Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Лирика А. Вопросы и задания по творчеству А. Фета. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в творчестве А.А.Фета Какие предметы реалии рисуют картину весны

Группа 1. Стихотворение «Еще майская ночь» (1857).

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?

  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?

  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?

  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)

  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?
Группа 2. Стихотворение «Заря прощается с землею» (1858).

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?

  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?

  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.

  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
Группа 3. Стихотворение «Это утро, радость эта» (1881).

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?

  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?

  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются природы и внутреннего состояния человека?

Для создания поэтических образов

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

УРОК 73. «Здесь духа мощного господство…» 1 Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета

В результате изучения темы у учащихся должно сложиться четкое представление об особенностях поэтического стиля Ф. Тютчева и А. Фета. В начале урока учитель вместе с классом составляет обобщающую таблицу, которая записывается в тетрадях.

Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета


Тютчев

Философский характер поэзии, мысль в которой всегда сливается с образом. В поэзии Тютчев стремится осмыслить жизнь Вселенной, постичь тайны космоса и человеческого бытия

Трагический характер лирики, доминирующее чувство - напряжение, вместе с тем присущий поэзии Фета свет и оптимизм. Диалектика трагедии и радости, преодоление драматических ситуаций чувством гармонии мира

Жизнь, по Тютчеву, - это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни

Красота в его стихах - это преодоленное страдание, радость, добытая из боли. Жизнь в стихах Фета - миг, закрепленный в вечности

Человеческое «я» по отношению к природе - не капля в океане, а две равные беспредельности. Внутренние, незримые движения человеческой души созвучны зримой диалектике явлений природы

Импрессионистский характер изображения чувств, их фрагментарность и предельная образность. Строгая художественная структура стихов, их внутреннее равновесие и ощущение эскизности, нарочитой оборванности

Образная система лирики Тютчева сочетает предметные реалии внешнего мира и субъективные впечатления от этого мира, производимые на поэта. Мастерство в изображении гармонии предметных реалий мира внешнего и глубины мира внутреннего

Повышенная метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов. Преобладание настроения над мыслью, мысль «растворена» в музыке

Мастерство поэта в создании фонетических

И живописных образов, сочетание звукописи

С неожиданной палитрой красок, цветных образов

Мастерство в использовании параллелизмов, повторов, периодов, ритмических пауз, богатство и глубина поэтических интонаций, звуковой инструментовки

Во второй половине урока можно организовать самостоятельную исследовательскую работу по сопоставительному анализу стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…» и стихотворения А. Фета «Еще весны душистой нега…» и подготовку к самостоятельной письменной работе, которую можно начать в классе, а завершить дома.

Задания для сопоставительного анализа

Выявите особенности художественной формы каждого стихотворения. Какой поэтический смысл можно при этом заметить?

О чем эти стихотворения? Есть ли в них аллегорический подтекст?


Какие образы стихотворений можно считать образами-символами?

Сопоставьте лексику, синтаксис, поэтические интонации стихотворений. Сделайте выводы о сходстве и различии чувств и художественных образов этих стихотворений.

Сделайте выводы об основных особенностях поэтического стиля Тютчева и Фета, проявившихся в этих стихотворениях.

А. А. Фет. Надпись на книге стихов Тютчева.

Николай Алексеевич Некрасов

УРОК 74. «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом». Личность и судьба Н. А. Некрасова

В словах Некрасова, которые можно взять эпиграфом к творчеству поэта, - причина внутренних противоречий в его мировоззрении и творчестве. Поэт - лирик по сути - всю жизнь подчинял свое поэтическое творчество политическим и общественным задачам. Он не ждал для своих «песен» божественных звуков, ниспосланных свыше, а стремился учить свою музу, какой она должна быть. По мнению Некрасова, муза обязана «диктовать» поэту строки, исполненные сострадания к угнетенному и обездоленному народу, быть музой «мести и печали».

В начале урока - небольшой концерт из стихотворений Некрасова, а также эмоциональный рассказ о наиболее важных страницах жизни и творчества поэта. Можно прочитать в классе стихи, показывающие глубокие чувства сострадания к русскому народу, стихи о любви, о задачах поэтического творчества, например: «Надрывается сердце от муки…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Внимая ужасам войны…», «Праздник жизни - молодости годы…», «Поэту» («Любовь и Труд - под грудами развалин…»), «Русскому писателю».

