Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Возврат излишне оплаченной суммы. Как вернуть переплату по налогам или сделать зачет, какие документы нужны, сроки. Заявление о зачете: форма и образец

  • Раздел III. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
    • Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
    • Глава 6. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
  • Раздел IV. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 7. ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
    • Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 11. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
    • Глава 12. ЗАЧЕТ И ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ИЗЛИШНЕ ВЗЫСКАННЫХ СУММ
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 13. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
    • Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
  • Раздел V.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 340-ФЗ) (введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
    • Глава 14.1. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОЛИ УЧАСТИЯ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА В ОРГАНИЗАЦИИ
    • Глава 14.2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦЕНАХ И НАЛОГООБЛОЖЕНИИ. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ УСЛОВИЙ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ С УСЛОВИЯМИ СДЕЛОК МЕЖДУ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ
    • Глава 14.3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ (ПРИБЫЛИ, ВЫРУЧКИ) В СДЕЛКАХ, СТОРОНАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ЛИЦА
    • Глава 14.4. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ. ПОДГОТОВКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. УВЕДОМЛЕНИЕ О КОНТРОЛИРУЕМЫХ СДЕЛКАХ
    • Глава 14.4-1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ГРУППАМ КОМПАНИЙ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 14.5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНИЕМ СДЕЛОК МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ
    • Глава 14.6. СОГЛАШЕНИЕ О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  • Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА (введен Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ)
    • Глава 14.7. НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. РЕГЛАМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
    • Глава 14.8. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА. МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
  • Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 15. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
    • Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
    • Глава 17. ИЗДЕРЖКИ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • Глава 18. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ БАНКОМ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О НАЛОГАХ И СБОРАХ, И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ
  • Раздел VII. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 19. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ АКТОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
    • Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ
  • РАЗДЕЛ VII.1. ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВЗАИМНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ (введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
    • Глава 20.1. АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
    • Глава 20.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН СТРАНОВЫМИ ОТЧЕТАМИ В СООТВЕТСТВИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введена Федеральным законом от 27.11.2017 N 340-ФЗ)
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ
    • Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
      • Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
      • Глава 22. АКЦИЗЫ
      • Глава 23. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
      • Глава 24. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (СТАТЬИ 234 - 245) Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
      • Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)
      • Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ)
      • Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)
      • Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (введена Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ)
      • Глава 25.4. НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ (введена Федеральным законом от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
      • Глава 26. НАЛОГ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (введена Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ)
    • Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ (введен Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ)
      • Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ) (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ)
      • Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.3. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ)
      • Глава 26.4. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ (введена Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ)
      • Глава 26.5. ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
    • Раздел IX. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (введен Федеральным законом от 27.11.2001 N 148-ФЗ)
      • Глава 27. НАЛОГ С ПРОДАЖ (СТАТЬИ 347 - 355) Утратила силу. - Федеральный закон от 27.11.2001 N 148-ФЗ.
      • Глава 28. ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
      • Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС (введена Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ)
      • Глава 30. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ (введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
    • Раздел X. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ (в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ) (введен Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ)
      • Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
      • Глава 32. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)
      • Глава 33. ТОРГОВЫЙ СБОР (введена Федеральным законом от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
    • Раздел XI. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
      • Глава 34. СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
  • Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

    //=ShareLine::widget()?>

    (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

    1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    (п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 03.07.2016 N 243-ФЗ )

    Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

    (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

    В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ , от 04.11.2014 N 347-ФЗ )

    6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2012 N 97-ФЗ , от 04.11.2014 N 347-ФЗ )

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    (п. 6.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ , от 23.06.2014 N 166-ФЗ )

    8. Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    (в ред. Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ)

    Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

    Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

    В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

    (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    (абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

    10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

    13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

    13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

    (п. 13.1 введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    (в ред. Федеральных законов от 16.11.2011 N 321-ФЗ , от 03.07.2016 N 243-ФЗ )

    Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

    (абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

    (абзац введен Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

    15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

    (п. 15 введен Федеральным законом от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

    16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям - налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

    (п. 16 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

    17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

    Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

    Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

    (п. 17 введен Федеральным законом от 14.11.2017 N 322-ФЗ)

    Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

    Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ). Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует. Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована. Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше. По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании. По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией. Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения. То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

    Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

    Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве. Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд. Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право. Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно. Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения. Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты. То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить - вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты. Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае - срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

    Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

    Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции. ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/90@ разработала форму такого заявления. Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима. Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

    Осуществляя свою деятельность, хозяйствующий субъект должен, при наличии базы по налогообложению, исчислять и уплачивать обязательные платежи в бюджет. Порою ситуация складывается так, что либо он сам допускает переплату по какому-либо налогу, либо ИФНС снимает налог в безакцептном порядке. При этом законодательство предусматривает возврат излишне уплаченного налога.

    Если субъект увидит переплату по обязательным платежам, то вначале необходимо разобраться – каким образом она возникла.

    Это может быть в случае, если:

    • Была допущена ошибка при уплате налога.
    • Если авансовые платежи по итогу за год оказались больше, чем в годовой декларации (например, переплата по налогу на прибыль или переплата по УСН отражена по результатам года в ).
    • Использование льготы по налогу, когда одновременно происходит оплата налога юрлицом и снятие его по решению ИФНС и т.д.

    Переплата по налогам может быть возвращена, только когда с этим фактом согласны налоговые органы. НК РФ устанавливает, что ИФНС должна в срок 10 дней с момента обнаружения излишней оплаты сообщить плательщику об этом, чтобы он принял соответствующее решение. Но на практике такое встречается очень редко.

