Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Старорусский флаг. Летопись флагов российских

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Русские люди в разных обстоятельствах использовали разные символы, чтобы выразить свою народную, русскую сущность - хоругви, иконы, казачьи бунчуки, знамена стрелецких полков и т.д. По всей видимости, не было насущной потребности в подобном символе; его функции выполнял герб государства Российского - двуглавый орел. Из подобных символов вырос и русский государственный флаг, а оформился он при царе Алексее Михайловиче (отце Петра Первого).

В 1668 году царь Алексей Михайлович указал написать гербовое ("гербовное") знамя, которое вместило почти всю официальную и неофициальную символику православного Российского царства.

Оно было трапециевидным, с широкой малиновой каймой с образом Христа в верхней части среди двух восьмиконечных русских крестов с подножием. На большую белую "косыню" (шириной 1,69 м, длиной поверху 4,36 м) был помещен золотой двуглавый орел с двумя коронами, скипетром и державой, на грудном щитке орла - "царь, колющий копием змия". Под орлом был вид Кремля с надписью "Москва", а кругом - областные гербы царства. Все это, а также полный титул царя по кайме, раскрывало политическую программу правительства - объединение всех земель Древней Руси под властью православной Москвы.

Знамя участвовало во время государственных и церковных церемоний и выполняло функции царского штандарта - носилось перед царем в походах.

В 1667-1669 годах в подмосковном селе Дединове, на реке Оке, по указу царя Алексея Михайловича, происходило строительство небольшой военной флотилии для защиты торговых кораблей на Волге и Каспийском море. Главным среди строившихся судов был трехмачтовый корабль «Орел». Военному кораблю понадобился опознавательный знак - флаг. Капитан «Орла» Д. Бутлер обратился к правительству с вопросом, какой флаг поднять на корабле. Вопрос оказался очень актуальным, и Алексею Михайловичу пришлось решать, каковы будут государственные цвета России. Для утверждения ему были представлены белый, красный и синий цвета. Разработчики исходили из того, что по русским обиходным понятиям красный цвет означал отвагу, героизм, огонь; синий - небо, духовность, веру; белый - мир, чистоту, правду, благородство.

Сохранился документ 1668 года, в котором говорится о том, что отпущена была шелковая материя белого, синего и красного цвета для большого знамени, «что живет на корме».

В книге "Корабельные флаги" Карла Алярда, изданной в Амстердаме еще в 1695 году, этот флаг описан так: "флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной". Первый русский военно-морской флаг был изначально полосным (его еще называли поясным), похожим на современный Государственный флаг России.

В 1696 - 1701 годах Петр Великий создает множество эскизов и проектов флагов и вымпелов. Он не стал менять государственные цвета, но определил точное расположение горизонтальных полос, совпадающее с древним пониманием строения мира: снизу - физический, плотский (красный); выше - небесный (синий); еще выше - божественный (белый). 20 января 1705 года можно считать днем рождения будущего государственного флага: от имени царя был издан указ, согласно которому бело-сине-красный флаг («бесик» или «бесикр») становился флагом торговых судов. Его станут называть провиантским, торговым, купеческим, коммерческим, «обывательским», гражданским и, наконец, русским национальным. Бело-сине-красный русский национальный флаг также являлся символом славянской солидарности, борьбы славян против порабощения Австро-Венгрией и Турцией в XIX веке. От русского бело-сине-красного знамени ведут свое происхождение государственные флаги Словакии, Словении, Сербии.

Демонстрация бело-сине-красного флага в международных водах 1696 - 1700 гг. позволяет предположить, что он считался государственным.

Почти в то же время, на рубеже XVII и XVIII вв., Петр I дал русскому военно-морскому флоту новый флаг - "Андреевский". Белый цвет поля и синий креста Андреевского флага были выбраны Петром I не случайно. Для военного флага флота царь взял цвета двух верхних, самых почетных полос бело-сине-красного флага.

После смерти Петра Великого вопрос о государственном знамени не ставился, хотя в одном из указов Анны Иоанновны черные и золотые (желтые) цвета названы государственными. В этих же цветах «построено» коронационное знамя Елизаветы Петровны.

Каждый из российских монархов вносил свои поправки в государственную символику. За период царствования каждого из них происходили заметные перемены в русском обществе, расширялись границы страны, осуществлялись социальные преобразования, изменялся статус российской державы.

С начала XIX века флаги стали одними из самых выразительных символов всех ведущих государств. Появилась традиция украшать улицы и здания во время крупных торжеств флагами государств. Очевидно, благодаря торговому флоту российский бело-сине-красный флаг был хорошо известен за рубежом. При вступлении русской армии в Париж в марте 1814 года парижане вывешивали бело-сине-красные полотнища, считая их русскими. В1856 году, при праздновании заключения Парижского мирного договора после окончания Крымской войны, дома были украшены флагами воевавших держав. Русские бело-сине-красные флаги были названы флагами «русских национальных цветов». Впервые российский «национальный» флаг был утвержден официально в 1858 году. К этому времени уже был создан музыкальный символ Российской империи -гимн «Боже, Царя храни!» (1833). В 1857 году были официально утверждены и рисунки государственного герба. 11 июня 1858 года император Александр II утвердил рисунок «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений в торжественных случаях». Закон установил, что «расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (или золотая), а нижняя серебряная (или белая)». Для обоснования цветов полотнища флага их связывали с историческими цветами государственного герба: черный орел в желтом (золотом) поле и белый всадник в гербе Московском. В тексте закона это объяснение звучало следующим образом: «Первые полосы соответствуют черному государственному орлу в желтом или золотом поле и кокарда из двух сих цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; император же Александр I после взятия Парижа в 1814 году соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (св. Георгию) в Московском гербе».

Несмотря на сложность и неясность такого разъяснения, описание гербовых цветов утверждало российский - «национальный» - трехцветный черно-желто-белый флаг. Этот флаг и вошел в систему европейских флагов XIX века. Золотой, черный и белый цвета использовались в оформлении знамен и униформы российской армии. И все же и в России, и за ее пределами как государственный флаг вывешивались два образца: бело-сине-красный и черно-желто-белый.

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX века было не столь заметным, однако вопрос о «двойственности» важнейшего государственного российского символа постепенно начинает возникать. По-разному эта двойственность воспринимается и русской общественностью.

Владимир Иванович Даль, почетный академик Петербургской Академии наук, автор известнейшего «Толкового словаря живого великорусского языка», например, вопрошал: «Все народы Европы знают цвета, масти, краски свои - мы их не знаем и путаем, подымая разноцветные флаги невпопад. Народного цвета у нас нет. Какие же цвета подымать и носить на себе, какими украшать здания и пр. при мирных народных торжествах?»

Ярые защитники «русского самодержавства» считали, что ни о каком флаге, кроме узаконенного императором, речь в государстве идти не может: народ и власть должны быть едины. Пугали их и красные знамена, которые как символ антиправительственных политических движений стали в те времена появляться на улицах столицы.

«Самостийно» бело-сине-красные стяги выходили на городские улицы: ими был окружен памятник Пушкину в Москве 6 июня 1889 г., памятник гренадерам, павшим под Плевной. Проекты национального флага появились на страницах печати.

В этих условиях император Александр III поспешил заявить о желании «в русской столице... видеть национальные флаги». И 28 апреля 1883 г. появилось законодательное распоряжение Александра III «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях». В нем было сказано, что «в тех торжественных случаях, когда признается возможным украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий их трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». Однако от имперских цветов окончательно не отказались, ибо не было Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага. Флаги черно-желто-белый и бело-сине-красный вывешивались на улицах как символы российского государства.

Сложившаяся ситуация положила начало дискуссии о русских государственных национальных цветах. Эта дискуссия была связана не только с возросшим интересом к истории, но в первую очередь с необходимостью понимания современных процессов и будущего России.