Вопросы классу на выявление восприятия

Какие жизненные проблемы волновали поэта? Каким вам представляется его облик в этих стихах?

Основой рассказа учителя о страницах биографии писателя может стать хронологическая схема:


  1. Детство в селе Грешневе на Волге, учеба в ярославской гимназии.

  2. Первые годы жизни в Петербурге, конфликт с отцом, начало поэтической деятельности. Отрицательная оценка в критике сборника «Мечты и звуки».

  3. Переломный момент в жизни Некрасова - сближение с Белинским. Некрасов - апологет «гоголевского направления» в литературе. «Физиология Петербурга».

  4. Произведения первой половины 40-х годов: «Родина», «Современная ода», «Колыбельная песня», «В дороге» и др. Горечь и сострадание униженным, ирония в адрес «хозяев жизни».
Вопросы и задания для обсуждения стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…»

  1. Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, реквием, жанровая сцена)?

  2. В чем истоки трагедии людей? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит героиня из нищеты и горя?

  3. За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребенка?

  4. Как случай из «частной жизни» помогает понять драматизм мира, в котором живут люди? Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему мир беспощаден к ним?

  5. Найдите ключевые слова в каждой части стихотворения. Как они связаны с поздним прозрением лирического субъекта? Как он оценивает свою «неудачную» любовь?
Индивидуальные задания. Сопоставьте стихотворения «Еду ли ночью по улице темной…» и «В дороге». Есть ли в них основания для сопоставления? Сопоставьте разные точки зрения на стихотворение «Еду ли ночью по улице темной…»:

«Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке [«Современника»] меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил» (из письма И. Тургенева В. Белинскому от 26 ноября 1847 года).

«Кто способен написать стихотворения: „Филантроп“, „Эпилог к ненаписанной поэме“, „Еду ли ночью по улице темной…“, „Саша“, „Живя согласно с строгою моралью…“, - тот может быть уверен в том, что его знает и любит живая Россия» (Д. Писарев, 1861).

«Нельзя без содрогания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет ни одной отрадной мысли!.. Нет и тени того упования на благость провидения, которое всегда, постоянно подкрепляет злополучного нищего и удерживает его от преступления… Жаль, что муза г. Некрасова одна из самых мрачных и что он видит все в черном свете… Как будто уже нет более светлой стороны?» (из рапорта цензора Е. Волкова, чиновника особых поручений при министре народного просвещения, инспектору А. С. Норову от 14 ноября 1856 года).

5. В 1847-1866 годах. Некрасов - издатель и редактор «Современника».

Основные темы и мотивы лирики Некрасова 1847-1866 годов. Их жанровое многообразие:

Стихи о тяжелой судьбе крестьян, городской бедноты, женской доле («Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «О погоде», «Плач детей», «Забытая деревня» и др.);

Лирические стихи о любви, о сложных взаимоотношениях любящих людей («Ты всегда хороша несравненно…», «Мы с тобой - бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прости» и др.);

Стихи о поэзии, о сложном противоречии между поэтическим призванием и общественным долгом («Праздник жизни - молодости годы…», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…», «Блажен незлобивый поэт…», «Поэт и гражданин» и др.);

Стихи, посвященные товарищам по борьбе, революционным настроениям («Песня Еремушке», «На смерть Шевченко», «Тургеневу», «Белинский», «Размышления у парадного подъезда», «Памяти Добролюбова» и др.);

Стихи о России, о высоком общественном назначении русского человека («Что ни год - уменьшаются силы…», «Саша», «Несчастные», «Возвращение», «Начало поэмы» и др.).

6. В 1867-1877 годах. Некрасов - редактор и издатель журнала «Отечественные
записки». Вершины поэтического творчества Некрасова в этот период:

Поэмы о декабристах («Дедушка», «Русские женщины»), сатирические поэмы («Недавнее время», «Современники»), поэма «Кому на Руси жить хорошо»;

Элегические произведения («Душно без счастья и воли…», «Три элегии», «Уныние», «Утро», «Элегия»);

Лирический цикл «Последние песни» (1876-1877) («Сеятелям», «Скоро стану добычею тленья…», «Зине», «О Муза! я у двери гроба!..»).

