Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест? Как сдать декларацию по специальной оценке условий труда Специальная оценка условий труда обязательна или нет

Специальную оценку условий труда работодатели во всех сферах экономики обязаны провести до конца 2018 года. Расскажем об особенностях проведения СОУТ для малых и микропредприятий.

Читайте в статье:

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2018 году

Малое предприятие (МП) – это одна из наиболее распространенных форм ведения бизнеса. Владельцы малых предприятий привыкли к особым условиям ведения дел, в частности, к некоторым льготам. Речь идет об упрощенном бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Также для таких организаций запрещены плановые проверки вплоть до 31 декабря 2018 года.

Особенности СОУТ для малых предприятий

Однако льготы для малых предприятий не распространяются на проведение СОУТ. Работодателям нужно осуществить спецоценку на всех рабочих местах и присвоить им определенные классы вредности. Некоторые особенности спецоценки условий труда для малого бизнеса все-таки имеются.

На малых предприятиях распространена практика заключения договоров с надомными работниками и дистанционными сотрудниками. Для этих рабочих мест, а также для сотрудников, работающих по найму у физических лиц, СОУТ не проводится.

Кроме того, на малых предприятиях в состав комиссии включают:

  • работодателя (индивидуальный предприниматель, руководитель организации);
  • других полномочных представителей работодателя;
  • специалиста по охране труда, либо другое лицо, исполняющее его функции;
  • представителей выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

Отдельно стоит упомянуть о санкциях за непроведение СОУТ. Для малых предприятий штрафы за подобные нарушения могут быть весьма существенными. Штраф для руководителя может составить 5-10 тысяч рублей, а для всего юридического лица – 60-80 тысяч. В случае если работодатель повторно «забудет» провести спецоценку, то сумма для предприятия возрастет до 200 тысяч рублей.

Перед тем как приступать к процедуре СО, будет полезно изучить основные правоустанавливающие документы в этой сфере:

  • Федеральный закон от 28.12.2013 ;
  • «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях ().

Оформление результатов СОУТ

Чтобы соблюсти все требования законодательства, после проведения специальной оценки необходимо правильно оформить ее результаты. Все тонкости этого процесса отражены в приказе Минтруда РФ №80н.

Для рабочих мест, на которых определены оптимальные (класс 1.0.) и допустимые (класс 2.0.) УТ, заполненную по всей форме декларацию необходимо передать в территориальное отделение инспекции по труду в течение 30 дней с момента ее утверждения.

Если все было оформлено правильно, то декларация будет действительна в течение 5 лет, а при отсутствии случаев производственного травматизма и профзаболеваний у работников она может быть продлена еще на 5 лет.

Спецоценка условий труда для микропредприятий в 2018 году

Далее рассмотрим особенности организации СОУТ на микропредприятиях. Эта не так давно появившаяся форма ведения бизнеса характеризуется небольшим размером годовой выручки, балансовой стоимости активов и численности работников. Есть и другие условия, которые изложены в следующих документах:

Владельцам таких компаний важно помнить, что им также на общих основаниях предстоит пройти процедуру спецоценки условий труда. Федеральный закон № 426-ФЗ не делает особых различий между формами ведения бизнеса, поэтому проводить СОУТ на микропредприятиях необходимо. В общем, условия, требования и порядок проведения спецоценки будут те же, что и для малых предприятий.

При этом многие микропредприятия имеют дело , для которых закон не требует проводить специальную оценку. То же правило верно и в случае, когда в организации в штат оформлен всего один руководитель, который выполняет свои обязанности на дому.

Индивидуальный предприниматель, также как и любое другое юридическое лицо должен обязательно проводить аттестацию рабочих мест своего персонала. «Первичная» аттестация проводится, когда на вновь созданном ИП, происходит организация рабочих мест для сотрудников.

Также «первичная» аттестация необходима, если сотрудники ИП переехали в новый офис, или были внедрены новые технологии, которые качественно влияют на трудовой процесс.

«Повторная» аттестация нужна, если при проверке были обнаружены недочёты и ошибки в первичной. Если же проверка не выявила нарушений, то проводить «повторную» аттестацию не нужно, за исключением уже вышеизложенных условий.

Обязательная «повторная» аттестация проводится, если сотрудники ИП проходят обязательный медицинский осмотр. Результаты, как «первичной», так и «повторной» аттестации рабочих мест, подлежат оформлению. По каждому рабочему месту заполняется отдельная Карта аттестации. Все результаты работодатель (ИП) должен отправить для проверки в местное отделение Инспекции по труду.

Для незамедлительного предоставления Вам коммерческого предложения, с указанием точных цен на проведение специальной оценки условий труда, Вам необходимо направить на наш адрес arm@сайт «заявку» в которой указать:

  • штатное расписание по форме Т-3 или перечень рабочих мест.
  • реквизиты организации.
  • контактные данные для обратной связи.