Перед коронацией Николая II в марте 1896 г. по его указанию «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге было собрано особое совещание, которое пришло к единодушному мнению, что именно бело-сине-красный флаг имеет полное право называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными. Бело-сине-красный флаг устанавливался единым для всей Российской империи.

Что побудило царя накануне коронации ускоренно решить непростой для России вопрос?

Прежде всего, Николай II был, безусловно, образованным человеком, разбирался, во многих вопросах, в том числе в истории государства. А в ситуации конца XIX в. для сплочения всех категорий населения требовался поистине русский символ. Таковым был введенный великим государем, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг. Символ, объединяющий народ и царя, - бело-сине-красный петровский флаг, по замыслу правительства должен был явиться альтернативой все усиливающемуся использованию красного флага.

Источники : Государственный флаг Российской Федерации // Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе / сост. М.К. Антошин. - М., 2003. - С. 39-44.
Из родословной государственной символики. Герб. Флаг // Домашний лицей. - 2001. - №1. - С. 39-44.
Императорский и «обывательский» // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 435-451.
Пчелов, Е.В. Знамена допетровской Руси / Е.В. Пчелов // Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – М., 2002. – С. 89-93.
Соболева, Н.А. Знамена XVIII столетия / Н.А. Соболева // Российская государственная символика: история и современность. – М., 2002. – С. 153-156.
Флаги Петра Великого // Герб и флаг России. X - XX вв. / ред. Г.В. Вилинбахов. - М., 1997. - С. 419-434.

Литература :Голованова, М.П. России реют флаги /М.П. Голованова // Герб, флаг, гимн России. - М., 2004. – С. 32 – 33.
Голованова, М.П., Шергин, В.С. Государственный флаг России / М.П. Голованова, В.С. Шергин // Государственные символы России. – М., 2005. – С. 98 – 126.
Дегтярев, А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры / А.Я. Дегтярев. - М.: Военный парад, 2000. – 136 с.
Силаев, А.Г. Истоки русской геральдики / А.Г. Силаев.- М.: Фаир-Пресс, 2002.- 240 с.

7 БОЕВЫХ ЗНАМЕН ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ

Учитывая направленность форума, немного корректирую исходный текст, дабы не обвинили в вбросе. Оригинал в ссылке.

На Руси флаги и знамена называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. При Иване Грозном стяги могли достигать трех метров в длину. Вспоминаем знамена, под которыми ходили в бой в допетровские времена.
Традиционный для Руси стяг – красный. Многие века а дружины бились под полотнищами стягов клиновидной формы, с навершиями в виде копья с перекладиной, то есть в форме креста. Святослав Великий, Дмитрий Донской, Иван Грозный вели дружины под красными флагами.
Наивна версия о том, что до второй половины XVII века в России не было флагов, и придумали их голландцы. О первых флагах на Руси мы получаем сведения уже из летописи «Повесть временных лет».

1. Русский Стяг


Илл. Осада Корсуня (Херсонеса) войском князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи

На Руси вместо слов «флаг» и «знамя» употреблялось слово «стяг», т.к. под него стягивалось войско. Флаг отмечал середину огромного войска. Его охраняли богатыри - стяговники. Издалека было видно – терпит ли дружина поражение (стяг упал) или бой идет успешно (стяг «простирашася яко облацы»). По форме стяг были не прямоугольный, а в виде трапеции. Полотнище стяга могло быть с тремя, двумя, но чаще с одним треугольным клином материи.
Как правило, княжеское войско имело несколько военных стягов, собираться под которыми нужно было по звуковому сигналу. Звуковые сигналы подавались при помощи труб и бубнов. В летописном рассказе о Липицкой битве 1216 года говорится, что князь Юрий Всеволодович имел «17 стягов, и труб 40, столько же и бубнов», его брат князь Ярослав Всеволодович имел «13 стягов, а труб и бубнов 60».

2. Русская Хоругвь
Илл. Борис идет на печенегов. Миниатюра из Сильвестровского сборника. XIV в.

В XII веке, в знаменитом «Слове о полку Игореве», упоминается еще одно обозначение воинского знамени – хоругвь. Хоругвь становится не средством управления войском, а символом государства, власти. Теперь победа знаменуется водружением хоругви на городских стенах и воротах противника.
Из описаний знамен, приведенных в «Сказании о Мамаевом побоище», следует, что на русских воинских стягах изображались святые, о чем в более ранний период практически не упоминается. Перед одним из таких знамен, начиная битву, упал на колени князь Дмитрий Иванович Донской, чтобы помолиться о победе над татарами.
В «Сказании» это описывается очень образно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно»… После молитвы перед знаменем великий князь объехал полки, обратясь к русским воинам с прочувствованной речью, в которой призывал «без смятения» стоять крепко за Русскую землю.

3. Русское знамя


Илл. Битва на Куликовом поле. Миниатюра. XVI в.

Знамя происходит от слова «знамение», это стяги с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. С древних времен великие князья ходили в походы под такими знаменами. Феодалы Западной Европы несли на своих знаменах личные гербы, эмблемы правящих родов – вполне светские символические знаки. Русь обращалась к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым заступникам – «помощникам во бранех», так как именно благодаря православию русским удалось противостоять многовековому иноземному игу. Подобные обращения к небесным покровителям, заступникам земли Русской, несли также знамена, сопровождающие русских князей в их военных походах. И образ Всемилостивейшего Спаса, например, на знамени Дмитрия Донского не случаен.

4. .....
На белом знамени великого князя Московского Василия III, отца Иван Грозного, изображался....

5. Великий Стяг Ивана Грозного

При Иване Грозном отношение к флагам стало не просто уважительным, а священным. За каждым из них стояла история, победы, подвиги и жизни. Про них говорили «с тем знаменем царь и великий князь всея Руси покорил в русскую державу Казанское ханство и победил многочисленные басурманские народы». Флаги создавались из дорогих тканей, с искусной вышивкой золотом или серебром по шелку. Часто знамя обшивалось каймой или бахромой. Флаги Ивана Грозного достигали в длину по 3 метра, в высоту – 1,5. Для ношения знамени назначались два-три человека. Нижний конец древка такого знамени был острым, чтобы знамя могло втыкаться в землю.

Описание великого стяга Ивна IV: «Построено» оно из китайской тафты с одним откосом. Середина лазоревая (светло-синяя), откос сахарный (белый), кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса – макового. В лазоревую середину вшит круг из темно-голубой тафты, а в круге – изображение....

Под этим стягом в 1552 русские полки шли под ним на победоносный штурм Казани.

6. Стяги по...

В ХVII веке. Отец Петра Великого, царь Алексей Михайлович, ходил на Смоленск, Вильно и Ригу под большим знаменем из тафты багряного цвета с...

7. Первый государственный флаг

Россия до царя Алексея Михайловича не имела единого государственного знамени. Флаги были государевы, даже князья и военные предводители (как Ермак) имели свои знамена, но они тоже считались государевыми и выдавались только на время участия в походе. Первый государственный флаг был создан по подобию стрелецких знамен. Флаг царя Алексея Михайловича глубоко символичен. В его основе лежит пропяло (слово старославянское) .....

Для чего нужны?

Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско. Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

Какими были древние флаги?

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте. Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста. Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани. Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы. Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. К тому же и выглядел он красиво.

На этом каменном рельефе, созданном приблизительно в 3200 г. до н. э., изображены египетский фараон Нармер и пять обезглавленных врагов. Четыре воина несут перед фараоном воинские символы египетских провинций.


Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой - либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии. У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам, так назывались символы римского войска - легиона, привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки и уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи.



Тысячи лет назад воины несли с собой в битву длинные шесты, на острие которых были укреплены фигурки животных, например орла или льва, либо их черепа.

Что такое вексиллюм?

Позднее у римлян появился вексиллюм.

