время поддерживать необходимую скорость передвижения. У спортсменов высокой квалификации выбор способов передвижения определяется главной задачей со­ревнований - достижением максимальной скорости. В этом случае они используют лыжные ходы, обеспечивающие в первую очередь высокую скорость передвижения по лыжне: попеременный двух­шажный, одновременный бесшажный и одновременный одношажный (стартовый).

Другие способы передвижения - одновременный двухшажный, попеременный четырехшажный - сильнейшие гонщики применяют редко. Вместе с тем сужение круга применяемых лыжных ходов у силь­нейших спортсменов требует высокой физической и функциональ­ной подготовленности, что обеспечивается дальнейшим совершен­ствованием системы тренировки в лыжных гонках.

Трассы лыжных гонок за последние годы стали значительно сложней.

Усложнение трасс требует от гонщиков не только высокой общей, специальной и волевой подготовленности, но и владения достаточно широким арсеналом способов передвижения, позволяющим, не снижая скорости, перейти с одного способа хода на другой.


Ведущие лыжники-гонщики чередуют технику ходов не только когда этого требует рельеф местности.

Наблюдения показали, что сильнейшие лыжники во время гонки на 15 км 150 – 270 раз меняют одновременные ходы на попеременные и наоборот, а в гонке на 50 км – до 600 –650 раз.

Неумение ритмично, не нарушая непрерывности движения, перейти с одного способа хода на другой влечет за собой повышение нервной стимуляции и мышечной активности гонщика, сбивает с темпа и вызывает потерю скорости. Потеря скорости во время смены хода даже на 0,1 сек. дает весьма внушительный проигрыш во времени: на дистанции 15 км – 15 – 20 сек., на 50 км – более минуты.

Для совершенствования техники владения лыжами гонщику необходим большой диапазон движений, который позволит передвигаться свободно и ритмично на самом сложном рельефе местности.

Изменение рельефа местности и условий скольжения, а также утомление лыжника из-за однообразной работы вызывают необходимость периодически менять лыжные ходы. Существует несколько различных способов перехода с одного хода на другой. Чаще лыжники-гонщики применяют следующие переходы – это переходы с одновременных ходов на попеременный двухшажный ход:

1. переход «со свободным движением рук»

2. «прямой переход»

3. переход с «прокатом».

При смене техники попеременного двухшажного хода на одновременные ходы применяются:

1. переход «без шага»

2. переход «через шаг»

Целесообразность применения того или иного способа перехода зависит от ряда условий, и в первую очередь от технической подготовленности. Главное перейти на другой ход быстро без потери времени, а это можно сделать в том случае если во время перехода не будет лишних движений, и сохранится относительная равномерность движений.

Обучение переходам производится после освоения техники классических ходов. Сначала изучаются наиболее часто применяемые переходы с попеременного двухшажного хода на одновременные ходы, а затем наоборот.

При обучении обращается внимание на слитность движений и своевременность перехода при изменении рельефа местности и условий скольжения.

ОБУЧЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИМ ЛЫЖНЫМ ХОДАМ

При определении последовательности в обучении способам передвижения на лыжах необходимо прежде всего знать, какие умения и навыки лыжника являются общими для всех способов передвижения на лыжах. Ведущими элементами при передвижении на лыжах являются толчки ногой и рукой, скольжение на одной лыже, выполняемые в правильной посадке и своевременном переносе веса тела с лыжи на лыжу. Умение в движении свободно переносить вес тела с лыжи на лыжу требуется в любых ходах. Поэтому обучение технике передвижения на лыжах должно начинаться с овладения именно этими умениями и навыками. Тем, кто никогда не передвигался на лыжах, выполнение скользящего шага и уверенного спуска со склона довольно сложно. Новичкам в первую очередь необходимо овладеть лыжами как снарядом (развивать «чувство лыж», научится перемещать их по снегу и по воздуху, не перекрещивая и не уводя в стороны, развивать чувство сцепления лыжи со снегом «чувство снега», научиться использовать опору при отталкивании лыжей от снега и переносить вес тела с одной лыжи на другую. Чтобы решить эти задачи, рекомендуется использовать ряд подводящих упражнений и наиболее простые способы передвижения на лыжах.

