Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Настоящая история Маты Хари . Шпионка, которую любили. Реальная история Маты Хари Жизнь хари

Даже Скотланд-Ярд, которому обычно хватает четырех дней допроса, чтобы узнать все секреты подозреваемых, не смог получить ответа на вопрос, кем все-таки она была – шпионкой или танцовщицей-куртизанкой? Рассказываем, почему эта прекрасная голландка вошла в историю как одна из самых загадочных женщин XX века, и почему ее личная история оказалась достойна сериала.

Кадр из сериала «Мата Хари» (2016 г.)

1. Она придумала себе историю.

Единственная дочь из четырех детей голландского галантерейщика Адама Зелле Маргарета Зелле росла как орхидея среди лютиков: состоятельный отец неимоверно баловал ее, но, увы, только до того, пока после нескольких неудачных финансовых махинаций не разорился. Родители разошлись, мать вскоре умерла, и будущая Мата Хари воспитывалась у родственников.

Дом, в котором Маргарета родилась в Леувардене, в 2013 году практически полностью был разрушен из-за пожара. Его восстановили, но не в оригинальном дизайне.

Будущая Мата Хари была вторым ребенком по старшинству в семье Зелле, но первым для отца, который не уставал осыпать ее подарками (такими, например, как эта повозка).

Когда в 16 лет девушку застукали за флиртом с 51-летним директором учебного заведения, где она получала профессию воспитательницы детского сада, возмущенный отец забрал ее домой. Но вольнолюбке это пришлось не по вкусу: сначала она сбежала к другим родственникам в Гаагу, а оттуда отправилась в Амстердам с целью на удивление целомудренной и благоразумной. Маргарета откликнулась на объявление 39-летнего голландца шотландского происхождения капитана Рудольфа Мак-Леода. Он писал, что едет домой в отпуск и хочет познакомиться с девушкой для любви и создания семьи. Они поженились и переехали в Индонезию, на остров Ява.

Свадьба Рудольфа Мак-Леода и Маргареты Зелле, 11 июля 1895 года

Супруги Мак-Леод. Маргарета надеялась, что замужество позволит ей беззаботно наслаждаться жизнью, как в детстве.

«Да, он мог быть моим отцом ─ по возрасту на тот момент… Но когда я вижу красивого молодого человека, мое сердце начинает биться быстрее. Я ведь очень темпераментна, и всегда хотела порхать как бабочка на солнце», ─ говорила Мата Хари.

В Индонезии Маргарета познакомилась с национальным танцем. На самом деле, традиционная демонстрация любви и поклонения Деви Шри, богине плодородия, претерпела значительные изменения с древних времен. Танцовщицы, одетые в соблазнительные костюмы и великолепные головные уборы, после танца выбирали себе партнера из зала и удалялись с ним в покои на всю ночь (что, конечно, щедро вознаграждалось приглашенным). Разумеется, такие эротически заряженные акты, хоть и начинавшиеся с простых танцев, не могли не оказать мощного влияния на в общем-то еще пуританское сознание молодой европейки (пусть она и родила к этому моменту уже двоих детей).

Индонезийское танцевальное искусство

Семейная жизнь не была счастливой: Рудольфа снедали пороки – пьянство, азартные игры, распутство, ревность. Последняя, кстати, не была совсем уж беспочвенной («Молодые лейтенанты преследовали меня, и было сложно вести себя таким образом, который бы не давал поводов мужу усомниться»). Впрочем, она не оправдывала ни рукоприкладства, которым отличался Мак-Леод, ни венерических болячек, которыми он исправно «снабжал» домашних (от сифилиса умер сын Мак-Леодов Норман-Джон, хотя семья и пыталась распространить информацию, что ребенка отравили).

Рудольф с сыном Норман-Джоном (умер в возрасте двух лет от сифилиса, которым его заразили родители).

Рудольф с дочерью Жанной-Луизой (умерла в возрасте 21 года, предположительно, тоже от осложнений после сифилиса, перенесенного в младенческом возрасте).

Супруги разошлись. Рудольф оформил опеку над дочкой Жанной-Луизой. А Маргарета уехала в Париж, чтобы, по ее собственному признанию, начать жизнь заново («Я думала, все женщины, которые уходят от своих мужей, едут в Париж»). Из Индонезии она увезла новую биографию (легенда гласила о ранней смерти матери-индианки и жизни-обучении в буддистских храмах) и новое имя (в переводе с малайского «Мата Хари» означает «солнце»).

2. Она «подружила» Запад с Востоком с помощью стриптиза

Начало XX века. Париж был на пике расцвета: культурного, но не морального. Скандальный образ жизни модно было не прятать, а выставлять напоказ. В то время как сильные мира сего маршировали по Елисейским полям и набережным Сены, выгуливая любовниц, у одинокой безработной женщины почти не было выбора: идти к ним в дом на кухню или в постель.

«Я села на поезд до Парижа без денег и без гардероба. Если я и смогла выжить, то только благодаря моей женской привлекательности», ─ вспоминала она.

Сначала Маргарета искала работу как модель для художника, но ее фигуру не оценили по достоинству. Потом как опытная наездница она преподавала верховую езду, затем – выступала в цирке. Замученная нуждой и одержимая страстью к легкой жизни она решает вернуться к танцам. «Восточный» дебют состоялся в 1905 году: в модном салоне госпожи Киреевской в удивительном костюме (прозрачные вуали, металлические цепочки, сверкающие фальшивые драгоценности – дизайн принадлежал ее воображению) к гостям вышла Мата Хари. Впрочем, куда больше аудитории – главным образом, ее мужской части – понравился финал: танцорка элегантным движением сбросила с себя все мудреные части костюма, оставшись неглиже. После того как на следующий день рецензенты назвали леди Мак-Леод Венерой, ее карьера была сделана. Мата Хари стала сенсацией Парижа.

В каком-то смысле танцы Маты Хари были близки к еще не распространенному в те времена стриптизу.

Танцовщица выступала в довольно откровенном наряде (набедренная повязка обязательно глубоко обнажала пупок) на подиуме, усыпанном розовыми лепестками перед узким кругом лиц.

В финале следовало полное обнажение (согласно легенде, «так угодно Шиве»).

3. Ее реальным преступлением было легкое поведение.

Рудольф подал на развод, используя полуобнаженные фотографии в качестве доказательства развратного поведения Маты Хари и ее вероятного пагубного влияния на девочку. На самом деле похождения Маргареты были не более чем поисками недополученной в детстве отцовской ласки. Просто лично для нее во взрослом возрасте эквивалентом утрате стал секс – и она лихо пустилась во все тяжкие.

«С каждым следующим моим движением, с каждой сброшенной вуалью я видела, как все ярче загораются глаза пришедших. Делают вид, что поглощены искусством танца, а сами пялятся на наготу» (Мата Хари).

Высокая, подвижная, с горящими глазами и смуглой кожей, живым умом и быстрым оригинальным ответом на каждый вопрос, она завораживала и оставалась надолго в памяти тех, кто был с ней знаком, а индонезийские танцы открыли ей двери в самые богатые салоны и в ее постели оказывались самые влиятельные персоны. Одновременно с этим она легко распространялась о своем обширном списке любовников. Перекличку любовников Маты Хари можно назвать персоналием рубежа веков: композиторы Массне и Пуччини, финансист Барон Анри де Ротшильд, шоколатье Гастон Менье, французские послы в Японии, Нидерландах и США, банкир Феликс Ксавье Руссо… Исчерпав французские ресурсы, Мата Хари переключилась на Испанию, Италию, Россию, Австрию и даже Германию… Так, например, в Берлине весьма состоятельный офицер Альфред Киперт – будучи, к слову сказать, женатым – подарил ей на прощание 300 000 золотых марок (по сегодняшним меркам это чуть больше $4 млн).

4. Она любила красивую жизнь.

В начале 1914 года Мата Хари была в Берлине и планировала там находиться еще полгода: был подписан контракт со столичным «Метрополем» (никакой обнаженки, только арт-номера). Немцы схватили ее в один момент, конфисковав меха и ювелирные изделия. Приняв предложение «задушевно поговорить с некоторыми французскими офицерами» она хотела не более чем вернуть назад арестованное имущество (и получить еще 20 000 франков сверху). Но поворотный момент, когда она стала агентом Н-21, трагически изменил вектор ее жизни.

Одно из главных правил Маты Хари гласило: сохраняй интригу. Придуманная легенда, согласно которой она была воспитанницей жриц в индуистском храме, помогала ей в этом.

