Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Самоуправление в школьном коллективе. Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе. Школьное ученическое самоуправление

4. Формирование дисциплинорованности

Литература:

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989. – 223с.

3. Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. - М.: Просвещение, 1984. – 175с.

4. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования): Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по специальности «Психология». - М.: МГУ, 1984.- 208с.

5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. – 143с.

6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 206с.

7. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. – 258с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Прометей, 1993. - 526 с.

9. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. – 125с.

10. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. В.В. Кумарин. – М.: Педагогика, 1972. - 336 с.

11. А.С.Макаренко // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 536 - 538.

12. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

13. Мудрик А. В. Личность школьника и ее воспитание в кол­лективе. - М.: Знание, 1983. - 96 с.

14. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 319с.

15. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания. - М.: Педагогика, 1984. – 111с.

16. Новикова Л.И. Коллектив // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 450- 451.

17. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопро­сы теории. - М.: Педагогика, 1978.- 143с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова,

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

8. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогические наследия. – М.: Педагогика, 1989.- 286с.

9. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

Работа над заданиями для самостоятельного осмысления требует основательной и серьезной теоретической подготовки. Необходимо давать характеристику различным методам воспитания, знать условия эффективного их применения, а также ошибки, которые могут возникать при их использовании; выработать собственное отношение к методам воспитания. На данном практическом занятии студенту необходимо научиться моделировать педагогические ситуации с различными методами воспитания, видеть их результат. Важно знать отличия системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики.

«Педсовет: Школьное самоуправление Педсовет Дата проведения: 14.04.2015. Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и...»

Педсовет: Школьное самоуправление

Педсовет

Дата проведения: 14.04.2015.

Тема педсовета: «Самоуправление в школьном коллективе как необходимое

средство развития и саморазвития личности школьника».

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Цель педсовета:

Обсуждение условий, необходимых для формирования конкурентоспособной личности, через развитие ученического самоуправления;

Обсуждение и решение актуальных проблем школьного самоуправления, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта;

Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

План проведения педсовета:

1. «Ученическое самоуправление в школе» (выступление Семновой Г.Н. зам. директора по ВР).

Результаты анкетирования «Оценка ученического самоуправления в классах» (7 мин.) 2. «Типичные ошибки и затруднения организации ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях России». (Чекашова И.В.) (15 мин.).

3. «Из опыта работы органов самоуправления в классах», выступление руководителя МО среднего звена Шепелевой Г.А. 5-8 классы, (10 мин.) 4. «Из опыта работы органов ученического самоуправления школы», выступления ст.вожатой Митиной Е.А., президента школьной думы Кузьмичва А.



4. Практическая работа в микрогруппах (20 мин.).

5. Определение учащихся в «группу риска», постановка на ВШК. (Чекашова И.В.)

6. Подведение итогов. Принятие решения педагогического совета (20 мин.).

МИКРОГРУППА № 1.

Вы коллектив архитекторов Задание: Представим школьное самоуправление как «Дом» из 12 кирпичей (задачи школьного самоуправления, исходя из развития ключевых компетенций):

1. Важнейшие четыре задачи вложите в фундамент, а менее важные – в первый этаж, все остальные - во второй этаж.

2. Предварительно заполните «чистые кирпичи» и определите им место по Вашему усмотрению.

3. На крыше напишите, нарисуйте все, что сделает Ваш «Дом» лучше, добрее, веселее.

4. Труба – из нее вылетает все, что мешает «Дому», все лишнее и ненужное.

Выберите:

1) Ведущего, который будет вести обсуждение;

2) Конструктора, который будет клеить, писать, рисовать;

3) Референта, который должен написать обоснованные закладки каждого кирпича и затем защитить свой проект.

Время на строительство: 15 мин., защита: 2-5 мин.

Взаимопонимания Вам, и успех сам Вас отыщет!

МИКРОГРУППА № 2.

Проблема:

Действенность органов школьного самоуправления минимальна, отсутствует инициатива учащихся, имеет место резкое сокращение количества ребят, проявляющих организационные навыки.

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложенные пути решения проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Прочтите функционал органов классного самоуправления, что Вы считаете необходимым дополнить или исключить как не выдержавшее проверку временем и влияющее на возникновение указанной проблемы.

2. Рассмотрите и проанализируйте направления работы школьного ученического самоуправления представленные Вам. Внесите конкретные предложения, дополнения, что возможно применить в работе школьной Думы в нашей школе?



3. А что, если для эмоциональной оценки жизни школы использовать …..? Выскажите свои предложения.

Защита Ваших предложений - до 5 мин. Будьте конкретны в своем творчестве.

Удачи в работе!

Один из главных органов классного самоуправления – это совет класса, он возглавляет и координирует всю работу. В его состав избираются лучшие представители классного коллектива, которые могут возглавить одно из направлений работы.

