Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Фенечка – воплощение юности и естественности.  Лучшие схемы фенечек. Косое и Прямое плетение. Образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети": описание внешности и характера в цитатах Фенечка и николай петрович

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.

Проводив Аркадия с насмешливым сожалением и дав ему понять, что он нисколько не обманывается насчет настоящей цели его поездки, Базаров уединился окончательно: на него нашла лихорадка работы. С Павлом Петровичем он уже не спорил, тем более что тот в его присутствии принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами. Только однажды Павел Петрович пустился было в состязание с нигилистом по поводу модного в то время вопроса о правах остзейских дворян, но сам вдруг остановился, промолвив с холодною вежливостью: — Впрочем, мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать. — Еще бы! — воскликнул Базаров. — Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит; а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, этого он понять не в состоянии. — Что, это остроумно? — проговорил вопросительно Павел Петрович и отошел в сторону. Впрочем, он иногда просил позволения присутствовать при опытах Базарова, а раз даже приблизил свое раздушенное и вымытое отличным снадобьем лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку и хлопотливо пережевывала ее какими-то очень проворными кулачками, находившимися у ней в горле. Гораздо чаще своего брата посещал Базарова Николай Петрович; он бы каждый день приходил, как он выражался, «учиться», если бы хлопоты по хозяйству не отвлекали его. Он не стеснял молодого естествоиспытателя: садился где-нибудь в уголок комнаты и глядел внимательно, изредка позволяя себе осторожный вопрос. Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то ко взаимному неудовольствию. Николай Петрович догадывался, что ненависть его брата к Базарову нисколько не уменьшилась. Неважный случай, между многими другими, подтвердил его догадки. Холера стала появляться кое-где по окрестностям и даже «выдернула» двух людей из самого Марьина. Ночью с Павлом Петровичем случился довольно сильный припадок. Он промучился до утра, но не прибег к искусству Базарова и, увидевшись с ним на следующий день, на его вопрос: «Зачем он не послал за ним?» — отвечал, весь еще бледный, но уже тщательно расчесанный и выбритый: «Ведь вы, помнится, сами говорили, что не верите в медицину?» Так проходили дни. Базаров работал упорно и угрюмо... А между тем в доме Николая Петровича находилось существо, с которым он не то чтобы отводил душу, а охотно беседовал... Это существо была Фенечка. Он встречался с ней большею частью по утрам, рано, в саду или на дворе; в комнату к ней он не захаживал, и она всего раз подошла к его двери, чтобы спросить его — купать ли ей Митю или нет? Она не только доверялась ему, не только его не боялась, она при нем держалась вольнее и развязнее, чем при самом Николае Петровиче. Трудно сказать, отчего это происходило; может быть, оттого, что она бессознательно чувствовала в Базарове отсутствие всего дворянского, всего того высшего, что и привлекает и пугает. В ее глазах он и доктор был отличный, и человек простой. Не стесняясь его присутствием, она возилась с своим ребенком, и однажды, когда у ней вдруг закружилась и заболела голова, из его рук приняла ложку лекарства. При Николае Петровиче она как будто чуждалась Базарова: она это делала не из хитрости, а из какого-то чувства приличия. Павла Петровича она боялась больше, чем когда-либо; он с некоторых пор стал наблюдать за нею и неожиданно появлялся, словно из земли вырастал за ее спиною в своем сьюте , с неподвижным зорким лицом и руками в карманах. «Так тебя холодом и обдаст», — жаловалась Фенечка Дуняше, а та в ответ ей вздыхала и думала о другом «бесчувственном» человеке. Базаров, сам того не подозревая, сделался жестоким тираном ее души. Фенечке нравился Базаров; но и она ему нравилась. Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность. Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием. — Ты бы чаще купалась, — говорил ей Николай Петрович. Он устроил большую, полотном покрытую, купальню в том из своих прудов, который еще не совсем ушел. — Ох, Николай Петрович! Да пока до пруда дойдешь — умрешь, и назад пойдешь — умрешь. Ведь тени-то в саду нету. — Это точно, что тени нету, — отвечал Николай Петрович и потирал себе брови. Однажды, часу в седьмом утра, Базаров, возвращаясь с прогулки, застал в давно отцветшей, но еще густой и зеленой сиреневой беседке Фенечку. Она сидела на скамейке, накинув, по обыкновению, белый платок на голову; подле нее лежал целый пук еще мокрых от росы красных и белых роз. Он поздоровался с нею. — А! Евгений Васильич! — проговорила она и приподняла немного край платка, чтобы взглянуть на него, причем ее рука обнажилась до локтя. — Что вы это тут делаете? — промолвил Базаров, садясь возле нее. — Букет вяжете? — Да; на стол к завтраку. Николай Петрович это любит. — Но до завтрака еще далеко. Экая пропасть цветов! — Я их теперь нарвала, а то станет жарко и выйти нельзя. Только теперь и дышишь. Совсем я расслабела от этого жару. Уж я боюсь, не заболею ли я? — Это что за фантазия! Дайте-ка ваш пульс пощупать. — Базаров взял ее руку, отыскал ровно бившуюся жилку и даже не стал считать ее ударов. — Сто лет проживете, — промолвил он, выпуская ее руку. — Ах, сохрани Бог! — воскликнула