«Я люблю офицеров. Я любила их всю свою жизнь. Я предпочитаю быть любовницей бедного офицера, чем богатого банкира. Это мое самое большое удовольствие спать с ними без того, чтобы думать о деньгах», ─ откровенничала Мата Хари. В конечном итоге такая любовь обернулась против нее. В 1916 году французские спецслужбы объявили, что получили сведения о ее работе на Германию, повторно «завербовали» для себя и... убедились в своей правоте. Во время следующего же возвращения в Париж (это было 13 февраля 1917 года) ее арестовали. Подробно о событиях этого периода жизни великой Маты Хари рассказывает новый русский сериал «Мата Хари» ─ совместное детище «Первого канала» и международной компании Star Media.

Французская зима 1917 года навсегда вошла в историю мирового шпионажа: в этот год, 13 января, в Париже была арестована танцовщица и куртизанка Мата Хари. "Жемчужину Востока" обвинили в работе на немецкую разведку в условиях войны.

Пожалуй, в истории шпионажа нет такой же противоречивой, спорной и обсуждаемой фигуры, как Маргарета Гертруда Зелле, более известная как Мата Хари. С течением времени её персона обрастала множеством слухов, домыслов и версий, её возносили до звания "главной шпионки" и столь же стремительно низвергали до "обычной путаны". В случае с Матой Хари мифология имеет более первичное значение, нежели реальная история этой нидерландской куртизанки.

Маргарета, родившаяся 7 августа 1876 года и являющаяся единственной девочкой в семье, до 13 лет ходила в школу высшего сословия: её отец являлся владельцем магазина шляп, а также делал успешные вложения в нефтедобывающую отрасль, что позволило ему не скупиться на всех своих четырёх отпрысков. Однако же неожиданный поворот судьбы в отрочестве Маргареты изменил многое в её жизни: в 1889 году её отец Адам разорился, а вскоре развёлся с женой, которая не вынесла последовавших тягот и скончалась в 1891 году. По всей видимости, привыкшая к роскоши с детских лет Маргарета так и не смогла справиться со своей страстью к разгульному образу жизни, что впоследствии наложило свой отпечаток на её судьбу. Внезапно обедневший отец был вынужден отправить юную Маргарету к её крёстному в город Снек на севере страны, откуда она попала в училище южнонидерландского города Лейден, где начала учиться на воспитательницу детского сада. Долго её обучение не продолжилось: юная Маргарета закрутила интрижку с директором учебного заведения, о чём вскоре узнал её крёстный отец. Оскорблённый, он забрал её из училища, однако уже через несколько месяцев пылкая влюбчивая особа сбежала к своему дяде в Гаагу, но и с ним будущая шпионка не смогла ужиться под одной крышей.

Едва достигнув возраста 18 лет, Маргарета Гертруда Зелле связала себя узами брака с 38-летним Рудольфом Мак-Леодом. Знакомство пары, разница в возрасте у которой составляла 20 лет, произошло по объявлению через газету: одинокий офицер Мак-Леод желал романтического общения с противоположным полом, и именно его Маргарета выбрала в качестве объекта страсти. Однако спустя некоторое время после бракосочетания и переезда на остров Ява Маргарета разочаровалась в своём избраннике: голландец шотландского происхождения Мак-Леод страдал от алкоголизма, вымещал всю свою злобу и нереализованность в военном деле на супруге и двух детях, а также содержал любовниц. Брак терпел крах, и Маргарета сконцентрировалась на изучении индонезийских традиций, в частности - местных национальных танцев. Согласно легенде, именно в 1897 году она впервые начала выступать под псевдонимом Мата Хари, что на малайском языке означает "солнце" ("мата" - глаз, "хари" - день, дословно - "глаз дня").

"Мой муж не покупает мне платьев, потому что боится, что я в них буду слишком хорошо выглядеть. Он невыносим. Кроме того, за мной увиваются молодые лейтенанты и влюбляются в меня. Очень тяжело вести себя так, чтобы муж не начал ревновать", - писала Маргарета в письме своей подруге юности.

В марте 1902 года терпящая брачное бедствие пара Зелле - Мак-Леод возвращается в Нидерланды, а в августе того же года суд официально регистрирует развод офицера и танцовщицы. При этом уже отставной на тот момент офицер Мак-Леод отказался платить алименты Маргарете, оставшейся с дочерью на руках, а впоследствии сделал всё для того, чтобы разлучить мать и дочь навсегда.

Вновь оказавшись на грани нищеты, Мата Хари спустя год вынуждена уехать в Париж в поисках лучшей жизни, о которой она так мечтала. Несмотря на стремление будущей шпионки прорваться в богемный мир, её попытки завершаются неудачно: Мата Хари выступает наездницей в цирке Молье под псевдонимом "леди Греша Маклеод", поскольку она оказалась невостребованной в сфере работы натурщиц, имеющих более пышный бюст, чем у неё. Однако, несмотря на неудачу, амбициозная девушка не отступала от намеченной цели, и уже спустя два года начинается её "звёздный час" в парижских салонах в качестве танцовщицы по имени Мата Хари. Её дебют состоялся 13 марта 1905 года в частном музее восточного искусства Гиме, и буквально за одну ночь жизнь Маргареты Зелле изменилась навсегда. Она получает успех не только у богемной публики: её эротические танцы в сочетании с восточной экзотикой и научным лоском представлений имеет небывалый успех у всех слоёв населения Парижа.

Парижская газета La Vie Parisienne так рассказала о событии той ночи с участием будущей "шпионки №1": "Эти абсолютно подлинные брахманские танцы мадам Мата Хари выучила на Яве у лучших жриц Индии. Эти танцы хранятся в тайне. В глубине храмов за ними могут наблюдать только брахманы и девадаши. К нашей большой радости и к наслаждению для глаз Мата Хари станцевала для нас танцы принцессы и волшебного цветка, призыва Шивы и танец Субрамайен. На ней очень упрощенное одеяние баядеры; в конце, как апогей простоты, она стоит перед Шивой гордо и без покрывала лишь в трико телесного света, скрывающем наготу. Чтобы умилосердить бога, она представляет себя ему. Это очень впечатляюще, очень смело и очень целомудренно. Мата Хари голландка, шотландка и яванка одновременно. От северных рас у нее высокий рост, сильное тело, а на Яве, где она выросла, она приобрела гибкость пантеры, движения змеи. Добавьте ко всему этому огонь, зажженный Востоком в глазах его дочери, тогда вы получите представление о новой звезде, которая зажглась вчера вечером над Парижем".

Именно танцы Маты Хари стали прототипом современного стриптиза, тогда ещё непривычного для западных неискушённых зрителей: танцовщица появлялась перед ними на узкой сцене, усыпанной лепестками роз, а в конце танца практически полностью обнажалась, поскольку, согласно легенде её танца, "так угодно богу Шиве". Туманности и романтичности добавляли и мистификаторские рассказы самой Маты Хари: к примеру, она утверждала, что является экзотической принцессой, и что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только хозяйке.

В последующие годы к танцовщице пришёл успех и в других европейских странах. Случалось это после гастролей "восточной жемчужины" в ряд крупных европейских городов. В тот период Мате Хари приписывали романы с целым рядом высокопоставленных лиц Франции и Германии - военными, политиками, и т. д., однако, несмотря на их подарки и финансовую щедрость, Мата Хари нередко испытывала потребность в деньгах и часто брала в долг. Окружение будущей шпионки связывало это с ещё одной страстью нидерландки - азартными играми. Помимо танцев, Мата Хари набрала популярность благодаря своим портретам на почтовых открытках, пачках сигарет и коробках с нидерландским печеньем, а окончательно обедневший отец танцовщицы в 1906 году выпускает свою книгу "История жизни моей дочери и мои возражения ее бывшему супругу", что не только приносит доход автору, но и ещё больше популяризирует Мату Хари в Европе.

Однако же роль постоянной танцовщицы парижских домов не устраивает Мату Хари, и она пытается пробиться на классическую европейскую сцену, но режиссёры и композиторы наотрез отказываются иметь дело со столь экстравагантной фигурой, в то время как молодые конкурентки уже дышали в затылок "жемчужине Востока". Одновременно в Париже начинается критика Маты Хари: её обвиняют в отсутствии таланта, а весь её восточный лоск и образ называют блефом и выдумкой. Однако же главными недостатками Маты Хари все единогласно считали её непостоянство, расточительность, страсть к азартным играм, жизнь на содержании у других мужчин, помноженные на параноидальный страх бедности. Именно последнее заставляет её впутываться в сомнительные связи с различными мужчинами, которые могут проспонсировать её жизнь, и это категорически не нравится обществу.

Начало Первой Мировой войны застало Мату Хари в Берлине, где она находилась в гостях у своего очередного любовника - Альфреда Киперта. Будучи гражданкой Нидерландов, она не может получить разрешение на выезд из вступившей в войну страны. Вынужденная находиться в Германии, Мата Хари несколько раз подвергается арестам: немецкие полицейские не раз подозревали её в работе на разведку Российской Империи. В конце концов, ей удалось вырваться на историческую родину - в нейтральные в военном плане Нидерланды, где она прожила несколько месяцев, однако затем, не выдержав тягот и тишины провинциальной жизни, Мата Хари вновь вернулась в Париж и поселилась в собственном доме, подаренном ей экс-любовником - французским банкиром.