Функции совета класса (СК)

участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;

подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;

заслушивает отчты о проделанной работе ответственных за направления;

организует участие класса в КТД (коллективно-творческих делах);

выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;

обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;

поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).

Направления работы школьного ученического самоуправления Основные задачи. Пути решения задач.

Создание узнаваемого имиджа учащегося и выпускника школы.

Обсуждение и разработка Конституции школы.

Связи с выпускниками. Герб, флаг и гимн школы, другие атрибуты и символы. Система ритуалов.

Разработка механизмов экономического самофинансирования детского самоуправления.

Продажа товаров (газета, ярмарка…). Оказание платных услуг (билеты на дискотеку…).

Изыскание целевых материально-технических средств. Целевые сборы под конкретные проекты.

Создание среды здоровой внутренней конкуренции в школе. Рейтинги успеваемости.

Внутренний и внешний PR школы. Формирование открытой информационной среды школы. Ученическая газета. Учительско-ученический альманах. Ученическая страница школьного сайта. Пресс-конференции и презентации. Фотовыставки. Книга рекордов школы.

Поддержка неформальной творческой инициативы учащихся школы. Поиск очагов творческой активности и путей их развития. Включение творческого актива учащихся в рабочие группы по подготовке культурных мероприятий школы. Сбор и презентация продуктов творческой деятельности учащихся школы. Творческие конкурсы.

МИКРОГРУППА № 3.

Проблема:

Школьные традиции - хорошо, но не вытесняют ли они ежедневное творчество? Почему дела все меньше носят общественную направленность (делать для кого-то, а не только для себя?).

Выберите: руководителя-координатора группы, референта, который должен записать предложения по решению проблемы и защитить свой проект.

Решение проблемы:

1. Внесите свои конкретные предложения по проведению школьных мероприятий.

2. От каких школьных традиций, считаете Вы, следует отказаться, какие добавить, как видоизменить?

3. Предложите конкретные дела, которые должна включить программа «Я и мой младший друг»? (Помощь старшеклассников обучающимся 1-4 классов).

Ваша защита (5 мин.) должна состоять из конкретных, заранее записанных предложений.

–  –  –

Программа «Ученическое самоуправление» призвана помочь школьникам адаптироваться к окружающей их социальной жизни наименее болезненным способом: не путем проб и ошибок, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, а также осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с социумом.

Цель программы: формирование у школьников ключевых компетенций в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.

Этапы реализации программы (годичная циклограмма):

I этап Диагностика (сентябрь).

Социальный заказ на тему « Создание органа ученического самоуправления в школе»

(задействованы социально-педагогические и социально-психологические методики).

Социологический опрос учащихся, учителей, родителей: "Зачем нужно самоуправление? Что оно даст учащимся? Какие проблемы и задачи может решить?

Какой новый опыт предложит?"

Методическое объединение классных руководителей и воспитателей. Тема:

«Самореализация личности учащихся через участие в коллективно-творческих делах».

Заседание Родительского комитета школы. Тема: «Совместная деятельность родителей и детей в развитии школьного самоуправления».

Классный час. Беседа на тему: «Школа – малый дом». Вопросы: "Знаете ли вы свою школу? Роль школы в жизни человека. Трудовые и творческие дела учащихся в помощь школе".

Организация школы ученического самоуправления - «Школа лидера» (5- 10 классы) – не входит в Думу.

II этап Разработка проекта (октябрь):

Постановка и согласование целей и задач ученического самоуправления через серию деловых проектировочных игр среди учащихся.

Классный час. Старт ролевой игры "Мозговая атака": разработка проекта "Ученическое самоуправление", создание "Конституции", "Прав и обязанностей…".

Документации (положение, Устав и др.).

Творческие работы на тему «Ученическое самоуправление« (сочинения, статьи, эссе).

Пресс-конференция: «Каким вы видите самоуправление в школе».

Классный час. Беседа: «Выборы школьного парламента». Вопросы: "Какими качествами должен обладать лидер?", "Каким мы видим своего президента?"

Игра-защита проектов «Детская организация. Какая она?» (6-7 класс).

Презентация творческих проектных групп: «школьное телевидиние», «школьная газета», информационного центра (8-10 класс).

III этап Коллективообразование (октябрь- ноябрь):

Анализ состава участников ученического самоуправления с использованием диагностики «Лидерство в малой группе».

Выборы Президента, формирование Президентского совета Школьной Думы (8-10 класс).

Формирование школьного совета министров (5-10 класс).

Организация обучения участников ученического самоуправления через серию социально-психологических тренингов по формированию активного, творческого коллектива на тему: «Лидер - кто он?», «Деловое общение», «Сотрудничество».