7. 8 января 1878 года - смерть Некрасова. Его поэтическое завещание - стихотворение «Зине». Зина - жена Некрасова. Ее настоящее имя Фекла Онисимовна Викторова. Когда Некрасов познакомился с ней в 1871 году, ему было 50 лет, ей 18. Она была женщиной без образования. Когда он заболел, она так самоотверженно ухаживала за ним, что преждевременно состарилась. Некрасов обвенчался с ней уже на смертном одре. После его смерти она уехала из Петербурга и умерла в Саратове в 1915 году.

Вопросы и задания к стихотворению «Зине»

С каким чувством поэт идет к смерти? Какой жизненный итог подводит?

Как и с каким настроением он рассуждает о своей посмертной славе? Почему он считает, что его слава «померкнет» после его смерти?

Что для поэта представляет большую ценность в жизни: песни или борьба?

Какой характер приобретает противоречие между поэтическим талантом и необходимостью участия в общественной борьбе?

За что упрекает себя поэт? Каков его нерукотворный памятник себе? Сопоставьте его позицию с поэтическими убеждениями Пушкина в стихотворении «Памятник».

Как проявляются в этом стихотворении гуманистические взгляды Некрасова?

Каким, по Некрасову, должно быть высокое предназначение человека?

Выводы. Сложная, полная неожиданностей и сомнений жизнь Некрасова отразилась в его творчестве. Он живо откликался на многие злободневные события своего времени; сочувствовал страдающим и обездоленным; учил свою музу, какой она должна быть; противопоставлял служение искусству борьбе за счастье угнетенных; восхищался своими соотечественниками, придерживающимися революционных позиций; тонко чувствовал интимные отношения между людьми, их сложность и драматизм. Незадолго до смерти он приходит к убеждению, что он плохой поэт, так как подчинил свой поэтический талант политической борьбе, и плохой борец, так как сердце поэта, открытое «песням», не способно к последовательной и ожесточенной борьбе с врагами.

В каждом своем стихотворении Фет с филигранной точностью описывает мельчайшие детали картины природы, будто рассматривает полотно живописца:

"Сядем здесь, у этой ивы,

Что за чудные извивы

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!"

Благодаря дарованию Фета, мы видим не только красивый пейзаж, но и вдыхаем аромат цветов, прислушиваемся к звукам природы: нежное пение птиц дополняется стрекотанием кузнечиков, и уже слышны отдаленные раскаты грома… Как легко представить знойный летний день, когда в воздухе "несется запах медовой" и слышен "кузнечиков неугомонный звон"!

Необыкновенно точно, емко и, вместе с тем, динамично рисуют картины природы безглагольные стихи Афанасия Фета. Стихотворение "Это утро, радость эта…" с каждой строкой все больше волнует нас. Мы видим яркое синее небо, на нас обрушивается лавина звуков, и финальным аккордом - бессонная ночь, "мгла и жар постели". Так бывает только весной! Невероятно романтичное стихотворение "Шепот, робкое дыханье" переносит нас в тихую летнюю ночь. Журчание ручья и соловьиная песнь - музыка, сопровождающая встречу влюбленных. А "Чудная картина…" дарит спокойствие и легкую грусть: под лунным светом блестит снег, и вдаль уносятся сани.

Эта образность, это пристальное внимание к деталям, насыщенность эпитетами, определениями составляют особый стиль поэта. В теме природы раскрываются и другие особенности лирики Фета: его ассоциативность и музыкальность слога.

Раздаточный материал к уроку-практикуму по творчеству А.А.Фета.

Вопросы и задания к стихотворениям А.А.Фета, относящиеся к философской, любовной лирике, а также тексты стихотворений.

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..

