Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Классный час к чему приводит вседозволенность. Презентация границы свободы для подростка. Свобода - это

Человек давно уже хочет казаться свободным… но все еще не захотел достаточно сильно стать свободным, иметь свободную душу в очищенном от всякой грязи теле.
Н.А. Бердяев

Учитель. Все живое на земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьется до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек - венец творения - едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит - быть свободным?

1 участник. «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни». Ромен Роллан.

1 участник. «Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко». Н.А. Бердяев.

2 участник. «Когда я могу делать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости». Вольтер.

1 участник. «Излишек свободы приводит к анархии, слишком же строгие путы приводят к деспотии». Сунь Ятсен. Учитель. Согласны ли вы с этими высказываниями? Совпадают ли они с вашими представлениями о свободе? Какие из этих изречений вам показались наиболее интересными, какие понятнее и ближе вам по духу?

Обмен мнениями.

3 участник. Очень интересное толкование слову «свобода» дает Владимир Даль. Обратите внимание, насколько это объяснение понятно и современно, несмотря на то, что дано оно было сто лет назад: «Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие неволи, стеснения, рабства, подчинения чужой воле. Свобода - понятие сравнительное; оно может относиться к разным степеням простора: от простора частного, ограниченного, до полного, необузданного произвола или самовольства».

Учитель. Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает ее по-своему, ко всякой ли свободе надо стремиться?.. Всякая ли свобода нам полезна?..

4 участник. Представьте ситуацию. Маленький ребенок идет по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперед. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрестку и мама настойчиво берет сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придет в голову в подобной ситуации осуждать ее за посягательство на свободу ребенка? Но ведь малыш искренне возмущен и негодует!

1 участник. Так и мы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремимся к полной свободе, к той свободе, когда делаю все, что хочу, даже еще не понимая до конца, что это такое - свобода. Принимая за свободу вседозволенность. Мы уже все (ну почти все) знаем, все понимаем, и сами способны решать, что нам делать и как нам делать. Нам непонятно, почему нами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые. Мы справедливо возмущаемся, справедливо негодуем, мы всем своим существом справедливо требуем: свободу! Сво-бо-ду!.. И… становимся похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Учитель. Как вы считаете, без чего не может быть истинной свободы?

Обмен мнениями.

Учитель. Давайте рассмотрим одну ситуацию, очень распространенную и банальную.

2 участник. Компания из трех молодых парней 15-17 лет однажды вечером решила развлечься катанием на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую попавшуюся на их пути машину. Через час друзья уже были в милиции и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку лишь «безобидным развлечением», и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав соответствующие статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит.

Учитель. Подумайте, почему ребята попали в подобную ситуацию.

Обмен мнениями; развитие темы свободы и ответственности.

Учитель. Как вы считаете — хорошо иметь свободу от ответственности?

Обмен мнениями.

Учитель. А свободу от ответственности за детей, за родителей, за мужа или жену? Давайте немного пофантазируем, представим, как бы выглядела наша с вами жизнь, если бы все (подчеркиваю - все, а не только мы) получили полную свободу от ответственности (хотя надо признать, что для некоторых - это не фантазия, а реальная жизнь). Вы приходите после школы домой…

Учитель. Свобода без ответственности - это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще, если только в полном вакууме. Но, сами понимаете, такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в период с 22 по 25 января 2019 года в Москве пройдут XXVII Международные Рождественские образовательные чтения по теме: «Молодежь: свобода и ответственность».

Согласно Положению о Международных Чтениях им предшествует региональный этап.

По благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского, пленарное заседание регионального этапа Чтений -ХVI-х Международных региональных образовательных Иоасафовских Чтений по теме «Молодежь: свобода и ответственность» состоится 7 декабря 2018 года.

Заседания секций пройдут в октябре-ноябре 2018 года.

Цель Чтений обозначил на заседании председатель Оргкомитета Международных Рождественских образовательных Чтений митрополит Меркурий: «Важно в рамках каждого направления сделать акценты на раскрытие темы: «Молодежь: свобода и ответственность», обращая особое внимание на то, как в том или ином направлении нашей работы сделать для молодежи понятие необходимым признаком, свойством свободы, без которого она, как слово, потерявшее буквы, может превратиться из «свободы» в «обод», то есть в настоящие узы, рабскую зависимость от необходимости все большего и большего снятия любых правил и ограничений».

