Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Экслибрис примеры. Удивительный мир искусства. Экслибрис. Современная история книжного знака

Подлинный любитель книг знает, что такое экслибрис («ex libris» – «из книг»).

Это латинское слово называло книжный знак с текстом, монограммой или картинкой. Так владелец книги обозначал её принадлежность своей библиотеке. Экслибрисы появились в то же время, что и рукописные книги.

С давних пор к книгам относились как к источнику мудрости, дорожили ими, боялись их утерять. Вот почему мастера оставляли в рукописи своеобразные картинки-миниатюры – «вкладные записи». Например, в Древнем Египте к папирусам прикрепляли маленькую фаянсовую табличку с именем владельца. В средневековой Европе прямо на книжной странице помещали портрет владельца с девизом, или виньетку с именем хозяина, или его семейный герб.

В эпоху Возрождения книжный знак приклеивали изнутри к крышке переплёта, иногда прямо на листе книги делали оттиски с помощью кольца-печатки. В XVIII веке печатные экслибрисы были двух видов - гербовые и шрифтовые. Гербовые экслибрисы имели разные орнаменты и геральдические символы. Шрифтовые книжные знаки изображали сложные вензеля из двух или трех букв с коронами над ними.

В XIX веке существовало несколько способов изготовления экслибрисов: гравированный на меди или дереве, литографский, оттиск с клише из типографского сплава. Широкое распространение получили шрифтовые экслибрисы-ярлыки. На них обычно указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда указывались дополнительные сведения: шкаф, полка, номер отдела, место.

В XX веке наиболее предпочитаемыми были темы революционной борьбы, науки, детского чтения. Использовали каучуковые штемпели. Штемпели с текстом «Книгохранилище», «Библиотека №» до сих пор ставятся на книги государственных и общественных библиотек. Штампы ставились везде: начиная от заглавных листов и кончая полями находящихся в книге гравюр.

Книжные знаки изготавливали художники, любители гравюры. Постепенно экслибрис стал элементом художественного оформления книги, им заинтересовались библиофилы и коллекционеры. Книжные знаки имели художники А. Дюрер, П. Пикассо, В. Васнецов, К. Сомов, В. Фаворский, писатели Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, космонавты и композиторы, ученые и медики, спортсмены и актёры.

Создатели домашних библиотек часто приобретают для себя по индивидуальным заказам знаки, которые отражают их запросы и стремления, характер собираемых книг. Текстовая часть экслибриса состоит из слов «Из библиотеки...», «Книга...», «Из собрания книг...» с указанием имени и фамилии владельца. Эмблема хозяина книги отличается от издательского знака, ярлычка переплётной мастерской или от сделанной рукой библиотекаря надписи.

Чтобы подчеркнуть значимость владельца знака, передать особенности внутреннего мира человека, связь его с обществом, историей, природой, мировой культурой, использовали сюжетно-тематические экслибрисы, рисовали сложные знаки, где были не только фигуры, но и целые сцены, пейзажи, украшенные узором из листьев и цветов. Среди всяких предметов были книги, корабли, штурвалы, якоря, драконы, ангелы, трофеи, животные, птицы, дети, музыкальные инструменты, оружие, деревья, растения. Экслибрис мог иметь форму круга, квадрата, ромба, овала, прямоугольника, треугольника, содержать фон, цвет.

Если вы захотели иметь свой собственный экслибрис, то продумайте, каким именно он будет: нарисованным от руки, по трафарету, в виде штемпеля. Не забудьте о том, что он может быть связан с содержанием тех книг, которые у вас есть, с особенностями характера ваших занятий и увлечений.

Небольшие по размеру графические книжные знаки превращаются по содержанию в целые новеллы, в которых ничего не может быть случайного, ведь по книжному знаку легко узнать круг интересов обладателя книги, пристрастия, внутренний мир, мироовоззрение. Разнообразны библиотеки, вкусы, увлечения, профессиональные интересы владельцев. Среди разнообразных сюжетов особо выделяется портретный экслибрис, который имеет силуэтное изображение владельца библиотеки.

