Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Бессмертие возможно: Единственное существо, которое может вернуть себе молодость и жить вечно. Бессмертие, вечная жизнь Возможно ли бессмертие человека

Этот вопрос интересовал людей с момента появления человека.

Экзи­стенциализм рассматривает человека, как одинокого, неспособного реализо­вать слою человеческую сущность. Оказавшись один на один с враждебным ему ми­ром, он не может реализовать истинный смысл своей жизни. Сторонникиутилитаризма считают, что достижение, выгоды, пользы успеха и составляют смысл жизни. Приверженцы гедонизма утверждают, что высшая цель чело­века, - достижение удовольствия и наслаждения, сторонники эвдемониз­ма - достижение счастья и блаженства. Смысл жизни христианина - движе­ние к жизни вечной, к бессмертию души, как к спасению от смерти в испол­нении нравственных предписаний религии. В материалистической филосо­фии смысл жизни - в саморазвитии человека, в совершенствовании его спо­собностей, а также в сотворении добра. Человек должен внести в мир свою долю разумного, совершенного, доброго.

Утеряв иногда одни жизненные смыслы, испытав некий ценностный крах, человек ищет другие и находит их, ибо последним и главным смыслом является сама жизнь («жизнь самоценна»): возможность видеть небо, вды­хать аромат цветов, чувствовать порыв ветра, слышать щебет птиц, радовать­ся другому человеку и радовать его собой. Тогда каждый прожитый момент жизни воспринимается как подарок.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества. О них размышляли пророки, философы, деятели искусства, педагоги и медики. Ж.- Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления». Ему как бы, вторит знаменитый философ-гуманист М. Монтень : «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили ее». Нетрудно понять - они гово­рят об одном: «если живешь ради самой жизни - ты не живешь, а прозяба­ешь; чтобы жить - нужно приложить немало труда». Вряд ли найдется взрос­лый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего су­ществования, передстоящей смерти и достижении бессмертия. Человек обре­чен на размышление о смерти, и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.

Пред смертью все люди равны: и богатые и бедные, у добрые и злые, и любимые и нелюбимые. Мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Вместе с тем немало великих людей осознава­ли эту проблему в трагических тонах. Л. Н. Толстой и И. А. Бунин испытыва­ли страх перед смертью.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что и после че­ловека остается его дело, дети, внуки и т.д., продукты его деятельности, а также духовные ценности (образцы поведения, идеи).

1-й вид бессмертия - в генах потомства, близок большинству людей.


2-й вид- мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение (фа­раоны, Ленин, Мао - Цзэдун).

Достижения техники к XX в. сделали возможным криогенизацию (глубо­кое замораживание) тел с расчетом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Опыт, поставленный в Америке (США) доказал, что это неосуществимая идея. При замораживании клеточный сок расширяется и разрывает структуру человеческих клеток. В результате этого замороженных людей уже невоз­можно оживить.

3-й вид бессмертия - «растворение» тела и духа умершего во Вселенной,

«вхождение их в космическое «тело», в вечный кругооборот материи (Япония, Вост. цивилизация).

4-й связан с результатами творчества человека (научные открытия, лите­ратурные произведения, военные победы).

5-й - изменение состояния сознания - психотренинг, медитация.

Людям, идущим на подвиг, жизнь тоже дается один раз. 28 воинов из дивизии под командованием генерала Панфилова держали оборону на подсту­пах к Москве. Когда все средства были исчерпаны, оставались последние гранаты. Герои обвязывались ими и бросались под гусеницы. Каждый из сол­дат принял смерть, жертвуя собой ради других, зная, что позади Москва.

Польский педагог Янош Корчак принял смерть вместе со своими учени­ками, которых фашисты отправляли в печи концлагеря. Ему предложили жизнь. Он выбрал смерть. Это был глубоко совестливый человек, человек долга. Разве смог бы он жить спокойно, зная, что его дети погибли?!

Герои-панфиловцы, Янош Корчак и миллионы, таких как они прекрасно прожили жизнь и прекрасно ушли из нее. Они принимали смерть честно. А честно - это значит во имя других людей, во имя других жизней.

