Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Нижегородский раскол. Старообрядчество в нижегородской области Старообрядческие скиты в нижегородском крае

Старообрядцы на территории Нижегородской епархии

С момента возникновения раскола пристанищем для раскольников стали обширные леса Низовской земли, и сам Нижний Новгород. Причину этого царь Алексей Михайлович видел в отсутствии здесь собственной архиерейской кафедры. Именно с целью противодействия расколу она и была учреждена здесь в 1672 г.
Первый митрополит Нижегородский и Алатырский Филарет (1672–1686 гг.), выступал на Соборе против Никиты Пустосвята и др. раскольников, во все продолжение управления епархией деятельно заботился об искоренении раскола, но поскольку не хватало ученого духовенства и сам Филарет был часто в отъезде в столице, раскол процветал. Павел I (1686–1696 гг.) также не преуспел в борьбе с расколом. Трифилий (Инихов) был восприемником Александру Строганову, а Строгановы симпатизировали старообрядчеству. Исаия (1699–1707 гг.) «привержен был к некоторым мнимодревним обычаям и обрядам» сам. Сильвестр (Волынский) (1708–1719 гг.) поставлен был на Нижегородскую кафедру «с условием печься об искоренении раскола, но старался более о построении церквей». В общем, до Питирима обстановка в Нижегородской епархии была для старообрядцев благоприятна. По фольклору – «надежное и уютное прибежище». Керженец – «столица» старообрядчества, сюда писали не только из Москвы, Поморья и Сибири, но и из-за границы. Здесь собирались соборы Керженских старцев, имевшие авторитет для всех старообрядцев. При Питириме (1719–1738 гг.) обращено 26 000 раскольников, но это годы репрессий против старообрядцев как идеологов «старины»: у Питирима было право казнить и лишать имущества крамольников .
Для обращенных из раскола Питирим учредил монастыри – мужской Кержебельмяшский и женские Бельмяшский (1708 г.) и Рождественский на р. Санахте (еще будучи сам официально строителем Переяславского Никольского монастыря, на деле – агентом Петра I по розыску против раскола). В 1716 г. был обмен вопросами о Православной вере с Керженскими старцами: Питирим направил им 130 вопросов, старообрядцы – 240 вопросов в ответ.
В 1719 г. в с. Пафнутово Балахнинского уезда было его собеседование с раскольниками, где он официально победил. Возил старца Варсонофия и диакона Александра в Москву представлять царю как обращенных. Труд Питирима «Пращица противу вопросов раскольнических» в 1721 г. был разослан по всем епархиям.
Официально при Питириме из 367 790 жителей Нижегородской епархии раскольников насчитывалось только 7269 человек, из 94 раскольничьих скитов осталось только 2 – в Оленеве и в Шарпане. Но после смерти Питирима ставленники его – приходские священники – не имели возможности указывать в отчетах старообрядцев, т.к. жить в селах им было бы невозможно. Большинство священников своим прихожанам сами сочувствовали, и писали, что те все ходят в церковь.
При Екатерине II законодательство Петра I в отношении старообрядцев было пересмотрено (что видно из выписок постановлений о раскольниках).
Вениамин II (Краснопевков), архиепископ Нижегородский и Арзамасский (1798–1811 гг.) позволил старообрядцам совершать богослужение в Духовской церкви (1798 г.), бывшей монастырской. А в 1801 г. старообрядцам велено иметь церковь и особых священников, рукоположенных Вениамином, и отправлять богослужение по старопечатным книгам. (Предпринимались попытки обращения старообрядцев в единоверие).
При Николае I политика в отношении старообрядцев ужесточилась. Афанасий (Протопопов), епископ Нижегородский и Арзамасский (1827–1832 гг.) обратил несколько тысяч раскольников в Православие.
По данным Нижегородского архива, после закона о свободе совести от 17 октября 1906 г. число старообрядцев резко возросло. В 1910 г. насчитывалось 57632 тыс. душ. (Белокриницкого священства – 17763 души; приемлющих священство от Господствующей церкви – 6 526 душ; Спасова согласия – 15 188 душ; поморцев – 13 611 душ; беспоповцев-самокрестов – 4 519 душ; молокан – 606 душ; штупристов – 147 душ; пашковцев – 16 душ; бытийных самокрестов – 35 душ).
Официально зарегистрированы в 1910 г. были 85 общин (25 общин Белокриницкого священства, 26 – Спасова согласия; 22 – поморско-брачного согласия; 6 – беспоповцев-самокрестов и 3 общины – приемлющих священство от Господствующей церкви).
По сведениям, данным полицмейстером г. Н. Новгорода, в 1909 г. в г. Н. Новгороде было три старообрядческие общины:
1. Поморского законно-брачного согласия , имевшая молитвенный дом на Телячьей улице в доме Шульпина, быв. Хвальковского. 139 человек. Настоятель – П. С. Шульпин.
2. Белокриницкого священства , имевшая два молитвенного дома: на Ильинке в доме Сироткина и в доме Карповой в фабричной слободе (домовая). В первом доме проживал старообрядческий епископ Иннокентий, в ведение которого входили Нижегородская и Костромская губернии с 55 священниками и 25 общинами. 112 человек в общине. Настоятель – Г. А. Спирин.
3. Никольская приемлющая священство , переходящее от Господствующей церкви. Имела кладбище, т.н. «Бугровское» за монастырем, близ Марьиной рощи, и на нем 2 храма, кроме этого при доме Бугрова на Нижнем Базаре у Н.А. Бугрова – домовая моленная. 51 человек. Настоятель – Ф. А. Петрин.
Всего церквей и моленных домов – шесть и одно кладбище с общежитием.
В доме Сироткина на Ильинке ежегодно бывали съезды (в августе месяце):
1. Епархиальный старообрядческий, собираемый по распоряжению епископа для обсуждения экономических и просветительско-религиозных вопросов;
2. Всероссийский, преимущественно из уполномоченных общин, на котором обсуждались экономические вопросы всех старообрядцев. (ЦАНО, Ф. 5. оп. 50, д. 10644, л. 56-57).
В 1910 г. – «по примеру прошлых лет» – проводились противораскольнические собеседования в одном из храмов Благовещенского монастыря с 1 по 22 августа, в дни Ярмарки, на которую традиционно прибывало множество старообрядцев (ЦАНО, Ф. 1025, оп. 2271, д. 1, л. 214-214 об.).
Противораскольнические собеседования проводили священники г. Н. Новгорода по особо составленному расписанию. Но были и штатные епархиальные и уездные противораскольнические миссионеры: Г.И. Великанов, В. Костров, П. Г. Савельев (уездный).
В 1916 г. общин старообрядцев стало 97. Старообрядцы имели 121 молитвенное здание, 1 монастырь белокриницкого священства (из 4-х иноков и 4-х послушников) и при Нижегородской Никольской общине – общежитие монахинь. Общине принадлежали богадельни (Белокриницкой и приемлющих священство) и 5 школ. С 1905 г. старообрядцы имели право обучать своих детей Закону Божию у начетчиков своего толка.