Вопросы и задания к стихотворению «Шепот, робкое дыханье…»

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства, или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимаются в основном на слух, а во второй строфе — зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания — слезы, а в мире природы — заря? Почему слово «заря» повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой

  1. В чем сложность эмоционального состояния лирического субъекта этого стихотворения? Какие противоречивые чувства владеют его душой? Как это выражается в лексике и синтаксисе I—II строф?
  2. Какой характер придают внутреннему миру лирического субъекта короткие предложения первой строфы? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  3. Изменилось ли настроение в III—IV строфах? Каковы ключевые слова последней строфы? Есть ли разница в словах «веровать» и «верить»?
  4. II и IV строфы заканчиваются одинаково. Какой поэтический смысл при этом выявляется?
  5. Что изменилось в отношении лирического субъекта к жизни, когда «много лет прошло»? Почему он готов забыть обиды судьбы и поверить в бесконечность жизни? Что дает ему жизненные силы?
  6. Выявите ключевые образы текста, проанализировав ряды существительных, прилагательных и глаголов. Как взаимосвязаны образы — смысловые доминанты? Какой поэтический смысл выявляют эти взаимосвязи?

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации 1-й строфы?
  3. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  4. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  5. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? («Тревога и любовь», «томить», «с песней», «и последней» и др.)
  6. В чем драматизм в изображении чувства в 4-й строфе? Почему поэт идет «к ней» с «последней» песней?

Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин.

Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную И в небо просятся оне.

Вопросы и задания к стихотворению

  1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
  2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна.

Вопросы и задания к стихотворению «Это утро, радость эта»

  1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
  2. Какой характер придает стихотворению его «безглагольность»?
  3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
  4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает «ночь без сна»?
  5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?
  6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворение «Это утро, радость эта..» написано А. Фетом в 1881 году, оно является типичным примером поздней пейзажной лирики поэта. Природа поэзии Фета неотделима от переживаний человека. Именно природа помогает открывать тайны человеческого бытия.

Фету удается представить в стихах подсознательное, передать то туманное, утаенное, что можно выразить лишь поэтическим языком, где роль играет не только семантика слов, но и звуковой, интонационный ряд, музыкальность стиха.

В стихотворении "Это утро, радость эта…" поэт не просто описывает весеннюю природу, а передает чувство, которое она рождает; раскрывается жизнь человеческой души.

Поэтом описан весенний день от рассвета до вечерней зари. Первая строфа – это утро, наполненное солнцем. Когда читаешь её, кажется, что стоишь на просторном лугу, запрокинув голову, и наслаждаешься льющимся с небес светом. Утро, пробуждение приносит чувство радости, мир природы находит отражение в мире эмоций. Множество ощущений создают определенную картину окружающего мира. Сначала появляются зрительные образы: «синий свод», «мощь дня и света», затем они наполняются звуковым содержанием: «этот крик». Поначалу мы лишь интуитивно догадываемся, чей это крик. Постепенно образ проясняется: «вереницы», «стаи» и, наконец, возникает слово «птицы». Окружающий мир наполняется движением. Возникает новый звуковой образ: «говор вод», который заставляет оглянуться вокруг. Этими словами заканчивается первая строфа, будто взгляд постепенно перемещается с неба на землю. Это создаёт ощущение непрерывности и целостности пейзажа.

Во второй строфе множество конкретных зарисовок, зрительных образов. Разгорающийся день дарит целый поток ощущений. Интересно, что взору открываются то картины дальнего плана («ивы и березы», «эти горы, эти долы»), то мельчайшие детали (капли, едва распустившийся лист, который пока еще "похож на пух"). Капли похожи на слезы, кажется, что это слезы умиления, все вокруг так восхитительно! Эта метафора еще раз доказывает неотделимость природы от внутреннего мира человека. И вновь пейзаж заселяется живыми существами: мошки и пчелы, едва проснувшиеся после долгой зимы, вызывают чувство легкости, полета, а главное, возникает мысль, что жизнь продолжается! Звуковые образы второй строфы также способствуют оптимистическому, жизнеутверждающему настрою: «зык и свист». Очень звучное слово «зык» наполняет пространство отрывистыми, но бодрыми, громкими и свежими звуками.