    Однако, сам налогоплательщик имеет право, при обнаружении переплаты, подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога. Перед этим ему желательно провести сверку с ИФНС по расчетам. Это можно и не делать, тогда инспекторы ИФНС, при возникновении вопросов, попросят предоставить ряд документов, которые подтверждают факт переплаты.

    бухпроффи

    Важно! Налогоплательщик должен также помнить, что возврат излишне уплаченного налога возможен только, если с момента его переплаты не прошло три года.

    Если переплата возникла по вине налоговых органов, то вернуть эту сумму налога можно в течение одного месяца с момента, когда налогоплательщик узнал об этом, или же с даты вступления в силу судебного решения.

    Однако, в последнем случае ИФНС может воспользоваться временем в течение трех месяцев для проверки факта переплаты и принятия решения о возврате.

    В каком случае вернуть деньги не возможно

    Случаются и такие ситуации, когда ИФНС выносит отказ по возврату переплаты налога. Довольно часто это связано с тем, что налогоплательщики пропускают установленные законодательством сроки исковой давности в виде трех лет – если переплата по налогу возникла по вине предприятия, одного месяца - когда, виновата в этом сама инспекция.

    Здесь имеет большое значение доказательство времени обнаружения факта переплаты по налогу. Если налогоплательщик имеет возможность представить их, и они не выходят за рамки установленных сроков, то через судебное разбирательство можно добиться возвращения излишне оплаченного налога.

    Внимание! Отказ о возврате переплаты по налогу можно получить, если у предприятия существуют недоимки перед бюджетом. Ведь в этом случае ИФНС дано право провести в безакцептном порядке зачет.

    Возврат или зачет – что лучше

    Помимо возврата налога, налогоплательщик имеет право попросить ИФНС произвести зачет сумм возникшей переплаты по налогу в счет имеющихся обязательств предприятия перед бюджетом.

    Однако, при зачете излишнего налога действует ограничение. Его можно производить только по налогам в рамках одного бюджета (федерального, регионального или местного).

    Решение о возврате или зачете принимает в большинстве случае только налогоплательщик (при отсутствии долгов по налогам). Поэтому, что лучше зачет или возврат, каждый хозяйствующий субъект решает самостоятельно, оценивая сложившуюся ситуацию в конкретных условиях, а также размер суммы излишне уплаченного налога.

    Внимание! Налоговые органы предпочтение всегда отдают зачету, так как это позволит им не возвращать деньги. Поэтому процедура зачета осуществляется намного быстрее, и требует меньшего количества документов, чем возврат. Данный факт налогоплательщики также должны учитывать, принимая решения об этом.

    Кроме этого имеет значение, в каком статусе возникла переплата по налогу. Ведь если была допущена излишняя уплата налоговым агентом, то учесть эти суммы ему нельзя по обязательствам, где он выступает налогоплательщиком. Здесь возможен только возврат.

    Для него разработана специальная форма КНД 1150058. Оно было обновлено в 2017 году, и в настоящее время больше напоминает декларацию. В заявлении нужно указать название компании, сумму переплаты, КБК по налогу, реквизиты расчетного счета налогоплательщика.

    Заполненный документ передается в ФНС несколькими способами:

    • В бумажном виде лично налогоплательщиком либо его представителем по доверенности;
    • Почтовым отправлением с уведомлением о получении;
    • В электронном виде через Интернет, но при этом потребуется .

    Процесс возврата лишнего налога можно разделить на несколько этапов:

    • Определить, что произошла переплата. Это можно сделать, например, запросив у ФНС акт сверки по налогам. Из документа будет видно по какому налогу и в какой сумме произошло излишнее перечисление средств.
    • Оформить заявление на возврат. В нем нужно указать сведения о компании, сумму к возврату и реквизиты банковского счета, на который это необходимо сделать;
    • Передать заявление в налоговую лично или через представителя, почтой либо при помощи Интернет;
    • Через 10 дней получить результат рассмотрения заявления. Если орган неправомерно отказывает в возврате, подготовить документы для передачи дела в суд;
    • В течение месяца с момента подачи заявления ФНС должна произвести возврат денежных средств на расчетный счет;
    • Если время вышло, но зачисление так и не было произведено, написать жалобу в вышестоящую инспекцию и подготовить документы для передачи дела в суд.

    Как зачесть излишне уплаченный налог

    Если налогоплательщик принимает решение не делать возврат излишне уплаченного налога, он может его зачесть:

    • В счет дальнейшей оплаты этого же налога;
    • В счет погашения долга по другому неуплаченному налогу.

    При выполнении зачета необходимо соблюсти правило - зачесть платеж можно только в пределах бюджета того же уровня. Т.е. переплата по федеральному налогу зачтется только на другой федеральный, по региональному - на другой региональный и т. д.

    ФНС наделена правом при обнаружении переплаты самостоятельно производить зачет с недоплатой по другому налогу. Согласия компании в этом случае для нее не требуется.

    Для произведения зачета необходимо подать по специальной форме КНД 1150057.

    Внимание! Произвести зачет можно в срок 3 лет с момента совершения переплаты.

    Сроки возврата и зачета

    Если фирма хочет произвести зачет лишней суммы налога в счет будущих платежей, необходимо подать в ФНС заявление. Работники налоговой должны в срок 10 дней рассмотреть документ и затем, еще в течение 5 дней сообщить налогоплательщику о решении.

    Если налоговая самостоятельно принимает решение о зачете переплаты по одному налогу в счет недоплаты по другому налогу, инспектор должен сделать это в срок 10 дней с факта обнаружения переплаты. И также, в срок 5 дней орган должен сообщить о решении.