V этап Преобразование внутришкольной жизни (ноябрь- апрель):

Сущность этого этапа заключается в развитии достижений ученического самоуправления, в принятии и реализации его решений. Определение перспектив по решению конкретно поставленных задач и введение изменений в план работы школы на следующий учебный год.

Итоговая конференция учащихся, педагогов и родителей. Вопросы: "Что было хорошего в течение года?", "Что показалось особо значимым?", "Кого мы можем поблагодарить?", "Что было трудно?" И др.

V этап Оценивание результативности (апрель - май):

Раскрытие влияния ученического самоуправления на учащихся и выявление дальнейших перспектив жизнедеятельности школы.

Диагностика решений следующих педагогических задач:

Приобретение нового социального опыта, в том числе и опыта разновозрастного общения, преемственности традиций.

Испытание себя как личности в процессе взаимодействия с другими людьми.

Накопление новых приемов и форм ученического и педагогического взаимодействия.

Критерии оценивания:

1. Конкретные поступки и действия детей в обычных и экстремальных ситуациях.

2. Наличие детских временных и постоянных объединений для решения внутришкольных задач.

3. Конкретные результаты деятельности самоуправления (что изменилось в жизни школы?) Функциональные обязанности и полномочия представителей Школьной Думы (ШД).

1. Президент:

Выбирается на конференции учащихся сроком на 1 учебный год.

Руководит и направляет работу ШД.

Обеспечивает согласованность действий членов ШД по выполнению задач, стоящих перед ШД.

Проводит рабочие совещания (1 раз в месяц).

Доводит решения ШД до сведения всех субъектов образовательного пространства школы.

Может быть переизбран на ученической конференции.

2. Вице-президент:

Сообщает о результатах работы школьных министерств на заседании ШД.

Согласовывает и координирует с членами ШД деятельность школьных министерств.

3. Министерство по поощрениям и защите прав учащихся школы:

Участвует в разрешение противоречий (ученик-ученик, ученик- педагог, ученикадминистрация), возникающих в процессе жизнедеятельности школы.

Принимает решения и выносит на обсуждение ШД вопросы о поощрении и наказании учащихся.

Контролирует предвыборную кампанию в ШД.

4. Министерство культуры:

Организует и проводит культурно-массовые мероприятия (по плану школы).

Осуществляет связь с культурно-развлекательными центрами, театрами, кинотеатрами города и творческими объединениями других школ.

5. Министерство Образования:

Организует и проводит познавательные мероприятия для учащихся.

Осуществляет контроль учебной деятельности учащихся, составляет рейтинг успеваемости классов.

Осуществляет кураторскую деятельность с целью повышения рейтинга успеваемости.

6. Министерство Внутренних Дел:

Осуществляет помощь по организации и контролю дежурства по школе.

Контролирует соблюдение учащимися единых требований школы.

7. Министерство Спорта и Туризма:

Участвует в организации и проведении спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников.

8. Министерство Здоровья:

Организует и проводит акции «Чистота» и трудовых десантов.

Обеспечивает выпуск бюллетеня «Здоровье».

9. Министерство печати

Информационная функция.

Оформительская функция.

Обеспечивает выпуск школьной газеты «Будь в теме», в которой информирует о событиях школьной жизни.

10. Министерство Бережливых Рейды по сохранности учебников, школьного имущества, экономии электроэнергии.

Формы работы с ученическим самоуправлением.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательноинформационный орган детского самоуправления.

–  –  –

Компетенции родителей.

Образовательные компетенции:

Знания научных предметов, в рамках которых состоялась профессиональная судьба родителей либо реализованы интересы и хобби, на уровне функциональной грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности жизнью;

Владение целостным представлением о картине мира с позиции значимости и применения в действительности;

Знания узкоспециализированные, выходящие за рамки общеобразовательных предметов;

Индивидуализированные знания общеобразовательных предметов, не имеющие аналогов преподавании учителем.

Воспитательные компетенции:

Личная заинтересованность в успешном результате воспитания детей;

Понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации;

Ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания, необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика;

Владение приемами домашнего воспитания и педагогической техники, их применения в общении с классом.

Личностные компетенции:

Социально значимый опыт общения с окружающими;

Коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей;

Личностная самостоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей);

Профессиональная успешная судьба;

Благоприятная психологическая обстановка в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка;

Доверительные отношения с учащимися.

Решение педсовета:

1. Признать школьное самоуправление фактором, способствующим развитию конкурентоспособной личности.

2. Утвердить программу «Ученическое самоуправление», ввести ее в действие с 01.09.2015г.

3. В целях обучения учащихся основам самоуправления создать в 2015-2016 учебном году школу «Лидер».

4. Руководителям МО классных руководителей в срок до 01.06.2015 разработать план работы школы «Лидер» на 2015-2016 учебный год.