Список старообрядческих общин Нижегородской губернии на 1916 г.
I. Ардатовский уезд – 2 общины:
Обе – с. Личадеево, «Спасова согласия»

II. Арзамасский уезд – 6 общин:
- с. Чернуха – «Белокриницкой иерархии» – 2 общины
- с. Собакино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Тумановов – «Спасова согласия»
- с. Ковакса – «Белокриницкой иерархии»
- с. Костянка – «Спасова согласия»

III. Балахнинский уезд – 9 общин:
- д. Остапово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Белокриницкой иерархии»
- с. Городец – приемлющие священство от Господствующей церкви переходящее
- д. Кузьмина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Гнилицы – «Беспоповцев самокрестов»
- с. Городец – «Белокриницкой иерархии»
- д. Климстино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Сормово – «Приемлющих священство, переходящее от Господствующей церкви»
- с. Сормово – «Поморского брачного согласия»

IV. Васильский уезд – 10 общин:
- д. Огнево-Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Белокриницкой иерархии»
- с. Спасское Майдан – «Поморского согласия»
- с. Елховка – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новый Усад – 2 общины «Поморского брачного согласия»
- с. Антоново – «Поморского брачного согласия»
- д. Турбанка – «Поморского согласия»
- д. Огнево-Майдан – «Поморского брачного согласия»
- с. Белавка – «Спасова согласия»
- с. Чугуново – «Спасова согласия»
Ф. 61, оп. 316, д. 1006, лл. 15 – 18.

