Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Сказка об упрямых согласных звуках. Сказки про гласные и согласные звуки Сказка про гласные звуки

Елена Евдокимова
Сказки про гласные и согласные звуки

Для того, чтобы помочь детям усвоить понятия "Гласные и согласные звуки " использую в своей работе сказки и "домик звуков ".

Начинаю работу по знакомству детей с гласными , затем с согласными звуками . По мере знакомства с новым звуком , одновременно знакомлю с графическим образом буквы.

Сказки про гласные и согласные звуки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи . Для этого рассказываем детям вот такие сказки .

Сказка о гласных звуках

В одной волшебной стране жили звуки , страна эта была совсем крохотная. Жителей этой страны никто никогда не видел, так как они были невидимками, а вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами : А, У, О, И, Э, Ы. За певучесть и голосистость их прозвали гласными . Они очень дружили. Эти звуки распевали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого надо узнавать все звуки и правильно их произносить.

Для закрепления понятия «гласные звуки » можно дать ребёнку кружочек красного цвета, символизирующий «гласные звуки » А, У, О, И, Э, Ы.

Ребёнку можно предложить следующие варианты упражнений : - спеть по очереди гласные звуки , при этом ребёнок смотрит в зеркало и наблюдает за движениями губ; - взрослый показывает артикуляцию гласного звука , а ребёнок называет гласный звук , который соответствует данной артикуляции; – ребёнок слушает приведённые ниже стихи, повторяют вслед за взрослым.

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Воздух свободно идёт через рот,

(В. Берестов)

Сказка о согласных звуках

«Послушайте «Сказку о согласных звуках » ».

"Жили-были веселые человечки-звуки . Они умели петь песни. Их звали «А» , «О» , «Э» , «У» , «Ы» , «И» , а вместе их называли - "гласные " звуки , У гласных звуков были звонкие голоса и они пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам захотелось так петь . "П-П-П" - запыхтел согласный звук "П". Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он, загоревал : "Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса, я не могу петь".

"Т-Т-Т" - застучал звук "Т", Стучал, стучал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал; "Ох, какой я невезучий, у меня тоже нет голоса, меня почти никто не слышит".

"К-К-К" - закряхтел звук "К" и тоже не смог спеть песенку.

"Не печальтесь, не певучие звуки , - сказала голосистая девочка - звук "А", - Мы, гласные звуки , сможем всем помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны ?" "Согласны ! Согласны !" - закричали звуки .

С тех пор стали крепко дружить гласные и согласные звуки . Встанут рядом и поют любую песенку. Можно вместе с детьми петь песню на мелодию знакомой песни.

Публикации по теме:

Цель: способствовать развитию звуко- буквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить.

Дидактическая игра по развитию речи «Гласные и согласные» Дидактическая игра предназначена для детей от 5 – 7 лет. Цель: учить детей делить буквы на гласные и согласные, составлять из них слоги.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки» Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте Тема: «Гласные буквы и звуки» Занятие подготовила и провела воспитатель ГБОУ.

Речевой тренинг в старшей группе «Гласные звуки» Мастер - класс РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ в старшей группе «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» Цель: закрепить четкое произношение гласных звуков; различать их на.

Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А». Иногда звук А пел очень тихо: «А, А, А.» Иногда - очень громко: «А, А, А».

Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню:

А_А_ А_А_ А_А_А_.

Бывали времена, когда звук А играл на барабане:

ААааа, ААааа.

А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:

Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

1. О каком звуке эта сказка?

2. Что любил делать звук А? (Петь.)

3. Когда звук А пел, как он открывал рот? (Широко.)

4. Покажи, как пел звук А. (Открывал рот.)

5. Как умел петь звук А? (Тихо, громко.).

6. Спой тихо, спой громко.

7. Какую песню пел звук -А, когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную.)

8. Спой тихую, протяжную песню звука А. (А_А_. А_А_. А_А_А_.)

9. На каком инструменте играл звук А? (На барабане.)

10. Прохлопай и спой мелодию, которую звук А играл на барабане. (А А а а а, А А а а а.)

11. Какие песни звук А пел детям? (Колыбельные.)

12. Спой колыбельную звука А.

13. За что всем нравился звук А? (Широко открывал рот и пел на разные голоса.)

