Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Образование польского государства 10 13 век. Развитие польской государственности в IX - XV вв. Краткая история Польши

ПОЛЬША И ПОЛЯКИ В

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средние века в истории Польши были созидательной эпохой, хотя на этот период приходятся и такие катастрофические события, как крушение государства после смерти Мешко II, монгольские нашествия, утрата более, чем на двести лет Гданьского Поморья и потеря Силезии. Тем не менее, преобладали позитивные явления. Была создана собственная государственная организация, которую удалось отстоять в многовековой борьбе. Ее сохранение обеспечивалось, в первую очередь, правящей династией и польской церковью. Со временем к институционным факторам поддержания единства добавилась общая историческая память. Хранителем исторической традиции выступала политическая элита, но, благодаря устным преданиям, эта традиция была доступна и прочим общественным слоям.

В Средние века развивалась польская экономика, существенно выросла производительность сельского хозяйства, были освоены новые технологии, появились города, более, чем вдвое увеличилась плотность населения, заметно повысился уровень жизни. Разумеется, имели место колебания конъюнктуры, периоды ускорения и замедления роста. Во время возникновения государства (X–XI вв.) бремя его создания легло на плечи простого народа, что привело к снижению уровня жизни и вызвало бунт зависимого населения. Происходившая с середины XI столетия децентрализация власти высвободила социальную инициативу и способствовала увеличению производительности труда и расширению производства, распространению более высоких форм хозяйственной организации, а также росту уровня жизни большинства общественных слоев. Периодом динамичного развития стала эпоха колонизации на основе немецкого права. В страну пришли иностранные правовые установления, технологии и капиталы. Внешняя и внутренняя миграция способствовала появлению множества новых поселений. Однако следствием быстрых перемен стали новые противоречия и конфликты. Более прогрессивные методы хозяйствования в селах с немецким правом давали большие урожаи и обеспечивали их жителям благополучие, недоступное прочим крестьянам. Богатства купечества, особенно в крупных городах, участвовавшего во внешней торговле и обладавшего значительными денежными суммами, значительно превосходили средства, которыми могли располагать местные рыцари и даже можновладцы. Постепенное разрушение системы княжеского права лишало значения группу чиновников, некогда стоявших на вершине общественной и имущественной иерархии.

Хозяйственный подъем отдельных регионов происходил в различное время. В IX в. лидировали земли вислян, а столетием позже - территории полян. Затем центр государственности вновь переместился в Краков. В XIII в. перестройка хозяйственной жизни наиболее быстро и интенсивно происходила в Силезии. С этого времени она превосходила прочие уделы по плотности населения и количеству городов. Мазовия же, которая не пострадала во время языческого восстания 30-х годов XI в., а при Болеславе Смелом и Владиславе Германе принадлежала к населенным и богатым регионам польского государства, в период удельной раздробленности, напротив, утратила свои позиции и в XIV–XV вв. уже заметно отставала от других польских земель. После потери Силезии в течение всего XIV в. ведущую роль в экономике Польского королевства играла Малая Польша. В XV в. к ней добавилось Гданьское Поморье.

Перемены в значении отдельных регионов лишь в определенной степени могут быть объяснены внутренними процессами. Свою роль играло и международное положение Польши, воздействие соседних государств и экономических областей. Необходимо иметь в виду и вооруженные действия и связанные с ними опустошения, а также хозяйственную экспансию и миграции населения. Отставание Мазовии не в последнюю очередь было связано с прусскими и литовскими набегами, однако имело значение и то, что этот удел остался на обочине колонизации на основе немецкого права. Стремительное же развитие в XIII–XIV столетиях Малой Польши стало возможным именно благодаря колонизации, торговым, культурным и политическим отношениям с Венгрией, а также посреднической роли в торговле древесиной и зерном в бассейне Вислы.

В целом польские земли в эпоху Средневековья все же отставали в своем развитии от являвшихся очагами европейской культуры западной и южной частей континента. Это отставание было обусловлено географическим положением и тем, что Польша, подобно другим территориям Центрально-Восточной Европы, лишь в X в. вошла в круг европейской цивилизации. Приобщение к Европе не привело к застою ее собственных созидательных сил. Воспринятые иностранные образцы приспосабливались к польским условиям. Польское государство, общество и культура не только сохранили, но и развивали свою самобытность. До XIV столетия Польша двигалась по пути, подобному тому, каким шли более развитые общества, и постепенно уменьшала дистанцию между ними и собой. В XV в. она создала совершенно оригинальные формы внутреннего устройства и культуры, при этом сохранив и даже упрочив связи с сообществом христианской Европы.

Чем была Польша для этого сообщества? Ее название появилось в источниках иностранного происхождения уже в конце X в. Сначала оно означало лишь землю полян, но уже в начале XI столетия так называли все государство Болеслава Храброго. Однако в раннем Средневековье круг лиц, информированных о существовании, положении, потенциале Польши и о политике ее государей, был крайне узок. О ней знали люди, принадлежавшие к политической элите в соседних государствах и в таких центрах универсальной власти, как императорский и папский двор. Можно добавить еще небольшое число христианских, мусульманских и еврейских купцов, знавших Польшу в связи со своей торговой деятельностью. Новообращенная страна привлекала внимание духовенства, прежде всего, немецкого, но также французского и итальянского. Польские аббатства, бенедиктинские, а позднее цистерцианские и норбертанские, поддерживали контакты со своими орденскими центрами. Из среды французского духовенства вышел автор первой польской хроники Галл Аноним, писавший в начале XII в. Выходцами из Германии, Италии и, возможно, Франции были строители первых романских соборов и создатели украшавших церкви скульптур.

В XIII в. информация о Польше распространилась гораздо шире. Более интенсивными стали такие формы контактов, как династические союзы, отношения с апостольской столицей, международная торговля. Появились и новые формы, в которые было вовлечено множество людей. Колонизация на основе немецкого права вызвала приток в страну валлонов, фламандцев и немцев - преобладавших среди переселенцев. В борьбе с пруссами, после появления на польских границах Тевтонского ордена, принимали участие западные рыцари. Многочисленные и весьма активные общины францисканцев и доминиканцев контактировали с монастырями других церковных провинций. Прежде редкие путешествия поляков в XIII в. несколько участились. Польские клирики, правда немногочисленные, учились в университетах Италии и Франции, добираясь, таким образом, до главных центров европейской культуры.

На Польшу обратили внимание в связи с необычайно грозным событием, каким стало монгольское нашествие. Подобных вторжений Европа не знала уже несколько столетий, и интерес к монголам был огромен. Кроме того, появились расчеты на их христианизацию. В миссии, отправленной папой к монгольскому хану и возглавленной францисканцем Джованни де Плано Карпини (1245–1247), принимали участие Бенедикт Поляк и некий монах из Силезии, известный как de Bridia. {71}

В XIV–XV вв. Польша навсегда заняла прочное место в сознании европейцев. Особую роль сыграли дипломатические контакты с папским и императорским дворами и спор Польши с Тевтонским орденом, вынесенный на заседания Констанцского собора. Рыцарские странствия по-прежнему приводили немцев, англичан и французов в орденское государство, однако и польские рыцари становились известными при чужеземных дворах. Наиболее знаменитым из них был служивший Сигизмунду Люксембургскому Завиша Черный. Другим каналом распространения известий о Польше стала балтийская торговля.

Христианизация Польши и других стран Центральной и Восточной Европы расширила круг христианской цивилизации. Но помимо этой пассивной роли, Польша выполняла для этого сообщества и другие функции.