Являющаяся космополиткой, Мата Хари крайне болезненно восприняла начало войны. В прошлом оказалось всё то, что она любила: разгульная жизнь, танцы, популярность восточных культур (во многом это было связано с ростом националистических настроений в странах-участницах конфликта), возможность постоянных переездов. С последним ситуация была особо напряжённая: многие страны - как воюющие, так и нейтральные - ввели запрет на путешествия.

Урождённая Маргарета Зелле могла перемещаться между Нидерландами и Францией лишь через Испанию и Великобританию, поскольку французская и нидерландская территории были разделены линией фронта. Французскую контрразведку заинтересовали частые перемещения Маты Хари между двумя странами, поскольку в военные годы в Испании активно действовала немецкая шпионская резидентура.

Точное время и обстоятельства вербовки Маты Хари до сих пор неизвестны. По словам представителей французской контрразведки, танцовщица могла быть завербована ещё задолго до начала Первой Мировой войны. Первая информация о причастности Маты Хари к работе на Германию появилась у французских контрразведчиков в 1916 году. Узнав о том, что её рассекретили, танцовщица самолично явилась в органы французской контрразведки и предложила им свои услуги. В ходе беседы Мата Хари упомянула имя одного из своих любовников, хорошо известного французской контрразведке немецкого агента-вербовщика. Для проверки в начале 1917 года Мата Хари была отправлена в Мадрид с незначительной миссией, и подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: удалось перехватить радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, в котором тот указал, что перевербованный французами агент H-21 (кодовое имя Маты Хари) прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться во французскую столицу. Специалисты не исключают, что Германия намеренно рассекретила радиошифровку французской стороне, избавившись таким образом от двойного агента.

Мнения историков относительно шпионской деятельности Маты Хари разнятся. По одной версии, она вела активнейшую шпионскую деятельность, внедряясь в высшие политические и военные круги стран-соперниц Германии. Согласно другой версии, Мата Хари лишь создавала видимость шпионской работы, получая неплохие деньги и продолжая вести привычный для неё образ жизни.

Так или иначе, 13 января 1917 года, сразу по возвращении в Париж, подданная Нидерландов Мата Хари была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над Матой Хари прошёл феноменально быстро: уже на следующий день государственный обвинитель Андре Морне инкриминировал танцовщице передачу противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Данные по этому обвинению до сих пор являются засекреченными французской стороной. В ходе закрытого судебного заседания Морне подчеркнул: "Вред, который нанесла эта женщина, неописуем. Она, вероятно, величайшая шпионка нашего века".

Спустя два дня после ареста и на следующий день после требования гособвинителя Маргарета Зелле была признана виновной в шпионаже и приговорена к смертной казни. В последние дни жизни Маты Хари её адвокат пытался вызволить свою подзащитную из тюрьмы и снять с неё все обвинения. Так, он подал апелляцию на решение суда, которая была отклонена. После этого просьба о помиловании Маты Хари была направлена президенту Франции Раймону Пуанкаре, однако тот также оставил приговор суда без изменений. Наконец, он посоветовал своей подзащитной заявить в камере о своей беременности, и тем самым отсрочить свой смертный час, однако танцовщица отказалась от такого шага.

В утро перед казнью за Матой Хари прибыла охрана тюрьмы и потребовала от неё одеться, однако та возмутилась отсутствием завтрака перед совершением приговора суда. Во время завтрака гроб был доставлен в здание тюрьмы. Сам расстрел произошёл на военном полигоне в Венсене 15 октября 1917 года. Согласно воспоминаниям одного из офицеров, Мата Хари отказалась быть привязанной к расстрельному столбу, а также не стала надевать на глаза повязку. Перед казнью она крикнула: "Я готова, господа!", после чего в неё было произведено 11 выстрелов. Один из офицеров после расстрела подошёл к телу танцовщицы и сделал контрольный выстрел ей в затылок. По другой информации, перед расстрелом Мата Хари произнесла фразу: "Проститутка — да, но предательница — никогда!".

Смерть Маты Хари стала тем событием, которое, пожалуй, сыграло более важную роль, нежели вся жизнь знаменитой танцовщицы. Историки всего мира до сих пор бьются над вопросом: кто же есть на самом деле Мата Хари - жертва обстоятельств войны или крупная шпионская фигура? Видимо, ответа на этот вопрос не последует ещё долго: документы по "делу Маты Хари" до сих пор не рассекречены французской стороной, а её останки, полученные парижским Музеем анатомии и впоследствии забальзамированные, бесследно исчезли.

Мата Хари (Mata Hari), настоящее имя Маргарета Гертруда Зелле (Margaretha Geertruida Zelle). Родилась 7 августа 1876 года в Леувардене (Нидерланды) - казнена 15 октября 1917 года в Венсене. Исполнительница экзотических танцев, куртизанка, шпионка времен Первой мировой войны.

Отец - Адам Зелле (Adam Zelle) (2 октября 1840 - 13 марта 1910), владел шляпным магазином, затем стал совладельцем нефтедобывающего предприятия.

Маргарета была вторым ребенком в семье. У нее было трое братьев.

Зажиточная семья обанкротилась в 1889 году, когда потерпели крах неудачные инвестиции отца. После этого он развелся с ее матерью, которая вскоре умерла.

До тринадцати лет Маргарета посещала элитные школы для представителей высшего сословия. Но после разорения отца и смерти матери ее отправили а город Снек к крёстному. Там она училась некоторое время, шокируя одноклассников страшными историями о том, как была похищена разбойниками из некоего замка в младенческом возрасте, кроме того, она приписывала себе года, что позволял ее высокий рост и раннее развитие. Позднее эти фантастические рассказы всплывут, когда она станет известной на весь мир.

Затем она уехала в Лейден, где училась на воспитательницу детского сада. Уже тогда она нравилась мужчинам. И ее юнюсть овеяна сексуальным скандалом - она ответила на ухаживания далеко не молодого директора заведения. Это вызывало возмущение общественности, девушку тут же обвинили во фривольном поведении. Ей пришлось от позора бежать к родственникам в Гаагу. Там она поселилась у своего дяди.

Рост Мата Хари: 178 сантиметров.

Личная жизнь Мата Хари:

Не имея источника средств к существованию Маргарета решает выйти замуж за обеспеченного человека. Своего мужа она нашла по брачному объявлению в газете - им стал капитан голландской армии Рудольф МакЛеод (род. 1 марта 1856 - ум. 9 января 1928), выходец из Шотландии. Ей тогда было 18 лет, ему - 39.

После бракосочетания пара переехала на остров Ява (тогда - голландская Ост-Индия, ныне Индонезия).

Там у них родилось двое детей: сын Норман-Джон (30 января 1897 - 27 июня 1899) и дочь Жанна-Луиза (Нон) (2 мая 1898 - 10 августа 1919).

Однако семейная жизнь не сложилась. Муж оказался алкоголиком, к тому же агрессивным, нередко поднимавшим руку на молодую супругу. Кроме того, он открыто имел любовниц.

В конце концов, и сама Маргарет начала вести подобную жизнь - вместо того, чтобы сидеть дома, как было положено порядочной супруге, она охотно развлекалась на офицерских раутах, которые проходили на острове Ява. Супруг закатывал ей скандалы.

Наконец, она сбежала от него к другому голландскому офицеру - ван Редесу (Van Rheedes), с которым проживала некоторое время, формально находясь в браке. После настойчивых уговоров Рудольфа Маргарета вернулась к нему, хотя его агрессивное поведение не изменилось.

Окончательно семейная жизнь рухнула, когда в 1899 году умер их сын Норман - вероятно, от осложнений сифилиса, которым заразился от родителей.

Хотя семья утверждала, что он был отравлен прислугой. Такие же сведения дают и некоторые источники, утверждающие, что Рудольф МакЛеод чем-то обидел и наказал мужа служанки, которая у них прислуживала, в ответ супруг служанки приказал жене отравить детей Рудольфа и Маргареты. Служанка послушала мужа, отравив пищу детей. Это не составило ей труда, потому что она перемещалась по дому этой семьи без преград, была допущена к кухне и еде. Мальчик умер в мучениях, которые долго продолжались, но девочка уцелела. Некоторые утверждали, что это чудо, некоторые ссылались на сильный иммунитет, но до сих пор не ясно, как она смогла выжить, если детей кормили одинаково и яд был для двоих детей.

Некоторые источники утверждают, что это один из врагов Рудольфа, возможно, отравил ужин, чтобы убить обоих детей.

Пара развелась в 1903 году, после переезда назад в Голландию. Рудольф отобрал у жены право на воспитание дочери,которая умерла в возрасте 21 года - скорее всего, также от осложнений сифилиса.

