Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Структура и типы современной семьи в рф. Типы семей. Структура семьи. Типы семьи

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

    «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

    «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

    «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

    «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

    нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

    расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

    Структурный состав:

    полная семья (есть мать и отец);

    неполная семья (есть только мать или отец);

    искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

  • гармоничная семья;

    дисгармоничная семья.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

    экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую . В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

    репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;

    функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

    сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

    функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

    функциюэмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

    рекреативную (восстановительную) - функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

    функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития российской семьи, которой суждено жить в новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. По данным Госкомстата, до 85% семей повседневно ощущают давление той или иной неотложной проблемы. Помощь отдельным категориям семей не решает сегодня проблему нации, так как количество проблем у другой, большей части населения, не включенной в сферу льготных категорий, возрастает быстрее, чем их собственный воспитательный потенциал.

В обстановке динамичности возникающих социально- педагогических проблем в семье принимаемые меры по ее социальной поддержке запаздывают, а нередко и остаются нереализованными из-за того, что цели деятельности специалистов различного профиля не всегда ориентированы на эффективную поддержку семьи, а их осуществление сдерживается организационной и кадровой необеспеченностью. Реализация различных проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семей для выполнения собственных социально-значимых функций.

Социально-педагогическая поддержка как вид деятельности направлена на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, на основе активизации ее социального участия. Однако позитивные возможности социальнопедагогической поддержки используются слишком слабо. До настоящего времени недостаточно разработаны теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки семьи, имеются разночтения в определении ее сущности и содержания.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизации) семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессий, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи . Формы семей разнообразны, их типологизации зависит от предмета изучения. Наиболее типичные современные модели семей: моногамная семья, полигамная, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная (традиционная) семья, неполные, материнские семьи, альтернативные семьи.

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

  • 1) общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
  • 2) противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);
  • 3) антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть: ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены не способны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды).

Психологическая структура современной семьи включает семейную систему как единое образование, обладающее определенными особенностями функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами (братья, сестры); четвертая – диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами суперсистемы – значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рис. 2 показано взаимодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

Семейные консультанты, работающие с нуклеарной семьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, возникает в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожида-

Рис. 2.

ним относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, т.е. ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми, ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком. Единственной формой сохранения хороших отношений супругов является участие обоих в уходе за ребенком.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема – сиблингов (братьев, сестер). Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможности самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они нс учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают ответственность со старшего ребенка на младшего, – все это приводит к усилению внутрисемейной дисгармонии.

Благодаря этому, как правило, удается определить дисбаланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на друга, психологу-консультанту, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если консультант, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что тс сделают напрасными все усилия психолога и родителей.

Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение семейных ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Распределение ролей всегда связано с ценностями и представлениями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека, – это относится к ролям лидера, ведомого, "козла отпущения" и др. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

  • 1) индивидуальные роли на уровне семьи;
  • 2) роли на уровне подсистем: например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
  • 3) роли, которые семья в целом играет в обществе.

Семейные нормы – сформированный набор установок

и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля.

Система ценностей состоит из социальных, семейных и индивидуальных ценностей, является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей членов семьи, которые определяются их жизненным опытом. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи, и благодаря этому психолог-консультант определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.

  • Более подробно см. § 1 настоящего учебника.

Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, который доминирует в Европе и США с середины 1960-х гг., демографы связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств, падении рождаемости и ее «старении», преобладании малодетных семей, а также увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности.

Если классическая семья (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. По мнению известного английского социолога Э. Гидденса, это сопряжено с меняющейся ролью традиции в жизни современного человека, а в сфере интимной жизни выражается изменением идеала любви. Романтический идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства. Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное, эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.