Уже при Болеславе Храбром была предпринята попытка христианизации соседних с Польшей пруссов. Миссия св. Войтеха закончилась его мученической смертью, однако повысила престиж Польши и дала ее правителям возможность добиться основания архиепископства. Возобновленные в XII столетии попытки обращения пруссов закончились неудачей, а выгодами обращения населения Западного Поморья воспользовались немецкие правители. Лишь на исходе Средневековья привлекательность польского государственного устройства, образа жизни ее населения, а также ее интеллектуальный и политический потенциал оказались достаточными для успешной христианизации Литвы. Таким образом, Польша выполнила свой долг в деле расширения христианской цивилизации. Позднее ученые Краковской академии, отвергая насилие и полемизируя с Тевтонским орденом, ссылались на право отдельных народов самим решать свою судьбу. В основе такого подхода лежал принцип терпимости. Создание модели государства, толерантного по отношению к другим конфессиональным, религиозным и этническим группам, что не всегда было понятно представителям иных христианских обществ, стало важным вкладом Польши в европейскую культуру.

Для других стран континента средневековая Польша выступала долгое время в роли страны, заимствующей идеи, технологии и образцы организации. Кроме того, она являлась одним из тех мест, куда устремлялась миграция из западных стран. Однако по мере развития государства, экономики и культуры Польша сама перенимала эстафету в распространении новых идей. Более того, она сама стала генерировать новые идеи, а также стала страной, откуда на Запад поступали известия о востоке Европы. В XV в. Польша уже представляла собой ключевой элемент политической системы Центральной и Восточной Европы, необходимый для его функционирования и развития, и с этим считались на общеевропейском уровне.

Как оценивали свое политическое и культурное сообщество сами поляки? Каково было их сознание, какие связи имели для них наибольшее значение? Человек Средневековья жил в рамках небольших и самодостаточных местных сообществ, сельских и городских, зачастую совпадавших с границами одного прихода и территорией, охваченной деятельностью местного рынка. Кроме них, однако, постепенно складывались региональные сообщества, соответствовавшие уделам периода раздробленности, а также связи на более высоком уровне - государственные и национальные. Сначала сфера действия этих последних была довольно узкой. О своей государственной и национальной принадлежности помнили те, чья деятельность не ограничивалась местными рамками, но охватывала все государство - в политической, церковной или торговой области.

В X–XI вв. польское государство создало организационные и территориальные рамки, в которых оказались близкие по языку и культуре племенные группы. Другие группы, не менее близкие, которые остались за пределами государства Пястов (как население Поморья), не вошли окончательно в состав сложившегося позднее национального сообщества. В то время культурные и языковые различия польских и чешских племен были не большими, чем различия между полянами и вислянами. Но наличие собственных государств обусловило постепенное формирование двух разных народов. В период удельной раздробленности над государственными связями стали преобладать национальные. Их символизировали общая династия, общая территория, название «Польша», применявшееся по отношению ко всем удельным княжествам, единая церковная провинция, общепольские культы свв. Войтеха и Станислава и сходство правовой практики во всех княжествах. Огромное значение имела вековая традиция собственной, централизованной государственности и общая история. Популярность хроники Винцентия Кадлубека, прославлявшего деяния и достоинства поляков, является наиболее ярким свидетельством их гордости за собственное прошлое. Это прошлое, впрочем, переносилось далеко вглубь веков, в догосударственную эпоху, в мифические времена, пересказывая легенды о Краке, Ванде, позднее о Лехе и других славных предках. Термином natio определяли людей общего происхождения и эту черту приписывали польскому сообществу. Использовали и термин gens , имея в виду общность языка. Эти две черты характеризовали не только обладавшую национальным сознанием элиту, но и прочих поляков. Таким образом, круг групп, сознающих свою национальную принадлежность, оставался открытым для тех, кто, благодаря продвижению по социальной лестнице и культурному развитию, переходил в него из слоев, не обладавших подобным сознанием и не испытывавших потребности в чувстве национальной общности.

Языковые критерии, менее значимые в X–XI вв., когда группы западных славян мало чем отличались друг от друга, стали более заметными в XIII столетии и сыграли в Польше большую роль. В этот период возникло чувство опасности для исконных культурных ценностей, связанное с действиями чужеземных захватчиков и колонизацией на основе немецкого права. Пик столкновений на этнической почве пришелся на рубеж XIII–XIV вв., а их источником стал, помимо политической и хозяйственной деятельности, вопрос об использовании польского языка во время проповеди, к чему обязывали статуты синода 1285 г. Обязательное использование священнослужителями языка прихожан оказало большое влияние на развитие польского литературного языка. Еще раньше выделился язык правящей элиты, единый для всей территории государства и включавший неизвестные в племенную эпоху термины из сферы государственного управления. Владение им стало одним из признаков принадлежности к правящей группе. Объяснение истин веры по-польски и забота об их однозначности заставили церковь разработать свод польской терминологии, применявшейся по всей польской провинции. К древнейшим памятникам польского языка относится созданная в XIII в. песня «Богородица» и записанные в начале XIV столетия «Свентокшижские проповеди».

XIV в. стал периодом укрепления национального чувства в широких кругах польского общества, что явилось следствием внешней угрозы и, прежде всего, войн с Тевтонским орденом. Необычным свидетельством состояния самосознания тогдашних поляков, представлявших различные социальные слои, являются показания свидетелей на польско-орденских процессах. Они ссылались на принадлежность Гданьского Поморья к Польскому королевству, апеллируя к истории этой земли, династическим правам, единству церковной организации. Они говорили также, что «знают об этом все люди настолько, что… никакие уловки не позволят утаить фактов». Этими свидетелями выступали удельные князья, епископы, можновладцы, настоятели церквей, мелкие рыцари и горожане.

В XIV в. условия формирования польского народа коренным образом изменились. С одной стороны, более трети населения, говорившего по-польски, оказалось за пределами объединенного королевства. С другой - само это королевство не было этнически однородным, поскольку в нем наряду с поляками проживали немцы, русины, евреи и люди, говорившие на иных языках. Ситуация еще более осложнилась после унии с Литвой, а в XV столетии - после возвращения Гданьского Поморья. Тем не менее, в условиях толерантности различные этнические и религиозные группы вполне гармонично сосуществовали друг с другом. На национальное польское самосознание, апеллировавшее к общему происхождению, языку и обычаям, наложилось сознание государственной принадлежности, связавшее жителей Литвы и Короны, относившихся к различным этническим группам. Оно было (либо могло быть) присуще в равной степени немцам из Торуня, русинам с Волыни, полякам из Великой Польши или евреям из Кракова. Государственная принадлежность связывала этих людей порой сильнее, чем этническое сознание, что доказывают усилия немецких горожан Гданьска, Торуня и Эльблонга, предпринимавшиеся с целью инкорпорации Пруссии в состав Польши. Конфликты Польши и Литвы с Тевтонским орденом также имели не национальный, а межгосударственный характер.

Это вовсе не приводило к отмиранию местных и областных связей. Каждый ощущал себя членом своего небольшого сообщества, а большинство по-прежнему не знало связей более высокого уровня и не нуждалось в них. Однако тем, кто желал выйти в своей деятельности за пределы круга местных вопросов, - был ли то занимавшийся политикой вельможа или участвовавший в жизни своей епархии и польской провинции клирик, или выезжавший на войну мелкий рыцарь, или занятый межрегиональной и международной торговлей купец, или же искавший лучшей доли крестьянин - всем им приходилось сталкиваться с жившими в том же государстве людьми другого языка, другой культуры, религии. Благодаря этому, в XV столетии наряду с терпимостью по отношению к другим культурам и религиям у поляков складывалось все более сильное понимание самобытностии своеобразия собственной культуры. Таким образом, рост национального самосознания пришелся, что вовсе не является парадоксом, на период создания многонационального государства.

XV столетие стало временем подлинного расцвета Польши. В области международных отношений он был связан с победоносными войнами и успехами династической политики; во внутренней политике - с расширением круга лиц, участвовавших в управлении государством. Специфической чертой была многочисленность рыцарского сословия и равенство его членов. Все они получили привилегии, признававшие за ними личную и имущественную неприкосновенность.