Это был длинный шест, наверху которого развевалось пурпурное четырехугольное полотнище. Пурпур считался цветом римских императоров, а затем - и цветом командиров римских легионов. Вексиллюм (от этого слова наука о знаменах и флагах получила название вексиллология) был, таким образом, первым флагом западного мира, хотя еще не был похож на современные знамена. Полотнище не крепилось к древку, как сейчас, а свисало вертикально с маленькой поперечной планки, прибитой к шесту. Первое похожее на привычное нам знамя появилось около 100 г. до н. э. в Китае. Обычай украшать военные символы длинными вымпелами пришел в Восточную Азию, скорее всего, из Индии и Египта. В Срединном царстве, как называли тогда Китайскую империю, знамена обрели вскоре иную форму: перед китайскими владыками несли прикрепленное к шесту четырехугольное полотнище из белого шелка. Китайский шелк имел преимущество перед грубым полотнищем вексиллюма: эта неизвестная тогда в Европе ткань была легка, но прочна, ее можно было разрисовывать, к тому же шелковое полотнище трепетало и развевалось даже на легком ветерке, тогда изображенные на нем яркие фигуры казались совсем живыми и были заметнее. Китайцы первыми стали крепить полотнище уже не к поперечной планке, а прямо к древку. Судя по старинным китайским рисункам тушью, такие знамена были принадлежностью не только военных отрядов Китая: их вывешивали и в храмах, носили во время религиозных процессий.

Когда флаги появились в Европе?

Обычай выступать в поход под флагами - полотнищами, прикрепленными к древкам, быстро распространился по всему тогдашнему миру. Первыми переняли его арабы: основатель ислама пророк Мухаммад (ок. 570–632) выступал в походы сначала под черным знаменем (по преданию, вход в шатер его любимой жены завешивался черным покрывалом). Позднее черный цвет был заменен зеленым, который с тех пор стал символическим цветом пророка.



Знаменосец Ганс Саксонский (гравюра на дереве Виргиля Золиса из Нюрнберга, 1550).


В XI–XIII вв., во время крестовых походов в Святую землю, рыцари познакомились с этим арабским обычаем. В те времена понятия «национальность» еще не существовало. В первых крестовых походах расцветки флагов и крестов означали принадлежность не стране, а своему сеньору. Лишь в 1188 г., собираясь в третий крестовый поход, враждовавшие прежде между собой французский король Филипп II, английский король Генрих II и граф Филипп Фландрский договорились об отличительных знаках для своих войск. Когда рыцари возвратились в свои крепости и замки, повсюду в Европе появились флаги: они развевались на рыцарских копьях, реяли на мачтах кораблей, над домами и городами. Даже самый захудалый феодал обзаводился собственным флагом с фамильным гербом. Еще в 1914 г., в начале первой мировой войны, враждующие государства выступили в поход под своими знаменами, и лишь когда наступление захлебнулось и войска перешли к позиционной обороне, знамена свернули и отправили обратно в родные гарнизоны. С тех пор они уже не играли прежней роли в сражениях.




Знамя тайных крестьянских союзов юго-запада Германии, поднявшихся в 1493 г. на борьбу с феодалами, отличалось от богато украшенных знамен аристократов: на нем был изображен кожаный башмак. В 1525 г. восстание было жестоко подавлено.


Чем отличаются флаг и знамя?

Специалисты различают эти понятия.

Знамя - это полотнище, на котором нарисованы, напечатаны или вышиты эмблемы или надписи. Крепится оно непосредственно к древку. Каждое знамя уникально: его создают лишь в единственном экземпляре.

Флаги же, напротив, - массовое изделие. Их производят в большом количестве, чтобы в случае надобности заменить точно такими же. Полотнище флага обычно бывает четырехугольным, реже треугольным, чаще всего многоцветным. На нем также может быть изображен государственный герб или символ какой - либо организации. Флаги крепятся и к древку, и к шнуру - в этом случае их можно поднимать на флагштоках. Есть еще такие разновидности флагов, как штандарты, вымпелы и стяги. Штандартами в средние века назывались похожие на знамена прикрепленные к древкам военные символы, часто украшенные геральдическими изображениями животных. Вплоть до XX в. штандарты сохранялись в кавалерийских соединениях. Например, в армии царской России так называлось полковое знамя в кавалерии. Кроме того, штандарты - «должностные» флаги глав государств.

Вымпелы - это небольшие прямоугольные или треугольные флажки, которыми в былые времена украшали рыцарские копья. Сегодня они используются главным образом на флоте, чтобы подавать сигналы и команды.

Стяг - это старинное русское название военного знамени. Древние стяги были порой столь велики, что их возили на обозах вслед за войсками (в древнерусском войске стягами назывались и отдельные боевые отряды). Были в русских военных частях и знамена-хоругви: вертикально свисающие полотнища, на которых, как и на стягах, изображался лик Христа или святых (церковные хоругви носят во время крестных ходов и вывешивают по праздникам в православных церквах).



Во второй Силезской войне прусский король Фридрих II 4 июня 1745 г. одержал победу над австрийцами и саксонцами в битве при Хоэнфридберге. На созданной в те времена картине изображено, как драгуны проносят перед королем захваченные в сражении вражеские знамена.

Какие бывают флаги?

Флаги используют в первую очередь высшие официальные органы государства, но также и отдельные фирмы, организации, военные и торговые суда. В особо оговоренные праздничные дни флаги вывешивают на зданиях государственных учреждений. Обычно это государственные флаги, на которых изображены государственный герб или иная эмблема власти.

Различают государственные, национальные, торговые и военные флаги. На кораблях поднимают также флаги пароходных компаний, торговых фирм, сигнальные и опознавательные флаги. Государственный флаг - символ государственного суверенитета. В некоторых странах помимо общегосударственных существуют и другие флаги. Чаще всего это объясняется историей страны, сложившейся из нескольких государственных образований, ставших самостоятельными частями единого государства. Так, собственный флаг есть у каждого из 50 штатов США, каждого кантона (округа) Швейцарии, были свои флаги и у всех республик, входивших в состав СССР. Торговый флаг обычно соответствует государственному, но иногда и отличается от него. Каждое торговое судно, занесенное в Международный корабельный регистр, ходит по морям и океанам под этим флагом. Его поднимают на корме или на рее, прикрепленной к верхушке мачты, когда судно, например, заходит в иностранный порт. Одновременно на передней мачте в знак вежливости поднимают флаг принимающей страны. Военные флаги поднимают в гарнизонах и на военных кораблях. В своей основе это те же государственные флаги, только несколько видоизмененные. Корабельные флаги присваивают пароходным компаниям. Они указывают, кому принадлежит судно.

Сигнальные флаги используют на рейде и во время плавания для «общения» с другими кораблями.




Находясь в гавани или в иностранных водах, судно поднимает на носу флаг родного порта, на передней мачте слева, если необходимо, - сигнальный флаг, справа - флаг принимающей страны, на задней мачте - флаг пароходной компании и на корме - свой государственный флаг.


Кроме того, свои флаги есть у многих крупных международных сообществ и союзов, например у Организации Объединенных Наций, Совета Европы, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Есть свои флаги у католиков (католическая церковь позаимствовала желто - белый флаг Ватикана) и у протестантов (белый флаг с фиолетовым крестом). Эти флаги вывешивают в храмах по большим церковным праздникам.

Некоторые сигнальные флаги

B = опасный груз

F = судно неуправляемо

H = лоцман на борту

G = нужен лоцман

J = на борту пожар

O = человек за бортам человек

P = корабль дал течь

U = вам грозит опасность

V = нужна помощь

W = нужна медицинская помощь

T = держите дистанцию, поставлены сети

Q = на борту все здоровы

Когда и как вывешивают флаги?