Еще будучи на Яве, она в течение многих месяцев интенсивно изучала индонезийские традиции, в частности, через свою работу в местной танцевальной группе.

И в 1897 она впервые упомянула свой артистический псевдоним - , который по-малайски означает «солнце» («Мата» - глаз, «Хари» - день , дословно - «глаз дня») в одном из писем к родственникам в Голландии.

Будучи оставленной мужем, Мата Хари оказалась без средств к существованию. Она отправилась зарабатывать деньги на жизнь в Париже.

Сначала она выступала как цирковая наездница под именем «леди Греша Мак-Леод».

А с 1905 начинается её громкая слава, как танцовщицы «восточного стиля», выступавшей под псевдонимом Мата Хари.

Начало большой карьеры было положено во время выступления на благотворительном балу, на котором она пленила промышленника и владельца музея искусств Востока Эмиля Этьена Гимэ. Она согласилась стать его любовницей, а взамен потребовала протекции. Гимэ устроил ей закрытое выступление в доме барона Анри де Ротшильда, где собрался весь парижский свет. Выступление имело ошеломляющий успех.

Вскоре газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество, ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всем на нее походить.

По большому счету, танцевать она не умела никогда. Но публику на ее выступления привлекало то, что танцевала Мата Хари практически обнаженной, прикрыв только грудь, да и то вовсе не из соображений скромности, а потому, что эта часть тела у нее была не очень красива.

Свои танцы Мата Хари выдавала за воспроизведение религиозных обрядов в честь Будды и других индийских божеств. Ее танцы представляли собой нечто близкое к современному стриптизу, тогда ещё непривычному для западного зрителя. В конце номера, исполнявшегося перед узким кругом ценителей на сцене, усыпанной лепестками роз, танцовщица оставалась почти полностью обнажённой. Как она поясняла, «так было угодно Шиве».

Мата Хари претендовала на воспроизведение настоящих священных танцев Востока, якобы знакомых ей с детства, а также мистифицировала собеседников разными другими небылицами романтического характера. Так, танцовщица утверждала, что она экзотическая принцесса (или дочь короля Эдуарда VII и индийской княжны), что у неё есть конь, который позволяет ездить на себе только своей хозяйке, что она воспитывалась на Востоке в монастыре и т.д.

В начале XX века, в период обострённого интереса к Востоку и к балету Мата Хари имела большой успех в Париже, а затем и в других европейских столицах.

Мата Хари бросила Гимэ и уехала на гастроли с новым любовником в Монте-Карло, где играла в театре, среди зрителей - сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступала на одной сцене с мировыми звездами – Федором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар.

Музыку к ее танцевальным номерам готовы были писать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта были увлечены Матой Хари. Пуччини осыпал ее дорогими подарками, в т.ч. пустил на нее средства, предназначенные для труппы его театра. Тогда как отвергнутый ею Жюль Массне пытается покончить с собой.

Она бросает Пуччини и возвращается в Париж, где открывает свой собственный салон.

Выступления танцовщицы привлекали чиновников, послов, дипломатов. Мата Хари была также успешной куртизанкой и состояла в связи с рядом высокопоставленных военных, политиков и других влиятельных лиц во многих странах, включая Францию и Германию. Несмотря на дорогие подарки, которые она получала от любовников, Мата Хари испытывала финансовые сложности и много раз брала в долг. Также её страстью была карточная игра, на которую, возможно, и уходили её деньги.

Биографы подсчитали, что за 5 лет у нее было 104 любовника.

Мата Хари - немецкая шпионка

Судя по всему, Мата Хари была немецкой шпионкой ещё задолго до Первой мировой войны. Однако точные обстоятельства её вербовки до сих пор неизвестны.

Ее салон и многочисленные любовные связи стали источником получения секретной информации. Мужчины, бывавшие в ее будуаре, даже не догадывались о том, что Мата Хари занимается с ними не столько любовью, сколько получением секретных данных. Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки. Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть ее красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Одной из самых известных жертв обостительницы стал русский офицер капитан Вадим Маслов . Он был без ума от танцовщицы и однажды даже хотел покончить с собой. При этом Маслов даже не догадывался, что действиями Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не чувства - капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II.

Во время Первой мировой войны, будучи голландской подданной, Маргарета Зелле ездила из Франции на родину и обратно. Страны были разделены линией фронта, и дорога Маты Хари пролегала через Испанию, где была активна немецкая резидентура, и Великобританию.

Её перемещения привлекли внимание союзной контрразведки. А в 1916 у французской контрразведки появились первые указания на её причастность к работе на Германию.

Узнав об этом, Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги. При этом она неосторожно назвала имя одного из своих любовников, хорошо известного её собеседникам как немецкого агента-вербовщика.

В итоге французы отправили её в начале следующего года с незначительной миссией в Мадрид. Там подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен радиообмен немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 прибыл в Испанию и получил от немецкой резидентуры указание вернуться в Париж. По некоторым данным, радиоперехват был специально рассекречен немецкой стороной, чтобы избавиться от двойного агента, выдав его противнику.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что ее вызвали для получения особо важного задания. Но 13 февраля 1917 года она была арестована французской контрразведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время.

Суд над ней был устроен при закрытых дверях. Ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. Материалы суда до сих пор засекречены и лишь некоторые сведения проникли в печать.

Нидерландская подданная Маргарета Зелле была признана виновной и приговорена к смертной казни.

Перед казнью, когда Мата Хари находилась под стражей, её адвокат пытался вызволить её и снять все обвинения. Была подана апелляция - безрезультатно. Тогда адвокат подал прошение о помиловании президенту, однако Р. Пуанкаре также остался неумолим. Смертный приговор остался в силе.

В камере, где она провела последние дни своей жизни, он предложил ей сказать властям, что она беременна, тем самым отсрочить свой смертный час, но Мата Хари отказалась от лжи.

В день казни за ней пришла стража, попросила одеться - женщина была возмущена тем, что казнить её будут утром, не накормив завтраком. Пока она готовилась к казни, гроб для её тела уже был доставлен в здание.

Бывшая куртизанка и знаменитый двойной агент, Мата Хари спокойно, без тени волнения, стояла у расстрельного столба. Повернувшись к монахине, поцеловала её и, сняв с плеч пальто, протянула ей: «Быстро обними меня, я буду смотреть на тебя. Прощай!». Она отказалась от того, чтобы ей связали запястья, предпочла стоять у столба, не будучи привязанной к нему. От чёрной повязки на глаза тоже отказалась. Послав воздушный поцелуй двенадцати солдатам (своим палачам), неустрашимая Мата Хари крикнула: «Я готова, господа».

После казни некий офицер подошёл к телу расстрелянной и для верности выстрелил из револьвера в затылок.

Новость о том, что известная танцовщица была казнена как шпионка, немедленно вызвала немало слухов. Один из них - это то, что она послала воздушный поцелуй своим палачам, хотя более вероятно, что она послала воздушный поцелуй своему адвокату, который был свидетелем на казни и её любовником.

Другой слух утверждает, что, в попытке отвлечь палачей, она сбросила с себя пальто и представила взору солдат своё обнажённое тело.

Тело Маты Хари не было востребовано никем из её родственников, поэтому было передано в анатомический театр. Её голова была забальзамирована и сохранена в Музее анатомии в Париже. Однако в 2000 году архивариусы обнаружили, что голова исчезла. По мнению специалистов, пропажа могла произойти ещё в 1954 году, когда музей переехал. Отчёты, датированные 1918 годом, показывают, что музей получил также остальные останки Маты Хари, но отчётов об их точном местонахождении нет.

Мата Хари. Шпионка или куртизанка?

Мата Хари в кино

Образ Мата Хари неоднократно воплощался на экране. Уже через три года после ее казни был снят фильм «Мата Хари» с Астой Нильсен в главной роли. Аста Нильсен считалась одним из первых секс-символов кинематографа и до 1914 года была самой популярной актрисой в России.

В 1931 году вышел фильм «Мата Хари» с в главной роли, которая поэтизировала образ танцовщицы и шпионки. А использованные в картине роскошные наряды и внешняя притягательность актрисы сделали из Маты Хари икону стиля.

В 1964 году Жан-Луи Ришар снял ленту «Мата Хари, агент Х21». Главную героиню блестяще воплотила на экране Жанна Моро.

В 1985 году вышла картина «Мата Хари» со знаменитой исполнительницей роли Эммануэль , которая представила свою героиню в виде секс-одержимой женщины, перепрыгивающей из одной постели в другую.

Картины о Мата Хари снимаются регулярно вплоть до наших дней. В частности, в 2015-м начались съемки отечественного сериала «Мата Хари», в котором главную роль играет французская актриса .