Для современной семьи характерна неопределенность гендерных и родительско-детских отношений. Центральный пункт противоречий в ней (иногда такую семью называют постсовременной) - наличие сильнейших центробежных тенденций. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные цели, при этом размыты скрепляющие отношения нормы, которые были четко прописаны в традиционной семье. Такие нормы определяли, что экономический вклад мужчины-отца - основа его семейного главенства и что обязанность женщины-матери - вести домашнее хозяйство, а также ухаживать за детьми. В современной семье, напротив, все является объектом обсуждения: родительство, сексуальность, распределение домашней работы и финансы. Это делает отношения более хрупкими и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что сегодня нет единственной, нормативной модели семьи. В России в последние полтора-два десятилетия более или менее единую для всех слоев населения советскую семейную модель («работающая мать») сменил выбор семейных моделей. Результаты социологических исследований обнаруживают увеличение возраста вступления в первый брак, откладывание брака и рост незарегистрированных сожительств. Кто-то с прискорбием констатирует, что семья в России переживает глубочайший кризис. Кто-то с энтузиазмом объявляет, что мы движемся в сторону цивилизованного западного общества. Несомненно одно: семья меняется и эти изменения настолько значительны, что не заметить их нельзя.

В своем развитии семья стремительно идет от многодетности и среднедетности к малодетности. Рождаемость резко упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества и в целом на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки. Новая структура семьи обусловливается четко проявляющимся процессом ее нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой как положительные, так и отрицательные моменты . С одной стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность и ответственность, а процесс адаптации молодых супругов друг к другу проходит легче. Но, с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка.

В семье наблюдается активный процесс эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще всего строятся на основе партнерства, а также признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу, и жене нужны понимание, уважение, внимание, забота, поддержка и терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, т.е. такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих.

Демократизация отношений в семье в первую очередь изменяет систему ролевых отношений между мужем и женой. Происходит переход от взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности и функции, к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации отношений между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используя приказания, категорические требования и запрещения без особых разъяснений, а также физические наказания.

Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть пугающим. Общественное мнение стало воспринимать его как нормальное явление, а в некоторых ситуациях даже как благотворное. Причинами этого процесса часто оказываются неспособность к адаптации и грубость супругов, а также алкоголизм.

В современном мире появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи и т.д. На основании эмпирических данных можно говорить и о разных формах семьи. В XX в. наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без них, получил распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одним родителем. Неполная семья - результат овдовения или развода. При этом если в первой половине XX в. неполные семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины - развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни - наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода.

В последнее время широкое распространение получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может появиться или уже появился ребенок. Отметим еще одну своеобразную форму брака - так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. Уильям Годвин, английский анархо-социалист, утверждал, что совместное проживание супругов - зло, препятствующее их самостоятельному развитию вследствие несовершенства людей, а также различия их склонностей и потребностей. С такой моделью семьи связывается возможность реального равноправия супругов, а также обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка, или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка.

В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И. Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена всегда составляли основу семьи и были супругами, но их союз был либо экономическим, либо репродуктивным, либо воспитательным, но не супружеством. Супружество же представляет собой личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Принципы, которые лежат в его основе, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей), а также распространением этих качеств на женщин, что было бы невозможно без их экономической и гражданской эмансипации. Семья-супружество способствует личностному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. Отношения между супругами определяются в ней не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристской семье), а свойством. Муж и жена не подчиняют безоговорочно свои интересы интересам детей, а их отношения основываются на эротизме, понимаемом как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают разнообразные отношения между полами и поколениями, а также создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной - роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, а жена становится хозяйкой дома; во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогой, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, выражающемуся в появлении богатых, среднеобеспеченных и бедных семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла из-за недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, а также платного образования и здравоохранения. Экономическое неблагополучие семьи сказывается прежде всего на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача - выжить в данной ситуации. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают ее гуманистическую сущность. Это проявляется прежде всего в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, подчеркиваются лишь материальные проблемы, а в общении недостает теплоты, заботы и внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, а родителей от детей. Социологи, психологи, педагоги исследуют возможности оптимизации кризисных взаимоотношений между родителями и детьми и развития позитивной социализации подростков даже в самых сложных жизненных ситуациях.

Всемьедети не только рождаются, ной воспитываются. Главная задача семьи - формирование нравственных начал в ребенке. Именно семья должна создавать такую атмосферу, в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать и сопереживать другому человеку. Этому способствуют три вида семейной любви: супружеская, родительская и детская. Переплетаясь между собой, они и создают особую, благоприятную для ребенка атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей в настоящее время, деформируют складывающиеся в ней отношения, оказывая негативное воздействие на ее стабильность и воспитательный потенциал.

