Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Дифференциация ж ш конспект занятия. Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш. Правописание ЖИ - ШИ. Введение в тему

Наталья Войтехович
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Тема :Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»

Цель :Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях.

Задачи :

Закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж ;

Закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

Формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, фразах;

Закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах ;

Формировать умение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных) ;

Закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

и приставок (глаголы) .

Оборудование : колокольчик, предметные картинки, мнемотаблицы.

Речевой материал : чистоговрки, текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед : - Прозвенел звонок, начинается урок…

Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которыхесть звуки [ш] и [ж] .

III.Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ) .

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание : Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание : Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание : Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки) .

Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание : Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш ).

Описание : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание : нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок» , и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш , Ж).

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя» , приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание : Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

Внимание : Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

2. Дыхательная гимнастика

«Сдуй бабочку с цветочка»

Возьму в правую руку цветок,а в леву руку возьми бабочку. Цветок приставь напротив рта, сделай вдох через нос и подуй на бабочку.

3. Пальчковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы (загибают по одному пальцу)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. сжимают и разжимают кулачки)

4. Характеристика звуков .

Логопед : - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки ?

Чем похожи звуки [ш] и [ж] ? (согласные) .

Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой , а звук [ж] звонкий , как колокольчик).

Игра «Колокольчик» .

Логопед : - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж] , позвоните в колокольчик.

Слова : шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

5. Игровое упражнение «Найди место звука в слове » (по схемам) .

Логопед : - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

6. Дифференциация звуков в слогах .

Игра «Договори слово» .

Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова : камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

7. Дифференциация звуков в словах .

Игра «Назови ласково» .

Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж] .

Слова : со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «У кого кто?» (по картинкам) .

Логопед : - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат) .

У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат) .

У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат) .

У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат) .

У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат) .

Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1) .

Логопед : - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки . Какой предмет лишний и почему?

Картинки : - Снежинки, груша, жук, лыжи.

Чашка, машина, флажок, шкаф.

Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

8. Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий) .

Логопед : - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

9. Дифференциация звуков в чистоговорках .

Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу» .

Логопед : - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

10. Дифференциация звуков во фразе .

Логопед : - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу) . Помогайте мне.

Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2) .

Логопед : Ёжик по лесу … (шёл) . На полянку … (пришёл) . Грибочек … (нашёл) .

В избушку (вошёл) . Ничего не (нашёл) . Из избушки (вышел) .

Яблоко (нашёл) . От пенька (отошёл) . Яблоко съел и под ёлку (ушёл) .

11. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Логопед : - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты!

Логопед : - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение) .

12. Итог занятия .

Логопед : Мы с тобой хорошо позанимались.

Прозвенел звонок и закончился урок.

Светлана Панкратова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Цель :

Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж] . Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах , парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза , развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть : «Ш-ш-ш.» , а жук очень громко жужжал : «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком . Услышав слово «змея» , ты будешь шипеть : «Ш-ш-ш.» , а при слове «жук» - жужжать : «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» )

Жук. Куда идешь, ежик?

Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.

Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Она никому не дает собирать фрукты.

Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.

Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Испугался и улетел жук. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок : «Ш-ш-ш.» , змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) и поблагодарил ежика.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж] .

Логопед : Вспомним песенки этих звуков :

«Ш-ш-ш» - шипит в камнях змея,

Змей здесь целая семья.

Ребенок. Ш-ш-ш.

Логопед :

«Ж-ж-ж» , конечно, звук жужжащий , -

Это жук жужжит блестящий.

Т. Куликовская

Ребенок. Ж-ж-ж.

Логопед : Чем похожи эти звуки ?

Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки - согласные .

Логопед : Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.

Ребенок. Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - звенит . Звук [ш] - глухой , а звук [ж] - звонкий .

Задание 2. Игра «Поймай звук » . Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов.

Логопед : Я буду произносить ряд звуков , слогов , слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж] , левую - если услышите звук [ш] .

Звуки : [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].

Слоги : жу - ла - ко - шо - пы - жи - ро - шо - су - шу.

Слова : школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.

Задание 3. Игра «Закончи слово» . Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах ; формирование навыков звукового анализа и синтеза .

Логопед : добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;

Логопед : добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.

Задание 4. Игра «Добавь слово» . Различение звуков [ш] и [ж] в словах .

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему. {штанишки).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая. {ушами).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по. {животикам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. {живот).

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет) .

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине) .

Задание 5. Игра «Пары слов» .Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.

Логопед : Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песнях звук [ш] , стукни по столу один раз, когда звук [ж] - два раза .

