Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Список литературы по проектной методике. Курсовая работа: Использование метода проектов на уроках английского языка Проектная деятельность в изучении литературы

Заключение

Завершая работу, сделаем следующие выводы. В данной работе мы изучили метод проектов как перспективную технологию, высокой степени адаптивности данной технологии к специфике ДОУ. Познакомились с основами организации проектной деятельности в ДОУ, видами проектов.

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Познакомились с опытом работы дошкольного учреждения по организации проектирования. Воспитатели научили детей собирать информацию, дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить. Проект закончился мероприятием. После завершения проекта, качественно изменился стиль общения взрослого с ребенком, активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Кроме того, организация деятельности по развитию проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.

Список используемой литературы

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (ред. от 28.02.2012) // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. - № 3.

2. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования // Управление ДОУ. - 2006. - №7.

3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

4. Виноградова Н.А.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 208 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.

7. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.

8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М.Коджаспирова. - М.: Владос-Пресс, 2003.- С.140.

9. Кудрявцева А.И. Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ / Под общ. ред. Г.Д.Ахметовой // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2011. - С.80-84.

10. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А.Кузнецова, И.В.Матвеева. - Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.

11. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. - М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. - 128 с.

12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. - 2004. №1. - С.42.

13. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.

14. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. - Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. - 72 с.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.

16. Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. - М.: ИТиИП РАО, 2004. - С.503.

18. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». - 2003. - №6.

19. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

20. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. - М.: Дрофа, 2004. - 398 с.

21. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. - №4. - 2004.

Воспитание способности вносить

во всякий труд творческое начало останется

одним из краеугольных камней педагогики.

Д. Андреев

Главной составляющей человека постиндустриального общества ХХ1 века является наличие проектной культуры, которая рассматривается как одна из базовых управленческих способностей человека. Проектная культура – это знания, умения и готовность к реализации таких функций, как диагностирование, целеполагания, планирование, регулирование процесса деятельности в ходе ее осуществления, контроль и коррекция промежуточных результатов деятельности, управление деятельностью как таковой.

Современный человек должен рассматривать образование как средство реализации собственных образовательных, профессиональных, культурных и жизненных планов, а также как способ формирования ключевых компетентностей (способности применять свои знания и умения), обеспечивающих успешность всей жизнедеятельности человека.

В этом плане одними из перспективных технологий являются проектные технологии, реализация которых осуществляется на основе использования метода проектов . Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности и творчества при выполнении учебных заданий.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Еще в 1891г. русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев отмечал: « Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек мог сам учиться, чему нужно. Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться».

Идеи П.Ф. Каптерева легли в основу метода проектов, разработанного П.П. Блонским, который писал: «В школе ребенок прежде всего должен не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. А школа должна стать местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, при которой ученик не только учится, но и упражняется в самостоятельных знаниях. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать ее».

Теоретические идеи П.П. Блонского пытался реализовать на практике русский ученый-педагог С.Т. Шацкий, опыт работы которого был представлен на Всероссийском съезде учителей в 1907г. А затем его педагогические разработки и проекты учащихся были представлены на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1908г., где были отмечены Малой золотой медалью. Этот успех подвигнул ученого на создание в 1911г. колонии «Бодрая жизнь», где образовательный процесс был организован на принципах ученическо-педагогического сотрудничества, а личностный интерес обучающихся являлся необходимым условием результативной деятельности. Предполагалось, что для успешного решения проблемы ребенок должен был не только использовать имеющиеся у него знания и умения, но и выяснять, какая еще информация будет необходима для решения проблемы и какие умения нужно будет приобрести. задача учителя-консультанта заключалась в руководстве проектной работой.

Идеи проектного обучения нашли отражение в опыте А.С. Макаренко. Продолжили дело Шацкого и Макаренко другие педагоги: Е.Г. Каганов отмечал, что только этот метод позволяет сочетать детские интересы и потребности дня, обеспечивает слияние теории с практикой; В.В. Игнатьев и М.В. Крупенина выделили этапы выполнения проектов и т.д.