Приблизительно до середины XV в. сословный характер государства способствовал распространению сознания государственной принадлежности среди низших сословий. Однако в последующие десятилетия, когда привилегии для рыцарства все более нарушали межсословное равновесие, политическая communitas стала все больше превращаться в шляхетскую. Это дало начало довольно сложным процессам. С одной стороны, из политического сообщества постепенно вытеснялись непривилегированные группы, деятельность которых ограничивалась сугубо местными вопросами. С другой - в данное сообщество включалась шляхта непольского происхождения - на основании сословных и государственных связей. Сословное государство превращалось в шляхетское.

В польской культуре, так же как в экономике и политике, в средние века имели место как усиление, так и спад активности. Наши знания о культурных достижениях того периода неполны, поскольку сохранились и известны, прежде всего, произведения культуры латинской, книжной, тогда как произведения народной культуры, основанной на устной традиции, утрачены.

Искусство раннего Средневековья носило элитарный характер. Немногочисленные дошедшие до нас памятники романского искусства, постройки и связанная с ними скульптура напоминают собой лучшие европейские образцы. Хроники Галла Анонима и Винцентия Кадлубека также не уступали современным иностранным сочинениям. Покровительство художникам и писателям оказывал княжеский двор, а с XII столетия - также дворы епископов и представителей высшей светской знати. В этой среде возник первый польский рыцарский эпос - «Песнь о деяниях Петра Влостовица», так называемая «Carmen Mauri» . {72} Похожее повествование, основанное на литературных сюжетах, известных в Европе, но приспособленное к польским реалиям, - повесть о Вальтере из Тынца и Виславе из Вислицы - попало на страницы созданной в XIV в. «Великопольской хроники». Эти произведения чаще пересказывали устно, возможно и по-польски, благодаря чему поляки учились искусству изящно выражать свои мысли и описывать различные события.

В начале XIII столетия продолжали создаваться прекрасные произведения романского искусства, однако в следующие десятилетия наметились некоторые перемены. В крупных городах уже стали возводить первые готические храмы, но в провинциальных центрах по-прежнему господствовал романский стиль, причем то и дело повторялись уже освоенные схемы. Распространение искусства и образованности достигалось ценой заметного падения их уровня. Этот процесс продолжался и в XIV в., когда готика наконец дошла до провинции. Но даже в наиболее выдающихся произведениях, возникших в первой половине этого столетия, бросается в глаза подражание старомодным образцам готики из соседних стран. К лучшим произведениям относятся надгробья правителей. Первым из них было силезское надгробие Генрика IV Пробуса, позднее в Вавельском соборе появились надгробия Владислава Локетека и Казимира Великого. Во второй половине XIV в. проекты стали более амбициозными. К их числу относятся построенные королями оригинальные двунефные церкви. Важным признаком возросших культурных запросов стало основание Краковской академии.

Длительный период укрепления основ культуры, развития сети приходского образования и совершенствования польского языка принес великолепные плоды в XV в. Польское готическое искусство в области сакральной и светской архитектуры, а также в скульптуре, живописи, резьбе по дереву, ювелирном деле достигло высокого художественного уровня, перестав быть старомодным подражанием чужеземным произведениям. Его символом стал посвященный Деве Марии алтарь из приходской церкви в Кракове, созданный краковским и нюрнбергским цеховым мастером Витом Стошем (Ствошем). Наряду со столь совершенными произведениями появлялось множество других алтарей, скульптур и фресок. Эти произведения, помимо прочего, выполняли дидактическую функцию, посредством художественных образов приобщая верующих к истинам веры. Подобную роль играли песнопения, церковная музыка и литургическая драма. Это новое искусство было ближе человеку: на хорошо знакомом фоне средневековой повседневной жизни изображались исполненные лиризма сцены из истории Святого семейства, муки Христа, страдания Божьей Матери. Оно одновременно и формировало, и выражало взгляды людей того времени. То, что это направление, особенно в Малой Польше и Силезии, испытывало немецкое, чешское и венгерское влияние, отнюдь не лишало его самобытности и типично польских черт. Существовало множество изображений местных святых, прежде всего, св. Станислава и св. Ядвиги Силезской, а также основателей церквей и монастырей. Готическое надгробное искусство достигло своей вершины в потрясающем по своей выразительности надгробии Казимира Ягеллона, шедевре работы Вита Стоша (Ствоша).

Покровительство, оказываемое художникам в эпоху Ягеллонов, позволило добавить к господствовавшим эстетическим моделям новый элемент. Им стали фрески в русско-византийском стиле. По рекомендации Владислава Ягелло (Ягайло) ими украсили готическую капеллу в люблинском замке, позднее подобные росписи появились в Сандомире, Вислице, Гнезно и в вавельском замке. Их создателям приходилось приспосабливать образную систему восточных христиан к внутренней планировке готических построек. В результате конфронтации и взаимодействия столь непохожих стилей родились невиданные прежде произведения. Знаменитый иконописный образ Ченстоховской Божьей Матери испытал византийское влияние. Однако присущая ему изначально сакральная строгость изображения несколько сгладилась после того, как икона была в XV в. переписана заново (ее повредили во время Гуситских войн). Таким образом, уже в XV столетии синтез восточных и западных образцов стал одной из примечательных черт польского искусства.

Покровительство искусствам со стороны королей возвеличивало государственную власть, меценатство епископов напоминало о месте церкви в христианском обществе, меценатство можновладцев и рыцарства способствовало прославлению родов основателей церквей и монастырей. В XV в. оказывать покровительство искусству начинают и горожане, что во второй половине столетия сыграло немалую роль. Горожане, которые, подобно можновладцам и рыцарям, подражали стилю королевских храмов и обителей, как бы заявляли о своей поддержке политики правителей. Однако в том, что касается скульптуры, живописи и декора, это было вполне самостоятельное направление, прочно связанное со средой городского патрициата, цехами и религиозными братствами.

В художественном отношении искусство Польши принадлежало к более широкому кругу искусства Центральной Европы. При этом если в XIV в. основные мотивы заимствовались из Чехии, Венгрии, Австрии и Восточной Германии, то в XV столетии в творчестве польских художников стали преобладать местные черты. Это давало меценатам законное чувство гордости и удовлетворяло их амбиции. Новым явлением в эту эпоху стало влияние на искусство Руси; при этом польская сторона сама вдохновлялась русскими образцами, в результате чего, как уже отмечалось, происходил синтез двух направлений.

Литература XV в. не отставала от изобразительных искусств. Жанровое разнообразие, все более частое использование польского языка, расширение круга авторов - все это имело своим истоком повышение общего уровня культуры, рост национального и государственного самосознания и стремление выразить эти чувства. Важнейшую роль в этом процессе играло распространение образования на всех уровнях - от приходских школ до Краковской академии. Трактаты краковских профессоров помогали определить направления внешней политики и выработать методы дипломатии. Помимо изучения философии, юриспруденции и языкознания, в академии проводились исследования в области математики и астрономии. Во второй половине XV столетия в Кракове уже ощущалось влияние итальянского гуманизма, пропагандистом которого здесь выступал Каллимах, поэт, историк и дипломат. Важным центром польского гуманизма был двор архиепископа Львовского Гжегожа из Санока.

В течение всего XV в. в Краковскую академию записалось более 17 тыс. студентов, в том числе 12 тыс. подданных Короны. По крайней мере, около четверти из них получили степень бакалавра. Выпускники и бывшие студенты становились учителями учебных заведений более низкой ступени, некоторые - сотрудниками королевской, епископских, можновладских и городских канцелярий. Количество грамотных людей заметно возросло. В среде интеллектуальной элиты появились собственные библиотеки, дополнившие собой книжные собрания при соборах и монастырях. Читать и писать умела значительная часть рыцарей и горожан, а кроме того, определенный процент крестьянских детей, желавших повысить свой социальный статус. Эти люди были создателями и потребителями значительно большего, чем в былые столетия, числа литературных произведений. В 1473 г. в Кракове появилась первая типография.