Третья строфа – описание вечера. Это самое таинственное время суток, именно поэтому мы почти не находим упоминание конкретных предметов. Вокруг лишь нагроможденье эмоций, размытых и не всегда осознаваемых. «Вздох ночной селенья»- это вздох лирического героя, сердце которого неспокойно, ждет чего-то незнакомого, но, несомненно, прекрасного. Возможно, «ночь без сна» проводит влюбленный человек… Эту догадку подтверждает незримо возникший образ соловья. Он невидим в ночи, слышны лишь «эта дробь и эти трели». Дважды возникает отрицание: «без затменья», «без сна». Это помогает создать ощущение непрерывности картины, постоянного течения времени. «Мощь» и «свет» к ночи превращаются в «мглу и жар», однако, завтра будет новый день, полный красок и светлых чувств.

В стихотворении нет ни одного глагола, однако, это вовсе не лишает его движения, наоборот, назывные предложения, словно нанизанные друг на друга, создают ощущение бега вешних вод, дуновение ветра и, без сомненья, порыва чувств. Яркие картины весны живо сменяют друг друга, они мимолетны, но от этого только более прекрасны. Указательные местоимения «этот», «эта», «эти» повторяются 26 раз! Кажется, лирический герой поражен количеством впечатлений, подаренных одним весенним днём, каждое из них заслуживает хотя бы мимолетного внимания. Звуки, запахи, изображения – все сливается в единую картину, которая, как в зеркале, отражается в душе лирического героя.

Синтаксически стихотворение представляет собой одно сложносочиненное предложение. Запятые в конце каждой строфы придают музыке стиха легкость, воздушность, стремительность, некую незаконченность и ощущение постоянного движения. Композиционная точка – слово «весна». Оно ассоциируется с мажорным аккордом после длинного музыкального пассажа, исполненного с нарастающим темпом и напряженностью. Поэтическое творение превращается в музыкальное - некий виртуозный этюд с ярким крещендо. Насколько же мелодична поэзия А.Фета, если к ней применимы музыкальные термины!

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который в третьей и последней строке каждой строфы сменяется трехстопным, причем отсутствует последний безударный слог. Кажется, что это - небольшая пауза, взятие дыхания перед следующей музыкальной фразой. Именно эти строки зарифмованы между собой мужской рифмой, что подкрепляет возникшее ощущение. В третьей строфе все рифмы женские, этим еще раз подчеркивается её кульминационная значимость

Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта…" позволяет остановить и увековечить прекрасный миг жизни. Идеальный мир поэзии отражает мир реальных ощущений. После прочтения стихотворения возникает чувство гармонии, единения с природой, это наполняет сердце оптимизмом и любовью к жизни.

Поэзия А. Фета – неисчерпаемый источник, полный как мимолетных, стихийных, безотчетных чувств, так и наполненных мыслей. Все его стихотворения о природе – маленькие шедевры, волшебные зеркальца, заглянув в которые, можно увидеть свой внутренний мир и насладится ранее неведомыми ощущениями.


Особенности поэтики А. А. Фета (по пейзажной лирике поэта).

ЦЕЛИ:

Обучающие: показать особенности поэтики А.А.Фета; обучить интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы; ввести термин импрессионизм, напомнить о литературных направлениях – чистое и утилитарное искусство.

Развивающие: совершенствовать умение анализировать поэтический текст; развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово; развивать культуру общения и речи.

Воспитательные: воспитывать у студентов чувство прекрасного.

Подготовка к уроку

I. Задания студентам

1. Для всей группы:

а) чтение лирики А.Фета (пейзажная лирика, Фет - живописец и наблюдатель (созерцатель, “соглядатай”);

б) выучить одно из стихотворений Фета наизусть (по выбору учащихся).

2. Индивидуальные задания: выразительное чтение наизусть стихотворений А.Фета.

3. Групповые задания: анализ стихотворений: " Еще майская ночь ", " Заря прощается с землею», «Это утро, радость эта ".

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: - запись на доске: А.А. Фет 1820 – 1892

Поэт, прозаик, публицист, переводчик);

Мультимeдийная установка;

Ход урока

Из живущих в Москве поэтов всех

даровитее г-н Фет.

В.Г. Белинский 1840

…его стихи не будут иметь большого значения в русской литературе.