В начале ХХ в. Америке этот метод базировался на идеях гуманистического направления в философии и образовании, развитых американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником

В.Х. Килпатриком. Основателем метода считается американский педагог

Е. Паркхарст, создатель педагогической системы, известной в настоящее время как «Дальтон-план» (от названия американского города Дальтон в штате Массачусетс). Его целью было индивидуализировать процесс обучения, дать возможность каждому ребенку обучаться в наиболее удобном для него режиме.

В США, Великобритании, Бельгии, Финляндии, Германии, Италии и многих других странах метод проектов приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

Современный этап развития нашего общества выдвигает особые требования к школьному образованию, цель которого - воспитание активной, творческой личности, способной к саморазвитию, умеющей самостоятельно добывать знания, самостоятельно выбирать средства и способы решения разнообразных задач. Модель обучения должна предусматривать гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными источниками информации, учебным материалом; взаимодействие с преподавателями.

В связи с этим технология проектного обучения становится сегодня ведущей технологией школьной практики. Ее главная идея заключается в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим. Лозунг этой деятельности – «Все из жизни, все для жизни». Основной тезис современного понимания метода проектов – «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, способностей самостоятельно конструировать и использовать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве и критически осмысливать полученную информацию.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом (Е.С. Полат).

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод проектов направлен на

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать шахи по достижению цели и идти к ней);

- развитие критического мышления (аналитического, ассоциативного, логического, системного);

- развитие творческого мышления (самостоятельный перенос теоретических знаний в практику, комбинаторные и прогностические умения);

- развитие умения работать с информацией (отбирать нужную, анализировать, обобщать, выявлять проблемы, обрабатывать данные, генерировать идеи);

- формирование коммуникативной компетенции (умения работать в коллективе, владеть культурой коммуникации, уметь адаптироваться к действительности);

- развитие умения составлять письменный отчет (умение составлять план, презентовать информацию, оформлять сноски и составлять библиографию);

- формирование позитивного отношения к работе (проявление инициативы, энтузиазма, выполнение работы в соответствии с планом и графиком работы);

- развитие умения корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;

- обучение оцениванию процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

Основные компоненты проектной деятельности : проблема проектирование (планирование) - поиск информации – продукт – презентация – портфолио.

Отсюда этапы работы над проектом :

    Анализ ситуации. Определение социально значимой проблемы –

исследовательской, информационной, практической. Формулировка темы проекта, целей и задач.

    Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование

самого проекта – модели проекта): постановка цели и конкретных задач исследования; определение объекта и предмета исследования, выбор методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, исторический метод и т.д.); распределение ролей участников и пр.

    Мобилизация ресурсов. Поиск информации (обзорной, реферативной,

сигнальной, справочной), которая будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы.

    Разработка собственного варианта решения проблемы. Реализация и

выход проекта как результат работы (доклад. таблицы, схемы, графики, рисунки и пр.). Обсуждение результатов.

    Презентация (представление продукта): устный отчет с демонстрацией

материалов или письменный (создание портфолио).

    Оценка результата и процесса, самооценка и рефлексия.

Целевые ориентации проектных технологий обеспечивают активное участие ученика в учебном процессе, достижение высокого уровня усвоения содержания, формирование знаний, умений и навыков, адаптацию обучения к особенностям различных групп, формирование исследовательских умений и умения принимать оптимальное решение, развитие коммуникативных качеств личности, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие творческих и познавательных способностей, повышение личной ответственности каждого участника проектной деятельности, его самоорганизации и рефлексии.

Проектная деятельность является личностно ориентированной. Школьники учатся работать как в группе, так и самостоятельно.

