Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Категории библиотек. Научная библиотека юургу - правила пользования. Формы библиотечной работы

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Лекция 8.

Типообразующие функции: выделяются из числа производных функций в соответствии с информационными потребностями пользователей конкретной библиотеки. В соответствии с информационными потребностями пользователей можно выделить публичные, универсальные научные и специальные библиотеки, в каждом из этих типов библиотек главенствующей будет какая-либо одна социальная функция, которая и будет типообразующей для данной библиотеки.

Например, в учебных библиотеках доминирующие функции: образовательная и воспитательная, следовательно – они типообразующие для учебных библиотек.

Для специальной библиотеки типообразующей будет функция информационного обеспечения профессионально-производственной деятельности.

Дополнительные функции: эти функции выполняют только некоторые библиотеки, которые имеют для этого возможность. Например:

o Функция методической помощи – выполняют её только библиотеки –методические центры, имеющие в своей структуре методический отдел.

o Научно-исследовательская функция – выполняют только крупные библиотеки, имеющие свои научно-исследовательские центры.

1. Технологические функции библиотек (самостоятельно).


Тема: Типология библиотек.

Вопросы:

  1. Эволюция взглядов библиотековедов на типологию библиотек.

Классификация и типология – ведущие проблемы любой науки, т.к. позволяют упорядочить и систематизировать предметы и явления, составляющие объект изучения любой науки.

Проблема типологии библиотек – одна из самых сложных и до сих пор окончательно не решена.

Первым в России попытку типологии библиотек был Геннади, в 1864 году, при составлении указателя библиотеки России. Признак, по которому библиотеки разделялись на типы – был географическим.

Позже к попыткам типологии вернулись только в начале 20ого века. Библиотеки классифицировались в 20-40ых годах по географическому признаку.

В 1924 году бельгийцы Таркъе и Будерстен предложили классифицировать библиотеки по 4 позициям:

o По назначению – научные и не научные библиотеки.

o По характеру фонда – выделялись общие и специальные.

o По диапазону деятельности – общинные и муниципальные библиотеки.

В 50ые годы 20ого века Чубарьян предложил классифицировать библиотеки по читательскому назначению. Выделил 2 класса:

o Массовые библиотеки.

o Научные и специальные библиотеки.

Эта теория просуществовала до 80ых годов 20ого века.

В 60-70 годах на страницах журнала НТБ развивалась дискуссия о типологии библиотек. Свои варианты предлагали Каратыгина, Дубаускасс, Вальянас, Фромин, Черняк и др.

Столяров, Мотульский – предложили свои типы классификации, а так же предложили свои идеи по поводу классификации и типологизация. Мотульский, основываясь на социальной роли библиотек предложил выделить 3 типа:

o Общая библиотека - это библиотеки, удовлетворяющие информационные потребности всего общества, на базе универсального содержания фонда. Видами общих библиотек являются:

§ Национальные библиотеки.

§ Областные универсальные.

§ Публичные библиотеки.

o Специальные библиотеки – это библиотеки, удовлетворяющие особенные информационные потребности, вызванные разными сферами деятельности читателя. Эти библиотеки имеют отраслевой по содержанию и универсальный (специализированный) по форме фонд документов.

o Личные библиотеки – библиотеки, что удовлетворяют потребности одного индивида.

  1. Особенности типологии библиотек в РБ.
    1. Публичные библиотеки.
    2. Специальные библиотеки.

Типология библиотек это разбиение библиотек на группы или типы, для которых характерна общность следующих признаков:

· Состав фонда.

· Контингент читателей.

· Место библиотеки в совокупной республиканской сети библиотек.

Тип библиотеки – это основное деление библиотек на группы по главным признакам.

Вид и подвид библиотеки – дальнейшая, более детальная типология библиотек по другим признакам.

Типология нужна для дифференциации задач, функций, для целенаправленного формирования состава и структуры фондов, создания совокупной сети библиотек республики, более полного удовлетворения информационных потребностей пользователей, для эффективного управления библиотечным делом.

В республике Беларусь в статье 9ой «Закона о библиотечном деле РБ» закреплена типология библиотек республики по читательскому назначению. По этому признаку выделяют 2 типа библиотек:

· Публичные библиотеки.

· Специальные библиотеки.

Тип библиотеки определяется по 3ём параметрам:

· По составу библиотечных фондов.

· По принципу размещения сети библиотек.

Публичные библиотеки: типологические признаки публичных библиотек:

· Универсальный характер фондов – в составе этих фондов присутствует как художественная, так и отраслевая литература по всем отраслям знаний. Отраслевая литература может быть как научная, так и научно-популярная.

· Контингент читателей – все желающие, которые проживают в зоне обслуживания библиотеки.

· Размещение сети библиотек производится по административно-территориальному делению (по месту жительства).

Публичные библиотеки ориентированы на удовлетворение самообразовательных, образовательных, профессиональных и досуговых информационных потребностей пользователя.

Виды публичных библиотек:

o Универсальные научные библиотеки (УНБ):

Типологические признаки УНБ:

§ Универсальные фонды, которые комплектуются в основном универсальной литературой.

§ Читатели – в основном специалисты разных отраслей и научные работники (но так же обслуживают всех желающих).

§ Сеть библиотек размещается по административно-территориальному делению.

Виды УНБ:

§ Национальные УНБ.

§ Областные (краевые) УНБ.

o Массовые публичные библиотеки (публичные библиотеки низового уровня МПБ).

Типологические признаки МПБ:

§ Универсальный характер фондов, которые комплектуются на 50-60% состоят из художественной литературы, остальное – отраслевая литература научно-популярного характера.

§ Читатели – все проживающие в зоне обслуживания библиотеки. Кроме этого – массовые библиотеки удовлетворяют профессиональные информационные потребности специалистов, которые не имеют своей сети специальных библиотек (рабочие массовых профессий, сотрудники сферы быта и торговли).

§ Сеть библиотек размещается по месту жительства либо по административно-территориальному делению.

Виды МПБ:

§ МПБ государственной сети, которые финансируются и подчиняются министерству культуры РБ. К ним относятся городские, районные, сельские, детские библиотеки.

