Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Тимофей Маякин: на "Спасской башне" Покровский собор украсит световое шоу. Специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты Отрывок, характеризующий Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации

Датой возникновения Военно-оркестровой службы в России принято считать 19 февраля 1711 г. В этот день Петром I был подписан указ № 2319, которым объявлялись «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения оных по губерниям».

Этими штатами в каждом пехотном полку предусматривались оркестры в составе одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Помимо оркестра в полку было определено иметь 16 барабанщиков, осуществлявших сигнальную службу.

Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы, имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).

Для совершенствования руководства военными оркестрами в первой половине XIX века вводится должность главного капельмейстера войск гвардии, на которую был назначен А. Дерфельд. После его смерти этот пост занимали Ф. Гаазе (1830-1851), А. Чапиевский (1851-1855) и А. Дерфельдт — сын (1855-1869). В 1869 г. должность была упразднена.

Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А. Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884). За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

В период строительства Красной Армии руководящих органов по управлению военными оркестрами, как в центре, так и на местах, еще не существовало. Большая потребность в идеологическом и культурном воспитании личного состава привела к тому, что уже в 1919 г. было создано художественное отделение Агитационно-просветительного отдела Политического управления РВСР, в состав которого входила музыкальная секция, именуемая до марта 1920 г. Музыкальным бюро. Музыкальная секция была разделена на пять подсекций: репертуарную, хоровую, оркестровую, народных инструментов и камерную (просветительные концерты).

Для руководства военными оркестрами на местах в округах организовывались инспекции военных оркестров, возглавляемые инспекторами.

В целях более оперативной организации и руководства военными оркестрами РККА в январе 1921 г. были введены в действие «Положение» и «Штат бюро военных духовых оркестров Красной Армии и Флота при Агитпросветотделе Пура». Этим штатом были введены должности заведующего бюро, его помощника и 30 инструкторов.

В августе 1921 г. Бюро военных духовых оркестров армии и флота было переподчинено Штабу РККА с переименованием его в отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами на правах управления. Отдел ведал всеми вопросами организации военных оркестров РККА и руководил их специальной подготовкой. Начальником отдела был назначен В.Л. Мессман.

В 1922 г. произошли новые изменения в организации и руководстве военно-оркестровой службы. Отдел штаба РККА по управлению военными оркестрами был расформирован, а его функции возлагались на Управление по подготовке и службе войск Штаба РККА. Эти изменения, как и последующие, были продиктованы организационными мероприятиями, проводимыми в Красной Армии в связи с военной реформой.

С октября 1924 г. при строевом отделе и отделе по укомплектованию управления РККА вводится должность инспектора по оркестровому делу РККА. С 1 декабря 1931 г. руководство военно-оркестровым делом в РККА было передано Управлению боевой подготовки РККА. Инспектор по военно-оркестровому делу РККА стал подчиняться непосредственно начальнику Штаба Управления боевой подготовки РККА.

В предвоенный и военный периоды (1939-1945) неоднократно изменялось наименование центрального органа Военно-оркестровой службы: Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров, затем вновь Инспекция военных оркестров РККА. В разное время они подчинялись Главному управлению формирований Красной Армии, Главному политическому управлению, инспектору пехоты РККА и другим начальникам. В 1947 г. была образована Инспекция военных оркестров Вооруженных Сил Союза ССР с подчинением начальнику штаба Сухопутных войск.

Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР, Военно-оркестровой службой Министерства обороны Российской Федерации, а с 1997 г. — Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.

В разные годы Военно-оркестровую службу возглавляли: С.А. Чернецкий (1924-1949), И.В. Петров (1950-1958), Н.М. Назаров (1958-1976), Н.М. Михайлов (1976-1993), В.В. Афанасьев (1993-2002), В.М.Халилов (2002-2016).

Военно-оркестровая служба Вооружённых Сил Российской Федерации - формирование (специальная служба) Вооружённых Сил Российской Федерации , призванная содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, готовить квалифицированные кадры военных дирижёров и музыкантов .

Подчинена Генеральному штабу Вооружённых Сил Российской Федерации.

В 1804 году Военные оркестры вводятся в Донском, Черноморском , Уральском и Оренбургском казачьих войсках . В 1804 г. На Балтийском флоте было определено иметь 100 трубачей, 36 музыкантов и 4 литаврщика. К г. Оркестры Черноморского флота достигают такой же численности, что и балтийские. На протяжении 1808-1809 гг. создаётся большое количество новых гвардейских частей, как пехотных, так и кавалерийских, где Указом Александра I предусматривалось наличие гвардейских военных оркестров численностью в 25 человек. В Преображенском же полку устанавливается штат в 40 человек. Инструментальные составы этих оркестров были уточнены дополнительным указом от 15 апреля 1809 года . В Преображенском полку было 40 инструментов, а в прочих полках гвардии - 25 инструментов. Таким образом, очевидно, что оркестры обогатились новыми инструментами. Преобладающей группой в этих оркестрах являлись деревянные духовые инструменты (28 в оркестре из 40 инструментов и 17 в оркестре из 25 исполнителей). Тем не менее вполне чётко обозначились три основные группы инструментов: деревянные духовые , медные духовые (с натуральным звукорядом) и ударные инструменты . Этот тип оркестра смешанного состава располагал широким оркестровым диапазоном, разнообразием тембровых красок и с успехом мог быть применён для исполнения произведений строевого и концертногорепертуаров . Французский теоретик Ж. Кастнер писал:

«В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии и употребляла их при исполнении блестящих маршей»

Наряду с количественным увеличением состава гвардейских оркестров и обогащением их состава новыми инструментами, были предприняты серьёзные усилия по обучению будущих военных музыкантов. Так, задачей сформированного в 1808 г. Учебного гренадерского батальона наряду с подготовкой унтер-офицеров являлась также подготовка «музыкантов, барабанщиков и флейтщиков» . Учебный батальон состоял из 4-х гренадерских и 2-х «неранжированных рот: музыканской и барабанщичьей» .

В роту, готовившую музыкантов для войск входили капельмейстер и 150 человек, разделявшихся по 25 музыкантов в шести оркестрах. Специально для сигнальной службы в «барабанщечьей» роте готовились барабанщики и флейтщики. Ежегодно Учебный гренадерский батальон должен был выпускать 75 музыкантов для армии. Трубачей для кавалерии готовили в Учебном кавалерийском эскадроне и других воинских частях.