Во всех странах существуют обычаи и законы, определяющие, по каким дням и в каких случаях следует вывешивать флаги. Это дни национальных празднеств, историко - религиозные памятные и торжественные даты, а также траурные дни. Висят флаги обычно с восхода до заката солнца. По траурным случаям вывешивают приспущенные флаги: сначала флаг поднимают на самый верх флагштока, а затем опускают примерно до его середины. Этот обычай восходит к XVII в. В те времена место над приспущенным флагом (например, по случаю смерти короля) символически отводилось для незримого знамени смерти.

Флаг — полотнище правильной геометрической (чаще всего, прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку или рисунки и прикреплённое к древку. Флаги в больших количествах производятся на специальных государственных предприятиях и распространяются через торговую сеть страны.

Флаг, как и герб, является одним из государственных символов, отражающих историю страны, ее международное положение и значение. Обязанность каждого гражданина оберегать государственный флаг от посягательств и оскорблений со стороны врагов и недоброжелателей своей страны.

Известно, что флаги имеют не только государства, но и отдельные регионы и города; а также международные организации (например, флаг ООН), коммерческие компании, национальные движения и диаспоры, общественные движения (например, флаг пацифистов) и даже спортивные команды.

Кроме государственного, многие страны имеют военно-морской и торговый (коммерческий) флаги. С помощью флагов можно также передавать сигналы. В 1857 году корабли всех стран начали использовать единую международную систему сигнальных флагов.

Так, желтый флаг означает, что на борту корабля эпидемия и экипаж находится на карантине. Другой известный символ - белый флаг, который во время войны означает перемирие или сдачу в плен. Наполовину спущенный флаг символизирует траур по поводу какого-то трагического события.

Обычно флаг поднимается на специальной мачте -флагштоке. Изучением флагов занимается вексиллология (от лат. vexillum - «знамя», «флаг»).

Знамя - это единичное флажное изделие, которое, как правило, изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается лентами, вышивкой, бахромой, кистями. Само полотнище шьётся из двух прямоугольных кусков ткани, соединённых по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знамённых гвоздей.

Ещё одним отличием знамени от флага является наличие у знамени заостренного наконечника. Знамя - это воинская хоругвь, под которой объединяются верные своему долгу воины. Боевое знамя воинской части - её официальный символ и воинская реликвия, оно олицетворяет её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывает на предназначение воинской части и её принадлежность.

Наша страна в настоящее время имеет Государственные знамёна Российской Республики и Российской Армии, а также знамёна армейские, полковые (в кавалерийских полках - штандарты) и войсковые (у казачьих войск). Утрата воинского знамени в бою считается большим позором.

Особой реликвией является Знамя Победы, пронесённое Красной Армией через все фронты Великой Отечественной войны и водружённое 9 мая 1945 года над рейхстагом фашистской Германии.

Стяг - так называлось воинское знамя в Древней Руси, представлявшее собой шест с прикреплённой к его верхнему концу «чёлкой» - пучком конских волос, клином яркой ткани или фигуркой тотемного животного.

Позднее «чёлка» была заменена большим клиновидным полотном яркой ткани, на которую нашивалось изображение Животворящего Креста. Концы стягов могли иметь два или три «хвоста», которые назывались «косицами», «клинцами» или «яловцами». В мирное время под стягами проводились церковные службы, принималась присяга войск, заключались международные договора.

Во время походов стяг снимался с древка и перевозился в обозе вместе с оружием и доспехами под охраной специальных воинов. На древко полотнище надевалось перед самым сражением. Стяги обычно имели огромные размеры и на их постановку требовалось много времени. Отсюда появилось выражение «не поставивши стягов», что означало внезапную атаку противника («быть застигнутым врасплох»). А выражение «поставить стяг» понималось, как объявление войны.

Во время битвы стяг устанавливался в центре войска, на возвышенности. Его падение вызывало панику или замешательство, поэтому во время сражения стяги охранялись особенно тщательно. Враг бросал на захват стяга свои основные силы, и под стягами обычно происходили самые жаркие схватки. Летописцы сообщают: если «косицы стяга простираются яко облацы», значит, русские войска побеждают; если же «стяг подсекоша», или «пали стяги княжеские», значит, битва заканчивается поражением.

Хоругвь - священное знамя церкви, которое, наряду с крестом, используется в дни особо торжественных празднеств, например, во время крестного хода. В обычное время хоругви стоят в храме возле алтаря.

Хоругви означают победу христианской церкви над миром. Первые церковные знамёна современного вида появились в Римской империи при императоре Константине Великом, который повелел украсить крестом своё знамя. В наши дни хоругви украшаются ликами святых или иллюстрациями из Священного Писания.

Некоторое время хоругви использовались в Древней Руси как воинские знамёна. На них вышивались лики Спасителя, Богородицы, святых, а также княжеский герб или святые реликвии. В царской России хоругви долго сохранялись в казачьих войсках, где их носителем являлся особый офицер - хорунжий.

Бунчук – у кочевых народов полое внутри и поэтому очень лёгкое древко с привязанным к нему хвостом коня или яка, служившее знаком власти. В Восточной Европе первые бунчуки появились в 13 веке, вскоре после татаро-монгольского нашествия.

В качестве наконечника на верхушке бунчука часто укреплялись металлический шар или полумесяц. Конский волос окрашивался в синие, чёрные и красные цвета, а само древко украшалось восточным орнаментом.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ПЕРВЫЕ ФЛАГИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


«Во все времена в разных странах и землях существовали определенные знаки и символы, с помощью которых люди общались друг с другом, показывали, к какому племени или народу они принадлежат. Один из таких знаков - флаг. С давних времен и до наших дней он считается символом независимого государства или народа. Недаром подъем государственного флага - первая торжественная церемония после провозглашения нового государства.

Флаг всегда символизировал национальную честь. Когда начиналась война, мужчины становились «под знамена» и приносили присягу на верность своей стране. Быть знаменосцем в бою считалось очень почетным, а захватить вражеское знамя значило совершить настоящий подвиг. А если знамя оказывалось в руках противника, позор ложился на все войско.

Государственному флагу как святыне отдаются высшие государственные почести. Достоинство его защищается внутри страны и за ее пределами, его оскорбление рассматривается как оскорбление чести государства и нации.

История современных знамен и флагов уходит своими корнями в глубокую древность. Как полагают историки, она началась более 30 тысяч лет назад с наскальных изображений животных. Наши предки рисовали в своих пещерах разных зверей и птиц, потому что почитали их своими заступниками, а возможно, таким образом они молили богов послать им удачу на охоте.

Позднее некоторые семьи и племена стали использовать изображения тех или иных животных как родовые символы - тотемы. Их рисовали на стенах пещер, над входом в жилище или вырезали из дерева и камня. Мужчины брали эти символы с собой на войну, нередко укрепляя их на конце длинного шеста.

Тотемы не только сулили помощь и защиту предков, но имели и практическое значение: если воин во время сражения оказывался оттесненным от соплеменников, то по высоко поднятому шесту с фигуркой он находил их на поле брани.

Из первобытных времен этот обычай дошел до древнейших цивилизаций Земли. Около 5 тысяч лет назад в Древнем Египте одним из тотемов был сокол, позднее он стал олицетворять собой бога солнца и неба Гора, покровителя египетских царей - фараонов. Египтяне верили, что фараон - это воплощение бога - сокола Гора. Поэтому египетские воины во время походов несли длинные шесты с особыми значками - символами своих отрядов, верхушка которых увенчивалась фигуркой божественной птицы.

Позднее фараоны велели прикреплять к шестам вместо нее лишь несколько соколиных перьев; затем к перьям, чтобы было заметнее, добавили длинную ленту, которая развевалась на ветру. Вероятно, такой знак уже не имел религиозного значения, а должен был помочь военачальнику опознавать во время боя свои войска. Во время военных походов знаменосцы несли флаги на длинных шестах. По этим флагам можно было определить, сколько солдат имеется у каждого военачальника. К тому же и выглядел флаги красиво.