Н.А. Добролюбов 1859

1. Вступительное слово учителя.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Фет – поэт лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. При наличии самой развитой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, - общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о высокоразвитом вкусе читающей публики.

Определяя свойство своего мироощущения, Фет писал: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».

«Природа создала этого поэта для того, чтобы самое себя подслушать, подсмотреть и самое себя понять… чтобы проведать - как воспринимает ее чуткая душа человека» (Л. Озеров).

Обратимся к стихотворениям Фета (раздаточный материал – стихотворения Фета)

Задумаемся над тем, чем же Афанасий Афанасьевич Фет отличается от своих предшественников и что нового внёс в литературу?

2. Чтение и анализ стихотворений.

Фет - представитель так называемой «чистой» поэзии . В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с Н. А. Некрасовым - представителем социальной поэзии .

Самый термин «поэзия чистого искусства» достаточно условен. Так, человек у Фета погружен в природу, а не в историю, однако предметом его поэзии всегда была сама реальная действительность в предельной полноте и насыщенности каждого мига. Человек в лирике Фета распахнут всякому проявлению «всевластной природы».

В его стихах не найти картин социальной действительности, так же как нет прямого отражения современных ему идеологических проблем. Фет не стремится изобразить жизнь с ее повседневными заботами, бедами и утратами. Его поэтическая задача - дать жизнь под особым углом зрения, там, где она явилась красотой, прямым осуществлением идеала.

Именно это живое чувство красоты и меры подсказывало Фету стихи, о которых Л. Толстой говорил: «Это вполне прекрасно. Коли оно когда-нибудь разобьется и засыплется развалинами и найдут только отломанный кусочек... то и этот кусочек поставят в музей и по нем будут учиться».

Как поэт чистого искусства, Фет считал, что вечными темами поэзии могут быть только темы любви и природы. Поэтому и циклы стихов Фета носят природные названия: «Снега», «Весна», «Море», «Лето». Особенность природной лирики Фета состоит в том, что в ней нет целостного завершенного образа природы. Фет любит улавливать переходные состояния природы, какие-то оттенки ее проявления. Если у Тютчева природную лирику условно можно разделить на «дневную» и «ночную», то, используя эту терминологию, можно сказать, что природная лирика Фета преимущественно «дневная». У Фета преобладают светлые, жизнерадостные тона и краски. Его стихи способны «врачевать» человека.

Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и

красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза.

Чтение стихотворения "Я пришёл к тебе с приветом..."

В 1843 году Фет уже известный поэт. Но именно с этого стихотворения можно говорить о рождении большого поэта со своей особой творческой манерой. Были поэты классицисты, сентименталисты, романтики, реалисты.

К какому направлению можно отнести Фета?

Фет - поэт-романтик . И этим объясняются особенности его поэтики. С первой строчки - поэтическая дерзость: слова приближены к разговорной речи . У Пушкина и поэтов его окружения такая фраза была бы невозможна. Фет называл свои стихи стихами в "растрёпанном роде". Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует.

Последние строчки – программные для Фета. Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка. Пишет, как поёт птица. Обратите внимание на повторы в стихотворении. «Рассказать» - слово-скрепа.

Использование анафор, рефренов.

Стихотворение очень динамично. С помощью каких средств создается динамика? Употребление глаголов, повторов. Повторы ритмически организуют стихотворения. Можно сделать вывод об очевидности ритмического рисунка в поэзии Фета.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты, наверное, потому так прекрасны в его стихах

картины природы, которую он брал такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности. В его стихах зримо проглядывает пейзаж средней полосы России.

Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда.

Чтение стихотворения «Я жду... Соловьиное эхо…»

Это ожидание того чуда, которое происходит, когда поэт как бы растворяется в природе, становится неотъемлемой частью и потому способен воспринимать то, что, может быть, недоступно другому. «Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит», - считал Фет.

Н Скатов полагает, что « природность, естественность - главное завоевание лирики Фета, определившее основные особенности его художественной системы. Поэтому у него столько метафор. Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы встречается у него с природностью человека».

