Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Значение и строение нервной системы. Центральная нервная система человека. Значение и развитие нервной системы

Нервные окончания расположены во всем человеческом теле. Они несут важнейшую функцию и являются составной частью всей системы. Строение нервной системы человека представляет сложную разветвленную структуру, которая проходит через весь организм.

Физиология нервной системы является сложной составной структурой.

Нейрон считается основной структурной и функциональной единицей нервной системы. Его отростки формируют волокна, которые возбуждаются при воздействии и передают импульс. Импульсы достигают центров, где подвергаются анализу. Проанализировав полученный сигнал, мозг передает необходимую реакцию на раздражитель соответствующим органам или частям тела. Нервная система человека кратко описывается следующими функциями:

  • обеспечение рефлексов;
  • регуляция внутренних органов;
  • обеспечение взаимодействия организма с внешней средой, путем приспособления тела к изменяющимся внешним условиям и раздражителям;
  • взаимодействие всех органов.

Значение нервной системы заключается в обеспечении жизнедеятельности всех частей организма, а также взаимодействии человека с окружающим миром. Строение и функции нервной системы изучаются неврологией.

Структура ЦНС

Анатомия центральной нервной системы (ЦНС) является скоплением нейронных клеток и нейронных отростков спинномозгового отдела и головного мозга. Нейрон – это единица нервной системы.

Функция ЦНС – это обеспечение рефлекторной деятельности и обработка импульсов, поступающих от ПНС.

Анатомия центральной нервной системы, основным узлом которой является головной мозг, представляет собой сложную структуру из разветвленных волокон.

В больших полушариях сосредоточены высшие нервные центры. Это – сознание человека, его личность, его интеллектуальные способности и речь. Основная функция мозжечка – это обеспечение координации движений. Ствол мозга неразрывно связан с полушариями и мозжечком. В этом отделе находятся основные узлы двигательных и чувствительных проводящих путей, благодаря чему обеспечиваются такие жизненно важные функции организма, как регуляция кровообращения и обеспечение дыхания. Спинной мозг является распределительной структурой ЦНС, он обеспечивает разветвление волокон, образующих ПНС.

Спинномозговой узел (ганглий) является местом сосредоточения чувствительных клеток. С помощью спинномозгового ганглия осуществляется деятельность вегетативного отдела периферической нервной системы. Ганглии или нервные узлы в нервной системе человека относят к ПНС, они выполняют функцию анализаторов. Ганглии не относятся к центральной нервной системе человека.

Особенности строения ПНС

Благодаря ПНС происходит регулирование деятельности всего организма человека. ПНС состоит из черепных и спинномозговых нейронов и волокон, образующих ганглии.

У периферической нервной системы человека строение и функции очень сложные, поэтому любое малейшее повреждение, например, повреждение сосудов на ногах, может вызвать серьезные нарушения ее работы. Благодаря ПНС осуществляется контроль за всеми частями организма и обеспечивается жизнедеятельность всех органов. Значение этой нервной системы для организма переоценить невозможно.

ПНС делится на два подразделения – это соматическая и вегетативная системы ПНС.

Соматическая нервная система выполняет двойную работу – сбор информации от органов чувств, и дальнейшая передача этих данных в ЦНС, а также обеспечение двигательной активности организма, путем передачи импульсов от ЦНС в мышцы. Таким образом, именно нервная система соматическая является инструментом взаимодействия человека с окружающим миром, так как она обрабатывает сигналы, получаемые от органов зрения, слуха и вкусовых рецепторов.

Вегетативная нервная система обеспечивает выполнение функций всех органов. Она контролирует сердцебиение, кровоснабжение, дыхательную деятельность. В ее составе – только двигательные нервы, регулирующие сокращение мышц.

Для обеспечения сердцебиения и кровоснабжения не требуются усилия самого человека – этим управляет именно вегетативная часть ПНС. Принципы строения и функции ПНС изучаются в неврологии.

Отделы ПНС

ПНС также состоит из афферентной нервной системы и эфферентного отдела.

Афферентный отдел представляет собой совокупность сенсорных волокон, которые обрабатывают информацию от рецепторов и передают ее в головной мозг. Работа этого отдела начинается тогда, когда рецептор раздражается из-за какого-либо воздействия.