Вскоре подобные знаки стали применять повсеместно. Например, ассирийские воины на конце длинного шеста укрепляли диск с изображением быка или двух сцепившихся рогами быков. И у древних греков некоторые животные традиционно обозначали какой-либо народ или государство: сова была символом Афин, скачущий конь - Коринфа, бык - Беотии.

У греков этот обычай переняли римляне. К сигнумам - так назывались символы римского легиона - привязывали хвосты животных, пучки сена, прикрепляли разные металлические значки. В 104 г. до н. э. консул Марий постановил, что знаком римского легиона отныне станет изображение орла. Орел до этого был тотемом у народов Азии, у них его, видимо, переняли древние персы и греки, а уже у них - римляне.

Около 100 г. при императоре Траяне были введены знамена по парфянскому или дакийскому образцу в виде драконов из окрашенной ткани. Драконообразные знамена императоров, которые несли в битвах и на праздничных парадах, шили из пурпурной материи». Так описывает историю появления первых флагов у древних народов Земли российский историк, журналист, научный сотрудник Московского института стратегических исследований Константин Александрович Залесский (р.1965).

Первыми прообразами европейских флагов были римские сигнумы – шесты с надетыми на них металлическими изображениями, служившие особыми знаками отличия для каждой воинской единицы римского войска.

Эти знаки отличия представляли собой какой-либо символ – птицу, дракона, изображение императора и др. Они изготавливались из меди, и носили их специальные воины – сигниферы . Как рассказывает К.А. Залесский, постепенно все эти символы были отменены и знаком римского легиона был оставлен орёл, изображение которого стало обязательным для каждой кагорты воинов.

Сначала в древнеримской армии полотняных знамён не было. Однако в последние века римской истории вслед за сигнумами появились так называемые вексиллюмы - длинные шесты, на верхней поперечной планке которых крепилось свободно висящее пурпурное четырёхугольное полотнище, которое и считается первым западноевропейским флагом.

Вексиллюмы были объявлены символом императорской власти. Пурпурный цвет считался в Риме цветом императора и его боевых офицеров. От названия вексиллюма произошло название современной науки, изучающей историю современных флагов всего мира.

Первые флаги, похожие на привычные нам знамёна, появились в Древнем Китае примерно в 100 году до нашей эры. Это были прямоугольные шёлковые полотнища, которые крепились уже не к поперечной планке шеста, а к самому его древку.

Шёлк, тогда ещё не известный в Европе, был легче и красивее грубого полотнища вексиллюма. Он развевался на древке даже от лёгкого ветерка. Шёлковые полотнища были прочными и яркими, их можно было разрисовывать и писать на них девизы китайских императоров.

Самым древним, сохранившимся до наших дней флаговым полотнищем считается Шахдадский флаг , который сегодня хранится в Национальном музее Тегерана. Он был найден в 1975 году в Кермане, на востоке Ирана. По мнению археологов, флаг был изготовлен в 3-ем тысячелетии до нашей эры в самом древнем районе страны – Шахдаде, по которому и получил своё название.

Шахдадский флаг представляет собой металлическую пластину размером 22 на 22 сантиметра, изготовленную из сплава меди с бронзой и мышьяком. На ней выгравированы древние символы Ирана, а флагшток увенчан фигуркой орла.

Шахдадский флаг имеет собственное имя – Диравши Кавияни . С ним связана древняя легенда, которую можно прочитать в поэме Фирдоуси – «Шахнаме». Диравши Кавияни появился в ходе восстания иранского народа против иноземных правителей, захвативших иранский престол. Предводителем восстания стал простой кузнец по имени Каве, который прикрепил свой кожаный кузнечный фартук к копью и под этим знаменем повёл народ на штурм царской цитадели.

Благодаря этому на иранском престоле был восстановлен наследник иранского шаха – Фаридун. Он счёл знамя Каве символом блага, украсил кожаное полотнище четырёхлучевой звездой, драгоценными камнями и лентами красного, жёлтого и фиолетового цвета. Флаг получил собственное имя и стал государственным символом Древнего Ирана.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


ФЛАГИ И ЗНАМЁНА ДРЕВНЕЙ РУСИ


Самое раннее упоминание об использовании знамён и флагов древними народами, в том числе и предкам славян, сохранилось в древнеиранском сборнике священных текстов - «Авесте» . Праславянские племена в глубокой древности населяли обширную территорию, в состав которой входила и Малая Азия.

Согласно легенде, «Авеста» представляет собой Откровение, полученное Заратуштрой от Ахуру Мазды - верховного божества древних иранцев. Оно было записано золотыми чернилами на 12-ти тысячах воловьих шкур на неизвестном нам «авестийском наречии», а затем, по приказу Александра Македонского, переведено на греческий язык.

В текстах «Авесты» есть несколько упоминаний о существовании у многих народов Европы и Азии флагов и знамён. Так, в первой главе Бактрия характеризуется как «прекрасная земля с высоко поднятыми флагами». Далее много раз упоминаются некие «развевающиеся на ветру бычьи знамёна».

В 4-7 веках, во время Великого переселения народов, наши предки перешли на территорию Русской равнины, где сложилась система славянских племён, известная нам по текстам школьных учебников.

Славяне вели активную внешнюю политику и имели военную организацию в виде княжеской дружины и пешего ополчения. Для организации воинов во время боевых столкновений с соседними народами князья использовали воинские стяги.

Сегодня историкам немногое известно о древнейших славянских флагах. Предположительно, первые из них представляли собой копьё, к верхнему концу которого были привязаны конские хвосты или пучки травы. Эти возвышающиеся над войском предметы служили ориентиром для воинов племени. Они обозначали место сбора княжеских дружин и выполняли некоторые воинские задачи во время сражений или длительных походов.

В «Повести временных лет» (12 век) упоминаются «знамёна» и «стяги», которые уже представляли собой полотнище, прикреплённое к древку. Постепенно у славян появилась особая должность - стяговник. Это был человек, охранявший флаг в мирное время и нёсший его в походах и битвах.

Со временем знамёна стали служить не только ориентирами для дружины и ополчения, но и превратились в особые символы княжеской власти. Покоряя новые земли и захватывая города, князья водружали над ними свои стяги, что означало распространение княжеской власти на новые территории.

В 9-13 веках древнерусские флаги имели форму вытянутого треугольника с пришитой по краям бахромой. Существовали также прапоры со скошенным клином и каймой, а также знамёна, обшитые специальными косицами, которые развевались на ветру. В битвах использовались и церковные знамёна – хоругви, на которых изображались лики Спасителя, Богородицы и славянских святых.

Окраска древнерусских флагов была очень разнообразна - от жёлтого до чёрного цвета. Но чаще всего использовались зелёные, синие, белые, красные и голубые полотнища.

Так, во время Куликовского сражения (1380) княжеские дружины вышли на поле битвы под красными знамёнами, украшенными изображением Спаса Нерукотворного. А знаменитая Чёрная Сотня Сергия Радонежского билась под чёрными стягами и белыми хоругвями с изображением Богородицы и святых.

В знаменитом «Слове о полку Игореве» описываются русские знамёна 12-го века. Князья выходят в поход против половцев под «красными стягами», «белыми хоругвями» и «красными чёлками» (бунчуками). Автор «Слова» уже использует слово «стяг» как символ княжеской власти. Повествуя о поражении русских князей во второй битве с половцами, он с горечью восклицает: «К полудню пятницы пали стяги Игоревы!».

С конца 14-го столетия на всех русских флагах начали изображать лик Спасителя. Такие стяги – огромные, вышитые вручную полотнища, - считались воинской святыней и освящались в храмах. Их называли «знамениями», откуда и произошло слово «знамя». Самыми распространёнными были знамёна с изображением покровителя Руси - Спаса Нерукотворного.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ


РОССИЙСКИЕ ФЛАГИ 16-17 ВЕКОВ


В 16-ом веке на русских флагах кроме изображений Спасителя и Богородицы начали вышивать образ Георгия Победоносца. В царствование Ивана Грозного уже каждый полк должен был иметь большое Царское Знамя , а каждая сотня - малый клиновидный флаг. Вышивки на них делались золотом, серебром и шёлком, а надписи - яркими иконописными красками.