§ МПБ общественных организаций, куда относят библиотеки профсоюзов, партий, национальных и культурных товариществ, религиозных общин, частные или коммерческие библиотеки.

§ МПБ других ведомств, к которым относят массовые библиотеки в больницах для пациентов (но не мед. библиотеки), библиотеки в воинских частях для солдат, библиотеки в тюрьмах.

Специальные библиотеки: типологические признаки библиотек:

· Специальный характер фондов – комплектование только специальной отраслевой литературой.

· Контингент читателей – специалисты разных отраслей.

· Размещение сети – по ведомственному признаку, или по месту работы.

Специальные библиотеки удовлетворяют запросы пользователей, вызванные сферой их профессиональной или учебной деятельности. Деятельность специальных библиотек ориентирована на специалистов, сотрудников министерств, ведомств, организаций и предприятий в составе которых они организованны и действуют.

Специальные библиотеки объединяются в отраслевые сети, которые возглавляют крупные республиканские отраслевые библиотеки.

Виды специальных библиотек:

· Научные специальные библиотеки (НСБ).

o Библиотеки Академии наук (ЦНБ имени Я. Коласа АН РБ и сеть подчинённых ей академических библиотек; государственные и республиканские крупные отраслевые библиотеки (РНТБ, РНМБ, БелСХБ, НПБ).

o Библиотеки НИИ и конструкторских бюро.

Главная задача библиотек этого типа – удовлетворение научных потребностей пользователей и содействие научно-исследовательской деятельности.

· Производственные специальные библиотеки (ПСБ).

К этой группе относятся специальные библиотеки с отраслевыми фондами регионального и низового уровня. Сюда относятся:

o Технические библиотеки (областные научно-технические библиотеки (НТБ), головные или «базовые» НТБ, технические библиотеки на предприятиях, учреждениях и в организациях).

o Медицинские библиотеки (областные медицинские библиотеки, медицинские библиотеки при поликлиниках и больницах для сотрудников, медицинские библиотеки лечебно-профилактических учреждений).

o Сельскохозяйственные библиотеки (сельскохозяйственные библиотеки при НИИ сельскохозяйственного профиля и учебных заведениях СХ профиля; так же СХ библиотеки опытных станций).

o Военные библиотеки (для командного состава).

Главная задача производственных специальных библиотек: удовлетворение потребностей, связанных с производственной деятельностью читателей.

· Учебные специальные библиотеки(УСБ):

o Библиотеки университетов и других высших учебных заведений.

o Библиотеки колледжей и лицеев.

o Библиотеки гимназий и школ.

o Библиотеки внешкольных учреждений.

o Библиотеки учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Главное социальное назначение учебных социальных библиотек – обеспечение учебного процесса. Кроме запросов, связанных с учебной деятельностью читателей, такие библиотеки удовлетворяют производственные запросы, связанные с производственной практикой; научные запросы преподавателей, студентов и сотрудников. Так же библиотеки институтов культуры и педуниверситетов удовлетворяют запросы на худ. литературу.

· Специальные библиотеки органов власти и управления(СБОВиУ):

o Библиотеки местных советов депутатов – «библиотеки законодательных органов власти».

o Библиотеки исполнительных органов власти – библиотеки исполкомов.

o Библиотеки прокуратуры и судов

Эти библиотеки удовлетворяют потребности, связанные с законотворческой, руководящей деятельностью читателей. В их фондах присутствуют полные своды законов, указов, постановлений, распоряжений органов власти разных уровней.

Самая крупная среди них – Президентская библиотека.
Тема: Библиотечные системы и сети РБ.

Вопросы:

  1. Понятия «система библиотек» и «сеть библиотек». Принципы формирования библиотечных сетей.

В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности (или «системный подход»). Он предполагает, что библиотеки образуют разнообразные объединения на локальном, региональном или национальном уровнях, которые обозначаются терминами «библиотечные системы» или «библиотечные сети».

Библиотечная система – это совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определённых договорных условиях, в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов.

Библиотечная сеть – это библиотечная система, объединённая общностью задач, организационных решений и рядом единых признаков: принадлежностью к определённой территории, учреждению, отрасли и т.д.

Все эти библиотечные системы и сети функционируют на определённых принципах:

· Принцип взаимодействия – т.е. взаимодействие это совокупность определённых связей, которые направлены на наиболее полное удовлетворение информационных потребностей, рациональное формирование и эффективное использование библиотечных ресурсов. Эти связи так же предопределяют приобретение библиотечной системой новых свойств, обеспечивающих взаимодополнение и взаимопомощь библиотек.

Виды взаимодействия библиотек:

o Координация.

o Кооперация.

o Объединение в библиотечные консорциумы.

o Специализация.

o Централизация (наивысшая форма взаимодействия).

· Принцип целостности библиотечной системы – когда все элементы системы взаимно соответствуют друг другу их воздействия согласуются с интересами остальных.

· Определённая организационная структура – на организационном уровне выделяются различные библиотечные объединения, которые охватывают взаимосвязанные библиотеки одного, или разных ведомств.

По масштабам территории, количеству библиотек, объёму и характеру библиотечных ресурсов можно выделить первичные, локальные, областные и региональные библиотечные объединения.

Первичный уровень объединения, это ЦБС, включающий библиотеки одного типа и одного ведомства на определённой территории.

· Динамичность объединённых систем.

  1. ЦБС публичных библиотек: виды, цели, задачи, структура.

В РБ все публичные библиотеки работают на основе централизации, т.е. объединены в централизованные библиотечные системы.

Централизация предусматривает объединение ранее самостоятельных библиотек в единую систему, с единым книжным фондом, централизованным комплектованием и обработкой документов, единым штатом сотрудников и руководством.

ЦБС = это единое библиотечное учреждение, объединяющее государственные и массовые библиотеки, функционирующие на основе единого административного и методического руководства, общего штата и фонда, централизации процессов формирования и использования фондов. Все библиотеки подчиняются одному руководству.

Объединение библиотек в ЦБС было обусловлено рядом причин:

· Стремительное развитие в 70ые годы науки, экономики, культуры.