Из сочинений на латинском языке самым выдающимся достижением стала хроника Яна Длугоша, в которой описывалась история Польши с легендарных времен до современной автору второй половины XV в. Хроника представляла собой не историю династии, но историю государства и польского народа. Автор рассматривал Польшу и поляков как государственное сообщество, связанное единым устройством и общим прошлым. Обращение к истории должно было служить насущным потребностям - развитию общепольского государственного патриотизма, приходящего на смену патриотизму местному. Представлению о Польше как о едином целом служило великолепное географическое описание, представлявшее собой введение к хронике. Мышление государственными категориями не вступало у Длугоша в противоречие с чувством этнической и языковой общности поляков и представлением о единстве их исторической территории. Поэтому он чрезвычайно сожалел об утрате Силезии и радовался возвращению Гданьского Поморья.

Хотя языком науки, историографии и большей части литературных произведений оставалась латынь, в XV в. все большую роль играл польский язык. Веками песни, стихи, легенды и рассказы передавались в устной форме. Некоторые из них были записаны уже в конце XIII–XIV вв. В XV столетии их количество возросло, хотя по-прежнему оставалось небольшим. Тем не менее, эти произведения свидетельствуют о формировании на исходе Средних веков польского литературного языка. Писатели, заботившиеся об изяществе и красоте языка, придавали ему нормативную форму и стремились очистить его от иностранных наслоений. Вопрос о происхождении этого языка остается дискуссионным. В его основе лежит либо великопольский, либо малопольский диалект, однако не подлежит сомнению, что уже в XV в. именно этот язык использовался по всей Польше.

Итак, на исходе Средневековья польская культура достигла значительной зрелости. Сложилось национальное самосознание политической элиты; окрепло чувство связи с государством, в которое входили различные этнические группы; оформился принцип внутренней веротерпимости и правопорядка; появились гарантии участия значительной части общества в управлении страной. Между столь творческим во многих областях XV столетием и «золотым» XVI веком нет сколько-нибудь заметного разрыва. Перед нами, скорее, непрерывная линия восходящего развития. Без достижений позднего Средневековья расцвет польского Возрождения был бы просто невозможен - точно так же, как без социально-политической трансформации XV в. не смогла бы возникнуть шляхетская Речь Посполитая. В этом веке был заложен прочный фундамент для XVI столетия - самого блестящего периода в истории Польши.

Из книги Давний спор славян. Россия. Польша. Литва [с иллюстрациями] автора

Глава 3. ПОЛЯКИ В МОСКВЕ 20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. Самозванцу срочно потребовался патриарх, и 24 июня им стал рязанский архиепископ Игнатий, грек, прибывший с Кипра в Россию в царствование Федора Иоанновича. Игнатий был первым русским иерархом,

Из книги Крах империи (Курс неизвестной истории) автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 3. Другая судьба (греки, немцы, евреи, поляки, армяне) Пан офицер в сигаретном дымуМне по–отечески строго пенял,Что есть подумать о Польше комуИ без меня, без меня, без меня …Ян ПетшакПока империя на подъеме, ей не страшна конкуренция. Империя привлекательна, она дает

Из книги Эволюция военного искусства. С древнейших времен до наших дней. Том первый автора Свечин Александр Андреевич

Глава четвертая Средневековье Родовой быт германцев. - Вооружение и тактика. - Исчезновение линейной пехоты. - Военная организация франков. - Вассалитет и ленная система. - Исчезновение призыва масс. - Снаряжение в поход. - Социальные и тактические предпосылки

Из книги Русь и Польша. Тысячелетняя вендетта автора Широкорад Александр Борисович

Глава 19 Поляки объявили войну России Историки XXI века сентябрьский поход Красной Армии вольны называть войной, агрессией и т. п. Но польское руководство, я имею в виду тех, кто еще не драпанул в Румынию, войной ее не считали.Польское правительство объявило войну СССР лишь в

Из книги Смутное время автора Валишевский Казимир

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Поляки в Москве I. Опыт олигархического правления После окончательного низложения Шуйского в Москве нашла себе применение на деле легендарная формула революционного устава, состоявшего будто бы из двух статей: "Ничего не осталось. - Никто не

Из книги Очень уж краткая история человечества с древнейших времен до наших дней и даже несколько дольше автора Бестужев-Лада Игорь Васильевич

Глава 5 Средневековье Философия есть служанка богословия. Фома Аквинский Мир полторы тысячи лет назад, в середине позапрошлого тысячелетия, после падения Рима, представлял собой конгломерат медленно умиравших и стремительно рождавшихся цивилизаций.От Древнего мира

автора

Глава пятая Как поляки лишились независимости К концу XVII века Речь Посполитая продолжала оставаться независимой лишь формально. В реальности судьбы польского государства решались отнюдь не в Варшаве. Главной причиной этого надо назвать совершенно варварскую

Из книги Польша – «цепной пес» Запада автора Жуков Дмитрий Александрович

Глава шестая Поляки без государства Надежду на возвращение утраченной независимости полякам дал Наполеон. Надо отметить, что представители Польши относились к революционной Франции с большой симпатией, а после окончательного раздела Речи Посполитой несколько тысяч

Из книги Польша – «цепной пес» Запада автора Жуков Дмитрий Александрович

Глава седьмая Поляки и революция Первая мировая война до неузнаваемости изменила карту мира. В результате в Европе появились новые государства, а, казалось бы, могущественные империи обратились в прах. Разумеется, коренные изменения ждали и польские земли. Русское

Из книги Польша – «цепной пес» Запада автора Жуков Дмитрий Александрович

Глава одиннадцатая Поляки в годы Второй мировой войны 27 сентября 1939 года маршал Эдвард Рыдз-Смиглы, находящийся в тот момент в Бухаресте, создал военную конспиративную организацию «Служба победе Польши», которую возглавил бригадный генерал Михал Карашевич-Токажевский

Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария

Из книги Польша против СССР 1939-1950 гг. автора Яковлева Елена Викторовна

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава XVI Поляки О первоначальном развитии и судьбах польского народа нам известно значительно меньше, так как источники начинают подробно говорить о поляках только с IX века. Отношение польского языка к другим славянским языкам ясно свидетельствует о том, что поляки

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

Глава 5 Средневековье 1. Как представлена периодизация истории Средних веков? Средневековье, или Средние века – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. Впервые термин «Средние века» был употреблен итальянскими гуманистами для обозначения периода

Из книги Подлинная история русского и украинского народа автора Медведев Андрей Андреевич

Глава 5 Как поляки сочиняли «Украину» «Украинцы» - этой особый вид людей. Родившись русским, «украинец» не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом, кем угодно, но

Из книги Учитель автора Давыдов Алил Нуратинович

Беловеская горка Глава из книги Б. И. Гаджиева «Поляки в Дагестане» Холм с непривычным для дагестанского уха названием Беловеская горка растянулся на несколько километров западнее Буйнакска, поднявшись над городом не менее чем на 200 метров. Горка дорога нам по многим

История страны тесно связанная с общей историей Европы и с событиями, которые происходили на континенте последнее тысячелетие.

Древняя история Польши

В древние времена на здешних землях проживали, германцы, готы, славяне. Со временем славянские племена начали объединятся, что в конечном итоге привело в 9 веке к образованию Польши. Центром тогдашнего государства был город Гнезно. В 966 г. - принято христианство католического обряда. В 1320 г. политическим центром становится город Краков. В четырнадцатом столетии была присоединена Галиция. В 1385 г. после заключения Кревской унии возникло объединенное Летовско-Польское государство, в Литве и на Западно-русских землях начал распространятся католицизм.

История Речь Посполитой

1569 год - дата заключения Люблинской унии. В результате этого события было образовано государство Речь Посполитая. Королевство представляло собой конфедерацию Литовского Княжества и Польши во главе которого был, выбираемый сеймом, король. В 1648 году началось восстание под руководством Богдана Хмельницкого, а позднее с 1654 по 1667 г. прошла война между Россией и Речью Посполитой. Эти события привели к ослабеванию Речи Посполитой и к утрате ею Киева и земель которыми она владела на левом берегу Днепра. Дальнейший постепенный упадок королевства привел, в конце восемнадцатого столетия, к трем разделам Польши. Страна была разделена между Пруссией, Австрией и Россией.