Им наша память!

Проблема смерти и бессмертия связана с проблемой смысла жизни. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти проблемы решаются по-разному в зависимости от господствующей в обществе духовной установки.

В последнее время все чаще появляются сведения о наличии у каждого че­ловека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает жить в иных измерениях.

Особое внимание в последнее время привлекает эвтаназия - счастливая смерть. Сам термин появился со времен Бэкона, который предложил так на­звать легкую смерть с целью прекращения страданий при неизлечимых бо­лезнях. В современном мире эвтаназия законодательно разрешена лишь в Нидерландах. В ряде стран (США и др.) изобретены устройства для безбо­лезненной смерти, которые сам больной может привести в действие. В исто­рии философии было немало высказываний относительно права человека принять такое решение. В ряде стран Запада уже несколько десятилетий ра­ботают хосписы - больницы для безнадежно больных, где люди могут уме­реть по-человечески. Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, о чем писал Фрейд, то каждый имеет естественное врожденное право не только жить, но и умереть в человеческих условиях.

Одной из особенностей современности является то, что гуманные отношения между людьми являются основой выживания для человечества. Раньше во время войн оставалась надежда на то, что большинство людей выживет и восстано­вит разрушенное, то сейчас, если глобальные проблемы не решатся, то все человечество погибнет,

Большинство скажут, что не хотят умирать и что смерть - самое страшное, что может случиться с ними и теми, кто им дорог. Они боятся смерти и готовы пойти на все ради спасения своей жизни.

Но действительно ли мы не хотим умирать? Вообразите, что знахарь или волшебник предлагает вам вечную жизнь. Достаточно принять микстуру, назовем ее эликсиром бессмертия, и вы никогда не умрете.

Уточним детали. Многие откажутся пить лекарство, когда представят, как состарятся и навеки останутся немощными, со старческим маразмом, мучительными болями и неуклюжими движениями. Все, кто примет эликсир бессмертия, никогда не постареют. Тело будет таким же ловким и крепким, разум - острым и ясным.

Умереть не получится. Выбрали вечную жизнь - радуйтесь, даже если надоело

Ваше состояние не ухудшится, даже наоборот. Если вы занимаетесь йогой, гибкость и выносливость возрастут. Если учите иностранный язык, сможете быстрее запоминать новые фразы. Процесс старения прекратится.

Прочие вероятные проблемы тоже учтены. Волшебник гарантирует, что через несколько столетий или тысячелетий вы не окажетесь в пустыне из-за ядерной войны или климатических изменений. Государственный строй тоже не изменится, гнет тирании вам не грозит. Словом, физическое и политическое окружение будет вполне благополучным. Кроме того, вы не пострадаете в автокатастрофе, которая могла бы навсегда приковать вас к постели. В общем, условия более чем приемлемые.

Но учтите: решение необратимо. Если соглашаетесь принять микстуру, меняйте образ жизни как угодно, но самоубийство запрещено. Бросайтесь под поезд, прыгайте с крыши - умереть не получится, все как в фильме «День сурка». Выбрали вечную жизнь - радуйтесь, даже если надоело.

Неожиданный выбор большинства

Я не статистик, не рискну претендовать на репрезентативность выборки. Я опросил не меньше тысячи человек, как один на один, так и на университетских лекциях, и около 70% ответили, что отказались бы от эликсира бессмертия, причем не всем удалось четко обосновать свой выбор. Возможно, вам тоже будет интересно разобраться, как бы вы поступили в таком случае и почему. У тех, кто не захотели становиться бессмертными, были причины. Веские или нет, судите сами.

Необратимость

Несколько человек не стали бы принимать эликсир из-за необратимости. Глотнул и никогда не сможешь умереть. Спорный довод, ведь смерть тоже необратима: еще никто не возвращался с того света.

Скука

В знаменитом эссе «Дело Макропулоса: размышления о скуке вечной жизни» британский философ Бернард Уильямс рассуждает об однообразии бессмертия. Человек не сможет радикально менять свои интересы и привычки, рано или поздно ему наскучит бессмысленное существование. Ведь если мы говорим о вечности, то всякое действие или опыт будут многократно повторяться.