· Усиление интеграции наук, возникновение комплексных проблем, которые вызвали изменения и значительные усложнения информационных потребностей пользователей.

· Необходимость унификации процессов формирования и каталогизации фондов обслуживании читателей.

До процесса централизации каждая библиотека работала обособленно, не обращая внимания на библиотеки, что есть поблизости.

Централизация массовых библиотек проходила в 3 этапа:

· Экспериментальная стадия (1966-1972 г.).

· Переходная стадия (1973-1975 г.).

· Массовое (фронтальное) объединение массовых библиотек в ЦБС (1976-1988 г.).

В РБ централизация была проведена в 1980 году.


Централизация осуществлялась на основании следующих документов:

· Постановление ЦК КПСС о повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе (издан в 1974 г.).

· Положение «О централизации государственных массовых библиотек», 1975 год.

Типовая структура ЦБС, включает:

· Центральную библиотеку (ЦБ), например Центральная городская б-ка, ЦГДБ.

· Опорные библиотеки-филиалы.

· Библиотеки филиалы.

· Нестационарные формы обслуживания.

Структура ЦБС зависит от состава и кол-ва читателей, и числа входящих в систему библиотек-филиалов.

Центральная библиотека – это головное подразделение ЦБС, управляющее библиотеками-филиалами, обеспечивающее централизованное комплектование, обработку документов, справочно-библиографическое и информационное обслуживание на основе единого справочно-библиографического аппарата. Центральная библиотека несёт ответственность за обслуживание читателей, привлечение в библиотеки как можно больше людей с района обслуживания, руководит деятельностью библиотек-филиалов

Функции центральной библиотеки в ЦБС:

· Центральная библиотека – это юридически ответственное лицо, которое имеет свою печать и может заключать договоры с различными учреждениями и организациями.

· ЦБ это главное книгохранилище всей ЦБС. Формирует свои фонды с учётом потребностей читателей всей зоны обслуживания.

· ЦБ централизованно комплектует и обрабатывает библиотечные фонды всех филиалов. ЦБ формирует и свой фонд, сотрудники её отдела комплектования и обработки перераспределяют поступившую в ЦБС литературу и определяют, куда направить специальную или научную литературу, поступившую в одном экземпляре.

· Центральная библиотека ведёт суммарный и индивидуальный учёт всех поступающих в ЦБС документов, осуществляет исключение литературы из единого фонда ЦБС и списывает её с баланса.

· ЦБ отражает единый фонд ЦБС через систему каталогов и картотек. Создаёт центральные каталоги и картотеки, в расчете на их пользование читателями всей ЦБС, ведёт сводный каталог, отражающий фонды всех библиотек-филиалов.

· Унифицирует и обобщает опыт работы библиотек-филиалов, распространяет и контролирует внедрение передового опыта, содействует повышению квалификации библиотечных кадров системы.

· Центральная библиотека занимается административно-хозяйственной деятельностью всей системы. Отвечает за оборудование всех библиотек филиалов и распределение всех финансовых средств.

· Центральная библиотека осуществляет планирование и отчётность в рамках всей ЦБС и в установленные сроки предоставляет документы в подотчётную инстанцию.

· Центральная библиотека осуществляет координацию основных направлений деятельности всех библиотек-филиалов, а так же координирует деятельность всей ЦБС с другими библиотеками.

Структура центральной библиотеки.

Центральная библиотека имеет следующие отделы:

· Административно-хозяйственный отдел.

· Отдел комплектования и обработки единого фонда.

· Информационно-библиографический отдел.

· Отдел обслуживания:

o Отдел абонемента.

o Отдел читального зала.

· Отдел не стационарного обслуживания.

· Отдел маркетинга (методический отдел).

· Нотно-музыкальный отдел.

Опорные библиотеки-филиалы: это городские, центральные сельские, детские библиотеки, которые выступают в качестве опоры в своём административном районе. Они могу выделятся, если ЦБС имеет большое количество библиотек.

Эти опорные библиотеки-филиалы помогают центральной библиотеке в осуществлении следующих функций:

· Оказывают методическую помощь библиотекам-филиалам в зоне своей деятельности.

· Частично выполняют административно-хозяйственные функции по отношению к библиотекам филиалам.

Структура опорной библиотеки-филиала:

· Отдел обслуживания:

o Абонемент.

o Читальный зал.

· Детское отделение.

Библиотеки-филиалы: это городские, сельские или детские библиотеки, которые вошли в состав ЦБС. Они отвечают за библиотечно-библиографическое обслуживание и привлечение к чтению население своей зоны обслуживания, а так же за использование и сохранность своего фонда.

Главная задача этих библиотек: усовершенствование форм и методов обслуживания читателей своей зоны. Библиотека-филиал учувствует в комплектовании своего фонда (заявками), систематически отбирает и передаёт в центральную библиотеку неиспользуемую читателями литературу, выдаёт из своего фонда издания, запрашиваемые другими библиотеками; получает из центральной библиотеки (центральной детской библиотеки и других библиотек филиалов) по межбиблиотечному абонементу необходимые читателям издания и обеспечивает их сохранность.

Библиотека-филиал имеет право участвовать в коллегиальном решении вопросов, связанных с деятельностью ЦБС и библиотеки-филиала. Так же поддерживает технологические связи с отделами центральной библиотеки, центральной детской библиотеки. Координирует работу с библиотеками других ведомств в своём районе (эти же функции выполняют и опорные библиотеки филиалы).

Структура библиотеки-филиала:

· Отдел обслуживания:

o Абонемент.

o Читальный зал.

· Детское отделение.

· Возможен мультимедийный отдел.

Нестационарные формы обслуживания: это низовое звено ЦБС. При необходимости, любая стационарная библиотека ЦБС может организовывать в небольших населённых пунктах, или в отдалённых микрорайонах города, на предприятиях города, организациях, домоуправлениях различные формы нестационарного обслуживания:

· Библиотечные пункты.

Это когда библиотекарь, или читатель стационарной библиотеки привозит от туда (из библиотеки) книги в требуемое место, в определённое время и выдаёт их.