Концертная и просветительская деятельность

Ежегодная концертная деятельность военных оркестров началась в ноябре 1813 года в зале Филармонического общества Санкт-Петербурга , затем в апреле 1814 года, и третий концерт, принёсший доход 52 тысячи рублей − 19 марта 1816 году ко дню вступления русских войск в Париж в 1814 году. Так называемые «инвалидные » концерты, доходы от которых шли ветеранам войны стали проводиться ежегодно, вплоть до начала первой мировой войны. Они шли в обеих столицах и других городах, в которых принимали участие, как правило, сводные оркестры, а также солдатские хоры. В их репертуар неизменно включались произведения героико-патриотического плана: полонезы О.Козловского , хоровая пьеса К. Кавоса «Куплеты 1814 г.», а также произведения классиков - Моцарта, Глюка, Бетховена. Военные оркестры, выйдя за пределы расположения своих частей сыграли определённую положительную роль в воспитании музыкального вкуса слушателей.

Репертуар военно-оркестровой службы

В XIX веке, как и ранее, акцент делался на создание строевой музыки, предназначенной для выполнения оркестрами своей основной служебной функции, то есть маршей. Изданный музыкальным издателем Дальмасом 4-томное издание 208 партитур, написанных в период с 1809 по 1829 годы, явилось вехой для музыкальной культуры России в целом. В собрании представлены два типа маршей: тихие и скорые. Авторами маршей издания Г. Дальмаса являются: А. Дёрфельдт-отец (свыше сорока маршей) , К. Кавос , Н. Титов , О. Козловский , Антонолини , Д. Штейбельт и другие. Сто десять маршей напечатаны без указания авторов. Тихий марш л.-гв. Семёновского полка был написан его командиром генералом А. Римским-Корсаковым . Темами маршей нередко становились народные песни, так, в одном из скорых маршей А. Алябьева использована солдатская песня «Вдоль да по речке». Несколько маршей этого композитора основаны на народно-песенных интонациях .

В основу бодрого и жизнерадостного «Парижского марша 1815 года» композитором положены песни украинского фольклора, где ясно прослеживаются интонационные связи с песней «Дощік, Дощік» .

Скорые марши более оживлённые по характеру и нередко включали элемент танцевальности или народной песенности. Несколько маршей этого издания сходны по своей метроритмической структуре с современными «колонными» маршами. Несколько маршей имеют своими темами оперные мелодии, например, «Марш Кавалергардского полка» композитора Ф. А. Буальдьё построен на тематическом материале, который композитор использовал в опере «Белая дама» (1825) .

В Киржачском районе сегодня проводили в последний путь генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Руководитель прославленного ансамбля имени Александрова погиб вместе со своим коллективом в авиакатастрофе над Черным морем 25 декабря 2016-ого. Родным Халилов завещал похоронить его на родине предков.

Достойнейшего сына России - Валерия Халилова - провожают в последний путь на родине предков, на киржачской земле. Халино, Архангельский погост, вблизи церкви Архангела Михаила. Каменный храм на дороге из Киржача в Хмелёво был построен в 1814 году. Валерий Михайлович Халилов очень мечтал о возрождении этой церкви, и прилагал к этому все силы. Во владимирской глубинке будущий народный артист России, прославленный военный дирижёр и композитор провёл свое детство. Крестили его в 4 года. А он в своих интервью потом часто рассказывал о своей бабушке, о "сказочных владимирских лесах", "земляничных полянах" и "маковках церквушек". Отдать дань памяти Валерию Халилову приехали сотни и сотни людей. Из разных городов России. Москва, Владимир, Киржач, Екатеринбург... Это высшие чины Министерства обороны, генералы и офицеры, артисты. Официальные делегации. Эскорт от военного университета, делегация московского военно-музыкального училища, которое отныне носит имя Халилова. По словам друзей и коллег, с этой утратой невозможно смириться. Халилов - имя- символ. И для российской армии, и для российской культуры. Представитель знаменитой династии дирижёров, Валерий Халилов сделал себя сам.

ВИКТОР БАРЫНЬКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Он такой талантливый. Он всегда был лидером. Вот представьте, молодым лейтенантом, в 80-ые годы, он занял первое место среди духовых оркестров, и его направляют в Москву, в качестве поощрения, потому что он лучший военный дирижёр. И в Москве он проходит путь с младшего офицера - до генерал-лейтенанта".

Слёзы, цветы, сотни венков, траурные повязки. Отдать последние почести генерал-лейтенанту Халилову приехали и совсем юные армейцы. Представители военно-патриотических клубов.

ТИМОФЕЙ СТАРЦЕВ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ КЛУБ "ДОБЛЕСТЬ" , КИРЖАЧСКИЙ РАЙОН: "Он один из самых достойных сынов родины. Он достоин подражания. Мы все его чтим".

Панихида прошла под сводами храма Архангела Михаила. Официальную делегацию Владимирской области, которая прибыла на церемонию прощания, возглавила лично губернатор Светлана Орлова. На владимирской земле говорят: память о Валерии Михайловиче будут бережно хранить. А в Киржаче обязательно появится улица, которая будет носить его имя. С такой идеей выступила глава региона.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, ГУБЕРНАТОР ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: ""Давая всем пример, на плац всегда подтянутый выходит офицер". Это слова о нём, об этом человеке. Столько он сделал прекрасного, чистого, доброго, какие фестивали они проводили! Он делал всё это всей душой и всем сердцем".

ВЛАДИМИР КИСЕЛЁВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ: "Безусловно, память о Валерии Михайловиче будет жить в наших сердцах. И пусть общая для нас киржачская, владимирская земля будет ему пухом".

Траурную церемонию на Архангельском погосте сопровождал центральный военный оркестр Министерства обороны. С ним Валерий Халилов также часто выступал и в России, и за рубежом. Удивительно умный, талантливый, преданный отчизне и профессии, светлый и лёгкий человек. Все кто знал Валерия Михайловича говорят: "Халилов - человек- эпоха". Музыкальное дело будет продолжено. Будут сохранены легендарный ансамбль, все фестивали, у истоков которых стоял Валерий Михайлович. Валерий Халилов успел многое, но не успел, возможно, еще больше. Его хватало на всё - на новые программы, бесконечные гастроли, концерты. Но он всегда находил время и вдохновенно сочинял музыку. Произведения Халилова сегодня также звучали на церемонии прощания.

ТИМОФЕЙ МАЯКИН, НАЧАЛЬНИК ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: "Вместо обеда он всегда композиторским творчеством занимался, и также в течение дня, рояль у него стол в кабинете. Да он и сейчас там по-прежнему стоит. И там записи нотные его есть, нереализованные".