Продуманные до мельчайших подробностей экслибрисы доставляют эстетическую радость и органично вписываются в книгу. Такие экслибрисы становятся своеобразным элементом книжного оформления.

Некоторые родители, чтобы привить детям любовь и бережное отношение к книге, внушить уважение к печатному слову, развить художественный вкус, придумывали детские экслибрисы. Они переносят нас в фантастический мир сказок, путешествий и приключений.

Если вы сами хотите сделать экслибрис, можете использовать линолеум. Он мягок, на нём работать легко, поэтому в этой технике экслибрис получил широкое распространение. Но лучше всего обратиться со своим заказом к специальному мастеру, который сначала на бумаге карандашом выполнит эскиз, соединив в одно целое элементы книжного знака – выбранный вами символ и инициалы, разработает весь знак в деталях: композицию рисунка, его величину, форму, шрифт.

Художники используют разные техники изготовления. Например, гравюру на дереве. Она называется ксилографией. Для этого способа гравирования берут твёрдые породы дерева: бук, пальму, самшит, грушу, яблоню, березу.

Более сложная техника – резцовая гравюра на металле. Рисунок делается на стальных или медных досках, в полученные борозды втирается краска, а печатается под прессом на влажной бумаге.

Широкой известностью пользуется техника офорта: линии рисунка не вырезаются на металле, а вытравливаются кислотой, медную пластину покрывают растопленным лаком из воска и смолы. По затвердевшему лаку художник рисует специальной иглой, вставленной в ручку. Под сильным прессом с пластины печатается гравюра на увлажненной бумаге.

Теперь распространены экслибрисы в виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет выполнить такое клише настолько высокого качества, что видны мельчайшие детали самого замысловатого рисунка.

Искусство книжного знака - это уникальная форма современной печатной графики, её миниатюрная и афористическая ветвь, явление культуры чтения и коллекционирования, ведь иной раз экслибрис представляет большую ценность, чем книга, содержащая его.

Литература

1. Блудова Е. Художник и книга. Сокровище книги моей - экслибрис / Юный художник. - 1997. - №7. - С.44-45.

2. Ивенский С.С. Мастера русского экслибриса.- Л.: Художник РСФСР, 1973.

3. Ивенский С. Художник и книга. Экслибрис /Юный художник. - 1981. - №7. - С. 46-47.

4. Минаев Е.М., Фортинский С.П. Экслибрис. - М.: Книга, 1970.