она. — А что? Разве вам не хочется долго пожить? — Да ведь сто лет! У нас бабушка была восьмидесяти пяти лет — так уж что же это была за мученица! Черная, глухая, горбатая, все кашляла; себе только в тягость. Какая уж это жизнь! — Так лучше быть молодою? — А то как же? — Да чем же оно лучше? Скажите мне! — Как чем? Да вот я теперь, молодая, все могу сделать — и пойду, и приду, и принесу, и никого мне просить не нужно... Чего лучше? — А вот мне все равно: молод ли я или стар. — Как это вы говорите — все равно? это невозможно, что вы говорите. — Да вы сами посудите, Федосья Николаевна, на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем... — Это от вас всегда зависит. — То-то что не от меня! Хоть бы кто-нибудь надо мною сжалился. Фенечка сбоку посмотрела на Базарова, но ничего не сказала. — Это что у вас за книга? — спросила она, погодя не много. — Эта-то? Это ученая книга, мудреная. — А вы все учитесь? И не скучно вам? Вы уж и так, я чай, все знаете. — Видно, не все. Попробуйте-ка вы прочесть немного. — Да я ничего тут не пойму. Она у вас русская? — спросила Фенечка, принимая в обе руки тяжело переплетенный том. — Какая толстая! — Русская. — Все равно я ничего не пойму. — Да я и не с тем, чтобы вы поняли. Мне хочется посмотреть на вас, как вы читать будете. У вас, когда вы читаете, кончик носика очень мило двигается. Фенечка, которая принялась было разбирать вполголоса попавшуюся ей статью «о креозоте», засмеялась и бросила книгу... она скользнула со скамейки на землю. — Я люблю тоже, когда вы смеетесь, — промолвил Базаров. — Полноте! — Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит. Фенечка отворотила голову. — Какой вы! — промолвила она, перебирая пальцами по цветам. — И что вам меня слушать? Вы с такими умными дамами разговор имели. — Эх, Федосья Николаевна! поверьте мне: все умные дамы на свете не стоят вашего локотка. — Ну, вот еще что выдумали! — шепнула Фенечка и поджала руки. Базаров поднял с земли книгу. — Это лекарская книга, зачем вы ее бросаете? — Лекарская? — повторила Фенечка и повернулась к нему. — А знаете что? Ведь с тех пор, как вы мне те капельки дали, помните? уж как Митя спит хорошо! Я уж и не придумаю, как мне вас благодарить; такой вы добрый, право. — А по-настоящему, надо лекарям платить, — заметил с усмешкой Базаров. — Лекаря, вы сами знаете, люди корыстные. Фенечка подняла на Базарова свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица. Она не знала — шутит ли он или нет. — Если вам угодно, мы с удовольствием... Надо будет у Николая Петровича спросить... — Да вы думаете, я денег хочу? — перебил ее Базаров. — Нет, мне от вас не деньги нужны. — Что же? — проговорила Фенечка. — Что? — повторил Базаров. — Угадайте. — Что я за отгадчица! — Так я вам скажу; мне нужно... одну из этих роз. Фенечка опять засмеялась и даже руками всплеснула — до того ей показалось забавным желание Базарова. Она смеялась и в то же время чувствовала себя польщенною. Базаров пристально смотрел на нее. — Извольте, извольте, — промолвила она наконец и, нагнувшись к скамейке, принялась перебирать розы. — Какую вам, красную или белую? — Красную, и не слишком большую. Она выпрямилась. — Вот, возьмите, — сказала она, но тотчас же отдернула протянутую руку и, закусив губы, глянула на вход беседки, потом приникла ухом. — Что такое? — спросил Базаров. — Николай Петрович? — Нет... Они в поле уехали... да я и не боюсь их... а вот Павел Петрович... Мне показалось... — Что? — Мне показалось, что они тут ходят. Нет... никого нет. Возьмите. — Фенечка отдала Базарову розу. — С какой стати вы Павла Петровича боитесь? — Они меня все пугают. Говорить — не говорят, а так смотрят мудрено. Да ведь и вы его не любите. Помните, прежде вы все с ним спорили. Я и не знаю, о чем у вас спор идет; и вижу, что вы его и так вертите, и так... Фенечка показала руками как, по ее мнению, Базаров вертел Павла Петровича. Базаров улыбнулся. — А если б он меня побеждать стал, — спросил он, — вы бы за меня заступились? — Где ж мне за вас заступаться? да нет, с вами не сладишь. — Вы думаете? А я знаю руку, которая захочет, и пальцем меня сшибет. — Какая такая рука? — А вы небось не знаете? Понюхайте, как славно пахнет роза, что вы мне дали. Фенечка вытянула шейку и приблизила лицо к цветку... Платок скатился с ее головы на плеча; показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос. — Постойте, я хочу понюхать с вами, — промолвил Базаров, нагнулся и крепко поцеловал ее в раскрытые губы. Она дрогнула, уперлась обеими руками в его грудь, но уперлась слабо, и он мог возобновить и продлить свой поцелуй. Сухой кашель раздался за сиренями. Фенечка мгновенно отодвинулась на другой конец скамейки. Павел Петрович показался, слегка поклонился и, проговорив с какою-то злобною унылостью: «Вы здесь», — удалился. Фенечка тотчас подобрала все розы и вышла вон из беседки. «Грешно вам, Евгений Васильевич», — шепнула она, уходя. Неподдельный упрек слышался в ее шепоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно. Но он тотчас же встряхнул головой, иронически поздравил себя «с формальным поступлением в селадоны» и отправился к себе в комнату. А Павел Петрович вышел из саду и, медленно шагая, добрался до леса. Он остался там довольно долго, и когда он вернулся к завтраку, Николай Петрович заботливо спросил у него, здоров ли он? до того лицо его потемнело. — Ты знаешь, я иногда страдаю разлитием желчи, — спокойно отвечал ему Павел Петрович.