Уроженец узбекского Термеза, Халилов стал известен всему миру. А легендарному ансамблю имени Александрова под его руководством рукоплескали в разных странах, на разных континентах. Весь цвет прославленного коллектива погиб вместе с Халиловым в авиакатастрофе над Чёрным морем. Однокурсник Валерия Халилова - Александр Карпов проститься с другом прилетел специально, из Екатеринбурга. С особой теплотой Александр Васильевич вспоминает и годы учёбы, и часы и минуты - впоследствии уже редких встреч.

АЛЕКСАНДР КАРПОВ, ОДНОКУРСНИК ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА (г. ЕКАТЕРИНБУРГ): "Я продолжал службу в военных оркестрах, и все время находился под патронажем Валерия Михайловича, всегда чувствовал его поддержку, его дружеское отношение, высочайший профессионализм".

На могиле Валерия Халилова установлен деревянный крест. В планах - создание на Архангельском погосте мемориала. Достойнейшему сыну России - Валерию. Халилову отданы все воинские почести. В память о народном артисте, генерал-лейтенанте Халилове - оружейные залпы. И - музыка. В исполнении военного оркестра. Страна простилась со своим великим гражданином, человеком и музыкантом.

Мария Платанюк, Александр Голубев "Вест-Владимир".

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Маякин, Тимофей Константинович. Военно-музыкальная культура России: историко-культурологический анализ: диссертация... кандидата философских наук: 24.00.01 / Маякин Тимофей Константинович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-9/34

Введение

Глава 1. Специфика и социальные функции военно-музыкальной культуры России 11

Глава 2. Формирование и становление профессионального музыкального образования в России 42

Глава 3. 67

Глава 4. Развитие музыкальной художественной самодеятельности в армейской среде 97

Заключение 125

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Специфика, структура и функции военно-музыкальной культуры России во многом определяют актуальность ее исследования следующими обстоятельствами.

Во-первых, становление культурологии как комплексной науки о культуре при всем разнообразии определения понятия «культура» выявило, по крайней мере, три комплекса проблем, которые на сегодня определяют ее структуру: 1) теория культуры, 2) история культуры, 3) прикладная культурология. Военно-музыкальная культура связана с проблематикой прикладной культурологии, как и религиозная, нравственная, физическая, экологическая, политическая и правовая культура. Отнесение военно-музыкальной культуры к одному из видов культурологии предполагает изучение её специфики, своеобразия и особенностей.

Во-вторых, изучение специфики военно-музыкальной культуры требует исследования ее социальной необходимости, структуры, форм проявления и тех социальных функций, которые она выполняет. Анализ этих аспектов явно недостаточен в современной культурологической литературе.

В-третьих, исследование военно-музыкальной культуры с учетом ее многогранных функций может способствовать повышению авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, особенно в современных условиях.

В-четвертых, многолетний исторический опыт развития российской государственности показал, что армия есть сила не только вооруженная, но и духовная. Она дала народу таких выдающихся деятелей культуры и искусства, как Н.А.Римский-Корсаков, А.В.Александров, С.А.Чернецкий, В.И.Агапкин и др.

В-пятых, актуальным является изучение военно-музыкальной культуры с точки зрения ее психологической, национально-патриотической роли в воспитании личного состава Вооруженных Сил нашей страны.

Степень научной разработанности проблемы. С сожалением приходится отмечать, что уровень научной разработанности проблемы развития военно-музыкальной культуры в России весьма слаб и исследования носят фрагментарный характер. Рассмотрение проблемы под классовым углом зрения не всегда

способствовало ее целостному изучению. Работ в прямой постановке вопроса нет, и лишь изучение многих источников даёт возможность проводить подобное исследование и высветить отдельные стороны, проблемы, фрагменты.

Все работы, в разной степени отражающие проблему развития военно-музыкальной культуры, можно разделить на несколько групп.

К первой относятся работы российских культурологов общеметодологического характера, в которых в той или иной степени затрагиваются проблемы музыкальной культуры в теоретическом плане.

Вторая группа представлена комплексными работами отечественных искусствоведов по истории музыки и музыкальной культуры России. В них проблема развития военно-музыкальной культуры рассматривается в общей форме, в связи с вопросами культурного строительства государства. Как правило, во всех этих работах делается довольно подробный экскурс в историю музыкальной жизни России. Вместе с тем освещение вопросов, связанных с развитием военно-музыкальной культуры, носит фрагментарный характер.

Четвертая группа включает работы, посвященные истории формирования Ансамбля красноармейской песни и творческой деятельности его первого руководителя А.В.Александрова. 4

См.: Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - М., 1992; Виннщковский М.Н. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: дис. ... канд. филос. наук. - М., 1984: Выготский Л. С, Лурия А.Р. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985; Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 1990; Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры.-Л., 1989 и др.

2 См.: Бронфин Е.Ф. Музыкальная культура Петрограда первого послереволюционного
пятилетия: исследование. - Л., 1984; Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современ
ность. - М., 1991; Тараканов М. Е. Музыкальная культура РСФСР. - М., 1987 и др.

3 См.: Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М., 1970; Мат
веев В.А.
Русский военный оркестр. - М., 1965; Сурин Н.К. Военно-церемониальная музыка //
Хрестоматия по истории военной музыки. - М., 1988. - Ч. II; Тутуное В.И. 250 лет Военно-
оркестровой службе в России. - М., 1961 и др.

4 См: Александров Б.А. Песня зовет. - М., 1982; Коросте.чев Б.Е. Искусство, рожденное
народом. - М., 1991; Пожидаев Г.А. Краснознаменный ансамбль: путь песни и славы. - М.,
1988; Шилов А. В. Неизвестные авторы известных песен. - М., 1961 и др.

Названные работы представляют собой большую научную ценность и имеют важное значение, составляя источниковую базу исследования. Вместе с тем анализ представленных монографий, статей, диссертационных исследований показывает, что военно-музыкальная культура не являлась предметом самостоятельного исследования, а проблема ее развития не получила достаточно цельного, обобщающего освещения.

Отдельную группу источников составляют документы, широко представленные в исторических архивах России, 1 также сюда следует отнести опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (декреты, приказы, директивы, уставы, инструкции), косвенно затрагивающие проблему развития военно-музыкальной культуры и позволившие существенно дополнить источниковую базу исследования. 2

Ещё одну группу источников образуют воспоминания, мемуары, дневники видных деятелей и работников культуры, в которых они оставили субъективную оценку военной музыки, музыкальной культуры в целом, ее роли в морально-психологическом воспитании воинов. 3

Обособленный вид исследуемого материала представляют сборники военных песен, маршей, концертных произведений для военных оркестров и самодеятельных коллективов.