Профессор Калифорнийского университета Джон Мартин Фишер оспаривает его мнение. В статье «Почему быть бессмертным не так уж плохо» он сомневается, что людям непременно должна наскучить вечная жизнь. Безусловно, если изо дня в день завтракать, обедать и ужинать одним и тем же блюдом, вскоре оно опротивеет. Но если употреблять его раз в две недели, удовольствие возвращается.

Когда перерывы между одинаковыми впечатлениями велики, ими можно наслаждаться без конца

То же касается опыта, прожитого в который раз за вечную жизнь. Когда перерывы между одинаковыми впечатлениями велики, ими можно наслаждаться без конца, они не надоедают. Кроме того, сомнительно, что все пережитое будет непременно повторяться по кругу. Можно встретить новых людей, прочесть новые книги, увидеть новые события: мир постоянно изменяется, и вместе с ним меняется наше восприятие. Старый опыт забудется и покажется новым.

Смерть близких

Некоторые участники ответили, что им не нужна микстура, ведь иначе у них на глазах скончаются все, кого они любят: друзья, супруги, братья и сестры, дети и внуки - и это ужасно. Пусть даже они обзаведутся новыми друзьями и семьями, придется снова терять близких. Они не готовы терпеть такую боль. И даже когда людям предложили взять лекарство не только для себя, но и для всех, кто им дорог, большинство осталось при своем мнении. Мне не совсем ясно, что их останавливает.

Более того, когда у них спросили, покончили бы они с собой, если бы все друзья и родные погибли в катастрофе, почти все ответили отрицательно. Хотя смириться будет тяжело, надо попытаться жить дальше и, если получится, найти новых друзей и попробовать создать новую семью. Налицо расхождение с озвученной причиной отказа, вероятно, дело в чем-то другом.

Нежелание вмешиваться

Некоторые заявили, что обойдутся без микстуры, поскольку не хотят вмешиваться в естественный ход событий. Мало кто сумел конкретно пояснить, почему. Что плохого в возможности влиять на свою судьбу? Их слова противоречат поступкам: например, многие принимают антихолестериновые добавки и препараты от давления, бросают курить, занимаются спортом - словом, продлевают себе жизнь. Значит, они все-таки не прочь вмешаться в жизненный цикл. И если что, согласятся на хирургическое вмешательство, пускай и болезненное, только бы не умереть. Выходит, эта причина тоже не вполне обоснована.

Перенаселение

Нашлись и те, кто оправдал свое решение тем, что, если каждый выберет вечную жизнь, на Земле наступит демографический взрыв. Между тем эксперимент предусматривал, что волшебную микстуру получат не все. Только вы или, как вариант, вы и близкие.

***

Что насчет вас? Вы бы приняли эликсир бессмертия? Если вечность пугает, возможно, подойдет лекарство послабее, которое позволит прожить два миллиона лет? Или двести тысяч? Может, вас устроят двадцать тысяч лет или две тысячи? Двести лет? Согласитесь ли вы хоть на какое-то средство, чтобы продлить свою жизнь? Почему?

Из вопросов, одинаково интересных для науки, философии, религии, для каждого человека самый, быть может, важный и безнадежный: что такое жизнь?

На эту тему написано множество работ. Исследованиям проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уж о целом комплексе биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире. Однако там на уровне атомов и простых молекул господствуют стандартные объекты, лишенные индивидуальности, а также механические взаимодействия… Или такой подход отражает прежде всего наше незнание сути жизни?

Как бы то Ни было, ответов на вопрос: «Что такое жизнь?» - имеется слишком много. Каждая наука и тем более каждое философское или религиозное учение предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти.

Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для живых существ?

Подобные вопросы затрагивают интересы каждого из нас. От них мы переходим не только к области теоретических умозрений, но вольно или невольно задумываемся: как жить на этом свете? А есть ли свет, иной?

БАЛАНДИН Рудольф Константинович - член Союза писателей СССР. Автор 30 книг и многочисленных статей и очерков. Главные темы - история Земли и жизни, взаимодействие общества с природой, судьбы материальной и духовной культуры.