1. – опираясь на палки, перенос массы тела с одной ноги на другую, в начале не отрывая лыжи от опоры, затем поочередно слегка приподнимая их (рис 1.)

2. – поочередное поднимание согнутой ноги с удержанием лыжи параллельно лыжне, затем ходьба на месте (с опорой и без опоры на палки) (рис 2,3).

https://pandia.ru/text/80/133/images/image002_38.gif" width="90" height="169 src=">.jpg" width="228" height="184">.jpg" width="180" height="207 src=">

рис 4. рис 5. рис 6.

6. – поочередное поднимание пятки лыж, выполнять движение лыжи вверх, вниз, вправо и влево не отрывая носка лыжи от снега (рис 7).

7. – поворот переступанием на месте вокруг носков лыж, при котором приподнимают и переставляют вправо или влево только пятки лыж, а носки остаются на месте (рис 8)

8. – поочередные махи слегка согнутой ногой назад и вперед (с опорой и без опоры на палки)

9. – небольшие прыжки на месте с ноги на ногу (палки на весу кольцами назад) (рис 9).

https://pandia.ru/text/80/133/images/image010_11.jpg" width="120" height="195 src=">

рис 7. рис 8. рис 9.

10. – поворот на месте махом левой (правой) лыжей.

11. – поворот на месте прыжком с опорой и без опоры на палки.

12. – ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу без палок.

13. – то же с палками, среди деревьев и кустарников, вслед за преподавателем, постоянно меняющим направление.

14. – спуски в основной стойке с пологих ровных склонов.

15. – то же с выполнением различных заданий при спуске (приседание, поочередно переносить вес тела, не отрывая и отрывая от снега лыжу.

Обучение этим упражнениям обычно не вызывает затруднений, достаточно показать упражнение и объяснить характер его выполнения. Как только освоили общие основы владения лыжами надо переходить к обучению классическим лыжным ходам.

1.2. Обучение попеременному двухшажному ходу.

Задача I. Изучение скользящего шага – передвижения на лыжах без палок.

1. Освоение стойки лыжника

Средства: 1) Многократное выполнение стойки (посадки) лыжника на месте (положение при котором масса тела равномерно распределена на обе лыжи, ноги слегка согнуты в коленях, туловище слегка наклонено вперед, руки опущены (рис 10). 2) То же но с работой руками (правая рука слегка согнута в локтевом суставе – впереди, кисть на уровне глаз, обращена ладонью внутрь, локоть опущен; левая рука отведена назад, ладонь раскрыта внутрь, и смена положений рук маховыми маятникообразными движениями (рис 11). 3) Спуски в основной стойкие с пологих ровных склонов.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image014_6.jpg" width="160" height="184 src=">

рис 10 рис 11

Методические указания: при выполнении упражнений обратить внимание на степень сгибания ног, положение туловища, головы, распределение веса тела, положение таза над опорой. Руки работают строго параллельно, расслабленно, по оптимальной амплитуде, избегать вертикальных покачиваний.

2. Изучение толчка ногой

Средства: 1) Отталкивание лыжей на месте из И. П. выпада, масса тела на толчковой ноге находящейся сзади и слегка согнутой; отталкиваться в направлении вперед вверх одновременно выпрямляя ногу в коленном суставе (с опорой на две палки и без опоры). 2) Маховые маятникообразные движения правой (левой) ногой вперед – назад из И. П. стойки лыжника с опорой на палки, масса тела на левой (правой) лыже. 3) Передвижение скользящим шагом с акцентом на отталкивание поочередно вначале правой ногой, затем левой ногой (самокат) (рис12). 4) Поочередные толчки ногами из правильной посадки в пологий подъем 2-3°. 5) Коньковый ход под уклон 2-3° и на равнине.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image017_6.jpg" width="288" height="152">.jpg" width="300" height="138">DIV_ADBLOCK132">

Средства обучения: 1) имитация по разделениям на два счета. Исходное положение – окончание толчка палками: на счет «раз» - принимается стойка лыжника, руки слегка согнуты в локтях и вынесены вперед – кисти рук на уровне головы (палки кольцами к себе); на счет «два» - принимается исходное положение (рис 18).