Предметом исследования является военно-музыкальная культура России. Учитывая, что этот предмет достаточно многогранен, мы в нем выделяем те аспекты анализа, которые составляют объект исследования: историческое становление военно-музыкальной культуры, ее специфику, основные социальные функции и формы проявления, структуру подготовки кадров военных музыкантов и дирижеров.

Российском государственном военном архиве (РГВА), Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

2 См.: Строевой кавалерийский устав РККА. - Пг., 1920. - Ч. ІІ-Ш; Строевой пехотный устав РККА. - Пг., 1920. - Ч. I.; Устав гарнизонной службы РККА. - Пг., 1918 и др. См.: Василевский A.M. Дело всей жизни. - М., 1974; Всеволжский И.Е. Пленники моря. - М., 1961; Фурманов Д.А. Чапаев.-М., 1961 идр.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования выступает историко-культурологический анализ специфики, структуры и функций военно-музыкальной деятельности.

Цель обусловила необходимость исследования ряда конкретных задач, определивших содержание работы:

выявление социальной потребности в военно-музыкальной культуре;

анализ специфики военно-музыкальной культуры как особого вида прикладной культуры общества;

изучение основных социальных функций военно-музыкальной культуры с определением их особенностей и значений;

исследование структуры и особенностей военно-музыкального образования и подготовки соответствующих кадров;

анализ основных форм организации и проявления военно-музыкальной деятельности.

Теоретическое основание диссертационного исследования. В качестве теоретических основ исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные анализу социальной сущности культуры, ее места в системе общества, закономерностей становления различных видов прикладной культуры, а также труды, раскрывающую теорию музыкальной культуры и ее специфическую форму - военно-музыкальную деятельность. Анализ структуры военно-музыкального образования предопределил необходимость обращения к работам психолого-педагогического характера.

Методологическое основание диссертационного исследования. В методологическом отношении работа опирается на диалектический метод с такими его базовыми принципами, как принцип поляризации, позволивший объяснить противоречивую природу военно-музыкальной культуры как единства утилитарно-военной и художественно-музыкальной деятельности; принцип функциональности, с помощью которого сделан полифункциональный анализ военно-музыкальной культуры; принцип детерминизма, обусловивший необходимость

исследования динамики военно-музыкальной культуры в зависимости от социально-политических изменений в обществе.

Научная новизна исследования. В работе исследованы проблемы, которые могут представить научную ценность для культурологии (теории и истории культуры):

во-первых, выяснена специфика военно-музыкальной культуры как особого вида прикладной культуры;

во-вторых, показана социальная детерминация военной музыки изменениями социально-политического характера в стране;

в-третьих, выявлена система социальных функций военно-музыкальной культуры в общественной жизни;

в-четвертых, исследованы жанры, формы проявления и виды военно-музыкальной деятельности;

В-пятых, проанализированы особенности и структура военно-
музыкального образования на этапе его формирования и последующего станов
ления;

В-шестых, рассмотрены тенденции и перспективы развития военно-
музыкальной художественной самодеятельности.

Положения, выносимые на защиту:

    Специфика военно-музыкальной культуры России, представляемая как своеобразный вид прикладной культуры общества, определяется не только общими принципами музыкального творчества, но и особенностями его приложения и использования в военно-служебной деятельности.

    Специфика прикладного характера военно-музыкальной культуры определяется особенностью подготовки кадров и содержанием структуры всей системы военно-музыкального образования.

    Основные виды и формы воєнно-музыкальной деятельности имеют общие и особенные черты в мирных и в боевых условиях существования общества.

    Анализ реального бытия военно-музыкальной культуры в системе общества выявляет ее основные социальные функции: ритуально-организационную,

организационно-мобилизующую, парадно-демонстративную, национально-патриотическую, образовательно-просветительскую, концертно-театральную.

5. Военно-музыкальная культура России, как универсальное и многогранное явление, воздействует на массовое сознание общества.

Теоретическое и практическое значение исследования. В теоретическом отношении материалы исследования могут оказаться значимыми для более углубленного понимания проблем прикладной культурологии, которая развивается в границах общей теории и истории культуры. Об этом свидетельствуют аналогичные исследования культуры дизайна, культуры поведения, культуры речи, религиозной культуры и др.

Практическое значение исследования мы видим в возможности педагогического использования данных материалов не только в системе военно-музыкального образования, но и в организации более эффективной практической военно-музыкальной деятельности.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования излагались автором на заседаниях кафедры культуры и искусства Военного университета, военно-дирижерской кафедры Военно-дирижерского факультета при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, кафедры философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Отдельные положения работы рассматривались на научно-практической конференции Военно-дирижерского факультета. Материалы диссертации отражены в нескольких статьях, а также в авторской монографии «Военно-музыкальная культура России» (М., 2010) и в коллективной монографии «Военная музыка России» (М.: Воениздат, 2007).

Материалы работы используются в учебно-воспитательном процессе Военного университета и Военного института военных дирижеров.

Структура диссертации. Диссертация объёмом 149 страниц состоит из ведения, 4 глав, заключения и библиографического списка, включающего 282 наименования и 153 архивных источника.

и социальные функции военно-музыкальной культуры России

А.В.Суворов часто упоминает о применении оркестров: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая». Насколько активно применял военную музыку великий полководец можно судить по его приказам. В сражении при реке Треббии в одном из его приказов значилось: «Не употреблять команды стой, это не на учении, а в сражении: атака, руби, коли, барабаны, музыка!... При ударах делать большой крик и крепко бить в барабан; музыке играть где случиться, но особливо в погоне...»2.

В XVIII в. музыкальные инструменты становятся одной из разновидностей военных регалий, символом доблести и геройства русских полков. В перечне высших наград, установленных в русской армии, награждение серебряными трубами и рожками занимало третье место. Высшим знаком отличия являлось награждение полков штандартом (знаменем), затем орденом и после этого серебряными трубами. «Первое награждение трубами состоялось в 1739 г., они были вручены одному из батальонов Измайловского полка, отличившемуся при взятии крепости Очаков. Многие полки русской армии были награждены серебряными трубами в семилетнюю войну и, особенно, за взятие Берлина в 1760 году» .