V. Горбатовский уезд – 17 общин:
- с. Ворсма – «Спасова согласия»
- г. Горбатов и его окрестности – «Белокриницкой иерархии»
- д. Б. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. М. Чубалово – «Спасова согласия»
- д. Богданова – «Спасова согласия»
- д. Венец – «Спасова согласия»
- д. Натальино – «Спасова согласия»
- с. Мартово – «Белокриницкой иерархии»
- д. Окулово – «Поморского брачного согласия»
- д. Степурино – «Спасова согласия»
- с. Бочиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Хвощевка – «Спасова согласия»
- д. Шишова – «Спасова согласия»
- д. Масленка – «Спасова согласия»
- д. Рыльково – «Спасова согласия»
- д. Панино – «Спасова согласия»
- с. Озерищи – «Спасова согласия»

VI. Княгининский уезд – 10 общин:
- с. Картмазовка – «Поморского брачного согласия»
- с. Бокалды – «Поморского брачного согласия»
- с. Конышево – «Спасова согласия»
- с. Богохранимое – «Поморского брачного согласия»
- с. Б. Мурашкино – «Белокриницкой иерархии»
- д. Коноплянка – «Безпоповцев самокрестов»
- с. Ичалки – «Спасова согласия»
- с. Рождествено – «Поморского брачного согласия»
- д. Княж-Павлово – «Поморского законно-брачного согласия»
- с. Кремницкое – «Самокрещенского брачного согласия»

VII. Лукояновский уезд – 12 общин:
- с. Б. Маресево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Языковка – «Спасова согласия»
- с. Кемля – «Спасова согласия»
- д. Ташкина – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Спасова согласия»
- с. Байково – «Поморского брачного согласия»
- с. Средние Пичингуши – «Спасова согласия»
- с. Акаево – «Поморского брачного согласия»
- с. Оброчное – «Спасова согласия»
- с. М. Силино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Качкурово – «Спасова согласия»
- с. Саитовка – «Спасова согласия»

VIII. Макарьевский уезд – 8 общин:
- д. Будилиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Борок – «Поморского брачного согласия»
- д. Красный Яр – «Белокриницкой иерархии»
- д. Ачутино – «Поморского брачного согласия»
- с. Разнежье – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кременки – «Поморского брачного согласия»
- с. Асташиха – «Белокриницкой иерархии»
- с. Великомское – «Поморского брачного согласия»

IХ. Нижегородский уезд – 17 общин:
- с. Сохтанка – «Спасова согласия»
- д. Шерменево – «Спасова согласия»
- д. Каменки – «Спасова согласия»
- д. Гари – «Поморского брачного согласия»
- д. Гремячка – «Спасова согласия»
- с. Спирина – «Белокриницкой иерархии»
- с. Калейниково – «Самокресты»
- с. Безввозное – «Белокриницкой иерархии»
- с. Новоликеево – «Спасова согласия»
- д. Михальчиково – «Поморского брачного согласия»
- с. Мокрое – «Поморского брачного согласия»
- д. Водолейка – «Поморцы-самокресты»
- д. Мокрая – «Спасова согласия»
- д. Ельня – «Поморского брачного согласия»
- д. Цедень – «Белокриницкой иерархии»
- д. Утечина – «Поморского брачного согласия»
- д. Чачлово – «Поморского брачного согласия»

Х. Семеновский уезд – 8 общин:
- д. Елесино – «Белокриницкой иерархии»
- с. Кошелево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Кондратьево – «Белокриницкой иерархии»
- д. Якимиха – «Белокриницкой иерархии»
- д. Наумово – «Поморского брачного согласия»
- г. Семенов – «Приемлющих священство»
- д. Понаво – «Белокриницкой иерархии»
- д. Быстрья – «Белокриницкой иерархии»

ХII. Сергачский уезд – 5 общин:
- д. Мокрый Майдан – «Спасова согласия»
- с. Толбы – «Безпоповцы»
- с. М. Ключево – «Безпоповцы»
- с. Смирново – «Спасова согласия»
- д. Шерстино – «Спасова согласия»