Георгий Победоносец – христианский святой, великомученик, особо почитаемый в православии святой. Согласно житию, родился в Палестине в семье христиан (3 век). Служил в войсках императора Диоклетиана, считался его любимцем.

Получив богатое наследство после смерти родителей, отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения.

В начале 4 века в Риме начались гонения на христиан. Георгий, раздав своё имущество бедным, перед императором объявил себя христианином. По приказу Диоклетиана, его арестовали и на протяжении восьми дней подвергали жестоким пыткам, требуя отречения от веры. После тяжких мучений в 303 году Георгий был обезглавлен. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть жена Диоклетиана - царица Александра, которая заступилась за святого.

После казни Георгий совершил несколько посмертных чудес, самым известным из которых стало убийство копьём дракона, опустошавшего земли христиан. Когда выпал жребий отдать на растерзание змею царскую дочь, явился Георгий и пронзил дракона копьём. Явление святого вызвало массовое обращение населения края в христианство.

На Руси с древних времён святой Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах Ярослав Мудрый основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» Георгия Победоносца 26 ноября (9 декабря по новому стилю).

В русских землях Георгий воспринимался как покровитель воинов, земледельцев и скотоводов. Дни 23 апреля и 26 ноября у нас считаются весенним и осенним Юрьевыми днями.

Со времён Дмитрия Донского (14 век) Георгий Победоносец известен как покровитель Москвы, поскольку российская столица была основана одноимённым святому князем - Юрием Долгоруким. В 1730 году московский герб с изображением Георгия был закреплён официально.

В настоящее время образ святого также присутствует на российском гербе. Он описывает, как «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона», то есть без прямой ссылки на св. Георгия, который изображён без нимба.

Вместе с Георгием Победоносцем на российских знамёнах 16-17 веков часто изображался св. Архангел Михаил . Его образом был украшен знаменитый Великий Стяг Ивана Грозного, а также малиновое знамя Дмитрия Пожарского. В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, со знамени Пожарского была сделана точная копия, переданная нижегородскому ополчению, которое под этим стягом приняло участие в изгнании французских захватчиков с русской земли.

Но до 1700 года в России не было Государственного флага, единого для всей территории страны. Его появлением мы обязаны императору Петру Первому.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ


Первый государственный флаг России


Первые флаги Петра Великого не отличались от своих предшественников: знамёна имели традиционную форму с центральной частью и откосом. Они изготавливались из красной тафты с белой каймой. В центре изображался золотой орёл, парящий над морскими парусниками. На груди орла, в белом круге, находился лик Спасителя, а рядом размещались образы Святого Духа и святых Петра и Павла.

Но уже летом 1694 года над купленным Россией 44-пушечным фрегатом, стоявшим на амстердамском рейде, русскими моряками был поднят бело-сине-красный российский флаг. А в 1700 году Пётр утвердил образец войскового знамени. К 1704 году в России знамён старого образца практически не осталось. Единый государственный флаг России теперь представлял собой полотнище бело-сине-красного цвета.

К этому времени в России начала складываться и символика цветов государственного флага: белый цвет олицетворял собой благородство, чистоту и долг перед страной; синий - считался цветом любви и означал верность и целомудрие; красный - цвет силы, символ мужества и великодушия.

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов российского флага с историческими областями Российской империи: белый цвет - Белая Русь, синий - Украина, красный - Великороссия. Кроме того, существовали и другие трактовки: белый цвет - величие свободы, синий - цвет Богородицы, красный - символ Российской державности.

Можно упомянуть также слова императора Николая Второго, сказанные им по поводу русского знамени: «Если, для определения народных цветов России, обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для Отечества нашего определяются те же национальные цвета: белый, синий, красный. Великоросский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубахе, малорус и белорус - в белой; бабы русские рядятся в сарафаны тоже красные или синие. Вообще, в понятиях русского человека – что красно, то и хорошо...».

И далее: «Если к этому присоединить ещё белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более чем полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического символа России, для русского народного или Государственного флага, наиболее свойственными оказываются цвета, установленные Великим Петром».

А если заглянуть ещё и в оккультные труды, то можно окончательно уточнить эту символику. Древние книги трактуют белый цвет как быстротекущее время, синий - истину, а красный - это цвет воскрешения мёртвых. В единстве этих символов бело-сине-красное полотнище читается как знак власти Духа над земной жизнью. Российский флаг - это знак мессианского государства, которое призвано защищать идеи Света, Мудрости и Добра.

Триколор Петра Первого всегда существовал в России в первоначальном варианте. Лишь в 18 веке наследники первого российского императора попытались изменить форму национального флага. Они хотели закрепить на триколоре цвета российского герба: чёрного двуглавого орла с красным гербом Москвы на золотом фоне. Но уже Александр Третий восстановил прежнюю цветовую гамму.

Пётру Первому принадлежит и честь создания военно-морского флага России. Работа над ним выдержала восемь вариантов. Последняя (восьмая) и окончательная версия была описана Петром так: «Флаг белый, поперёк его имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил этот святой». В таком виде Андреевский флаг просуществовал на российском флоте до ноября 1917 года, когда был заменён красным советским полотнищем. С 26 июля 1992 года Андреевский флаг был восстановлен на российском флоте.

В разные периоды Андреевский флаг носил различные названия:

  • с 1720 по 1797 годы - Первый Адмиральский флаг;
  • с 1799 по 1865 годы - Флаг Старшего Адмирала;
  • с 1865 по 1917 годы - Кормовой флаг военных судов;
  • с 1992 года по настоящее время - Военно-морской флаг России.

Андреевский военно-морской флаг России получил своё название по имени величайшего российского святого Андрея Первозванного. Апостол Андрей был одним из учеников Иисуса Христа и братом апостола Петра. Он стал первым учеником Спасителя, за что и был назван Первозванным .

Ещё в юности Андрей принял решение посвятить себя служению Богу. Он стал ближайшим последователем Иоанна Крестителя, который и указал будущему апостолу на идущего к ним Иисуса Христа: «Вот Агнец Божий». Оставив Крестителя, Андрей последовал за Христом и привёл к нему своего брата.

До последнего дня земного пути Христа Андрей следовал за ним, а после крестной смерти Спасителя стал свидетелем его воскресения и вознесения. Через пятьдесят дней после этого в Иерусалиме апостолы, освящённые небесным огнём, получили дар пророчествовать, исцелять людей и нести свет христианства народам мира.

Двенадцать учеников Иисуса Христа разделили между собой страны, в которых каждый должен был проповедовать новую религию. Святому Андрею по жребию выпали территории Южной и Восточной Европы, а также земли Скифии. Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Чёрного моря.

Преследуемый повсюду языческими властями, он дошёл до греческого города Византия. Здесь, в будущей столице восточного христианства, Апостол первым основал Православную Церковь и подготовил священников, «чтобы они учили народ».

Прибыв после этого в Корсунь, Андрей узнал, что неподалёку находится устье Днепра – великой славянской реки, по которой Апостол и поднялся в земли восточных славян. На Киевских холмах он, обращаясь к своим ученикам, сказал: «Верьте мне, что на этих горах воссияет благодать Божия; великий город будет стоять здесь, и Господь воздвигнет там много церквей и просветит святым крещением всю славянскую землю». Тогда же по требованию Андрея над Днепром был поставлен крест, на месте которого позже возник Киев – столица Древнерусского государства.

В Греции Андрей был схвачен воинами проконсула Вирина, подвергнут пыткам и в 70 году распят на косом кресте. Позже на этом месте был воздвигнут православный собор Андрея Первозванного. В наши дни Апостол Андрей почитается основателем и небесным покровителем Константинопольской православной церкви.