Фенечкая является одной из второстепенных героинь романа “Отцы и дети”

Тургенева

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Краткая характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”

Фенечка, или Федосья Николаевна – неофициальная жена помещика

Николая Петровича Кирсанова

Фенечке 23 года. По происхождению она – крестьянка (вероятно, вольнонаемная крестьянка).

Фенечка – хорошая хозяйка и заботливая мать. Она любит порядок и чистоту. Фенечка малообразованна, глуповата и пустовата, но при этом – хороша собой и мила.

Однажды Фенечка и ее мать устраиваются на работу к помещику Николаю Петровичу Кирсанову. Между ним и Фенечкой завязываются отношения. Кирсанов старше Фенечки на 20 лет. Он – дворянин, а она – крестьянка, но это не мешает им быть вместе.

У Фенечки и Кирсанова рождается сын Митя. Спустя 3 года совместной жизни Кирсанов женится на Фенечке.

Образ и характеристика Фенечки в романе “Отцы и дети”

Возраст Фенечки – около 23 лет:

“…Это была молодая женщина лет двадцати трех…”

Полное имя героини – Федосья Николаевна:

“…Федосья Николавна…”

Фенечка – крестьянка по происхождению : “…«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина…” (крестьяне целовали у барина руку)

Фенечка – сирота: “…Муж у ней давно умер…” (речь идет про отца Фенечки)

“…мать, Арина, умерла от холеры…” (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)

Фенечка – красивая молодая женщина: “…И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?..”

“…Какая хорошенькая!..”

“…Известно о ком: одна только хорошенькая…”

“…У твоего отца, видно, губа не дура…”

Внешность Фенечки в цитатах: “…Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…”

Произведение начинается с событий 20 мая 1859 года. Один барин – Николай Петрович Кирсанов, выходя из постоялого двора, спрашивал своего слугу Петра, не видать ли на дороге, тем самым создавая интригу, так как кого именно не видать, сказано не было.

Барин жил в имении в пятнадцати верстах от постоялого дворика. Его отец был боевой генерал, у Николая Петровича был и брат – Павел Петрович. Оба они с юга России, и до четырнадцати лет их воспитывали гувернеры и адъютанты. Мать жила в свое удовольствие. Николай Петрович не пошел в армию из-за травмы ноги. После совершеннолетия учился в Петербургском университете, затем он стал жить с братом, который стал офицером в гвардейском полку. После окончания университета кандидатом Николай Петрович и его родители переехали в Петербург. Но родители барина вскоре умерли. Николай Петрович женился на миловидной девушке, жили они сначала в Петербурге, потом переехали в деревню. У них родился сын – Аркадий. Через 10 лет жена Николая Петровича умерла. Это было большим потрясением для него. Он многое делал, чтобы справится с таким ударом. Теперь он живет в деревне, седой, пухленький и ждет он на крыльце своего сына Аркадий после окончания университета.