Период без независимости

После того как Наполеон одержал победу над Пруссией, на части Польши, которая принадлежала Пруссии было создано Варшавское герцогство. После поражение Наполеона был произведен очередной раздел страны. Ее судьбу решали на Венском конгрессе. Предполагалось что польским землям предоставят автономию и В Пруссии и в Австрии и в России. В итоге так получилось что автономия была дана только Российской Империей, в результате чего в составе России образовалось автономное Царство Польское.

Новейшая история Польши

В 1918 году была провозглашена независимость Польши. Первым главой государства после обретения независимости стал Юзев Пилсудский. С 1919 по 1921 год новообразованное государство вело войну с Советским Союзом. Результатом войны стало подписание мирного договора в Риге. Этот договор определил границы между странами. К Польше отошли западно-белорусские и западноукраинские земли. В 1939 г. страна была оккупирована немецкими войсками, в том же году западноукраинские и западно-белорусские земли отошли к СССР. Польша была освобождена от Германии Советским Союзом. В 1952 г. страна получила название Польская Народная Республика, а в 1955 стала членом Варшавского договора. В 1989 в стране прошли свободные выборы. В республике начались реформы. В 1999 г. государство стало членом НАТО, а в 2004 вошло в Европейский Союз.

В течение IX века в польских землях возникли крупные племенные союзы, объединившие ряд племенных территорий. Особое значение имели два таких центра: вислицко-краковский в Малой (южной) Польше - княжество вислян, и гнезненско- нозпаньский в Великой (северной) Польше - княжество полян. Вислянс в конце IX века оказались под властью Великой Моравии, а затем попали в в зависимость от Чехии. Это определило лидирующую роль княжества полян в процессе объединения польских земель. Легендарным родоначальником польских правителей считается крестьянин Пяст, основавший династию Пясток. Столицей государства стал город Гнезно.

Завершилось формирование раннефеодального польского государства в годы правления Мешко I (960-992 гг.) и его сына Болеслава I Храброго (992-1025). Усилиями этих князей были присоединены Силезия, Поморье, Малая Польша (в том числе и Краков - в 999 г.). В 966 г. Польша в качестве государственной религии приняла христианство, а затем в 1000 г. возникло самостоятельное польское архиепископство с центром в Гнезно. Болеслав в 1025 г. стал первым в истории Польши королем. К концу сю правления государственная территория составляла около 250 тысяч кв. км с населением около 1 млн человек.

После смерти Болеслава Храброго страна переживала политический и экономический кризис, что в конечном счете привело к крупнейшему антифеодальному восстанию 1037-1038 гг. Воспользовавшись ослаблением польского государства, чешский князь Бржстислав в 1038 г. совершил военный поход против Полыни и разорил Гнезно. Столицей государства стал Краков. Централизация государства усилилась в годы правления Болеслава II Смелого, который в 1076 г. получил королевскую корону. Однако, в результате заговора он был отстранен от власти и бежал в Венгрию. С этого момента в Польше возобладали тенденции политической децентрализации. Болеслав III Кривоустый (1102 1138), пытаясь предотвратить распад страны, в своем завещании в 1138 г. установил принципат в наследовании великокняжеского престола: власть и важнейшие земли получал старший, а остальные сыновья, наследуя отдельные уделы, ему подчинялись.

После смерти Болеслава, точнее, после изгнания в 1146 году младшими князьями, поддержанными крупными феодалами, его старшего сына Владислава II, прозванного с того времени Изгнанником, окончательно наступила феодальная раздробленность. Система принципата в третьем десятилетии XIII века окончательно пришла в упадок. Государство распалось на ряд самостоятельных удельных княжеств. Князья жаловали местным феодалам придворные уряды (должности) и земельные владения с проживающим в них населением. Таким образом, продолжала развиваться феодальная земельная собственность, углублялась зависимость крестьянского населения, складывалась сословная организация феодального общества.
Даже в период раздробленности, однако, сохранялись традиции государственного единства. Этому способствовали такие факторы, как принадлежность князей к единой правящей династии, наличие обшей церковной организации, общая (несмотря па региональные различия) система обычного права. Заинтересованность в объединении стимулировалась борьбой с внешнеполитической опасностью со стороны крестоносцев (Тевтонского ордена) и Бранденбурга.

Удельная раздробленность продолжалась в Польше сравнительно недолго - до конца XIII века. В 1314 г. князь Владислав Локсток объединил Великую и Малую Польшу, а в 1320 г. стал королем единого государства, занимавшего около 106 тыс. кв. км. За пределами объединенного королевства остались Западное Поморье (вошло в состав Бранденбурга), Восточное Поморье и Куявия (захвачены крестоносцами), Силезия (вошла" в состав Чешского Королевства), Мазовия (сохранила собственную княжескую династию). Таким образом, Польша утратила более половины государственной территории, лишилась выхода к морю. Столицей государства вновь стал Краков, где находилась резиденция польских королей, осуществлялась их коронация и захоронение.

Казимир III Великий (1333-1370), сын Локетка, сумел укрепить государство и обеспечил Польше твердое международное положение. При нем сложилась централизованная система администрации, которую на местах представляли старосты, не зависимые от местной знати. Были изданы так называемые «Статуты Казимира Великого» (1347 г.), которые положили начало унификации и кодификации польского права. Введение единой монеты и регулярного налогообложения, монополия на добычу соли позволили пополнить государственную казну и обеспечить финансовую независимость королевской власти. Казимир почти в два с половиной раза увеличил государственную территорию. Была заключена польско-венгерская уния, согласно которой польский престол переходил после смерти Казимира венгерскому королю Людовику. В союзе с Венгрией Польша захватила земли Галицкой Руси и тем самым частично компенсировала утрату своих этнических территорий. Эти события положили начало польской политической и культурной экспансии на землях восточных славян, которая являлась одним из главных факторов государственно-политического развития Польши в последующие столетия.

По завещанию Казимира польский трон занял венгерский король Людовик Анжуйский, который предоставил ряд привилегий шляхте (Кошицкий привилей 1374 г.). После смерти Людовика в 1382 г. польские феодалы приняли решение передать корону младшей дочери Людовика Ядвиге, которую выдали замуж за великого князя Литовского Ягайло. Польша и ВКЛ заключили в 1385 г. в Крево гак называемую Кревскую унию, способствующую сближению двух государств и объединению их усилий в борьбе с крестоносцами. В результате Тевтонский орден потерпел поражение сначала в битве под Грюнвальдом (1410 г.), а затем в ходе Тринадцатилетней войны (1454-1466). Польша вернула земли Восточного Поморья с городами Гданьском, То- рунсм. В 1569 г. была заключена Люблинская уния между Польским королевством и Великим княжеством Литовским и образовано федеративное государство Речь Посполитая. Украинские земли из состава BKЛ были переданы Польше. Были созданы единые органы власти, но княжество сохранило отдельную армию, финансы, судебную систему, традиционные государственные и земские должности, свои законы (Статут ВКЛ 1588 г.).

Польское государство в XIV-XV вв. было сословной монархией. В отличие от раннефеодального периода, когда государство рассматривалось как частное владение короля (вотчинная монархия), теперь государство воспринималось обособленного от личности монарха. Суверенитет государства, независимый от личности короля, воплощался в понятии Корона Польского королевства. При отсутствии короля судьбу короны должен был решать «народ», т.е. феодалы - шляхта. Установился принцип выборности короля. Укрепились позиции шляхетского сословия, формируется общегосударственный орган сословного представительства - вальный сейм - и местные шляхетские сеймики. Началось формирование системы шляхетской демократии, которая окончательно сложилась в XVI в. и была закреплена в так называемых Генриховых артикулах (их издал в 1573 г. Генрих Валуа, избранный на польский престол после смерти Сигизмунда II Августа - последнего короля из династии Ягеллонов). Таким образом, в отличие от других европейских государств Польша не пошла по пути становления абсолютной монархии. Королевская власть была слабой.