5. Заместителю директора по ВР в срок до 01.06.2015 г. подготовить план мероприятий на 2015-2016 учебный год для привлечения родителей обучающихся к организации школьного самоуправления.

6. Изучить положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

6. Поставить на внутришкольный учт: Усольцева Владислава (6 класс) Выступление зам.директора по ВР Семеновой Г.Н.

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.

Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 Декларации о правах ребенка: Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям.

Тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководительисполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

В нашей школе детское самоуправление представлено совмещенной административно-игровой моделью. Во главе стоит президент школы, который подробнее расскажет о деятельности школьной Думы. Всего в школе 8 министерств, каждое из которых возглавляет министр. У каждого министерства свой функционал и задачи деятельности. Вопросы, касающиеся деятельности самоуправления рассматриваются на заседаниях министерств (эпизодически: еженедельно собирается МВД (министр Митина Е.) для подведения итогов дежурства по школе, министерство «Бережливые» (куратор Рыжова Н.В.) регулярно проводит рейды по состоянию учебников), самый главный орган ученического самоуправления – школьная конференция или собрание. (не проводится) Деятельность органов ученического самоуправления первого и второго уровней регламентируется Положениями: о кабинете министров.

За организацию общешкольных мероприятий отвечают классные руководители по графику. Школьное самоуправление в этом участия не принимает. Советы дел не создаются, планы разрабатываются и их выполнение контролируется не самими детьми, а непосредственно заместителем директора по ВР Семновой Г.Н.., вожатой Митиной Е.А. и ответственным классным руководителем.

–  –  –

Уровень развития школьного ученического самоуправления можно определить как уровень между средним и низким.

3) Самоуправление на первом уровне (классное ученическое самоуправление) развито слабо.

При высоком уровне организации классного самоуправления класс в состоянии сам создать совет любого дела, организовать и проконтролировать его выполнение, каждый ученик класса активно включается в дело. Такие коллективы дружные, в них нет «белых ворон», дети толерантны по отношению друг к другу, живут по принципу «один за всех и все за одного», активно участвуют во всех школьных мероприятиях.

По оценке классных руководителей и самих учащихся, таких коллективов в школе нет..

Средний уровень организации классного ученического самоуправления, когда дети по заданию классного руководителя собираются сами и вырабатывают план действий, раздают поручения, но сами не могут, или не всегда могут проконтролировать их выполнение в 5 (кл. рук. Буцко Ю.Д.), 6 (кл. рук.Чекашова И.В.), 8А (кл. рук.Шепелева Г.А.), 10 (кл. рук.Щиголева И.Е.) В остальных классах самоуправление на низком уровне развития. В 7, 8Б, 9, 11 классах классные руководители сами распределяют поручения и контролируют их выполнение. Коллектив 8Б класса оказался в стороне от общественной жизни школы, здесь отдельные ученики принимают участие в общешкольных делах, в классе никакой общественной работы не проводится.

Следует отметить, что на вопрос анкеты «как вы планируете работу в классе», большинство учащихся ответили, что не принимают участия в планировании деятельности класса, всю работу планирует классный руководитель. Классные руководители также в большинстве случаев принимают решения или дают рекомендации по распределению общественных поручений.

–  –  –

«Тотальные» педагогические ошибки Смешение организационных форм детской активности: детской общественной организации и ученического самоуправления.

Часто ученическое самоуправление подменяется детской общественной организацией.

Сказывается влияние прошлого опыта, когда в советской школе всеми делами, в том числе в области управления школой, занимались комитет комсомола и совет пионерской дружины. Но сегодня, когда нет (не должно быть) единой для всех детей общественной организации, тем более внутри школы, ученическое самоуправление стало самостоятельным социально-педагогическим феноменом.

Ученическое самоуправление - это другое педагогическое явление, которое может и должно быть автономным. Оно существует на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», а детские общественные организации опираются на Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Законодатель разделил эти две формы детской активности, поэтому нам не следует противоречить требованиям законов.

Рекомендации: Внимательно изучите положения Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях», которым регулируется деятельность детской общественной организации, а также Закона Российской Федерации «Об образовании», где провозглашен принцип самоуправления школы, в том числе и с участием школьников.

Создавая ученическое самоуправление, соблюдайте принцип равных возможностей для тех школьников, кто не является членом детской общественной организации.

Рассматривайте детские общественные организации в качестве основных партнеров в развитии ученического самоуправления.

Перед нами стоит задача научить ребенка социальным умениям:

–  –  –

Органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий.

Условия известны:

Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.

Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.

Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.