Эфферентная система отличается тем, что обрабатывает импульсы, передающиеся от головного мозга к эффекторам, то есть мышцам и железам.

Одна из важных частей вегетативного отдела ПНС – это энтеральная нервная система. Энтеральная нервная система формируется из волокон, расположенных в ЖКТ и мочевыделительных путях. Энтеральная нервная система обеспечивает моторику тонкой и толстой кишки. Этот отдел также регулирует секрет, выделяемый в ЖКТ, и обеспечивает местное кровоснабжение.

Значение нервной системы заключается в обеспечении работы внутренних органов, интеллектуальной функции, моторике, чувствительности и рефлекторной деятельности. ЦНС ребенка развивается не только во внутриутробный период, но и на протяжение первого года жизни. Онтогенез нервной системы начинается с первой недели после зачатия.

Основа для развития головного мозга формируется уже на третьей неделе после зачатия. Основные функциональные узлы обозначаются к третьему месяцу беременности. К этому сроку уже сформированы полушария, ствол и спинной мозг. К шестому месяцу высшие отделы мозга уже развиты лучше, чем спинальный отдел.

К моменту появления малыша на свет, наиболее развитым оказывается головной мозг. Размеры мозга у новорожденного составляют примерно восьмую часть веса ребенка и колеблются в пределах 400 г.

Деятельность ЦНС и ПНС сильно понижена в первые несколько дней после рождения. Это может заключаться в обилии новых раздражающих факторов для малыша. Так проявляется пластичность нервной системы, то есть способностью этой структуры перестраиваться. Как правило, повышение возбудимости происходит постепенно, начиная с первых семи дней жизни. Пластичность нервной системы с возрастом ухудшается.

Типы ЦНС

В центрах, расположенных в коре мозга, одновременно взаимодействуют два процесса – торможение и возбуждение. Скорость смены этих состояний определяет типы нервной системы. В то время как возбужден один участок центра ЦНС, другой замедляется. Этим обусловлены особенности интеллектуальной деятельности, такие как внимание, память, сосредоточенность.

Типы нервной системы описывают отличия между скоростью процессов торможения и возбуждения ЦНС у разных людей.

Люди могут отличаться по характеру и темпераменту, в зависимости от особенностей процессов в ЦНС. К ее особенностям относят скорость переключения нейронов с процесса торможения на процесс возбуждения, и наоборот.

Типы нервной системы делятся на четыре вида.

  • Слабый тип, или меланхолик, считают наиболее предрасположенным к возникновению неврологических и психоэмоциональных расстройств. Он отличается медленными процессами возбуждения и торможения. Сильный и неуравновешенный тип – это холерик. Этот тип отличается преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
  • Сильный и подвижный – это тип сангвиника. Все процессы, проистекающие в коре головного мозга сильны и активны. Сильный, но инертный, или флегматический тип, отличается низкой скоростью переключения нервных процессов.

Типы нервной системой взаимосвязаны с темпераментами, но эти понятия следует различать, ведь темперамент характеризует набор психоэмоциональных качеств, а тип ЦНС описывает физиологические особенности процессов, происходящих в ЦНС.

Защита ЦНС

Анатомия нервной системы очень сложная. ЦНС и ПНС страдают из-за воздействия стресса, перенапряжения и недостатка питания. Для нормального функционирования ЦНС необходимы витамины, аминокислоты и минералы. Аминокислоты принимают участие в работе мозга и являются строительным материалом для нейронов. Разобравшись, зачем и для чего нужны витамины и аминокислоты, становится ясно, как важно обеспечить организм необходимым количеством этих веществ. Особенно для человека важны глютаминовая кислота, глицин и тирозин. Схема приема витаминно-минеральных комплексов для профилактики заболеваний ЦНС и ПНС подбирается индивидуально лечащим врачом.

Повреждения пучков нервных волокон, врожденные патологии и аномалии развития мозга, а также действие инфекций и вирусов – все это приводит к нарушению работы ЦНС и ПНС и развитию различных патологических состояний. Такие патологии могут вызвать ряд очень опасных заболеваний — обездвиживание, парез, атрофия мышц, энцефалит и многое другое.