Методические указания: толчок начинается с наклона туловища (навала) на палки, то есть важно создать жесткую систему передачи усилий отталкивания на скользящие лыжи (руки –туловище – ноги – лыжи) и заканчивается резким выпрямлением рук. В момент обозначения отталкивания руками ноги в коленных суставах не сгибать.

Задача 2. – обучить техники хода в целом и совершенствовать ее.

Средства обучения: 1) Передвижение одновременным бесшажным ходом под уклон 2-3°. 2) То же на равнине. 3) Прохождение отрезков 40 – 50 м. одновременным бесшажным ходом при минимальном числе отталкиваний палками. 4) Прохождение отрезков 40 – 50 м. на скорость. 5) Передвижение одновременным бесшажным ходом в различных условиях.

Методические указания: в начале выполнять ход медленно при контроле граничных поз начало и окончание толчка руками. Задание выполняется при наличии плотной опоры для палок. По мере овладения хода включать его как соревновательный элемент.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image024_5.jpg" width="252 height=134" height="134">.jpg" width="147" height="161 src=">

И. П. «раз» «два»

Рис 19. Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)

Задача 1. – научить занимающихся согласовывать движения работы рук и ног.

Средства обучения: 1) Имитация одновременного двухшажного хода по разделениям на три счета. Из исходного положения – окончание толчка палками; на счет «раз» - сделать толчок левой (правой) ногой, руки с палками вынести вперед кольцами к себе; на счет «два» - сделать толчок правой (левой) ногой нижние концы палок продолжают движение вперед (кольцами от себя); на счет «три» - обозначить толчок палками и приставить толчковую ногу к опорной (рис 20). 2) Слитная имитация хода; 3) Передвижение одновременным двухшажным ходом под уклон.

Методические указания: обучение синхронному выполнению движения ног и рук здесь облегчено, поскольку занимающиеся овладели одновременным одношажным ходом (скоростной вариант).

Задача 2. – совершенствовать технику хода в целом.

Средства совершенствования: 1) Передвижение одновременным двухшажным ходом под уклон; 2) То же на равнине; 3) То же в пологий подъем при различном состоянии снежного покрова и с разной скоростью.

Методические указания: при совершенствовании техники хода обратить внимание на законченность толчков ногами и руками, на ритм движений. При подсчете (раз, два) следует произносить более протяжно, (три) – короче.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image029_4.jpg" width="157" height="132 src=">.jpg" width="192" height="155">.jpg" width="192" height="158">.jpg" width="227" height="136">.jpg" width="201" height="134">.jpg" width="158" height="139 src=">

Исходное положение «раз» «два» «три»

Рис 24. Прямой переход.

2.5. Обучение переходу с прокатом

Переход с одновременных ходов к технике попеременного двухшажного хода.

Задача 1. Овладение согласованностью движений рук и ног.

Средства:

1. Имитация движений перехода на месте. Из исходного положения - окончания толчка руками в одновременных ходах. На счет «раз» - толчок левой ногой, левая палка вынесена вперед кольцом к себе, а правая палка вынесена вперед кольцом от себя. На счет «два» - толчок правой ногой и левой рукой (правая палка принимает положение кольцом к себе). В результате чего принимается положение одноопорного скольжении, характерное для начала передвижения попеременным двухшажным ходом (Рис 25.).

2. То же на лыжах и с палками.

3. То же со скольжением.