Какими же путями идти к созданию жизнеспособных органов самоуправления:

Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности Сделать эти сферы эмоционально насыщенными и интересными Предоставить педагогическую поддержку и помощь

Какие области можно отдать ребятам:

Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД Деятельность школьной прессы Спорт и спортивные мероприятия Тимуровская работа Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

14.01.14 стоматология АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Волгоград-2016 Работа выполнена в федеральном государственн...» Методическое пособие по фармакогнозии Раздел: Химиче...» ОТНОШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОК С ПОСЛЕРОДОВОЙ ДЕПРЕССИЕЙ Е.Н. Беляева, Л.И. Вассерман, Г.Э. Маз...»

Где нет структуры – нет организации,

не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

Приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

Раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

Ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Самоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективеСамоуправление как условие формирования активной жизненной позиции учащихся в школьном коллективе

Малашенко Елена Ивановна,
Заместитель директора
МОУ «СОШ №45 г. Белгорода»

«Мудрость состоит не в том, чтобы управлять другими, а в том, чтобы управлять собой. Величие состоит не в том, чтобы иметь власть и должность, а в развитии своих способностей — и тогда ты в себе найдешь весь мир. Счастье состоит не в том, чтобы иметь богатство и занимать высокое положение, а в гармонии».
Лао-цзы, китайский философ

Согласно Концепции модернизации российской системы образования, необходимо расширять субъективность участников образовательного процесса, а поэтому педагогический коллектив школы рассматривает ученическое самоуправление как составную часть государственно-общественного управления образовательного учреждения.

Сегодня мы живем в эпоху демократии, свободы личности. Современный ученик должен научиться быть свободным гражданином, то есть ответственным, самостоятельным активным членом общества. Но как же научиться предъявлять, отстаивать свое мнение, мнение маленького гражданина. И не только отстаивать, что, в общем то, умеют многие, но, самое главное, нести ответственность за него! Школьное самоуправление как нельзя лучше предоставляет возможность вырастить гражданина с активной жизненной позицией. Школьники в самоуправлении не просто помогают учителям в воспитательной работе. Они, прежде всего, имеют возможность саморазвития, самовоспитания, имеют возможность формирования гражданской позиции!

Самоуправление учащихся — это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решений, их реализация в интересах своего коллектива. В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так как речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности. Т. е. самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе.

Педагогический коллектив нашей школы на протяжении последних лет уделяет особое внимание развитию ученическому самоуправлению в школьном коллективе. И не случайно: стратегические устремления школы, направленные на формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, потребовали воспитания и развития у учащихся таких качеств, как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других. Ученическое самоуправление формирует у учащихся лидерские качества, делает жизнь классных и школьных коллективов интересной.

Школа – это большой и сложный организм, эффективность которого во многом зависит от опоры педагогов на ученическое сообщество, которое бы взяло на себя функцию регулирования общественной жизни учащихся. Именно через участие и работу в таком сообществе, через активную деятельность учащийся получает полезный для него опыт, приобретает необходимые навыки для реализации собственных идей.
Цель ученического самоуправления: создание условий для развития лидерских качеств, самореализации и социализации учащихся.

Задачи:
1. Построить структуру ученического самоуправления, где вовлеченность учащихся в управление была бы максимальной.
2. Определить права и полномочия каждого структурного компонента.
3. Создать систему обучения органов ученического самоуправления.
4. Обеспечить необходимую материально-техническую, психолого-педагогическую и методическую поддержку органам ученического самоуправления.

Особое место в структуре самоуправления занимает общешкольная конференция – высший орган детской власти. Она решает приоритетные вопросы жизни школьного коллектива, формирует общественное мнение, ответственное отношение к труду, сплачивает коллектив. Наша детская организация – это коллектив детей, который стремится к саморазвитию и самореализации.

Основные принципы жизнедеятельности организации: сами планируем дела, сами организуем, сами проводим, сами подводим итоги. Мониторинг, проводимый среди старшеклассников школы, имеющих опыт работы в ученическом самоуправлении, свидетельствуют о наличии у них управленческого умения, творческого подхода к любой деятельности; конструктивности общения, самоопределения.
Самоуправление школьников мы рассматриваем как необходимую форму управления учебно-воспитательным процессом в школе, фактор, влияющий на становление и развитие личности. К числу таких ученических сообществ в нашей школе можно отнести школьный ученический совет (УС).