    Если сумма переплаты больше, чем сумма недоплаты, то налоговая должна сделать зачет, и в течение 1 месяца вернуть остаток переплаты на расчетный счет. При нарушении этого срока налогоплательщику полагаются проценты.

    Внимание! Если необходим только возврат переплаты по налогам, то нужно подать заявление по специальной форме. Орган его рассматривает в те же сроки (10 дней), после чего в течение месяца производит возврат. Если сроки нарушаются, но необходимо подавать в суд, и требовать не только возврата переплаты, но и процентов. Подать в суд можно в течение 3 лет.

    Что делать, если налог списался ошибочно

    Налоговая наделена правом без одобрения самого налогоплательщика снимать с него неуплаченные суммы налогов, штрафов или пени.

    Иногда такие действия совершаются по ошибке - к примеру, в орган не поступило платежное поручение, или налогоплательщик сам ошибся и указал не те реквизиты, номер КБК и т. д.

    Если такое событие все же произошло, то налоговая обязана выполнить возврат неправомерно удержанной суммы. Если у предприятия есть долги по каким-либо другим налогам, то из этого платежа часть может пойти на их погашение, а оставшиеся денежные средства возвращены.

    Чтобы произвести возврат необходимо подать в ФНС письменное заявление в свободной форме. В нем нужно изложить обстоятельства дела, приложить подтверждающий документ (платежку с перечислением налога), указать банковские реквизиты для возврата.

    бухпроффи

    Важно! Заявление нужно подать в срок 1 месяц с момента неправомерного списания. Если этот период пропустить, то вернуть сумму можно будет только путем судебного разбирательства. На это отводится три года.

    На обработку поданного заявления отводится 10 дней. Далее, 1 месяц органу отводится на возврат суммы на расчетный счет.

    Налоговая не хочет делать возврат – что делать

    Налоговый орган может затягивать обработку поданного заявления и не производить возврат. В этом случае не стоит сидеть ждать платежа, а переходить к активным действиям.

    Сначала необходимо удостовериться, что в заявлении были указаны верные реквизиты для возврата денежных средств. Это можно сделать на копии документа, которая осталась у подателя.

    Если налоговый инспектор отказывается принять заявление, что делать он не имеет права, отправить его можно через почту заказным письмом с уведомлением, либо через интернет. В последнем случае необходимо иметь квалифицированную ЭЦП.

    При разговоре с работником ФНС необходимо ссылаться на тот факт, что НК устанавливает срок возврата налога в течение месяца с момента получения заявления. Ни о какой проверке в нем речи не идет.

    Если по истечении времени, отведенного законом на обработку заявления и возврат излишне уплаченного налога, налоговая никаких действий не предпринимает, необходимо начинать писать жалобы. Делать это нужно только в письменной форме с отправкой почтой с уведомлением. По закону орган обязан ответить на запрос также в письменной форме.

    Звонить и в устной форме пытаться решить вопрос не стоит. Такие обращения нигде не фиксируются, наобещать по телефону можно что угодно, но при судебном разбирательстве это нельзя будет подключить к делу.

    Внимание! Если все сроки вышли, а возврата так и нет, необходимо оформлять исковое заявление и обращаться в суд. В нем нужно требовать возврата не только излишне перечисленного налога, но также и процентов за несвоевременную уплату.

    Необходимо отметить, что практически все такие разбирательства заканчиваются в пользу налогоплательщика. Суд занимает сторону органа только в случаях нарушений в оформлении поданных документов.

    Если у налогоплательщика по каким-либо причинам образовалась переплата в бюджет сумм налогов, пеней, штрафов, то он имеет право на своевременный зачет (возврат) этих сумм (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ), а налоговый орган обязан осуществить такой возврат (пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
    Речь пойдет о налоге, излишне взысканном налоговым органом.

    78-я или 79-я? Почувствуйте разницу

    Правила , которые "должен" бюджет, установлены ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Первая посвящена излишне уплаченным суммам, вторая - излишне взысканным. Чем эти суммы различаются?
    Излишняя уплата налога , как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах (Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О).
    Перечисление налогоплательщиком денежных средств в уплату налога приобретает характер взыскания в том случае, когда производится уплата сумм, доначисленных по решению налогового органа. Здесь выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).
    Итак, если налогоплательщик самостоятельно (без участия налогового органа) перечислил лишнюю сумму в бюджет, то возврат (зачет) осуществляется на основании ст. 78 НК РФ, если денежные средства перечислены во исполнение решения налогового органа - на основании ст. 79. Причины возникновения таких ситуаций самые разные: подали уточненную декларацию за прошедшие налоговые периоды, указав меньшую сумму к уплате, чем в первоначальной декларации; совершена техническая ошибка (неверно указана сумма в платежном поручении при перечислении налога в бюджет); в налоговое законодательство внесены изменения, вступающие в силу задним числом; поменялся режим налогообложения.