Данное пособие - нетрадиционная форма работы по авто­матизации звуков в связной речи. Автоматизация поставлен­ных звуков у детей с нарушением звукопроизношения прохо­дит в три этапа: 1 этап - в слогах, 2 этап - в словах, 3 этап - в предложениях, в связной речи.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­чинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таб­лицы с картинками). При составлении сказки можно вспом­нить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описы­вая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педа­гог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребе­нок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, ско­рее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочи­нять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребен­ку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на ве­лосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочка­ми - Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза ис­кали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по­дарки: Зоя - зонтик, а Зина - корзину.



Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестни­це. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.

Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].

Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок - мороженое. Они веселились и пели лю­бимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...»

Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.

Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гос­тям. Угощал он чайку чаем, пчелу - печеньем, паучка - ка­лачом, а бабочку - пончиком. Замечательные получались чае­пития!

Звук [л] . Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно ка­чать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел аку­лу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз плат­ком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.

Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет - наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»



Сказка, в которой живет звук [с]

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предла­гает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот - это домик, а губы - двери.

Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.

Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим раз­личные звуки.

Педагог. Повтори звуки [а], [м].

(Ребенок повторяет.)

Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возь­мем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].

Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].

Слоги: ко - со - ну - су - лы - мы - сы.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Чтобы правильно говорить,

Нужно с пальчиками дружить.

Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и пред­лагает свою пальчиковую гимнастику.

Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа-

Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами

обеих рук.

Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое

Не боимся злых мы духов. лицо, руки-ладонями вперед

на уровне лица.

Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую,

показать язык.

И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую,

вытянуть вперед губы и силь­но подуть.

Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы,

изображая открыва­ние и закрывание рта.

Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.

Подуй на свою ладонь, на вертушку.

Фавзана Аюпова

Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке.

Таким языком для ребёнка является сказка. Понятия «звук» и «буква» абстрактные, дети часто путают эти понятия. Чтобы дети понимали и различали эти понятия, чтобы научились дифференцировать понятия «звук» и «буква», я изготовила

пособие «Живые звуки и буквы».

Цель пособия

1. познакомить детей с гласными звуками,

2. формировать понятие «гласный звук»,

3. развивать слуховое внимание,

4. развивать фонематический слух.

5. познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

6. учить детей различать и дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Знакомя детей с гласными буквами, рассказываю детям такую сказку. (Идею позаимствовала из журнала «Обруч»)

Сказка о звуках и буквах.

Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, ы – самый упрямый. (Произнеся эти звуки, фиксировала внимание детей на положении губ. Вместе с детьми решили обозначать эти "волшебные "звуки следующими значками: звук "А" (широко открытый рот) - квадрат, звук "О" - круг, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "Э"- овал, звук "ы" - прямоугольник, звук "И" - половинка овала.


И – И - И, О – Ы, А – Э - У!


Но однажды звуки задумались.

У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.

Белки живут в дупле, - сказал звук «А».

У медведя есть берлога, - говорит звук «И»

Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».

Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.

«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.


Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.

Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.


Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".

Материалы: буквы нейтрального цвета(не синие,не красные,не зеленые)-33 шт.
Стояла снежная морозная зима.
В одном городе жила -была девочка Лида. Ей исполнилось 6 лет.Она только что научилась читать по слогам и бабушка подарила ей большой полиэтиленовый пакет с пластмассовыми буквами.Все буквы были одинаковые по размеру и цвету:белые,блестящие.Лида складывала из них слоги и простые слова,а вечером убирала буквы в белый,подаренный бабушкой,пакет.Все свои игрушки она подарила брату Лене,которому было 4 года,а сама играла только буквами. Уже очень хотелось Лиде поскорее пойти в школу и учиться.
Однажды она так заигралась буквами,что заснула с белым,подаренным бабушкой пакетом в руках. Мама попыталась взять у Лиды пакет,но девочка крепко держала его в руках.Когда Лида попыталась во сне перевернуться на другой бок,ее рука разжалась и из пакета на пол высыпались белые блестящие буквы.Лида во сне приоткрыла глаза и увидела горку букв около кровати.Она снова закрыла глаза и крепко-крепко заснула.