· Книгоношество.

Когда библиотекарь носит читателям книги по месту жительства или работы.

· Библиотечный бригадный абонемент.

Когда по одному читательскому формуляру сотрудник бригады на производстве может получать книги для всей бригады.

· Заочный абонемент.

Книги почтой.

· Передвижные библиотеки.

Библиобусы. Это специально оборудованный автобус, который обслуживает читателей в отдалённых микрорайонах города или отдалённые населённые пункты. Первый такой появился в 40ые годы 20ого века. Библиобус организуется отделом обслуживания центральной библиотеки. Он имеет более широкие функции, чем остальные нестационарные формы обслуживания:

o Сотрудники библиобуса выполняют заявки на документы из единого фонда библиотечной системы.

o Сотрудники библиобуса проводят массовые мероприятия для читателей (библиографические обзоры новой литературы, книжные выставки).

o Сотрудники библиобуса оказывают методическую помощь сотрудникам других нестационарных форм обслуживания.

Стационарная библиотека – библиотека с постоянным местонахождением, имеет своё помещение, свой фонд, своё оборудование и сотрудников.

Нестационарная библиотека – не имеет постоянного помещения, фонда, оборудования и сотрудников. Всё это организуется стационарной библиотекой.

Нестационарные формы обслуживания организуются с целью приближения документов к месту жительства, учёбы или работы.

Варианты централизации публичных массовых библиотек:

В положении «О централизации государственных массовых библиотек» предусмотрены следующие варианты объединения библиотек на территории города или сельского района:

· Городская ЦБС.

o Центральная библиотека этой ЦБС – Центральная Городская Библиотека(ЦГБ).

o Опорные библиотеки филиалы – наиболее крупные библиотеки микрорайонов города.

o Библиотеки филиалы – городские и детские библиотеки на территории города.

Если население меньше 1млн. человек – организуется одна ЦБС. В городах, где жителей больше 1млн. централизация может проводится следующим образом:

o Путём создания единой ЦБС, куда войдут все библиотеки города. Эта система очень большая и оперативность руководящих решений центральной библиотеки в ней низкая.

o Организация самостоятельных, параллельно работающих, общегородских систем: системы библиотек для взрослых, и система библиотек для детей.

o Путём порайонной централизации, т.е. объединения публичных и детских библиотек в пределах одного административного района города (недостаток: отсутствие общегородской политики комплектования и использования фонда).

· Сельская ЦБС.

Централизация производится в пределах административного района.

o Центральная библиотека этой ЦБС – Центральная Районная Библиотека (ЦРБ).

o Опорные библиотеки-филиалы – центральные сельские библиотеки.

o Библиотеки-филиалы – сельские библиотеки, расположенные в деревнях.

· Смешанная ЦБС.

Центральная библиотека этой системы:

o ЦРБ – центральная районная библиотека.

o Библиотеки филиалы – сельские библиотеки, городские и сельские библиотеки районного центра.

· Если в городе более 8ми детских библиотек, то создаётся Особая ЦБС детских библиотек, она объединяет все детские библиотеки города. Возглавляет эту сеть ЦГДБ. В этом случае городские библиотеки для взрослых детей не обслуживают. Такая ЦБС в Минске.

· Если детских библиотек меньше 8 – они входят в городскую или смешанную ЦБС на правах отдельных специализированных филиалов. В этом случае библиотеки для взрослых обслуживают и детей. В этой ЦБС центральная городская детская библиотека является отделом центральной библиотеки.

Специализация публичных массовых библиотек РБ.

В настоящее время происходит процесс специализации публичных массовых библиотек, при котором ряд публичных массовых библиотек на основе универсальных фондов специализирует свою деятельность по некоторому определённому направлению библиотечного обслуживания, или ориентируется на обслуживание какой-либо одной категории читателей.

Варианты специализации публичных библиотек:

· По видам документов: фонотеки, артотеки, видеотеки, электронные библиотеки.

· По направлениям библиотечного обслуживания:

o Библиотеки семейного чтения.

Ориентируются на демографическую ситуацию, изучают семьи, поддерживают тесный контакт со школами, при комплектовании и размещении фондов, определении тематики и форм библиотечных мероприятий ориентируются на интересы семьи. В штат библиотек входят педагоги, психологи, организаторы массово-культурной работы. В Минске в ЦБС для взрослых есть 3 библиотеки семейного чтения.

o Библиотеки - культурные комплексы и социально - досуговые центры, библиотеки – клубы.

Они обеспечивают досуг, поэтому тесно сотрудничают с учреждениями культуры, ориентируются на краеведческую тематику. Виды этих библиотек:

§ Молодёжные культурные центры.

§ Библиотеки клубы для детей.

§ Библиотеки музеи.

§ Библиотеки информационно-образовательные центры.

o Бизнес библиотеки.

Кроме универсального фонда формируется «бизнес фонд» - литература по экономике, менеджменту, маркетингу и т.д. Услуги таких библиотек:

§ Предоставляют документы как из универсального фонда, так и из бизнес фонда.

§ Осуществляют информационный, так и библиографический поиск информации.

§ Организуют изучение иностранных языков, работы на компьютере, курсы по основам деловых отношений.

§ Создают бизнес клубы.

§ Оказывают консалтинговые услуги.

§ Оказывают сервисные услуги.

§ Создают специальные книжные киоски.

Ранее такая библиотека существовала в Минске при ЦГБ имени Я.Купалы, однако её деятельность признана нецелесообразной.

Библиотеки-депозитарии.

По результатам научных исследований около 40% фондов универсальных научных библиотек и специальных библиотек читателями или почти не используется, или используется ограниченно. Что бы очистить фонды библиотек от малоиспользуемой литературы при определённых научных библиотеках были созданы отделы депозитарного хранения фондов, а такие библиотеки стали называться библиотеками-депозитариями.

Библиотеки-депозитарии – это специальные и универсальные научные библиотеки, которые сохраняют малоиспользуемые документы, создают справочно-библиографический аппарат на эти документы и обслуживают ими своих читателей и читателей других библиотек.