Жизнь, смерть, бессмертие?…

О смысле смерти

Перефразируем известную поговорку. «Скажи мне, кто твои враг, и я скажу, кто ты». Враг всего живого - смерть.

Оригинальный русский мыслитель Н. Ф. Федоров утверждал, что дальняя и высшая цель человечества - победа над смертью, воскрешение всех, обитавших на Земле. Таков сыновий долг живущих перед теми, кому обязаны они величайшим благом жизни. Федоров попытался приговорить смерть к смерти.

Пожалуй, попытка эта вызвана прежде всего отчаянием и стремлением во что бы то ни стало преодолеть леденящий ужас небытия.

Вспомним страх смерти, знакомый каждому из нас. Лев Толстой переживал его мучительно, и не только за себя, но и за своих детей: «Зачем мне любить их, растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познанию этой истины. А истина - смерть».

В религиозных учениях этот страх обычно «нейтрализуется» верой в бессмертие души. Говорят, что американский философ Д. У. Джемс даже обещал после своей смерти найти способ духовного общения с друзьями. Но, как заметил И.И.Мечников, он так и не выполнил своего обещания.

В нашем веке науки вера в бессмертие души возродилась в новых формах (достаточно вспомнить интереснейшую работу американского ученого Р. Муди «Жизнь после жизни»). Однако при всей утешительности таких воззрений после недолгих размышлений с грустью сознаешь, что если дух отделится от своего обжитого родного тела, то это и будет смерть меня как существа телесно-духовного. Без тела мое сознание будет беспомощным, бездеятельным… Да и будет ли?

«Неизбежность смерти - наитягчайшая из наших горестей», - утверждал французский мыслитель XVIII века Вовенгарг. Трудно с ним не согласиться.

Смерть - это осознанная необходимость. Полнейшая наша несвобода. Высшая мера наказания, к которой приговорила каждого из нас равнодушная природа. Но есть и другая, прямо противоположная точка зрения. Смерть - благо!

«Признаем чистосердечно, что бессмертие обещают нам только Бог и религия: ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом… Смерть - не только избавление от болезней, она - избавление от всякого рода страданий». Таково мнение М. Монтеня.

С научных объективных позиций - отрешенных от наших личных переживаний и страхов - смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы, как известно, в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этот мощный «напор жизни» (выражение В. И. Вернадского) очень быстро превратил бы земную биосферу в кишащий сгусток организмов.

К счастью, одни поколения освобождают арену жизни для других. Только в такой смене залог эволюции организмов. Ужасный образ скелета с губительной косой оборачивается воплощением сурового, но справедливого естественного отбора.

…Увы, каждый из нас, живущих, жаждет не только познания, но и утешения; понимание блага смерти для торжества биологической эволюции вряд ли помогает нам радостно ожидать прекращения своей бесценной - для нас! - и единственной во веки веков личной жизни. А против неизбежности вечного небытия после мимолетного пребывания на свете остается единственное противоядие - жить, как говорится, на всю катушку.

«Если вместе со смертью, - писал В. М. Бехтерев, - навсегда прекращается существование человека, то спрашивается, к чему наши заботы о будущем? К чему, наконец, понятие долга, если существование человеческой личности прекращается имеете с последним предсмертным вздохом? Не правильно ли тогда ничего не искать от жизни и только наслаждаться теми утехами, которые она дает, ибо с прекращением жизни все равно ничего не останется. Между тем иначе сама жизнь, как дар природы, протечет без тех земных удовольствий и наслаждений, которые она способна дать человеку, скрашивая его временное существование.

Что же касается заботы относительно других, то стоит ли вообще об этом думать, когда все: и „я“, и „другие“ - завтра, послезавтра или когда-нибудь превратятся в „ничто“. Но ведь это уже прямое отрицание человеческих обязанностей, долга и вместе с тем отрицание всякой общественности, неизбежно связанной с известными обязанностями.

Вот почему человеческий ум не мирится с мыслью о полной смерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всех стран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в форме живого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею о переселении душ из одного существа в другие».

