Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

За что сожгли на костре Жанну д’Арк. Как сожгли Жанну д’Арк и почему она осталась жива Оратория жанна д арк на костре

В начале 30-х годов во Франции наблюдается особый интерес к культуре и искусству средневековья. Студенты с увлечением осуществляют любительские постановки средневековых пьес, народных действ и мистериальных представлений. В 1934 году Ида Рубинштейн присутствует в Сорбоннском университете на студенческом спектакле «Действо об Адаме и Еве», и он наводит ее на мысль создать подобного рода мистериальную народную драму, героиней которой была бы Жанна д"Арк. К осуществлению замысла актриса привлекла Клоделя и Онеггера. Онеггер закончил партитуру в 1935 году, а премьера состоялась в 1938 году в Базеле (концертное исполнение).

На титульном листе партитуры значилось: «„Жанна д"Арк на костре", поэма Поля Клоделя, музыка Артюра Онеггера» - без указания жанра сочинения. Позднее в беседах с Э. Журдан-Моранж композитор уточнил: «„Жанна на костре" - произведение сценическое, но не опера, это синтез театра всех видов с речевым текстом». И все же в основе своей это сочинение ораториальное. Главная героиня и ее собеседник - монах Доминик не поют, а говорят; но, при всей значительности драматического диалога, главенствует музыка, и прежде всего необычайно действенные хоровые сцены.

Убежденный католик, Клодель пронизал поэму идеями христианского гуманизма. Поэма решена в форме ретроспективного повествования, и последовательность воспоминаний Жанны - от последних минут перед казнью через славные дни ее побед к юности и детству в деревне Домреми - мотивируется ее беседой с братом Домиником. Он искусно направляет ход ее воспоминаний и дает им свое словесное истолкование. Роль брата Доминика отнюдь не равнозначна Евангелисту в пассионах. Это прямой выразитель идей Клоделя, его толкования истории Жанны - народной героини и святой, его попытки реабилитировать позорную роль церковного суда над Жанной, который, по мысли поэта, был искусным ходом в политической игре между английским и французским претендентами на престол Франции. Брат Доминик - основатель доминиканского монашеского ордена, к которому принадлежал и судья-епископ Кошон; эта фамилия (cochon - по-французски свинья) послужила Клоделю несколько легковесным обоснованием для превращения сцены суда над Жанной в аллегорический зверинец - Бестиарий, столь часто фигурирующий в искусстве средневековья. При помощи этой уловки поэт уводит доминиканцев от прямого обвинения. В самом деле, можно ли винить церковь в неправедном суде над Жанной, если ее судили самодовольный, дорвавшийся до власти боров-судья, осел - секретарь суда и бараны - присяжные заседатели! При этом текст Клоделя - великолепный своей злой пародийностью - благодаря музыкальному оформлению Онеггера выглядит не просто смешной карикатурой, но устрашающим по разнузданному цинизму издевательством над беззащитной жертвой.

В дальнейшем диалоге с Жанной брат Доминик применяет более тонкие приемы убеждения, советуя ей добровольно отдаться всеочищающему огню, который откроет врата Рая. И все же Жанну убеждает не Доминик, но светлые воспоминания детства и бесхитростные слова детской песенки, призывающие к самопожертвованию во имя служения высокой цели, и цель эта - благо родины.

В действии принимает участие множество персонажей: короли, судьи, монахи, аллегорические фигуры людских пороков (Глупость, Тщеславие, Скупость, Распутство) и неизменная спутница жизни каждого - Смерть. Есть и олицетворения небесных добрых сил: святая Маргарита - покровительница Лотарингии, святая Катерина и Дева Мария, последняя утешительница Жанны, приговоренной к казни.

Но есть еще одно действующее лицо, самое важное после Жанны, - народ («мой народ» - неоднократно говорит о нем Жанна). В своем отношении к героине он двойствен: в одних случаях это невежественная толпа, легковерная, именующая Жанну еретичкой, ведьмой, жаждущая ее смерти; в других - это тот народ, который воевал вместе с ней против захватчиков, радовался единению Франции и теперь полон сочувствия к Жанне, это тот народ, ради которого она пошла на подвиг. Именно линия «Жанна и народ» получает в музыке Онеггера особенно богатое развитие, далеко выходящее за рамки, определяемые текстом. Основная идея Клоделя - превращение народной героини через добровольное мученичество в католическую святую; Онеггеру же дороже юная неграмотная крестьянка из Домреми, доброе сердце которой толкнуло ее на путь патриотического подвига, а любовь к родине вооружила политической мудростью и мужеством в борьбе за правое дело. Поэтому именно народные сцены и воспоминания Жанны о детстве, весне наполнены особенно живым музыкальным содержанием, симфонически развиты.