Аста Нильсен в фильме "Мата Хари" (1920)

Грета Гарбо в фильме "Мата Хари" (1931)

Жанна Моро в фильме "Мата Хари, агент Х21" (1964)

Сильвия Кристель в фильме "Мата Хари" (1985)

Ваина Джоканте в сериале "Мата Хари" (2016)

Актрисы, игравшие Мата Хари в кино:

Аста Нильсен - «Мата Хари» (Германия, 1920), «Шпионка» (1921);
Магда Соня - «Mata Hari, die rote Tänzerin» (Германия, 1927);
Грета Гарбо - «Мата Хари» (1931);
Делия Кол - «Marthe Richard au service de la France» (Франция, 1937);
Мерли Оберон - «General Electric Theater» (телесериал, США, 1957);
Бетти Марсден - «Carry on Regardless» (Англия, 1961);
Грета Ши - «Королева Шантеклера» / «La reina del Chantecler» (Испания, 1962);
Франсуаза Фабиан - «La caméra explore le temps» (телесериал, Франция, 1964);
Жанна Моро - «Мата Хари» / «Mata Hari, agent H21» (Франция, 1964);
Луиза Мартини - «Der Fall Mata Hari» (Германия, 1966);
Кармен де Лирио - «Операция Мата Хари» / «Operación Mata Hari» (Испания, 1968);
Джоан Гербер - «Lancelot Link: Secret Chimp» (телесериал, США, 1970);
Жа Жа Габор - «Up the Front» (Англия, 1972);
Хелен Каллианиотес - «Shanks» (США, 1974);
Жозин ван Далсум - «Мата Хари» (телесериал, Нидерланды, 1981);
Жанна-Мари Лемер - «Légitime violence» (Франция, 1982);
Сильвия Кристель - «Мата Хари» (США, 1985);
Домициана Джордано - «Хроники молодого Индианы Джонса» / «The Young Indiana Jones Chronicles» (телесериал, США, 1993);
Мабель Лозано - «Бласко Ибаньес» / «Blasco Ibáñez» (Испания, 1997);
Джоана Келли - «Менторы» / «Mentors» (телесериал, Канада, 2002);
Марушка Детмерс - «Mata Hari, la vraie histoire» (Франция, 2003);
Сувархала Нараянан - «The Curse of King Tut’s Tomb» (США, 2006);
Фиби Холливелл (Алиса Милано) - «Зачарованные» 6 сезон 13 серия «Чужая карма» (Used Karma) (телесериал, США, 1998-2006);
Ваина Джоканте - (телесериал, Россия, 2016)

Мата Хари жила более сотни лет назад, но ее имя до сих пор будоражит умы. Кем она была: очаровательной танцовщицей-обольстительницей - или гением международного шпионажа? Сложно ответить на этот вопрос однозначно: отзывы современников и биографические очерки слишком разнятся; кажется, что речь идет о разных женщинах.

Как Мата Хари повлияла на международные отношения, почему она навечно вошла в историю, и чему стоит у нее поучиться?

Пара слов о детстве и настоящем имени

Имя Мата Хари кажется весьма нестандартным для Нидерландов начала XX века. И неудивительно, ведь настоящее имя Мата, данное при рождении - Маргарета Гертруда Зелле.

Она родилась 7 августа 1876 в небольшом городке Леувардене, что находится в провинции Фрисландии в Нидерландах.

Ее отец владел небольшим магазином, и в свое время хорошо поднялся на инвестициях, поэтому Маргарета росла в обеспеченной семье. Она ходила в школы для высшего сословия и считалась одной из лучших учениц, а родители старались, чтобы дочь ни в чем не нуждалась.

Но период семейного благополучия закончился, когда отец стал банкротом. Это произошло в 1889 году, а вскоре после этого родители подали на развод. Не выдержав моральных напряжений, мать Маргареты заболела - и скончалась в 1891 году.

Дочь была отправлена в город Снек, где жил ее крестный, а немного позже, когда встал вопрос о получении дальнейшего образования, девушка переехала в город Лейден. Там она поступила в заведение, где обучались будущие воспитатели детских садов.

Видео: Мата Хари. Шпионка, которую предали

Как не сковывать себя пуританскими правилами: инструкция от Мата

Период жизни в Лейдене можно считать отправной точкой в карьере Маргареты, как коварной (или не очень) соблазнительницы. Она сумела применить свои женские чары, чтобы влюбить в себя директора училища. Заметив открытый флирт между юной Гретой и взрослым мужчиной, крестный отец посчитал нужным не допустить скандала - и увезти девушку подальше от эпицентра событий.

Но спокойная и чинная жизнь Маргарету уже не устраивала, в доме крестного ей не хватало воздуха и свободы. Поэтому она сбежала в Гаагу к дяде - но он тоже был чрезмерно строг по ее меркам.

Идеальным, как на тот момент ей казалось, решением всех проблем было удачное замужество. Однажды ей попалась газета, на страницах которой одинокие мужчины сетовали на отсутствие женского тепла - и надеялись на знакомство с прелестными барышнями.

«Жертвой» чар Маргареты стал капитан Рудольф Мак-Леод, который был старше на 20 лет. Между знакомством и бракосочетанием не прошло много времени, Рудольф и Грета отправились к алтарю, едва зная друг друга. Естественно, никакой любви со стороны девушки не было, исключительно - расчет.

Инструкция не сработала, или нерайская жизнь на райском острове

Неизвестно, тешила ли себя Маргарета надеждами на спокойную жизнь с мужем, но он не дал ей возможности почувствовать себя счастливой женой. Супруги переехали на остров Яву, который, на тот момент, относится к голландской Ост-Индии, где пытались построить крепкую семью.

Но брак разочаровал обоих. Рудольф в большей мере интересовался крепкими спиртными напитками, нежели молодой красавицей-женой, которую с успехом заменяли многочисленные любовницы.

Он любил периодически упрекнуть супругу - дескать, это она виновата в том, что он - полный неудачник, и не продвигается по службе. Несмотря на это, Маргарета родила Рудольфу двоих детей: сына Нормана-Джона и дочь Жанну-Луизу.

Даже дети не смогли удержать Грету. Не выдержав домашних скандалов, она переехала к своему любовнику Ван Редесу. Ходили слухи, что она изменяла мужу и с другими голландскими офицерами, и вообще пустилась во все тяжкие, пытаясь побольнее отомстить супругу.

В этот же период она начала посещать танцевальные занятия, особенно ее заинтересовали национальные индонезийские танцы.

Муж уговорил Маргарету вернуться - она согласилась, но Рудольф не остепенился.

Избавиться от гнетущей депрессии помогали только танцы и погружение в местную культуру. Именно там Маргарета придумала себе псевдоним - и впервые им назвалась в письме к родственникам.

Мата Хари - словосочетание, которое на малайском языке означает «солнце». Дословно: «мата» - глаз, а «хари» - день.

В 1899 году в возрасте двух лет умирает сын Греты. Причина доподлинно неизвестна - но, скорее всего, это были осложнения сифилиса, которым ребенка наградили родители. Они же отрицали факт наличия «неприличного» заболевания, утверждая, что малыша отравила прислуга.

Дочь прожила намного дольше сына, но в возрасте 21 года умерла со схожими симптомами.

Как правильно сыграть на мужском естестве? Спросите Мата!

В 1903 году супруги вернулись обратно в Голландию, после чего Маргарета немедленно подала на развод. Рудольф отобрал у матери права на воспитание дочери, поэтому Жанна-Луиза осталась жить с отцом.

Бывший муж наотрез отказался платить алименты и обеспечивать жену, поэтому Грета осталась на пороге бедности.

Осознав, что в Голландии заработать достаточное количество денег она не сможет, Маргарета отправилась в Париж. Оживленный город манил ее сверкающими огнями, женщине казалось, что это - то место, где она смогла бы решить все проблемы. Когда ее позже спросили, почему именно столица Франции, она ответила - мол, ей всегда казалось, что все женщины, которые сбежали от опостылевших мужей, отправляются именно в Париж.

Сначала Грета хотела стать натурщицей у художников, но ее кандидатуру отбраковали. Дескать, бюст маловат и невнушителен. Отчаиваться Маргарета не стала, и устроилась в цирк, где работала наездницей на лошадях, выступая под псевдонимом Леди Греша Мак-Леод.

Но подобная карьера ее не прельщала, да и заработок не радовал. Поэтому пришлось вспомнить навыки танца и соблазнения мужского пола.

Комбинация этих двух умений обеспечила Грете дорогу в богемную среду Парижа, где она раскрыла весь потенциал - и стала Мата Хари окончательно. Танцы женщины производили неизгладимое впечатление на неискушенных экзотикой французов: откровенные наряды и умелая балансировка на грани приличия и откровенного стриптиза приводила мужчин в экстаз.

Тот факт, что на танцовщице в конце выступления оказывался самый минимум одежды, едва прикрывавший постыдные места, Мата умело обосновывала. Стриптиз оправдывался тем, что танец был религиозным и посвящался Шиве, поэтому полиция нравов не могла придраться. Танцы были экзотическими, а значит - в них присутствовал элемент иноземных традиций. А кто их разберет, этих туземцев, вместе с их поверьями?