О свободе принято говорить как о Божием даре, свидетельстве богоподобия человека: Бог создал человека свободным, дал ему право и власть самоопределения и творчества.

Сегодня мы постоянно слышим: «свобода слова», «свобода печати», «свобода любви», «свобода совести». Русская Православная Церковь выразила свое отношение к принципу «свободы совести» в принятой социальной концепции, как симптому распада «системы духовных ценностей, потерю устремленности к спасению в большей части общества». В рамках Чтений необходимо объединение усилий государственной власти, общества и Церкви для выработки направления, понятного молодежью и приемлемого ею на основе традиционных исторически сложившихся и социально обусловленных для России ценностей.

Основные задачи Чтений:

Осмысление христианских основ жизни, закрепленных в определенных социальных, культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению;

Выработка подходов и совместных поисков в сфере образования по воспитанию детей и молодежи, по возвращению поколению XXI века православной веры, а значит, нравственности и свободы.

К участию в Чтениях приглашаются представители администраций муниципальных районов, руководители управлений образования, культуры, молодежной политики, здравоохранения и социальной защиты населения, православные педагоги, врачи, представители вооруженных сил и правоохранительных органов, священнослужители, руководители духовно- просветительских центров, представители регионального отделения МОО «Союз православных женщин», члены Союза юристов, члены общественных организаций.

Современная общественно-политическая проблематика тесно связана с такой фундаментальной категорией человеческого бытия, как свобода. Сегодня, как никогда, более всего говорится о свободе. И именно сегодня развиваются процессы, которые представляют угрозы для личной свободы человека. Считая свободу высокой ценностью, отдельные государства, Россия в их числе, международное сообщество вводят в законодательство общественно-политические нормы, которые противоречат нормам жизни верующего человека, принадлежащего к традиционным религиям. Для нас важно осмыслить эту категорию человеческого бытия с точки зрения православной традиции. В свете этой традиции мы сможем дать оценку тем интерпретациям свободы, которые навязывают нам. В связи с этим вспомним слова Апостола Павла: «К свободе призваны вы, братия, только бы ваша свобода не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5.13).

Предметом размышлений может стать соотношение человеческой свободы и нравственной ответственности. Может ли существовать человеческая свобода без ответственности нравственной, и несет ли человек нравственную ответственность, не имеющий свободы?

Тема Чтений требует глубокого и вдумчивого осмысления значений человеческого выбора. Нравственность представляет собой свободу, реализованную в результате ответственного выбора, ограничивающего себя ради блага и пользы личности или всего общества. Она обеспечивает жизнеспособность и развитие общества, его единство. Разрушение же нравственных норм пропаганда нравственного релятивизма подрывает мировосприятие человека, ведет к потере духовной и культурной идентичности.

На секциях, круглых столах, конференциях, беседах важно выработать пути решения проблемы понимания свободы и ответственности молодого человека, социальной незащищенности молодого поколения, влияния медиа пространства на неприятие традиционных норм семейной, общественной жизни.

Церковно-общественный диалог в рамках региональных образовательных Иоасафовских Чтений станет важным вкладом и отправной точкой дальнейшей работы всех сфер образования, культуры и общества в целом в сохранение нравственной русской духовной культуры и транслирование ее новому поколению через христианское понимание свободы.

В ходе пленарного заседания и работы секций могут быть рассмотрены вопросы по следующим направлениям:

Свобода и познание добра и зла;

Воля человеческая и воля Божия – свобода выбора;

Свобода, своеволие, произвол;

Свобода и зависимость;

Свобода и ответственность личности;

Утверждение базовых ценностей воспитания в христианской семье;

Молодежь и традиции;

Свобода и ответственность в искусстве;

Нравственный выбор современного человека;

Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо;

Можно ли быть свободным без ответственности?;

Субкультура в молодежной среде;

Виды зависимости среди молодежи;

Сэлфи – зависимость или развлечение?;

Молодежные сленги и великий русский язык.

В рамках Чтений предусматривается работа ряда секций:

Для педагогической общественности: «Роль педагога в воспитании свободы как непреложной ценности».

Для сотрудников правоохранительных органов и вооруженных сил: «Формирование духовно-нравственных ценностей защитников Отечества».

Для студентов: «Дорога к семье и целомудрию. Воспитание в христианской семье».

Для семинаристов и священнослужителей: «Молодежь и ответственность духовного образования».

Для молодежи: «Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека».

Для казачества: «Основа казачьей идеологии – православное мировоззрение».