Эти данные помогут нашим специалистом быстро и качественно рассчитать стоимость услуг и направить Вам коммерческое предложение в кратчайшие сроки.

Данная заявка будет рассмотрена нашими специалистами и в течении часа и будет выслано Вам коммерческое предложение

Индивидуальный подход к клиентам. Скидки крупным и постоянным клиентам.

Аттестация рабочих мест для ИП

Если ИП работает без нанятых работников, то аттестацию проводить не нужно. Аттестацию рабочих мест проводит работодатель, а ИП без персонала таковым не является. Если же проверяющие органы требуют предъявления результатов аттестации, такой ИП направляет им разъяснительное письмо. ИП сам с собой не состоит в трудовых отношениях, поэтому он не должен применять на себе требования законодательства об обязательной аттестации рабочих мест работодателем.

Если же, вследствие своей дальнейшей деятельности, ИП будет вынуждено нанять хотя бы одного сотрудника, то оно будет и обязано провести аттестацию его рабочего места, по всем правилам. Также необоримо заполнить одну Карточку аттестации и отправить её на проверку на общих основаниях.

Специальная оценка условий труда

Комплекс работ по проведению специальной оценки условий труда

Одно рабочее место

от 800 руб.

Онлайн заявка

*- Цена для Москвы и Московской области
Минимальная стоимость для заключения договора 10 000 руб.
Окончательная стоимость на проведение специальной оценки условий труда зависит от количества рабочих мест, а также производственных факторов присутствующих на рабочих местах.
Для определения стоимости проведения оценки условий труда и подготовки коммерческого предложения необходимо направить на адрес электронной почты .

С 2014 года все работодатели (компании и ИП) обязаны проводить . В статье показаны виды работников, когда специальная оценка условий труда не требуется. Стоит отметить, что результаты проведенной аттестации рабочих мест за предыдущие годы будут считаться действительными в течение пяти лет с момента проведения. Иными словами, если в вашей фирме проводилась аттестация, к примеру, в 2012 году, то специальная оценка по труду понадобится лишь в 2017 году. Крайний срок проведения специальной оценки условий труда - 31.12.2018 г.

Спецоценка условий труда в офисе или ликвидируемой организации

Компания в стадии ликвидации, нужно проводить СОУТ?

Пока не исключили из ЕГРЮЛ - могут придраться.

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест офисных работников (управленческого персонала)?

Да, нужно. Специальная оценка условий труда проводится в отношении условий труда всех работников, работающих в организации или у индивидуального предпринимателя. Исключение составляют надомники и дистанционные работники (ст. 3 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Прошел слух, что будет отказано в приеме годовой бухгалтерской отчетности тем налогоплательщикам, которые не заботились проведением СОУТ. Телефонные звонки с такими угрозами начали получать бухгалтеры.

Под эгидой СОУТ коммерческие фирмы пытаются продать свои услуги.

Что касается отчета 4-ФСС, то в нем данные по СОУТ отражаются на начало года , а значит данные о проведенной в этом году спецоценке появятся в отчете за 1 квартал 2019 года.




Какие рабочие места должны быть аттестованы?

По общему правилу, СОУТ включает в себя измерение опасных производственных факторов в ходе осуществления, например, штатных производственных процессов.

СОУТ необходимо провести на всех рабочих местах , даже на тех, где отсутствует фактор «вредности» (например, рабочее место бухгалтера, менеджера, директора), за некоторым исключением (см. ниже). В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести СОУТ только в отношении 20% таких мест (но не менее двух рабочих мест). Поэтому по остальным рабочим местам результаты оценки будут распространяться автоматически (ст.9 Закона №426-ФЗ).

Важно! Например, если в компании работают шесть аудиторов, которые находятся в одной комнате, пользуются одинаковым оборудованием (компьютером, принтером и т.п.), то их рабочие места можно считать аналогичными и вместо шести оценить только два рабочих места.

Рабочие места менеджера и бухгалтера (разный функционал, должности) нельзя считать аналогичными и правило 20% (но не менее двух рабочих мест) в этом случае не действует.

Существуют и обстоятельства, согласно которым возникает необходимость в досрочной оценке. Они перечислены в п.1 ст.17 . К таким обстоятельствам относятся:

  • Выявленные профзаболевания, вызванные по причине влияния на работника вредных факторов производства.
  • Несчастные случаи на рабочем месте.

Переход от аттестации к спецоценке регламентируется статьей 27 Закона № 426-ФЗ. Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, которые подлежат специальной оценке. Различия в подходах к аттестации и к специальной оценке охарактеризованы в Таблице ниже.