В XVII в. могущество шляхты привело к ослаблению польского государства. С середины XVII в. в политической жизни возобладали анархические тенденции. Под прикрытием институтов шляхетской демократии группировки магнатов действовали в своих корыстных интересах, срывали заседания сеймов, создавали конфедерации для вооруженной борьбы друг с другом и центральной властью. В годы правления последнего польского короля Станислава Августа Попятовского проведены реформы, направленные па усиление государства. Так называемый четырехлетний сейм принял 3 мая 1791 г. Конституцию Речи Посполитой первую в истории Европы. Однако, вмешательство иностранных государств не позволило осуществить задуманное. В 1772, 1793 и 1795 гг. Россия, Пруссия и Австрия провели разделы Речи Посполитой. Национально-освободительное восстание во главе с Тадеушем Костюшко (1794 г.) окончилось поражением. Польское государство перестало существовать, и было восстановлено лишь в 1918 г.

Туроператор по Прибалтике, Кавказу и Средней Азии

Краткая история Польши

Первые достоверные сведения о Польше относятся ко второй половине X века. Польша уже тогда была сравнительно большим государством, созданным династией Пястов путем объединения нескольких племенных княжеств. Во второй половине XII в. Польша, как и ее соседи Германия и Киевская Русь, распалась. Распад привел к политическому хаосу; вассалы вскоре отказались признавать полновластие короля и с помощью церкви значительно ограничили его власть.
В середине XIII в монголо-татарское нашествие с востока опустошило бльшую часть Польши. Не менее опасными для страны были непрекращающиеся набеги язычников-литовцев и пруссов с севера. В 1308 году государство, созданное тевтонскими рыцарями, отрезало Польше выход к Балтийскому морю. В результате раздробленности Польши стала возрастать зависимость государства от высшей аристократии и мелкопоместного дворянства, в чьей поддержке оно нуждалось для защиты от внешних врагов.

Воссоединение большей части Польши осуществил Владислав Локеток (Ладислав Короткий) из Куявии - княжества в северо-центральной части страны. В 1320 году он был коронован как Владислав I. Однако национальное возрождение в большей степени связано с успешным правлением его сына, Казимира III Великого (годы правления 1333-1370). Казимир укрепил королевскую власть, реформировал управление, юридическую и денежную системы по западному образцу, обнародовал свод законов, получивший наименование «Вислицкие статуты» (1347), облегчил положение крестьян и разрешил поселиться в Польше евреям - жертвам религиозного преследования в Западной Европе. Ему не удалось вернуть выход к Балтийскому морю; он также потерял Силезию (отошедшую к Чехии), но захватил на востоке Галицию, Волынь и Подолье.
В 1364 Казимир основал в Кракове первый польский университет - один из старейших в Европе. Не имея сына, Казимир завещал королевство своему племяннику Людовику I Великому (Людовику Венгерскому), в то время одному из самых влиятельных монархов Европы. При Людовике (годы правления (1370-1382) польские дворяне (шляхта) получили т.н. Кошицкий привилей (1374), согласно которому они освобождались почти от всех податей, получив право не платить налоги выше определенной суммы. Взамен дворяне обещали передать престол одной из дочерей короля Людовика.
После смерти Людовика поляки обратились к его младшей дочери Ядвиге с просьбой стать их королевой. Ядвига вышла замуж за Ягелло (Йогайла, или Ягайло), великого князя Литовского, который правил в Польше под именем Владислава II (годы правления 1386-1434). Владислав II принял христианство сам и обратил в него литовский народ, основав одну из могущественных династий в Европе. Обширные территории Польши и Литвы были объединены в мощный государственный союз. В 1410 году поляки и литовцы нанесли поражение Тевтонскому ордену в битве при Грюнвальде. В 1413 они утвердили польско-литовскую унию в Городло, и в Литве появились общественные институты польского образца.

XVI век стал золотым веком польской истории. В это время Польша была одной из крупнейших стран Европы, она преобладала в Восточной Европе, а ее культура достигла расцвета. Однако возникновение централизованного Русского государства, которое претендовало на земли бывшей Киевской Руси, объединение и усиление Бранденбурга и Пруссии на западе и севере, и угрозы воинственной Османской империи на юге представляли большую опасность для страны. В 1561 году Польша присоединила Ливонию, а 1 июля 1569 году, в разгар Ливонской войны с Россией, личная королевская польско-литовская уния была заменена Люблинской унией. Единое польско-литовское государство стало называться Речью Посполитой (польск. «общее дело»). С этого времени один и тот же король должен был избираться аристократией в Литве и Польше; действовали один парламент (сейм) и общие законы; в обращение вводились общие деньги; в обеих частях страны стала общепринятой религиозная терпимость. Последний вопрос имел особое значение, так как значительные территории, завоеванные в прошлом литовскими князьями, были населены православными христианами.
В Польше наступил так называемый период «выборных королей»: на бурном заседании сейма был избран новый король Генрих (Генрик) Валуа (годы правления 1573-1574; позже он стал Генрихом III Французским), Стефан Баторий (годы правления 1575-1586), Сигизмунд III Ваза - ревностный католик, Сигизмунд III Ваза (годы правления 1587-1632), сын Юхана III Шведского и Екатерины, дочери Сигизмунда I. Попытки Сигизмунда ввести абсолютизм в Польше, который в те времена уже господствовал в остальной Европе, привели к мятежу шляхты и потере престижа короля.
После смерти в 1618 Альбрехта II Прусского правителем герцогства Пруссия стал курфюрст Бранденбургский. С этого времени владения Польши на побережье Балтийского моря превратились в коридор между двумя провинциями одного и того же германского государства. Безуспешная внешняя политика правителей страны последующего периода привела страну к окончательному упадку и предварила Разделы страны. Станислав II: последний польский король.
Август III был не более чем марионеткой России; патриотически настроенные поляки всеми силами пытались спасти государство. Одна из фракций Сейма, которой руководил князь Чарторыский, попыталась отменить пагубное «либерум вето», тогда как другая, возглавлявшаяся могущественным родом Потоцких, противилась всякому ограничению «свобод». Отчаявшись, партия Чарторыского начала сотрудничать с русскими, и в 1764 году Екатерина II, императрица России, добилась избрания своего фаворита Станислава Августа Понятовского королем Польши (1764-1795).
Понятовский оказался последним королем Польши. Российский контроль стал особенно явным при князе Н.В.Репнине, который, будучи послом в Польше, в 1767 году заставил сейм Польши принять его требования о равноправии конфессий и сохранении «либерум вето». Это привело в 1768 году к восстанию католиков (Барская конфедерация) и даже к войне между Россией и Турцией.
Первый раздел Польши : был произведен в 1772 году и ратифицирован сеймом под давлением оккупантов в 1773 году. Польша уступила Австрии часть Поморья и Куявии (исключая Гданьск и Торунь) Пруссии; Галицию, Западное Подолье и часть Малой Польши; восточная Белоруссия и все земли к северу от Западной Двины и к востоку от Днепра отошли к России. Победители установили для Польши новую конституцию, которая сохранила «либерум вето» и выборную монархию, и создали Государственный совет из 36 выборных членов сейма. Раздел страны пробудил общественное движение за реформы и национальное возрождение.
Второй раздел Польши : 23 января 1793 году Пруссия и Россия осуществили второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Великую Польшу и Мазовию, а Россия - бльшую часть Литвы и Белоруссии, почти всю Волынь и Подолье. Поляки сражались, но были разбиты, реформы Четырехлетнего сейма были отменены, а оставшаяся часть Польши превратилась в марионеточное государство. В 1794 году Тадеуш Костюшко возглавил массовое народное восстание, которое закончилось поражением.
Третий раздел Польши , в котором участвовала Австрия, был произведен
24 октября 1795 г. ; после этого Польша как самостоятельное государство исчезла с карты Европы. После поражения Франции в Наполеоновских войнах, основная часть Польши вошла в состав России под юрисдикцией «Царство Польское» в столице был наместник русского Императора. На территории, находившейся под властью Пруссии, проводилась интенсивная германизация бывших польских районов, экспроприировались хозяйства польских крестьян, закрывались польские школы.
Россия помогла Пруссии подавить Познанское восстание
1848 года. В 1863 году обе державы заключили Альвенслебенскую конвенцию о взаимопомощи в борьбе с польским национальным движением.
Несмотря на все усилия властей, в конце XIX века,
поляки Пруссии все еще представляли собой сильную, организованную национальную общность. На австрийских польских землях положение было несколько лучше. После Краковского восстания 1846 года режим был либерализован, и Галиция получила административное местное управление; школы, учреждения и суды использовали польский язык; Ягеллонский (в Кракове) и Львовский университеты стали всепольскими культурными центрами; к началу XX в. возникли польские политические партии (Национально-демократическая, Польская социалистическая и Крестьянская). Во всех трех частях разделенной Польши польское общество активно противодействовало ассимиляции. Сохранение польского языка и польской культуры стало главной задачей борьбы, которую вели интеллигенция, в первую очередь поэты и писатели, а также духовенство католической церкви.
В
январе 1918 года президент США Вильсон потребовал создания независимого Польского государства с выходом к Балтийскому морю. В июне 1918 г Польша была официально признана страной, воюющей на стороне Антанты. 6 октября, в период распада и краха Центральных держав, Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства, а 14 ноября передал Пилсудскому всю полноту власти в стране. К этому времени Германия уже капитулировала, Австро-Венгрия распалась, а в России шла гражданская война.
Руководители новой Польской республики пытались обезопасить свое государство путем проведения политики неприсоединения. Польша не стала присоединяться к Малой Антанте, в которую входили Чехословакия, Югославия и Румыния.
25 января 1932 г был заключен договор о ненападении с СССР. 23 августа 1939 г был заключен германо-советский пакт о ненападении, секретные протоколы которого предусматривали раздел Польши между Германией и СССР. Обеспечив советский нейтралитет, Гитлер развязал себе руки.