Серебряные и георгиевские4 трубы и рожки, как полковые регалии, находились под охраной наравне со знаменами и полковыми штандартами. Подача сигналов на серебряных трубах и рожках производилась только в особо торжественных случаях в соответствии со специальными инструкциями. Таким образом, награждение музыкальными инструментами в XVIII веке прочно вошло в практику поощрения особо отличившихся в боевых действиях полков, что можно рассматривать как проявление музыкальной культуры российской армии и флота.

Начало царствования Александра I ознаменовалось созданием ряда новых военно-учебных заведений. В 1801 г. в связи с предложением шефа 1-го кадетского корпуса генерала П.А.Зубова об учреждении губернских военных училищ, Александром 1-м был издан указ, которым предписывалось организовать подготовку офицеров в 17 губерниях. Главной причиной такого пристального внимания императора и его окружения к этому вопросу послужила необходимость в резком увеличении численности армии.

Особенно бурный рост армии произошел в начале XIX в. и в период Отечественной войны 1812 г. «Если в 1800 году русская армия насчитывала 394 тыс. человек, то к 1825 году численность русской армии достигала 950 тысяч»1.

Увеличение численности армии в несколько раз породило множество проблем, в числе которых были: организация повседневной деятельности войск, управление большим количеством людей на поле боя, психологическая подготовка по сплачиванию и объединению воинских подразделений и т.д.

Не последнюю роль в решении этих проблем играла военная музыка. На протяжении 1-й пол. XIX в. в военных оркестрах российской армии был осуществлен ряд важных мероприятий, охватывающих различные стороны их жизни: штаты, инструментальные составы, систему руководства в оркестрах гвардии, подготовку музыкантов. Эти мероприятия последовательно улучшали состояние музыкальной культуры армии и флота, численность которых в связи с участием в боевых действиях постоянно возрастала.

Служебная деятельность военных оркестров, как и ранее, заключалась в обеспечении повседневной жизни войск. В то же время военные оркестры все чаще стали непосредственно участвовать в боевых действиях. Сохранился ряд официальных документов, свидетельствующих о том, что за участие в боевых действиях многие музыканты военных оркестров были удостоены наград. Так во время Фридландского сражения 2 июня 1807 г. батальонный барабанщик Миздрюков «... ударил егерский поход, посредством коего собрал около 100 человек рядовых, кои с мужеством ударили по неприятельским стрелкам»1. В период же Отечественной войны 1812 г., перед Бородинским сражением «... всякий раз... командир бригады с барабанным боем вел свои полки вперед, чтобы встретить кавалерию штыками»".

Сигнальная служба в 1-й пол. XIX в. в войсках российской армии, получившая широкое распространение при ведении боевых действий, стала еще теснее связана с организацией и методикой обучения войск. Основные правила и приемы подачи тех или иных сигналов, имевших различное назначение при выполнении строевых приемов без оружия, с оружием, при обучении войск тактическому искусству, при совершении торжественных церемониалов и обрядов войскового характера, стали всесторонне регламентироваться уставными положениями, приказами, специальными инструкциями и циркулярами.

Огромное значение для развития военной музыки имело изобретение и внедрение в оркестры хроматических медных инструментов3, значительно расширивших их художественные возможности.

Формирование и становление профессионального музыкального образования в России

В том же 1918 г. ВЦИК принял решение о широком проведении торжеств по случаю празднования 1 мая1. В честь пролетарского-праздника помимо демонстрации трудящихся, было решено провести парад частей Московского гарнизона.

Утром колонны демонстрантов направлялись к Красной площади. Впереди них шли воинские части во главе со своими оркестрами, исполнявшими революционные песни и марши.

Пройдя площадь, войсковые части двигались в направлении Ходынско-го поля, чтобы принять участие в военном параде, назначенном на 16 часов 30 минут. Перед началом парада на Ходынское поле прибыл В.И.Ленин. Под звуки встречного марша «... Ильич стал обходить войска. Он здоровался с каждой частью, с каждой военной школой, поздравлял бойцов с праздником Первомая. В ответ раздавалось: «Здравствуйте, товарищ Ленин! Ура!»».2 После обхода войск Ленин поднялся на трибуну и начался первый торжественный марш частей Красной Армии.

Руководство музыкальным оформлением первого советского военного парада было поручено Людомиру Антоновичу Петкевичу, бывшему военному капельмейстеру 11-го драгунского Фанагорийского Генералиссимуса кня-зя А.В.Суворова полка. По его свидетельству, помимо «Интернационала», «Варшавянки», «Смело товарищи в ногу!» и других революционных песен, на параде и демонстрации трудящихся исполнялись также некоторые марши из дореволюционного репертуара русских военных оркестров: «Суворовский марш» Фурмана, марш «Богдан Хмельницкий» неизвестного автора, Фанфарный марш Л.А.Петкевича и др.4

«Когда прохождение войск окончилось, и поле начало пустеть, - вспоминает Л.А.Петкевич, - не имея дальнейших указаний, я дал команду орке 71 странтам собирать ноты. С трибуны, видимо, заметили, что оркестр собирается уходить. И тут неожиданно к оркестру направился Владимир Ильич. Я поспешил ему на встречу, отдал честь. Выразив удовлетворение игрой оркестра, он сказал: «Сейчас пойдут демонстранты, надо встретить их маршем», - а сам быстро вернулся к трибуне». Этому случаю Людоміф Антонович тогда не придал большого значения, хотя раньше никогда не видел, чтобы после военных парадов шла демонстрация. Этой новой традиции положил начало В.И.Ленин.

В последующие годы военные парады назначались в дни общегосударственных праздников 1 мая и 7 ноября. Помимо этого, в годы Гражданской войны широкое распространение получило проведение военных парадов по случаю проводов воинских частей и рабочих отрядов на фронт2, а также в связи с выпуском красных командиров. Так 15 июня 1919 года В.И.Ленин в Кремле принимал военный парад кремлевских курсантов, в завершении которого «... курсанты прошли по плацу торжественным маршем, а через несколько дней выпускники отправились на фронт».4

В зависимости от юбилейной даты части командиры, как правило, устраивали парады вверенных им подразделений. Примером тому может служить военный парад, который состоялся 19 ноября 1939 г. в частях Первой Конной Армии по случаю ее 20-летия. Торжественное, праздничное настроение бойцов прославленного объединения во время его проведения усиливала « ...игра сводного военного оркестра под управлением тов. Шаес, звуками встречного марша возвестившего о начале праздника»5.