Но тогда и научное познание - не более чем развлечение и способ добывания жизненных благ, и нам, как всякому, приговоренному к «высшей мере», в последний час (месяц, год, десятилетие - не все ли равно?) поистине все дозволено, и нет никакого различия между добром и злом перед бездной небытия.

Можно, конечно, верить в бессмертие души, но следует знать, что бренное наше тело растворится в окружающем мире и никогда, никогда уже не суждено будет нам радоваться жизни земной..

С позиций естествознания смерть живого организма - это разложение на мельчайшие составные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из одних природных тел в другие. Примерно так писал в своем дневнике В. И. Вернадский, подчеркивая, что страха смерти не ощущает. Но есть у него и другая запись: «…в одной из мыслей я касался… выяснения жизни и связанного с ней творчества, как слияния с Вечным Духом, в котором слагаются или который слагается из таких стремящихся к исканию истины человеческих созданий, в том числе и моего. Выразить ясно я это не могу…»

Последнее замечание очень обязательно. Вроде бы ученому с научных позиций все ясно. Однако его мысль не желает мириться с ограничениями научного метода, признающего лишь то, что можно доказать. Но смерть - это очевидный факт, в доказательствах не нуждающийся (как Любая деспотия). А посмертное существование - домысел, вымысел, догадка ничем не подтвержденная и принимаемая на веру. Есть ли какая-нибудь возможность подтвердить или опровергнуть ее по данным современной науки?

Попытаемся выяснить это не умозрительно, а на основе имеющихся фактов.

Биологическая вечность жизни

Начало жизни

Все рожденное обречено на смерть. В материальном мире мы не знаем вроде бы ничего, противоречащего этому закону. Животные и растения, звезды и планеты, даже Вселенная (или, точнее, Метагалактика, наблюдаемая нами часть мироздания), по современным представлениям, имели когда-то начало, а значит, будут иметь и конец.

Люди просто грязные мешки с кровью и костями, которые совершенно не подходят для бессмертия. Это осознают все: и простые кочегары, и миллиардеры. В 2016 году и его жена Присцилла Чан пообещали 3 миллиарда долларов на реализацию плана лечения всех болезней к концу века. «К концу этого столетия для людей будет вполне нормально жить до 100 лет», - полагает наивный Цукерберг.

Конечно, наука сделала огромный шаг вперед, продолжительность жизни сильно выросла. Хотя считают ее неправильно, забывая, что в старину была очень высока детская смертность, и потому цифры такие ничтожно маленькие. Зато деньги, инвестируемые в научные исследования, совсем уж не такие. Долголетие и потенциальное – это особенно популярная навязчивая идея у богатых и знаменитых, которых, по всей видимости, очень смущает факт, что когда-нибудь с этим счастьем нужно будет расстаться.

Зачастую формы не важны - пускай они будут пульсирующей банкой консервов или обезьяньими половыми железами.

А вся проблема заключается в том, что человеческие тела, эти печальные, падающие, подверженные провалу продукты эволюции, просто не созданы для жизни навсегда. Люди на протяжении всей истории пытались, но мусорное тело всегда мешало.

Заинтересованных в бессмертии олигархов, политиков и ученых на протяжении всей истории не оставляет мечта дожить до конца времен. Ниже приводится краткое изложение различных подходов, которые были приняты в бесконечном стремлении к вечной жизни.

Взломать все болезни

Цукерберг вместе со своими друзьями из Силиконовой долины от Google и 23andme учредил премию «Прорыв» в 2012 году, чтобы продвигать научные инновации, в том числе направленные на увеличение продолжительности жизни и борьбу с болезнями.

Он создал фонд, который в течение десятилетия пожертвует 3 миллиарда долларов на базовые медицинские исследования. Некоторые утверждают, что этот подход не самый эффективный. Деньги будут потрачены на то, чтобы изучать одну конкретную болезнь, а не пытаться усмирить сразу несколько. То есть десять лет уйдет на полное искоренение, допустим, оспы, в то время как люди будут искать спасение от рака.