Данная модель ученического самоуправления реализуется в нашем образовательном учреждении четвертый год. В ее состав входят представители 8 – 11-х классов (по 2 человека от класса).
Из состава школьного ученического совета формируются координационные центры:
— центр знания (организует участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях ДНО; анализирует итоги посещаемости и успеваемости);
— спортивный центр (организует и проводит спартакиады, спортивные праздники и оздоровительные походы);
— центр чистоты и порядка (организует дежурство классов по школе, проведение акций «Школьный двор», «Чистый город»);
— центр заботы (координирует деятельность тимуровского отряда школы, организует акции «Ветеран живет рядом», «Тепло сердец наших – тебе, солдат России», «Спешите делать добро»);
— пресс-центр (организует выпуск школьной малотиражной газеты «Животворящий родник»);
— центр досуга (руководит организацией праздников, вечеров, распределяет между классными коллективами поручения по подготовке мероприятий, организует оформление праздников, принимает заявки и пожелания учащихся о культпоходах и экскурсиях). Запоминающимися стали мероприятия: «Мисс и Мистер Осень», «Новогодние фантазии», вечер встречи выпускников «В некотором царстве, в 45-м государстве», шахматный турнир «Дедушки и внуки» в рамках Недели пожилого человека.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьёзные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. Изменения требуют новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса. Этот поиск затрагивает не только содержание образования, но и саму структуру отношений между педагогами и учащимися, между администрацией учебного заведения и членами педагогического коллектива. Основу этих отношений составляют сотрудничество и равноправное партнёрство. Поэтому не случайно вопросы воспитания, социального становления современной молодёжи, развития системы самоуправления относятся к числу приоритетных направлений государственной молодёжной политики.

Главной целью воспитательной работы является создание гуманной воспитывающей среды для развития и саморазвития личности. При составлении комплексной программы учитывалось, что воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации человека, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития творческой личности, формирования лидерских качеств. Этот процесс обеспечивает у него готовность к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах. Неотъемлемым условием идейно-нравственного воспитания учащихся является развитие чувства сострадания, желание защитить тех, кто нуждается в помощи. При активном участии центра самоуправления «Помощь, забота, порядок» организуются акции «Милосердие» для детей Детского дома и Дома ребёнка г. Белгорода, оказывается помощь престарелым и ветеранам Великой Отечественной войны.

Центры «Здоровье и спорт» и «Досуг» способствуют организации мероприятий, направленных на приобщение учащихся к здоровому образу жизни, развитию таланта и творчества одарённой молодёжи, воспитанию активной жизненной позиции, способствуют формированию коммуникативных навыков и умений. В рамках работы клуба «Патриот» проходят интересные мероприятия, дающие возможность проявить инициативу и творчество учащимся. Творческие коллективы, ансамбль народного танца «Удальцы», кружки народных промыслов отмечены дипломами и призами на областных и городских фестивалях, выставках народного творчества, конкурсах и смотрах. Детское научное общество учащихся (ДНО) объединяет наиболее активную часть школьников, занимающуюся научно-исследовательской деятельностью. Участники ДНО выступают на конференциях и семинарах, что способствует развитию исследовательских навыков и умений учащихся. Его участники победители Всероссийских, областных и городских конкурсов, олимпиад.
Самым показательным моментом в работе стала победа первого председателя УС Калюжного Дениса во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления (2007 год).
В современном обществе социально успешен человек с позитивным отношением к себе, обладающий навыками и умениями социального общения, совместной работы. Эти умения проявляются и развиваются в результате личного опыта, и чем больше этого опыта, тем увереннее чувствует себя человек. Каждый хочет быть услышан, но уметь высказать свою позицию по какому-либо вопросу недостаточно, человек должен сознавать ответственность за решения, которые он принимает, и учитывать высказанные мнения и предложения. Поэтому очень важно вовлечь учеников в процесс ученического самоуправления.

Одной из главных целей нашей детской организации является подготовка ребят к жизни в обществе. Это возможно сделать только в том случае, если ребята будут включаться в реальную гражданскую практику. Возможности школьного самоуправления в этом отношении весьма велики. Ведь если школьник участвует в управлении своим образовательным учреждением, пытается улучшать жизнь своего класса, школы, то это является для него колоссальным опытом.

Организация самоуправления

1. Структура самоуправления

Самоуправление - это участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. «Педагогическая энциклопедия»

В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в:

Планировании деятельности своих коллективов;

Организации этой деятельности;

Анализе своей работы;

Подведении итогов сделанного и принятии решений.

Цели и задачи самоуправления:

Воспитать гражданина с высокой демократической культурой, способного к творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества;

Дать возможность учащимся участия в планировании, организации и анализе воспитательного процесса;

Развивать способности и интересы членов коллектива;

Воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;

Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу.

Структура самоуправления:

Структура школьного самоуправления включает: законодательные органы, исполнительные органы, институт уполномоченных и систему поручений.

Высшим органом школьного коллектива является собрание (его можно, назвать по-разному в зависимости от обшей школьной структуры, содержания деятельности, традиций коллектива, типа школ и т.д. (сбор, вече, дума, конференция, большой совет, форум, слет и т.д.).

Через собрание каждому ученику обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива.

Собрание проводится не реже 1 раза в год.