к меню


ВАЖНО про СОУТ!!!

Штрафовать будут, начиная с 2019 года. Минимальный штраф - 60 тр. Данные об оценке приведены в таблице 5 .

Надо ли проводить СОУТ, если в организации числится только директор, а заработная плата не начисляется?

Работодатель должен исполнять обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о спецоценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Также на основании ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426‑ФЗ он обязан обеспечить проведение СОУТ.

Из приведенных норм видно, что для организации, в штате которой отсутствуют наемные работники, кроме директора, исключений не предусмотрено. Следовательно, необходимо провести СОУТ в отношении рабочего места директора.

Генеральный директор удаленным работником быть не может. Если есть аренда офиса, значит, есть и рабочее место.

Примечание : А вот если фирма зарегистрирована на жилой адрес прописки директора - то он уже надомник!

Роструд считает : есть аренда офиса - есть рабочее место, пусть не всех работников, но генерального директора - точно. И пусть аренда офиса, это вынужденные траты из-за юрадреса, а генеральный работает дома. Нужно платить - или за спецоценку, или штраф. Удаленным или надомником может быть любой работник, кроме генерального директора.

Есть старый, 2015 года комментарий Информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г. на Гаранте http://base.garant.r...iends

С 2020 года автоматически пойдут штрафы за СОУТ

С 2020 года в автоматическом режиме начнут штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ.

Данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать. Чтобы наказать работодателей, которые не провели СОУТ, есть только с 2015 года. И автоматически штрафовать работодателей начнут с 2020 года.

До этого времени штраф грозит только предприятиям. Которые инспекция труда в 2019 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА. Которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

Компании, кто обязан провести СОУТ

1 . Компании, которые в прошлые годы не проводили аттестацию рабочих мест либо проводили, но срок действия результатов уже закончился.

2 . Компании, в которых организованы новые рабочие места (не считая рабочих мест дистанционных работников и надомников) или изменился технологический процесс.

Рекомендуется провести , если в компании есть работники, имеющие право на досрочную пенсию. Если по результатам специальной оценки условий выяснится, что условия труда таких работников допустимые или оптимальные, то за них не надо платить дополнительные страховые взносы.

Если в организации не будет документов, подтверждающих проведение аттестации или спецоценки, от 30 000 до 50 000 руб. (). В 2015 году он вырастет до 60 000–80 000 руб.

У офисных сотрудников, возможно хватит декларирования. Но все это Вам скажет аттестующая организация. Со списком организаций, имеющих право проводить СОУТ и АРМ можно ознакомиться на сайте Росминтруда Вам необходимо будет выбрать тип организации - "аттестующая организация" и выбрать с субъекте РФ свой регион нахождения.

Специальная оценка условий труда для офисных сотрудников является обязательной. Срок проведения - в течение 6 месяцев с даты организации рабочего места.

к меню

Для кого НЕ проводят специальную оценку условий труда

Согласно пункта 3 статьи 3 "Специальная оценка условий труда" "Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В связи с этим, в отношении условий труда и специальная оценка условий труда не проводится .

Статья 3 "Специальная оценка условий труда"

3. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Примечание : Значит, чтобы сэкономить деньги, переводим людей в "надомники"?

На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Внеплановую спецоценку можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника, или когда появятся временные рабочие места.

Примечание : Пункт 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 № 33н, и подтверждено письмами Минтруда России от 14 марта 2016 № 15-1/ООГ-1041 , от 7 июня 2017 № 15-1/ООГ-1568 .

к меню

Изменения в перечне условий труда, которые требуют оценки труда


Особые категории работников Аттестация Специальная оценка условий труда
Проводилась на общих основаниях Не предусмотрена
Проводилась, только если была предусмотрена трудовым договором ()
Религиозные организации не обязаны проводить специальную оценку условий труда c 8 января 2019 года Закон от 27.12.2018 № 553-ФЗ
Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, которые не являются ИП Не предусматривалась

Работники:
- исключительно занятые на персональных компьютерах

Эксплуатирующие

  • аппараты копировально-множительной техники настольного типа;
  • единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;
  • иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);
  • бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства
Не предусматривалась.

Примечание : Исключение составляли рабочие места с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых в обязательном порядке необходимо проводить предварительные медицинские обследования или осмотры

Проводится на общих основаниях

В настоящее время условия труда дистанционных работников не подлежат оценке. Стоит также отметить, что пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности курируются ст.17 Жилищного кодекса.

к меню

Как сэкономить на спецоценке условий труда

Компании могут один раз оценивать рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями труда, а не каждые пять лет. Дальше такие места достаточно включать в декларацию соответствия. Эти и другие поправки внес Федеральный закон от 01.05.16 № 136-ФЗ в статью 11 закона 426-ФЗ, который действует с 01.05.2016 г.