Есть еще одна проблема – время. Пациент стареет, его состояние только ухудшается, а болезнь так и остается не вылеченной. Да и само по себе старение является самым большим фактором риска для всех этих заболеваний, которые выходят из-под контроля. Чем больше тебе лет, тем сильнее обнажаются риски, ведь органы и системы неизбежно изнашиваются и ломаются.

Важно не забывать, что речь идет не только о нескольких миллиардерах, способных позволить себе все самое лучшее, а о миллионах людей, зависящих от обстоятельств. Поэтому некоторые центры исследуют способы остановить старение на уровне фермента. Одним из наиболее перспективных является ТОР – своего рода сотовая сигнализация, которая говорит клетке, что ей нужно либо расти и делиться, либо уничтожиться. Ученые полагают, что манипулирование этим путем может замедлить естественнейший из процессов.

Biohacking тоже планирует занять свое место под солнцем, несмотря на дебаты относительно этической составляющей вопроса: как далеко люди могут зайти, чтобы изменить свой генетический код. Ученые, например, все еще тщательно изучают технологию CRISPR, которая действует как самонаводящаяся ракета: отслеживает конкретную цепочку ДНК, а затем разрезает и вставляет новую нить на старое место. Ее можно использовать для изменения практически всех аспектов ДНК. В августе ученые впервые использовали технологию редактирования генов на человеческом эмбрионе, чтобы стереть наследуемый порок сердца.

Свежая кровь, чужая железа

На протяжении всей истории человечества мы носимся с идеей наполнить тело заменяемыми деталями, чтобы обмануть смерть. Взять того же Сергея Воронова, русского ученого, который еще в начале 20-го века считал, что половые железы животных содержат секрет продления жизни. В 1920 году он попробовал это, взяв кусочек обезьяньей железы, и пришил ее к человеческой (предупредим сразу: не своей, не настолько он любил науку).

Недостатка в пациентах не было: около 300 человек прошли процедуру, в том числе одна женщина. Профессор утверждал, что вернул молодость 70-летним и продлил их жизнь как минимум до 140 лет. В своей книге «Жизнь. Изучение способов восстановления жизненной энергии и продления жизни» он писал: «Половая железа стимулирует мозговую активность, мышечную энергию и любовные страсти. Она вливает в поток крови жизненно важную жидкость, которая восстанавливает энергию всех клеток и распространяет счастье».

Воронов умер в 1951 году, по-видимому, не сумев омолодить себя самого.

Обезьяньи яички вышли из моды, но, в отличие от доктора Воронова, идея сбора частей тела все еще очень даже жива.

Например, очень много говорится о парабиозе – процессе переливания крови от молодого человека пожилому, чтобы остановить старение. Пожилых мышей таким образом удалось омолодить. Более того, в 50-х люди проводили подобные исследования, но почему-то забросили. Видимо, предки узнали какую-то страшную тайну. Например, что это метод можно из-под полы толкать очень богатым людям. Они ведь любят кровь девственниц и младенцев. Как гласят исторические байки, все, от императора Калигулы до Кевина Спейси, любят молодые тела.

Хотя, если быть честным, то опыты с переливанием проводились на человеке, но закончились не очень удачно. Это не всегда срабатывало. Например, писатель-фантаст, доктор и пионер кибернетики, Александр Богданов в 1920-х решил подлить себе свежей кровушки. Он наивно полагал, что это сделает его буквально неуязвимым. Увы, недостаточный анализ, и светилу уже роют могилу. Оказалось, что он перелил себе кровь больного малярией. Причем донор выжил, а вот профессор вскоре скончался.

Переосмысление души

Человечество так давно мечтает о бессмертии, что создало целых четыре способа ее достижения:

1. Лекарства, продлевающие жизнь, и методы лечения генов, которые обсуждались выше.


2. Воскрешение – идея, которая завораживала людей на протяжении всей истории. Начиналось с экспериментов Луиджи Гальвани в XVIII веке, проводившего электричество через ноги мертвой лягушки. Закончилось крионикой – процессом замораживания тела с надеждой на то, что будущая медицина или технологии будут в состоянии разморозить аккуратнее, чем микроволновка пиццу из «Магнита», и восстановить здоровье. Некоторые товарищи из Силиконовой долины заинтересованы в новых версиях крионики, но пока что не уделяют ей такого большого внимания.