История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи не подвергает сомнению ни один исследователь. Опросы общественного мнения как на Западе, так и в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, а также здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья - одно из условий деградации общества.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы биологические предпосылки возникновения семьи?
  • 2. Каково определение брака?
  • 3. Что понимается под групповым браком?
  • 4. Каково значение понятий «экзогамия» и «эндогамия»?
  • 5. Что такое полиандрия и полигиния?
  • 6. Что такое полигамия и моногамия?
  • 7. Каковы особенности парного брака?
  • 8. Каковы экономические, психологические и социальные предпосылки возникновения семьи?
  • 9. В чем заключается сущность семьи?
  • 10. Какая семья называется нуклеарной, а какая - расширенной?
  • 11. Каковы особенности патриархальной семьи?
  • 12. Что представляет собой гарем?
  • 13. Что такое феминизм?
  • 14. Какова сущность эгалитарной семьи?
  • 15. Что такое биархатная семья?
  • 16. Что понимается под сожительством?
  • 17. Каковы особенности Годвин-брака?
  • 18. Что такое семья-конкубинат?
  • 19. Что понимается под супружеством?

— это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.

В социологии семья рассматривается одновременно и как и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

  • вступление в первый брак — образование семьи;
  • начало деторождения — рождение первого ребенка;
  • окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
  • «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
  • прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

  • репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
  • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
  • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
  • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
  • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .

В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:
  • моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
  • полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
    • групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
    • полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
    • полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
Виды семей в зависимости от структуры родственных связей:
  • нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
  • расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера:
  • эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
  • экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
Виды семей в зависимости от местожительства супругов:
  • патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
  • матрилокальные — в семье родителей жены;
  • неолокальные — поселяются отдельно от родителей.
Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
  • матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат — во главе стоит мужчина;
  • эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.

К их числу в современных развитых странах относятся:

Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;

Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;

Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;

Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».

Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.

Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Семья в современном российском обществе

Опросы общественного мнения в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья - одно из условий деградации общества. И поэтому система высшего образования должна учитывать роль семьи, ее значимость для молодежи.

Семья как социальный институт всегда представляла огромный интерес, поскольку с одной стороны она обеспечивает стабильность общества и эволюционирует вместе с ним, а с другой стороны выступает как пространство, в котором происходит личностное становление человека.

Сегодня семья проходит испытание на прочность. Причем эксперимент над ней проводит само общество. И все же при всех трудностях она живет и исполняет свои функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую и рекреационную. Но из-за резкого изменения в социальном пространстве, эти функции сами стали являться причинами проблем.

Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке, обеспечивающем рождение здоровых детей, прописывающем пути воспитания будущих граждан.

Однако воспитательная роль семьи снижается, что обусловлено происходящими в ней переменами. В современной семье формально супруги равны, но большая часть забот лежит фактически на женщине, в том числе и воспитание детей. В этом есть немало и плюсов, и минусов. Часто встречаются семьи, где дети, из-за чрезмерной занятости родителей, просто предоставлены улице, самим себе и забывают об учебе, независимо от их материального состояния.

Социологи называют несколько типов современного семейного воспитания: семья социальный детоцентризм демографический

Детоцентризм - чрезмерное обожание своего чада, особенно когда один ребенок.

Профессионализм - родители перекладывают заботы по воспитанию на детские сады, школы, училища

Прагматизм -- все воспитание направлено на формирование таких качеств, как уметь жить, видеть прежде всего материальную выгоду.

Разница по сравнению даже с 5 летней давностью видна невооруженным взглядом. Объективные условия, сложившиеся в современной России, представляют собой симбиоз всех этих типов воспитания, и только в этом случае ребенок сможет стать гармоничной личностью.

Очень обширна хозяйственно-экономическая функция семьи. В ней не только удовлетворяются, но отчасти и формируются материальные потребности человека, создаются и поддерживаются определенные бытовые традиции, осуществляется взаимопомощь в ведении домашнего хозяйства.

Большое значение для жизни каждого человека имеет восстановительная функция семьи. Специалисты утверждают, что хорошая семья -- это половина успеха в карьере, бизнесе, учебе и т. д. Американцы не зря повторяют унаследованную у Льюиса Керрола истину, чтобы стоять на месте, надо быстро бежать. Бегут все. И чтобы каждый день преодолевать эту марафонскую дистанцию, надо быть в хорошей форме. Семья должна стать местом отдохновения и вдохновения, уверенности в себе, создать человека чувство психологического комфорта, сохранить высокий жизненный тонус.