Каждая птица, каждый цветок, каждое дерево и каждая травинка не просто составляющие общей картины - все они обладают только им свойственными приметами, даже характером. Обратим внимание на стихотворение «Бабочка».

Чтение стихотворения «Бабочка»

Как будто сама бабочка, отвечая на восхищенный возглас поэта, рассказывает о себе, и перед нами возникает вполне конкретный образ, с явственно обозначенными чертами внешнего облика и характера. Даже «дыхание» бабочки в « живом мигании» ее крыльев передает поэт, сочетал длинную строку стиха с короткой как будто складывающиеся и раскладывающиеся бархатные крылья.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….

Чтение стихотворения "Шёпот, робкое дыханье..."

Особенность поэтики Фета - разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Это яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек. Стихотворение стало новым поэтическим словом как для русской литературы, так и для самого Фета. Самое необычное и нетрадиционное. Его называют «самым фетовским стихотворением», своеобразным «автопортретом».

Что необычного в стихотворении?

Одно предложение, грамматические основы – назывные, нет ни одного глагола. Сразу же создается ощущение движения, динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека. А между тем в стихотворении нет ни одного глагола. На первый взгляд стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Мы как бы присутствуем при ночном свидании. Можно представить, где и когда происходит любовная встреча: в саду, у ручья, когда царствует летняя лунная ночь. Наверное, между влюбленными произошло бурное объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и прощальными поцелуями. Обладающий абсолютным художественным вкусом поэт выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма, когда строго выдерживается соответствие между миром природы и миром человека. А сколько радостного упоения любовью и жизнью в этом стихотворении!

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны. Именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно: цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

Запишем, что метафоры Фета основаны на тесной взаимосвязи, спаянности уподобляемых явлений и предметов.

Еще одна характерная особенность лирики Фета – это ее ассоциативность . Предметы существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает не прямое представление о ней, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Получается, что главное смысловое поле стихотворение находится за пределом слов. Давайте запишем это. Поскольку слова вызывают у нас свои субъективные ассоциации, то получается, что стихи Фета выражают состояние, настроение, впечатление.

Давайте посмотрим на звуковую организацию стихотворения «Шепот, робкое дыханье», что вы можете сказать?

Фетом активно используется звукопись . Это и использование гласных о, а, е, и активное использование согласных сонорных звуков л, р, н. Эти звуки придают тексту плавность, напевность, мелодичность.

Давайте запишем вывод : В поэзии Фета важна ритмическая организация текстов и их музыкальность.

Вопросы и задания к стихотворению "Шепот, робкое дыханье...":

  1. Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняется ли настроение по ходу текста?
  2. Какой характер придает тексту его безглагольность, фрагментарность описаний? Можно ли при этом говорить о фрагментарности, случайности чувства или оно целостно?
  3. Как слились воедино образы природы и внутреннего состояния человека в каждой строфе стихотворения?
  4. Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения? Сопоставьте для этого первую и вторую строфы.
  5. Как краски и звуки помогают понять чувства лирического субъекта? Почему в первой строфе внешний мир и внутреннее состояние человека воспринимается, в основном, на слух, а во второй строфе - зрительно?
  6. Какие метафорические образы становятся ключевыми в третьей строфе? Как в ней звучит цветовая гамма? Можно ли говорить о символике цвета?
  7. Почему венец любовного свидания - слезы, а в мире природы - заря? Почему слово "заря" повторяется дважды?
  8. Как проведенный вами анализ помогает понять поэтический смысл стихотворения, его эмоциональный пафос?

3. Рассказ учителя.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении, иногда называют импрессионистской

Показ репродукций импрессионистов

Ребята, во втором семестре вы будете изучать серебряный век, и тогда узнаем о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Я хочу вам показать репродукции картин Клода Моне. Клод Моне - французский живописец, который является основателем импрессионизма. Посмотрите на репродукции, на этих картинах можно проследить технику письма импрессионистов. Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д. На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Давайте запишем небольшой вывод.

Запись. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам . Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

5. Работа по группам.

Группа 1. Стихотворение " Это утро, радость эта ".

Чтение стихотворения «Это утро, радость эта».

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Особая прелесть его стихов помимо содержания именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушна, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину.

