Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Логопедические задания на дифференциацию звуков с ш. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков с - ш". Различение звуков С-Ш на слух и в произношении

Дидактическая игра по дифференциации звуков "С-Ш" "Рыбалка с Мишей"
Сидорова Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ №18 (филиал), г.Миасс
Краткое описание :Дидактическая игра на дифференциацию звуков "с-ш" и на развитие фонематического восприятия.
Обязательно: Разрезать карточки между собой!
Назначение материала :игра может быть использована воспитателем, учителем - логопедом и родителями.
Оборудование: Заламинированные поля: две карточки - со звуком "с" (одна с пустыми полями, вторая с картинками начинающиеся на звук "с"). Две карточки - со звуком "ш" (одна с пустыми полями, другая с картинками начинающиеся на звук "ш").
Цель: Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков "с - ш", обогащение словарного запаса.
Задачи:
*закреплять умения детей классифицировать и различать на слух, в произношении ранее поставленных звуков «с» и «ш»;
*развивать зрительное восприятие, связную речь;
*закреплять знания детей об артикуляции этих звуков;
*воспитание навыков контроля и самоконтроля.

1. "Поймай рыбку со звуком "С""
Цель: Дифференциация звука "с"
Ход игры: Перед ребенком карточки рыбок с картинками на звук "с". Нужно разложить рыбок в окошечки, произнеся слова.


2. "Поймай рыбку со звуком "Ш""
Цель: Дифференциация звука "ш"
Ход игры: Перед ребенком карточки рыбок с картинками на звук "ш". Нужно разложить рыбок в окошечки, произнеся слова.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 381

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Составитель - учитель-логопед Леонова Наталья Григорьевна

Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа (Р.И.Лалаева): первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.

Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения.

Выделение звука на фоне слога.

Формирование умения определять наличие звука в слове.

Выделение слова с данным звуком из предложения.

На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и на I этапе. Однако основная цель II этапа - различение звуков, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что период автоматизации и дифференциации поставленных звуков у них достаточно длительный по времени и требует разнообразных заданий и игровых упражнений.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала искать игры в специальной литературе, сети интернет и придумывать игры сама. Весь собранный материал я систематизировала по этапам работы.

Цель всех игр данного сборника : закреплять правильное произношение звука в словах и дифференцировать смешиваемые звуки в словах (II этап логопедической работы). Во всех играх может использоваться речевой материал на любые оппозиционные звуки: [С-Ш], [С-З], [С-Ц], [З-Ж], [Ш-Ж], [Ч-Щ], [Р-Л]. Большинство игр эффективно проводится в электронном виде с использованием программы Smart Notebook или Microsoft Office PowerPoint.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Покажи рукой»

Материал : предметные картинки, слова с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : логопед произносит слова, дети показывают сигнал движением руки. Например, [Ш] - движение рукой - "ползет уж", [Ж] - движения пальцев, имитирующие, как жуки шевелят лапками.

«Звенит-жужжит»

Материал : слова, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : выбирается водящий, он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову или выбирают картинку, в названии которой есть звук [З] или [Ж]. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук [З], то он говорит "Звенит", если [Ж], то говорит: "Жужжит".

«Разбежались и собрались»

Материал : символы смешиваемых звуков, расположенные в разных частях комнаты, предметные картинки на дифференцируемые звуки.

Ход игры : логопед называет слова с дифференцируемыми звуками (или показывает соответствующие предметные картинки). Дети бегут к тому символу звука, который содержится в слове (названии картинки).

ИГРЫ-ХОДИЛКИ

«Кто быстрее соберет вещи?»

Материал : большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук [С] или [Ш]. Между предметами - кружки в количестве от одного до пяти, фишки, кубик.

Ход игры : играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук [С], другой – [Ш]. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их выпало. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан.

«Звуковая дорожка»

Материал : большая карта с нарисованными на ней цепочкой предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : участники устанавливают фишки на старте. Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки по игровому полю, называя нарисованные картинки и определяя, какой звук в слове и закрывая картинку нужной карточкой. Например, со звуком [Ж] – жуком, со звуком [Ш] – змейкой (возможно использование букв-символов звуков). Игра заканчивается, когда все картинки оказываются закрытыми. Вариант игры. Идти можно только по дорожке с предметными картинками на определенный звук.

ИГРЫ С РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ КАРТИНОК

«Рыболов»

Материал : удочка с магнитом, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки, два ведерка с кармашками для символов звуков.

Ход игры : дети по очереди вылавливают удочкой картинки. Определяют наличие того или иного звука и кладут картинку в соответствующее ведерко.