Текст Клоделя обладает большими художественными достоинствами, а соединение в нем трагедии и фарса, эпоса и лирики, молитвы и детской песни предоставляло простор фантазии композитора. В «Жанне д"Арк на костре» перед нами предстают и аллегорические сцены страданий истерзанной войной Франции, и поэтичнейшая музыкальная акварель пробуждающейся весны, и народный праздник братающихся северных и южных провинций, разделенных завоевателями, и грубый фарс судилища над Жанной, который вершат не люди, а звери, и гротескные церемонные танцы политической игры, где ставкой оказывается жизнь Жанны, и мистические видения святых Маргариты и Катерины - покровительниц героини. В музыке Онеггера обнаруживаются столь же разнородные в стилистическом отношении элементы: григорианский хорал в виде псалмодии и юбиляций, разнообразные формы хоровой полифонии, народные песни - подлинные и сочиненные композитором, пародии на оперную ариозность и джазовые ритмы, легкожанровые мотивы и затаенная лирика. Прозрачная диатоника народного склада соседствует со сложными звуковыми нагромождениями политонального и атонального характера, а прямолинейная звукоизобразительность применяется рядом с «потусторонней» звучностью электроинструмента - «волн Мартено».

Как и поэма Клоделя, музыка оратории выдержана в тонах повествования - эпического, драматического, лирического, в зависимости от характера сцен. Каждая сцена имеет аллегорическое название: первая - «Голоса неба», вторая - «Книга» (то есть книга жизни Жанны), третья - «Голоса земли», четвертая - «Жанна во власти зверей», пятая - «Жанна у позорного столба», шестая - «Короли, или Игра в карты», седьмая - «Катерина и Маргарита», восьмая - «Король шествует в Реймс», девятая - «Меч Жанны», десятая - «Тримазо», одиннадцатая - «Жанна в пламени». Эпическое начало главенствует в прологе и одиннадцатой, финальной сцене, создавая широкое обрамление жанровых и лирических сцен.

В построении поэмы Клодель минует действенный этап жизни Жанны, когда она выполняла патриотическую миссию объединения Франции. Драматургу нужна была не воительница, а страдалица, жертва, осмысляющая на пороге смерти свой жизненный путь под духовным руководством брата Доминика. Поэтому все воспоминания Жанны принимают характер не действия, а повествования о нем. В веренице картин ее жизни она не участвует, а как бы ретроспективно видит их со стороны. Активность ее проявляется в суждении о прошлом и переживании настоящего, то есть приближающейся казни. Такое решение темы усиливает в оратории не только картинно-повествовательное, но и лирико-психологическое начало: речь идет о переживаниях Жанны, выражаемых главным образом средствами музыки. Музыка берет на себя главную роль в создании общей атмосферы спектакля, в красочной конкретизации жанровых сцен, в характеристике персонажей и, наконец, в раскрытии подтекста душевных состояний Жанны.

Образ героини получает разнообразное освещение в темах, связывающих ее духовный мир с окружающими, прежде всего с народом. Большое место отводится темам-символам, обладающим ассоциативной конкретностью. Таковы, например, заунывный «вой собаки» - символ страдания, физической боли (пример 20, такты 2, 3), тема смерти (пример 20, такт 4).

* Примечательно, что этой «соловьиной» теме сродни подобная же тема (надежды, мира, нравственного идеала) в Литургической симфонии и свирельный наигрыш в Четвертой симфонии, а давняя провозвестница их - главная тема «Летней пасторали».

Детская песня-веснянка «Тримазо» имеет не только прямой, но и символический смысл: она близка к «соловьиной» теме, а обе они сродни интонациям сцены весеннего цветения, а также песням народного празднества.