Методические указания: в начале обучения выполнять переход под счет «раз-два», а затем слитно на лыжне под уклон 2-3 градуса.

Задача 2. Изучение перехода с прокатом в целом и его совершенствование.

Средства:

1. передвигаясь одновременным одношажным ходом (стартовый вариант) выполнить переход с прокатом и продолжать передвигаться попеременным двухшажным ходом.

2. Выполнить переход с прокатом после передвижения одновременным бесшажным ходом.

3. После двух – трех циклов одновременного одношажного хода (стартовый вариант) выполнение перехода с прокатом и затем выполнив два-три цикла попеременного двушажного хода – выполнить переход без шага на одновременный одношажный ход (стартовый вариант).

Методические указания: следует учить занимающихся переходу с прокатом, как с толчка правой ногой, также и левой ногой.

https://pandia.ru/text/80/133/images/image046_0.jpg" width="167" height="127 src=">

Исходное положение «раз» «два»

Рис 25. Переход с прокатом

Заключение.

Техника лыжника включает более 50 способов передвижения на лыжах. Причем и начинающие, и квалифицированные лыж­ники постепенно овладевают всем многообразием движений, т. к. выбор способа зависит прежде всего от многочисленных внеш­них природных факторов, среди которых наиболее существенны­ми для лыжника являются рельеф местности и состояние снеж­ного покрова. Естественная смена способов передвижения нару­шает цикличность двигательной деятельности. Благодаря осво­бождению от утомительно монотонного однообразия движений занятия лыжами выгодно отличаются от бега, ходьбы, плавания, гребли, бега на коньках, езды на велосипеде .

Техника передвижения на лыжах - чрезвычайно динамична. Бесконечный процесс технического совершенствования нацелен в первую очередь на экономизацию движений.

Обучение технике начинают с подготовительных упражнений по освоению со снежной средой, овладению лыжным инвентарем, механизмами скольжения и сцепления лыж со снегом, координа­цией маховых и толчковых движений ногами и руками в условиях единой биомеханической системы (лыжник - лыжи - палки), про­стейшими правилами безопасности при занятиях на лыжах.

Овладеть совершенной техникой лыжника можно только в передвижении на лыжах по снегу.

Введение

Пояснительная записка

Классификация классических лыжных ходов и переходов с одного хода на другой.

Обучение классическим лыжным ходам

1.1 Методика начального обучения

1.2. Обучение попеременному двухшажному ходу.

1.3. Обучение одновременному бесшажному ходу.

1.4. Обучение одновременному одношажному ходу (скоростной вариант)

1.5. Обучение одновременному двухшажному ходу

Обучение перехода с одного хода на другой в классических лыжных ходах

2.1. Обучение переходу без шага

2.2. Обучение переходу через один шаг.

2.3. Обучение переходу со свободным движением рук

2.4 Обучение прямому переходу

2.5. Обучение переходу с прокатом

1. , Сергеев спорт. Учебник для институтов и техникумов физической культуры – М: ФиС 1989г.

2. Ермаков лыжных ходов. Смоленск. 1989г.

3. , Гросс лыжника-гонщика. М: ФиС 1971г.

4. Бутин спорт. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М: Издательский центр «Академия» 2000г.

5. Кудрявцев спорт. Учебник для техникумов физической культуры. Изд. 2-е, перераб., и доп. – М: ФиС 1983г.

6. Основы техники лыжных ходов. Тарту 1990г.

7. Раменская подготовка лыжника. – М: ФиС 2000г.

8. Раменская подготовка лыжника. – М: Спорт Академ Пресс 2001г.

Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее при передвижении на лыжах утомление из-за однообразной работы требуют от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позволяет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода.