Аркадий и его отец крепко обняли друг друга. Затем выпускник представил Николаю Петровичу своего друга Евгения Васильевича Базарова, который согласился погостить у Кирсановых. Аркадий старался сдерживать свою радость, но у него это плохо получалось. Он был счастлив, что он дома рядом с любимым отцом. Единственное от чего ему становилось грустно – далеко неживописный вид местности.

Аркадий очень дорожил своей дружбой с Базаровым, с которым познакомился недавно. Евгений Васильевич занимался естественными науками.

Николай Петрович рассказал своем сыну о всех новостях дома Кирсановых и вскоре они оказались в Марьино или, как его еще называют, в Бобыльем хуторе.

Приехав, Аркадий и Базаров встретили слуг, затем увидели Павла Петровича – дядю Аркадия, который выглядел замечательно.

Когда все сели ужинать Базаров мало говорил, но много ел. Барин рассказывал истории, а Аркадий в свою очередь очень неловко себя чувствовал.

Все разошлись. Базаров в разговоре с Аркадием начал критиковать Павла Петровича и отца Аркадия. По мнению Базарова, Павел Петрович выглядит не соответствующе деревне, и это не хорошо, одни ухоженные ногти и хорошо выбритый подбородок чего стоит. А насчет Николая Петровича он сказал, что умение сочинять стихи ему в хозяйстве не пригодится.

На следующий день Базаров с самого утра пошел рассматривать усадьбу, которая ему не понравилась. Затем он отправился с мальчишками ловить лягушек для опытов. Аркадий все утро общался с отцом и дядей. Он интересовался у Николая Петровича, почему Фенечка, двадцатитрехлетняя девушка, которая жила с его отцом, не выходит к ним, почему стесняется. Павел Петрович интересовался Базаровым. Оказалось, что он знал его отца-лекаря. Аркадий рассказывает, что Базаров нигилист, т.е. человек, который рассматривает все с критической стороны. В конце разговора, Аркадий узнал о существовании младшего брата, которого родила Фенечка. Немного позже вышла Фенечка, она накрыла чай, была она очень стеснительна, но знала, что имеет право присутствовать.

Базаров вернулся весь в грязи и с мешком лягушек. Во время чаепития зашел разговор об авторитетах, которых Базаров не признает, затем говорили о физике, естественных науках и, несуществующем для Базарова творчестве. Результатом стало то, что Базаров и Павел Петрович поругались. Когда все разошлись Аркадий стал защищать своего дядю от Базарова, и начал ему рассказывать историю, хотя Евгений Васильевич был самым неблагодарным слушателем, которого только можно представить.

Аркадий рассказал, что когда Павел Петрович служил в гвардейском полку, у него был очень интересный образ жизни. Он был красив, нравился женщинам и очень любил общество. Однажды он влюбился. Женщина была очень интересной, у нее не было особой красоты, но что-то к ней притягивало мужчин. Дядя Аркадия добился ее, но вскоре его возлюбленная сбежала за границу. Долгое время Павел Петрович искал ее, гонялся за ней по странам и городам. Потом они ненадолго сошлись, но женщина снова бросила Павла Петровича. Потом они ненадолго сошлись, но женщина снова бросила Павла Петровича. А потом он узнал, что его любимая княгиня Р. умерла. После этого он стал жить с братом, прежний образ жизни осмтался в прошлом, но зато Павел Петрович начал читать английские книги, стал и одеваться в стиле Англии. Он мало с кем общался, но его все уважали за его благородство. Аркадий добавляет, что Павел Петрович очень добрый и готов помочь каждому. Презирать такого человека – грешно. Но вся эта история совсем не убедила Базарова, а скорее наоборот. Он сказал, что Павел Петрович – самец, то что каждый человек обязан себя воспитать, пример тому сам Базаров. Он не верит в таинственные отношения между мужчиной и женщиной, исходя из познаний анатомии. Базаров сказал, что лучше пойти смотреть редкого жука, которого он накануне нашел.

У Николая Петровича начались проблемы с деньгами, его обманывали все слуги, но несмотря на желание Павла Петровича помочь брату, у него не было такой возможности. Опечалившись из-за проблем Николая Петровича, Павел Петрович решил зайти в комнату Фенечки, которая была удивлена его визиту, и даже немного напугана. Девушка сидела с ребенком на руках. Павел Петрович посмотрел на младенца Митю. Он сказал, что ребенок похож на брата, затем пошел Николай Петрович, который был крайне удивлен поступку брата.

В этот момент читатель узнает о том, как Фенечка появилась в доме Кирсановых. Оказалось, что мама Фенечки – Арина Савишна была хозяйкой одного постоялого двора, чистота которого поразила Николая Петровича. Барин как раз подыскивал экономку. Арина Савишна поселилась в Марьино со своей дочкой Фенечкой. Когда в девушке попала в глаз искра из печи, девушке помог барин, он обработал ей глаз. Николая Петрович не позволил Фенечке целовать ему руку, а поцеловал ее в лоб сам. После этого ее нежное лицо мерещилось ему повсюду. Он старался больше времени проводить с девушкой. В конце концов Фенечка привыкла к Николаю Петровича, а после смерти матери – Арины Савишны от холеры, девушка и вовсе стала жить вместе с барином.