1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?

2. Какой характер придает стихотворению его " безглагольность "?

3. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?

4. Каким чувством проникнуто стихотворение? Почему его лирический субъект переживает " ночь без сна "?

5. Какой смысл придает стихотворению прием анафоры?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?

Стихотворениями Фета нужно наслаждаться как музыкой. И это свойство его поэзии отмечали многие, так композитор Чайковский говорил о Фете: «Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант». Запишите эти слова Чайковского. Действительно, на стихи Фета спето очень много романсов, вы, наверное, слышали романсы «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь, луной был полон сад» - это самые известные романсы.

Группа 2. Стихотворение " Заря прощается с землею " (1858).

Во всех описаниях природы А. Фет безукоризненно верен ее мельчайшим черточкам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас психологической точностью. К числу их принадлежат такие поэтические шедевры, как “Шепот, робкое дыхание...”, “Я пришел к тебе с приветом...” , “На заре ты ее не буди...” , “Заря прощается с землей...” .

1. О какой " двойной жизни " говорит поэт в последнем четверостишии?

  1. Какие образы-символы есть в стихотворении?
  2. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
  3. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?

Группа 3. Стихотворение " Еще майская ночь " (1857).

1. Какие литературные ассоциации вызывает у читателя название этого стихотворения?

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста? Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
  2. Почему майская ночь вызывает у лирического субъекта не только любовь, но и тревогу?
  3. Почему поэт сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
  4. Каким мы видим лирического субъекта стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? Какие слова и выражения передают его состояние? (" Тревога и любовь ", " томить ", " с песней ", " и последней " и др.)
  5. В чем драматизм в изображении чувства в 4 строфе? Почему поэт идет " к ней " с " последней " песней?

Очень важное место в лирике Фета занимает описание природы, жизнь человеческой души, зримые и незримые их связи. Такая лирика называется натурфилософской

С первых строк природа и человек слиты у Фета. У других поэтов, до него – сначала изображался пейзаж, а потом говорилось о человеке. Поэту дано почувствовать всю цельную неделимую жизнь природы в ее единстве, «ее самое». Неточно было бы сказать, что природа у Фета «одушевлена», «очеловечена». Правильней говорить о ее «одухотворенности». В его стихах она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, и человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может быть к этой жизни причастен.

Чтение стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Чтение стихотворения "Учись у них – у дуба, у берёзы..."

Дуб и берёза рождают ассоциации. Дуб – сильный, мужественный мужчина. Берёза – белая, кудрявая – нежная женщина.

Чему призывает поэт учиться у них?

Стихотворение Фета созвучно нашему суровому, сложному времени, словно написано в наше время.

Стихи А. А. Фета любимы у нас в стране. Время безоговорочно подтвердило ценность его поэзии, показало, что она нужна нам, людям XX века, потому что задевает самые сокровенные струны души, открывает красоту окружающего мира.

Подведение итогов « Особенности поэтики А.А. Фета»

Итоговый вопрос урока. Что характерно для поэтического стиля Фета?

Итак, у вас в тетрадях должны быть отмечены такие особенности лирики Фета:

  • Фет - поэт-романтик
  • Cлова приближены к разговорной речи
  • Создаётся впечатление, что поэт не думает над строчками, импровизирует
  • Поэт не принимал в искусстве всё, что идёт от сознания, от рассудка
  • Метафоричность
  • Использование приемов импрессионизма
  • Ассоциативность
  • Для Фета очень важен финал стихотворения
  • Музыкальность, мелодичность.
  • Лирика Фета называется натурфилософской
  • Психологический параллелизм
  • «Напевный стиль»
  • Звукопись

Вывод. Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.

Лирика Фета даёт и природу, и воспринимающего её человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений.

Может быть, и лунный свет, и трепет тайный, которые воспевает Фет, для человека куда важнее и нужнее тех политических и социальных страстей, которые наваливает на него время? И подлинное назначение настоящей поэзии как раз и состоит в том, чтобы пробуждать в человеке Человека, делать его тоньше, чище, добрее. По-моему, стихи Фета такие, от которых сжимается сердце и перехватывает горло.