Целесообразность их применения зависит в основном от конкретных условий участка трассы и от технической подготовленности лыжника. В практике лыжных гонок и туризма в настоящее время используются несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременные: переход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попеременного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один и два шага. Главное требование - перейти на другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более без остановок в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы 0,1 с при каждом переходе (а сколько раз лыжнику приходится менять ход в гонке на 15 км!), может обернуться проигрышем до нескольких десятков секунд.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Рис. 1. Переход с попеременного на одновременный ход (прямой)


Переход без шага (рис. 1) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка в отличие от попеременного двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.
2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.
3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.
4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с "навалом" туловища.
5. Продолжается толчок палками, маховая нога приближается к опорной.
6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги. Лыжник таким образом перешел на одновременный ход. Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении.

Рис. 2. Переход с попеременного на одновременный ход


Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг (рис. 2) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединяется к правой перед постановкой их на снег.
6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.
7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.
8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.

Перечисленные способы позволяют без задержки сменить лыжные ходы. Лыжники, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение позволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему движений.

Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно-тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками с различными условиями скольжения, чтобы это диктовало необходимость частого перехода с хода на ход.

При выполнении переходов встречаются следующие основные ошибки: отсутствие согласованности движений в выносе и постановке палок на снег с отталкиванием ногами; отсутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.

Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы ходов, выполнить все движения по разделениям под команду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.


Рис. 3. Переход с одновременного на попеременный ход

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается (рис. 3).

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.
2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.
4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.
6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одновременного бесшажного к попеременному двухшажному, но может с успехом использоваться и в других случаях. Методика обучения этому способу перехода такая же, как и при обучении переходам к одновременным ходам.

В том случае, если лыжники недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесообразно предварительно выполнить все движения расчлененно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратковременную остановку для контроля за принятым положением; затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличивается скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенствование проходят на учебном круге и учебной лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей небольшой (2-3°) уклон.

В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он многократно стимулировал смену ходов.

Оригинал: Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 133-137

Постоянно меняющийся рельеф местности, а также нарастающее при передвижении на лыжах утомление из-за однообразной работы требуют от лыжника постоянной смены ходов. Смена ходов позволяет более равномерно распределить нагрузку на основные группы мышц, участвующих в передвижении на лыжах. В лыжном спорте известно несколько способов перехода. Целесообразность их применения зависит в основном от конкретных условий участка трассы и от технической подготовленности лыжника.

В практике лыжных гонок и туризма в настоящее время используются несколько способов переходов с одновременных ходов на попеременные: переход с прокатом, прямой переход и др. Для переходов с попеременного двухшажного на одновременные применяются переходы без шага, через один и два шага. Главное требование - перейти на другой ход без потери времени, без лишних движений и тем более без остановок в ритме ходов. Потеря времени, хотя бы 0,1 с при каждом переходе (а сколько раз лыжнику приходится менять ход в гонке на 15 км!), может обернуться проигрышем до нескольких десятков секунд.

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Переход без шага выполняется следующим образом :
1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка в отличие от попеременного двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.
2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.
3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.
4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с «навалом» туловища.
5. Продолжается толчок палками, маховая нога приближается к опорной.
6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги. Лыжник таким образом перешел на одновременный ход. Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении.

Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг выполняется следующим образом :

1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединяется к правой перед постановкой их на снег.
6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.
7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.
8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.

Перечисленные способы позволяют без задержки сменить лыжные ходы. Ученики, хорошо овладевшие отдельно каждым ходом, осваивают их довольно легко. Образцовый показ и объяснение позволяют ученикам после нескольких попыток освоить схему движений. Дальнейшее совершенствование продолжается на учебно-тренировочной лыжне с таким микрорельефом и участками с различными условиями скольжения, чтобы это диктовало необходимость частого перехода с хода на ход.

При выполнении переходов у школьников встречаются следующие основные ошибки : отсутствие согласованности движений в выносе и постановке палок на снег с отталкиванием ногами; отсутствие непрерывности, слитности движений, порой замедление их, что приводит к нарушению ритма; слабый толчок руками в момент перехода с хода на ход.

Для устранения указанных ошибок необходимо повторить способы ходов, выполнить все движения по разделениям под команду учителя. В дальнейшем мелкие ошибки устраняются при передвижении по учебной лыжне.