Для работников культуры и СМИ: «Свобода в творчестве: как отличить настоящую культуру от псевдо».

Для монашествующих: «Воля Божия и воля человеческая – свобода выбора».

Заявки на выступления с тезисами докладов или участие в работе секций Чтений направляйте на электронный адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. с указанием Ф.И.О., места работы, должности, контактного телефона, адреса электронной почты. Прием заявок и печатных материалов начинается с 1 сентября и заканчивается 1 ноября 2018 года. По результатам экспертизы представленных материалов принимается решение об их допуске к публичному обсуждению. Руководители секций информируют об этом авторов. Организаторы вправе отклонить материалы, не соответствующие программе Чтений.

Тел. Для справок: 320182, 89803942117 Калашникова С.Н.

Ключевые слова: ИНТЕРНЕТ; МОЛОДЁЖЬ; ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ; СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ; СВОБОДА СЛОВА И ДЕЙСТВИЙ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; БУДУЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ; INTERNET; YOUTH; USER; SOCIAL NETWORKS; FREEDOM OF SPEECH AND ACTION; RESPONSIBILITY; FUTURE GENERATIONS.

Аннотация: 21-й век – век информационных технологий. В настоящее время Интернет всё больше пользуется спросом у людей, особенно у молодого поколения. Молодёжь является активным пользователем различных социальных сетей. В данной статье речь пойдет о свободе слова и действий молодых людей в социальных сетях, а также об ответственности за свои слова и поступки. Здесь же прослеживается тонкая грань между жизнью и социальными сетями. Имеется в виду, что то, чем мы занимаемся в Интернете, и то, что мы кому-то отправляем в сообщениях, имеет значение и оставляет какой-то след не только в виртуальном мире, но и в жизни. Всё зависит от будущего поколения, и это факт.

С 2000 года по 2018 год время, которое люди проводят в интернете, увеличилось с 9,4 до 23,6 часа, то есть примерно до суток в неделю, эти данные сообщаются в докладе Анненбергской школы медиаисследований. Согласно исследованиям, к примеру, опросу, проводимому Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), молодёжь проводит в интернете и преимущественно в социальных сетях 3 часа и более ежедневно. Некоторые люди думают, что так мы тратим время впустую, но я понимаю для чего это нам. В социальных сетях люди прямолинейны. Можно просто выйти из своего аккаунта и заблокировать то, что не нравится.

Человек находится в бегстве от своих проблем и попадает в так называемую «паутину» — социальные сети, где он может обо всём этом забыть и придумать себе новую жизнь с новым именем, а также «убежать» от каких-то своих комплексов. Он создаёт совершенно новую личность, «придумывая» себе качества, которых у него, скорее всего, в реальной жизни и не существует. В Интернете люди, особенно это популярно среди подростков и молодёжи, могут представляться самодостаточными и ни в чем не нуждающимися людьми. Но стоит ли их осуждать за это?

В Конституции РФ говорится, что у всех есть равные права, что люди рождаются свободными и остаются такими же, свободными «сидеть» в социальных сетях по несколько часов, свободными общаться с кем угодно, когда угодно и сколько угодно, свободными жить так, как им хочется, но, естественно не нарушая закон. В статье 23 Конституции говорится о том, что у человека есть право на неприкосновенность жизни, на личную, семейную тайну, а также на защиту своей чести. Под данным определением понимается также тайна переписки, телефонных разговоров и СМС-сообщений. Ограничить данное право людей может только решение суда.

Современное общество постоянно развивается. Интернет с каждым новым пользователем набирает всё больше и больше оборотов и занимает неотъемлемую часть жизни людей. Кто-то, возможно, задумывался о том, как приятно было бы иметь в жизни функцию социальных сетей «ВКонтакте» или «Facebook», чтобы заблокировать того, кто нам не нравится. Но в жизни всё не так. Хотя, на самом деле, настоящая жизнь тоже давно уже изменилась. Если мы спросим человека старше 30, о том, что он делал, когда был молодым, то мы услышим увлекательные истории о незабываемых поездках, знакомствах, прогулках, и естественно ни слова о компьютере и Интернете. Сразу начинаешь представлять будущее, которое нас ждёт, и задумываться о том, что же мы расскажем нашим детям и внукам о своей молодости. Как «не вылезали» из таких социальных сетей, как «ВКонтакте», «Instagram», «Twitter» и других? Как бесконечно смотрели ролики на «Rutube» или «Youtube»? Скорее всего, такие рассказы не порадуют наше подрастающее поколение. Поэтому не стоит забывать, что мы, конечно, вольны использовать Интернет и социальные сети в своих целях, спокойно «блуждать» по разным сайтам, свободно высказывать своё мнение, но мы не должны забывать и о возложенной на наши плечи ответственности. Ответственность заключается в том, что мы – будущее поколение, которое должно использовать всемирную «паутину» Интернет во благо, а не против ценностей и мнений других людей.