Темы-символы часто кристаллизуются исподволь, в виде отдельных мотивов, достаточно рельефно выделенных, чтобы при повторных появлениях привлечь внимание и постепенно раскрыть свой смысл. Так, мотив «колокольного звона» и призыв Жанны к подвигу впервые возникают в прологе, а начальные мотивы народной веснянки «Тримазо» - уже в первой сцене. «Соловьиный голос» и «вой собаки» появляются также в первой сцене, а смысл их становится ясным значительно позднее.

Музыкальная форма оратории, естественно, обусловлена группировкой событий по сценам и цементируется сквозными темами. Эпическое обрамление, создаваемое прологом и финалом, придает ей целостность; первые две сцены - своего рода музыкальная экспозиция; последующие четыре сцены (с третьей по шестую) рисуют враждебные Жанне силы зла; седьмая и восьмая - этапы героических деяний Жанны; следующие две, предшествующие финалу, раскрывают морально-психологические стимулы ее подвига.Каждая из этих групп имеет драматургическую вершину: кульминация сил зла - гротесковая сцена суда; кульминация светлых народных сил - праздничная картина единения Севера и Юга Франции («Король шествует в Реймс»); еще одна лирическая кульминация - «тихая», но не менее значительная - возникает в десятой сцене: это песня «Тримазо», которую поет Жанна. Последняя, итоговая кульминация - в заключительной сцене («Жанна в пламени»): после грандиозного хорового нарастания звучит негромкая, замирающая кода, в которой объединяются все наиболее человечные и возвышенные темы, окружающие образ Жанны, девушки из народа.

Следует несколько подробнее остановиться на характеристике названных кульминационных сцен.

Потрясает смелостью решения сцена суда («Жанна во власти зверей»). Онеггер изобретательно обострил сатирический словесный материал, создав грубо пародийную картину в духе средневековых фарсов. Средствами музыки пародируется все, начиная со вступительной крикливой фанфары и кончая словами смертного приговора, который выкрикивается по-латыни на веселенький опереточный мотив, подхватываемый хором.

Карикатурное ариозо председателя суда - Борова (Porcus) выдержано в характере бравурного вальса, сопровождаемого синкопированными джазовыми ритмами. Секретарь суда заявляет о себе краткими мотивами, подражающими реву осла. А в четырехголосной партии заседателей грубо имитируется блеяние баранов. Все в целом образует искусно варьированный хорал, темой которого становится латинская фраза, прославляющая «справедливость» королевского суда: она звучит как cantus firmus, окруженный контрапунктами сопрано, альтов и теноров. Пронзительные тембры «волн Мартено» прорезают эту звуковую массу еще одной имитацией ослиного крика.

Более изысканные гротесковые приемы используются в шестой сцене («Короли, или Игра в карты»), смысл которой - разыгрывание судьбы Жанны сильными мира сего. Сцена решена в виде танцевального дивертисмента с комментариями герольдов и краткими репликами игроков. В игре участвуют короли, дамы, валеты. Короли - французский, английский и бургундский; четвертый король - Смерть. После представления фигур следует танец-игра. Танец двухдольный, в форме темы с двумя простейшими фактурными вариациями; его тема родственна ритурнели в сцене суда (судилище над Жанной было тоже своего рода игрой!). После окончания танца игроки церемонно расстаются, отдавая Жанну во власть победителя - Смерти.

Совсем иная музыкальная атмосфера царит в сцене «Король шествует в Реймс», почти целиком основанной на народных мотивах. Главная роль принадлежит мелодии песни «Лаонские перезвоны», которую Онеггер сближает с траурной темой «De profundis»; скорбь литургической темы как бы завуалирована светлым звучанием детских голосов и убыстрением темпа. Картина народного ликования, центром которой является сцена объединения (братания) северных и южных провинций Франции, далее сменяется монотонным латинским гимном в честь короля, переходящим в унылую юбиляцию. Следует марш короля, в интонациях которого прослушивается диссонантная фанфара из сцены суда. Когда шествие удаляется, на первый план выступает Жанна, охваченная воспоминаниями о своей борьбе: «Это я соединила все руки Франции вместе навсегда!» - «Не ты, а Бог», - поправляет ее Доминик.