Пары слов : шар - жар, жила - шило, нужно - душно, уши - ужи, жутко - шутка, книжный - пышный, шаль - жаль, шить - жить, можно - мошка, шесть - жесть, лужок - мешок, пиджак - башмак.

Задание 6. Игра «Подбери пару» . Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж] : шапка - душистый; шарф - шоколадное; жук - желтый; жасмин - большой; желе - кожаная.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж] :

ша - жа - ша - свежая лапша;

ши - жи - ши - Женя с Мишей - малыши;

шу - жу - шу - вижу и пишу;

жа - ша - жа - шапка у ежа;

жи - ши - жи - положи ножи;

жу - шу - жу - Маше покажу.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж] .

В луже сидит большая жаба.

Наташа поймала большого жука.

Алеша и Паша ухаживают за животными.

Жук жужжит над камышом.

Миша положил книгу в книжный шкаф.

Маша ест свежую кашу.

У Даши желтая пижама.

Ежиха и ежата нашли ландыш.

Мышка убежала от кошки.

Малыш упал в лужу.

Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.

Эту шаль мне не жаль,

Мне не жаль эту шаль.

Умеешь шить - легко жить.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Аленка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из желудя мышонка -

Умеет все Аленка.

Задание 10. Пересказ.

Логопед : Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.

Разделы: Начальная школа

ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
б) анализа и синтеза предложений из 10-15 слов.

  • Развивать память, внимание, мышление, сукцессивные функции.
  • Расширять сенсомоторный репертуар.
  • Развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки-символы с изображением жука и шарика, таблица “Характеристика звуков”, слоговые таблицы, мяч, на каждого ребенка звуковые линейки и карточки с буквами ш и ж .

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент и повторение пройденного материала.

Игра “Пятый – лишний” (слова написаны на доске, дети вставляют буквы и вычеркивают лишнее слово; 2 варианта ответов ):

(З)еркало, обе(з)ьяна, ка(с)ета, га(з)ета, кор(з)ина.

2. Знакомство с новым материалом .

Дифференциация изолированных звуков [ш] – [ж]

А сейчас послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил-был воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а теплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал раскачиваться все сильнее и сильнее, все выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих, и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому, что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: “Ш-Ш-Ш!” Но его никто не слышал. Почему? (звук шарика – глухой, голосовые складки не работают, голоса нет).

В это время недалеко от дерева, на котором висел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку.



Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.

“Ж – ЖА – ЖО (ЖЁ) – ЖУ – ЖИ - ЖЕ!”

Жук поднимался все выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями. Добрый Жук даже сочинил для Шарика песенку.

Шарик, шарик я воздушный,
Непоседа непослушный!
Я из рук рванулся сразу –
Видно, плохо был привязан.
Я уже над самой крышей.
И лечу все выше, выше!

Ш – ША – ШО (ШЁ) – ШИ – ШЕ!

Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Звуки [ш) и [ж] и буквы ш и ж .

Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Звук [ш] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки не работают, голоса нет. Звук [ш] твердый, глухой.

Звук [ж] согласный, т.к. есть преграда – язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперед. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму “чашечки”. Воздушная струя длительная, теплая, направлена вперед. Голосовые складки вибрируют, голос есть. Звук [ж] твердый, звонкий.

Оба они согласные, твердые.

Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.

Звонкость – глухость проверяем двумя способами (1 – руку на горло, 2 – закрыть уши).

Слева на строчке синей ручкой нарисовали портрет Шарика. Не забудьте, что у него ниточка в виде буквы ш ! А справа на строке рисуем портрет Жука, каким цветом? А лапки у жука – как у буквы ж ! Под рисунком пишем характеристики звуков.

Отличия заключаются в красную рамку. Обращаем внимание на то, что эти звуки всегда твердые.

Дифференциация [ш] – [ж] в слогах.

На доске слоговая таблица

а) Работа со слоговыми таблицами.

Давайте еще раз прочитаем слоговые песенки Шарика и Жука. Что необычного вы заметили?

Слог ШО так же, как и ЖО пишется в двух вариантах: ШО – ШЁ; ЖО - ЖЁ

Слоги ШИ – ЖИ пиши с буквой И.

Слоги ШЕ – ЖЕ пиши с буквой Е.

У звуков [ш] и [ж] нет парных мягких звуков.

б) Чтение слогов по слоговой таблице.

А теперь читаем слог Шарика и сразу же слог Жука: ша – жа; шо – жо…

А теперь наоборот: жа – ша …

На доску вывешивается вторая слоговая таблица.

А теперь читаем слоги в этой таблице слева – направо и справа – налево.