К малоиспользуемым документам относятся научные документы, используемые в профессиональных и научных сферах, которые были изданы 10-15 лет назад и на которые на протяжении последних 3-5 лет не поступали запросы читателей, и которые не входят в ядро фонда библиотеки. Однако, эти документы не утратили своего научного значения и изредка нужны специалистам.

Функции библиотек- депозитариев:

· Библиотеки -депозитарии принимают от всех библиотек малоиспользуемые документы, отсутствующие в их фондах.

· Библиотеки постоянно хранят эти документы в 1-2ух экземплярах.

· Выдают эти документы как своим читателям, так и читателям других библиотек.

· Создают СБА (справочно-библиографический аппарат), в котором отражаются фонды депозитарного хранения.

· Осуществляют методическую помощь библиотекам и органом НТИ по выявлению и передаче малоиспользуемых документов в депозитарий.

Уровни библиотек – депозитариев:

· Республиканский: представлен национальной библиотекой и республиканскими отраслевыми научными библиотеками. Каждая из этих библиотек имеет свой профиль депозитарного хранения.

o НББ – является универсальным и многоотраслевым депозитарием, в котором хранятся документы по общественным наукам, межотраслевым и комплексным проблемам, справочная и энциклопедическая литература универсального содержания.

o ЦНБ НАН РБ – депозитарий документов по естественным и точным наукам.

o РНТБ – депозитарий нормативно технических документов и промышленных каталогов.

o РНМБ – депозитарий документов по медицине и здравоохранению.

o БелСХБ – депозитарий документов сельскохозяйственной тематики.

· Областной (региональный): это областные универсальные научные библиотеки. В РБ есть 6 областных УНБ являются депозитариями краеведческой литературыю.


  1. Сети публичных библиотек.

Все библиотеки (как публичные, так и специализированные) и по признаку административной принадлежности делятся на:

· Сеть государственных публичных библиотек.

· Сеть библиотек ведомств и учреждений.

· Сеть библиотек общественных организаций.

Анализ библиотечных сетей :

· Структура сети.

· Центральная библиотека сети, её характеристика и функции.

· Варианты централизации в этой сети.

· Типологическая характеристика всех библиотек, входящих в сеть на разных уровнях.

Сеть государственных публичных библиотек РБ:

Эта сеть создаётся и финансируется министерством культуры РБ.

Структура сети:

· Республиканский уровень: НББ

· Региональный (областной) уровень: областные универсальные научные библиотеки.

· Низовой уровень: библиотеки, входящие в ЦБС: все центральные библиотеки (ЦГБ, ЦРБ, ЦГДБ), городские, сельские детские юношеские библиотеки филиалы городских, сельских и смешанных ЦБС.

Варианты централизации: смотри лекцию о ЦБС, городская, смешанная и сельская ЦБС.

Национальная библиотека Беларуси. Типологические особенности (смотреть материалы в 312 кабинете и материалы экскурсий).

Областные универсальные научные библиотеки РБ. Их типологические основы и функции. Смотри материалы экскурсий и в 312 кабинете.

Центральная библиотека в ЦБС, её функции (смотри в соответствующей лекции).

  1. Сети специальных библиотек РБ.
    1. Сеть библиотек национальной академии наук РБ.

Эта сеть объединяет академические библиотеки различных уровней.

Академическая библиотека – это библиотека, являющаяся структурным подразделением академического научно-исследовательского учреждения и института, и организующая библиотечное обслуживание его коллектива.

Фонды академических библиотек содержат научные, справочные издания, широкий круг периодики на русском и иностранных языках.

Академические библиотеки подчиняются и финансируются президиумом национальной академии наук РБ, который осуществляет общее руководство и контроль за их деятельностью посредством библиотечного совета при президиуме и библиотечных советов НИУ.

Структура сети академических библиотек:

o Республиканский уровень – центральная научная библиотека им. Я. Коласа НАН РБ. Функции ЦНБ:

§ Фонд содержит наиболее полное собрание работ по наукам.

§ Центр руководства академических библиотек.

§ Отраслевой центр НБА по профилю сети.

§ Центр координации с республиканскими и областными библиотеками по направлениям деятельности.

o Областной уровень – библиотеки НИИ, научных центров и филиалов академии наук. Библиотеки этого уровня являются специальными библиотеками с узкоспециализированными фондами. Они работают при научно-исследовательских учреждениях и обеспечивают удовлетворение научных запросов сотрудников этих учреждений. Например, существуют следующие отраслевые библиотеки этого уровня:

§ По техническим наукам: библиотека института техники и кибернетики академии наук.

§ По филологическим наукам: библиотека института белорусского языка и литературы академии наук.

§ По естественным и точным наукам: библиотека института прикладной физики академии наук.

Централизация академических библиотек: центральная библиотека имени Я. Коласа объединяет в единую ЦБС 25 библиотек научно-исследовательских учреждений, которые входят в её сеть на правах филиалов. 15 библиотек филиалов, находящихся в Минске, входят в эту ЦБС на основе полной централизации, т.е. – они являются структурными подразделениями ЦНБ и ЦНБ выполняет для них серию технологических процессов (комплектование и обработка фондов, организация справочно-информационной и выставочной работы, обслуживает абонентов по НБА, внедряет АБИС). Библиотеки, которые находятся в областных центрах при НИИ входят в эту ЦБС на основе частичной централизации, т.е. – они сохраняют принадлежность своим научным учреждениям, а ЦНБ имени Я.Коласа оказывает только методическую помощь этим библиотекам-филиалам.

    1. Сеть научно-технических библиотек РБ.

Структура сети:

o Республиканский уровень – республиканская научно-техническая библиотека. Она подчиняется государственному комитету по наукам и технологиям РБ. Была основана в 1977 году, на базе научно-технической библиотеки института информации. Она осуществляет библиотечное, справочно-библиографическое обслуживание предприятий, учреждений и специалистов экономики РБ. В структуре этой библиотеки выделяются 2 специализированных отдела, которые отличают её от других библиотек:

§ Отдел научно-технической документации и промышленных каталогов. Сотрудники этого отдела вносят изменения в нормативно-техническую документацию, ведут справочно-поисковый аппарат на новые материалы, консультируют читателей по вопросам работы с промышленными каталогами и нормативно-технической документацией.