В девятой сцене («Меч Жанны») слышатся мотивы песни «Тримазо»; детские голоса запевают лотарингскую детскую веснянку (вновь подлинный фольклорный напев). Из ее мотивов формируется тема весеннего цветения - символ обновления лотарингской земли, родины Жанны, - один из самых трогательных и поэтичных эпизодов в оратории.

Всего десять тактов занимает песенка «Тримазо», которую вполголоса повторяет Жанна в сопровождении первых скрипок divisi (пример 22). В истаивающей звучности струнных и «волн Мартено» выражены печальные предчувствия обреченной на казнь героини.

Одиннадцатая сцена («Жанна в пламени»), по идее Клоделя, завершает борьбу Жанны со злом на земле, но также и внутреннюю борьбу в душе героини между земным страхом перед мучительной смертью на костре и приятием этих мук как нравственного очищения - ради счастья близких. Борьба эта завершается торжеством небесных сил и апофеозом Жанны-мученицы, за которым следует послесловие: «Нет большей любви, чем отдать свою жизнь за тех, кого любишь».

581 год назад, 30 мая 1431 года, на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна д’Арк. А главным формальным поводом для возведения Жанны на костер послужило не её ересь, не сношение с дьяволом, не колдовство, не пренебрежение авторитетом Церкви.
Хотя Жанну д"Арк и признали виновной во всех вышеперечисленных преступлениях (кроме сношения с дьяволом - гинекологический осмотр показал, что Жанна девственница (хотя я сомневаюсь что дьявол не знает как можно заниматься любовью не повреждая девственной плевы)), но к смерти ее приговорили не за это.
К сожжению на костре ее приговорили за нарушение запрета, установленного в Библии, согласно которому «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом, Богом твоим, всякий, делающий сие » (Втор., 22:5).

.
Постоянство, с каким Орлеанская Дева носила мужское платье, многие отмечали как любопытную деталь, а некоторые придавали ему едва ли не бо́льшее значение, нежели прочим ее деяниям. Точки зрения на причины, побудившие Жанну надеть мужской костюм, можно разделить на три группы:
- одни объясняют выбор Девы утилитарными соображениями: для мужского дела подобало мужское одеяние;
- другие выдвигают на первый план причины социально-психологические: изменение костюма в ту эпоху означало разрыв с заранее предписанной обществом ролью и сословными барьерами;
- третьи проводят параллели с историями о святых женщинах, изменивших одеяние, чтобы вступить в монастырь и следовать идеалу благочестивого поведения, доступному, тогда только мужчинам (истории св. Маргариты-Пелагия, св. Марины, св. Ефросинии и св. Хильдегунды из Шонау).

Наверное все эти причины могли иметь место (плюс психологическая тайна внутреннего мира Жанна д’Арк), но как бы там оно ни было, 13 февраля 1429 г. из Вокулера Жанна д"Арк отправилась в тот путь, который завершится 30 мая 1431 г. на площади Старого Рынка в Руане, в мужских шоссах, камзоле, плаще, сапогах и шпорах.
Этот мужской костюм девушка и не снимала вплоть до 24 мая 1431 г., когда отреклась от него по приговору церковного суда. Но буквально через три дня Жанна вновь облачилась в свою прежнюю мужскую одежду, в которой оставалась до тех пор, пока в рубашке кающейся грешницы, босая, не взошла на костер.


Только вот вопрос: если все это время Жанна находилась в тюрьме, то как она раздобыла там мужскую одежду? Ответ напрашивается сам собой - через несколько дней после вынесения церковным трибуналом вердикта «Виновна» у неё отобрали всю женскую одежду, заменив ее на мужскую. И когда Жанна её надела (а что делать, если другой не было?) под предлогом того, что Орлеанская Дева «впала в прежние заблуждения», трибунал и приговорил её к казни через сожжение.

Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила:
"Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница,
кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка"

После этой казни современникам Жанны д’Арк стало известно что за ношение мужской одежды женщину можно казнить. Кто-то просто удивился, а кто-то укрепился во мнении что это только предлог для мести англичан, пообещавших сжечь девушку еще весной 1429 г.
Так или иначе, женщины! Натягивая мужские вещи, помните за что формально сожгли Жанну д’Арк. Ну или хотя бы возвращайте куртки, которые вам одолжили добежать до такси во время дождя…

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», - сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд . Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец - тоже не ясно. По одной версии - обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д"» в фамилии), по другой - зажиточные крестьяне (а «д"» в те времена означало - «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла .

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, - говорил один из ее современников, - что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей - хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова , где Жанну играет Инна Чурикова , есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон , ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста - будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое - что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза .

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон , но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз . Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только - до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы - ее не сжигали - косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 - 950 градусах, золото - примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева - 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы - нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…

http://svpressa.ru/post/article/160475/

Шесть столетий назад девочка-подросток с мужественным сердцем вышла из небытия, чтобы повести французскую армию к победе во время Столетней войны. Многое из того, что мы знаем о Жанне д"Арк, которую сожгли на костре в 1431 году, основано на давних предрассудках и заблуждениях. Ниже вы найдете общепризнанные факты об Орлеанской деве, которые могут вас удивить.

1. Настоящее имя Жанны было Жанна Ромми, Жанна Тарк, или Жанна де Воутон, но она не прославилась ни под одним из них

Жанна не родилась в городке под названием Дарк, как того бы можно было ожидать исходя из ее фамилии. Она выросла в Домреми - деревне в северно-восточной части Франции. Ее отец был фермером, а мать - искренней католичкой. Во время суда над Жанной в 1431 году она называла себя не иначе как Жанна ла Пусель, и с самого начала показала, что не знает своей настоящей фамилии. Позже она объяснила, что ее отец носил имя Жак д"Арк, а именем матери было Изабель Ромми, и добавила, что в ее деревне дочери часто брали фамилии своих матерей. В Средние века во Франции фамилии не были фиксированными и не очень широко использовались. Слово «ромми» просто обозначало человека, который совершил паломничество в Рим или другое религиозно значимое место. По данным других источников, именем ее матери могло быть Изабель де Воутон.

2. В наше время некоторые ученые ставят Жанне д"Арк разные диагнозы, начиная от эпилепсии и заканчивая шизофренией

Примерно в возрасте 12-13 лет Жанна д"Арк, видимо, начала слышать голоса и испытывать видения, которые она истолковала как знаки от Бога. Во время суда, который над ней проводили, она утверждала, что ангелы сначала говорили ей ходить в церковь и вести праведную жизнь. Позже они стали предлагать ей защитить Францию от вторжения англичан и сделать Карла VII законным королем страны (в то время он был некоронованным наследником престола). Жанна утверждала, что ее видения часто сопровождались ярким светом, а голоса слышались более отчетливо, когда звонили колокола. Основываясь на этих деталях, некоторые эксперты полагают, что Жанна страдала от одного из многочисленных неврологических и психологических расстройств, которые вызывали галлюцинации и бред, а также мигрени, биполярное расстройство и поражения головного мозга. Согласно другой теории, она пострадала от бычьего туберкулеза, который может вызывать судороги и деменцию. Источником болезни могло стать сырое молоко.

3. Командуя французской армией, Жанна не участвовала в боевых действиях

Хотя Жанну д"Арк вспоминают как бесстрашного воина и считают героиней Столетней войны между Англией и Францией, она никогда не принимала участия в боях и не убивала противников. Вместо этого она сопровождала мужчин и была своего рода талисманом. Вместо оружия она носила знамя. Также она была ответственна за военную стратегию и вносила дипломатические предложения (хотя англичане отвергли все попытки решить исход войны с помощью дипломатии). Но даже несмотря на это, Жанна была ранена дважды. В первый раз во время знаменитой Орлеанской компании ей в плечо попала стрела. Во второй раз во время неудачной попытки освободить Париж ее ранили в бедро из арбалета.

4. У нее был взрывной характер

После утверждения контроля над французской армией эта девочка-подросток не стеснялась ругать уважаемых рыцарей, вести себя неприлично и менять военные планы. Она даже обвинила своих покровителей в мягкотелости по отношению к англичанам. По словам очевидцев, на слушании ее дела она даже однажды попыталась ударить солдата-шотландца, который съел похищенный кусок мяса (шотландцы объединились с французами во время Столетней войны). Она также якобы увезла любовниц и проституток, которые были в походе вместе с ее армией. А личные нападки англичан, которые обзывали ее грубыми именами и говорили, что ей нужно вернуться в деревню к своим коровам, заставляли ее кровь кипеть. Вспыльчивость Жанны очевидна и из записей ее судебных слушаний. Когда священник, говорящий на французском с региональным акцентом, спросил, на каком языке обращались к ней голоса, она ответила, что они говорили на французском гораздо лучше, чем он.