Триумф Мата произошел в марте 1905 года. Она выступала в музее восточного искусства «Мюзэ Гимэ», который принадлежал богатому промышленнику месье Гимэ. Гибкая и грациозная Маргарета настолько пришлась ему по душе, что он решил всеми способами обеспечить ей карьеру. На выступлении присутствовали послы Японии и Германии, а также известнейшие жители Парижа. На Мата были роскошные одежды и драгоценности, от которых в конце танца остались только браслеты и ожерелье. Результат - фурор среди парижской богемы, долгие обсуждения таланта Мата и стремительный взлет карьеры.

Немалое значение сыграла любовь Мата к мистификациям. Она утверждала, что прибыла из далеких краев и была дочерью загадочного короля, иногда говорила, что воспитывалась в восточном монастыре.

На фоне общей увлеченности Востоком подобные легенды позволили Мата стремительно подняться на вершины популярности. Она превращается в настоящий бренд, ее именем называют конфеты, сигареты, изящная Грета изображается на почтовых открытках.

Женщину приглашают выступать в особняке Ротшильда, а после успешного шоу на сцене театра «Олимпия» Мата Хари признают идеалом красоты и пластики. В газетах по всему миру пишут об очаровательной танцовщице, которая способна свести с ума мужчину одним движением грациозной ножки.

Попутно Маргарета не гнушалась профессией куртизанки, и пользовалась всеми благами своего положения. Она была знакома с политиками, банкирами, промышленниками, которые дарили ей дорогие украшения и финансово обеспечивали.

Ходили слухи, что могущественные покровители у нее есть чуть ли не в каждом крупном европейском городе. Но, тем не менее, у Мата возникали финансовые затруднения, и ей приходилось периодически брать в долг.

Очаровательная шпионка

Неизвестно, когда именно, и при каких обстоятельствах, была завербована Маргарета. Ее причастность к шпионажу была раскрыта во время Первой Мировой войны, но есть основания полагать, что вербовка произошла задолго до военного конфликта.

Первые подозрения вызвали слишком частые путешествия из Франции в Нидерланды. Родное государство Мата сохраняло военный нейтралитет, поэтому разрешался свободный въезд нидерландским гражданам. Но между двумя государствами пролегала линия фронта, поэтому приходилось ехать через Испанию и Британию, где ее теоретически могли завербовать немецкие резиденты.

Когда в 1916 году французская контрразведка предположила, что Мата причастна к шпионажу, женщина сама пришла к ним и предложила свои услуги. В разговоре она случайно упомянула имя своего любовника, которого французы знали, как немецкого агента. Для проверки Мата была отправлена в Мадрид для выполнения простой миссии. Убедиться в том, что Маргарет - двойной агент, помог радиоперехват сообщения от немецкой разведки о том, что перевербованному Францией агенту немедленно необходимо вернуться из Мадрида в Париж.

Красивый миф о большой любви

Есть легенда о том, что настоящая причина обратиться во французскую разведку была до тошноты прозаической: Мата повстречала русского летчика Вадима Маслова. Он жил во Франции и служил в авиации, был молод и красив. Он годился Мата в сыновья - но, несмотря на огромную разницу в возрасте, Маргарета полюбила молодого русского, и была готова ради него на все.

Согласно слухам, молодого летчика отправили на фронт, где он был ранен и потерял глаз. Обезумевшая от переживаний за любимого, Мата рвалась к нему в госпиталь - но ее не пускали.

Якобы, именно для того, чтобы попасть к Вадиму, женщина обратилась к французским военным, но они поставили ультиматум: пока женщина не достанет данные от вражеских немецких солдат - не видать ей Вадима. Именно поэтому Мата отправили в Мадрид, где и рассекретили.

Правда ли это, или красивый миф? Доказать невозможно, поскольку все данные о Мата до сих пор не раскрыты. Другая версия гласит, что Германия сама позволила перехватить радиоканал, чтобы тем самым избавиться от двойного агента.

Так или иначе, последствия были плачевными.

Стремительная развязка

Мата арестовали в январе 1917 года. Около четырех месяцев ее допрашивали, она же отрицала все факты причастности к немецким агентам. Но французы сумели расшифровать несколько радиосообщений, которые доказывали деятельность Мата, как агента.

На суде ее обвинили в передаче данных, которые привели к гибели нескольких французских дивизий. Это послужило поводом вынести приговор о смертной казни без права на помилование.

Она до последнего момента сохраняла невероятное спокойствие. Адвокат предложил ей сказать, что она беременна, тем самым отсрочив казнь - но Маргарет отказалась.

Утром, когда ей сказали о том, что немедленно приведут приговор в исполнение, она возмутилась, что ее даже не накормят завтраком. Мата оделась с привычным тщанием, после чего ее вывезли на военный полигон. Она попросила не надевать на глаза маску и не связывать руки. Перед расстрелом Мата послала воздушный поцелуй расстрельной команде - и сказала, что готова. Даже в последний миг она выглядела спокойной. Произошло это 15 октября 1917 года.

Мата Хари и современность: почему мы ее помним?

История куртизанки и родоначальницы стриптиза, которая попала в разведку и проявила себя, как умнейшая женщина со стальными нервами, до сих пор будоражит умы людей. До сих пор у биографов не получается доказать - была ли она просто распутницей, которая мечтала только о мужских кошельках, или же она просчитывала каждый шаг наперед, и фатально ошиблась лишь один раз.

Некоторые считают, что она была обычной женщиной, на нее роковой фатум обрушил тяжелейшие жизненные невзгоды, с которыми пришлось справляться хрупкой Маргарете Зеллер.

Первый фильм о Мата Хари появился уже через 3 года после ее смерти. Главную роль в разные годы играли Аста Нильсен, Грета Гарбо, Жанна Моро. О великой искусительнице писали книги, ее жизнь привлекала сценаристов и режиссеров.

В 1992 году была издана книга «Жизнь и смерть Мата Хари», а в 2009 году режиссером Е. Гинзбургом был поставлен спектакль по мотивам жизни великой танцовщицы, а через год была показана пьеса другого российского режиссера - С. Проханова. В 2016 году был снят сериал, в котором роль Мата досталась Ваине Джоканте.

С момента ухода из жизни Маргареты Зеллер прошло более 100 лет, но память о величайшей шпионке всех времен и народов жива до сих пор.

Можно гарантировать, что идея о куртизанке-искусительнице, замешанной в межполитические интриги, будет востребована еще долгие годы.

Мир Путешествий благодарит вас, что нашли время познакомиться с нашими материалами!

Тринадцатого марта 1905 года немногочисленная, тщательно отобранная публика с любопытством разглядывала помещение библиотеки Музея Гиме, которая тем вечером была превращена в некое подобие индийского храма: везде свечи, восемь колонн были украшены цветами, в глубине зала - статуя Шивы, а в центре, окруженная четырьмя девушками в черных туниках, извивалась индийская танцовщица в весьма откровенном наряде: нагрудная повязка с вышивкой, обвязанный вокруг бедер кусок ткани и несколько браслетов. Танцовщица была приглашена в качестве живой иллюстрации к лекции самого Эмиля Гиме, известного знатока Востока, об индийских храмовых танцах - и уже первыми своими движениями заставила всех присутствующих забыть и о лекции, и обо всем на свете. А когда в конце выступления ткань с бедер соскользнула и танцовщица предстала перед зрителями почти совершенно обнаженной, вопль восторга, обычно неуместный в музейных стенах, потряс здание.