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход . Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается школьниками.

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.
2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.
4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.
6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.

Прямой переход применяется, как правило, при переходе от одновременного одношажного (основной вариант) или от одновременного бесшажного к попеременному двухшажному, но может с успехом использоваться и в других случаях. Методика обучения этому способу перехода такая же, как и при обучении переходам к одновременным ходам.

В том случае, если ученики недостаточно уверенно осваивают способы перехода с хода на ход целостным методом, целесообразно предварительно выполнить все движения расчлененно под счет. Вначале после каждого движения можно сделать кратковременную остановку для контроля за принятым положением; затем все движения выполняются слитно, постепенно увеличивается скорость движений. Дальнейшее обучение и совершенствование проходят на учебном круге и учебной лыжне. Учебный круг целесообразно проложить на площадке, имеющей небольшой (2-3°) уклон.

В дальнейшем на учебной лыжне необходимо так подобрать рельеф, чтобы он многократно стимулировал смену ходов.

Список использованной литературы:

  1. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.

Обусловлен изменением рельефа местности, условий скольжения, зачастую необходим при обгоне. Чем разнообразнее внешние условия, тем чаще происходит смена ходов.

Можно выделить три наиболее распространённые на практике переходов:

1. Без промежуточного скользящего шага.

2. Через один промежуточный скользящий шаг.

3. Через два промежуточных скользящих шага.

Переход с одновременного классического хода на попеременный через один промежуточный скользящий шаг

Это самый быстрый переход. После окончания одновременного отталкивания палками лыжник постепенно выпрямляя туловище, делает один скользящий шаг, выполняет при этом мах одной рукой вперёд и ставит палку на опору. Вторая палка задерживается сзади. Таким образом, уже после первого промежуточного скользящего шага создаются условия для дальнейшего передвижения попеременным ходом.

Переход с одновременного классического хода на попеременный через два промежуточных шага

После окончания одновременного отталкивания палками лыжник выпрямляя туловище, выносит обе палки вперёд, делает при этом первый промежуточный шаг, по окончании которого ставит одну палку (разноимённую опорной ноге) на опору. На второй промежуточный шаг этой же палкой выполняет толчок, а вторая палка, продолжая маховое движение кольцом вперёд, задерживается впереди. Она ставится на опору в момент окончания второго шага. Затем лыжник продолжает движение попеременным двухшажным ходом.

Переход с попеременного двухшажного классического хода на одновременный без промежуточного скользящего шага 


Это быстрый переход. Начинают в конце свободного скольжения, когда палка ещё не поставлена на опору. Задерживая её на весу, лыжник быстро выносит вперёд и присоединяет к ней вторую палку. Затем палки ставят на опору, и выполняют отталкивание руками, при котором маховая нога приставляется к опорной. При скольжении на двух лыжах заканчивается одновременный толчок руками. Далее можно применять любой одновременный ход.

Переход с попеременного двухшажного классического хода на одновременный через один промежуточный скользящий шаг 


Выполняется из положения свободного скольжения. Задерживая одну палку впереди, лыжник делает один промежуточный шаг, при котором вторую палку махом выносит вперёд и соединяет с первой. После окончания толчка ногой палки ставят на опору. При одновременном отталкивании руками маховую ногу приставляют к опорной, и лыжник скользит на двух лыжах, что позволяет ему затем идти любым одновременным ходом.

Коньковые ходы

Название «коньковый ход» определилось сходством движений ног лыжника и конькобежца.

Отличия коньковых способов от классических ходов:

Отталкивание в классических ходах происходит в момент кратковременной остановки лыжи, т.е. от неподвижной опоры, тогда как в коньковых ходах отталкивание выполняется от подвижной опоры (лыжи), т.е. скользящим упором.

Направление отталкивания в коньковых ходах – под углом к направлению движения лыжника.