В 1918 г. «по материальной необеспеченности» миссионеры «в самую трудную для церкви минуту поступили на приходы».
В 1922 г. был создан Старообрядческий союз.
В 1929 г. в Н. Новгороде было 6 старообрядческих церквей и 2 молельни:
1. В 1925 г. бывшая часовня Мало-Пицкого монастыря была передана Никольской общине старообрядцев, и на углу улиц Грибоедова и Полевой появилась старообрядческая церковь (в 1929 г. «по просьбе трудящихся» она тоже была закрыта).
2. Успенская старообрядческая церковь (1923–1935 гг.).
3. Бугровский скит на кладбище (был закрыт в 1930 г., Вознесенская церковь была отдана под туберкулезную колонию).
4. Церковь б. Сироткина на Жуковской улице.
5. Молитвенный дом на Гоголевской улице Куйбышевского района (закрыт в1938 г.).
6. Молитвенный дом в Автозаводском районе (ликвидирован в 1938).
В 1935 г. на 125 старообрядческих обществ и 47 групп края было 65 молитвенных зданий.
По данным ЦАНО, в 1937–38 гг. были арестованы и расстреляны 60 человек священно- и церковнослужителей – старообрядцев, из 99 человек – служителей культа, зарегистрированных в 1935 г.
Первая старообрядческая церковь открыта после войны в 1948 г. в д. Большое Непряхино Уренского района белокриницкой иерархии.
В 1989 г. было зарегистрировано 6 религиозных объединений старообрядцев (3 – белокриницкой иерархии, 1 – беглопоповской, 2 – беспоповской). В 1990 г. числилось 8 старообрядческих общин.

Материал подготовлен
главным библиотекарем по краеведческой работе
А.А. Медведевой

1 слайд

Старообрядчество в Нижегородском крае. Нестеров Михаил Васильевич «Великий постриг».

2 слайд

Нижегородский край с самого начала раскола русского православия являлся одним из важнейших центров русского старообрядчества. В подтверждение этого приведем несколько фактов: Выдающиеся идеологи "противоборствующих сторон" - патриарх Никон, протопоп Аввакум, епископ Павел Коломенский, Сергий Нижегородец, Александр Диакон, - родились в Нижегородском крае. Самый первый старообрядческий скит был основан именно в нижегородских пределах на реке Керженец - скит Смольяны (1656 г.).

3 слайд

3. По числу старообрядцев край занимал и занимает ведущее место в России. 4. В Нижегородской губернии в XVIII – XIX веках находились духовные и организационные центры шести из пятнадцати крупнейших согласий (направлений) старообрядчества.

4 слайд

Идеологи противоборствующих сторон ПАТРИАРХ НИКОН ПРОТОПОП АВВАКУМ ЕПИСКОП ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

5 слайд

Сторонники старой веры подвергались преследованиям со стороны правительства. Они должны были либо отказаться от неё, либо покидать насиженные места. И староверы уходили на север, в нижегородские леса, на Урал и Сибирь, оседали на Алтае и Дальнем Востоке. В густых лесах в бассейнах рек Керженец и Ветлуга, к концу XVII века существовало уже около сотни старообрядческих монастырей - мужских и женских. Их называли скитами. Наиболее известными были: Оленевский, Комаровский, Шарпанский, Смольяны, Матвеевский, Чернушинский.

6 слайд

7 слайд

При Петре I вновь возобновляется преследование старообрядчества. Когда, в исходе первого десятилетия XVIII века, император обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений Питирима. Питирим - епископ нижегородский (около 1665 - 1738). Питирим происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял будучи уже в зрелом возрасте Деятельность Питирима была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности Питирима явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов. Однако, видя неуспех своей миссионерской деятельности, Питирим мало-помалу перешел к принуждению и преследованиям. Был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, разорялись скиты, упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. В результате староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места.

8 слайд

9 слайд

Старообрядцы нижегородского края Старообрядецы федосеевского согласия (с.Тонково)

10 слайд

Белокриницкое (австрийское)согласие. Окружники:наиболее значительными особенностями данного направления старообрядчества были: наличие духовенства и епископа, бурная общественно-церковная жизнь в виде организации старообрядческих союзов, братств, съездов, издательской деятельности, активизации миссионерской деятельности среди никонианцев. Отличием неокружников является, в первую очередь, в отрицании всяческих компромиссов с государственной властью и,являвшейся ее частью, - никонианством: неподчинение правительству, ограничение общения с никонианцами, соблюдение «Домостроя»

11 слайд

Беспоповцы не имеют своего епископского чина, духовенство было очень малочисленно и не пользовалось, ввиду своего происхождения из никонианской церкви, особым авторитетом. Всеми делами в согласии заправляли представители церковной общественности: попечители, уставщики, авторитетные и грамотные старики. По этой причине живут самоуправляющимися общинами. Не строят церквей, все обряды совершают в молельном доме.