    Почему так важно определить, какую статью применять в случае, если "за бюджетом" числится некая сумма? Дело в том, что порядок возврата, изложенный в этих статьях, различается. Так, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (п. п. 2 и 10 ст. 78).
    Нередко на практике налоговые органы не перечисляют проценты, предусмотренные ст. 79 НК РФ, в связи с тем, что, по их мнению, организацией добровольно перечислены обязательные платежи по выставленным требованиям инспекции, в связи с чем уплаченные суммы не являются излишне взысканными и на них не подлежат начислению проценты. Именно такой довод привели налоговики в деле, которое рассматривал ФАС МО в Постановлении от 20.12.2010 N КА-А40/15919-10. Однако судьи его отклонили, поскольку выставление является мерой принудительного характера, что соответствует законодательству и сложившейся судебной практике.
    В деле, которое рассматривал Президиум ВАС (Постановление от 22.05.2007 N 14230/06), налогоплательщик самостоятельно уплатил пени на основании выставленного инспекцией требования . Впоследствии это требование было признано незаконным, поскольку истек срок для принудительного взыскания пеней. Судьи пришли к выводу, что сумма, уплаченная организацией, является излишне взысканной и должна быть возвращена налогоплательщику с процентами.
    Не урегулирован налоговым законодательством и потому порождает споры на практике такой вопрос: как квалифицировать уплату налога (как добровольную или принудительную), если налогоплательщик перечислил налог, штраф и пени по результатам налоговой проверки на основании решения налогового органа, но до выставления требования об уплате ? Разъяснения контролирующих органов по этому поводу отсутствуют, а в арбитражной практике нет единого мнения. Например, ФАС СЗО в Постановлении от 09.09.2008 N А05-992/2008 указал: то обстоятельство, что налогоплательщик перечислил в соответствующие бюджеты суммы налогов и пеней до направления ему требования об уплате незаконно доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа. А вот ФАС ЗСО придерживается противоположной точки зрения. Возврат процентов - это часть процедуры возврата излишне взысканного налога. Соответственно, для возврата процентов необходимо, чтобы спорная сумма могла быть квалифицирована как излишне взысканная, а не излишне уплаченная. Процедура взыскания начинается с момента направления налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае требование обществу направлено не было, процедура взыскания не начиналась. Учитывая эти обстоятельства, суд пришел к выводу, что налог налогоплательщик уплатил добровольно, а не в порядке взыскания. Следовательно, положения о возврате процентов к нему неприменимы (Постановление от 23.06.2011 N А46-11313/2010).
    Еще один спорный вопрос, связанный с выбором между ст. ст. 78 и 79 НК РФ: является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), если она была неправомерно зачтена инспекцией в счет имеющейся у налогоплательщика переплаты ? Официальных ответов нет. Что же касается арбитражной практики, подавляющее большинство арбитров считают, что проведение зачета является формой принудительного взыскания, а значит, при неправомерном зачете должны быть начислены проценты в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ. Например, ФАС МО в Постановлении от 19.02.2009 N КА-А40/455-09 рассматривал следующую ситуацию. По мнению ИФНС, налогоплательщик необоснованно требует возмещения процентов за несвоевременный возврат излишне взысканных сумм налога путем зачета из имеющейся переплаты. Проведение зачета не относится к процедуре принудительного взыскания налога, следовательно, сумма налога является не излишне взысканной, а излишне уплаченной. Однако суд, признав доводы ИФНС неправомерными, указал: выставленное в порядке ст. 69 НК РФ требование об уплате налога является мерой принудительного характера и его исполнение не может рассматриваться как добровольное исполнение обществом обязанности по уплате налога. В данном случае ИФНС допущено нарушение установленных сроков возврата излишне взысканных с налогоплательщика сумм налога, следовательно, ИФНС обязана выплатить налогоплательщику соответствующие проценты (Подобный подход прослеживается и в Постановлениях ФАС СКО от 08.07.2011 N А32-18543/2010, ФАС МО от 06.07.2011 N КА-А40/6359-11, ФАС УО от 23.06.2011 N Ф09-3143/11-С2).

    Процедура возврата излишне взысканных сумм

    Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ.
    У налогоплательщика при наличии "излишков" по одному налогу может образоваться недоимка по иным налогам соответствующего вида (задолженность по соответствующим пеням, штрафам). В этом случае возврат производится только после зачета суммы излишне взысканного налога в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

    К сведению. В соответствии с п. 1 ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
    - федеральные (ст. 13 НК РФ) - НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина;
    - региональные (ст. 14 НК РФ) - налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный налог;
    - местные (ст. 15 НК РФ) - налог на имущество физических лиц и земельный налог.

    Пример 1. Решением налогового органа по выездной налоговой проверке ООО "Северное сияние" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с решением инспекция выставила требование об уплате НДС. Указанное требование налогового органа налогоплательщик исполнил в срок.
    Впоследствии судебными актами арбитражного суда, вступившими в законную силу, указанные требования инспекции были признаны недействительными.
    Налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, которая вместе с начисленными на нее процентами составила 500 000 руб.
    На день принятия решения налоговым органом у данного налогоплательщика числилась недоимка по налогу на прибыль в размере 200 000 руб., в том числе 20 000 руб. в федеральный бюджет, 180 000 руб. - в региональный.
    НДС и налог на прибыль являются федеральными налогами, поэтому излишне взысканная сумма НДС может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на прибыль.
    Инспекция ФНС приняла решение о зачете сумм излишне взысканного НДС и процентов, начисленных на эту сумму, в размере 200 000 руб. в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, в том числе в федеральный бюджет - 20 000 руб., в региональный бюджет - 180 000 руб.
    Оставшаяся сумма в размере 300 000 руб. (500 000 - 200 000) возвращена на расчетный счет налогоплательщика.

    Излишне взысканная сумма налога может быть обнаружена как самой организацией, так и налоговой инспекцией. Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, она обязана сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта (п. 4 ст. 79 НК РФ).
    Заявление о возврате излишне взысканной суммы можно подать в налоговую инспекцию в течение одного месяца:
    - со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании;
    - со дня вступления в силу решения суда.
    Если этот срок пропущен, взыскать переплату можно только в судебном порядке, обратившись с исковым заявлением в суд в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога (п. 3 ст. 79 НК РФ).
    Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17413/09, данная норма предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в случае, если инспекция излишне взыскала суммы налогов (сборов, пеней, штрафа). При этом в НК РФ нет указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм.