Время отталкивания в коньковых ходах больше, чем в классических.

Отсутствует необходимость в сцеплении лыж со снегом, требуется только хорошее скольжение.

Одновременный полуконьковый ход

Применяют на равнинных участках, пологих подъёмах и спусках. При выполнении этого хода одна лыжа скользит по лыжне, а вторая разворачивается под углом 15-30 градусов в зависимости от скорости: чем она выше, тем угол меньше. В каждом скользящем шаге выполняют один толчок правой или левой ногой (в зависимости от места расположения лыжни на снежном полотне) и одно одновременное отталкивание палками. Следует избегать продолжительного передвижения с отталкиванием, например, только левой ногой. Это значительно утомляет другую ногу. Поэтому рациональное применение полуконькового хода предусматривает равноценное использование правостороннего и левостороннего вариантов с отталкиванием соответственно то правой, то левой ногой.

Одновременный двухшажный коньковый ход

Применяют на различных по профилю участках трассы. Особенноэффективен на подъёмах. При выполнении этого хода обе лыжи ставят под углом около 40 градусов к направлению движения, выполняют два скользящих коньковых шага и одно отталкивание палками. Затем эти движения повторяются. На первый толчковый шаг обе палки маховым движением выносят вперёд, затем ставят на опору и начинают отталкивание, на второй – завершают отталкивание палками. При постановке палок на опору впереди может быть или правая, или левая нога. По этому признаку различают правосторонний и левосторонний варианты одновременного двухшажного конькового хода. Необходимо одинаково хорошо владеть обоми вариантами. На равнинных участках и пологих спусках при хорошем скольжении угол разведения лыж уменьшают и используют так называемый равнинный вариант одновременного двухшажного конькового хода, при котором из-за более высокой скорости отталкивание палками начинается чуть позже, его выполняют в течение второго шага.

Одновременный одношажный коньковый ход

Состоит из повторений двух скользящих коньковых шагов и двух одновременных отталкиваний руками. Одновременный мах и толчок руками выполняют на каждый шаг. Лыжи постоянно скользят под углом 15-20 градусов к направлению движения. Является наиболее скоростным из лыжных ходов. При техничном исполнении позволяет развивать высокую скорость на равнинных участках, пологих подъёмах и спусках, а также при стартовом разгоне, обгоне соперников, при финишном ускорении.

Попеременный двухшажный коньковый ход

Состоит из повторений двух скользящих коньковых шагов и двух попеременных отталкиваний руками. Движения рук и ног приближены к естественным двигательным действиям при ходьбе и беге, а также к передвижению попеременным двухшажным классическим ходом. Структура движений позволяет развивать наибольшую среди коньковых ходов частоту движений, а менее мощные отталкивания руками и ногами повышают экономичность хода. Поэтому этот ход предпочитают лыжники с низкой квалификацией, лыжники-спортсмены отдают предпочтение другим, более скоростным коньковым ходам. Попеременный коньковый они применяют в основном на крутых подъёмах, преодолевая их «скользящей ёлочкой».

Коньковый ход без отталкивания руками

Применяется для дальнейшего увеличения уже достигнутой высокой скорости на равнинных участках, пологих спусках, при разгоне в отличных условиях скольжения, когда любые толчковые движения руками дают тормозящий эффект. Активные движения только ногами при поочерёдном отталкивании ими обеспечивают рост скорости. Туловище лыжника постоянно наклонено под углом 35-45 градусов, что позволяет при высокой скорости сохранить большую устойчивость и уменьшить сопротивление встречного потока воздуха. Низкая посадка увеличивает продолжительность активного отталкивания ногой. Руки лыжника совершают либо размашистые движения вперёд и назад, увеличивая скорость и не допуская скручивания туловища, либо прижимаются к туловищу. По этому признаку различают два варианта хода: с махами и без махов руками.