После специальной оценки компания сдает в трудинспекцию . Раньше в декларацию включали только места без вредных факторов. Теперь компании декларируют рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда.

Закон распространяется на отношения с 1 января 2014 года. То есть компании вправе уточнить ранее сданную декларацию. Для этого заполните новый бланк с учетом изменений, а в шапке напишите, что это уточненная отчетность.

Задекларированные места можно повторно не оценивать. Компания подаст новый отчет, который будет действовать еще пять лет. Льгота действует при условии, что не будет несчастных случаев и профзаболеваний. Иначе нужна новая оценка.

к меню


  • Что выгоднее – провести специальную оценку труда или платить допвзносы? Как применять дополнительный тариф, если сотрудник совмещает два вида вредных работ? Проведение оценки условий труда.
  • " № 10/2016

    Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки?

    О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение. Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

    Сроки проведения спецоценки.

    Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

    Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

    Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

    Однако из правила есть исключения.

    1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

    • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
    • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
    • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
    • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
    • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

    Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

    К сведению

    До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

    2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

    Обратите внимание

    Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

    Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

    Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

    Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

    В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

    На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

    Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

    1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
    проведенной до 01.01.2014.

    И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

    Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).

    Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

    Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

    Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

    Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

    Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

    В соответствии с абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

    • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
    • на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

    Законом № 3185-1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона).

    К сведению

    Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

    Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185-1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится. При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1.

    Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33-719/2016).

    Условия труда в трудовом договоре.

    Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

    Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

    Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

    О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

    Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

    Обратите внимание

    Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

    При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

    До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

    В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

    «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

    Для малых предприятий (СОУТ) является обязательной процедурой, как и для других субъектов хозяйствования, использующих наемный труд (ст. 22 ТК РФ). Даже если у предприятия или ИП лишь один работник, спецоценку надо проводить. Не потребуется экспертное заключение о характере созданных нанимателем условий труда, только если:

      имеющиеся штатные должности вакантны;

      сотрудники осуществляют трудовые функции удаленно (на дому).

    Правила проведения спецоценки прописаны в законе о СОУТ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ. По законодательным нормам работодатель должен привлекать для оценки уровня безопасности условий труда на рабочих местах только аккредитованных экспертов, их полный список представлен ]]> на сайте Минтруда ]]> .

    Сроки спецоценки условий труда для малых предприятий

    Специальную экспертную оценку условий труда наниматели должны проводить вместо аттестации рабочих мест с 2014 г. Это необходимо для выявления уровня безопасности осуществления трудовой деятельности на конкретном рабочем месте.

    Периодичность плановых проверок – не реже одного раза в 5 лет. Провести спецоценку условий труда в 2018 г. должны все наниматели, проводившие последнюю аттестацию до 2014 года, и те, кто вообще не делал спецоценку: крайняя дата завершения СОУТ для них – 31 декабря 2018 года.

    Непроведение СОУТ грозит работодателям-юрлицам (включая малые предприятия) штрафом в 60-80 тыс. руб., а должностных лиц оштрафуют на 5-10 тыс. руб. (п.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Составление списка рабочих мест, по которым необходимо произвести оценивание. Аналогичные рабочие места можно объединять в группы для минимизации издержек нанимателя.

    Выбор экспертной организации, заключение с ней договора.

    Предоставление экспертам полного комплекта необходимой им документации.

    Идентификация рабочих мест, которые представляют (или могут представлять) опасность для здоровья и жизни работников. На этой стадии выявляются трудовые и производственные факторы, наносящие вред человеку. Обнаруженные признаки группируются в соответствии с системой классификации из приказа № 33н.

    Составление отчета о проведенном обследовании рабочих мест. Документ подписывается всеми участниками мероприятий по оценке условий труда (как со стороны экспертной организации, так и со стороны работодателя), с результатами знакомят под роспись и работников.

    Когда спецоценка завершена, наниматель в течение 30 дней после утверждения отчета уведомляет контролирующие органы о степени соответствия имеющихся условий на рабочих объектах нормативным параметрам (оптимальным или допустимым). Для этого подается декларация, отражающая степень соответствия условий труда законодательным нормативам. Декларация сохраняет актуальность на протяжении 5 лет, а если за этот период не будет выявлено профзаболеваний или несчастных случаев – продлевается на такой же срок.

    Итогом спецоценки становится присвоение рабочим местам классов опасности. Получение 1 и 2 класса означают оптимальный и допустимый уровень. Если негативные факторы угрожают здоровью сотрудников, присваивается 3 или 4 класс (вредные и опасные условия) – в этом случае в трудовые договоры сотрудников вносят выявленные проверкой условия, им должны быть обеспечены все законные гарантии и