    ФАС МО по тому же поводу указал: для возврата излишне уплаченной суммы налога согласно п. 6 ст. 78 НК РФ организация должна подать соответствующее заявление в инспекцию. В отличие от ст. 78, в ст. 79 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе решить вопрос о возврате излишне взысканной суммы в судебном порядке без обращения в налоговый орган (Постановление от 24.11.2009 N КА-А40/11229-09).
    В течение одного месяца со дня получения заявления от организации налоговая инспекция должна вернуть излишне взысканную сумму с начисленными на нее процентами.

    Обратите внимание! Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
    Как следует из п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5, при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
    Из этого утверждения можно сделать вывод, что обязанность налогового органа по возврату налогоплательщику излишне взысканного налога считается исполненной с момента фактического перечисления ему денежных средств на расчетный счет (а не с момента принятия налоговым органом решения о возврате).

    Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В случае изменения ставки рефинансирования в отдельные периоды времени исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки рефинансирования (п. 3.2.7 Приказа ФНС России N ММ-3-1/683@). Расчет суммы процентов представим в виде формулы:

    S% = Sвозврат x Д x СР / 365,

    где S% - проценты на сумму излишне взысканного налога;
    S возврат - сумма излишне взысканного налога, подлежащая возврату;
    Д - количество дней, за которые считаются проценты (со дня, следующего
    за днем взыскания, по день фактического возврата);
    СР - ставка рефинансирования.

    Пример 2. В соответствии с решением ИФНС по результатам налоговой проверки ООО "Стрекоза" было выставлено требование от 02.02.2011 N 119 об уплате налога на прибыль (плюс пени и штраф) на сумму 2 190 000 руб.
    07.02.2011 это требование налогового органа налогоплательщик исполнил путем перечисления в бюджет всей суммы - 2 190 000 руб. Однако, не согласившись с решением ИФНС, обратился в арбитражный суд, который признал незаконным указанное требование инспекции. Судебный акт вступил в силу 18.08.2011. В связи с этим 22.08.2011 налогоплательщик подал в ИФНС заявление о возврате из бюджета излишне взысканной суммы налога на прибыль и процентов, начисленных на эту сумму.
    Возврат излишне взысканной суммы произведен 09.09.2011 на расчетный счет ООО "Стрекоза" вместе с процентами.
    Налогоплательщику подлежат уплате проценты в следующем размере:

    Период действия
    ставки
    рефинансирования

    Количество
    дней в
    периоде

    Ставка
    рефинансирования,
    %

    Количество
    календарных
    дней в году

    Сумма
    процентов,
    руб.

    Итого на расчетный счет налогоплательщика поступили сумма излишне взысканного налога в размере 2 190 000 руб. и проценты, начисленные на эту сумму, в размере 104 370 руб.

    В примере 2 сумма излишне взысканного налога на прибыль была перечислена на расчетный счет налогоплательщика. Теперь предположим, что у него имеется недоимка по другому федеральному налогу и налоговый орган произвел зачет в счет погашения этой недоимки. Возникает вопрос: получит ли налогоплательщик проценты?
    На практике нередко налоговые инспекторы считают, что в соответствии со ст. 79 НК РФ проценты начисляются лишь в случае возврата излишне взысканного налога. В случае когда произведен не возврат, а зачет, налогоплательщик не имеет права на проценты. Однако арбитры с таким утверждением, как правило, не соглашаются - см., например, Постановление ФАС МО от 08.12.2010 N КА-А40/14927-10.
    По мнению ФАС СЗО, изложенному в Постановлении от 16.10.2008 N А52-345/2008, из анализа ст. ст. 78, 79 НК РФ следует, что по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется и фактически зачет сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм с целью восстановления имущественного положения налогоплательщика. Начисление процентов на сумму излишне взысканного налога является компенсацией экономических потерь налогоплательщика в связи с неправомерным изъятием денежной суммы, то есть восстановлением его нарушенного права. Исходя из этого право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, не может ставиться в зависимость от формы возмещения сумм налога (возврат или зачет).
    Итак, проценты на сумму излишне взысканного налога, предусмотренные ст. 79 НК РФ, подлежат начислению не только при их возврате налогоплательщику, но и при проведении зачета по заявлению налогоплательщика в счет указанных им платежей.

    С принятием нового федерального закона №322-ФЗ от 14.11.2017 года, возврат излишне взысканного налога стал проще. В статье подробно рассмотрим новый порядок возврата излишне взысканного налога в 2018 году, а также страхового взноса, пени и штрафа.

    Новое в законодательстве

    Изменения в законодательстве направлены в первую очередь на упрощение процедуры по возврату излишне взысканных сумм налогов (сборов, взносов, пеней, штрафов и др.), для сокращения числа судебных разбирательств, а также для распространения досудебной процедуры обжалования отказа в возврате таких сумм.

    Порядок по возврату излишне взысканного налога установлен в НК РФ, статье 79. Согласно НК, правила по возврату установлены не только для налогов, но и для авансовых платежей, страховых взносов, штрафов и пени. Распространяются данные правила как на налоговых агентов, так и плательщиков взносов и сборов.

    До принятия вышеуказанного закона, заявление на возврат налога подавать можно было только в течение месяца с того дня, в который налогоплательщику стало известно об излишне взысканной сумме налога, либо с того момента, как вступало в силу решение судебных органов. Из-за небольшого периода, налогоплательщики были вынуждены обращаться в суд, так как подать соответствующее заявление в судебные органы можно в срок до трех месяцев.