Злокачественные новообразования в головном или спинном мозге приводят к ряду неврологических нарушений. При подозрениях на онкологическое заболевания ЦНС назначается анализ — гистология пораженных отделов, то есть обследование состава ткани. Нейрон как часть клетки также может мутировать. Такие мутации позволяет выявить гистология. Гистологический анализ проводится по показаниям врача и заключается в сборе пораженной ткани и ее дальнейшем изучении. При доброкачественных образования также проводится гистология.

В теле человека находится множество нервных окончаний, повреждение которых может вызвать ряд проблем. Повреждение зачастую приводит к нарушению подвижности части тела. Например, повреждение руки может привести к боли на пальцах рук и нарушению их движения. Остеохондроз позвоночника спровоцировать возникновение болей на стопе из-за того, что раздраженный или передавленный нерв посылает болевые импульсы рецепторам. Если болит ступня, люди часто ищут причину в долгой ходьбе или травме, но болевой синдром может быть спровоцирован повреждением в позвоночнике.

При подозрении на повреждение ПНС, а также при любых сопутствующих проблемах необходимо пройти осмотр у специалиста.

Розділ II . Тема 1. Нервова система .

    Значення нервової системи

    Класифікація і будова нервової системи

    Основні етапи розвитку нервової системи

    Нервова тканина і її основні структури

4.1 Будова нейрона. 4.2 Нейроглія

5. Рефлекс і рефлекторна дуга

    Класифікація рефлексів

    Будівля і властивості нервових волокон

7.1 Будова нервового волокна. 7.2 Властивості нервових волокон

    Будова синапсу. Механізм передачі збудження у синапсі

8.1 Будова синапсу 8.2 Будова концевої платівці

8.3 Механізм передачі збудження у концевій платівці

    Гальмування у ЦНС

9.1Поняття про гальмування 9.2 Види і механізми гальмуванння

10. Вегетативна нервова система

10.1 Будова вегетативної нерврової системи

10.2 Функцыональне значення вегетативної нервової системи

11. Кора головних півкуль

11.1 Будова півкуль. Сіра та біла речовини та значення їх

12. Порушення стану нервової системи та їх профілактика (Самопідготовка)

Література :

Бабский Е.Б., Зубков А.А., Косицкий Г.И., Ходоров Б.И. Физиология человека. М.: Медицина, 1966, - 656 с. (403-415)

Гайда С. П. Анатомія і фізіологія людини. К.: Вища школа, 1972, - 218 с. (173-192)

Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 1969, - 470с.(420-438 ).

Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (Основы учения о клетке и развития организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат): Учеб. для студентов пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986.- 287 с.: ил. (75-86; 92-94; 103-104; 131-140 ).

Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. М.: Просвещение, 1978, - 288с. (44-77 );

Хрипкова А. В., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.:Просвещение, 1990, - 362 с. (14-38 ).

Ключевые слова: АКСОН, БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА, ГАНГЛИИ, ДЕНДРИТ, КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ, ЛАБИЛЬНОСТЬ, МОЗГОВОЙ СТВОЛ, НЕЙРОГЛИЯ, НЕЙРОН, НЕЙРОФИБРИЛЛЫ, НЕЙРОФИЛАМЕНТ, ШВАННОВСКАЯ КЛЕТКА, ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА, ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, РЕФЛЕКС, СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА, СИНАПС, СТРОЕНИЕ КОРЫ, УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС, ТОРМОЖЕНИЕ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СТСИЕМА, ЦЕНТРАЛЬНОЕ ВРЕМЯ РЕФЛЕКСА.

ЗНАЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Значение нервной системы.

Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществлении его реакций как едино­го целого. Раздражение, полученное рецептором, вызывает нервный импульс, который передается в центральную нервную систему (ЦНС), где осуществляется анализ и синтез информации , вследствие чего возни­кает ответная реакция.

Нервная система обеспечивает взаимосвязь между отдельными органами и системами органов (1). Она регулирует физиологические процессы, протекающие во всех клетках, тканях и органах организма человека и животного (2). Для одних органов нерв­ная система обладает пусковым действием (3). В этом случае функция пол­ностью зависит от воздействий нервной системы (например, мышца сокращается вследствие того, что получает импульсы из центральной нервной системы). Для других - лишь изменяет существующий уровень их функционирования (4). (Например, импульс, приходящий к сердцу, изменяет его работу, замедляет или ускоряет, усиливает или ослабляет).