Ей приснился необычный сон.Буквы зашевелились,пытаясь освободиться из под лежащих на них других букв.
-Что это? Что это? Что это?
-Друзья,где наш дом?
-Мы бездомные,мы никому не нужны,валяемся в куче,у кровати!
-Давайте что то делать!Нас много,мы что нибудь придумаем!!!
-Да,нас-33!
-Пойдемте искать город Буквин,там есть доска для всех букв!
-Пойдемте!Пойдемте!!!
И они отправились в город Буквин.Долго пришлось им идти по глубокому снегу.Наконец,пришли. В городе их не сразу увидели,так как буквы были все белые,как снег,по которому они шли.Букв встретил Знайка и познакомил их с улицами города.
-Сначала вы будете жить на Буквеной улице.
Буквы мечтали скорее попасть в свои дома и отдохнуть от дальней трудной дороги,поэтому послушно шли за Знайкой. На Буквенной улице было два дома: красеый-поменьше и синий-побольше.
Знайка и Указка построили буквы в ряд и стали говорить буквам, в каком доме они будут жить:
-Буквы АОИЭЫЕЕЮЯ(отвечают дети) будут жить в красном домике,потомучто они гласные.-Эти буквы послушно последовали за Знайкой и Указкой в красный домик,так они устали. Остальные буквы побежали в синий дом, они тоже устали и хотели скорее отдохнуть.Но Знайка и Указка остановили их:-Да,вы идите в синий дом,потомучто в ысогласные и он построен специально для вас.
А вы-стойте!-Сказали они ь и ъ знакам- Вы не согласные,вам нельзя в синий дом!
-Тогда мы пойдем в красный.
- Нет,и туда вам нельзя!
ъ и ь заплакали: - Что же мы,будем жить на улице?Мы замерзнем и умрем!
- Нет,смотрите!Для вас построен отдельный домик!
Знаки посмотрели в ту сторону,куда показывала Указка, и с трудом разглядели почти невидимый из за белого снега домик с двумя окошками.
-Ведь вы-не буквы,а очень важные знаки- мягкий и твердый!
Ь и Ъ обрадовались и побежали в свойо чаровательный домик.
Наступило утро. Отдохнувшие буквы вышли на улицу,где их снова встретили Указка и Знайка.
-Ой,Ь и Ъ проспали,пойдем,позовем их!
- Не надо!-сказала Указка. -Туда,куда мы пойдем,им не нужно,пусть остаются и выспятся как следует. А вы теперь не буквы,а звуки!
Знайка и Указка повели буквы на улицу Звучащую.Первыми шли гласные буквы,а за ними согласные.Как только гласные ступили на Звучацую улицу,послышались звуки: А_У_Э_О_И_Ы.Гласным было очень приятно,что улица знает их имена.На Звучащей улице,как и на Буквенной,стояли 2 домика: красный,в который Указка повела гласные звуки А,О,У,Э,И,Ы,а гласные буквы Е,Е,Ю,Я стали звукамиЭ,О,У,А.
Когда гласные звуки ушли,из красного домика послышалось доинное громкоеА_О_У... и т.п. Ведь улица то была звучащая,здесь все звучало.
На другой стороне улицы стоял синий домик-такой же,как на буквенной улице,только немного странный-в него вели 2 двери с разных сторон.
Когда согласные подошли к этому синему домику,Знайка и Указка принялись расставлять их по парам:Б оказалась в паре с П,В с Ф,Г с К,Д с Т,Ж с ш,З с С.9 звуков оказались без пар:Л,М,Н,Р,Х,Ц,Ч,Щ,Й.
Знайка и Указка подвели все звуки к правому крыльцу.Как только они ступили на первую ступень,она зазвенела легким металлическим звоном.
- Здесь живут звонкие согласные звуки.
На крыльцо вбежалиБ,В,Г,Д,Ж,З и ступеньки зазвенели не переставая,как будто застучали маленькие металлические молоточки.Туда же вошли Р и Л. Они открыли звенящую синюю металлическую дверь и вошли в дом.Все в этой части синего домика было звучащим и звенящим: и стул,и стол, и кроватки,и посуда- из стекла и металла.
Остальные согдасные во главе со Знайкой и Указкой подошли к левому крыльцу.Ступени на этом крыльце были деревянные и только глухо поскрипывали под ногами согласных звуков.
- Здесь живут глухие согласные звуки:П,Т,К,С,Ф,Ш. Которые разлучились со своимм звонкими парными согласными.А также....
Дверь в дом с этой стороны была деревянная,глухая,без окошечка.Внутри все было сделано из мягких,не звучащих материалов-дерева и пластмассы-и мебель и посуда.
Оставшиеся звуки вошли туда.
А Ь и Ъ знакам стало скучно на Буквенной улице и Знайка и Указка проводили их в синий домик к глухим и звонким согласным.Они погостили сначала на одной,а потом на другой половине дома. о они так и остались буквами,знаками.Указка утешила их:
- У всех букв свое предназначение!
Лида повернулась на другой бок и открыла глаза.Она наклонила голову и увидела внизу горку блестящих рассыпавшихся букв.
- Я построю для вас город Буквин,точно такой же,как я видела во сне! Ведь вы - мои самые лучшие друзья!!!