«Поезд»

Материал : два бумажных вагона поезда с кармашками для символов звуков, предметные картинки, в названии которых есть дифференцируемые звуки.

Ход игры : разместить пассажиров по вагонам.

«Магазин»

Материал : большая карта, разделенная на 3 полоски (полки в магазине). Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды, деньги – символы звуков.

Ход игры : каждому ребенку дают по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой. На свои деньги можно купить те предметы, в названии которых есть этот звук. Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

Второй вариант. Деньги-буквы лежат на столе изображениями вниз, каждый играющий берет себе одну и покупает соответствующий товар.

«Построй домик»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) – на дифференцируемые звуки, на большом треугольнике (крыше) – карман для букв (символов звуков).

Ход игры : построить домик для героев, например, для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [Л], и для робота Ромы – со звуком [Р].

«Собери цветочек»

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и буквы (символы звуков) на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочки, выбирая лепестки с картинками на заданные звуки.

«Украсим комнату флажками»

Материал : две натянутые веревочки, предметные картинки (с дифференцируемыми звуками), наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданные звуки – на одну веревочку со звуком [С], на другую – со звуком [З].

«Украсим елочку»

Материал : силуэты двух ёлочек (с кармашками для символов звуков), на которых с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «ёлочные шары», на которые приклеены предметные картинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку украсить елочки шарами, на которых нарисованы картинки с дифференцируемыми звуками, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке.

«Солнышко»

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и символы дифференцируемых звуков на желтых кругах (2 солнца).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук.

«Собери яблочки»

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями для символов звуков.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. Например, в корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком [З], а в корзину собачки – яблочки с картинками со звуком [С]. Подобно этой проводятся игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д.

«Сложи пирамидку»

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить две пирамидки из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком, например, одна пирамидка – со звуком [Ц], другая – [Ч]. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

«Напои куклу чаем»

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклами Женей и Зиной, рассказывая, что они очень капризные – любят пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с их любимыми звуками [Ж] и [З]. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

«Аквариум»

Материал : два нарисованных аквариума с кармашками (для символов звуков), разноцветные аквариумные рыбки из бумаги с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо разместить рыбок по аквариумам.

«Заправь автомобиль»

Материал : две нарисованных бензоколонки с кармашками для символов звуков, автомобили с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : автомобили «везут» картинки с разными звуками, заправить автомобиль можно только на определенной заправке – с тем звуком, который есть в названии картинки на машинке.

«Стиральная машинка»

Материал : две стиральных машинки с кармашками для символов звуков, предметные картинки с изображением одежды на дифференцируемые звуки.

Ход игры : необходимо постирать вещи, положив их в определенную стиральную машину. Если на машинке символ звука [Ш], значит, в названии одежды тоже должен быть этот звук.

«Почтальон»

Материал : два почтовых ящика с прикрепленными к ним символами звуков, письма с предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : ребенок выбирает «письмо» и опускает его в нужный почтовый ящик.

«Воздушные шары»

Материал : изображения двух девочек, воздушные шары с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры: Лене и Рае подарили воздушные шары. На воздушных шарах Лены – картинки со звуком [Л]. На воздушных шарах Раи картинки со звуком [Р]. Узнай, где чьи шары. Ребенок называет картинку, определяет звук в названии предмета и раскладывает картинки девочкам.

«Сложи цветок»

Материал : лепестки цветов по 6 штук разного цвета, с обратной стороны наклеены предметные картинки на дифференцируемые звуки, желтые «серединки» цветов с написанными на них буквами (символами звуков).

Ход игры : ребенок раскладывает цветочные лепестки вокруг «серединок», выбирая картинки с нужным звуком.

«Доктор Звуков»

Материал : фигура доктора Звукова, бутылочки из картона с наклеенными на них предметными картинками, в названии которых есть дифференцируемые звуки, фигуры «заболевших» зверят.

Ход игры : зверята заболели, доктор Звуков прописывает им лекарство. Змейке – со звуком [З], жуку – со звуком [Ж] и т.д.

«Забей мяч в ворота»

Материал : футбольное поле с нарисованными двумя воротами (на них кармашки для дифференцируемых звуков), вырезанные футбольные мячи с наклеенными на обратной стороне предметными картинками на дифференцируемые звуки.

Ход игры : играют двое детей. Им предлагается «забить голы» - поместить мяч в нужные ворота: одному ребенку нужно выбрать картинки со звуком [Р], другому – со звуком [Л]. За каждый правильно положенный мяч начисляется один балл. Выигрывает тот, кто забьет больше голов.