На следующий день журналисты, присутствовавшие на выступлении в Музее Гиме, разнесли по всей Франции весть о Мата Хари, о ее владении священным искусством храмовых танцев и о ее божественном теле. Газеты захлебывались похвалами в адрес прекрасной танцовщицы, и зрители, которым удалось воочию увидеть выступление Мата Хари, передавали друг другу восторженные отзывы как о самих танцах, так и о редкостной красоте их исполнительницы. Говорили, что Мата Хари, чье имя в переводе означает «око зари», родилась в Южной Индии и с детства была обучена священным танцам. С тринадцати лет она танцевала обнаженной в храме в Канда Свани, и танцевала бы и дальше, но влюбленный английский офицер женился на ней и привез ее в Европу.
К сожалению, в этой красивой истории не было ни слова правды.
Мата Хари не была ни танцовщицей, ни индианкой, ни даже Мата Хари. Ее звали Маргарета Гертруда Зелле, и ее родиной был тихий городок Леуварден в нидерландской провинции Фрисланд. Она родилась 7 августа 1876 года в семье владельца шляпного магазина Адама Зелле и его жены Антье Ван дер Мелен, и ее детство было обычным, ничем не примечательным детством девочки из хорошо обеспеченной семьи: три младших брата, балующие единственную дочь родители, частная школа с тремя иностранными языками и любовь к музыке.
Но Маргарета все же выделялась среди сверстниц - и рано проявившейся красотой, и бурной фантазией, и стремлением любой ценой привлечь к себе внимание. Ее соученицы вспоминают, что Маргарета приходила в школу в невероятных для провинциального городка вызывающих нарядах, сшитых из необычных ярких тканей. А ее фантастические рассказы о своей семье и ее прошлом были до того правдоподобны, что им бы безоговорочно верили - если бы Маргарета не выдумывала все время новые.
Но действительность была и трагичнее, и обыденнее. Адам постепенно разорялся, и вместе с долгами росло его раздражение на жену и детей. Долги в 1889 году привели к банкротству, постоянные ссоры - к разводу. Через девять месяцев после развода - в мае 1891 года - Антье Зелле умерла. Ее бывший муж к тому времени уже жил в Амстердаме. Детей разобрали родственники: Маргарета поселилась у крестного, господина Фиссера, который вскоре решил отправить девочку в Лейден - в пансион, готовящий воспитательниц детского сада. Более неподходящей профессии для непоседливой и независимой Маргареты трудно было придумать: неудивительно, что вместо занятий она строила глазки директору школы. До сих пор биографы спорят, кто кого соблазнил, но итог все равно был предрешен - Маргарета была вынуждена оставить школу.

Она переехала к своему дяде в Гаагу. В то время это был город, где проводили отпуск офицеры голландской колониальной армии - они служили в Голландской Индии (современной Индонезии) и приезжали поправлять здоровье на близлежащих курортах. Бравые мужчины в мундирах были покорены красотой юной Маргареты, а она, в свою очередь, была на всю жизнь очарована военными. Это пристрастие к мужчинам в военной форме преследовало ее всю оставшуюся жизнь.
Дядя, прекрасно видя легкомысленную натуру своей племянницы, держал ее под строгим контролем. Единственным способом вырваться из-под его опеки было замужество, а единственной возможностью познакомиться с потенциальным женихом - брачная колонка в местной газете, поскольку все знакомства на улице дядя пресекал на корню. Ее внимание привлекло объявление: «Офицер из Голландской Восточной Индии, находящийся сейчас в отпуске дома, хочет познакомиться с милой девушкой с целью последующего супружества». Маргарета ответила, приложив к письму фотографию.
Письмо было размещено от имени Рудольфа МакЛеода. Потомственный военный, племянник адъютанта короля Вильгельма III и двоюродный брат вицеадмирала, он прибыл на родину для поправки изрядно расшатанного за шестнадцать лет в колониях здоровья. Друзья решили, что Рудольфу - или Джону, как его называли, - срочно необходимо жениться, и втайне от него разместили брачное объявление. Сам МакЛеод, узнав об этом, велел возвращать все письма в редакцию нераспечатанными - однако некоторые он все же прочел, и одним из них было письмо от юной Маргареты Зелле, чье лицо на фотографии сразило Рудольфа наповал.


Капитан и миссис МакЛеод

Через месяц они познакомились лично: почти сорокалетний, практически лысый Мак-Леод и восемнадцатилетняя Маргарета - стройная, большеглазая, с густыми темными волосами и великолепной фигурой. Оба решили, что это любовь с первого взгляда, и уже через шесть дней - 13 мая 1895 года - они обручились, а еще через три месяца обвенчались. В свадебное путешествие они отправились в Висбаден, откуда, правда, быстро уехали - к красавице Маргарете слишком активно начали приставать молодые офицеры, которых на этом курорте было множество.
Очевидцы первых месяцев брака утверждали, что этот союз был с самого начала обречен на неудачу. Рудольф был груб, вспыльчив и не слишком много внимания уделял жене, а Маргарета, хотя и искренне - поначалу - хотела быть ему хорошей женой, все больше удовольствия находила в том, чтобы кокетничать с другими. Муж мог послужить ей в этом примером - он начал изменять ей уже через несколько месяцев после свадьбы. К тому же он оказался картежником и был не дурак выпить.


Джон с сыном Норманом (1899) (1899)

30 января 1897 года в семье Мак-Леодов родился сын, которого назвали Норман Джон - в честь родственников отца. А уже первого мая Рудольф с женой и сыном отправился к месту службы - на остров Ява. Еще через год у них родилась дочь, которую назвали Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон: распространенное сокращение малайского слова nonah - девочка), а вскоре Рудольфа перевели командиром гарнизона на Суматру.


Дочь Жанна-Луиза (в семье ее звали просто Нон)

Его семья пока осталась на Яве: Маргарете было скучно, одиноко, тоскливо, обидно - но без мужа жизнь была гораздо приятнее, чем с ним. Она устала от семейной жизни, от тропиков, от неотесанных военных, от безденежья и мужниной ревности - во многом оправданной. Белых женщин в тех краях было крайне мало, а уж таких красивых, как Маргарета, не водилось вообще, так что ничего удивительного, что за ней начали ухаживать сразу и многие, и еще менее удивительно то, что она эти ухаживания с удовольствием принимала.
Мак-Леод перевез семью на Суматру лишь через несколько месяцев. Должность обязывала его давать приемы, на которых его жена с удовольствием выступала в роли хозяйки - платья для нее выписывались из Амстердама. Семейные отношения вроде начали налаживаться, но тут произошла трагедия: при загадочных обстоятельствах умер их сын. Говорят, что его отравила нянька, возлюбленного которой избил Рудольф. По другой версии, убийцей был как раз любовник, отомстивший Мак-Леоду за соблазнение няни. Есть версия, что ребенок умер от холеры. Как бы то ни было, с этого дня отношения между супругами безнадежно испортились: Рудольф безо всякой логики обвинял в смерти сына жену и утешался в объятиях местных проституток, а Маргарета легкомысленно проводила время с его подчиненными. Как говорят, именно из-за ее не слишком благопристойного поведения Мак-Леода перевели обратно на Яву, где обоим стало ясно, что развод неизбежен. Маргарета стремилась в Европу, а Рудольф жаждал от нее отделаться. Он вышел в отставку, и в 1902 году они вернулись в Голландию.


Mata Hari als junge Frau (Aufnahme vor 1900)

Мак-Леоды поселились в Амстердаме. Однажды вечером Маргарета вернулась домой - и обнаружила, что ее муж забрал дочь, все ценности и сбежал. Она немедленно подала прошение о раздельном проживании: по решению суда дочь оставалась с матерью, а Рудольфа обязали платить алименты, однако он так и не дал ни гульдена. Устав от безденежья, Маргарета вернула дочь мужу, а сама уехала в город своей мечты - Париж. Как она потом объясняла свое решение, «я думаю, что всех жен, сбежавших от мужей, тянет в Париж».


1915

Она больше никогда не видела ни дочери, ни мужа.

Приехав в Париж без единого гроша, Маргарета решила, что ее красивое тело и определенный опыт помогут ей заработать. Но работа натурщицы оплачивалась плохо, а после того, как известный импрессионист Гийоме назвал ее грудь плоской и отказался от ее услуг, она решила, что больше ей в Париже делать нечего.
И потом, став Мата Хари, Маргарета продолжала стесняться своей груди. Даже когда она полностью обнажалась ниже талии, ее грудь все же прикрывал бюстгальтер.

В 1904 году Маргарета снова попыталась покорить Париж. Она устроилась в школу верховой езды господина Молье - пригодилось полученное в тропиках умение обращаться с лошадьми. Но тот как-то заметил, что ее загорелое тело и пластичность больше пригодятся в танцах, чем в верховой езде.
Слова запомнились. Маргарета знала, что она хорошо двигается и на нее засматриваются мужчины. Она знала цену своей красоте - и себе самой: танцевать она никогда не училась, но очаровывать и соблазнять умела. Кроме того, она неплохо знала малайский язык и обладала хорошей зрительной памятью - народные танцы, которые были одним из немногих развлечений на Яве и Суматре, она прекрасно помнила, ибо видела их не раз, - а ее смуглая кожа и темные, почти черные волосы помогут ей сойти за уроженку Юго-Восточной Азии.
На вечере у ведущей актрисы Comédie Française Сесиль Сорель, жены графа де Сегюра, Мата Хари пленила богатейшего «шоколадного короля» Гастона Менье, который не только сделал несколько фотоснимков обнаженной Мата Хари, но и стал ее любовником и содержателем. Снимки эти сыграли в судьбе Мата Хари роковую роль: Рудольф Мак-Леод, узнав на газетных фотографиях свою бывшую жену и поняв, чем она занимается, потребовал развода. Адвокат долго пытался добиться от бывшей миссис Мак-Леод согласия на развод, но та делала вид, что не понимает, чего от нее хотят, пока адвокат не показал ей один из тех самых откровенных снимков. Было ясно, что если его предъявить суду, то скандала, который мог затронуть и их дочь, не избежать. Маргарета согласилась - окончательный развод состоялся 26 апреля 1906 года.