Существует несколько подходов к классификации проектов.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Дубровская Ирина Петровна учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 3 с УИОП им. Г. Панфилова» г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО Аннотация: проектная деятельность в учебном процессе является одним из методов реализации системно-деятельностного подхода, отвечающего требованиям ФГОС. В статье указывается степень актуальности использования метода проектов на уроках литературы, дается определение проекта, его видов. Приведены примеры проектов, выполненных учащимися 5 6 классов. Обозначены проблемы, перспективы и результаты использования проектного метода. Ключевые слова: системно-деятельностный подход, метод проектов, проект, виды проектов, универсальные учебные действия, возрастные особенности, личностные потребности детей, индивидуальные особенности детей. В настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта учащиеся должны быть способны к саморазвитию и личностному самоопределению. Чтобы реализовать эти требования, необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно добывать знания и применять их в решении различных задач. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с системно-деятельностным подходом, который базируется на личностно-ориентированных, интерактивных развивающих технологиях обучения. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 1

2 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» «Деятельностный подход» это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В условиях модернизации российского образования возрастает значение развития поисковых, исследовательских способностей обучающихся. Одним из методов реализации системно-деятельностного подхода, отвечающего требованиям ФГОС, является проектная деятельность. В специальной литературе можно встретить множество определений проектного метода. Однако все они сводятся к утверждению, что учебный проект совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта (М.Ю. Бухаркина). Проект это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Сейчас я работаю с учащимися, которые в начальной школе обучались не по ФГОС. Поэтому передо мной стоят такие вопросы: как учить детей в соответствии с новыми требованиями ФГОС, как эффективно сформировать у школьников универсальные учебные действия (УУД); какие выбрать методы, как повысить мотивацию у школьников и качество образования. Следовательно, передо мной стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные, проектные и прочие методы обучения. Проектная методика в свете требований ФГОС позволяет эффективно решать поставленные задачи. Хочу подробнее остановиться на методе проектов. Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: развить у учащихся творческие способности, 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

3 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" коммуникативные умение работать самостоятельно и в коллективе, способность сотрудничества (в случае группового проекта), способность грамотно излагать свои мысли, целеполагание, способность мыслить критически. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных учебных действий. Начиная работу в данном направлении, я столкнулась с такой проблемой, что мои пятиклассники совершенно не владеют приемами проектирования. Пяти- и шестиклассники нуждаются в значительной обучающей и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. Дети этого возраста не умеют рационально распределить время, не всегда объективно оценивают собственные силы. Им трудно на протяжении долгого времени сохранять интерес к работе, не выпускать из виду цель. Кроме того, многие пятиклассники медленно читают, не всегда понимают прочитанное, не умеют анализировать, обобщать, классифицировать, не обладают другими общеинтеллектуальными навыками, необходимыми для работы над проектом. Дети этого возраста не слишком рефлексивны, не умеют анализировать свои чувства и эмоции, давать объективную оценку своим достижениям. У них еще не сформированы навыки презентации и самопрезентации, не хватает словарного запаса. Все это предполагает, что значительный объем работы над проектом ребенку придется осуществлять вместе с учителем, иногда с родителем. При этом не следует, однако, забывать, что проект это прежде всего самостоятельная работа, в которой автор может высказывать собственную точку зрения, которая, возможно, не совпадает с позицией учителя. Особенно важно сохранять самостоятельность ребенка и стимулировать его мотив на всех этапах. В ходе работы над проектом необходимо учитывать возрастные особенности, личностные потребности и индивидуальные особенности детей. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 3

4 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Учебные проекты очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Как показывает практика, учащиеся 5 6-х классов с их огромной потребностью в межличностном общении проявляют большую склонность к краткосрочным ролевым, игровым и творческим проектам. В своей работе я использую в основном следующие виды проектов: информационный, творческий, ролевой, игровой, хотя в такой предметной области, как литература, как правило, эти разновидности проектов совмещаются. А вот по количеству задействованных в проекте учащихся это могут быть и индивидуальные, и групповые, и коллективные проекты, тем более что данный метод позволяет даже в групповом или коллективном проекте раскрыть индивидуальные способности каждого участника. К работе над информационным проектом на уроках литературы и внеурочных занятиях мы обращаемся, если нужно переработать и систематизировать большую теоретическую информацию, изложенную в учебнике. Так, например, изучая особенности такого жанра, как басня, несколько групп ребят работало по общей учебной статье, но в разных направлениях: одна из групп готовила минипроект по теме «История жанра «басня», другая «Баснописцы». Здесь для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей. Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, способствуют развитию творческих способностей ребенка. 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)