шаш – жаш шва – жва
шош – жош шпо – жбо
шуш – жуш шку – жгу
шиш – жиш шты – жды
шеш – жеш шмэ – жмэ

в) Игра с мячом.

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж] или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

Ша – (жа), шо - …, жу - …, ша, жа – (жа, ша), жи, ши - …, шар – (жар), жить - …, шаль - …, жест - …, шесть - …, шарит - …, машет - …, наживка - …

Дифференциация [ш] – [ж] в словах.

а) Игра “Кто внимательный?”

Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], то закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Шакал, жираф, шерстокрыл, жеребенок, шимпанзе, шипохвост…

… ежи, ишак, кошка, кожан, моржи, лошадь, джейран, кашалот, ушан, тушканчик, кинкажу, слепыш, слепушонка, мунтжак, медвежонок, шиншилла, широкоушка, лошадь Пржевальского, кожан большой, кошка Жоффруа, тушканчик, пеструшка желтая, медвежонок белуджистанский, мышь жесткошерстая.

Физкультминутка

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук,
Старый, добрый друг.
Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал!
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг!
Полюбили мы жука,
Старика, добряка, -
Очень уж душа легка
У него весельчака!

б) Развитие мелкой моторики.

“Веер”

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведен немного в сторону. Пальцы, начиная с указательного, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается мизинец.

“Заводные машинки”

Играющие сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. У ведущего в руках ключ. Он “заводит” машины тремя поворотами ключа. Вдох – машины трогаются с места со звуком “ж-ж-ж”. Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Та машина, чей завод закончится позднее всех, выигрывает.

в) Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, медленно перемещаемым по воображаемому контуру круга (по и против часовой стрелки) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

г) Анализ и синтез слов.

Работа со звуковой линейкой. Определение места звука в слове.

Послушайте слова и определите, на каком месте по счету находится звук [ш] или [ж], и положите букву ш или ж на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Хлопчатобумажный, слепыш, широкоушка, жонглерша, шантажист, жесткошерстная, жаропонижающий, шарикоподшипник, тяжеловооруженный.

д) Составить словосочетания и записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы ш или ж в слова.

Все веселье было по поводу Мартышкиного Дня рождения. Она приготовила много

всего вкусного. Но так как писать она не умеет, давайте поможем Мартышке составить меню. Соедините по смыслу слова первого и второго столбика. Чтобы было красиво, пишите тремя цветами.

Дифференциация [ш] – [ж] в предложениях.

Анализ и синтез предложения.

Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по сверточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!
Так что же было в сверточках?

Логопед вместе с детьми проговаривает несколько раз скороговорку с изменением тембра, высоты и силы голоса. Например, как бы эту скороговорку произнесли три медведя из одноименной сказки.

Затем каждый ребенок повторяет ее самостоятельно голосом одного из героев, и по памяти записывает в тетрадь.

3. Итог занятия.

  1. Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  2. Чем они похожи и чем отличаются?
  3. В чем особенность этих звуков?

Разработала учитель - логопед

Черкашина Юлия Александровна

МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 28 "Журавлик"

Цели:

коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки:

Красотка, звезда,

И совсем не свинюша!

Узнали кто это?

Конечно же... (Нюша)

Колючки, очки,

Пара ручек и ножек.

Узнали кто это?

Конечно же... (Ёжик)

На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик.

Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

2. Введение в тему.

Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

- Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

- Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

3. «Звонкий - глухой».

Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] - глухой.

4. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».

Дети садятся за столы.

- Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

5. Дидактическая игра «Подари картинку».

На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику - в названии которых есть звук [Ж].

Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

6. «Собери слово».

На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.

- Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.

Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.

В ЫШКА

И ВАНУШКА

Ш АПКА

Н ЮША

Я ША

Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?

В И Ш Н Я.

Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).

Нюша дарит звуку [Ш] - наушники.

Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!

Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд.

На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ.

Есть копытный великан. Всех перелетных птиц черней,

Шея как подъемный кран, Чистит пашню от червей,

С рожками, пятнистый, Взад-вперед по пашне вскачь,

Но не очень быстрый. (Жираф). А зовётся птица... (грач ).

Хвост пушистый, В омуте речном живет,

Мех золотистый, У него огромный рот,

В лесу живет, Вы слыхали о таком?

А в деревне кур крадёт. (Лиса). Ну конечно, это… (сом).

Это что за чудо-птица?! Днем молчит,

Не сова и не синица, Ночью кричит,

Не журавль и не дрозд... По лесу летает,

Как раскрытый веер хвост... Прохожих пугает. (Филин).

Голубой, зеленый, красный -

Сколько же на перьях красок?

Точно важный господин,

Ходит по двору... (павлин ) .

Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).

Лишняя лиса, потому что это - животное, а все остальные - птицы.

(Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается,

Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?

Ж А С М И Н.

На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина».

Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!

7. Завершение работы. Подведение итогов.

Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида.

Тема. «Дифференциация звуков [ш] - [ж] ».

Цель: развитие двигательной, познавательной и речевой активности в ходе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

I. Образовательные.

1. Дифференцирование звуков [ш], [ж].

2. Закрепление навыков правильного произношения, фонематиче­ского анализа, синтеза.

3. Уточнение и расширение словаря учащихся.

II. Коррекционные.

1. Развивать ВПФ.

2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

3. Развивать коммуникативные функции у детей.

III. Воспитательные.

1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.

2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать культуру учебного процесса.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Оборудование : зеркала, компьютер, обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», предметные картинки, карточки с заданиями, картинки с профессиями.

План занятия

1. Организационный момент.

3. Объявление темы занятия.

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговой и графический анализ слов.

7. Физ.минутка.

8. Лексико – грамматические упражнения.
9. Итог занятия.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Дети проходят в кабинет, садятся за парты. Здороваются с логопедом и гостями.

Логопед: - Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети и гости здороваются друг с другом.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной,

Надо сделать язычку зарядку!

«Сказка о Весёлом Язычке».

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

(При выполнении артикуляционной гимнастики, каждое упражнение повторяется

5 – 7 раз).

Двери в домике то открыва­ются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непо­седливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми­ка (высунуть язык). Но нельзя далеко убегать из дома, давайте накажем непослушный язык (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и, пошлёпывая губами, произносит звуки пя- пя- пя). Вот он вышел погреться на солнышке, от­дохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подуллегкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятал­ся в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот за­крыть), А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язы­чок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молоч­ко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), по­том котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки спра­ва налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

3. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать различать в произношении и написании звуки Ж – Ш.

4. Закрепление учебных высказываний по характеристике звука.

Гласные или согласные звуки Ж – Ш? (ответы детей)

Твёрдые или мягкие эти согласные?

Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой? (ответы детей).

5. Проговаривание изолированных звуков.

Произнесём все вместе Ш –Ш- Ш .

Произнесём все вместе Ж –Ж -Ж (во время произнесения звука напоминается правильная артикуляция, кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка напоминая правильную) .

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах.

Звукослоговой и графический анализ слов.

Логопед: - Что бы узнавать насколько хорошо вы научились различать звук Ш – Ж, я приготовила для вас различные задания.

Работа с компьютером

Включатся обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», раздел «Речевые звуки», тема: «Звуки – двойняшки, игра: «Помести в ящик звуки «Ж», «Ш».

Физ.минутка для глаз.

Логопед: - С заданием на компьютере вы успешно справились, вы правильно различали звуки. Следующее задание будет посложней.

Послушай слова: ЖАР, ШАР.

Покажи картинку, которая подходит к слову ЖАР, ... ШАР.

- Повтори, что нарисовано на каждой картинке. Расскажи, что такое ЖАР и что такое ШАР.

В каком слове - ЖАР или ШАР - есть звук [ж]? В начале, в конце или в середине слова этот звук;

Какой первый звук в слове ШАР?

Назови все звуки по порядку в слове ЖАР, ... ШАР.

Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?

Прочитай слова между картинками. Найди у себя на столе карточку со словом ШАР, ... ЖАР.

Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?

Напиши слово ШАР. Напиши слово ЖАР.

Придумай предложение с любым из этих слов.

жар шар

Аналогично выполнить задание со словами ЖУК - ШУМ, ЛУЖОК - ПУШОК.

.

у-жи у-ши

лу-жок Пу-шок

7. Физ.минутка.

Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали, дружно дерево качали:

Вот так и вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили:

Вот так и вот так, они из речки воду пили,

А потом они плясали дружно лапы поднимали

Вот так и вот так, дружно лапы поднимали.

Дети имитируют игры медвежат.

8. Лексико –грамматические упражнения.

«Игра с мячом».

Логопед: Показывается картинка с профессией (сапожник, швея, пожарный, шахтёр, шофёр, художник) . Бросается мяч и задаётся вопрос: - Какая профессия изображена. Ученик кидает мяч и называет профессию.

Также задаются вопросы: - Что делает на работе сапожник? Швея… и т. д.

Какой звук встречается «Ж » или «Ш» в слове сапожник? Швея… и т. д.

9. Итог занятия.

Какие звуки различали сегодня на занятии?- Чем отличаются звуки в произношении? (ж – звонкий, ш – глухой).

10. Оценка работы детей на занятии.

Благодарю детей за хорошую работу на занятии (поименно). Прощаемся с гостями и дети выходят из кабинета.