3. Поиск бессмертия через душу, что ни к чему хорошему не привело. Только к войнам. Тело – это ведь бренная, гниющая оболочка. Вечна только душа, которая обретет бессмертие в лучшем из миров. Или как Каспер, на худой конец. Но отставим религиозные беседы. Душа, конечно, не игрушка, но мы пытаемся писать про науку.

Впрочем, у ученых свое понимание души. Для них это не столько призрачная сущность нас, связанная с высшей силой, но и более определенный набор сигнатур мозга, уникальный для нас код, который можно взломать, как и любой другой.

Рассмотрим современную душу как уникальную нейросинаптическую связь, интегрирующую мозг и тело через сложный электрохимический поток нейротрансмиттеров. У каждого человека есть один, и все они разные. Могут ли они быть сведены к информации, например, для тиражирования или добавления в другие субстраты? То есть можем ли мы получить достаточную информацию об этой карте мозга-тела, чтобы воспроизвести ее на других устройствах, будь то машины или клонированные биологические копии вашего тела?

– Марбело Глейзер, физик-теоретик, писатель и профессор естественной философии, физики и астрономии в Дартмутском колледже –

В 2013 году независимая научно-исследовательская компания биотехнологий Calico под покровом тайны начала было проект по исследованию глубин мозга и поиску души. Все было очень пафосно: тысячи подопытных мышей, лучшие технологии, освещение в прессе – мир замер на пороге открытия. А потом все как-то само собой закончилось. Они искали «биомаркеры», то есть биохимические вещества, уровни которых предсказывают смерть. Но все, что они смогли, – заработать денег и инвестировать их в лекарства, которые могут помочь бороться с диабетом и болезнью Альцгеймера.

Создание прочного наследия

Кстати, мы сказали, что способов четыре, а написали только три. Так вот, четвертый вынесем отдельно. Это наследие. Для древних цивилизаций это означало создание памятников, чтобы живые родственники повторяли вырезанное на стенах гробницы имя еще очень и очень долго. Человек бессмертен до тех пор, пока его имя записано в книгах и произносится потомками.

Сегодняшнее наследие отличается от гигантских каменных святынь, но эго древних и современных владельцев вполне сопоставимо. Идея загрузки сознания в облако перешла от научной фантастики к науке: российский веб-магнат Дмитрий Ицков в 2011 году запустил проект «Инициатива 2045» – эксперимент, или даже попытку сделать себя бессмертным в течение следующих 30 лет, создав робота, который может хранить человеческую личность.

Различные ученые называют это загрузкой, или переносом ума. Я предпочитаю называть это передачей личности.

– Дмитрий Ицков –

Бессмертная планета

Самое страшное во всех этих экспериментах, что делает их абсолютно бессмысленными для большинства, так это высокая стоимость. Для среднестатистического белого жителя развитой страны с неплохим годовым достатком это будут неподъемные деньги.


Это, в свою очередь, может означать, что у нас будет класс почти бессмертных или облачных сознаний, управляющих людьми, замурованных в клетку из ужасающих аналоговых тел. Зато скрещивание человека с компьютером породит новых сверхлюдей, мыслителей, наполовину людей – наполовину строчек кода.

Кеннеди сказал, что открытие этих вариантов зависит от того, какой путь исследований наиболее эффективен. Если старение рассматривается как болезнь, то есть надежда дожить до долгожданной пилюли бессмертия. Как сказал кто-то очень умный:

Задача состоит в том, чтобы выяснить, как улучшить здоровье и сделать это как можно быстрее. Если с помощью наркотиков – это достижимо. Если с помощью многочисленных переливаний молодой крови – это менее достижимо.

Породит ли это суперрасу «разрушителей», непроницаемых для мучений, времени и пределов плоти – непонятно. Пока что всех борцов со смертностью пугает перспектива оказаться в скором времени в деревянной коробе и в двухметровой яме. Но пусть лучше думают о последствиях, может быть, смертность лучше для всех нас?