А.В. Предтеченский родился в городе Конске бывшей Радомской губернии (ныне – в составе Лодзинского воеводства в Польше). Его отец, военный врач, служил в одной из квартировавших в Конске воинских частей. В 1899 году в связи с переводом отца семья переехала в Москву. В 1903 году А.В. Предтеченский поступил в 7-ю Московскую гимназию. С 1908 года после смерти матери (отец умер в 1905 г.) он переезжает в Петербург, где живет вместе со старшими сестрами.
В 1911 году А.В. Предтеченский окончил введенскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Все это время ему приходилось жить на скромную пенсию отца и средства, добываемые уроками. На военную службу А.В. Предтеченский не призывался из-за потери зрения в правом глазу в результате несчастного случая. В гимназические и студенческие годы он профессионально занимался музыкой, брал фортепианные уроки у А.И. Юрасовского, публиковал обзоры концертов в различных журналах, пробовал сам сочинять музыку. В университете посещал семинарии
А.Е. Преснякова и С.Ф. Платонова. Вероятно, тогда и сформировался интерес А.В. Предтеченского к истории России, и в особенности к александровской эпохе, времени декабристов.
В 1918 году, окончив курс университета, но, не успев сдать государственные экзамены, А.В. Предтеченский вынужден был оставить Петроград. Командированный по линии только что созданной при Академии наук Комиссии по изучению племенного состава населения России (КИПС), он оказался сначала в Оренбургской губернии (в Миассе), а затем в Томске, на территории, занятой белыми. Работал, читал случайные лекции (в том числе на музыкальных курсах в Томске), сотрудничал в местных газетах.
В конце 1920 г. после разгрома белых А.В. Предтеченскому удалось вернуться в Петроград. Все следующее десятилетие он был поглощен напряженной преподавательской работой. Сначала Анатолий Васильевич читал лекции по истории в Морском техникуме, потом – более 10 лет – в Военно-морском училище им. М.В. Фрунзе, вел уроки в обычных трудовых школах, фабзавучах, техникумах, на рабфаках для машиностроителей, путейцев, геологов. Уже тогда высокое признание получило лекторское мастерство Анатолия Васильевича. Не случайно одной из первых его печатных работ стала «Рабочая книга по истории», написанная совместно с историком
А.А. Введенским и выдержавшая в 1928-1929 гг. четыре издания.
В 1924 году А.В. Предтеченский возобновляет занятия наукой. Годом раньше ему удалось получить диплом об окончании университета.
С середины 20-х годов А.В. Предтеченский активно участвует в работе Ленинградской сессии по изучению декабристов и их времени при Всесоюзном обществе политкаторжан и ссыльнопоселенцев, которая в то время возглавлялась А.Е. Пресняковым. В изданиях Общества политкаторжан выходят и первые серьезные работы Анатолия Васильевича: публикации «Воспоминания Полины Анненковой» (1929); «Николаевская Россия» (1930); «Летопись Петропавловской крепости» (1931); «Волнения рабочих в крепостную эпоху» и др.
В 1933 году А.В. Предтеченский был принят на должность штатного сотрудника в Ленинградское отделение Института истории Академии наук. В 1935 году он получил степень кандидата исторических наук без защиты диссертации, в марте 1941 года защитил докторскую диссертацию «Правительственная политика и общественные настроения в начале XIX века».
В 1934 году А.В. Предтеченский был приглашен в Ленинградский педагогический институт имени
М.Н. Покровского, а в 1937 году – в ЛГУ на должность профессора кафедры истории народов СССР исторического факультета. И в пединституте, и в университете он читает общий курс истории России, ряд специальных курсов – по истории внутренней и внешней политики в первой четверти XIX века, истории русской культуры, спецкурсы «Отечественная война 1812 года», «Декабристы». Его блестящее мастерство и эрудиция увлекают студенческую аудиторию. Предвоенные годы, однако, омрачились несчастьем для семьи: в 1938 году по доносу был арестован ГПУ сын А.В. Предтеченского Анатолий, студент исторического факультета университета. После 11 месяцев тюрьмы он был освобожден в числе немногих амнистированных после «разоблачения» Ежова и прихода Берии к руководству НКВД.