Сравнительный анализ военных парадов в дореволюционной и Красной армиях позволяет проследить некоторую преемственную связь во внешних формах их проведения. Это выражается в сходстве составных частей данного ритуала (построение войск, встреча принимающего парад, объезд и поздравление участников, прохождение торжественным маршем1), а также команд для управления войсками, участвующими в параде.

Однако значительные изменения происходят в их музыкальном оформлении. Новым средством, новой формой музыкального сопровождения парадов Красной Армии стала организация сводных военных оркестров, способных решать сложные задачи музыкального оформления ритуала. Впервые тысячетрубный сводный оркестр Московского гарнизона во главе с начальником Управления военными оркестрами был задействован в первомайском параде 1922 гГ

Кроме того, значительные изменения претерпевает музыкальный материал, исполнявшийся на параде. Связано это было с тем, что в 20-30-е гг. XX в. тематизм строевого марша обогатился советской массовой и народной песней, что сыграло важную роль в формировании музыкальных черт его музыкального языка. В маршах этого периода песенная тематика использовалась либо в виде заимствования и обработки отдельных песенных оборотов, либо в форме прямого цитирования той или иной песни. Это было ценной формой популяризации в красноармейской среде народных и массовых советских песен и с такой точки зрения заслуживало положительной оценки3.

Значительные изменения происходили и в музыкальном оформлении других воинских ритуалов. Так на смену дореволюционной музыки «Зари», приходит новая, сочиненная С.А.Чернецким в 1927 г. «Красная заря»4. К 1930-м гг. относится появление новой музыки к ритуалу развод караулов. Вместо «Большого сбора», перешедшего по традиции из репертуара военных оркестров русской армии и длительное время звучавшего при проведении

Служебная и концертная деятельность военных оркестров и ансамблей

Концерты симфонической музыки для военной аудитории не ограничивались выступлениями симфонического оркестра политуправления Балт-флота в Петрограде. Такую же работу выполнял и симфонический оркестр в Кронштадте, состоявший из 56 человек. Его дирижером был А.Бауэр. Выступления этих коллективов проходили на всех базах Балтфлота, а кроме того, на Онежско-озерно-речной, Волхово-Ильменской и Чудской флотилиях2.

Так же как и в Петрограде, Политуправление Северо-Кавказского военного округа организовало в Ростове-на-Дону симфонический оркестр под управлением известного дирижера К.С.Сараджева. Летом 1920 года он был назначен дирижером во вновь организованный симфонический оркестр Азо-во-Черноморского флота, с которым проработал до 1922 года3.

Особым успехом в Москве пользовались выступления симфонического оркестра Центрального Дома Красной Армии имени М.В.Фрунзе. Инициаторами создания этого коллектива и его дирижерами были С.А.Чернецкий и Л.П.Штейнберг. Помимо них, к подготовке отдельных программ привлекались и дирижеры-гастролеры4.

Концерты симфонического оркестра ЦДКА проводились в воинских частях, рабочих организациях, Домах офицеров и концертных залах столицы. О высоком профессионализме этого коллектива свидетельствует репертуар, состоявший из лучших образцов симфонической музыки. Так, в концерте, посвященном 35-летию со дня смерти П.И.Чайковского, составленном полностью из произведений композитора, прозвучали его IV симфония, концерт для скрипки с оркестром, сюиты из балетов «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», Торжественный марш.

Помимо выступлений, проводишихся в Московском округе, симфонический оркестр ЦДКА вел также и обширную гастрольную деятельность в различных регионах страны. Так, в период с 11 января по 21 апреля 1939 г., во время поездки для обслуживания частей Первой и Второй отдельных Краснознаменных армий, им было дано 83 концерта в 25 различных гарнизо-нах Дальнего Востока и Забайкалья". Кроме своей основной работы, оркестр также оказывал практическую помощь красноармейской художественной самодеятельности. В частности, в Куйбышевском и Благовещенском гарнизонах он выступал совместно с красноармейскими самодеятельными хорами.3

Наряду с симфоническими оркестрами в культурно-просветительской работе принимали активное участие и многие духовые оркестры. Важную роль в музыкальной жизни страны в 20 - 30-е годы играл Образцовый военный оркестр РСФСР. В этом первоклассном коллективе участвовали многие выдающиеся музыканты, в их числе М.Табаков, А.Адамов, В.Блажевич, В.Солодуев и др. Оркестр аккомпанировал знаменитому певцу И.Тартакову, известному скрипачу Л.Цейтлину. В его сопровождении выступали великие русские певцы А.Нежданова и Л.Собинов.

Оркестр выступал перед делегатами Третьего всемирного конгресса Коминтерна, Пятого всероссийского съезда комсомола. В его программах звучали революционные песни и марши, произведения русских и западноевропейских классиков.

Одной из наиболее популярных форм концертной деятельности военных оркестров вне воинской части являлись их выступления в парках, садах, на ярмарках и площадях перед жителями городов. Особое культурно-просветительное значение этого вида деятельности военного оркестра отмечал еще в ХТХ в. выдающийся русский критик В.В.Стасов. Он писал: «Военные оркестры - проводники не только одной военной, но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в процессии, в каждом народном или национальном торжестве - кого же народ всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь из музыки, как не через него?»".

В 30-е гг. XX в. парки Москвы и других городов представляли собой своеобразные центры культурной жизни, где собирались лучшие исполнительские силы. Достойное место среди них занимали и военные духовые оркестры. Ежедневно в летний период середины 1930-х гг. в одном только Центральном парке культуры и отдыха имени А.М.Горького в Москве на различных эстрадах выступало до десяти военных оркестров.

В течение многих лет в московском саду «Эрмитаж» играл Образцовый оркестр НКВД под управлением В.И.Агапкина. Наряду с музыкой танцевальных жанров в программе коллектива звучали такие произведения, как увертюра к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», увертюра к опере «Руслан и Людмила» и «Камаринская» М.И.Глинки, сочинения П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, А.К.Глазунова, Ф.Шопена, Р.Вагнера и многих других композиторов.