ИГРЫ С ВЫБОРОМ КАРТИНКИ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ

«Почини будильник»

Материал : циферблат часов с нарисованными по краю парами предметными картинками на смешиваемые звуки (каска и кашка, шуба и сыр, штаны и стакан и т.п.), синие фигуры, с помощью кнопок прикрепленные по краю круга так, чтобы они закрывали половину круга, т.е. одну картинку (каска, сыр, стакан и пр.).

Ход игры : будильник поломался. Чтобы отремонтировать его, нужно картинки со звуком [С] спрятать. В этом случае останутся картинки со звуком [ Ш ] . Когда ребенок сделает все правильно, логопед звенит колокольчиком (или подает другой звуковой сигнал).

Второй вариант. Педагог закрывает картинки сам, допуская ошибку. Задача ребенка найти ошибку, т.е. починить будильник.

«Собери бусы»

Материал : длинный шнурок, предметные картинки (с оппозиционными звуками), наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : дети по очереди собирают бусы, один выбирает картинки со звуком [Ш], другой – со звуком [Ж].

ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИМВОЛОВ ЗВУКОВ

«Разноцветные прищепки»

Материал : вырезанный из картона круг, по краю которого помещают картинки с дифференцируемыми звуками, цветные прищепки.

Ход игры : необходимо «украсить» круг, прицепить прищепку определенного цвета на картинку. Например, на картинку со звуком [З] прикрепляется прищепка зеленого цвета, со звуком [С] – синего и т.п.

«Волшебная карусель»

Материал : вырезанные из картона два круга прикрепляются рядом к основе таким образом, чтобы они могли вращаться. По краю одного круга помещают картинки с дифференцируемыми звуками, другого – символы этих звуков.

Ход игры : ребенок вращает круги таким образом, чтобы составить пары – картинка и символ звука, который есть в названии этой картинки.

Второй вариант. На обоих кругах – предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Один из детей вращает первый круг, другой – вращает второй круг таким образом, чтобы напротив картинки с первого круга оказалась картинка с таким же звуком.

«Звуковые часы»

Материал : картонный круг разделен на две половины, по одному краю наклеены предметные картинки с дифференцируемыми звуками [С, З, Ц, Ш, Ж], а по другому – символы этих звуков (буквы или картинки: [С]– чайник с паром, [З] – комарик, [Ц] – белочка, [Ш] – змейка, [Ж] – жук). В середине круга – две вращающиеся стрелки.

Ход игры : ребенок вращает стрелку. Если она останавливается напротив символа звука, ребенок соединяет ее с картинкой, в названии которой есть этот звук. Если стрелка останавливается напротив картинки, ребенок соединяет ее с соответствующим символом.

«Кубик»

Материал : кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

«Звуковой домик»

Материал : нарисованные на картоне домики с кармашками-окошками для символа звука (на крыше) и для предметных картинок (на стене), предметные картинки «гостей» с дифференцируемыми звуками.

Ход игры : домик зовет к себе гостей. Необходимо поместить картинки в кармашки в зависимости от звука, который есть в названии «гостя».

«Звуковое лото»

Материал : большие карты с нарисованными на них предметными картинками на оппозиционные звуки (по 4 картинки со звуками [С], [З], [Ш], [Ж]), фишки, символы этих звуков, волшебный мешочек.

Ход игры : детям раздают карты, логопед (ведущий) достает из волшебного мешочка символ звука, дети закрывают на своей карте картинку, в названии которой есть данный звук.

ИГРЫ-РАСКРАСКИ

«Редактор»

Материал

Ход игры : ребенку предлагается картинки с одним звуком зачеркивать, с другим – обводить в кружок.

«Художник»

Материал : листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши.

Ход игры : необходимо раскрасить картинки определенным цветом. Например, со звуком [С] - синим, [З] - зеленым, [Ж] - желтым и т.д.

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Источники информации:

    Ермолаева Н.К. Обучение чтению в добуквенный период // Логопед, 2004, №3. – С.69 – 84.

    Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­ тей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. - 2-е изд. - Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.

    Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактически материалы / В.А. Ковшиков. – М.: Спб., 1995.

    Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб: СОЮЗ, 1998.

    Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учи­телей. - М.: Просвещение, 1993.

    Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи.

    Сергеева О. А. С детьми играем – речь развиваем

    Игры с прищепками.

    Фонематический слух.

Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]

У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш . Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении . Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.

Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш . Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их . Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С , язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш , язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая . Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист , он свистящий, а звук Ш похож на шипение , он шипящий.

Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.

«Угадай-ка»

У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С , так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш , так как губы при его произнесении округлены.

Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно , дети поднимают нужные карточки.

Можно сыграть и наоборот : педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки .

Аналогична игра «Солнышко-снежинка» . Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая) .

«Не ошибись»

Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу) .

Можно и наоборот, педагог называет звуки С , Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.

«Свистит – шипит»

Педагог кладет перед собой картинки и говорит : «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук , которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос : С-С-С… Гусь : Ш-Ш-Ш… Соловей : С-С-С… Змея : Ш-Ш-Ш… и т. д.

«Прогулка на велосипедах»

Воспитатель говорит : «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом : С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят : С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим : воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. (Дети : С-С-С)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш)

«В лесу»

Воспитатель :

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья : Ш-Ш-Ш… (Дети быстро шевелят пальчиками и произносят : Ш-Ш-Ш)

- Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С)

Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)

Снова подул холодный ветер : С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С…Затем опять расслабляются)

«Ловишки»

Педагог произносит слоги : СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш .

Аналогично играем со словами.

«Упрямый ослик»

Игра с мячом

Воспитатель :

Ослик хоть и научился произносить звук С , но упрямо продолжает заменять его звуком Ш . Ему говорят : «СА» . А он в ответ : «ША» .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С . Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.

«Волшебники»

Игра с мячом

Воспитатель :

Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш . Ребенок заменяет его звуком С , произносит новый слово и возвращает мячик.

Примерные слова : шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….

«Помогите игрушкам»

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш , и игрушки : мишка и кукла. Воспитатель говорит :

Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам : Соне соберите картинки со звуком С в названии , а мишке – со звуком Ш .

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.

«Магазин»

На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки : мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.

«Звуки заблудились »

Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.

Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

Прочитали в книге БАШНЮ,

А из снега строим БАСНЮ.

Мой братишка любит СУТКИ,

День и ночь всё вместе ШУТКИ.

Вот поэт нас насмешил!

Он, наверно, поспешил.

Ты поправь его, дружок,

Скажи правильно стишок.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

Положили в плошку … КАСКУ.

Надевал пожарный … КАШКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ.

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА.

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ.

На лугу коров … ПАШУ.

На лицо надета … МАШКА.

Имя нашей кошки … МАСКА.

Как нам хочется … ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.

- Расколдуйте стихи : закончите строчки правильными словами.

«Мышеловка»

Часть детей составляет круг (мышеловку) . Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят :

Все спят –

Детки спят.

Волк в лесу спит.

Кукла Настя спит.

Только мыши не спят,

Они кушать хотят,

В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать : С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.

Использованная литература

1. Игры в логопедической работе с детьми : пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) .

3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) . – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.

Неструева Оксана

В логопедической работе самым трудоёмким является процесс автоматизации и дифференциации звуков . Чтобы разнообразить и упростить рабочие моменты, я использую в своей работе разные игры . Дети с удовольствием выполняют задания, если они интересные, яркие и разные. Они замечают, что какие-то картинки уже использовались, даже если сейчас мы употребляем их с другой целью. Поэтому приходится придумывать разные игры или их варианты , чтобы поддерживать интерес детей и добиваться главной цели-автоматизации или дифференциации звуков .

«Собери урожай»

Цель : .

Описание : ребёнок должен разложить луковицы в корзины, в жёлтую положить только те луковицы, на которых картинки со звуком Л , а в красную- со звуком Р .

«Магазин»

Цель : автоматизация и дифференциация звуков Л-Р .

Описание : Кукла Рая пришла в магазин купить платья. Помоги выбрать ей те платья, на которых есть аппликация предмета со звуком Р .

Варианты игры «4-й лишний»

Цель : автоматизация и дифференциация звуков Ч-Ц .

Описание : просим ребёнка «налить» чай из чайника только в 3 чашки, картинки на них подскажут, какая из них лишняя (заяц-нет звука Ч ) .

Просим ребёнка отправить на прогулку только трёх матрёшек, картинки на них подскажут, какая из них лишняя (ослик-нет звука Р* ) .



«Чудо-дерево»

Цель : автоматизация и дифференциация звуков Ш-С . (развешивая на дерево другие фрукты с картинками, можно отрабатывать другие звуки ).

Описание : предлагаем ребёнку «сорвать» с дерева только те сливы (яблоки, груши, на которых есть картинки со звуком Ш .


Публикации по теме:

Презентация «Игры на автоматизацию звука [Р]» Мультимедийные презентации-игры - удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Игры сочетают в себе.

Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.

В своей работе для автоматизации звука использую приемы отраженного повторения и самостоятельного называния, например. по картинкам. Работа.

Игры для дифференциации звуков Часто после постановки и автоматизации звука, ребенок в речи смешивает этот звук с оппозиционным, взаимно их заменяя в словах. Например.

Игры для дифференциации звуков [с]-[ш] У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш. Основной причиной этого является нарушение фонематического.

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема.

Процесс закрепления звука в речи является длительным и трудоемким, поэтому в своей логопедической работе использую различные приемы автоматизации.

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

(Коноваленко, “Фронтальные логопедические занятия”).

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

1. “Построй домик”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

2. “Собери цветочек”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. “Солнышко”.

Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. “Собери яблочки”.

Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

5. “Украсим елочку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. “Напои куклу чаем”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. “Кукла наряжается”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. “Украсим комнату флажками”.

Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. “Собери бусы”.

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. “Сложи пирамидку”.

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всемправилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. “Веселые матрешки”.

Цель игры

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. “Сложи снежинку”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. “Подбери фигуры”.

Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Чтобы наглядно увидеть, как можно использовать данные игры на подгрупповых занятиях с детьми, я предлагаю конспект одного из занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Тема: Звуки [З – З"], буква З.

Цель:

  1. Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.
  2. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.
  3. Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа : повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент
  2. Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

  3. Психогимнастика
  4. Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

  5. Определение темы занятия
  6. Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

  7. Характеристика звуков
  8. Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

  9. Знакомство с буквой
  10. Педагог знакомит детей с буквой “З”. Читает четверостишие:

    На эту букву посмотри
    она совсем, как цифра… три.

    На что еще похожа буква “З”? Нарисуйте ее в воздухе, на ковре, изобразите с помощью пальцев.

  11. Физминутка. Игра “Наоборот”
  12. Чтобы работалось весело и быстро, педагог предлагает поиграть в игру “Наоборот”. Если учитель называет твердый слог, дети, наоборот, мягкий, если он называет мягкий, дети – твердый. Например “за – зя”.

  13. Д/и “Укрась платья”
  14. Логопед сообщает детям о том, что необходимо украсить платья сестер узорами, подбирая фигуры с картинками для каждого платья. Логопед спрашивает детей, какой звук должен слышаться в названии картинок на платье сестры Злюки? ([з]). А на платье сестры Разини? ([з"]). Для того чтобы выполнить быстрее следующее задание злой мачехи, дети делятся на две команды. После выполнения задания проводится взаимопроверка.

  15. Работа по индивидуальным карточкам
  16. Следующее задание злой мачехи заключается в том, что каждому ребенку надо рассмотреть свою картинку, определить, где в слове слышится звук [з] или [з"] (в начале, середине или в конце слова), и закрасить нужным цветом нужную клеточку в схеме слова. Детям предъявляются картинки: зонт, заяц, зебра, ваза, роза, газета. После выполнения задания дети проводят взаимопроверку.

  17. Звуковой анализ слов
  18. Логопед просит посмотреть на картину (зима) и догадаться, что это за слово? Подсказка – в этом слове слышится один из звуков, с которыми сегодня познакомились ребята. Дети делят слово на слоги, называют первый, второй слоги, выполняют звуковой анализ слова ЗИМА. Один ребенок работает у доски и дает полную характеристику звуков в слове.

  19. Д/и “Разгадай слово”
  20. Педагог предъявляет следующее задание. На карточке зашифровано слово - ЛЕЗАРКО. Каждая буква разного цвета. Чтобы получилось слово необходимо ориентироваться на подсказку в виде цветных вертикальных полос, которые стоят в том порядке, в котором надо поставить буквы. Дети разгадывают слово ЗЕРКАЛО. Логопед достает небольшое зеркало и сообщает, что теперь Золушка может привести себя в порядок, чтобы отправиться на бал, а ребятам надо выполнить последнее задание злой мачехи.

  21. Д/и “Зашифрованные слова”
  22. Задание заключается в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и напечатать его в своей тетрадке (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными палочками, каждая из которых соответствует какой-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: БУЗ (зуб), ЗОКА (коза), ТОНЗ (зонт), АЗАВ (ваза), ЗАРО (роза), БРУЗ (зубр).

  23. Итог занятия
  24. Золушка появляется в красивом платье, благодарит ребят за то, что они помогли ей и она может отправляться на бал.
    Логопед просит детей показать, какое настроение у Золушки сейчас. Спрашивает о том, какие звуки помогли справиться с заданиями злой мачехи.