Говоря о свободе и ответственности, сначала следует обратиться к Конституции нашей страны. Если мы верим в ценности, представленные в ней, и согласны с тем, что у всех людей должна быть свобода и равные права, то мы не должны безустанно навязывать свои ценности другим. Мы не должны закрываться перед незнакомыми людьми, которые, как мы думаем, угрожают каким-то образом нашим ценностям. Напротив, мы должны открыться перед ними. Мы живём в обществе, так как мы нужны друг другу. Людям нужны люди. Конечно, мы можем уставать от общения, в особенности с теми людьми, с которыми не согласны в чём-то, с теми, кто думает по-другому, ни как мы. Но в обществе с равными правами мы должны постараться слушать и понимать друг друга. Может быть, будет легче услышать и понять, когда мы будем думать о том, чем же мы похожи, а не о том, чем же мы отличаемся, и говорить о том, в чём мы согласны, а ни в чём не согласны. Может быть, видя в людях только плохое, это они нам и покажут.

У нас есть право тратить 3 часа в день на социальные сети, потому что люди до нас боролись за нашу свободу. За нами стоит выбор, по каким ценностям жить в дальнейшем. Мне кажется, свобода и равные права для всех людей должны стать поединком, в который мы, молодёжь, готовы вступить. На самом деле, если не мы родившиеся в демократической стране мира, если не мы будем верить в лучшее в людях, если не мы будем терпеливыми и открытыми, если не мы будем бороться за справедливость, то кто тогда?

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
  2. Добрынина Е. Россияне стали Интернет зависимыми.// Российская газета. – 2013.
  3. Терякова А.С., Боброва И.И. Влияние социальных сетей на молодёжь // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2014/12/2243 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Нургалымова М.С. Проблемы молодёжи. Свобода и ответственность в современном мире // Материалы региональной заочной студенческой научно-практической конференции. – 2015.

Понятие свободы

Свобода в современном обществе

Проблема свободы среди молодёжи и подростков.

Результаты анкетирование

Заключение

Список использованной литературы

Тема: «Свобода глазами подростков».

Актуальность : проблема свободы существовала всегда, начиная с самых древних времён. В современном российском обществе только начинает складываться вся морально-ценностная система, в том числе и понятие свободы.

В 1990 - е годы начался переход от социализма к либерализму. Мы только вступаем на цивилизованный путь, медленно и трудно изживая те пороки, которые расцвели благодаря либерализации политики и экономики, устанавливаем моральные ориентиры и духовные ценности. К тому же в настоящее время правительство Российской Федерации рассматривает новый Закон о молодёжи взамен устаревшего.

Свобода допускает в равной степени всё – и зло, и добро. На то она и свобода. Ей не присущи какие-либо моральные оценки, она к ним просто бесчувственна. Не она, а человек сможет ставить себе какие-то нравственные ограничения.

Когда общество и государство стараются официально устанавливать мораль, чаще всего дело оборачивается аморализмом. Но, увы, аморализм также имеет право на свободу, что мы ныне и наблюдаем каждый день. Многие люди даже не знают, что есть свобода, какую ценность она представляет.

Цель: проанализировать понимание свободы современными подростками.

Задачи:

    Изучить материал по данной теме.

    Выявить отношение подростков к свободе, как ценности в настоящее время.

Объект: свобода как ценность современного общества.

Предмет: представление о свободе подростков.

Новизна: проведено исследование о понимания свободы и отведённой ей роли в жизни современных подростков на примере учащихся 8-11 классов МОУ “СОШ № 103” .

Гипотеза: в настоящее время термин «свобода» забыт или неправильно используется подростками, ценность свободы не признаётся молодёжью.

Перспектива :

    Проведение исследование на всех этапах.

    Проведение беседы со старшеклассниками по данной теме.

    Проследить, как воспринималась свобода на протяжении развития общества.