После того, как Павел Петрович вышел из комнаты Фенечки, он отправился в свой кабинет, где он остался наедине с самим собой. Он лег на диван и смотрел в потолок.

Через недолгое время в саду Базаров, гуляя с Аркадием, познакомился с Фенечкой. Она сидела с сыном и служанкой Дуняшей. Евгений Васильевич восхищался миловидной внешностью девушки. Узнав, что это женщина Николая Петровича, Базаров одобрил вкус барина. Аркадий сказал, что считает, что его отцу необходимо жениться на Фенечке, мнение о браке очень удивило Базарова. Далее они шли молча. Затем Базаров начал говорить о том, что Николай Петрович плохой хозяин, так как его все обманывают. Он начал высказывать мнение по поводу русских, сказал, что русский мужик и бога слопает. Они долго спорили пока не послышались звуки доносящейся музыки. Базаров узнал, что это играл на виолончели отец Аркадия, тогда Евгений начал смеяться от того, что Николаю Петровичу 44 года, а он тешится игрой на виолончели.

Прошло пару недель. В Марьино все было как обычно. Аркадий ничем не занимался, а Базаров работал. Он иногда помогал Фенечке с ребенком, когда Митя болел.

Павел Петрович недолюбливал Базарова, он считал его плохим человеком и чувствовал, что Базаров недолюбливает его. Николай Петрович, в свою очередь, побаивался Евгения Васильевича, но всегда советовался с ним, наблюдал за его опытами, но много думал по поводу влияния Базарова на Аркадия. Но к Евгению Васильевичу замечательно относились слуги, они считали его своим человеком.

Одним июньским днем Аркадий и Базаров возвращались с прогулки, они на ходу говорили об отце Аркадия, эту беседу услышал Николай Петрович. Базаров говорил о том, что барин хороший, но глупый и странный, но Аркадий его очень защищал, хотя Базаров все-таки смог навязать ему свое мнение. Николай Петрович рассказал об этом своему брату Павле Петровичу. Естественно Павла очень задели такие высказывания в сторону брата. Он хотел выразить все свое отношение к Базарову. Наконец появился повод. Когда они все вместе пили чай, Павел Петрович начал спорить с Базаровым на тему аристократизма. Аркадий поддакивал Базарову, они твердили, что слова: либерализм, аристократизм, прогресс совершенно бесполезны для русских. Они говорят, что для них нет авторитетов. Разговор закончился тем, что Павлу Петровичу больше нечего было сказать, и в этом словесном бою победили Базаров и Аркадий. Но тут вмешался Николай Петрович, они стали говорить о русских. Братья не считают Базарова русским, а сам Евгений Васильевич считает себя таковым, ведь по его словам дед Базарова землю русскую пахал. Он не согласен с верой людей в разные приметы и высшие силы. Базаров в ярости стал говорить, что он ничего не проповедует, нигилизм – это правда, с которой никто не хочет соглашаться. Их разговор был полон эмоций. Аркадий тоже пытался отстаивать свою точку зрения, и никто не хотел принимать точку зрения своего оппонента. Павел Петрович начал говорить, что молодежь не пытается вырасти в обществе благодаря уму, т.е., например, благодаря высшему образованию. Теперь достаточно все отрицать и не с чем не соглашаться. Базаров и Аркадий от этих слов вспыхнули яростью, тогда Евгений Васильевич предложил Павлу Петровичу назвать несколько примеров из семейного быта, которые не вызвали бы отрицания. Однако, все что называл Павел Петрович Базаров смог беспощадно раскритиковать. В итоги Аркадий и Евгений ушли. А Николай Петрович сильно загрустил. Он вспомнил, как говорил своей маме, что они не понимают друг-друга, ведь принадлежат разным поколениям. Он очень напуган такой резкой переменой в отношениях с сыном. Ведь Николай Петрович до возвращения Аркадия старался как можно больше понять интересы молодого поколения. Он считает себя с братом правыми, но чувствует, что что-то не так. А Базаров тем временем с Аркадием отправляется к знатному родственнику Кирсановых.

Этим родственником был Матвей Ильич Колязин, ему было 40 лет. К Аркадию он относился, как к сыну. Сам он был, очевидно, высокого мнения о себе.