В первые месяцы Великой Отечественной войны А.В. Предтеченский продолжал активно работать в ЛОИИ и университете. 5 ноября 1941 года он был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с группой сотрудников ЛОИИ в Ташкент. В эвакуации он прожил до августа 1944 года – преподавал в Ташкентском педагогическом институте Дружбы народов, выезжал с лекциями в воинские части, издавал брошюры по военной тематике. После войны
А.В. Предтеченский был награжден медалями «За оборону Ленинграда» и «За участие в Великой Отечественной войне».
В 1944 году, после возвращения основного состава ЛГУ из эвакуации, А.В. Предтеченский был вызван из Ташкента и восстановлен на кафедре истории СССР. В 1946 году он был утвержден в звании профессора, вел на историческом факультете спецсеминар по истории общественной мысли и правительственной политики при Александре I, продолжал читать специальные курсы по этой эпохе.
В 1949 году, во время борьбы с «космополитизмом и низкопоклонством» в науке, осложнилось положение
А.В. Предтеченского в стенах университета и ЛОИИ. Историк подвергся необоснованной критике, напоминавшей санкционированную травлю. Его обвиняли в «объективизме», «преклонении перед иностранщиной». Напечатать что-либо в такой ситуации было практически невозможно. Книга
А.В. Предтеченского в ноябре 1949 года была уничтожена уже в наборе, другие его работы возвращались редакторами.
В 1953 году, во время компании по ликвидации ЛОИИ, А.В. Предтеченскому предъявили обвинение в научной непродуктивности, что было отражено в специальном постановлении Президиума АН СССР. После закрытия ЛОИИ историк обратился в Президиум с личным письмом, аргументированно доказывавшим бессмысленность выдвинутых обвинений. Следствием этого, по всей видимости, было разрешение перейти в незадолго до этого открытый Институт истории естествознания и техники при Академии наук, где Анатолий Васильевич трудился последние 11-12 лет, которые стали самыми плодотворными в творческом смысле. Здесь вполне раскрылся его талант редактора и организатора крупномасштабных изданий. А.В. Предтеченский фактически возглавил подготовку двух томов «Истории Академии наук» (1958, 1964 г.) и, кроме того, был одним из авторов этого издания; также он участвовал в написании «Очерков истории Ленинграда» (1-го и 3-его томов).
С 1958 года А.В. Предтеченский одновременно является профессором на открывшемся факультете журналистики ЛГУ.
В конце 50-х годов А.В. Предтеченский начал собирать материал для будущего исследования о военных поселениях в России, успел опубликовать по этой теме две небольшие статьи. Однако тяжелая болезнь остановила уже развернувшуюся работу.
А.В. Предтеченский умер 29 апреля 1966 года, оставив, помимо своих книг и статей, богатейший архив с неопубликованными рукописями, среди которых статьи по истории журналистики, культуры, общественной мысли, воспоминания о концертной жизни родного города и выдающихся музыкантов, несколько подготовленных к печати писем С.В. Рахманинова, этюды о музыке, письма, дневники.
В 2001 году книжная коллекция А.В. Предтеченского, насчитывающая 935 экземпляров, была приобретена на деньги гранта Института «Открытое общество» Фонд Сороса № HBC813 по "Программе поддержки кафедр", полученного кафедрой истории дореволюционной России и передана нашей библиотеке.
Среди этих книг много изданных в XIX и начале XX вв. Проф. А.В. Предтеченский целенаправленно занимался подбором книг по истории России первой половины XIX века, причем сюда входили и история искусства, и история журналистики, и литература, а также история Петербурга - Ленинграда. В коллекции много книг, подаренных авторами. Среди них такие известные историки и филологи, как Ю.М. Лотман, М.В. Нечкина, Б.М. Эйхенбаум, М.К. Азадовский, С.Н. Ковалев, В.В. Мавродин, многие карельские ученые.
В каталоге Научной библиотеки ПетрГУ все книги коллекции А.В. Предтеченского помечены буквой «П» перед шифром, также существует печатный каталог коллекции. Экслибрис А.В. Предтеченского, созданный после его смерти, относится к «мемориальным» книжным знакам, которые начали употреблять задолго до XX века.