На Руси культ Андрея Первозванного получил распространение в 1080-е годы, в эпоху правления сыновей Ярослава Мудрого. В 1068 году в Киеве была построена первая православная церковь в честь Апостола, принёсшего в славянские земли православную веру. А через шесть столетий, в 1698 году, царь Петр Первый учредил на российском флоте Андреевский флаг и установил высшую военную награду России - Орден Святого Андрея Первозванного . В 1998 году и флаг, и орден были возрождены в нашей стране.

Памятник Андрею Первозванному в Херсонесе.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ


Флаги России 18 – 19 в.в.


После смерти царя-преобразователя в цветовой гамме российских символов, как уже упоминалось, усилилась роль золотого и чёрного оттенков. Пётр Третий ввёл по краям армейских шляп чёрные шляпные банты с жёлтыми полосками, а к коронованию Елизаветы Петровны (1762) было создано новое Государственное знамя: жёлтое полотнище с изображением на обеих сторонах чёрного двуглавого орла, окружённого 31 гербом входящих в состав империи земель.

Продолжила экспериментировать с российскими государственными регалиями и Екатерина Вторая. Она утвердила несколько изменённый вариант ордена Святого Георгия. По её распоряжению, орден был украшен чёрно-оранжевой лентой, которая символизировала «порох и огонь».

В 1819 году в Москве появился первый батальонный чёрно-бело-жёлтый флажок, но петровский триколор ещё оставался главным символом России. Его расцветка стала образцом для создания государственных флагов балканских славян – сербов, хорватов, словаков, чехов. Только болгары синюю полосу на своём флаге заменили на зелёный цвет.

К коронации Александра Второго (1856) придворный геральдист Б.В. Кёне создал новый вариант парадного знамени. Оно было выполнено из глазета чёрного, жёлтого и белого оттенков. В центре красками был написан чёрный российский орёл с белым Георгием Победоносцем на груди. Такие флаги и знамёна просуществовали на Руси недолго - с 1858 по 1883 год, когда Александр Третий окончательно сделал российским национальным знаменем петровский бело-красно-синий триколор.

Накануне коронации, 28 апреля 1883 года, Александр Третий издал Высочайшее Повеление «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», согласно которому, в России по праздничным датам запрещалось использование иностранных флагов и вводился единый образец Государственного знамени России - бело-сине-красное полотнище.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ


Государственный флаг СССР

В феврале 1917 года, когда император Николай Второй отрёкся от престола, Россия была провозглашена буржуазной республикой. Однако Юридическое Совещание Временного правительства постановило в качестве национального флага оставить бело-сине-красное полотнище. Петровский триколор считался символом России вплоть до Октябрьской социалистической революции (октябрь 1917), после которой власть в стране перешла к большевикам.

В связи с тем, что бело-сине-красный флаг в годы Гражданской войны активно использовали сторонники реставрации монархии, Совет Народных Комиссаров постановил: «Флагом Российской Республики устанавливается красное знамя с надписью – «Российская Советская Социалистическая республика». Летом 1918 года новый образец флага был утверждён советским правительством и повсеместно введён в качестве нового символа государственной власти.

30 декабря 1922 года РСФСР объединилась с Украинской, Белорусской и Закавказской социалистическими республиками в союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик . После этого был принят новый образец Государственного флага: «Красное или алое прямоугольное полотнище с изображением в верхнем левом углу Серпа и Молота, а над ними - красной пятиконечной Звезды».

Но на практике самым распространённым вариантом национального флага СССР до 1955 года оставалось красное прямоугольно полотнище без всяких надписей. Под ним Красная Армия сражалась на фронтах Гражданской войны (1918-1920), под ним советские солдаты встретили и победоносно завершили Великую Отечественную войну (1941-1945).

Перешедшие на сторону фашистских захватчиков белогвардейские части и в годы второй мировой войны продолжали использовать в частях РОА бело-сине-красный триколор и Андреевский военно-морской флаг, поэтому в Советском Союзе эти символы вплоть до 1991 года не признавались.

В годы Перестройки (1985-1990) впервые после семидесятилетнего перерыва Петровский государственный флаг начал появляться на демонстрациях демократического движения. Впервые он был поднят 7 октября 1988 года над ленинградским стадионом «Локомотив», где проходил митинг Демократического Союза России. Ещё раньше, с 1987 года, его использовали многочисленные национально-патриотические движения России, например, общество «Память».

В 1989 году историко-патриотическое движение «Русское Знамя» выступило с инициативой официального признания бело-сине-красного триколора в качестве официального государственного флага демократической России. Была развёрнута широкая кампания по сбору подписей в поддержку этого требования.

Одновременно с этим в стране начали использоваться и другие варианты парадных знамен Российской империи: чёрно-бело-золотой триколор (сторонники монархической власти), сине-красно-зелёный флаг (партия «Россы») и т.д. Споры о новом государственном символе России продолжались.

В матче за звание чемпиона мира по шахматам (1990) Гарри Каспаров, официальный представитель СССР, выступал под бело-сине-красным флагом – символом новой демократической России. Его противник Анатолий Карпов играл под красным флагом СССР. Одновременно с этим в уличных шествиях продолжали использоваться красные флаги РСФСР. Например, 23 февраля 1992 года на митинге в честь Дня Советской Армии и Военно-Морского Флага, собравшем в центре Москвы около 10 тысяч человек, его участники несли красные знамёна СССР и РСФСР.

Однако уже в марте 1990 года в стране начала работать Конституционная Комиссия, которая внесла проект нового государственного флага России: «Трёхцветное прямоугольное полотнище с равными по величине горизонтальными полосами: верхняя - белого, средняя - голубого, нижняя - алого цвета».

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ


Государственный флаг Российской Федерации


В ходе острой политической борьбы созданный при Совете Министров СССР Комитет по проектированию новых государственных символов внёс в Верховный Совет республики рекомендации по восстановлению бело-сине-красного знамени. Окончательное решение было отложено до завершения выборов первого президента страны, которые должны были пройти в 1991 году.

Летом 1991 года Петровский триколор широко использовался демократическими силами, противостоящими ГКЧП во время августовского путча. После ликвидации путча, 22 августа 1991 года, постановлением Верховного Совета РСФСР исторический флаг России был официально признан новым государственным символом страны: «Верховный Совет РСФСР постановил: до утверждения специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос - официальным Национальным флагом РФ».

А уже 1 ноября 1991 года Пятым съездом народных депутатов РСФСР бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом страны. За его утверждение проголосовали 750 народных депутатов из 865 принимавших участие в голосовании. Вскоре после этого название российской республики «РСФСР» также законодательно было изменено на «Российскую Федерацию (Россию)».

Во время разработки новой Конституции РФ в Конституционную комиссию поступило предложение изменить цвета двух последних полос флага на синий и красный. Это аргументировалось тем, что лазоревый и алый цвет в государственной символике России прежде никогда не использовался.

Накануне принятия новой Конституции Российской Федерации, которое состоялось 12 декабря 1993 года, президент Б.Н. Ельцын подписал Указ «О Государственном флаге Российской Федерации».

Одновременно в стране сохранялось Знамя Победы, под которым Советская Армия в 1945 завершила разгром фашисткой Германии. Согласно Федеральному Закону РФ от 7 мая 2007 года, Знамя Победы 9-го мая может вывешиваться на зданиях, подниматься на мачтах и флагштоках наряду с Государственным флагом Российской Федерации.

Ежегодно 22-го августа в нашей стране отмечается День Государственного флага Российской Федерации. Самый большой флаг России был поднят в августе 2011 года в Чеченской Республике – на горе высотой 300 метров. Он имел площадь полотнища 150 квадратных метров. Высота его флагштока составляла 70 метров.