Развитие музыкальной художественной самодеятельности в армейской среде

Там убили молодого казака. Переходя из уст в уста, от одного армейского поколения к другому, песня прожила долгую жизнь. Дошла она и до эпохи Гражданской войны. Широкая популярность ее в солдатской среде побудила армейского политработника А.В.Маринова написать на старую мелодию новые слова, отвечавшие духу времени: Гей, по дороге! По дороге войско красное идет. Гей, оно стройно! Оно стройно песню красную поет. Гей, это сила! Это сила грозная идет. Гей, власть Советов! Власть Советов никогда не пропадет1. В 1924 г. «Гей, по дороге!» была опубликована в сборнике «Песни Красной Армии», а впоследствии включена в репертуар Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски Союза ССР.2

Красноармейские поэты приспосабливали к новым условиям самые различные песни, начиная от красивых старинных многоголосных казачьих («Ночки темны, тучки грозны», «Вспомним славные кубанцы») и заканчивая самыми банальными напевами («Последний нонешний денечек», «Умер бедняга в больнице военной»). Десятки раз перефразировались и такие популярные старинные солдатские песни, как «Было дело под Полтавой», «Все пуш-ки, пушки грохотали», «Варяг» и многие другие.

Если старинный солдатский фольклор в подавляющем своем большинстве не менял своего музыкального содержания, то многие городские песни, бытовавшие в красноармейской среде, претерпевали существенные ритмомелодические изменения. Характерным в связи с этим является классический пример с песней «Смело мы в бой пойдем», возникшей в результате коренной модификации бытового романса «Белая акация». Примечательным является тот факт, что в новом музыкальном варианте вальсообразныи напев трансформировался в более волевой, четкий, ритмически упругий рисунок. По существу возникла совершенно новая песня, ставшая одной из любимых в период Гражданской войны. Недаром, по свидетельству Д.Фурманова, бойцы пели эту песню, особенно ее припев, «... с величайшим подъемом и воодушевлением».1

Основные темы песен Гражданской войны - революционное преобразование мира и защита молодого советского отечества. В стихах они выражены обычно в форме торжественных и романтически приподнятых призывов и лозунгов, ораторских обращений и плакатов той эпохи. В текстах господствовали оптимистические и героические настроения, подчеркивались бесстрашие и беззаветная смелость защитников революции. Встречались и мотивы жертвенности, унаследованные от старых революционных песен, но в целом преобладали бодрость и жизнеутверждение. Героем песен Гражданской войны являлся весь народ. Иногда упоминаются и отдельные участники боев, любимые командиры", однако их образы также очень обобщены.

Общие черты музыки первых советских песен - мужественность, при-зывность, удалой или суровый, но бодрый характер. Наиболее распространенные среди них жанры - гимн-марш, походная песня и частушка. Интонационные источники разнообразны: это и революционные гимны, и народные солдатские песни, и городская бытовая музыка, но все они подчинены ораторски четкой манере произнесения и решительному маршевому ритму призывного гимна или походной песни.

Несмотря на то, что многие из создаваемых таким образом песен пользовались большой любовью и получали широкое распространение в красноармейской среде, преобладание старых мелодий в репертуаре Красной Армии встречало отпор со стороны политотделов. Особое неудовольствие вызывало широкое бытование старых солдатских песен, ассоциировавшихся с ненавистным духом царской армии.

В резолюции, принятой на совещании культурно-просветительных работников Западного фронта, проходившего в конце 1919 г. говорилось: «Революционная песня, воодушевляющая солдат революции на великие подвиги, должна быть слышна. Новые песни борьбы и радости должны заменить... песни ресторанов и балаганов, ... старые песни царской армии на новые песни победы и труда»"".

Для осуществления этой задачи красноармейская печать и политорганы проводили на местах огромную работу, направленную на поддержание творческой инициативы масс в создании новых песен. В связи с этим, стихотворения бойцов и командиров, зачастую далекие от поэтического совершенства, но правдивые, согретые патриотическим чувством, полные непримиримой ненависти к врагу, печатались в армейских газетах.

В то же время в различных округах проводились конкурсы по созданию новых военных песен, тематика которых должна была охватывать «... любую из сторон жизни Красной Армии» . Кроме того, в условиях проведения конкурсов указывалось па необходимость отражения-в текстах «... всех родов оружия» . По итогам прослушивания происходило награждение авторов лучших произведений денежными премиями5, а сами песни направлялись в адрес ПУРа для составления сборников и публикации.

Так, в 1923 г. только из частей Уральского и Северо-Кавказского военных округов поступило около 200 произведений, которые были «... переданы в Госмузиздат для отзыва и дальнейшего использования»1.

Нужно заметить, что издание песенников, составленных из произведений красноармейского творчества, осуществлялось и на местах. В 1921 г. Первой Конной Армией был издан стихотворный сборник «Песни красных кавалеристов», отпечатанный в поезде-типографии. Он предназначался как «... дорогой подарок красному кавалеристу в день первой годовщины армии»2. Такие же сборники были подготовлены в Московском, Киевском, Уральском и многих других военных округах3.

Почти одновременно с обновлением старых мелодий и созданием самодеятельных песен в частях Красной Армии начинают появляться первые произведения, созданные профессиональными композиторами и литераторами. Заслуга возникновения одной из первых таких песен, завоевавшей впоследствии огромную популярность не только в армейской среде, но и по всей стране, принадлежит Дм.Я.Покрассу, написавшему на слова поэта А.А.Френкеля (д Актиля) «Марш Буденного».

Создание ее было посвящено освобождению в январе 1920 г. частями Первой Конной Армии Ростова-на-Дону, где в это время работали в местном театре эстрады оба автора. Песня двадцатилетнего в то время композитора была одобрена командованием Первой Конной, а сам Д.Покрасс был зачислен в ее ряды красноармейцем. Проходя службу в Красной Армии, Д.Покрасс написал еще несколько произведений, посвященных своим однополчанам.4

В настоящее время на отдельной дисциплине (специальный инструмент − медные духовые и ударные инструменты) осуществляет руководство преподаватель (руководитель дисциплины) Рябухин Иван Викторович.

Основной целью отдельной дисциплины является:

  1. Подготовка исполнителя на специальном инструменте как художника - интерпретатора, владеющего необходимыми знаниями сольного и ансамблевого инструментального исполнительского искусства, техническими приемами игры и методикой обучения игре на специальном инструменте.
  2. Совершенствование методической и исследовательской работы преподавателей. Внедрение наиболее эффективных методов педагогической деятельности, использование новых современных образовательных технологий, научных достижений в области исполнительского искусства.