Влияния нервной системы осуществляются очень быстро (нерв­ный импульс распространяется со скоростью 27-100 м/с и более). Адрес воздействия очень точен (направлены к определенным органам) и строго дозирован. Многие процессы обусловлены наличием обратной связи ЦНС с регулируемыми ею органами, которые, посылая афферентные импульсы к центральной нервной системе, сообщают ей о характере полученного воздействия.

Чем сложнее организована и более высокоразвита нервная система, тем сложнее и многообразнее реакции организма, тем совершеннее его приспособление к воздействиям внешней среды.

2. Классификация и строение нервной системы

Нервную систему традиционно по строению делят на два основных отдела: ЦНС и периферическую нервную систему.

К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, к периферической - нервы, отходящие от головного и спин­ного мозга и нервные узлы - ганглии (скопление нервных клеток, расположенных в разных участках тела).

По функциональным свойствам нервную системуделят на со­матическую, или цереброспинальную, и вегетативную.

К соматической нервной системе относят ту часть нервной сис­темы, которая иннервирует опорно-двигательный аппарат и обеспе­чивает чувствительность нашего тела.

К вегетативной нервной системе относят все другие отделы, которые регулируют деятельность внутренних органов (сердце, лег­кие, органы выделения и др.), гладких мышц сосудов и кожи, раз­личных желез и обмен веществ (обладает трофическим влиянием на все органы, в том числе и на скелетную мускулатуру).

3. Основные этапы развития нервной системы

Нервная система начинает формироваться на третьей неделе эмбрионального разви­тия из дорсальной части наружного зародышевого листка (эктодер­мы). Сначала образуется нервная пластинка, которая постепенно превращается в желобок с поднятыми краями. Края желобка при­ближаются друг к другу и образуют замкнутую нервную трубку. Из нижнего (хвостового) отдела нервной трубки образуется спин­ной мозг , из остальной части (передней) - все отделы головного мозга: продолговатый мозг, мост и мозжечок, средний мозг, проме­жуточный и большие полушария.

В головном мозге различают по происхождению, структурным особенностям и функциональному значению три отдела: ствол, под­корковый отдел и кору больших полушарий . Мозговой ствол - это образование, расположенное между спинным мозгом и большими полушариями. К нему относят продолговатый, средний и промежу­точный мозг. К подкорковому отделу относят базальные ганглии. Кора больших полушарий является высшим отделом головного мозга.

В процессе развития из переднего отдела нервной трубки обра­зуются три расширения - первичные мозговые пузыри (передний, средний и задний, или ромбовидный). Эту стадию развития голов­ного мозга называют стадией трехпузырного развития (форзац I, А).

У 3-недельного эмбриона намечается, а у 5-недельного хорошо выражено разделение поперечной бороздой переднего и ромбовид­ного пузырей еще на две части, вследствие чего образуется пять мозговых пузырей - стадия пятипузырного развития (форзац I, Б).

Эти пять мозговых пузырей дают начало всем отделам головного мозга. Мозговые пузыри растут неравномерно. Наиболее интенсив­но развивается передний пузырь, который уже на ранней стадии развития разделяется продольной бороздой на правый и левый. На третьем месяце эмбрионального развития сформировано мозолистое тело, которое соединяет правое и левое полушария, а задние отделы переднего пузыря полностью покрывают промежуточный мозг. На пятом месяце внутриутробного развития плода полушария распро­страняются до среднего мозга, а на шестом - полностью покрывают его (цвет. табл. II). К, этому времени все отделы головного мозга хорошо выражены.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна - периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами - мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде. Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы - серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами. Основная функция нервной системы - интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка - нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков - дендритов - по ним нервные импульсы идут к телу клетки -и одного длинного отростка - аксона -по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам. Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием - синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг. Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга. Передний мозг подразделяется на промежуточный и конечный.

Все отделы мозга имеют свои функции. Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса - центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо) , лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации).



У человека особенно развита кора больших полушарий - орган высших психических функций. Она имеет толщину 3- мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв.м. Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов. Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц - полей, а по расположению его частей - на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная - речевые, височная -слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П.Павлова, являются “источником силы для корковых клеток”).