5. Вопреки распространенному мнению, Жанна не была сожжена на костре за колдовство, по крайней мере, не в техническом плане

В 1430 году Жанна д"Арк попала в руки врагов, и ее судили в церковном суде. Ей были выдвинуты 70 обвинений начиная от колдовства и заканчивая воровством лошади. Но в мае 1431 года все они были сведены к 12. Главные обвинения заключались в том, что она носила мужскую одежду и утверждала, что говорила с Богом. Ей предложили признать свою вину в обмен на пожизненное лишение свободы. И Жанна подписала этот документ. Предполагается, что неграмотная Жанна не знала, под чем конкретно она поставила свое имя (или, точнее, крестик). Несколько дней спустя, возможно, из-за угрозы насилия от ее охранников, она снова надела мужскую одежду. Разгневанному судье, который посетил ее тюрьму после этого, она сказала, что снова начала слышать голоса. Именно эти два действия и спровоцировали то, что Жанну отправили на костер.

6. С 1434 по 1440 появлялись самозванцы, которые называли себя Жанной и утверждали, что она избежала казни

Одна из нескольких женщин, которые хотели выдать себя за Жанну в следующие несколько лет после ее смерти, Клод де Армойсес напоминала известную еретичку и якобы участвовала в военных кампаниях, переодетая в мужскую одежду. Она вместе с двумя братьями Жанны - Жаном и Пьером - выстроила схему, согласно которой говорила всем, что Жанне удалось скрыться от врагов и выйти замуж за рыцаря, с тех пор она якобы живет в безопасности. Трио получало щедрые подарки. Они ездили из одного праздничного приема на другой. Свои уловки они признали только перед Карлом VII, который в 1429 году благодаря Жанне стал королем.

7. Благодаря Жанне д"Арк в 1909 году появилась стрижка «боб», которая и сейчас пользуется популярностью

Голоса, которые говорили Жанне надеть мужскую одежду и изгнать англичан из Франции, также сказали, что она должна обрезать свои длинные волосы. Она носила волосы в стиле pageboy, который был общим для рыцарей того времени, и только перед казнью охранники побрили ее на лысо. А в 1909 году уроженец Польши и парикмахер, известный как месье Антуан, начал делать своим клиентам стрижку, которая теперь известна как короткий боб. По его словам, источником вдохновения для него стала Жанна д"Арк. Огромную популярность этот образ приобрел в 1920 годах и стал востребованным среди кинозвезд.

Иногда круглые даты сходятся странно. В 1431 году, то есть, 585 лет назад, легендарная француженка Жанна д’Арк была сожжена про приговору суда. А в 1456 году, 560 лет тому назад, после специального расследования Жанну полностью оправдали.

А в этом году через аукционный дом Timeline Auctions за 297 600 фунтов стерлингов было продано кольцо, предположительно принадлежавшее Жанне д’Арк. По легенде, она надевала его перед казнью. Считается, что кольцо подарили Жанне родители незадолго до ее сожжения на костре в 1431 году.

Жанна сама рассказывала о нем на суде. Она описывала кольцо так: на кольце есть надпись Jhesus Maria и три креста, а сделано оно из золота или латуни, то есть она точно не знала, из какого именно металла. Жанна сообщила также, что оно было у нее на пальце, когда она коснулась явившейся ей во сне Святой Екатерины.

«Я думаю, можно не сомневаться в том, что это ее кольцо», — сказал исполнительный директор Timeline Auctions Бретт Хэммонд . Он считает, что то, что кольцо XV века совпадает с описанием кольца Жанны, вряд ли может быть просто совпадением.

При кольце были документы, подтверждающие его историю. Но если кольцо подлинное, оно может дать разгадку одной из тайн истории Орлеанской Девы.

Жанна, но не д’Арк

Если быть точным, Жанну ее современники никогда не звали д’Арк. И сама она никогда себя так не называла, а называлась «Жанной Девственницей».

Не очень понятно и когда она родилась. Считается, что в 1412 году, но когда в 1904 году ее причисляли к лику святых, дату официально назвали другую: 6 января 1409 года.