Наша земля дала России в XVII в. главных лидеров раскола - патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Будущий глава церкви Никита Минин родился в крестьянской семье деревни Вельдеманово Княгининской округи Нижегородского уезда в 1605г. Оставшись без матери, в двенадцать лет он ушёл в Макарьевский монастырь, но затем женился и принял священнический сан. Однако смерть детей подтолкнула его к разводу и поиску строгого монашеского жития на Севере. Там проявились и его религиозное рвение, и энергия, и непреклонность. Один скит он был вынужден оставить, в другой пустыни был через несколько лет избран игуменом.

Портрет Никона в "Титулярнике" 1672г.

Стремительный взлёт Никона начался после его поездки в Москву и знакомства с Алексеем Михайловичем в 1646г. Он произвёл впечатление на молодого царя, стал его духовным наставником и другом. Место игумена одного из московских монастырей, затем митрополичья кафедра в Новгороде и, наконец, избрание патриархом в 1652г. – вот ступени головокружительной карьеры Никона.

В Москве того времени уже несколько лет был заметен круг «ревнителей древнего благочестия», выступавших, подобно Никону, за строгое следование заповедям православия и благообразие церковных обрядов. Заметным «ревнителем благочестия» был другой нижегородец - Аввакум Петров. Он родился в семье священника села Григорова Нижегородского уезда в 1620г., в двадцать лет женился и тоже стал священником. Аввакум не лез за словом в карман и резал правду-матку прямо в глаза, наживая врагов и среди людей высокопоставленных, и среди простых. Но искренность, убеждённость и твёрдое следование принципам находили ему сторонников и заступников. Он получил сан протоиерея (протопопа) в Юрьевце-Поволжском, оттуда уехал в Москву, где и возглавил оппозицию реформе, начатой Никоном в 1653г.

Изменение довольно второстепенных деталей церковных обрядов (крещение тремя перстами, а не двумя, троекратная «аллилуйя!» в конце молитвы вместо двойной) вызвало настоящий раскол в русском обществе. Сопротивление реформе можно объяснить необычайной для наших дней приверженностью к старине. Нетрудно заметить среди «раскольников» и возмущение суровым правлением Никона, ставшего настоящим церковным самодержцем. Утвердив новые богослужебные правила на церковном соборе, он наказывал ссылкой и лишением сана любого несогласного. Церковная дисциплина заменила для него благочестие.

Собственноручная подпись патриарха: "Смиренный Никон божией милостию патриарх московский и всея руси"

Однако главную причину раскола следует искать в массовом недовольстве тяготами мирской жизни. Рост налогов и повинностей, болезни и иные бедствия отвечали проповеди старообрядцев: мол, православие преследуется, у власти – слуги антихриста и наступает уже конец света. В глухих лесах раскольники искали жизни не только благочестивой и суровой, но и свободной.

Преследования же церковной и светской власти отличались беспримерной жестокостью. Аввакум остаток лет провёл в ссылках и тюрьмах: пешее странствие через всю Сибирь, заключение в цепях или в земляной яме сменяли друг друга. Тем временем Никон в 1658г. лишился царской близости, и, оби¬девшись, ушёл с патриаршей службы в монастырь. Алексей Михайлович даже вернул Аввакума из ссылки и искал его расположения. Но при этом царь и церковь продолжали начатую Никоном реформу, а Аввакум - обличение «никонианской ереси». Последовали новые кары.

В 1681г. умер, возвращаясь из ссылки, Никон, а 14 апреля 1682г. был заживо сожжён с двумя товарищами Аввакум – за то, что продолжал противиться церкви и хулил покойного уже царя.

Памятником старцу осталось написанное им в заключении «Житие протопопа Аввакума» - одно из лучших произведений литературы XVII в. А глухие леса нижегородского края на многие годы стали прибежищем для тысяч и тысяч старообрядцев.

Нижегородская область и Нижний Новгород исторически являются вторым после Москвы центром русского старообрядчества. В настоящее время в области известно около 50 старообрядческих сооружений и мест, почитаемых старообрядцами.

Нижегородская земля сыграла важную роль в исторической драме - расколе русской церкви. Известные раскольники, такие как протопоп Аввакум , епископ Павел Коломенский , Сергий Нижегородец , Александр Диакон , - все они рождены в пределах нижегородской земли. На Нижегородской земле также родился патриарх Никон , ставший одним из основоположников раскола церкви.