Рудольф Мак-Леод никогда не видел свою бывшую жену на сцене. Любопытным журналистам, решившим выяснить его мнение относительно сценических талантов Мата Хари, он заявил: «У нее плоскостопие, и она абсолютно не умеет танцевать». А когда она выступала в Гааге и друзья звали его на представление, Мак-Леод сказал: «Я видел ее во всех возможных позах, и больше мне смотреть не на что».
Газеты были полны бешеных восторгов, а публика была готова носить «индийскую богиню» на руках. Потом были двухнедельные гастроли в Испании, где ее танцы назвали «тактично-чувственными», а сопровождавшие их овации - «сенсационными»; говорили также, что за время поездки она соблазнила некоторых членов королевской семьи и посла Франции Жюля Камбона - последний оставался близким другом Мата Хари еще долгие годы.
За полтора года Мата Хари стала самой высокооплачиваемой, самой популярной и самой обсуждаемой танцовщицей в мире. Открытки с ее изображениями продавались в каждой лавке, были выпущены сигареты ее имени (как писали в рекламе, «лучшие индийские сигареты из табака с острова Суматра») и печенье, на банках которого были ее портреты - в одной такой банке носила в школу завтраки Нон МакЛеод, дочь Мата Хари. Танцовщица тратила огромные суммы на роскошные наряды и драгоценности, но зарабатывала столько, что могла уже позволить себе вообще не выступать. После венских гастролей она в компании Киперта несколько месяцев путешествует по Европе и Египту - в Париж она вернулась лишь в конце 1907 года.
Ее любовные приключения давно уже вызывали не меньший - если не больший - интерес, чем ее танцы
Однако в 1913 году Мата Хари почувствовала, что надвигается кризис. Ее танцы уже не вызывали прежних восторгов, и денег становилось все меньше.
1 августа началась война
Мата Хари пытается уехать в Швейцарию, однако туда уехал только ее багаж - саму танцовщицу в страну не пустили, и ей пришлось вернуться в Берлин. Она осталась без вещей, без денег, без покровителей, но ее снова спас мужчина - один голландец, сосед по отелю, узнав о бедственном положении своей землячки, купил ей билет в Голландию и дал немного денег.
В Голландии она прямо на улице нашла очередного поклонника - банкира Ван дер Скальха. Банкир принял ее за русскую; он бросил Мата Хари, как только узнал, что она голландка - как признавалась она сама, «роман с русской для голландца был настоящим приключением, а в связи с соотечественницей ничего необычного нет». Однако Ван дер Скальх был настоящим джентльменом - перед расставанием он оплатил все ее счета.
Место банкира заняли сразу двое: барон Эдуард Виллем Ван дер Капеллен, с которым Мата Хари познакомилась несколько лет назад, и маркиз де Бофор. Но в Голландии ей было невыносимо скучно, она всеми силами стремится в Париж. В конце 1915 года она приезжает в столицу Франции, где продолжает вести прежний легкомысленный образ жизни, - который в военное время выглядит весьма неуместно и подозрительно. Ужины для военных, постоянные поездки по Европе и встречи наедине с высокопоставленными офицерами в условиях нарастающей шпиономании кажутся откровенными провокациями - так что вполне понятно, почему в это время за Мата Хари пристально следят агенты французской, немецкой и британской спецслужб. Исследователи пишут, что ей нередко предлагали деньги за ценную информацию, - правда, сама Мата Хари потом признавалась, что считала их платой за ее любовь. Как стало известно в 1941 году, осенью 1915 года ее завербовала германская разведка - однако ни одного внятного сообщения от агента Н-21 (так Мата Хари значилась в документах) так и не поступило.
В это неподходящее для человеческих чувств время она влюбилась - в русского, капитана гвардейского императорского полка Вадима Маслова. Влюбилась настолько, что даже собиралась за него замуж. Встреча влюбленных была назначена в курортном местечке Виттель - но оно по случайности находилось в прифронтовой зоне, куда был нужен особый пропуск. За ним Мата Хари отправилась в военное бюро по делам иностранцев на бульваре Сен-Жермен - но ошиблась дверью и попала к капитану Жоржу Ладу, руководителю французской контрразведки. А тот, недолго думая, завербовал Мата Хари - за один миллион франков (которые она так и не получила).
После нескольких недель рядом с любимым Мата Хари возвращается в Париж. Как она потом объясняла, ей были нужны деньги, чтобы семья Маслова разрешила ему на ней жениться. А по дороге в Голландию (ездить приходилось в обход фронтов, через Испанию), где ее ждал Вадим, Мата Хари арестовали: английские спецслужбы приняли ее за германскую шпионку Клару Бенедикт, однако отпустили - после того, как Мата Хари призналась, что на самом деле она работает на Францию.
Вся эта история дошла до Ладу: англичане прозрачно намекали ему, что вербовка такой недалекой и легкомысленной особы, как Мата Хари, была не самым умным поступком в его жизни. Возможно, именно с тех пор Ладу невзлюбил ее - настолько, что в итоге подвел ее под смертный приговор.

Ее арестовали 13 февраля 1917 года в парижском отеле Élysée Palace. Часто писали, что она попыталась соблазнить полицейского, который пришел с ордером, но их было шестеро, так что «Зелле, Маргерит, известная как Мата Хари, проживающая в отеле Élysée Palace, протестантка, иностранка, родившаяся в Голландии 7 августа 1876 года, рост один метр семьдесят восемь сантиметров, умеющая читать и писать», была отправлена в тюрьму Сен-Лазар по обвинению в шпионаже и выдаче государственных тайн. Первое, что она сделала - это написала начальнику тюрьмы: «Я невиновна и никогда не занималась какой-либо шпионской деятельностью против Франции. Ввиду этого прошу дать необходимые указания, чтобы меня отсюда выпустили».

В тюрьме она провела восемь месяцев. Все ее попытки оправдаться были напрасны, следствие было предвзятым, а вердикт - предрешенным. Франция проигрывала одну битву за другой, и кто-то должен был ответить за неудачи командования. Свалив все промахи на шпионов, а затем публично осудив одного - точнее, одну, - французское правительство рассчитывало хоть как-то оправдаться в глазах своих граждан.

Один из участников процесса Андре Морне потом сказал, что «показаний не хватило бы даже на то, чтобы отхлестать кошку». Все допрошенные в один голос твердили, что она никогда ничего не спрашивала, никому ничего не рассказывала, и ее интересовали только любовь и развлечения, а не местонахождение военных объектов или сроки военных операций, и лишь Ладу настаивал на ее полной виновности. Мата Хари поставили в вину все: посещения с Альфредом Кипертом императорских маневров в 1906 году и встречи с немецкими офицерами в Гааге, гибель трех кораблей, на которые она опоздала, собираясь уехать из Парижа в 1916, и арест одного из французских агентов в Бельгии. Суд длился всего два дня, и после недолгого совещания был вынесен приговор: расстрел.
Адвокат и старый друг Мата Хари Эдуар Клюне - ему было семьдесят четыре года - попытался было заявить, что Мата Хари беременна от него (по французским законам беременную женщину нельзя казнить), но она сама отказалась от этой уловки. Голландию даже не поставили в известность о судьбе ее гражданки. Президент отклонил прошение о помиловании; Мата Хари узнала об этом только утром накануне казни. Ей был сорок один год.
Утром 15 октября 1917 года Мата Хари в жемчужно-сером платье, соломенной шляпе с вуалью, своих лучших туфлях и длинных перчатках, стояла перед двенадцатью зуавами - расстрельной командой. Она отказалась от повязки на глаза, не захотела быть привязанной к столбу - очевидцы вспоминают, что она была самым спокойным человеком из всех, кто там присутствовал. В 6.15 - на рассвете - Мата Хари не стало.
Узнав об этом, ее бывший муж сказал: «Что бы она ни натворила, такого она не заслужила».

Тело, как невостребованное родственниками, было передано для практики студентам-медикам. Все ее имущество было продано на аукционе - если перевести на современные деньги, было выручено всего две с половиной тысячи долларов. Рудольф Мак-Леод пытался добиться от французского правительства выдачи наследства своей бывшей жены в пользу их дочери, но получил отказ: все имущество Мата Хари пошло «в пользу Французской республики на покрытие судебных издержек и ущерба от ее преступной деятельности». Прочем, Жанне-Луизе Мак-Леод наследство все равно не понадобилось бы: через четыре месяца она внезапно скончалась от кровоизлияния в мозг.

Мата Хари любила мужчин и умела дарить любовь. Но мужчины не любят, когда их покоряет женщина, которая сильнее их, и они мстят. Только в истории остались не те, кто убил Мата Хари, а она - удивительная, таинственная, загадочная женщина, которая просто умела любить лучше других.