1 сентября 1939 года нападением на Польшу началась Вторая мировая война. Во время Второй мировой войны на территории Польши действует движение Сопротивления, состоящее из разнородных групп, зачастую имеющих противоположные цели и подчиняющиеся разным руководящим центрам: Армия Крайова, действовавшая под руководством правительства Польши в эмиграции, которая организовала Варшавское восстание 1944 г; Гвардия (с 1944 — Армия) Людова — военная организация польской компартии; созданные крестьянской партией Батальоны Хлопски и т. д.; действовали также еврейские боевые организации, организовавшие восстание в Варшавском гетто в апреле 1943 г.
17 января 1945 года, полностью уничтоженная фашистскими войсками Варшава, была освобождена, а к началу февраля была освобождена от немцев почти вся Польша. Польская коммунистическая партия окончательно утвердилась у власти, хотя для этого ей пришлось сломить сильное сопротивление Армии Крайовой, достигавшее степени партизанской войны. Советская Армия остaётся в Польше до 18 сентября 1993г. Берлинская конференция 1945 года устанавливает западную границу Польши по рекам Одра (Одер) и Ныса-Лужицка (Нейсе).

До весны 1989 года в Польше период правления Коммунистической партии, но уже в начале 1990 года в стране проводят президентские выборы, на которых убедительную победу одерживает бывший лидер «Солидарности» Лех Валенса. После парламентских выборов 1993 года сформировано коалиционное правительство Союза демократических левых сил, Польской крестьянской партии и др. В 1995 годупроходят президентские выборы, во втором туре которых Леха Валенсу побеждает Александр Квасьневский. После саммита в Мадриде в 1997 году и саммита в Вашингтоне Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО, а 1 мая 2004 года — в Европейский Союз.


В начале польской истории, именно до принятия христианства, мы встречаем ряд мифов, которые мы не можем оставить без внимания. В этих мифах отражается, с одной стороны, борьба внешняя, с другой – внутренняя. Внешняя борьба – это борьба поляков с немцами, которые теснят западных славян, стараются подчинить их себе, уничтожить их народность, онемечить их. Поляки выставляют сопротивление опасным соседям, мифическая польская княжна Ванда отказывает в руке немцу. Но вместе с внешнею борьбою мифы указывают борьбу внутреннюю: в них выставляются два князя – Попел I и Попел II – как лица, враждебные народу, враждебные началам его быта; народ земледельческий живет под формами родового быта; как у всех славян, так и у поляков члены рода не делятся, но составляют одно; единство рода поддерживается тем, что власть переходит к старшему в целом роде, дядя имеет преимущество перед племянником. Попел I идет против господствующего в народе взгляда, хочет ввести чужой немецкий обычай; он подчиняет сыну своему, Попелу II, его дядей, своих младших братьев.

Попел II идет по следам отцовским: он не имеет народной добродетели, не отличается гостеприимством, прогоняет от себя двоих странников, которые находят гостеприимство у сельчанина Пяста и пророчат его сыну Земовиту престол. Попел хочет отделаться от своих дядей злодейством: созывает их к себе и отравляет; это он делает по совету жены своей, Немуи. Но злодейство наказывается страшным образом: из трупов дядей рождается огромное количество мышей, которые пожирают Попела со всем семейством, и народ выбирает в короли Пяста. Этот миф ясно указывает на противодействие народной массы, сельского населения новизнам, которые вводились по чужеземному немецкому образцу князьями, вождями завоевательных дружин, ибо отец, Попел I, выставляется завоевателем. Миф этот имеет в наших глазах значение и потому, что явления, им указанные, повторяются впоследствии, во времена исторические.

Достоверная польская история начинается с принятия христианства князем Мечиславом. Мечислав женился на христианке, чешской княжне Домбровке, которая и уговорила мужа креститься. Пример князя действовал, христианство распространялось повсюду в Польше, но поверхностно, не пустило глубоких корней, особенно в низших слоях народонаселения. Подле этого явления видим другое: Мечислав – вассал немецкого императора, и немцы не иначе называют его, как графом только. С восшествием на престол сына Мечиславова, Болеслава I Храброго, Польша начинает сильно подниматься: Болеслав, выгнав братьев, стремится подчинить себе Богемию и Русь; ни то, ни другое не удается, но Болеслав выходит из борьбы с богатыми завоеваниями, приобретает от чехов Моравию и Силезию, покоряет также Померанию. Немцы не могут смотреть равнодушно, что сын их вассала стремится стать могущественным и опасным для них государем, основать подле них Славянскую империю, и потому усильно действуют против Болеслава, мешают его. замыслам в Богемии; император Генрих II непосредственно ведет войну с королем польским, но неудачно.

Царствование Болеслава, его блестящая и обширная военная деятельность, завоевания имели могущественное влияние на внутренний быт Польши: из многочисленных сподвижников, из обширной дружины воинственного короля образовалось сильное высшее сословие, которое владеет землею, занимает правительственные должности, сидит в городах, построенных королем, управляет областями. Государство земледельческое, промышленность и торговля развиты чрезвычайно слабо; нет богатого промышленного сословия, которое бы уравновешивало значение сословия военного или землевладельческого. При Болеславе власть королевская была сильна и сдерживала вельмож благодаря личным достоинствам короля; но если пойдут короли, не похожие на Храброго, то что сдержит их?

Так и случилось. Преемником Болеслава Храброго был Мечислав II, вовсе не похожий на отца. С понижением королевского значения поднимается значение вельмож, а тут еще новые благоприятные для них обстоятельства. Мечислав скоро умирает, оставив малолетнего сына Казимира под опекою матери, немки Риксы. Рикса окружает себя немцами и презирает поляков; польские вельможи сильны и не хотят сносить это презрение, не хотят и делиться с немцами в управлении родною страною. Рикса была выгнана с сыном в Германию. Вельможи овладели верховною властию, но, перессорившись, не могли удержать ее в своих руках; произошла анархия и страшная смута: простонародье поднялось против шляхты, язычество прикрытое, но не исчезнувшее, поднялось против христианства или, лучше сказать, против духовенства, тяжелого для народа своими поборами; поселянин стремился избавиться от двоих притеснителей, хотевших жить на счет его труда, от пана и ксендза; внешние враги воспользовались смутою в Польше и поднялись против нее, начали ее обрывать. Тогда единственным средством спасения было признано восстановление королевской власти.