В мозгу человека имеются все те структуры, которые возникали на различных этапах эволюции живых организмов. Они содержат в себе “опыт”, накопленный в процессе всего эволюционного развития. Это свидетельствует об общем происхождении человека и животных. По мере усложнения организации животных на различных ступенях эволюции значение коры головного мозга все более и более возрастает.

Основным механизмом нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс - реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие при посредстве центральной нервной системы. Термин “рефлекс”, был введен в физиологию французским ученым Рене Декартом в XVII веке. Но для объяснения психической деятельности он был применен лишь в 1863 году основоположником русской материалистической физиологии М.И.Сеченовым. Развивая учение И.М.Сеченова, И.П.Павлов экспериментально исследовал особенности функционирования рефлекса.

Все рефлексы делятся на две группы: условные и безусловные.

Безусловные рефлексы -врожденные реакции организма на жизненно важные раздражители (пищу, опасность и т.п.). Они не требуют каких-либо условий для своей выработки (например, рефлекс мигания, выделение слюны при виде пищи). Безусловные рефлексы представляют собой природный запас готовых, стереотипных реакций организма. Они возникли в результате длительного эволюционного развития данного вида животных. Безусловные рефлексы одинаковы у всех особей одного вида; это физиологический механизм инстинктов. Но поведение высших животных и человека характеризуется не только врожденными, т.е. безусловными реакциями, но и такими реакциями, которые приобретены данным организмом в процессе его индивидуальной жизнедеятельности, т.е. условными рефлексами.

Условные рефлексы - физиологический механизм приспособления организма к изменяющимся условиям среды. Условные рефлексы - это такие реакции организма, которые не являются врожденными, а вырабатываются в различных прижизненных условиях. Они возникают при условии постоянного предшествования различных явлений тем, которые жизненно важны для животного. Если же связь между этими явлениями исчезает, то условный рефлекс угасает (например, рычание тигра в зоопарке, не сопровождаясь его нападением, перестает пугать других животных).

Мозг не идет на поводу только текущих воздействий. Он планирует, предвосхищает будущее, осуществляет опережающее отражение будущего. В этом состоит самая главная особенность его работы. Действие должно достичь определенного будущего результата - цели. Без предварительного моделирования мозгом этого результата невозможна регуляция поведения. Итак, деятельность мозга является отражением внешних воздействий как сигналов для тех или иных приспособительных действий. Механизмом наследственного приспособления являются безусловные рефлексы, а механизмом идивидуально изменчивого приспособления являются условные рефлексы, сложные комплексы функциональных систем.

Нейрон, виды нейронов

Нейрон (от греч. nйuron - нерв) - это структурно-функциональная единица нервной системы. Эта клетка имеет сложное строение, высоко специализирована и по структуре содержит ядро, тело клетки и отростки. В организме человека насчитывается более ста миллиардов нейронов. Сложность и многообразие функций нервной системы определяются взаимодействием между нейронами, которое, в свою очередь, представляют собой набор различных сигналов, передаваемых в рамках взаимодействия нейронов с другими нейронами или мышцами и железами. Сигналы испускаются и распространяются с помощью ионов, генерирующих электрический заряд, который движется вдоль нейрона.

Виды нейронов.

По локализации: центральные (расположены в центральной нервной системе); периферические (расположены вне центральной нервной системы - в спинномозговых, черепно-мозговых ганглиях, в вегетативных ганглиях, в сплетениях и внутриорганно).

По функциональному признаку: рецепторные (афферентные, чувствительные) - это те нервные клетки, по которым импульсы идут от рецепторов в центральную нервную систему. Они делятся на: первичные афферентные нейроны - их тела расположены в спинальных ганглиях, они имеют непосредственную связь с рецепторами и вторичные афферентные нейроны - их тела лежат в зрительных буграх, они передают импульсы в вышележащие отделы, они не связаны с рецепторами, получают импульсы от других нейронов; эфферентные нейроны передают импульсы из центральной нервной системы к другим органам. Мотонейроны расположены в передних рогах спинного мозга (альфа, бетта, гамма - мотонейроны) - обеспечивают двигательную ответную реакцию. Нейроны вегетативной нервной системы: преганглионарные (их тела лежат в боковых рогах спинного мозга), постганглионарные (их тела - в вегетативных ганглиях); вставочные (интернейроны) - обеспечивают передачу импульсов с афферентных на эфферентные нейроны. Они составляют основную массу серого вещества головного мозга, широко представлены в головном мозге и его коре. Виды вставочных нейронов: возбуждающие и тормозящие нейроны.