Нижегородская область до сих порт продолжает быть одним из центров российского старообрядства.

Настоящей ценностью архитектуры начала ХХ века является Никольская церковь, которая расположена в г. Семенове, а также село Григорово в Большемурашкинском районе находится в списке исторических мест: в этом силе родился и вырос протопоп Аввакум.

Исследование старообрядческих мест и памятников

Множество ученых изучали детали быта и культуры староверов в Нижегородских землях, однако во внимание исследователей так и не смогли попасть недвижимые места, которые были напрямую связанные со Старообрядческим движением (скиты, погосты, духовные места).

Так, в начале 90-х годов, в Нижегородской области насчитывалось более 1200 памятников истории, но только один из них был под государственной охраной, так как под охрану государства попадали только те памятники культурно-духовной жизни народа, которые лишались своей коренной сути и духовного наполнения. И совершенно не учитывались места массового паломничества, могилы святых, благочестивых подвижников, а также религиозные святыни.

С 90х годов нижегородскими учеными ведётся учёт памятников нижегородского старообрядчества и старообрядческих культурно-духовных мест: скитов, кладбищ, почитаемых могил, что расположены в Семеновском, Борском и других районах.

Во время поездки вниз по Керженцу, а пытался найти и запечатлеть места, связанные с историей нижегородского старообрядчества, и как раз сегодня про одно из таких мест и пойдет речь.
Вот этот холмик, на котором располагается кладбище и березовая роща на первый взгляд совсем неприметен, однако неприметен он лишь людям, которые не знакомы с трагическими событиями, произошедшими здесь в 1719 году. События эти лишний раз показывают, насколько зверски Петр I относился в старообрядцам... Находится это место около деревни Ключи, что рядом с Пафнутово - место, где когда-то было много скитов...

Кладбище тоже здесь старообрядческое (как и многие в Семеновском районе)

Деревни по Линде-реке одна возле одной. Пройдешь километр, два - другая деревня. Поэтому именно здесь, в старинном селе Пафнутово выбрал Питирим, епископ Нижегородский место для «диспута» своего, на площади около деревянной церкви «Трех Святителей», построенной в 1699 году как опора православия среди укрывающихся «раскольников». Был у него, у Питирима, как говорит сказание народное, здесь «свой человек» - старец Варсонофий. Он доставил в леса керженские грамоту питиримову со сто тридцатью архиерейскими «каверзными» вопросами.

Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим (ок. 1665-1738)

Вручил их главе керженских раскольников - диакону Александру, этому упрямому высокому бородачу с кроткими голубыми глазами. Говорят, что диакон Александр был родом из Костромской губернии. С молодых лет занимали его вопросы о истинности веры. Однажды он встретил старицу Елизавету из Ярославского монастыря, которая сказала ему: «Истинная вера обретается в сокровенных местах, а именно в лесах и всем желающим спастись нужно идти туда, в леса глухие». После слов таких, запавших в его душу, Александр оставил жену, детей, место диакона при церкви и отправился сначала в Ярославль. Там на постоялом дворе встретил он старца Кириака да инока Иону со и отправился с ними в леса Керженские.

Жил в разных скитах, переходил из одного в другой, обучая и сам учась. В 1709 году в скиту Лаврентия, где он был принят как диакон, постригли его в монахи «по расколу» и допустили к священству. С этого времени стало известным его имя по всему Керженцу.

К 1719 году, когда были готовы ответы на вопросы Питирима, Александр ученостью своей, крепостью в вере стал духовным руководителем старообрядцев беглопоповского толка. Потому именно он отправился к Питириму для вручения ответов на его «зловредные» сто тридцать вопросов.

Как гром среди ясного неба облетела скиты керженские весть: Питирим, христопродавец диакона Александра в тюрьму монастырскую в Нижнем засадил при отдаче ему ответов. Гнев и ужас охватил старцев и стариц келейных. Гадали, что ждать теперь от него, от «зверя» этого Питирима. Многие шли с обращениями к начальному старцу Макарию, что жил в келье, в лесах керженских за советом. Теперь именно ему, Макарию придется ответ держать перед «еретиком» и «мучителем» нижегородским, а он уже назначил встречу - диспут на праздник Покрова Пресвятой Богородицы - 1 октября 1719 года.