    Теперь, для того, чтобы обратиться в налоговую о взыскании излишне уплаченного налога отведен срок до трех лет.

    Отсчет начинают с того дня, когда организация – налогоплательщик узнала об излишне взысканном налоге. Однако после внесения изменений в 79 статью НК РФ нет указаний о праве налогоплательщика обращаться в суд для взыскания. Это говорит о том, что обратиться в судебные органы организация вправе, но только в том случае, если налоговая откажет в удовлетворении заявления о возврате излишних сумм налога. Еще одним основанием для обращения в суд будет являться неполучение ответа от налогового органа на заявление налогоплательщика в положенный по закону срок.

    Таким образом, порядок взыскания излишне взысканного налога теперь схож с порядком, установленным для взыскания излишне переплаченных сумм налога, то есть прежде чем обратиться в суд необходимо обратиться в налоговую с заявлением. Срок обращения в обоих случаях теперь равен трем годам.

    Проценты за излишне взысканную сумму налога

    При установлении факта излишне взысканного налога, налоговый орган по заявлению от налогоплательщика принимает решение о возврате той суммы налога, которая была излишне взыскана, а также начисленных на нее процентов. Возврат суммы должен быть выполнен в течение месяца с момента получения заявления о возврате.

    Проценты начисляются на сумму налога, взысканного сверх положенной суммы, уже со следующего дня после факта взыскания.

    Начисляются проценты вплоть до того дня, когда фактически налоговая возвращает деньги организации. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на эти указанные дни.

    Решение о возврате или отказе налогоплательщику в возврате суммы налоговый орган должен принять в течение 10 дней с момента получения заявления.

    Излишняя сумма налога в счет погашения задолженности

    Не всегда взыскание излишне взысканных средств происходят по вине налоговой. Иногда это может быть связано и с неполадками в программном обеспечении. Однако, данный факт не освобождает налоговиков от возврата налога с начисленными на него процентами. Проценты в этом случае также должны начисляться со следующего после даты взыскания дня, вплоть до даты возврата переплаты налогоплательщику.

    Изменения для иностранных организаций

    Для иностранных организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль, не имеющие постоянного представительства в РФ также произошли некоторые изменения. При удержании излишних сумм налога у таких организаций, иностранная компания вправе вернуть лишнюю сумму. Чтобы это сделать, иностранная организация должна подать заявление в налоговую о возврате налога. Сделать это можно также в течение 3х лет. С принятием закона меняется срок, в течение которого налоговая принимает решение о возврате лишних сумм. Он увеличится до шести месяцев с момента получения заявления от иностранной компании. После принятия положительного решения налоговой перечислить требуемую сумму налоговая должна в течение одного месяца.

    Заявление о возврате излишней суммы налога

    Составить заявление можно как письменной форме, так и в электронной. При этом электронное заявление обязательно должно быть подписано усиленной электронной подписью. Подать заявление можно:

    • лично, обращается при этом руководитель компании, либо представитель, на которого оформлена соответствующая доверенность;
    • отправить почтой, оформив при этом к письму опись вложения;
    • через ТКС или через «Личный кабинет» на сайте налогового органа, если есть возможность заверить заявление электронной подписью.

    Обращается при этом организация в ту налоговую, в которой состоит на учете.

    Помимо заявления может потребоваться приложить некоторые документы, которые подтвердят необходимость возврата налога.

    Рассматривая заявление, налоговая вправе потребовать проведения сверки взаиморасчетов с налогоплательщиком.

    С.В.Разгулин ,
    действительный государственный советник РФ 3 класса

    Налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм налогов, пени, штрафов. Налоговый орган со своей стороны обязан принимать решения о возврате, направлять на исполнение в Федеральное казначейство соответствующие поручения на возврат, а также осуществлять зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм.

    Некоторым вопросам, связанным с возвратом излишне взысканных сумм налогов, посвящено интервью с экспертом.

    - В каких случаях сумма налога может быть квалифицирована как излишне взысканная?

    Излишне уплаченным и излишне взысканным суммам налога посвящены статьи 78 и 79 НК РФ соответственно. Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных проводится в зависимости от основания исполнения обязанности по уплате налога, признаваемой впоследствии отсутствующей.

    - Можно ли говорить об излишнем взыскании, если налогоплательщик уплатил налог самостоятельно?

    Способ исполнения обязанности по уплате налога - самостоятельно налогоплательщиком либо путем принудительного взыскания налоговым органом - правового значения не имеет.

    Более того, налогоплательщик, добровольно исполнивший решения налоговых органов, как законопослушный участник этих правоотношений, не должен быть поставлен в худшие условия по сравнению с субъектом, в отношении которого решения налоговых органов исполняются принудительно (определение Конституционного Суда от 27.12.2005 № 503-О).

    Излишне взысканными суммами могут быть те, которые уплачены налогоплательщиком во исполнение документов налогового органа, в том числе, на основании неверного расчета налогового органа, ошибочного доначисления суммы налога в карточке расчетов с бюджетом.

    Допустим, в отношении налогоплательщика вынесено решение по налоговой проверке. А налогоплательщик до вступления решения в силу уплатил причитающиеся по решению суммы и при этом подал апелляционную жалобу. В этом случае уплаченные им суммы также могут быть признаны излишне взысканными?

    Уплата сумм, причитающихся по решению, принятому по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, даже не вступившему в силу, рассматривается как принудительное взыскание, а не как добровольная уплата. Налогоплательщик, исполнив решение, желает, например, исключить риски обеспечительных мер, применяемых по отношению к нему налоговым органом, получить справку об отсутствии задолженности и т.п.