Аркадий и Базаров сходили к губернатору, где получили приглашение на бал. Когда они возвращались, Базаров встретил некого Ситникова, который называл себя учеником Евгения. Именно он приглашает молодых людей к местной даме Евдоксии Кукшиной. Однако эта женщина произвела на Аркадия и Базарова дурное впечатление. По их мнению, которое сформировалось после завтрака, то что они видели было похоже на бедлам.

Пришел день бала у губернатора. На нем Аркадий и базаров замечают красивую женщину по фамилии Одинцова. Они познакомились с ней, и оказалось, что она знала отца Аркадия. Одинцова танцевала мазурку с Аркадием. В конце бала Кирсанов с Базаровым были приглашены в гости к Одинцовой.

Одинцову звали Анна Сергеевна. Ее отец вел безобразный образ жизни. Умер и оставил крошечное состояние двум своим дочерям – двадцатилетней Анне и двенадцатилетней Катерине. Их положение было далеко не самое лучшее. О них начала заботиться сестра матери Авдотья Степановна, которая была очень злой. Вскоре Анна вышла замуж за сорока шестилетнего Одинцова. Через шесть лет он умер и оставил ей в наследство все свое состояние. С тех пор она живет в Никольском, где про нее ходит много сплетен, но Анне все равно.

В гостях у нее Базаров ведет себя совершенно ему несвойственно. Это очень удивляло Аркадия. Анна была очень начитана и умна. Она пригласила их к себе в Никольское и конечно же мужчины согласились. По дороге Базаров сказал Аркадию. Что у Анны тело первого сорта. Они отправились в Никольское, несмотря на то, что Базарова в день ангела ждал его отец.

Мужчины знакомятся с сестрой Анны – Катериной, которой уже 18 лет. Было заметно, что Анну заинтересовал базаров. Именно поэтому она старался сделать так, чтобы Аркадий больше общался с сестрой. Анна была немного несчастной, ведь в ее жизни не было любви. В общем, товарищи пробыли в Никольском 15 дней. За это время Аркадий влюбился в Анну, но это не мешало ему общаться с Катериной. Базаров же боролся со своими чувствами к Анне, его много чего вокруг раздражало. Анна тоже была небезразлична к Евгению. Когда он собрался уезжать к отцу, Одинцова ему сказала, что будет скучать. Через некоторое время базаров признается в любви Одинцовой, но она оказалась неготовой к таким заявлениям. Базаров понял все по-другому и набросился на нее в порыве страсти, но вовремя опомнился. В общем пришлось Евгению Васильевичу извиняться перед Анной. Он ненадолго отлучился, а когда вернулся, приехал и Ситников.

Базаров уезжает домой к себе, а Аркадий к себе в Марьино. Одинцова сказала, что хочет встретиться вновь. Тем временем Аркадий передумал и решил ехать к Базарову.

Отца Базарова звали Василий Иванович, а маму Арина Власьевна. Они очень любили своего сына Евгения, но также сильно они его боялись. Когда они его увидели, они его увидели, они заплакали, ведь не видели его три года. Родители познакомились с Аркадием, посчитали его аристократом, от этого не знали как себя с ним вести. Базаров был немного груб.

Утром Аркадий увидел работающего в огороде отца Базарова. Они начали говорить об Евгении. Василий Иванович сказал, что Евгений никогда не просил у родителей денег. Он спросил у Аркадия его мнение о Базарове, и после услышанного ответа стал гордиться своим сыном еще больше.

Через некоторое время Базаров, лежа в тени, общался с Аркадием. Евгений рассказывал о своем детстве, говорил о родителях, о любви к Анне, о людях, о мнение, о настоящем человеке. Базаров считал, что человек не должен думать о мнении насчет него у окружающих, человеку нужно, чтобы люди его слушали и ненавидели.

За обедом Базаров сообщает отцу, что уезжает на какое-то время домой к Аркадию, но вскоре вернется. Этот разговор очень расстроил Василия Ивановича.

По пути в Марьино базаров и Аркадий заезжают к Одинцовой, но она просит их приехать в другой раз. Дома у Кирсанова дела очень плохи. Хозяйство отца в ужасном состоянии. Его обманывают, деньги не платят, рабочие постоянно дерутся. Павел Петрович был спокоен, а вот его брат очень переживал. Пробыв немного дома Аркадий заскучал. Он постоянно думал об Анне. Оказалось, что у его отца сохранились письма матери Одинцовой к маме Аркадия. Аркадий взяв их поехал к Анне. И когда Кирсанов сказал, что привез что-то, чего она не ожидает увидеть, Одинцова ответила: «Вы себя привезли, это лучше всего!».