"Не секрет, что многие настоящие любители книг (не литературы, отдельно от ее физического воплощения, но и не стопки переплетенной бумаги, не одухотворенной литературой) любят кошек/котов. У них много общего… Покой, тишина, диван, уединение… Потрогать лапой/рукой обложку и страницы, потереться о корешок, иногда, даже лизнуть, обнюхать… И все для того, что бы ощутить (физически) аромат времени (бумага, кожа и т.д.) и замысел автора".
Вот, как возвышенно сказано... С любовью. К кошкам и книгам - это по мне! :))



Коллекция с сайта www.tvoyapechat.ru
+
От Аркадия Пугачевского

Для справки:

Что такое экслибрис?

Экслибрис (от лат. ex libris - из книг) — небольшая художественно оформленная этикетка, указывающая на принадлеж-ность книги определенному лицу или биб-лиотеке. Обычно экслибрис наклеивался на внутреннюю сторону верхней крышки пе-реплета.
Все экслибрисы являются памятниками своего времени, и их изучение очень важ-но. Оно позволяет проследить судьбу част-ных библиотек, выяснить их состав и мес-то в культуре России.
Родина экслибриса — Германия. Авто-ром одного из первых экслибрисов был ве-ликий художник Альбрехт Дюрер. Наибо-лее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиоте-ки.
Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену соловецкой библиотеки Досифею. Он незамысловат: большая буква С, внутри которой размеще-на надпись: «Священноинок Досифей». В то время бибиотек было мало, и для разви-тия экслибриса не было предпосылок.
Печатный книжный знак появился в России только в начале XVIII века. Сначала он тоже был гербовым, но вскоре появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз характеризова-ли интересы владельца билиотеки.
Бурный рост книгоиздательской дея-тельности, книжная торговля с европей-скими странами привели к созданию боль-шого числа личных библиотек. Очень крупные по тому времени, хорошо подо-бранные книжные собрания имели спод-вижники Петра I: Д.М. Голицын, Я.В. Брюс, А.А. Матвеев. Это были просве-щенные деятели Петровской эпохи. Имен-но на их книгах появились первые в Рос-сии печатные экслибрисы - миниатюрные гравюры по дереву.
Библиотека князя Дмитрия Михайлови-ча Голицына (1665-1737) - действительно-го члена Верховного тайного совета - была в то время самой крупной и насчитывала около 6000 томов. Хранилась она в его родовой усадьбе - знаменитом подмосковном селе Архангельское. На книгах его собра-ния шрифтовой экслибрис на латинском языке: «Ex Bibliotheca Archangellina» - «Из библиотеки Архангельского». Этот знак выполнен в начале XVIII века.
Граф Яков Вилимович Брюс (1670-1735) — генерал-фельдмаршал, сенатор, Берг и мануфактур-коллегии президент, участник походов, устроитель Навигацкой школы в Москве, один из создателей российской ар-тиллерии - был сыном выходца из Шот-ландии, родился в Москве, получил прекрасное образование, состоял ученым сек-ретарем у Петра Великого. В Полтавском сражении командовал артиллерией и был удостоен ордена Андрея Первозванного. За выдающиеся заслуги ему был пожалован графский титул, и на гравированном книжном знаке изображен герб, окружен-ный цепью ордена Андрея Первозванного, на которой читаем слова; «За веру и вер-ность».
Библиотека Я. Брюса состояла из 1500 томов и имела энциклопедический харак-тер. В ее составе книги по естественным наукам, военному искусству, философии, истории, медицине. По завещанию вся биб-лиотека в 1785 году поступила в Акаде-мию наук в Петербурге, и на книгах был наклеен первый в России гравированный книжный знак, представляющий сложную геральдическую композицию, свойствен-ную большинству гербовых экслибрисов XVIII века.
Именно в это время наступил расцвет книгособирательства в России. Всей Европе известны превосходные книжные коллек-ции российских библиофилов — А.К. Разу-мовского, Ф.Г. Голицына, Н.П. Бутурлина, Н.П. Румянцева и др. Собирательство книг считали важнейшим патриотическим де-лом. Граф Румянцев, например, завещал свою огромную библиотеку (около 300000 томов и более 700 рукописей) народу «на пользу Отечества и благое просвещение». Она составила основу книжного фонда зна-менитой Румянцевской Публичной библио-теки.
В XIX веке на смену гербовым книж-ным знакам приходят вензеля, шрифтовые ярлыки и штемпели.
Вензелевый экслибрис (от польск. «Wezel» - «узел») представляет собой пере-плетенные начальные буквы имени и фа-милии владельца. Таков, например, знак князя Виктора Николаевича Гагарина (1844-1912), в котором инициалы владель-ца переплетены в довольно сложный орна-мент, увенчанный княжеский короной.
Изменение социального состава вла-дельцев библиотек способствовало появле-нию большого количества шрифтовых книжных знаков. На них указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца, иногда даже без слов «Ex libris». Такими экслибрисами помечены книги в библиоте-ках писателей Н.С. Лескова, А.П. Чехова, графа А.К. Толстого и др. Лев Николаевич Толстой имел скромный знак в виде коль-ца с текстом «Библиотека Ясной Поляны». На книгах из собрания В.Я. Брюсова - от-тиск штемпеля «Валерий Брюсовъ».
Самый распространенный вид книжных знаков — сюжетный экслибрис. На нем изо-бражаются бытовые и жанровые сценки, элементы архитектурных сооружений, внутренний вид библиотек, отдельные кни-ги и предметы.
Первым русским сюжетным экслибри-сом стал книжный знак, созданный более 200 лет назад известным художником-гра-вером того времени Г.И. Скородумовым (1755-1792) для библиотеки государствен-ного канцлера России Александра Андрее-вича Безбородко (1747-1799). На нем изображено дерево, перевитое гирляндой цветов, а в центре композиции гравирован красивым шрифтом текст с ти-тулом и фамилией владельца.
Более ста лет назад сюжетному экслиб-рису художники уделяли мало внимания. Но на рубеже XIX-XX веков над ним ста-ли работать художники, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства» — А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, Д.И. Митрохин, Г.И. Нарбут, К.А. Сомов, СВ. Чехонин и другие. Они создали множество высокохудожественных сюжетных экслибрисов.
В 20-е годы были созданы изумитель-ные экслибрисы в гравюрах на дереве В.А. Фаворского, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарева, Н.П. Дмитровского. В конце 50-х - начале 60-х гг. появились экс-либрисы известнейших ксилографов совре-менности: Н. Калиты, А. Калашникова, Д. Бисти.
Но сколько же всего создано экслибри-сов за всю историю их развития? В мире известно около миллиона книжных зна-ков. Более ста тысяч из них создано в Рос-сии.

Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрис. Что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм», постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным - простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

Книжный знак - экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид.

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

Когда они появились?

Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, важно выяснить, где и как возникло это художественное явление.

По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить.

После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529.

Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

Классификация и виды

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа:

  • шрифтовой - указывающий только имя и фамилию владельца;
  • художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три:

  1. Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства.
  2. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Подобный экслибрис (фото выше) можно увидеть в статье.
  3. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая профессию и увлечения владельца.

Что на них изображают?

Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника.

В советское время были популярны экслибрисы с изображением Ленина, сюжетов и героев гражданской и Великой Отечественной войн, трудовых подвигов рабочих и крестьян, покорения космоса.

Как их делают?

Сегодня существует множество техник получения книжных знаков:

  • типографский набор;
  • штемпельная;
  • цинкографическая;
  • литография;
  • шелкография;
  • гравюры на различных материалах.

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Ксилография

Одной из наиболее старых техник является ксилография - гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди

Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт

Это наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

Современность

Если раньше экслибрисы художников изготавливали методом ксилографии или офорта, то сегодня большинство книжных знаков исполняются через оттиск резинового клише. Современные технические средства позволяют выгравировать мельчайшие элементы экслибриса, что дает возможность создавать сложнейшие художественные произведения.

Книжные ярлыки в России

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

В XIX столетии в России активно формируется слой интеллигенции, и личная библиотека перестает быть символом привилегированности. У многих просвещенных людей, ученых, писателей постепенно формируются обширные библиотечные собрания. Это способствовало широкому распространению экслибриса, но привело к его упрощению. Вместо помпезных или вензелей появилась обычная рамка, выполненная типографским способом, в которую вписывались личные данные владельца и постоянное место книги - номер и полки.

В XX веке экслибрис становится практически самостоятельным жанром графического искусства. Этому способствовало и то, что в России этим жанром занимались такие выдающиеся художники, как Лев Бакст, Елена Лансере, Михаил Добужинский и многие другие. Известно и то, что в 1901 году был создан единственный экслибрис Васнецова, а точнее, ксилографию «Изъ книгъ И.С. Остроухова» выполнил известный гравер того времени В.В. Матэ по рисунку, который художник сделал тушью.

Современная история книжного знака

После революции 1917 года и гражданской войны появилось множество художников-графиков, таких как Николай Куприянов, Владимир Фаворский, и другие мастера. Тематика экслибриса значительно расширилась, и книжный знак стал показывать индивидуальные личностные черты и пристрастия владельцев книг.

Следующим периодом популярности экслибриса в нашей стране стали 60-70-е годы прошлого века, когда люди увлеклись коллекционированием книг. Несмотря на то что творчество в то время было сильно ограничено идеологическими рамками, художники создали множество интересных и необычных книжных знаков.