Урок 12. Общий план строения нервной системы и ее функции. Строение нервной ткани и ее свойства

19.01.2015 5066 738

Цели урока: сформировать понятия о строении и функциях нервной системы, не­рвной ткани, нейтронах; развивать умения работать с учебником, составлять схемы, проводить самонаблюдения.

Оборудование: таблица «Строение нервной системы», «Строение нервной тка­ни».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1) Карточка № 1

- Работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянс­тво внутренней среды?

- Какое это имеет значение для деятельности организма?

Карточка № 2

- Объясните, почему нервная регуляция осуществляется быстрее, чем гумо­ральная; каковы специфические особенности: а) нервной; б) гуморальной регуляции.

Карточка № 3

- Как регулируется деятельность организма человека с помощью нервной и эн­докринной систем органов?

Карточка № 4

- Объясните значение терминов: гомеостаз, гомеостатические реакции, регуля­ция, нервно-гуморальная регуляция, саморегуляция.

2) Фронтальная работа по домашнему заданию. (Учащиеся на собственных при­мерах показывают действие процессов саморегуляции; идет обсуждение.)

III. Актуализация опорных знаний

На доске вывешивается таблица «Нервная система».

Учитель предлагает записать все ассоциации, которые возникают при упомина­нии этих слов.

Сначала учащиеся работают индивидуально (1-2 мин), потом обсуждают в паре, далее в четверке. Делают общий список ассоциаций и составляют с их использова­нием рассказ о нервной системе.

В ходе беседы подчеркивается, что нервная система сложно организована и высо­ко специализирована, ее основной структурной единицей является нервная клетка

- нейрон. Главное свойство нервной ткани - возбудимость, т. е. способность в ответ на раздражение формировать процесс возбуждения. Возбуждение лежит в основе механизмов работы нервной системы. Нервная система связывает функционально в единое целое все клетки, ткани и органы человеческого организма; играет веду­щую роль в регуляции жизнедеятельности, обеспечивая взаимодействие организма со средой.

Учащиеся дают определение нервной системе и заполняют в тетради первый блок в схеме «Строение и функции нервной системы»

Таблица. Строение и функции нервной системы

Определение

Значение

Нервная ткань

Отделы нервной сис­темы

Совокупность специальных структур, объ­единяющая и координирую­щая деятельность всех органов и систем организ­ма в постоянном взаимодействии с внешней сре­дой

1. Согласование работы всех орга­нов и систем организма.

2. Поддержание относительного постоянства внутренней среды гомеостаза.

3. Ориентация организма во вне­шней среде и приспособитель­ные реакции на ее изменения.

4. Организация деятельности, при­

водящая к удовлетворению пот­ребностей.

5. Материальная основа психи­ческой деятельности

чувствительные

двигательные

вставочные

Центральная НС Головной мозг Спинной мозг Периферическая НС Нервы Ганглии Соматическая (произвольная) Автономная (непро­извольная) Парасимпатическая Симпатическая

принцип дейс­твия

IV. Изучение новой темы

1) Учитель указывает на то, что в теме «Нервная система» будут найдены ответы на следующие вопросы:

- Как достигается согласованность работы разных органов?

- Как строение нервной системы обеспечивает функцию объединения органов для совместной работы?

- Как согласуется, например, работа мышц с деятельностью внутренних орга­нов?

- Какую роль играют органы чувств и нервная система в связи организма с вне­шней средой?

(Можно дать возможность учащимся самим сформулировать интересующие их вопросы.)

2) На следующем этапе урока формулируются Цели урока, решение которых поз­волит ответить на все поставленные вопросы. Исходя из этого, обозначаются назва­ния блоков схемы.

Значение нервной системы

Самостоятельная работа . Организуется поисковая беседа, в ходе которой выясня­ется значение нервной системы в жизни человека.

При наличии учебника организуется работа по § 43 (Уч. К..; Уч. Б.,§ 7; Уч. Д. § 46).