5 Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Приведу из своей практики несколько примеров игровых и творческих проектов учащихся 5 классов. Учащимися были выполнены проекты на следующие темы: 1. Олимпийские игры. 2. Обрядовый фольклор. Масленица. 3. Устное народное творчество. Сказки. 4. По закону жанра Сочиняем сказки. 5. Сказочные события и герои в литературе. 6. Литературные сказки о спящей красавице. 7. Литературная сказка «Золушка» разных авторов: Ш. Перро, Братьев Гримм, Е. Шварца. 8. Игра-викторина «Мир сказок Андерсена», «Литературный поезд» и др. В 5 классе, изучая особенности жанра сказки, ученики работали над коллективным творческим проектом «Сказки», продуктом данного проекта стал сборник сказок, сочинённых ребятами. Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе ролевых, игровых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию, нужно организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность. В ходе ролевого проекта учащиеся берут на себя роли литературных персонажей. В виде ролевой игры можно представить анализ и исполнение басен И.А. Крылова. Каждый ученик выступает в роли персонажа и дает себе характеристику. Также ролевым проектом можно считать инсценировки фрагментов произведений, например, из сказок «Снежная королева», «Золушка». Ребята выбирают фрагмент, распределяют роли, обсуждают персонажей, продумывают костюмы, работают над декламацией, мимикой, жестами. Такая работа сплачивает ребят, прививает интерес к урокам литературы. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) 5

6 Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся приобретать и применять знания и умения, переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной деятельности. По моим наблюдениям, системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектной деятельности позволяет достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, они активно участвуют в конкурсах, в социальных проектах. Проектный метод отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках деятельностного подхода он является наиболее целесообразным и актуальным. Список литературы 1. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? [Текст] / М.А. Ступницкая. М.: Первое сентября, Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. 2-е изд. М.: Просвещение, Снежневская М.А. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова; под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)


Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Фадеева Людмила Анатольевна учитель информатики Яковлева Елена Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» г. Новокузнецк, Кемеровская область ДИАГНОСТИКА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Савельева Людмила Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ 47 г. Белгорода г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Соколова Ирина Филипповна учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ 27 г. Иркутск, Иркутская область ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Александрова Ирина Сергеевна канд. пед. наук, учитель информатики и ИКТ, заместитель директора по УВР МБОУ «Школа 15» г. Балашиха, Московская область ОРГАНИЗАЦИЯ

Гульдерова Виктория Николаевна студентка Плужникова Елена Артемовна канд. пед. наук доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Пряникова Марина Геннадьевна учитель, Почётный работник общего образования РФ МБОУ «СОШ 6» г. Новокузнецк, Кемеровская область ИГРА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Коцуба Марина Леонидовна аспирант ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» г. Хабаровск, Хабаровская область Калугина Наталья

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Соловьева Ксения Вадимовна студентка ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» г. Нижний Новгород, Нижегородская

Разумова Марина Николаевна учитель истории МБОУ «СОШ с УИОП 8» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Аннотация: автор статьи рассматривает значение

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Кормачева Наталья Александровна воспитатель МБДОУ «Город Архангельск» «Д/С КВ 159 «Золотая рыбка» магистрант Высшая школа психологии и педагогического

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Глазырина Наталья Викторовна старший воспитатель МБДОУ Д/С КВ 18 «Золушка» г. Верхний Уфалей, Челябинская область МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ МБДОУ

Center for Scientific Cooperation "Interactive plus" Вайсбанд Марианна Григорьевна учитель английского языка МБОУ СОШ с УИОП 51 г. Кирова г. Киров, Кировская область СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Чуватова Любовь Петровна учитель трудового обучения ГБОУ Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ с. Малый Толкай» с. Малый Толкай, Самарская