Практическая значимость: данный материал предназначен для проведения классных часов, воспитательных мероприятий с целью повышения культурных и этических знаний подростков.

Методы исследования:

    Анкетирование.

    Работа с трудами по данной теме.

  1. Введение

В истории общественной мысли проблема свободы всегда наполнялась разным смыслом. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой воли или все его поступки обусловлены внешней необходимостью.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Эти обстоятельства – воплощение конкретно-исторических условий бытия человека. Бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Соответственно этому, человек свободен и в том, какие последствия грядут из его выбора и в какой мере он ответственен за них.

Знание меры соотношения выбора и ответственности, объективной основы того или иного направления своей жизни, условия, в которых она реализуется, дает философское наполнение понятия свободы. Это понимание и осознание необходимости.

Человек свободен в своих мыслях и поступках вовсе не потому, что они ничем не обусловлены. Причинная обусловленность свободных человеческих действий не является однозначной, одномерной. Она представляет собой многомерную систему, в рамках которой человек волен выбирать. В реальной жизни свобода существует в виде необходимости выбора.

Свобода - это постоянный процесс, который никогда не остановится. Мы обладаем большим опытом, новыми знаниями законов природы и общества, но также неспособны по своему желанию быстро переделывать свою жизнь. Движение к идеалу продолжается и не закончится никогда.

Люди повсюду и всегда хотят жить в свободе.

Только свобода открывает путь к развитию и совершенствованию.

  1. Понятие свободы.

Многие философы давали своё определение свободы. Вот некоторые из них:

«Свобода – это осознанная необходимость». Б. Шоу

«Свобода означает ответственность» Б. Шоу.

«Свобода заключается в праве делать всё, что не вредит другим». Клаудиус

«Свобода - это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, намерениями, идеалами и ценностями». Важенин, А. Г.

«Свобода – это философское понятие, которое освещает вопрос о том, чем обусловлена человеческая воля. В ней человек реализует своё внутреннее богатство». Гуревич, П. С.

  1. Свобода в современном обществе.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен, так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

  1. Проблема свободы среди молодежи и подростков.

Очень долгое время молодое поколение в нашей стране в процессе своего взросления ориентировалось на старших и опытных людей, одобренные ими ориентиры. В настоящее время, когда перевернулась с ног на голову вся жизнь общества, а вместе с ней и морально – нравственные ориентиры, рассчитывать на помощь старшего поколения нам не приходится. Оно само запуталось и не может понять и принять ни новой государственности, ни её приоритетов.

Каково же приходится подросткам? Самостоятельное познание мира, на которое обречены дети, оставляет огромные пробелы в их морально - нравственной системе. Эти пробелы нужно восполнять. Чем???

На этот и другие подобные вопросы сейчас пытаются ответить составители нового Закона о молодёжи, но и сама молодёжь должна задумываться о своей судьбе, о выборе, который она делает, а значит о свободе.

Приложение

(результаты анкетирования)

5.Результаты анкетирования.

В 8 – 11-х классах МОУ “СОШ №103” был проведено анкетирование, которое прошел 180 респондентов. Во время анкетирования были заданы вопросы: «Что такое свобода?», «Что значит для тебя свобода?» и «Свобода-это ответственность или вседозволенность?»

Результаты анкетирования показали, что подростки не знают общепризнанных определений свободы, что подтверждают их ответы. Интересно отметить, что школьники 10-11-х классов понимают свободу как независимость от общества в целом и от родителей в частности, а 8 – 9-ые классы - как вседозволенность.

Таким образом, подавляющее большинство подростков не только не понимают, но и не придают значения свободе.

По результатам данного опроса видно, что большинство подростков считают свободу именно вседозволенностью и не признают её ответственности. Но при этом данное поколение хочет быть свободным, что, конечно, при данном понимании, проблематично и даже опасно.

Любые понимания ценностей отображают состояние общества, его социологическую обстановку. Данное понимание свободы говорит о том, что нынешняя молодежь стремиться к независимости от старшего поколения (родителей) и к вседозволенности, то есть к жизни без правил и законов. К тому же подавляющее большинство подростков не знают, что есть свобода и не считают её ценностью.

Заключение.

Таким образом, по результатам проведённой работы с источниками и анкетированию, можно с уверенностью сказать, что подростки не понимают значения свободы как ценности. На первый план для них выходит желание освободиться от ответственности и общественной опеки. Последнее десятилетие было отмечено сменой ценностей, изменением отношения к личности, повсеместной безответственностью, а столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими, что привело к постепенному забыванию столь важных терминов как свобода.