Базаров тем временем работает в Марьино, он проводит разные опыты. Павел Петрович все также его недолюбливал, и даже когда у него случился припадок из-за болезни, которой холерой, он не позвал Базарова. Но Евгений хорошо общался с Фенечкой, и однажды поцеловал ее, но был отвергнут, как и Анной. И эту сцену видел Павел Петрович. Именно поэтому он вызывает Базарова на дуэль, на которой ему ранили ногу. Базаров помог ему с раной и вскоре уехал. Всем сказали, что повздорили из-за политических взглядов.

Однажды, поправляясь, Павел Петрович спросил Фенечку о ее верности и о любви к его брату, он просил искренне любить Николая Петровича. Брату он советует жениться на девушке, ведь у них есть ребенок. И тогда Кирсанов пошел делать предложение Фенечке.

Аркадий все время проводит с Катей. Он рад, что освободился из под влияния Базарова, говорит Кате, что ни на кого ее не променяет. К нему приезжает Базаров, который рассказывает о дуэли Аркадию. Затем разговаривает с Анной и они договариваются, что будут приятелями. На следующий день Анна советует Кате быть осторожнее с Аркадием. Она говорит Базарову, что часто думает о Кирсанове. А последний делает предложение руки и сердца Кате, и получает согласие. Однако этим поступком была ошарашена Анна, но также его одобрил Базаров.

Евгений Васильевич приехал домой. Родители были очень рады его видеть. Он хотел работать на опытами, но это ему вскоре надоело. Тогда Базаров решает помогать отцу в его врачебной деятельности, но при вскрытии трупа, он заражается трупным ядом и вскоре умирает, перед смертью он говорит с Анной Одинцовой.

Прошло пол года. Николай Петрович женился на Фенечке, Аркадий на Кате, у них родился сыл Коля. Все они живут в Марьино, и дела у них пошли вверх, ведь Аркадий стал настоящим хозяином, а вот Павел Петрович уехал в Дрезден. Дело Базарова продолжает Ситников, а Анна Одинцова вышла замуж, но не по любви.

Тема любви в романе "Отцы и дети" раскрывается на примере взаимоотношений следующих четырех пар: Базарова и Одинцовой, Павла Петровича и княгини Р., Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. В этой статье мы кратко охарактеризуем чувства этих героев. Тема любви в романе "Отцы и дети" помогает понять характер персонажей. Испытание этим чувством раскрывает особенности личности каждого из них.

Самым ярким персонажем произведения является Базаров. Автор поставил этого героя в центр повествования, а истории его взаимоотношений с Анной Сергеевной отводится значительное место. Поэтому мы начнем именно с него.

Чувство Базарова к Одинцовой

Высказывания о любви Базарова и его чувство к Одинцовой выдают противоречия в натуре Евгения. Возможно, в какой-то степени иронией автора является изображение победы над нигилизмом вспыхнувшего романтического чувства. Однако настоящий смысл этой ситуации представляется обратным. Дело в том, что для Тургенева настоящая любовь всегда была критерием высокой личности. Автор отнюдь не стремился унизить Евгения, напротив, он хотел возвысить его. Тургенев пытался показать, что в черствых и сухих нигилистах скрыта мощная сила чувства, такого, на которое не способен Аркадий во взаимоотношениях с Катей.

Однако любовь в судьбе разночинцев-демократов редко играла роковую роль, как, например, в жизни Павла Петровича. То, что случилось с Евгением, - скорее, исключение. Именно поэтому Тургенев в своем произведении отводит второстепенную роль любовному сюжету.

Базаров в начале романа относится к этому чувству как к романтической чепухе. Он считает, что это "пустота" и "распущенность". Рассказ о чувстве, которое испытывал к княгине Р. Павел Петрович, введен Тургеневым как предупреждение Базарову, этому заносчивому юноше. Любовь в жизни героев романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" становится роковой.

Образ Анны Сергеевны

Анна Сергеевна - вот виновница больших перемен, произошедших с главным героем. Это красавица, аристократка, молодая вдова 28 лет. Одинцова многое пережила и прочувствовала. Это гордая, независимая и умная женщина, которая обладает решительным и свободным характером. Безусловно, Евгений поразил ее воображение. И Анна Сергеевна заинтересовала героя свободой суждений, безмятежным спокойствием, начитанностью, незаурядностью, демократизмом. Однако Одинцова не может ответить Базарову таким же сильным чувством. Безусловно, в глазах читателя она проигрывает Евгению, который оказывается выше нее.

Можно сказать, что благодаря ей в душе Евгения Базарова произошел перелом. Любовь к ней является началом трагического возмездия Базарову. Это чувство как будто раскалывает на две половины его душу.

Перелом в душе Евгения Базарова

В герое с этого момента живут два человека. Первый и них является противником романтических чувств. Духовная природа любви отрицается им. Второй - одухотворенно и страстно любящий человек, который столкнулся с таинством этого чувства. Евгений обычно не придает внешнему виду человека большого внимания, однако его поразила красота Одинцовой, и он увлекся ей. Отрицавший ранее красоту герой теперь становится захвачен ею. Базаров, отвергавший любовь, начинает испытывать это чувство. Сам Евгений осознает, что бороться с собой - безнадежное дело!