В коньковом ходе с махами руками палки удерживают на весу в максимально возможном горизонтальном положении, обязательно кольцами за туловищем. Активные махи руками вперёд и назад сочетаются с работой ног в каждом шаге, как в обычной ходьбе или беге. В коньковом ходе без махов руками согнутые перед грудью руки прижимают палки к туловищу, удерживая их в горизонтальном положении кольцами за туловищем. Нередко их зажимают под мышками, чтобы уменьшить силу сопротивления воздуха.

Реферат для урока физической культуры.

Ответы на вопросы:

1. Какие виды перехода с одновременных ходов на попеременные применяются в лыжном спорте?

2. Опишите способы преодоления препятствий на лыжах.

3. Как преодолеваются на лыжах склоны и подъемы разной крутизны?

4. Расскажите о переходах с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни.

5. Какие вы знаете элементы тактики лыжных гонок?

Выполнила ученица 10»А» класса

Гимназии №1, г.о.Балашиха

Жан-Гун-Чин Виталина

Учитель: Бобрышева И.Г.

Какие виды перехода с одновременных ходов на попеременные применяются в лыжном спорте?

При переходах с одновременных ходов на попеременные применяются три вида перехода:

При переходе с попеременного двухшажного хода на одновременный наиболее целесообразно применять переход без шага (наиболее быстрый) и переход через один шаг.

Рис. 1. Переход с попеременного на одновременный ход (прямой)

Переход без шага (рис. 1) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на правой лыже, но левая палка в отличие от попеременного двухшажного на снег не ставится. Задерживается в крайне заднем положении и левая нога.
2. Скольжение продолжается, но лыжник быстрым движением выносит вперед правую руку с палкой.
3. Начинается маховый вынос левой ноги вперед и заканчивается вынос правой руки.
4. Палки одновременно ставят на снег и начинают отталкивание с "навалом" туловища.
5. Продолжается толчок палками, маховая нога приближается к опорной.
6. Одновременно заканчивается толчок руками и происходит приставление ноги. Лыжник таким образом перешел на одновременный ход. Чаще всего такой переход выполняется при хорошем скольжении.


Рис. 2. Переход с попеременного на одновременный ход

Переход от попеременного двухшажного хода к одновременному через один шаг (рис. 2) выполняется следующим образом:

1. Одноопорное скольжение на левой лыже в попеременном ходе.
2. Скольжение продолжается. Правая рука выводит палку кольцом вперед. Вынос левой палки кольцом назад.
3-5. Толчок левой ногой, левая палка догоняет и присоединяется к правой перед постановкой их на снег.
6. После окончания толчка левой ногой палки одновременно ставят на снег и начинается отталкивание двумя палками.
7. Продолжается одновременный толчок двумя палками.
8. С окончанием толчка палками маховая (левая) нога приставляется к опорной, и лыжник может продолжать движение любым одновременным ходом.

Рис. 3. Переход с одновременного на попеременный ход

При переходе от одновременного хода к попеременному двухшажному наиболее целесообразно применять прямой переход. Он наиболее эффективен и в то же время довольно успешно осваивается (рис. 3).

1. После окончания одновременного толчка руками лыжник медленно выпрямляется и выносит палки вперед.

2. Продолжая скользить на двух лыжах, лыжник, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
3. С шагом левой и толчком правой ногой правая палка подготовлена к постановке на снег, а левая продолжает выводиться кольцом вперед.
4. После окончания толчка правой ногой лыжник скользит на левой лыже, правая палка ставится на снег, продолжается вынос левой палки кольцом вперед.
5. Продолжение скольжения на левой лыже, начало отталкивания правой рукой, махового выноса правой ноги вперед.
6. Правая рука заканчивает толчок, левая палка опускается и подготовлена для постановки на снег, левая нога в положении подседа перед заключительной фазой отталкивания.
7. Правая рука закончила толчок (рука и палка составляют прямую линию), левая нога заканчивает отталкивание, левая рука подготовлена к постановке на снег. В следующий момент с толчком левой руки лыжник переходит на попеременный двухшажный ход.