Список используемой литературы.

    Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

    Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

    Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

    Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

    Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

    Великие мыслители Запада. /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

    Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа – М. 1991 кандидатская диссертация

    Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – СПб.: Северо-запад, 1994.

    Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

    Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург, 1997 докторская диссертация

    Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия. Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

    Мир философии. М.,1991. Ч.2.

    Дроздов А.В. «Человек и общественные отношения» - изд-во ЛГУ - 1966 - 132 с.

    Керимов Д.А. «Свобода и право» - «Философские науки» - 1964 - №3

    Курылев С.В. «Санкция как элемент правовой нормы» // Советское государство и право. - 1964 - №8

    Меньшиков В.В., «К вопросу о соотношении моральной и юридической ответственности в социалистическим обществе», кн. «Проблемы правоведения» - Новосибирск - 1967 - 480 с.

    Никифоров Б.С. «Некоторые вопросы уголовного права в условиях общенародного государства» - «Советское государство и право» - 1963 - №4

    подростков Курсовая работа >> Психология

    Гомосексуальные же связи, наоборот, приобретают в глазах подростка большую ценность, так как являются... , когда его лишают минимальной самостоятельности и свободы , относятся к нему как к маленькому ребенку...

Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за собственные поступки и поступки других людей.

Задачи: раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». Развивать и излагать свою точку зрения. Способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.

Оборудование: раздаточный материал.

Воспитатель : Ребята, разгадав ребус, вы назовёте тему занятия.


1 слайд.


Воспитатель:
Сегодня мы будем разговаривать о трёх человеческих ценностях.
Ценности: 1. Свобода;
2. Ответственность;

3. Выбор.
Чтобы лучше вникнуть в тему, посмотрите видеоролик: «Иду в народ».

(просмотр видеоролика)

Воспитатель: Ребята, все годы учёбы в школе, мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни.
И вот скоро долгожданное слово
- с в о б о д а …..

С чем она у вас ассоциируется?
(ответы детей)

Воспитатель: Как вы распорядитесь своей свободой? Как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.

Воспитатель: Свобода связана с ответственностью за свой свободный выбор. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Что лично для вас значит – быть свободным?

Что такое свобода?
(ответы детей)

1). Отсутствие, каких- либо ограничений, стеснений в деятельности;

2). Сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
3). Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;

4). Реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
5). Не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности.

Если понимание свободы столь многообразно, и каждый человек понимает её по своему, ко всякой свободе надо стремиться? Всякая ли свобода нам полезна?

Представьте ситуацию. Маленький ребёнок идёт по улице с мамой. Он требует свободы, вырывает свою ручонку из маминой руки и бежит вперёд. Мама позволяет некоторое время идти ему свободно. Но вот они подошли к перекрёстку, и мама настойчиво берёт сына за руку. Но он продолжает упорно вырываться. Ему понравилось свободное передвижение, ему понравилась полная свобода. Скажите, во благо ему будет та свобода, которую он требует? Должна ли мать предоставить ему полную свободу? Кому придёт в голову в подобной ситуации осуждать её за посягательство на свободу ребёнка? Но ведь малыш искренне возмущён и негодует!
Так и вы, подрастая, почувствовав себя взрослыми людьми, стремитесь к полной свободе, к той свободе, когда делаю всё, что хочу. Даже не понимая до конца, что такое – свобода , принимая за свободу вседозволенность . Вы уже все (ну почти все) знаете, всё понимаете, и сами способны решать, что вам делать и как делать. Вам непонятно, почему вами пытаются руководить родители, учителя и вообще взрослые? Вы справедливо возмущаетесь, справедливо негодуете, вы всем своим существом справедливо требуете свободу! Сво-бо-ду!... И…становитесь похожими на того малыша, который упорно вырывает свою ручонку из маминой руки, рискуя в следующее мгновение попасть под машину.

Воспитатель: Хочу предложить вам для обсуждения высказывания людей, «Какими качествами должен обладать свободный человек», а вы потом скажете, с какими высказываниями вы согласны и какие из них вам ближе всего.
(зачитывает)

Свободный человек всегда дышит полной грудью, потому, что ничего не связывает его;

Свободой мысли;

Самодостаточностью, любознательностью и упорством;

Ответственностью;

Осознанностью;

Просто быть свободным от предрассудков.