Одиночество Базарова в любви

Базаров в любви одинок. Герой раскрывается в горьком чувстве к Анне Сергеевне как глубокая, страстная и сильная натура. Автор показывает, как любовь сломила Евгения, В конце произведения это уже не тот человек, что был в начале. Базаров испытывает тяжелый душевный кризис. У него все начинает валиться из рук. Даже заражение как будто неслучайно: находящийся в подавленном состоянии человек становится неосторожным. Однако Базаров все-таки не отказывается от борьбы и не унижается перед Анной Сергеевной. Всеми силами он пытается побороть отчаяние и боль.

Сходство историй Евгения Базарова и Павла Кирсанова

Любовь в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показана как на противопоставлении (чувство Аркадия к Кате и Базарова к Одинцовой), так и на сходстве. Можно заметить, что истории Евгения Базарова и Павла Кирсанова очень похожи. И тот, и другой знакомятся со своими возлюбленными на балу. И Базаров, и Кирсанов несчастны в своем чувстве. Оба они раньше были "охотниками до женщин", однако вдруг изменились, полюбив. Павел Петрович, привыкший к победам, скоро добился своей цели и в отношении к княгине Р. Однако эта победа не охладила его. Евгений же скоро осознал, что от Анны Сергеевны "не добьешься толку", однако не смог не думать о ней. И для Павла Петровича, и для Базарова любовь не простое влечение. Она становится для них настоящей мукой. Кирсанов со временем не только не охладел к княгине, но и "еще мучительнее" к ней привязался. Эта история любви в романе "Отцы и дети" проходит через всю его жизнь. Базарова тоже "мучила и бесила" любовь, от которой его спасла только смерть. И этом можно найти сходство историй двух героев. Любовь и в том и в другом случае оказывается связанной со смертью. Павел Петрович не смог разлюбить княгиню и после того, как она скончалась. И Кирсанов потерял все. Автор отмечает, что "исхудалая голова" Павла Петровича лежала на подушке, будто голова мертвеца. Полюбив Анну Сергеевну, Базаров тоже умирает. Не так, как Павел Петрович, а физически.

Любовь в жизни Николая Петровича

Как же раскрывается тема любви в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" в отношении следующего героя, Николая Петровича? Для него это чувство - движущая сила и опора. Тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева получает новое освещение, когда речь идет о Николае Петровиче или его сыне. Для них это не роковое чувство, как для Павла Петровича или Базарова. Это нежная привязанность, естественная потребность души, с которой они не пытаются бороться.

Вначале Николай Петрович испытывал к своей жене Маше глубокое, нежное и трогательное чувство. Супруги практически не расставались. Так прошло 10 лет, а затем жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович едва смог вынести этот удар. Прошло 10 лет, прежде чем его сердце смогло вместить новую любовь.

Фенечка не равна ни по общественному положению, ни по возрасту Николаю Петровичу. Однако это не остановило Кирсанова. Героиня родила ему второго сына. Эта дочь бывшей экономки Николая Петровича смогла наполнить дом радостью и осветить жизнь Кирсанова на склоне лет.

Взаимоотношения Аркадия и Кати

Тема любви в романе "Отцы и дети" представлена также взаимоотношениями сына Николая Петровича и Кати. В отношении Аркадия нужно сказать, что перед его глазами был пример глубокой и нежной любви родителей. У него было совершенно другое представление об этом чувстве, чем у Базарова. Поэтому этот герой возмущался, когда Евгений высмеивал тайну отношений между мужчиной и женщиной. Стоило Аркадию отдалиться от своего друга, как в нем стала преобладать потребность в любящем и близком человеке. Незаметно в его жизнь вошла Катя. В отношениях между Катей и Аркадием автор разоблачает нигилизм, несвойственный натуре сына Николая Петровича. Катя прямо заявляет, что берется переделать его. И девушке удается претворить эти слова в жизнь. Через некоторое время Аркадий отказывается от нигилистической идеологии и становится примерным семьянином.

Заключение

Очень широко представлена тема любви в романе "Отцы и дети" Тургенева. Сочинение по этому произведению написать не сложно. Для раскрытия темы любви можно выбрать взаимоотношения двух героев или же представить общий обзор, как в нашей статье. Страницы романа "Отцы и дети" Тургенева буквально пронизаны духом этого вечного чувства. Характер героев наиболее полно раскрывается как раз во время испытания любовью. Безусловно, тема любви в романе "Отцы и дети" - одна из ключевых в этом произведении.