§ Отдел патентной документации.

Функции РНТБ:

§ Основное хранилище отечественной и зарубежной научно-технической литературы, патентной и нормативно-технической литературы.

§ Методический центр для научно-технических библиотек республики, для служб стандартизации, информационных и патентных служб для других учреждений.

§ Отраслевой центр НБА по этим документам.

§ Центр координации с крупными универсальными и специальными библиотеками республиканского уровня по основным направлениям деятельности.

o Областной уровень – сюда относятся областные научно-технические библиотеки. В РБ 5 таких библиотек.

o Третий уровень­ – головные или базовые научно-технические библиотеки производственных и научно-производственных объединений. Функции головных НТБ:

§ Осуществляют библиотечно-информационное обслуживание руководящих, научных, инженерно-технических работников, и рабочих обслуживаемого комплекса предприятий и организаций.

§ Оказывают методическую помощь техническим библиотекам предприятий или учреждений, входящих в состав производственных объединений.

§ Централизованно комплектуют фонды технических объединений, организуют объёмные фонды и внутрисистемное перераспределение научно-технической литературы и документации.

§ Обеспечивают нестационарное обслуживание предприятий и учреждений, которые входя т в это объединение, но не имеют своих технических библиотек.

o Технические библиотеки предприятий, конструкторских бюро, проектных организации и НИИ. Эти технические библиотеки являются структурными подразделениями того предприятия или учреждения, в рамках которого они функционируют. Обслуживают документами коллектив своего предприятия. Фонды этих библиотек формируются в соответствии с планами производственных, научных, проектных, конструкторских и технических работ с целью информационного обслуживания сотрудников данного предприятия.

Централизация технических библиотек: существует 2 варианта централизации НТБ:

o Организационная (полная) централизация – когда головная НТБ централизует в рамках одного объединения все технические библиотеки, которые становятся её филиалами. В этом случае головная НТБ выполняет для библиотек филиалов те же функции, что и центральная библиотека ЦБС публичных библиотек. В РБ таким образом централизованны только библиотеки белорусской железной дороги. Центральной библиотекой в этой сети является библиотека конструкторского технологического центра БЖД. В состав сети входит 16 филиалов, 6 из них – областные библиотеки филиалы, а 10.000 – это технические библиотеки филиалы в районных центрах.

o Функциональная (частичная) централизация – при которой предусматривается централизация только отдельных библиотечно-библиографических процессов. Например: комплектование, планирование. Этот вариант осуществим, когда не территориального единства библиотек.

Комплексно обслуживать население на базе концентрации различных видов культурно-просветительских учреждений.

Особенности единой совокупности библиотек:

o Общедоступность библиотек, которые организуются по месту работы или учёбы.

o Планомерное размещение библиотек с учётом национальных и региональных особенностей, социально-экономических и культурных задач.

o Дифференцированный подход к организации библиотечного обслуживания населения, путём открытия библиотек для отдельных групп читателей, по соответствующим отраслям знания или по видам литературы.

o Объединение библиотек в ведомственные, отраслевые сети и подчинение библиотек в рамках каждой сети.

o Централизация главных процессов библиотечной работы, создание ведомственных и межведомственных ЦБС.

o Функционирование библиотек - методических центров, осуществляющих методическое руководство и помощь остальным библиотекам.

o Развитие взаимодействия между библиотеками и библиотечными сетями по основным направлениям деятельности. Взаимодействие может осуществляться:

§ Путём специализации библиотек (публичная, массовая библиотеки).

§ Путём централизации библиотечных процессов (создания ЦБС).

§ Путём кооперации и координации основных направлений деятельности, создания библиотечных консорциумов.

Совокупная сеть библиотек включает:

o Библиотеки системы министерства культуры.

o Специальные библиотеки других систем и ведомств, основанные на государственной собственности.

Основы организации и создания единой библиотечной системы в РБ.

Единая библиотечная сеть функционирует на следующих основах:

· На основе объединения библиотек в ведомственные (отраслевые) межведомственные (межотраслевые) ЦБС и территориально-библиотечные объединения, библиотечные консорциумы.

· На основе централизации в пределах РБ следующих библиотечных процессов:

o Централизованного комплектования фондов библиотек РБ через систему библиотечных коллекторов (библиотечный коллектор – это книготорговая организация, осуществляющая связь между издательствами и библиотеками).

o Централизованная научная и техническая обработка документов, поступающих в фонды библиотек так же через библиотечные коллекторы.

o Создание совместно с органами НТИ единых справочно-информационных фондов.

· Библиотечная сеть функционирует на основе координации и кооперации библиотек по основным направлениям деятельности.

· На основе взаимодействия библиотек с другими социальными институтами: издательствами, органами НТИ, СМИ, музеями, архивами и т.д.

Взаимодействие библиотек и библиотечных систем друг с другом – важнейшая основа организации функционирования единой библиотечной системы.

      Ганицкая, И. Направления развития национальных библиотек субъектов Российской Федерации / И. Ганицкая // Библиотека. – 2002. – № 10. – С. 53-54; продолж.: № 11. – С. 46-49.

      Демидов, А. Доступ к информации: создание Президентской библиотеки / А. Демидов // Библ. дело. – 2007. – № 7. – С. 6-9.

      Зайцев, В. Н. Ответственность национальной библиотеки за развитие инфосферы страны: доклад / В. Н. Зайцев // Библиотековедение. – 2006. - № 4. – С. 22 – 26.

      Федоров, В. В. «Откуда есть пошла…» - РГБ: страницы биографии // В. В. Федоров // Вестник БАЕ. – 2003. – № 3. – С. 36-41.

      Фирсов, В. Р. Штаб отраслевой науки / В. Р. Фирсов // Библиотека. – 2003. – № 6. – С. 56-59.

Л. В. Сокольская

  1. Общедоступные (публичные) библиотеки: значение, социальные функции, виды. Современные проблемы функционирования общедоступных (публичных) библиотек

Общедоступные публичные (ОП) библиотеки – элемент государственного механизма социальной защиты населения (бесплатность обслуживания в условиях дороговизны книг, досуга; доступность).

«Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационных форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношения к религии». Видовые особенности О(П) библиотек:

    Максимальная приближенность к пользователям (к месту жительства и работы за счет использования стационарных и нестационарных форм).

    Использование активных форм продвижения информации и документов к пользователям.

Социальное назначение О(П) библиотек – способствовать общему развитию пользователей. Задачи О(П) библиотек: максимальное обеспечение самообразовательных информационных потребностей и интересов пользователей; максимальное привлечение населения к чтению; поддержка авторитета книги и чтения как важнейшего средства культурно-образовательного и духовного развития личности.

ГОСТ 7.0 – 99: «публичная общедоступная библиотека, предназначенная для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения».

Значительная сеть библиотек представлена разнообразными по виду библиотеками, различающимися по следующим признакам.

I. Порядок учреждения и форма собственности

1) государственные учрежденные органами государственной власти субъектов Федерации (областные, краевые, республиканские – в составе РФ – детские, юношеские библиотеки и библиотеки для слепых);

2) муниципальные – учрежденные органами местного самоуправления;

3) общественные – учрежденные и финансируемые общественными организациями:

а) профсоюзные (отличия от муниципальных: другие ведомство, наличие литературы по профдвижению, связь со специальными библиотеками предприятия);

б) политико-идеологические (партийные и различных политических организаций и движений: библиотека ЛДПР, Независимая общественная библиотека в Москве);

в) конфессиональные (религиозные) библиотеки;

г) библиотеки национальных обществ ;

д) кооперативные библиотеки, создаваемые группой лиц на их средства и предоставляющие услуги, как правило, за плату;

е) частные библиотеки , учрежденные отдельным физическим лицом на собственные средства;

ж) библиотеки других различных обществ (Всероссийского общества глухих, обществ любителей собак и т. п.);

з) библиотеки различных организаций, фондов (Московская деловая библиотека, учрежденная Американским фондом «XXI век»)

1) детские; 2) юношеские; 3) для всех возрастных категорий;

4) для слепых, для глухих.

III. Территориальное размещение

      Городские; 2) сельские.

IV. Территориальный статус

1) поселенческие; 2) межпоселенческие; 3) районные; 4) городские;

5) окружные (Москва, ХМАО); 6) областные (республиканские, краевые) детские, юношеские, для слепых.

V. Профиль фонда

а) универсальные;

б) специализированные (семейного чтения, духовного возрождения, религии, истории, экологии и др.).

VI. Вид документа

а) библиотеки с документами рельефно-точечного шрифта и машиночитаемыми (для слепых);

б) специализированные по виду документа филиалы (периодики).

ЦБС общедоступных библиотек – особое библиотечное учреждение. ЦБС – библиотечное объединение, представляющее собой целостное учреждение, функционирующее на основе общего управления, единого штата, фонда, организационного и технологического единства. ЦБС состоит из центральной библиотеки и библиотек-филиалов

Специализированная библиотека – библиотека, назначение которой – удовлетворить потребности пользователей по виду документов или обслуживать отдельную особую группу читателей. Виды специализированных О(П) библиотек:

    Специализированные О(П) библиотеки без выраженного профилирования фонда (библиотеки семейного чтения: ориентация в содержании и формах на обслуживание всей семьи; библиотеки культурные комплексы и социально-досуговые центры; библиотеки информационно-образовательные центры.

2. Специализированные О(П) библиотеки с выраженным профилированием фонда по какой-либо теме, отрасли, жанру, языку (культурно-историческая направленность: библиотеки фантастики, бестселлера, периодики и др.)

Виды библиотек на селе: общедоступные, специальные. Основной вид сельской библиотеки – общедоступная муниципальная. Сельская библиотека – публичная библиотека, расположенная в сельской местности, обслуживающая население нескольких сел или одного села, его части.

Задачи общедоступных муниципальных сельских библиотек:

    Содействие общему развитию пользователей;

    Помощь специалистам (педагоги, медики, специалисты с/х, предприниматели и др.);

    Содействие учебной деятельности школьников, студентов (дистанционное обучение, филиалы с сельской местности).

В качестве почти единственного вида сельская библиотека масштабно выполняетфункции содействия учебной, самообразовательной и досуговой деятельности. Широкий спектрявленческих функций сельской ОБ: культурно-просветительная, историко-краеведческая, социализирующая, педагогическая и др.

Особенности положения современных сельских библиотек

    Повышение значения в культурно-досуговой и образовательной среде села.

    Снижение финансирования, технологическая неадаптированность к современным требованиям большей части сельских библиотек.

    Несовершенство сети.

    Проведение общероссийских и региональных акций, направленных на поддержку сельских библиотек.

    Изменение положения сельских библиотек в связи с реализацией ФЗ № 131.

Нестационарное обслуживание – вид обслуживания, обеспечивающий приближение библиотечных услуг к месту жительства, работы, учебы, отдыха, лечения пользователей. Формы нестационарного обслуживания; библиотечный пункт, передвижная библиотека, библиобус, книгоношество.

Повышение значения детских библиотек и библиотечного обслуживания детей связано со следующими факторами.

    Падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с ТВ, компьютерами, новых форм досуга электронного, как правило, досуга (Интернет-клубы, игровые автоматы и др.);

    Обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.

Отсюда следует, что библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (МТБ, комфорт, специализированная среда, персонал с соответствующей подготовкой, качество мероприятий и др.)

В зависимости от уровня физического и интеллектуального развития ребенка, его читательского опыта, детей обслуживают библиотеки трех групп:

1. Научные, специальные, вузов обслуживают детей через посредников (родители, учителя и др.), т. к. эти библиотеки, юридически, территориально и организационно недоступные юным читателям;

2. Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организационно доступные детям, обслуживают их лично и через посредников;

3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организационно предназначенные им.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания детей. Детская библиотека – библиотека, осуществляющая библиотечное обслуживание детей (до 14 лет) и воспитателей. Детская библиотека это библиотека с доступной для ребенка специализированной средой, т. е обладающая комплексом библиотечно-библиографических ресурсов специфически «детского» характера: фонд, МТБ, СБА. Игровые атрибуты оформления приближены к интеллектуальным и физическим возможностям детей. Задачи ДБ библиотек как особого вида учреждения:

    Привлечение к чтению всех детей;

    Организация системного по содержанию, систематического по продолжительности чтения детей;

    Формирование гармонически развитой личности.

Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:

          Учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, техникумов, вузов);

2. Общедоступные библиотеки для взрослых;

3. Специализированные юношеские библиотеки (ЮБ).

Юношеская библиотека – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 до 20 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи. Специализированная ЮБ – культурно-просветительное и информационное учреждение, способствующее процессу социализации и воспитания молодого человека путем создания условий для обеспечения его общеобразовательного, культурного развития, организации досуга и межличностного общения.

Виды специализированных ЮБ:

    Библиотеки-филиалы ЦБС – городские юношеские библиотеки (только в крупных городах, всего в стране более 20);

    Областные (республиканские) юношеские библиотеки;

Современная особенность: значительная активизация деятельности ЮБ.

Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек, их виды: государственные, муниципальные, конфессиональные (религиозные), кооперативные и др. Основные категории пользователей библиотеки. Принципы организации деятельности общедоступных библиотек.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

Традиционно, сельская библиотека всегда уделяла значительное внимание не только учителям, но и другим представителям сельской интеллигенции – врачам, сельским специалистам, управленцам и др.* Однако, необходимо отметить, что информационные потребности этих групп пользователей библиотеки за последнее время также заметно изменились, появилась сильная тяга к самообразованию в различных областях знания.
Изменение экономических условий работы на селе, появление многоукладности, различных форм собственности и хозяйствования привели к тому, что кроме сугубо специальных, технологических вопросов сельских специалистов (медиков, агрономов, зоотехников и др.) стали интересовать экономические, правовые аспекты их профессиональной деятельности.
Особенность работы сельской библиотеки – тесный, каждодневный контакт с жителями села – позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.
Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.
В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.
Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.
Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.
Необходимо заметить, что для улучшения информационного обеспечения административно-управленческого аппарата при региональных и исполнительных органах власти создаются специальные подразделения – информационно-аналитические отделы. Сельскому библиотекарю следует знать, какие информационные материалы они издают, как комплектуют свои информационные фонды, насколько они доступны. Помимо того, ему нужны сведения о том, какие профессиональные объединения и территориальные общественные органы самоуправления в области, районе организованы, какими материалами они располагают, какие решают проблемы. Если руководители пользуются районной или областной (краевой) системой информационного обслуживания, то сельский библиотекарь должен выяснить, чем конкретно с его стороны может быть дополнена уже полученная информация.
Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!
Значительной читательской группой на селе стали фермеры, предприниматели.
Фермерами становятся люди различных социальных слоев. Среди них есть и коренные сельские жители, и горожане, переехавшие в деревню. Все они нуждаются в самообразовании.
Объективно потребность в новых знаниях особенно испытывают люди, которые, имея свое небольшое домашнее хозяйство, вели его «по-старинке», никогда не обращались к библиотеке, производственной информации. Став фермерами, они чувствуют необходимость более основательной подготовки и по производственным, и по правовым, и по экономическим вопросам.
Понимая их ситуацию, сельский библиотекарь может сформировать у этих людей прочную заинтересованность в самообразовательном чтении, в библиотеке.
Наиболее читающей, «продвинутой» группой являются фермеры, вернувшиеся в свое родное село из города.
Как правило, это способные, энергичные, инициативные люди, которым хорошо понятна роль информации в современном мире. Желание этих людей обеспечить более комфортную жизнь своей семье и хороший уровень образования своим детям положительно сказывается на положении всех жителей села.
Изучение ситуации показывает, что зачастую между ними и сельскими структурами (в том числе и школой и библиотекой) складываются хорошие, взаимовыгодные отношения: библиотека старается выполнить их запросы, прежде всего, конечно, деловые, а они оказывают спонсорскую помощь библиотеке, например, оплачивают подписку периодики, покупку новой литературы, приобретают технику и программное обеспечение и т.д.
Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам-заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников сельской школы.
Библиотека старается подобрать нужную литературу для выполнения учебного задания, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам-заочникам возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к информационным и документным ресурсам крупных отечественных библиотек и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.
В ряде регионов страны сельское население пополняется за счет мигрантов. Они вливаются в жизнь села и, конечно, имеют право на библиотечное обслуживание.
Но следует учитывать неоднородность группы-мигрантов. Среди них можно выделить, например, беженцев и переселенцев из т.н. «горячих точек», бывших военных, ушедших в запас и решивших поменять свой вид деятельности.
Зачастую эти люди нуждаются, прежде всего, в психологической адаптации. И здесь библиотека может проявить себя не только как образовательный, информационный, но и социальный институт.
Ее важнейшей задачей становится смягчение психологического климата села, формирование толерантности, терпимости к людям, попавшим в сложную ситуацию. Исследования показывают, что роль библиотеки в формировании добрососедских отношений с «пришлыми» людьми, зачастую принадлежащими к другой национальности, другой культуре, может быть весьма значительной!
Сегодня среди жителей села сегодня довольно много безработных.
Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.
Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки.
Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.
Но реально часто оказывается, что жизненно важная информация для них оказывается недоступной, т.к., во-первых, они перестали быть социально и физически активными людьми и выехать в районный центр, а тем более – в город для них трудно, а кроме того информация такого рода, как правило, платная. Кроме того, сельский пенсионер, инвалид испытывает психологический дискомфорт, обращаясь во властные инстанции. Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию.
Исследования показывают, что сельская библиотека, работая в замкнутой социокультурной среде, с постоянным, читательским контингентом, зная его не только информационные, но и социальные нужды, и являясь наиболее социально-устойчивым и информационно-богатым институтом, не может не оказать помощь своим пользователям. На практике это реализуется, зачастую, следующим образом: вместе с книгой библиотекарь несет инвалиду на дом и купленное для него лекарство, а иногда и продукты.