Диакон Александр к этому времени был привезен закованным в узы в Пафнутово. Вот как описывает ход диспута в своем рассказе «За крест и веру» писатель Юрий Прилуцкий (он же священник Петр Шумилин церкви Пресвятой Живоначальной троицы села Богоявление), опубликованном в 1917 году:

«В полном облачении с иконами и хоругвями вышел Питирим. Среди площади, перед церковью на помосте был поставлен аналой, рядом стол с грудой книг старинных в кожаных переплетах... Откуда-то появилась сотня гвардейцев Петровского Преображенского полка и, нещадно расталкивая толпу, сделала проулок от села до площади. В дальнем конце показалась партия закованных в цепи скитских отцов под конвоем десятка гвардейцев с обнаженными саблями, позади на вороном (черном) коне ехал капитан гвардии Ржевский... Бледные, изможденные, с вырванными ноздрями с искалеченными лицами, в изодранных одеждах, в крови, с выдранными бородами, но спокойные, тихо позвякивая цепями на ходу, направлялись отцы к помосту... Александр начал свою речь. Но в самый пыл начатой речи тяжелый кулак Ржевского опустился на голову диакона Александра и он как подкошенный повалился на землю ».

Диспута не получилось. Выборные от староверов различных скитов, убоявшись увиденного страхом великим и под грозным влиянием Питирима, подписали «доношение» им самим составленное о том, что ответы «староверов» скитских неправильные. Первым показал пример и поставил подпись иуда (предатель) Варсонофий. После этого Питирим проявил «милосердие» и отпустил задержанных. Так закончился «диспут».

Доношение с подписями «раскольников» было представлено самому императору - Петру I. Однако «торжество Питиримово» длилось не долго. Старцы, оказавшись на свободе, по всему Керженцу «изобличали» ложь епископа нижегородского. Диакон Александр, не стерпев этой неправды, отправился в столицу в Петербург к самому царю Петру Алексеевичу. В хоромах царских он был схвачен и «допрошен с пристрастием». Под пытками жестокими он не отказался от показаний на Питиримову ложь. Упрямого «фанатика» в цепях отправили в Нижний на Питиримов суд.

В это время в краю Нижегородском на Керженце реке бурлили страсти старообрядческие осуждающие гонителя веры истинной, веры отцов и дедов - Питирима, за неправду его, за истязание старцев подписей ради. Осуждали и боялись. Боялись не зря. Дошли до питиримовых ушей «злословия» супротивцев. Был схвачен священноинок Макарий, старцы Досифей да Иосиф, да еще семнадцать «рьяных» защитников веры старой. Всех их привели под конвоем в цепях, закованных на пологую гору, что между селом Пафнутовым и деревней Ключи находится. Здесь была выкопана большая и довольно глубокая яма по краям которой стояли столбы с перекладинами и готовыми веревочными петлями. «Упрямцы староверы» сами с Исусовой молитвой на устах накинули на себя петли. Сильный толчок по команде и... конец.

С тех пор гора эта, где проходила «инквизиция» зовется в народе Ключевой горой (рядом деревня Ключи), а место, где проходила казнь - «Виселица ». Сейчас на месте этом видна обширная яма с оплывшими пологими краями (земля осела).Стараниями старообрядцев чтущих светлую память о мучениках за веру Христову осенью 2003 года на «Виселице» поставлен большой поклонный крест с табличкой. На ней надпись: «Отец Макарий и 19 мучеников за древлеправославие ».


Праведный старец Макарий старообрядческой церковью признан святым, имя его занесено в синодик (книга, в которую заносятся имена для поминовения). Диакона Александра мы оставили в тот момент, когда повезли его на питиримов суд. А суд был скор.

На Благовещенской площади в Нижнем Новгороде, около Дмитриевской башни, при большом стечении народа было зачитано уложение 7157 года от сотворения мира второй главы первой статьи: «учинить вождю Керженского раскола беспоновшинского согласия диакону Александру, как злому клятвопреступнику, усечение главы и сожжение на огне его воровского тела».

Смертный приговор Александр выслушал спокойно, нс переменившись в лице. Потом сняли цепи с обезглавленного тела и здесь же на площади предали его сожжению. Останки диакона схоронили в детском гробике.
Эго «деяние» совершённое 21 марта 1720 года потрясло весь раскольнический мир. Затем последовали «зорения» и уничтожения скитов Керженскою края. Опустели леса чернораменекие. Многие ревнители древней веры потекли в другие места, даже за пределы России, а те, кто оставался здесь, забивался в самую лесную глушь уйдя подальше от скитов и деревень...