Кто были ее мать и отец — тоже не ясно. По одной версии — обедневшие дворяне (отсюда дворянское «д"» в фамилии), по другой — зажиточные крестьяне (а «д"» в те времена означало — «из такой-то местности», в данном случае, возможно, папа ее был из города, в название которого входило слово Арк, таких было несколько. Но даже если родители девы и были крестьянами, то позже получили дворянство. Место рождения Жанны называют точно: деревня Домреми на границе Шампани и Лотарингии. Сохранился даже домик, где она появилась на свет.

Внезапный взлет ее славы и трагический конец на костре уложился всего в несколько лет. В 13 -летнем возрасте Жанна вдруг услышала голоса святой Екатерины и архангела Михаила (причем, архангела она даже несколько раз видела). Они и сказали девочке, что именно она освободит Орлеан, сняв осаду англичан, да еще и возведет на трон наследника французского престола дофина Карла .

Собственно, с этого и началась ее миссия в Столетней войне между французами и англичанами.

Боевая юность

Интересно, что Жанна в свои 16 лет оказалась весьма подготовленной к военному делу. Карла она при встрече поразила умением блестяще ездить на коне и фехтовать. «Создавалось впечатление, — говорил один из ее современников, — что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками».

Пройдя все испытания, учрежденные дофином, Жанна именем Бога подтвердила Карлу его права на престол. И, в конце концов, Карл так поверил ей, что назначил её главнокомандующей французскими войсками.

Сейчас на всех памятниках она изображается в доспехах и с мечом. Так оно и было: дофин приказал специально для Жанны выковать доспехи, как главнокомандующему, ей было положено знамя, а как посланнице Божьей — хоругвь. На знамени был изображен Бог Отец над радугой и два ангела. Правой рукой Господь благословлял мир, а в левой держал вселенную. Еще была надпись «Иисус Мария» и лилии французского королевства.

Меч Жанна попросила привезти из небольшой часовни в Фьербуа, где она видела много старинного оружия. А ей хотелось иметь меч, равный мечу легендарного короля Карла Великого. Ей привезли древний клинок, помеченный пятью крестами. Когда очистили ржавчину, оказалось, что что это меч, которым другой знаменитый воин Карл Мартелл семьсот лет назад поразил арабов в битве при Пуатье.

Интересно, что позже на допросе Жанна на вопрос о том, что она почитала больше меч или знамя, ответила, что знамя.

В известнейшем фильме «Начало» Глеба Панфилова , где Жанну играет Инна Чурикова , есть одна небольшая неточность, сцена, где, казнив дезертиров, Жанна говорит своим солдатам: «Кто верит в меня, за мной!» На самом деле знаменитый клич Жанны звучал иначе: «Кто любит меня, за мной!»

И ее любили. Влюбленные в нее французы 8 мая 1429 года отогнали англичан от Орлеана. Именно тогда она стала «Орлеанской Девой», а 8 мая и сегодня в Орлеане главный городской праздник.

Но с этого момента счастье отвернулось от Жанны.

Предательство епископа Кошона

Взять Париж ее армии не удалось, зато бургундцы, воевавшие против Карла, обманом заманили Жанну в ловушку и выдали англичанам. Точнее, продали за 10 000 золотых ливров.

Поздней осенью 1430 года Жанну увезли в Руан. Там ее судили, обвиняя в ереси и ношении мужской одежды.

Процесс начался 21 февраля 1431 года. Возглавлял его епископ Пьер Кошон , ярый сторонник англичан. Английское правительство оплатило все расходы на процесс. Сохранившиеся документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

24 мая епископ Кошон привел ее к столбу с вязанками хвороста — будущему ее костру, но сказал, что ее переведут от англичан в церковную тюрьму, если она отречется от ересей. Зачитал ей бумагу с таким отречением, а потом бумагу эту подменил. Жанна была неграмотной и поставила крест, образно говоря, под собственным приговором.

С костра она крикнула Кошону: «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!». И попросила дать ей крест. Ей протянули две скрещённые ветки, она еще успела несколько раз крикнуть: «Иисус!».

Казнили ли Орлеанскую Деву?

И тут начинается самое интересное. Исследователи истории Орлеанской Девственницы не могут уверенно сказать, сожгли ли Жанну.