7-го июля 2013 года во Владивостоке почти 30 тысяч горожан выстроились на мосту через бухту Золотой Рог с красными, белыми и синими флажками в руках. Они воссоздали над бухтой 707-метровый флаг России. Этот самый большой «живой» флаг России попал в «Книгу Гиннеса».

Подъём флага в рамках крупных государственных мероприятий, с участием первых лиц государства, всегда сопровождается исполнением государственного гимна страны. Эта церемония по праву знаменует величие государства и его истории.

Да и вообще, нет на планете флага, который бы не олицетворял какие-то амбиции, гордость, величие. И все они, не важно одноцветные или со сложным рисунком, с полосками или в узорах, со звёздами или с крестами, имеют свою историю. Ну, а история флага нашей Родины не просто интересна, а, я бы сказала, даже уникальна.

Изначально у древних русичей вместо слова «флаг» употреблялось слово «стяг», произошедшее от «стягивать, собирать дружину». Стяг всегда отмечал середину войска. Его охраняли лучшие богатыри, которых так и называли - «стяговники». Задачей стяговника было не только удержать стяг любой ценой в бою, но и подавать с помощью него знаки всему войску. Если стяг имел легкий наклон в сторону врага, то неприятеля в бою удалось продавить, если дружина терпит поражение (стяг упал, не держится должным образом или подаются специальные сигналы), то князья также это видели и принимали упреждающие решения.

Древнейшим стягом и символом наших предков, который использовался задолго до Крещения Руси, было красное полотно с языческим символом, олицетворяющим бога Сварога. Согласно ряду версий, Сварог олицетворял собой солнце на ясном небе, дарующее жизнь на земле (красный цвет). Позднее символ Сварога был заменён на изображение солнца. А, поскольку славянам не раз приходилось защищать себя и свою землю, то такой стяг логично отождествлял собой современное выражение «За Родину!».


С того времени, даже после Крещения Руси, традиционным стягом продолжал быть красный. Многие века русские дружины под руководством и Святослава Великого, и Дмитрия Донского, и Ивана Грозного бились под красными полотнищами клиновидной формы. Подтверждают это и рисунки на известнейшем памятнике древней русской литературы - летописи «Слово о полку Игореве», что в XI-XII веках на Руси были в основном треугольные стяги преимущественно красного цвета.



Традиционно красного цвета, но уже с образом Христа шли русские полки на штурм Казани. А в летописной записи 1522 года об осаде Казани Иваном Грозным говорится: «...И велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный». Стоит отметить, что именно после Крещения Руси стяг стали называть «знаменем», что происходит от слова «знамение».

По сути знамя - это стяг, но с изображением православных ликов – Георгия, Христа, Богородицы. Со времён великих князей, объединивших Русь, до эпохи Петра I русские воины ходили под такими знамёнами. При царице Софье Алексеевне оно побывало в Крымских походах, а при самом Петре I принесло успех в первом Азовском походе и на войне со шведами.

Готовясь ко второму Азовскому походу, Пётр I в 1696 году в лучших традициях предков изготовил знамя с центральной частью и откосом. Выполненное из красной тафты с изображением святых, оно было дополнено двуглавым орлом, держащим копья, увитые лентами, и морем с парусными кораблями. Но знамя «прожило» не долго по причине захлестнувшей Петра I эйфории по всему европейскому.

В России, вплоть до 1858 года, военные дружины хоть и использовали общие символы, позволяющие идентифицировать общенародную, русскую сущность, всё-таки единого государственного национального знамени не имелось. И лишь в 1883 году, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, император Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» велел признавать привычный нам сегодня бело-синие-красный триколор национальным флагом страны. В повелении было изложено: «В торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов».

Примечательно здесь то, что этому решению предшествовал целый ряд немаловажных событий, споров и даже собраний. О самых важных из них я расскажу.

Ещё 9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были установлены Государственные Московские цвета: черчатый (красный), белый и лазоревый (синий). По какому принципу были избраны эти цвета сказать сегодня сложно, однако есть ряд предположений:

1. Сторонники этой точки зрения считают, что соотнесение цветов флага связано с историческими областями Российской империи: Белой, Малой и Великой Руси, что подтверждается из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

2. Другие считают, что все значительно проще. Белый трактуется как цвет свободы и православной веры, синий есть цвет царской власти, а красный испокон веков олицетворял русский народ.

3. Есть и те, кто утверждает, что цвета были избраны по старославянскому принципу, где белый цвет означал веру, откровенность и благородство, синий цвет - целомудрие, честность и верность, а красный был наделен мужеством, любовью к жизни и своей земле.

Считается, что именно Тишайший вносит в русский язык на смену устоявшемуся термину «знамя» слово «флаг», которое явилось производным от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух», которая в силу своей особой прочности и использовалась европейцами для изготовления флагов.

Затем уже Пётр I, стремясь сделать из России великую европейскую державу, стал «упражняться» в создании флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов Пётр I «наделал» великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамёна. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамён.

А перед Керченским походом, Пётр I сам нарисовал очередной рисунок флага для русских кораблей, те самые «сегодняшние» три горизонтальные полосы белую, синюю и красную, и под этим флагом отправился в путь. После похода отдельными указами данный флаг стал полотнищем всего военно-морского и гражданского флота страны.

После окончания Отечественной войны 1812 года с наполеоновской Францией в России начал вывешиваться в торжественные дни чёрно-жёлто-белый флаг, символизирующий династию Романовых. Указом Александра II от 11 июня 1858 года он был введён как официальный гербовый флаг. Чёрно-жёлто-белое знамя было основано на русской имперской геральдической традиции: чёрный цвет - от двуглавого орла, жёлтый - от золотого поля герба, а белый - цвет святого Георгия.

И вот уже в 1883 году по велению Императора Александра III на «арене» появляется петровский бело-сине-красный флотский триколор в роли государственного.

Однако оба флага продолжали разделять право быть государственными вплоть до 1896 года, поскольку никакого постановления об упразднении ранее назначенного чёрно-жёлто-белого флага не было. Да и на всех общенациональных мероприятиях и торжествах, на фасадах домов стали вывешивать и чёрно-жёлто-белые и бело-сине-красные флаги.

Но наличие двух флагов доводило до исступления многих историков, критиков и буквально довело до формирования двух лагерей. Одни старательно пытались показать, что у бело-сине-красной версии русских корней нет. Так, например, философ-западник Белинский В.Г. не раз заявлял, что «все усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские лишь совершенно бесплодная работа», что под чёрно-жёлто-белым флагом Россия не проиграла ни одной войны. Другие огрызались тем, что во флаге, имеющим чёрный цвет, ничего исконно славянского и вообще русского быть никак не может.

Конец всем спорам положил перед своей коронацией Николай II в марте 1896 года. По его личной инициативе было собрано специальное совещание «по вопросу Российского национального флага». В результате многочасового обсуждения было вынесено решение, что «бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный - именоваться государственными». После чего, 29 апреля 1896 года Николай II объявил, что «национальным флагом во всех случаях является флаг бело-сине-красный, все другие флаги допускаемы быть не должны».

А совсем недавно в Донецке подвели итоги конкурса на лучшую государственную символику Союза Народных Республик Новороссии. Где белый, жёлтый и чёрный цвета стали именоваться как государственные цвета флага Новороссии. Как поясняет конкурсная комиссия, «бело-жёлто-чёрный государственный флаг сегодняшняя Новороссия выбрала не случайно, ведь связь собственной истории всегда неразрывна с историей государства Российского и так будет всегда».

В 1917 году после Февральской революции, Императора Николая II отрекли от престола, а сама революция прошла не под национальным, а под красным флагом. Белая оппозиция до последнего отстаивала себя под бело-сине-красным знаменем, считая его истинной национальной святыней. А Советская Россия после почти 700-летнего перерыва вновь вернула старорусские красно-золотые цвета в качестве официальной символики на государственном флаге.