Сегодня, в XXI веке, интерес к экслибрису становится все сильнее. Связано это, прежде всего, с тем, что все больше наших современников стремятся иметь личный, собственный книжный знак, передающийся по наследству, как, например, экслибрис, фото которого находится ниже.

Вместо заключения

В настоящее время книжные знаки служат не только для сохранения целостности библиотеки, но и как объекты коллекционирования. Они могут многое рассказать о той или иной эпохе, владельцах и их судьбах. Отвечая на вопрос о том, экслибрис - что это такое, можно говорить о том, что это не только современный жанр графического искусства, но и предметная память об ушедших временах и людях.

Слово «ex libris» в переводе с латинского означает «из книг». Экслибрис - это бумажный ярлык, наклеиваемый на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета, на котором значится, кто владелец книги, и, как правило, есть сюжетная картинка,

отражающая профессию, круг интересов, увлечений, литературных привязанностей книголюба, тематику или характер библиотеки. Знаки эти выполняются художниками в технике гравюры на дереве, линолеуме, пластике, металле, оргстекле; есть также рисунки пером, тушью (с последующим цинкографированием).

Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Книжный знак, хорошо исполненный, хорошо напечатанный, аккуратно вклеенный в книгу, украшает ее, является ее своеобразным паспортом. Наличие библиотечного экслибриса превращает простое книжное собрание в полноценную библиотеку.


Экслибрис адмирала И.Ф.Крузенштерна

Экслибрис императора Александра III

Экслибрис Аркадия Стругацкого

Среди художественных экслибрисов различают:

  • гербовые, которые воспроизводят герб владельца и характерны главным образом для XVI-XVIII веков;
  • вензелевые с орнаментально разработанными инициалами владельца;
  • сюжетные, которые стали наиболее популярными в XX веке и представляют собой изображения пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию владельца библиотеки.

Возник экслибрис - в том виде, как он существует сейчас - вскоре после изобретения книгопечатания в 16 веке в Германии. Из тех времен до нас дошли графические миниатюры таких великих мастеров, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ханс Хольбейн М. падший.

В России гравированные экслибрисы появились при Петре1. Однако в 60-х годах прошлого века на некоторых рукописных книгах Соловецкого монастыря были обнаружины рисованные знаки основателя здешней библиотеки Досифея; знаки эти датируется началом 90-х годов XV столетия.

На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. Так, до 19 века большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими с изображением родового герба владельца. Популярными были также вензелевые книжные знаки. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В 19 веке владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия и сюжетный (художественный) экслибрис вытесняет гербовый. Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической каждому экслибрису художники - члены "Мира искусства" - А.Бенуа, Е.Лансере, К.Сомов, Г.Нарбут, М.Добужинский, И.Билибин, Е.Митрохин, С.Чехонин и др. - придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера. Среди русских художников, внесших вклад, в искусство экслибриса, такие крупные мастера живописи и графики, как М. Врубель, В. Васнецов, Б. Кустодиев.

В 1920-1930-х гг. к созданию экслибриса приобщились ведущие мастера графики - В.Фаворский, А.Кравченко, Н.Купреянов, Н.Пискарев, П.Шиллинговский, Н.Бриммер и др. В послевоенные годы над экслибрисом трудятся известные художники Е.Голяховский, Г.Кравцов, В.Фролов, А.Калашников, Н.Калита, Г.Ратнер, М.Верхоланцев, В.Картович и многие другие.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране.

В начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку, как хранителю фамильной истории.

Изменения претерпели и технологии изготовления.Теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

С давних пор по всему миру распространено коллекционирование экслибрисов. Благодаря этому увлечению, ученые могут исследовать этапы книгопечатания, особенности издания рукописных книг, отслеживать пути миграции книг. Известны многотысячные собрания этих графических миниатюр.

Существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Существует мнение, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

Источники:
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Ex_libris
Сайт экслибрисов из собрания Юрия Сергеевича Бородаева , известного московского потомственного коллекционера
Наука о рекламе http://www.advertology.ru/article23253.html
Сайт художника-графика Леонида Щетнева http://www.booksite.ru/fulltext/she/tne/shetnev_l/index.htm