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Давыдова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С КВ 75 г. Ангарск, Иркутская область ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Мананникова Людмила Гавриловна методист МБОУ ДПО «НМЦ» г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область Овчинникова Елена Владимировна учитель биологии МБОУ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Антонова Людмила Виталиевна канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой Чебоксарский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Московский политехнический институт» г.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Густова Людмила Михайловна директор Третьякова Елена Владимировна педагог МАОУ лицей г. Бор г. Бор, Нижегородская область ЛИЦЕЙСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Красова Светлана Викторовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Пестравка с. Пестравка, Самарская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Автор: Кузнецова Валерия Анатольевна студентка ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровск, Хабаровский край РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Дьякова Татьяна Александровна учитель СБО первой категории МБОУ «ООШ для обучающихся с ОВЗ 35» г. Череповец, Волгоградская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРФОКАРТ,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бородинская основная школа Выступление на педсовете: «Дифференцированный подход в обучении школьников на уроках русского языка и литературы» Подготовила

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" учитель ГБОУ школа 2083 г. Москва РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ СВЯЗИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Краева Алевтина Анатольевна канд. пед. наук, доцент Институт педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

Педагогика ПЕДАГОГИКА Горобец Светлана Семёновна учитель математики Матковская Каролина Александровна учитель информатики МБОУ «СОШ 116» г. Челябинск, Челябинская область ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Шеклеева Елена Васильевна учитель технологии высшей категории МБОУ «С(К)ОШ 38» г. Череповец, Вологодская область ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Клыпина Яна Валерьевна учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ 77 г. Иркутск, Иркутская область ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация:

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Крылова Дарья Валерьевна учитель французского языка ГБОУ СОШ 98 с углубленным изучением английского языка Калининского района Санкт-Петербурга г. Санкт-Петербург

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Александрова Зоя Дмитриевна учитель истории и обществознания МАОУ «Саха политехнический лицей» г. Якутск, Республика Саха (Якутия) МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ

РАССМОТРЕНО на педсовете Протокол 1 от 29.08. 2011 УТВЕРЖДАЮ Директор школы Г.П. Осипова ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно исследовательской деятельности учащихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Епонечникова Ирина Николаевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область СОВРЕМЕННЫЕ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Аверкиева Галина Валентиновна канд. пед. наук, доцент Щекина Светлана Станиславовна канд. пед. наук, доцент ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Теплых Елена Анатольевна магистрант Галкина Ирина Александровна канд. психол. наук, доцент Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Изотова Ирина Анатольевна воспитатель МДОУ «Д/С 81 для детей раннего возраста» г. Ухта, Республика Коми ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Коваленко Тамара Дмитриевна учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель, отличник народного образования МБОУ «СОШ 3 с УИОП им. Г. Панфилова»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Лазовская Ольга Алексеевна МБОУ СОШ 40 г. Белгорода В настоящее время в мире происходят качественные изменения в сфере общественного

Ефанова Любовь Митрофановна учитель начальных классов МБОУ «СОШ 18» г. Белгород, Белгородская область ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: в данной статье

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Сафаралиева Зульмира Сакитовна студентка Зверева Лариса Геннадиевна канд. экон. наук, старший преподаватель ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Николенко Светлана Николенко магистр филол. наук, учитель МБОУ Аннинская СОШ 1 пгт Анна, Воронежская область Карелина Марина Владимировна магистр филол.

1 ПРИНЯТО Педагогическим советом от 28.08. 2013 года протокол 1/1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы Л.В.Чалкова от 28.08.2013 года 79 _ ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Авторы: Сорокин Данил Андреевич ученик 9 класса Филипенко Александр Васильевич ученик 10 класса Научный руководитель: Афельд Вячеслав Эдуардович учитель

DOI 10.21661/r-114498 Минеева Елена Викторовна учитель начальных классов Омельянчук Анастасия Николаевна учитель английского языка Николаева Елена Анатольевна учитель начальных классов МКОУ «Береславская

Шарифуллина Галина Петровна Хасаншина Лейсан Илдусовна Зиганшина Лена Александровна ГБОУ «Мамадышская школа-интернат для детей с ОВЗ» г. Мамадыш, Республика Татарстан РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Макурина Наталья Ивановна воспитатель первой категории Носова Светлана Мироновна воспитатель высшей категории ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского

Златкина Анна Давидовна учитель музыки и ИЗО МБОУ «СОШ 82 с УИОП» г. Казань, Республика Татарстан ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС, В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Лучинина Сталина Вячеславовна студентка Рожина Вера Анатольевна канд. пед. наук, доцент Педагогический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Метод проектов на уроках литературы в 5 классе в рамках введения ООО ФГОС Колесова Н.С.., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 г. Зеи В рамках нового федерального государственного образовательного

Шишлянникова Алла Владимировна учитель иностранных языков Попова Татьяна Павловна учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ 30» г. Астрахань, Астраханская область ОТ ЧТЕНИЯ ПО ДИАГОНАЛИ К СМЫСЛОВОМУ

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Лоренц Вероника Викторовна канд. пед. наук, доцент Успенская Любовь Сергеевна студентка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» г.

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Чистякова Валентина Александровна канд. пед. наук, доцент Костюнина Алена Анатольевна старший преподаватель Сазонова Ольга Константиновна канд. пед.

1. Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся 1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации основной образовательной программы МБОУ СОШ 35 г.о.самара

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Ермолаева Татьяна Валерьевна учитель технологии МОУ Ивняковская СШ ЯМР п. Ивняки, Ярославская область БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ

Рабочая программа «Проектная деятельность по географии» Направленность: научно-познавательная Составитель: учитель географии Логачёва Ф.М. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

Сурмей Наталья Ивановна, учитель начальных классов первой категории МКОУ Колыбельской СОШ «Проектная деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении». Происходящие изменения в современном

Соковнина Татьяна Леонидовна учитель музыки МБОУ «СОШ с УИОП 51» г. Кирова г. Киров, Кировская область РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ Аннотация: в данной статье рассмотрено

Левыкина Лилия Валентиновна воспитатель Шолохова Мария Алексеевна учитель-логопед МАДОУ ЦРР Д/С 47 «Лесовичок» г. Старый Оскол, Белгородская область РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Гордеева Ксения Александровна воспитатель МБДОУ Д/С КВ второй категории 458 г. Челябинск, Челябинская область ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РАБОТЫ

Малеева Елена Валентиновна канд. пед. наук, доцент Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» г. Нижний Тагил, Свердловская область СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ КАК

Неустроева Роза Егоровна учитель русского языка и литературы МБОУ «Мындабинская СОШ» с. Мындаба, Республика Саха (Якутия) РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ К УЧЕБЕ ШКОЛЬНИКОВ-СПОРТСМЕНОВ Аннотация:

Инновационные принципы и подходы организации учебной деятельности ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Батракова Наталья Владимировна учитель английского языка МАОУ лицей 97

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Ромашева Елена Александровна учитель начальных классов Преснякова Виктория Николаевна учитель начальных классов МОУ Лицей 7 г. Волгоград, Волгоградская

Варакута Елена Александровна учитель начальных классов МОАУ СОШ 10 «Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация:

Слатвинская Анна Николаевна магистрант ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК

Center of Scientific Cooperation "Interactive plus" Иванова Мария Кимовна канд. пед. наук, доцент Шишмарева Юлия Анатольевна студентка Педагогический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет

Аннотация Рабочая программа по русскому языку предназначена для описания организации учебной деятельности по предмету в основной школе (6 класс). Согласно учебному плану на изучение русского языка в 6

Scientific Cooperation Center "Interactive plus" Кадацкая Ирина Алексеевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Пестравка с. Пестравка, Самарская область АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Кузоватово» Из опыта работы учителя русского языка и литературы Репьевой Татьяны Кузьминичны Тема: Проектная деятельность на уроках литературы Цель: повышение качества образования школьников путем использования проектной деятельности. Задачи: - формирование у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности; -воспитание духовно развитой личности; - развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; - освоение текстов художественных произведений; - совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения. Актуальность опыта Применение проектной технологии обучения позволяет повысить мотивацию, интерес учащихся предмету «Литература» , предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. «Плюсы» технологии проектной деятельности: «Плюсы» технологии проектной деятельности: проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует повышению качества обучения, так как она:

  • основана на системно- деятельностном подходе;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах подготовки проекта;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
Структура проектной деятельности
  • мотив,
  • проблема,
  • цель,
  • задачи,
  • методы и способы,
  • план,
  • действия,
  • результаты,
  • рефлексия.
Виды работ, формирующие умения и навыки, необходимые для работы над проектами:
  • 1. Работа над художественной деталью– формирует умение видеть “мелочь”. Будучи элементом целого, деталь является сама по себе маленьким образом и имеет определенный семантический, психологический и эстетический вес в произведении. Художественная деталь воспитывает думающего читателя, воспитывает читательскую зоркость.
  • 2. Оформление конспектов по биографиям писателей, теоретическому материалу. Составление конспекта способствует формированию навыка выбирать из большого количества материала только главное, формулировать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является ведущим в работе над исследовательским проектом.
  • 3. Демонстрация презентаций по теме урока, созданных учителем, позволяет показать образцы грамотного составления презентаций и механизм их использования. Это необходимо, потому что наглядность лучше всего может сформировать умение, хороший образец – большое подспорье в работе.
  • 4. Использование учащимися для выступления готовых презентаций из Интернет ресурсов, позволяет научиться сопровождать демонстрацию слайдов соответствующими комментариями, не заменяя их простым чтением текста со слайдов и опять-таки наблюдать образец.
применение
  • Практическая значимость данной технологии заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать навыки.
«Плюсы» проектной деятельности
  • Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, презентация, творческий отчет и т.п.
Результат:
  • повышение качества образования (77%);
  • овладение школьниками ключевыми компетенциями (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской);
  • написание сочинений (как продукта деятельности);
  • анализ стихотворений;
  • подготовка устных сообщений;
создание проектов:
  • создание проектов:
  • Исследовательский проект «Н.М. Рубцов и И.И. Левитан» (8 кл.), Н.В. Гоголь «Мертвые души» (9 кл.) Творческий проект «Обряды и обрядовый фольклор» (7 кл., спецкурс «Литер.краевед.») Ролевой проект по повести Пушкина «Капитанская дочка». Практико – ориентированный проект «Презентация «Петербург Достоевского».
Информационный проект Информационный проект «Лицейские друзья А.С.Пушкина»

Информационный проект

«Деревенская проза»

Исследовательский проект

Н.В. Гоголь «Мертвые души» (9 кл.)

Методические и учебные пособия:

  • Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
  • Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.
  • Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
  • Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-Граф”, 2004.
  • Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.

Список литературы

  • Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  • Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач. школа. – 2005. - №6.
  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование 2000. - №9. - с. 177-180.
  • Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. - 1993. - №2.
  • Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984.-256 с.
  • Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. - 1994. - №4.
  • Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  • Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  • Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч, 2000. - №3. - с. 10-21
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.
  • Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2004. - №2.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов. - Смоленск: ассоциация ХХ I век, 2006. - 48 с.
  • Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХ I век, 2003.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. // Начальная школа -2006 - №1. - С. 7-27
  • Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 296 с.: ил.
  • Корнетов Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации. // Завуч 2005. - №1. - с. 110-122
  • Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2.-с. 113-121
  • Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
  • Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика 2000. - №4.-с. 38-43
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана-Графф, 2002.-112 с.ил. - (Библиотека учителя).
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
  • Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-272
  • Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  • Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№ 4.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
  • Первин С.П. Дети, компьютеры и коммуникации. // Информатика и образование. -1994. - №4.
  • Плотниковская Н.А, Компьютер в начальной школе // Информатика и образование, 9-2003. С. 94.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  • Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч, 2005. - №5.-с. 38-47
  • Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
  • Сафьянинов П.С. Забавный компьютер. // Информатика и образование. - 1993. №4.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  • Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  • Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  • Хромов А.А. Метод проектов в начальной школе // Роль и место образовательной области «Технология» в системе общего среднего образования: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. Брянск, «БИПКРО», 1998. - с. 127-128.
  • Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999. - №6. - с. 32-337
  • Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - № 3.