Казимир был призван из-за границы на престол отцовский и дедовский. При Казимире Реставраторе (Восстановителе) смута утихла, чехи были сдержаны в своих враждебных замыслах, христианство укреплено. Преемник Казимира, Болеслав II Смелый, был похож на Болеслава Храброго и воинскими подвигами успел поднять значение Польши между соседями, но не мог поднять внутри значения королевской власти: обстоятельства были не те, какие при Болеславе I, аристократия была сильна, и Болеслав II имел еще неосторожность столкнуться с другим могущественным сословием, духовенством, которое примкнуло к вельможам и еще более усилило последних. Краковский епископ Станислав публично порицал поведение короля, Смелый не удержался в гневе и убил епископа. Следствием было изгнание Болеслава, место которого заступил брат его, Владислав-Герман.

Изгнание Смелого было самым благоприятным обстоятельством для усиления власти вельмож, потому что Владислав-Герман был государь неспособный; по смерти его идут усобицы между сыновьями его: законным, Болеславом III Кривоустым, и незаконным, Збигневом; наконец Збигнев был убит, но Болеслав Кривоустый разделил Польшу между четырьмя сыновьями в 1139 году, вследствие чего в Польше между князьями начинаются такие же родовые отношения и усобицы, какие были на Руси со смерти Ярослава I (1054). Но разница в том, что на Руси эти отношения и усобицы начались очень рано, когда еще вельможи не успели усилиться в качестве областных начальников, и князья, сильно размножившись, заняли все значительные города и волости и тем самым положили препятствие усилению вельможества, его самостоятельности; тогда как в Польше со времен Болеслава Храброго мы видим благоприятные обстоятельства для усиления значения вельмож, причем продолжается единовластие, и вельможи управляют областями. А теперь уже в 1139 году, когда власть вельмож чрезвычайно усилилась, прекращается единовластие, начинаются усобицы между князьями, и этими усобицами сильные вельможи пользуются для большего еще усиления своей власти.

Значение вельмож обнаружилось немедленно. Старший сын Кривоустого, Владислав II, под влиянием жены своей, немки Агнессы, хочет восстановить единовластие, прогнать братьев, усилить свою власть; но вельможи и прелаты не желают этого усиления, принимают сторону младших братьев и выгоняют самого Владислава II; потом изгоняют энергического и потому опасного для них Мечислава III. Таким образом, после Болеслава Храброго мы видим в Польше изгнание четырех государей. Сенат ограничивает совершенно власть государя, который не может ни издать нового закона, ни начать войны, ни дать грамоту на что-нибудь, ни окончательно решить судебного дела. А между тем внешние враги пользуются печальным положением Польши, усобицами ее князей, спорами их с вельможами и прелатами, Польша имела опасных соседей в пруссах, диком литовском племени; доведенные до отчаяния опустошительными набегами пруссов, польские Мазовецкие князья призывают на помощь немцев, именно рыцарей немецкого, или тевтонского, ордена, уступивши им место для поселения. Немецкие рыцари действительно прекращают прусские набеги, мало того, покоряют Пруссию, часть жителей истребляют, часть заставляют бежать в леса, обитаемые единоплеменною литвою, остальных насильно крестят и немечат. Но, утвердившись в Пруссии, немецкий орден в свою очередь становится опасным врагом Польши.

Опасность от немцев для Польши не ограничилась одним немецким орденом. Польские князья в своих усобицах и спорах с вельможами и прелатами, имея надобность в деньгах, занимают их у немцев, отдают им в заклад земли, которые потом остаются у заимодавцев, потому что должники не в состоянии их выкупить; так, много польских земель перешло к маркграфам Бранденбургским. Аббаты польских монастырей, родом немцы, населяют монастырские земли своими немцами; при неразвитости между поляками промышленности и торговли немецкие промышленники и купцы наполняют польские города и вводят туда свое немецкое управление (Магдебургское право); польские князья окружают себя немцами, не иначе говорят, как по-немецки, вельможи подражают им, чтоб отличиться от толпы; употребление немецкого языка повсеместно в Силезии и в больших городах: Кракове, Познани.

После долгих внутренних смут и борьбы со внешними врагами одному из князей польских, Владиславу Локетку (Короткому), удалось соединить большую часть польских областей в одно королевство. Чтобы уравновесить власть сената, Локетек в 1331 году созвал первый сейм в Хенцинах, но он мог вельможеству противопоставить только массу вооруженного сословия, шляхту, которая дала сейму характер веча, казацкого круга, начала стремиться к военной казацкой демократии, не дала королю никакой поддержки. Городское сословие, вобравшее в себя много иноземных элементов, оказалось слабым, неспособным уравновешивать власть вельможества и шляхты и давать опору власти королевской; поселяне рабствовали своим землевладельцам, и, таким образом, дальнейшая судьба Польши находилась в руках шляхты.

Владислав Локетек оставил престол сыну своему Казимиру, прозванному Великим; но издание уложения или статута (Вислицкого) и основание Краковского университета не могут оправдать этого названия. Казимир старался облегчить участь сельского народонаселения, за что заслужил от шляхты прозвание мужицкого короля, но он не мог сделать в этом отношении ничего важного, и вообще в деятельности Казимира нельзя найти столько светлых сторон, чтоб они могли перевесить невыгодное впечатление, какое он производит своею безнравственностью и неразборчивостью в средствах при удовлетворении своим страстям. При Казимире Польша уступает пред своими соседями на севере и западе, отказывается от Данцигской Померании в пользу немцев, от Силезии – в пользу чехов; но зато Казимир пользуется смутою в Галицком королевстве и овладевает этою русскою землею (1340). Бездетный Казимир передает престол племяннику своему от сестры, Людовику, королю венгерскому; могущественная шляхта соглашается на эту передачу, потому что Людовик обещал не налагать податей без согласия народа.

Так как Людовик во все свое царствование мало обращал внимания на Польшу, то это, разумеется, повело еще к большему усилению шляхты. Последняя делала, что хотела, и по смерти Людовика, который отдал польский престол одной из дочерей своих, Ядвиге; Ядвига долго не приезжала в свое королевство, и без нее происходила смута, сильная борьба могущественных родов Наленча и Гржималы. Наконец молодая королева приехала; надобно было ее выдать замуж, и поляки хотели устроить этот брак как можно выгоднее для себя. Их внимание давно уже было обращено на Восток, на сильную страну, союз с которою один мог дать им средство успешно бороться с немцами. Они предложили руку своей королевы и свое королевство великому князю литовскому Ягайлу, но не с тем, чтобы отдать Польшу в приданое за Ядвигою, но чтобы взять Литву в приданое за Ягайлом. Обольщенный честию быть польским королем, полуварвар и человек очень недалекий, Ягайло согласился на все требования польских вельмож и духовенства, сам принял католицизм, обещал обратить в христианство по римскому обряду языческую Литву, обещал распространять католицизм и среди своих христианских подданных восточного исповедания, русских и литовцев, обещал присоединить все свои владения к Польше.

Роковой брак был заключен, но немедленно же оказались явления, какие обыкновенно происходят при насильственном соединении двух различных народностей или когда одна народность отдается в приданое. Языческая часть Литвы волею-неволею была покрещена и присоединена к Западной Церкви; но христиане восточного исповедания, русские и литовцы, не хотели принимать латинства, Великое княжество Литовское не хотело подчиняться короне польской. Вследствие этого при видимом соединении шла сильная борьба. Подробности этой борьбы не принадлежат сюда, касательно собственно польской истории в царствование Ягайла замечательна война с немецким орденом.