    Согласно пункту 5 статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, налогоплательщик вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на получение процентов, начисленных в соответствии с пунктом 5 статьи 79 НК РФ.

    Причем, при обжаловании решения налогового органа в судебном порядке срок обращения за возвратом суммы как излишне взысканной будет рассчитываться не со дня уплаты, а со дня вступления в силу судебного акта по этой жалобе, который подтверждает взыскание излишней суммы налогов.

    Получается, что достаточно указать сумму в документе налогового органа для того, чтобы она считалась излишне взысканной?

    Не совсем. В судебной практике сформирован подход, при котором любая сумма, уплаченная налогоплательщиком по инициативе налогового органа даже при отсутствии налоговой проверки и (или) требования об уплате налога (пеней, штрафа), может быть признана излишне взысканной.

    Другой пример. Налоговым органом взыскана сумма, отраженная налогоплательщиком в налоговой декларации. Но оказалось, что налогоплательщик ошибся сам, завысив сумму налога. Является ли в данной ситуации сумма недоимки излишне взысканной, подлежащей возврату с процентами по статье 79 НК РФ?

    Как уже сказано ранее, для того чтобы оценить суммы налогов как излишне уплаченные или излишне взысканные, нужно установить является их исчисление действиями налогоплательщика или налогового органа.

    Излишняя уплата налога возникает в том случае, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога, допускает ошибку в расчетах, например, вследствие незнания налогового законодательства.

    В том случае, если спорная сумма налога в налоговой декларации исчислена налогоплательщиком самостоятельно без участия налогового органа, принудительное взыскание этой суммы налоговым органом по статье 46 НК РФ не является основанием для квалификации названной суммы как излишне взысканной.

    В приведенном примере сумма налога является излишне уплаченной и подлежит возврату в соответствии со статьей 78 НК РФ, по общему правилу, без начисления процентов. Такая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС от 24.04.2012 № 16551/11 по делу № А41-36076/10.

    А вот когда излишне уплаченная налогоплательщиком сумма зачтена инспекцией в счет недоимки, зафиксированной в решении по итогам налоговой проверки, которое в дальнейшем признано недействительным, тогда соответствующая сумма квалифицируется как излишне взысканная (постановление Президиума ВАС от 11.06.2013 № 17231/12).

    - Каков срок подачи заявлений о зачете (возврате) излишне взысканной суммы налога?

    Решение о возврате излишне взысканных сумм и процентов принимается налоговым органом на основании заявления налогоплательщика.

    В соответствии со статьей 79 НК РФ налогоплательщик может обратиться за возвратом суммы с заявлением в налоговый орган в течение одного месяца с того дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

    При этом пропуск срока подачи заявления в инспекцию на практике влечет отказ налогового органа в возврате суммы излишне взысканного налога.

    Срок обращения с заявлением в суд – три года с того дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

    Отсчет срока на обращение будет исчисляться с самой ранней из дат, которая подтверждает наличие у налогоплательщика информации о факте переплаты. Скажем, если вначале был получен акт сверки с указанием переплаты, а затем решение налогового органа об отказе в возврате переплаты, то срок на обращение в суд будет исчисляться с даты получения акта сверки.

    Согласно постановлению Президиума ВАС от 25.02.2009 № 12882/08 вопрос определения того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, решается по рассмотрению совокупности всех имеющих значение в этом деле обстоятельств. Такими могут быть, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом достаточными для признания срока на возврат налога не пропущенным.

    Дата, с которой отсчитывается срок на возврат, может зависеть от «внешних» факторов таких, как изменение законодательства, судебная практика в пользу налогоплательщика.

    Бремя доказывания обстоятельств, приведших к переплате налога, в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.

    Подобная справка является основой для начала отсчета срока только в том случае, если налогоплательщик впервые из нее узнал о переплате, которая ранее не могла быть выявлена другими способами.

    - А если возникли разногласия по сумме переплаты?

    Налоговый орган по своей инициативе может предложить провести сверку. Инициировать сверку также вправе налогоплательщик. Сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам проводится совместно. По итогам сверки налогоплательщик получает акт совместной сверки (подпункт 5.1 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Однако в результате сверки могут быть выявлены разногласия и составлен акт с подписью налогоплательщика о разногласиях по суммам. Такая ситуация требует дополнительного рассмотрения документов, подтверждающих излишнее взыскание.

    Повторю, что справки о состоянии расчетов с бюджетом и акты сверки расчетов, выдаваемые налоговыми органами, сами по себе не прерывают течение трехлетнего срока на обращение в суд за возвратом.

    - Может ли налогоплательщик попросить зачесть излишне взысканные суммы в счет предстоящих платежей?

    Формально в статье 79 НК РФ указано на зачет излишне взысканных сумм в счет имеющейся недоимки или их возврат. Однако при наличии соответствующего заявления налогоплательщика проведение такого зачета не противоречит НК РФ.

    - В какой форме представляется заявление о возврате?

    В соответствии с пунктом 2 статьи 79 НК РФ возврат суммы излишне взысканного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или заявления в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по телекоммуникационным каналам связи.

    С 1 июля 2015 года налогоплательщики-физические лица могут направить в налоговый орган заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) через

    Личный кабинет налогоплательщика, подписав его усиленной неквалифицированной электронной подписью.

    Письменное заявление может быть составлено в произвольной форме.

    - Но ведь есть форма заявления о зачете (возврате), утвержденная ФНС?