Рекреационная функция семьи проявляется тем эффективнее, чем выше культура семейно-брачных отношений. Осложняющим фактором может быть различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется, но если это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.

Репродуктивная функция - это воспроизводство себе подобных. Чтобы человеческий род не прекратил свое существование, общество не превратилось в интернат для престарелых, уровень населения не снизился, необходимо, чтобы в каждой российской семье было не менее 2-3 детей.

Очень важно, что в настоящее время проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания науки, общества и политики. Население не только катастрофически стареет, но просто вымирает. Общество испытывает на себе тяжелейший прессинг политических и экономических проблем. Обнищание народа, резкое снижение уровня жизни, потери в заработках и смена престижности профессий -- эти и многие другие невзгоды сегодняшней реальной жизни тяжелым бременем лежат на обществе и семье как его ячейке.

К проблемам современного общества, сдерживающим деторождение, можно отнести и ранние браки, составляющие категорию риска и дающие половину всех разводов. Ранний брак, за редким исключением не дает возможность завершить образование, приобрести профессию, а соответственно, лишает шанса занять более престижное и высокооплачиваемое положение. Нехватка денег, проблема с жильем, нежелательная беременность и роды -- все это усугубляет неустойчивое положение молодой семьи, приводящее к разводу.

Известна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети -- в первые пять лет, в 70% семей, не распавшихся после пятилетней жизни, супруги находятся в напряженных отношениях.

Другая сторона проблемы рождаемости -- внебрачные дети. Сейчас каждый третий ребенок в России рождается вне брака, а в возрастной группе матерей в 16-18 лет -- почти половина. Большинство таких новорожденных прямо из роддома отправляются в дома малютки, так как мамы от них просто отказываются. И это не самое тревожное. Если 10-15 лет назад рождение больного ребенка было исключением из правил, то сейчас это исключение относится к здоровому ребенку. Растет, прежде всего, число врожденной умственной отсталости и детского церебрального паралича.

В связи с названными и другими трудностями, почти 20% опрошенных супругов вообще не желают иметь детей. Чаще всего это встречается в семьях интеллигенции.

Различается также рождаемость по регионам страны. Современной городской семье свойственна потребность не в детях, а в ребенке. Зарубежные и российские исследования показали, что для современной городской семьи наличие детей является психотравмирующим фактором, снижает уровень удовлетворенности браком, так как ухудшается экономическое состояние семей, увеличиваются бытовые нагрузки.

Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей. Усугубляют ситуацию тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Несогласованность семейных ролей родителей и детей, отцов и матерей, мужей и жен понизили ценность семьи для индивида, ослабили мотивацию к браку, привели к росту разводов, сожительств и смешанных семейных групп, образованных после развода, а также к росту матерей-одиночек и прочих так называемых альтернативных форм брака.

Один из важнейших показателей качества семейного союза -- уровень и качество межличностных отношений супругов.

Шкалу межличностных отношений выглядит так:

Доминирование. Отношение к другому как к вещи или средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений.

Манипуляция. Стремление добиться своего, учитывая производимое впечатление.

Соперничество. Допускает признание факта воздействия, но цели, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним.

Партнерство. Отношение к другому как к равному, с которым надо считаться, строятся на договоре, представляющем собой и средство объединения, и средство оказания давления.

Содружество. Отношение к другому как самоценности. Стремление к объединению, совместной деятельности для достижения близких целей. Основной инструмент взаимодействия уже не договор, а согласие.

В современном мире особенно видны изменение и обособленность этих типов друг от друга. Все чаще молодые пары бросаются из крайности в крайность, пытаясь создать оптимальные, по их мнению, условия сосуществования, зачастую только отдаляясь тем самым от идеала.

Любой семье необходимо пройти несколько ступеней адаптации, которые чаще всего и определяют дальнейшую совместную жизнь. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов и к новому для них статусу мужа и жены, к связанным с ним ролям, а также согласование образов внесемейного поведения, и включения супругов в круг взаимных родственных связей с тещей, тестем, свекровью.