Главные задачи отдельной дисциплины:

  • Разработка и реализация учебных программ по учебным дисциплинам согласно требований ФГОС для СПО третьего поколения.
  • Составление расписания учебных занятий, планирование, организация и реализация учебной, методической, творческо-исполнительской и внеклассной работы.
  • Ведение всех видов учебных занятий, практик и аттестаций суворовцев, предусмотренных учебным планом и учебными программами.
  • Ведение планирующей и отчетной документации по работе дисциплины.
  • Участие педагогов в учебно-методической, научно-практической работе училища.
  • Повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Организация и проведение конкурсов на звание «Лучшего исполнителя на специальном инструменте» в училище, а также участие в других музыкальных конкурсах, проводимых на Российском и международном уровне.
  • Внедрение инновационных методов, использование современных технических средств, информационно-коммуникационных технологий в обучении.
  • Развитие и совершенствование учебно-материальной базы дисциплины.
  • Укрепление связей с кафедрой инструментов военного оркестра Военного института (военных дирижеров) Военного университета и другими учебными музыкальными заведениями города Москвы. Контроль за исполнением учебной и трудовой дисциплин.

Все сотрудники отдельной дисциплины имеют высшее профессиональное образование.

2 преподавателя имеют почётные звания:

  • преподаватель Б.Б.Болдырев - «Заслуженный артист Российской Федерации»
  • преподаватель В.П.Матвейчук - «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

1 преподаватель обучается в аспирантуре:

  • преподаватель Д.А.Иванов

Успешно трудятся и передают суворовцам богатый опыт преподаватели, прошедшие большой путь военной службы в рядах Вооруженных Сил:

  • Рябухин Иван Викторович,
  • Назаров Виктор Николаевич,
  • Матвейчук Василий Петрович,
  • Скнарин Александр Васильевич.

Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Военно-музыкальном училище. История ее создания уходит в далекие 60-е годы. Первым руководителем дисциплины был подполковник Г.И.Мамалыга, плодотворно прослуживший в этой должности с 1961 года по 1969 год.

С 2011 года на должность преподавателя (руководителя дисциплины) назначен И.В.Рябухин.

Дисциплина медные духовые и ударные инструменты по праву гордится своими выпускниками, среди них:

  • Банк Евгений Леонидович - Заслуженный артист РФ, профессор кафедры Духовых оркестров и ансамблей МГИК, артист оркестра Московского музыкального театра «Геликон-опера» (с 1995 по 2009 гг. являлся директором и инспектором этого оркестра), доцент, майор запаса;
  • Орлов Дмитрий Михайлович - Заслуженный артист России, лауреат Премии города Москвы и кавалер Ордена Дружбы. Художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества. Во время юбилейного концерта в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в октябре 2012 года. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл наградил дирижера Д.М. Орлова орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского;
  • Михайлов Николай Михайлович - начальник Военно-оркестровой службы МО СССР, Главный военный дирижер СССР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генерал-майор. После отставки Николай Михайлович стал профессором музыкальной академии им. Гнесиных, Московской городской детской музыкальной школы им. Гнесиных, проводил конференции и семинары, являлся активным участником многих общественных организаций;
  • Солодахин Владимир Михайлович - Главный дирижер Образцового оркестра ВМФ, Народный артист Российской Федерации, капитан I ранга запаса;
  • Скендеров Андрей Карпович - Артист хора в театре «Новая опера», майор запаса;
  • Назаров Виктор Николаевич, преподаватель Военно-музыкального училища по классу трубы, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
  • Полушин Вячеслав Григорьевич, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, преподаватель военного института (военных дирижеров) Военного университета, в данное время - преподаватель ДМШ им. А.Б.Гольденвейзера;
  • Афонин Геннадий Александрович, Залуженный деятель искусств Российской Федерации, доцент, начальник Московского военно-музыкального училища в 1993-2005 годы, полковник запаса;
  • Макаров Игорь Викторович, Заслуженный артист России, профессор кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории, в 1982-1990 гг. − солист Государственного академического симфонического оркестра СССР, с 1990 года − солист Российского национального оркестра;
  • Данильченко Александр Сергеевич - капитан I ранга запаса, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист России, в 1972-1994 гг. - военный дирижер оркестров Тихоокеанского флота, в 1996-2007 гг. - начальник - художественный руководитель Концертного оркестра Военно-морского флота России имени Н.Римского-Корсакова, в настоящее время - главный дирижер Концертного образцового оркестра ОАО «РЖД»;
  • Шилклопер Аркадий Фимович - всемирно известный джазовый валторнист, исполнитель на альпенгорне. С 1977 по 1985 год работал в Большом театре СССР, с 1985 по 1989 год в оркестре Московской филармонии, с 1989 года солит-инструменталист, один из известных исполнителей на валторне джазовой и экспериментальной музыки;
  • Аникин Виктор Иванович - начальник кафедры инструментов военных оркестров военного института (военных дирижеров) Военного университета. В данное время − профессор Московского государственного университета культуры и искусств, Заслуженный артист России, полковник запаса;
  • Трунов Михаил Михайлович - начальник Военного института (военных дирижеров) Военного университета, Заслуженный артист Российской Федерации, профессор, полковник;
  • Чугреев Владимир Сергеевич - заместитель начальника Военного института (военных дирижеров) Военного университета по научной работе, профессор, полковник запаса;
  • Колотушкин Андрей Алексеевич − начальник 13 оркестра штаба Московского военного округа, начальник Центрального военного оркестра МО РФ, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник запаса, в данное время - дирижер Государственного духового оркестра России;
  • Маякин Тимофей Константинович - начальник Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации - главный военный дирижер, кандидат философских наук, Заслуженный артист Российской Федерации, доцент, полковник;
  • Шевернев Игорь Вячеславович − Главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Заслуженный артист Российской Федерации, подполковник, и многие другие.
  • Отдельная дисциплина (специальный инструмент - медные духовые и ударные инструменты) является одной из ведущих в Московском военно-музыкальном училище. Она включает следующие дисциплины: «Специальный инструмент», «Родственный инструмент», «Ансамблевое исполнительство», «Педагогическая практика». Изучение этих предметов позволяют заложить очень важные основы для исполнительской деятельности в оркестре.

Преподаватели и концертмейстеры отдельной дисциплины вносят большой вклад в воспитание молодого поколения музыкантов-духовиков. Наши суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, на концертных площадках Москвы, различных народных и государственных торжествах. Вместе с артистами, составляющими гордость и славу отечественного и мирового искусства суворовцы Московского военно-музыкального училища выступают на сцене Государственного Академического Большого театра, Государственного Кремлевского дворца, Большого зала консерватории имени П.И.Чайковского, Концертного зала имени П.И.Чайковского, Государственного Центрального концертного зала «Россия», на радио и телевидении.