Задание. Прочитайте текст в учебнике, с. 220-221 (Уч. К.). Напротив каждого аб­заца сделайте пометку карандашом:

«V» - знакомая информация;

« t » - новая информация;

«-»- думал иначе;

«?» - непонятно. Если непонятно, то задай вопрос учителю.

(После выполнения работы сотрите пометки)

Определите, какое значение в жизни человека имеет нервная система.

После обсуждения оформляется второй блок схемы.

Материал закрепляется работой по вопросам после § 43.

На следующем этапе урока идет знакомство с основными терминами темы.

Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение нервной ткани», рис. 8, .. 14 (Уч. Б.), рис. 16, с. 38 (Уч. К.), рис. 10, с. 23 (Уч.Д.). На столах у учащихся крат­кий словарь терминов по теме «Нервная система» (см. приложение).

Л Нервная ткань. В состав нервной ткани входят высокоспециализированные не­рвные клетки, названные нейронами, и клетки нейроглии (заполняют пространство между нейронами и окружающими их капиллярами, участвуют в метаболизме ней­ронов).

Нейрон - это основная структурная и функциональная единица нервной сис-

I смы. Нейроном называют нервную клетку с отростками. В нем различают тело клетки, один длинный, мало ветвящийся отросток - аксон и много (от 1 до 1000) коротких, сильно ветвящихся отростков - дендритов. Длина аксона достигает метра м более, а длина дендрита может достигать 300 мкм. Нейроны очень разнообразны по форме и количеству отростков.

> Самыми длинными аксонами обладают клетки, получающие информацию in органов чувств и передающие ее в центральную нервную систему. Аксон такого нейрона может тянуться от тела клетки, расположенного вблизи спинного мозга, на расстояние около метра, например к пальцу на ноге. Отростки нейронов, целиком нежащих в центральной нервной системе, обычно короче.

Длинные отростки часто покрыты оболочкой из жироподобного вещества белого цвета - миелиновой оболочкой. Их скопления в центральной нервной системе обра- |уют белое вещество. Короткие отростки и тела нейронов не имеют такой оболочки. Их скопления образуют серое вещество.

Тело нервной клетки покрыто сложно устроенной мембраной и содержит органо­иды, свойственные любой другой клетке: в цитоплазме находится ядро с одним или несколькими ядрышками, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, эндоплазма- гическая сеть и др.

Характерной особенностью строения нервной клетки является наличие большого количества рибосом. С рибосомами в нервных клетках связывают высокий уровень обмена веществ - синтез белка.

Нейроны различают по строению и функции. По функциональным свойствам выделяют чувствительные (или центростремительные) нейроны, несущие возбуж­дение от рецепторов - нервных окончаний в центральную нервную систему, дви­си ельные (или центробежные), передающие возбуждение из центральной нервной системы к иннервируемому органу, и вставочные, контактные или промежуточные нейроны, соединяющие между собой чувствительные и двигательные пути. Тела и отростки этих нейронов не выходят за пределы центральной нервной системы.

Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы на- п>|вают нервными узлами, или ганглиями.

л Нейроглии располагаются между нейронами и составляет межклеточное вещес­тво нервной ткани.

В организме возбуждение проводится по нервам, в состав которых входит боль­шое количество различных по строению и функции нервных волокон. Каждый пу­чок нервных волокон окружен соединительнотканной оболочкой. Весь нерв покрыт общей оболочкой. По каждому нервному волокну нерва импульс распространяется изолированно не переходя на другие волокна. Различают чувствительные (центрос­тремительные), двигательные (центробежные) и смешанные нервы. Обычно нерв состоит из 10 3 -10 4 волокон, однако у человека в зрительном нерве их свыше 1 млн. Питают их кровеносные сосуды, находящиеся в нерве.

От головного мозга отходят черепно-мозговые нервы, а от спинного мозга - спин­но-мозговые.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

194. Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении это темы.

    Ответ: Что такое психика? Как осуществляется нервная регуляция?

195. Прочитайте §43. Допишите утверждение.

Значение нервной системы:

    Ответ:

    1) является материальной основой психической деятельности;

    2) обеспечивает приспособление к среде;

    3) обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма

    4) согласует работу всех внутренних органов

196. Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие- нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова:

    Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливают увеличивают их трапу. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляют рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трапу.