Функции собрания:

Разрабатывать и утверждать документы, определяющие деятельность ученического коллектива;

Определять взаимоотношения учеников в коллективе, заслушивать информации о решениях органов самоуправления;

Избирать исполнительные органы самоуправления;

Определить обязанность выборного актива:

Подводить итоги работы коллектива,

Давать оценку деятельности коллектива;

Награждать классы, отряды, отдельных учащихся и др.

Законодательный орган - собрание. Предполагается наличие исполнительных органов.

Это может быть совет, ученический комитет, совет министров, магистрат.

Названия исполнительных органов могут быть разными, но главные их функции одинаковые:

Организовать деятельность коллектива,

Обеспечить его членам необходимые условия для выполнения соответствующих видов деятельности.

Законодательное собрание избирает главу исполнительных органов: председателя, президента, главнокомандующего, премьер-министра и т.д.

При исполнительных органах формируются постоянные подразделения по видам деятельности, например: «Досуг», «Забота», «Олимп», «Пресс-центр», «Общение» и т.д.

Они могут иметь следующие названия: сектора, штабы, центры, министерства, комиссии и т.д.

Для них совет школы определяет функции, т.е. то, чем данные подразделения будут заниматься.

Это могут быть памятки, инструкции, положения и т.д. Например, центр «Досуг».

Центр «Досуг» собирает своих представителей каждый вторник в 14 часов в кабинете №3.

Руководит проведением массовых мероприятий среди учащихся: общешкольных вечеров, праздников, классных вечеров отдыха;

Распределяет между классами поручения по подготовке этих мероприятий;

Организует оформление школы к вечерам и праздникам;

Несет ответственность за проверку программы художественной части и программы развлечений;

Выявляет пожелания учащихся по организации художественных кружков, записывает в них;

- организует работу библиотечного актива;

Организует ежегодный смотр художественной самодеятельности;

Отбирает участников на городские и районные конкурсы, организует игры на перемене (теннис, кроссворды, шашки и т.д.);

При постоянных подразделениях создаются клубы, студии, группы, общества, школы и т.п.

Например, при центре «Забота» могут работать: штаб «Поиск», телефон «Доверие». «Бюро добрых услуг», клуб «Ветеран», клуб «Малышок» и т.п.

За всеми этими подразделениями закрепляются педагоги-наставники.

Наряду с основными структурными подразделениями для подготовки текущих дел, организации различных акций могут создаваться временные, подвижные группы и микроколлективы, например: совет дела, инициативная группа и т.д.

Совет школы продумывает для них правила работы. Класс является основой школьного самоуправления. Исходя из общей школьной структуры самоуправления, классы могут превращаться в государства, города, отряды и т.п.

Внутри классов функционируют микроколлективы. Каждый микроколлектив объединяет 5-7 учащихся.

Микроколлективы - это главные рабочие коллективы класса. Как назвать эти микроколлективы?

Наши предложения: звенья, содружества, товарищества, общины, экипажи, бригады и т.п.

Микроколлективы формируются на принципах:

Дружбы (кто с кем дружит);

Места жительства (одна улица, один дом);

Интересов (кто чем увлекается);

Характера деятельности (кто выполняет одинаковое поручение).

В системе ученического самоуправления большое место занимает институт уполномоченных.

В него входят все, кто избирается в те или иные исполнительные органы. Среди них распределяются поручения, разрабатываются их функциональные обязанности.

Например, у нас работает комиссия «Дисциплина и порядок». Одно из поручений в этой комиссии: ответственный за дежурство классов по школе.

Тебе поручили важное и ответственное дело. Комиссия «Дисциплина и порядок» собирается 1 раз в 2 недели, по вторникам в 13-30.

Ты должен обязательно в ней участвовать. В твои обязанности входит:

Организовать работу ответственных за дежурство в классах;

Совместно с завучем (Ф.И.О.) составить график дежурства классов с распределением мест дежурств;

Организовать контроль за проведением дежурств;

Подводить итоги дежурств классом.

Завершающим систему самоуправления и важным ее компонентом является поручение.

Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Принципы, лежащие в основе системы поручений:

Преемственность (учет опыта ребенка);

Последовательность (от простого к сложному);

Массовость.

Структура самоуправления оформляется документально в форме положения, устава и т. п.

Возможно создание законов, правил жизнедеятельности, декларации сотрудничества, кодексов чести, символов и атрибутов коллектива.

Пути привлечения учащихся к самоуправленческой деятельной игре.

Коллективное планирование;

Собрание, особенно подготовка к нему;

Модель ученического самоуправления определяется содержанием деятельности учащихся, сложившимися традициями в их коллективах, типом школы и т.д., а не готовыми системами и структурами, позаимствованными у других школ

Этапы создания модели школьного самоуправления

1. Формирование представлений о самоуправлении в школе (педсовет, МО классных руководителей, родительские собрания, ученические собрания, работа пресс-центра по пропаганде опыта).

2. Изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления (анкетирование, дискуссии, деловые игры и т.п.).

3. Разработка модели самоуправления на основе предложений (работает творческая группа).

4. Экспертная оценка собранных предложений. Утверждение.

5. Подготовка актива к реализации и совершенствованию ученического самоуправления.

Школьное ученическое самоуправление

Школа - это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники во взрослой жизни стали инициативными людьми, то необхо­димо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята научились быть самостоятельными, то уже в школе они должны стать самостоятельными. И эта задача выполнима только в школьной жизни. В законе «Об образовании» слово «воспитание» стоит на первом месте в образовательном процессе, а, следовательно, является одной из главных задач, поставленных обществом перед детьми. Школа должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, при­нимать решения, защищать свои права. Кроме получения знаний, учащийся в процессе обучения должен подготовиться к жизни. Ученическое самоуправление - это одна из первых общественных организаций в стенах школы, которая поможет ребятам стать активными гражданами общества и добиться успеха в жизни. Закон «Об образовании» даёт учащимся, педа­гогам и родителям право участвовать в управлении образовательным учреждением, а документом, регулирующим отношения школьной администрации и ученического самоуправления, является Устав или Положение о школьном ученическом самоуправлении.

2. Права ученического совета

 знакомиться с нормативными документами школы и их проектами и вносить в них свои поправки;

 направлять в администрацию школы письменные запросы и получать на них официальные ответы;

 представлять интересы учащихся на педагогических советах, собраниях, посвящённых решению вопросов жизни школы; направлять своих представителей для работы в коллегиальных органах управления школой;

 проводить регулярные встречи с директором и представителями администрации школы;

 проводить на территории школы собрания и иные мероприятия;

 создавать и использовать в работе школьных советов СМИ; размещать на территории школы информацию в отведённых для этого местах и в школьных источниках информации.

 организовывать работу общественной приёмной, ставить вопрос о решении школьных проблем перед администрацией, другими органами и организациями;

 принимать решения по рассматриваемым вопросам, информировать администрацию школы и другие органы о принятом решении;

 пользоваться поддержкой школьной администрации и лиц, отвечающих за воспитательную работу в школе при подготовке и проведении мероприятий школьного совета;

 вносить в школьную администрацию предложения по улучшению воспитательного процесса;

 вносить в администрацию школы предложения о поощрении и наказании;

 опротестовывать решения администрации школы, если они противоречат Уставу школы и приняты без согласия совета;

 принимать участие в решении вопросов о назначении педагогов на должность классного руководителя, в качестве школьного совета;

 развивать связи и сотрудничества между школьными советами;

 участвовать в разрешении конфликтов между учениками, учителями и родителями;

 представлять интересы учащегося в органах и организациях вне школы;

 участвовать в формировании составов школьных делегаций на мероприятиях городского уровня и выше;

 осуществлять другие полномочия в соответствии с Уставом школы и законодательством РФ.

3. Организация работы школы актива

Важное место в работе вожатого, как организатора, занимает школа актива. Школа актива, как правило, функционирует при общешкольных органах самоуправления или в общественных детско-подростковых объединениях, организациях. Она состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров гагаринских отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.). Эти подразделения носят названия секции, но также имеют место названия, определяющие профиль обучения активистов:

 пресс-центр - собираются редакторы стенгазет;

 игротека - собираются массовики-затейники;

 штаб «Милосердия» - собираются организаторы шефской работы;

 клуб «Вожатый» - организаторы работы с младшими школьниками и т.д.

Сам вожатый организует работу всей школы актива: выявляет активистов по коллективам, определяет направления их деятельности и создает соответствующие секции, подбирает из числа педагогов, родителей, представителей общественности наставников по секциям, помогает им спланировать содержание работы в секции, составляет расписание занятий (в среднем - 2 занятия в месяц для каждой секции), выступает сам организатором какой-нибудь секции и ее наставником. Вместе с активистами и другими помощниками разрабатывает и внедряет в практику символику школы актива, церемониал начала ее занятий и т.п. Разрабатывает критерии оценки активности ребят на занятиях школы актива, критерии оценки результативности занятий школы актива, формы стимулирования общественной активности ребят и т.п. Многолетняя практика деятельности школы актива показала, что занятия этой школы лучше проводить в твердо установленные дни месяца (например, 1 и 3-я среда месяца). Начинать с общего церемониала (линейка, перекличка и т.п.), затем работа по секциям и окончание - линейка подведения итогов занятий. Школа актива может иметь свои традиции, в ее рамках могут проводиться познавательно-развлекательные мероприятия только для ее обучающихся, специальные коммунарские сборы, коллективные творческие дела.