Сама по себе семья не может формироваться в отрыве от общества и государства. Современное государство в России, как считает А.И. Антонов, стремиться заменить собой семью в целях все более многостороннего подчинения личности интересам общества.

Целью реализации государственной семейной политики является обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи, укрепление и развитие социального института семьи, защита ее интересов и прав, выявление и решение специфических проблем семьи, затрудняющих ее жизнедеятельность.

Вот основные направления государственной семейной политики:

Обеспечение условий для улучшения и стабилизации материального положения семьи;

Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязательств путем закрепления указанных условий в Трудовом кодексе Российской Федерации;

Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи путем проведения консультаций, обследований, определение условий оказания медицинской помощи беременным женщинам, матерям и несовершеннолетним детям;

Усиление помощи семье в воспитании детей путем предоставления семьям, имеющим детей, мер социальной поддержки.

На основе этих данных можно сделать выводы о том, что государственная политика не сводится лишь к материальной помощи семье в виде пособий, компенсаций и льгот, а представляет собой комплекс мер политического, правового, медико-социального, информационно-просветительского и организационно-управленческого характера.

Современная государственная семейная политика должна быть ориентирована не только на решение первоочередных задач в условиях глобального экономического кризиса, но прежде всего на долгосрочную перспективу укрепления и развития семьи, стабилизацию демографического положения. В настоящее время стратегической долгосрочной целью семейной политики должно являться укрепление семьи как социального института.

1 Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. - СПб.: Каро, 2007. С.94.

3 Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социс. 1995.№ 10.С.96.

4 Гукова Е. Г. Социологический анализ устойчивости семьи в современной России // Домоводство, семья и семейная политика. М., 1997.С.126-127.

5 Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети. - СПб.: Каро, 2007. С.42.

6 Социология семьи //под ред. Антонова А.И. - Москва: Инфра, 2007. С 575.

7 Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 11 (167) . - стр. 12

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Семья - институт воспитания, социализации ребенка; ее особая роль и место в обществе. Типы и проблемы современных семей, их социальный статус. Становление социально-педагогической теории и практики в России; этапы и методы работы, социальный патронаж.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2012

    Сущность, структура и специфика семьи как социального института и малой группы; ее репродуктивная и социализирующая функции, общественное и индивидуальное значение. Тенденции изменения, формы и проблемы брака и семьи в современном российском обществе.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2012

    Происхождение семьи и ее эволюция в традиционном обществе. Семья как социальный институт. Ряд ее функций как общественного, так и индивидуального характера. Современное состояние семьи в РФ, ее кризис, перспективы развития. Проблемы молодой семьи.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Этапы процесса институализации. Свойства социальных институтов в стабильных и нестабильных (переходных) обществах как индикаторов социальной стабильности. Ролевые отношения в семье. Семья как социальная группа и ее функции. Типы семейного воспитания.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Историческое развитие семьи, ее структура и значение в современном обществе. Семья как социальный институт и как малая социальная группа. Продолжение человеческого рода и преемственность поколений как потребности общества. Условия социализации личности.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Современная семья - объект социальной работы. Анализ социально-психологических особенностей и социально-педагогических характеристик детей сирот и опекаемых. Технологии работы с детьми-сиротами и опекаемыми. Социальный портрет современного беспризорника.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2010

    Семья как фундаментальный социальный институт. Общая характеристика и социальные проблемы молодой семьи. Основные функции семьи. Традиционная, нетрадиционная, эгалитарная семья. Мотивы вступления в брак у молодоженов. Принципы социальной работы с семьей.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Семья как социальный институт, ее структура и основные ролевые отношения. Жизненный цикл семьи. Связь содержания брачных отношений со степенью развитости общества. Родственная семья, кровное родство. Проблема лидерства в семье. Последствия развода.

    реферат , добавлен 22.01.2010

    Роль семьи в современном обществе. Понятие семьи и брака: исторические типы, основные функции. Изучение жизненного цикла семьи - последовательности социальных и демографических состояний с момента образования семьи до момента прекращения ее существования.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2010

    Брак как основа и ядро семьи. Исследование истории института семьи в разных культурах. Семья как ячейка первичной социализации. Особенности воспитательной функции семьи. Основные тенденции развития семейно-брачных отношений. Кризис института семьи.