    При физической работе усиливается выделение тепла за счет работы мышц, вследствие этого возбуждаются рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые усиливают потоотделение, расширение сосудов кожи и уменьшают теплообразование.

197. Прочитайте статью «Части нервной системы» (§ 44) и рассмотрите рисунок 122. Дополните схему «Строение нервной системы».

198. Допишите утверждения.

    Ответ:

    Серое вещество образует тела нейронов с дендритами.

    Белое вещество образует нервные волокна.

    Нервные узлы состоят из скопления тел нейронов.

199. Прочитайте статью «Спинной мозг» (§44). Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:

    Ответ: Тело позвонка- 9

    Остистый отросток позвонка-4

    Спинной мозг-1

    Серое вещество спинного мозга-2

    Белое вещество спинного мозга-3

    Задние корешки спинного мозга со спинномозговыми узлами-6

    Передние корешки-6

    Узлы симпатического ствола-7

    Межпозвоночный диск-8

200. Напишите, какой из известных вам рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.


201. Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдернули руку. Изобразите дугу осуществленного рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.

202. Объясните, в чем выражается проводящая функция спинного мозга.

    Ответ: Спинной мозг проводит импульсы от рецепторов в головной мозг.

203. Прочитайте статью «Отделы головного мозга» (§ 45). Заполните схему.


204. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.


205. Заполните таблицу «Расположение желудочков мозга»

    Ответ:

206. Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

    Ответ:

207. Прочитайте § 46 «Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария» и заполните таблицу.

    Ответ:

    Отдел головного мозга

    Функции

    Промежуточный мозг


    Большие полушария

    Работа органов чувств

    Гипоталамус

    Обмен веществ и энергии, контроль удовлетворения потребностей, поддержание гомеоста

    Лобная доля

    Мышечные движения, определение целей и оценка результатов

    Теменная доля

    Кожно-мышечная чувствительность

    Затылочная доля

    Височная доля

208. Укажите значком «+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие-только новая.

  • Ответ:

    Функции

    Старая кора

    Новая кора

    Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на них тревогой, агрессией, испугом, радостью

    Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий

    Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых условиях

    Прогнозировать результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения

209. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1.Кора больших полушарий образована серым веществом.

2.Серое вещество состоит из отростков нейронов.

3.В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.

4.Зрительная кора находится в лобной доле.

5.Слуховая кора расположена в височной доле.

6.Основная функция древней коры-научение и память.

  • Ответы:

    2.Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов.

    3.В головном мозге выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.

    4.Зрительная кора находится в затылочной доли.

210. Прочитайте § 47 и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.

    Ответ:

    Критерии сравнения

    Соматический отдел

    Вегетативный отдел

    Наличие центральной и периферической частей

    Связь иннервируемыми органами (прямая или через узлы)

    Через узлы

    Симпатическая через узлы, парасимпатическая прямая

    Органы, иннервируемые этими отделами

    Поперечно - полосатые мышцы

    Внутренние органы (сердце, печень)

    Управление движениями тела в пространстве

    Управляет внутренними органами, гладкой мускулатурой и обменом веществ

    Произвольность

211. Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

  • Ответ:

    Критерии сравнения

    Симпатический подотдел

    Парасимпатический подотдел

    Расположение ядер в центральной нервной системе

    Боковые столбы верхней и средней части спинного мозга

    вдоль позвоночника

    Ствол головного и крестцовая часть позвоночника

    В органах или недалеко от них

    Расположение нервных узлов

    На сердце

    На артериальное давление



    На кожные сосуды


    На органы пищеварения


    На органы дыхания

    Усиливают свою работу

    Повышается

    Повышается

    Сужаются

    Замораживают деятельность

    Частое и поверхностное

    Возвращает в состояние покоя

    Уменьшается

    Уменьшается

    Расширяются

    Активирует

    Редкое и глубокое

212. Приведите пример, доказывающий взаимодействие симпатической и парасимпатической системы.

  • Ответ:

    Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, просвет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становиться настолько узким, что кровь по нему вообще не может пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не происходит, так что по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная величина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давление и скорость крови.

    Ответ: Знания расширяют мой кругозор. Теперь я знаю больше о том, как работает мой мозг, мой организм. Я смогу более продуктивно организовывать свою работу, тренировки, обучение.