    Действительно, приложениями 8 и 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (зарегистрирован в Минюсте 17.03.2017 № 46000) утверждены формы заявления о возврате (зачете) суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), используемые налоговыми органами при зачете и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

    Вместе с тем НК РФ не предусматривает представление заявлений на зачет (возврат) суммы налога по форме, установленной ФНС. Таким образом, форма указанного заявления может быть произвольной. И отказ налогового органа в проведении возврата или зачета по причине представления заявления по не установленной ФНС форме неправомерен.

    Отметим, Приказом ФНС России от 23.05.2017 № ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) и заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме.

    - При каких условиях налоговый орган может отказать в зачете (возврате) излишне взысканной суммы?

    Из пунктов 1, 3 статьи 79 НК РФ следует, что в принятии решения о проведении зачета (возврата) может быть отказано, если:

    • в заявлении указано на проведение зачета в счет налога иного вида (с учетом пункта 1 статьи 12 НК РФ переплату по федеральным налогам можно зачесть только в счет федеральных налогов, по региональным - в счет региональных, по местным - в счет местных);
    • заявление представлено в ненадлежащий налоговый орган (не по месту учета налогоплательщика);
    • заявление на возврат представлено при имеющейся недоимке по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням, штрафам (следует обратить внимание, что у налогового органа есть возможность зачесть излишне взысканную сумму в счет погашения задолженности налогоплательщика);
    • заявление подано в налоговый орган по истечении одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога или со дня вступления в силу решения суда.

    - В чем специфика процедуры зачета (возврата) сумм страховых взносов, установленных Налоговым кодексом?

    Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда, в который эта сумма была зачислена.

    Возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом сведения о сумме излишне уплаченных взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством в системе обязательного пенсионного страхования.

    Страховые взносы, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, и страховые взносы, установленные НК РФ - разные обязательные платежи. Вопросам зачета (возврата) переплаты, а также погашения недоимки по страховым взносам, установленным до 1 января 2017 года, и задолженности по уплате пеней (штрафов) посвящено письмо Минфина от 01.03.2017 № 03-02-07/2/11564 .

    Будут ли начисляться пени на недоимку по другому налогу при проведении зачета сумм излишне взысканного налога в счет ее погашения?

    При зачете излишне взысканного налога в счет погашения недоимки, на основании статьи 75 НК РФ на сумму этой недоимки начисляются пени до момента принятия решения о зачете.

    Здесь же обратим внимание на отличие процедур уточнения платежа, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 НК РФ и зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки. В результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом, вследствие чего основания для начисления пени отсутствуют (письмо ФНС России от 11.04.2017 № ЗН-4-22/6853).

    - Можно ли сразу обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм?

    Излишне уплаченные налоги (пени, штрафы) необходимо отличать от излишне взысканных. За возвратом (зачетом) излишне взысканных сумм можно обратиться напрямую в суд, без предварительной подачи заявления в инспекцию. Об этом сказано в постановлении Президиума ВАС от 20.04.2010 № 17413/09.

    Статья 79 НК РФ не содержит указаний на то, что обратиться с иском в суд налогоплательщик вправе при условии досудебного обращения к налоговому органу. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом, что следует из пункта 65 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

    Кроме того, положения об обязательном зачете сумм переплаты в счет погашения недоимки, задолженности по пеням, штрафам применимы лишь в случае возврата этих сумм налоговым органом в административном порядке, то есть, без обращения в суд. Вместе с тем обращением в налоговые органы по поводу возврата взысканных сумм пренебрегать не стоит. Во-первых, эта процедура - более короткая по времени: на принятие решения налоговому органу отводится, по общему правилу, 10 дней. Во-вторых, обращение в налоговый орган не требует уплаты госпошлины.

    Представим, что налогоплательщик уплатил суммы, доначисленные по решению налогового органа, которое было принято по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Может ли налогоплательщик подать заявление в суд о возврате этих сумм без обжалования указанного решения?

    Может. Оспаривание ненормативных актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога - это независимые процедуры. Так сказано в определении Верховного Суда от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 .

    Когда налогоплательщик оспаривает решение по проверке, то суд решает вопрос о законности этого ненормативного правового акта. По результатам соответствующей процедуры возможно признание решения недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.

    В том случае, если налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, то суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, в результате чего может быть уставновлена обязанность налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без признания этого акта недействительным.

    - Излишне взысканные суммы возвращаются с процентами. Как начисляются такие проценты?

    Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Обратите внимание, что проценты начисляются не только на излишне взысканный налог, но и на авансовые платежи, сборы, пени, штрафы.

    Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования (ключевой ставки) Центрального банка. Для определения размера ставки, действующей за календарный день, следует разделить ставку на количество дней в году.

    - Облагаются ли возвращаемые из бюджета проценты налогом у получателя?

    На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных из бюджета (внебюджетного фонда) в соответствии с требованиями статей 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ.

    Поэтому с суммы поступивших из бюджета процентов по статье 79 НК РФ налог на прибыль не уплачивается. По этим же основаниям не уплачивают налог и налогоплательщики, применяющие УСН.

    Нормы, аналогичной той, что в подпункте 12 пункта 1 статьи 251 НК РФ, глава 23 НК РФ не содержит. Однако в соответствии с письмом Минфина от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 суммы процентов, полученные физическими лицами в соответствии с статьями 78 и 79 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы по НДФЛ. В этом письме приведены одновременно два разных основания освобождения от налогообложения: отсутствие у физического лица экономической выгоды при получении процентов и компенсационный характер процентов, то есть возмещение затрат, связанных с излишним удержанием налога.