Ответственность
- обладает таким потрясающим качеством, как (извините) пофигизм! Этот человек свободен от влияния окружающей среды, чужого мнения, не париться на тему: «Ой, а что люди подумают, если я поступлю так-то»;
- мы облачены в оболочку обязательств, правил и порядка, связаны по рукам и ногам ограничениями, поэтому, считаю, что абсолюта в свободе не существует;

Человеческими качествами…… (ответы детей)

Воспитатель: Сколько людей, столько и мнений. Мы сказали, что свобода порождает ответственность. Хотелось бы услышать от вас, какие качества присущи ответственному человеку? (ответы детей)

Слайд 3.

Какие качества ответственного человека присущи тебе?

Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить.

Воспитатель: Мы несём ответственность за свои поступки. За хорошие поступки – тебе почёт и уважение, за проступки – наказание. Поэтому, чтобы сделать выбор, как поступить в той или иной ситуации, нужно хорошо подумать. Нужно предвидеть последствия своего выбора действий.

Предлагаю посмотреть сценки, представить себя на месте этих мальчиков и ответить: «Поступили бы вы также на их месте? Какой вывод для себя вы сделаете»
Дети показывают сценки, воспитатель их комментирует.


1 Сценка «Ложный вызов».

Без всякого предупреждения в класс вбегает «правонарушитель»:
- Сейчас бомба взорвётся, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Комментарий ученика :
Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте, это статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья Уголовного кодекса, предусматривающая конкретное наказание.

2 Сценка «Нанесение побоев»
К ученику подходит другой ученик и условно бьёт его учебником по голове. Мальчик падает, встаёт, держась за голову, стонет, даёт сдачи. Начинается драка.
Комментарий ученика:
Обычная драка, вполне может быть рассмотрена, как статья 116 Уголовного кодекса – побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом, или принудительными работами, или арестом до 3-х лет.

Воспитатель: Но, вы же маленькие, всего лишь дети! Какой штраф?
Комментарий ученика:

В этом случае действует Гражданский кодекс, статья 1074 пункт 2 гласит: ответственность за вред нанесённый несовершеннолетним, лежит на его родителях, которые в полной мере расплачиваются за действия своего чада.

3. Сценка «Порча чужого имущества» .
Два ученика:
- Дай телефон, музыку послушаю, а то скукотища!
- Не дам, скоро батарея разрядится, а мне мама должна позвонить.
- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет!
Отбирает и выбрасывает телефон.
Комментарий воспитателя:

Вред причинён не только гражданину, но и его имуществу, а это статья 167 Уголовного кодекса – умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом или лишением свободы сроком до 5 лет. Причинение вреда бывает и неумышленное («Я нечаянно»), но это статья 168 Уголовного кодекса, наказывается штрафом или лишением свободы до двух лет.

Просмотрев сценки, вы может быть ещё раз задумаетесь над тем, как поступить в той или иной ситуации, чтобы впоследствии, избежать наказания.

Воспитатель : Предлагаю вам посмотреть видеоролик, который состоит, как – бы из 2-х частей. В первой части юноша совершает одно преступление за другим, не задумываясь над последствиями своих действий. Во 2-й части в этих же ситуациях ведёт себя достойно, благородно, воспитанно, за что ему – почёт и уважение. (просмотр видеоролика с последующим обсуждением)

Воспитатель : Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное. Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует, если только в полном вакууме, но такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.

Кулеш Ю. Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Слайд 4 (читает Юсупов Р.)

Воспитатель : Вспомните, пожалуйста, какие основные документы защищают права ребёнка? (Конституция страны, Конвенция прав ребёнка, Устав школы….)

Ещё, ребята, есть Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс и т.д. Во всех этих законодательных книгах написаны права и обязанности человека Российской Федерации, законодательные акты.

Что должен знать ребёнок, вступая во взрослую жизнь? (права и обязанности).

Сейчас я буду зачитывать вам ваши права и обязанности, а вы, если я назвала ваши права, должны будете похлопать, а если обязанности, вы должны будете встать. Итак…….

Права : жизнь, свободное передвижение, личная неприкосновенность, жилище, труд, отдых, образование, охрана здоровья и медицинская помощь, получение социальной помощи, свобода мысли и слова, получение юридической помощи, принять участие в выборе Президента, которое состоится 18 марта….

Обязанности: защищать Родину, соблюдать законы, сохранять природу и окружающую среду, платить налоги…..