Вообще, с ее гибелью много непонятного.

Например, нет формального приговора, хотя сохранились протоколы допросов. Более того, когда позже был затеян процесс о реабилитации Жанны, из 12 допрошенных членов руанской судейской комиссии, отправившей Жанну на костер, пятеро заявили, что уехали ещё до окончания слушаний, трое — что не присутствовали при казни.

Нет и положенного при таких процессах протокола о казни.

Многие добровольные историки, ищущие альтернативные версии великих событий, считают: вполне возможно, что казни не было вообще, либо вместо Жанны сожгли какую-то другую женщину. А чтобы этого никто не заметил, голову казнённой вместо Жанны, накрыли бумажным колпаком, а толпу от костра на довольно большое расстояние оттеснили солдаты.

Почему Жанна могла уцелеть? А потому что по одной из версий Орлеанская Девственница была не крестьянкой и даже не простой дворянкой, а особой королевских кровей. Именно поэтому дофин так легко доверил ей войско, и поэтому она была так сведуща в верховой езде и владении оружием. А через несколько лет после «казни» Жанна опять появилась при королевском дворе и даже вышла замуж за Робера дез Армуаза .

Были, впрочем, и самозванки. В 1452 году появилась дама, подкупившая кузенов Жанны, чтобы выдать себя за Орлеанскую Девственницу. Не удалось. Второй лже-Жанной стала Жанна Феррон , но и ее разоблачили, причем позорно: она не умела ездить на лошади.

Удачнее всех оказалась некая Жанна дез Армуаз . Она появилась лет через пять после казни Орлеанской Девственницы и как раз она вышла замуж за сеньора Робера дез Армуаз. Интересно, что жители Орлеана и братья Жанны д’Арк (у нее были три брата и сестра) ее признали. Но зато ее не признали в Париже и даже, по приговору парламентского суда, выставили к позорному столбу. Жанна дез Армуаз родила двоих сыновей, а умерла в 1446 году.

Была ли она действительно самозванкой и только — до сих пор неизвестно.

Но вот этот-то вариант судьбы Орлеанской Девы — ее не сжигали — косвенно подтверждает то самое кольцо Жанны, с которого я начал рассказ.

Ведь получается уникальная ситуация. Если кольцо было подарено родителями Жанне еще до ее сожжения, то как оно уцелело?

Исходя из свойств металлов, кольцо могло и не расплавиться. Латунь плавится при 880 — 950 градусах, золото — примерно при 1070 градусах Цельсия. А температура горения дерева — 800−1000 градусов. Но костер Жанны, казненной на открытой площади, вряд ли достигал высшего уровня температуры. Вентиляция хорошая. Не печь, и даже не камин.

Сильно сомневаюсь, что после сожжения кто-то просеивал огромную груду угля и пепла и сгоревших останков девы в поисках ее кольца.

Документы, на которые ссылаются аукционисты, рассказывают, что после казни Орлеанской девы каким-то образом кольцом владели кардиналы и придворные вельможи. К началу ХХ века кольцо попало в частные коллекции и не раз выставлялось на торги в разных аукционных домах. Причем сведения обо всех владельцах кольца подтверждены документально.

Но если исходить из того, что в жизни многие события трактуются куда сложнее, чем они есть на самом деле, вполне можно предположить, что Жанна, действительно, не была казнена, и сама передала кольцо своим спасителям в знак благодарности за избавление от смерти (ведь оно было для Жанны высшей драгоценностью, освященной Святой Екатериной), и, возможно, еще и в знак того, что она клянется не разглашать этой тайны…

Оправданная и святая

После окончания войны в Нормандии в 1452 году Карл VII велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Жанной, и проверить, был ли законным суд над нею. Выводы — нет, не был. В 1455 году папа Каликст III повелел еще раз вернуться к суду над Жанной и его материалам. Были допрошены 115 свидетелей, в том числе и мать Жанны, её товарищи по оружию и жители Орлеана.

Папа Пий X в 1909 году провозгласил Орлеанскую Девственницу блаженной, а 16 мая 1920 года папа Бенедикт XV канонизировал её.

Остается добавить, что когда победительница англичан, дева, приведшая на трон короля, героиня Франции и ее будущая святая взошла на костер, ей было всего 19 лет…