(из перечня прав и обязанностей дети выбирают права и обязанности)

Воспитатель: Мне бы хотелось проверить ваши знания по законодательным вопросам. Проведём тест. Первый, ответивший на вопрос, награждается сюрпризом. Итак…..

Что такое право?

* правила, выраженные в законах;

правила, не связанные с законами;

правила поведения в школе;

2.Чьи интересы должно выражать право?

небольшой группы лиц;

*всего населения страны;

президента;

3. Что такое законы?

*правила, обязательные для всех, к исполнению которых принуждает

государство;

правила, которые не обязательны для исполнения;

правила, которые должна выполнять небольшая часть населения;

4. Что такое право на жизнь?

возможность избежать наказания за преступление;

запрет на смертную казнь;

*право человека прожить от рождения до глубокой старости;

5. Есть ли в России смертная казнь?

в России есть смертная казнь, как исключительная мера наказания;

*в России не применяется смертная казнь;

в России временно отменена смертная казнь;

6. Что такое свобода?

*возможность действовать без принуждения;

возможность помочь товарищу;

возможность делать всё, что хочешь;

7. Что ограничивает свободу человека в государстве?

*закон;

общественное мнение;

внутренние убеждения человека;

8. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком считается лицо:

не достигшие 14лет;

не достигшие 16лет;

*не достигшие 18лет;

9. Какие международные документы защищают права детей?

*Декларация прав ребёнка;

*Конвенция о правах ребёнка;

Решение ООН;

10. Гражданский кодекс рассматривает:

трудовые отношения;

*имущественные отношения;

семейные отношения;

11. На какое время могут задержать несовершеннолетнего сотрудники органов правопорядка для установления его личности?

на 1час;

*не более 3часов;

на 3суток;

12. На какое время может быть задержан несовершеннолетний при подозрении, что он совершил преступление?

*на 24часа;

на 72часа;

на 4суток;

13. С какого возраста подросток может устроиться на работу?

*с 14лет;

с 15лет;

с 16лет;

14. В каких случаях закон запрещает труд несовершеннолетних?

*на вредных и опасных для жизни работах;

*в ночное время с 22часов до 6 утра;

С 9 утра до 12часов;

15.Что такое наркотики?

лекарства;

*вещества, поражающие нервную систему;

яд;

16. С какого возраста наступает ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

с 14 лет;

*с 16 лет;

с 18 лет;

17. Какие меры ответственности предусматривает закон за преступления, связанные с оборотом наркотиков?

лишение свободы от 3 до 8 лет;

лишение свободы сроком до 3 лет;

лечение в специализированном учреждении;

лишение свободы сроком до 15 лет; (в зависимости от тяжести преступления )

Вот видите, ребята, как в жизни всё не просто. Мы облачены в оболочку обязательств, правил, порядка, связаны по рукам и ногам ограничениями, поэтому абсолюта в свободе не существует. Разберём ещё один пример.

«Трое подростков однажды вечером решили покататься на машине. Собственного автомобиля не было ни у кого, поэтому ребята угнали первую, попавшуюся на их пути машину. Через час друзья были в милиции и узнали, что за совершённую «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Они считали свою выходку безобидной шалостью и утверждали, что возвратили бы машину владельцу. Прочитав статьи Уголовного кодекса, они поняли, что им грозит».

Давайте посмотрим, как взаимосвязаны между собой человеческие ценности.

Вопросы:

У ребят была свобода выбора действий?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Воспитатель: У ребят появилось огромное желание покататься, был свобода выбора угнать машину, или перебороть в себе это желание и не совершать преступления. Хотя ребята и не знали, что они совершают преступление, им придётся нести ответственность, т.к., незнание закона не освобождает от ответственности.

Юсупов Р . У каждого свой путь, своя дорога

Определена она судьбой,

а может случаем, иль волей Бога,

Но выбор есть всегда, он за тобой.

И всё же каждый вправе что – то поменять:

Сломать, разрушить, или же создать.

Всем людям в мире свойственно мечтать,

Желать, страдать, а иногда осуществлять.

Все люди разные и судеб разных много,

И счастья все хотят любой ценой.

У каждого свой путь, своя дорога,

Но выбор есть – он за тобой.

Слайд 5 .

Воспитатель : Итак, летите навстречу своим мечтам, желаниям, творите, созидайте и не забывайте, что человек должен быть ……каким?

Дети:

Человек должен быть свободным, ответственным и должен уметь делать правильный выбор!