Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Венская классическая школа. Венская классическая школа Сообщение на тему венская классическая школа

Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. К нему принадлежат три великих композитора – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяя и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи – Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель – выдвигают новые гуманистические идеалы. Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой французской революции.

Композиторы венской классической школы унаследовали достижения так называемой ранней венской школы, виднейшими представителями которой были Вагензейль, Монн, Муффат, Стартер. Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

В числе важнейших музыкальных истоков венской классической школы – народная музыка. Население Австрии было многонациональным. В его состав помимо австрийских немцев входили также венгры, чехи, словенцы, обладавшие своей самобытной музыкальной культурой. В Вене встречалась народная музыка всех этих национальностей. Композиторы венской классической школы впитывали элементы их искусства, которые образовывали в творчестве характерный австрийский «сплав».

Композиторы венской классической школы по существу обобщили весь предыдущий опыт мирового музыкального искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского национального элемента они выработали поистине универсальный язык. Композиторы венской классической школы осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи – Гердера, рассматривавшего музыку как искусство человечества, Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.


Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассического периода их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы – четкое членение музыкальной ткани ни относительно краткие построения, строгого рода выразительные ячейки, отвечающие иному структурному принципу.

Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники применяли по преимуществу аккорды трех основных функций, то представители венской классической школы широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Генделя и Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются хроматические, энгармонические модуляции, неожиданные гармонические повороты, особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта.

Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

Основной и наиболее характерной для венской классической школы музыкальной формой является сонатное аллегро. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы венской классической школы внесли решающий вклад в область формирования сонатного аллегро и создали подлинно классический тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного аллегро является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству.

Сонатное аллегро композиторов венской классической школы является ведущим принципом многочастных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехчастного сонатно-симфонического цикла – с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным, часто рондообразным финалом.

Цикл этот лежит в основе крупных инструментальных сочинений композиторов венской классической школы – симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трехчастный цикл – в нем отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.

Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов венской классической школы в области инструментальной музыки. В этих крупных инструментальных сочинениях, выражающий большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классический оркестр, не был новым; изменились однако их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты ее семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфонический оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При довольно большой струнной группе (от 24 до 30 скрипок, 10 -20 прочих струнных инструментов), утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естественных объемах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus - "образцовый")возник в XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в разных видах искусства, в том числе и в музыке.В опере XVIII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII - начала XIX столетия - венскую классическую шкалу.Классицизм в музыке во многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. Б музыке невозможно опираться на античные традиции - они почти неизвестны. Кроме того, содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека, которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской школы создали очень стройную и логичную систему правил построения произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой, сохраняет своё значение до сих пор.

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК(1714-1787)

С середины XVIII столетия на развитие европейской музыкальной культуры стал оказывать влияние классицизм. Произведение искусства должно было создаваться по строгим правилам и решать высокие нравственные проблемы. Итальянские операсериа и операбуффа этим требованиям не отвечали. По явление оперы, основанной на художественных принципах классицизма, связано с творчеством КристофаВиллибальда Глюка.

Композитор родился в австрийском городке Эрасбах (недалеко от границы с Чехией) в семье лесничего. Музыкальное образование он получил в Праге. пел в церковном хоре, под руководством известных чешских музыкантов изучал теорию. Позже, уже в Милане, Глюк по знакомился с итальянской музыкой. Здесь он брал уроки у известного композитора и органиста Джованни Баттисты Саммартини (около 1700-1775); именно Саммартини научил его блестяще владеть оркестром. В Италии Глюк сочинил свои первые оперы (они были написаны в жанре оперысериа). Во время пребывания в Лондоне (1745 г.) Глюк встретился с Генделем, и музыка немецкого мастера произвела на него огромное впечатление. В составе оперной труппы композитор посетил многие европейские города. Наконец в 1752 г. он обосновался в Вене, а в 1754 г. получил место придворного композитора.К тому времени Глюк был автором известных опер, имел опыт работы в театре, глубоко знал итальянскую, французскую и немецкую оперные традиции. Постепенно композитор пришёл к мысли, что оперу необходимо изменить. Первыми операми, созданными по новым правилам, стали "Орфей и Эвридика" (1762 г.), "Альцеста" (17б7 г.), "Парис и Елена" (1770 г.). Глюк написал их на тексты итальянского поэта и драматурга Раньери да Кальцабиджи (1714-1795). Это был первый пример сотрудничества автора музыки и либреттиста в процессе создания оперы. Прежде композиторы писали музыку на уже готовые и отдельно изданные либретто. Взгляды Глюка и Кальцабиджи на сюжет и развитие действия совпадали, что сделало их творческий союз плодотворным.

Для опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его произведений являлись обобщённые символические фигуры, олицетворявшие нравственные понятия - любовь, верность, само отверженность и т. д. В драматургии оперы ясно выражена связь с традициями античного театра - количество персонажей минимально, происходящее комментирует хор. Основное внимание композиторуделял слову. Он стремился к тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение поэтического текста. Важную роль в операх Глюка играют речитативы; они всегда звучат под аккомпанемент оркестра (в отличие от секко - речитативов опезы-сериа, которые сопровождались клавесином). Главная мелодическая линия проводится в ариях; композитор отказался от виртуозных приёмов и украшений, отвлекавших слушателей от содержания текста. Возросла роль оркестра - уже в увертюре были обозначены основные идеи.Произведения композитора получили признание в Вене, но полное понимание мастер надеялся найти в столице Франции, и в 1773 г. он от правился в Париж. Для французской сцены Глюк создал новые редакции "Орфея и Эвридики" и "Альцесты", написал такие оперы, как "Ифигения в Авлиде" (1774 г.; по трагедии французского поэта и драматурга Жана Расина) и "Ифигения в Тавриде" (1779 г.; по мотивам трагедии древнегреческого драматурга Еврипида). Оперы Глюка, имевшие в Париже большой успех, вызвали тем не менее ожесточённые споры. Общество разделилось на сторонников Глюка и его яростных противников. Композитора поддержали писатели и философы Дени Дидро, Жан Жак Руссо. Однако многие выступили против новшеств - они отстаивали традиционные принципы французской оперы в духе Люлли и Рамо и итальянской оперысериа. Противники Глюка даже вызвали в Париж в 1776 г. известного итальянского композитора Никколо Пиччинни и добились постановки его опер. Разгорелась так называемая "война глюкистов и пиччиннистов", вызвавшая много споров в парижском обществе. В произведениях Глюка привлекали ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев. Творческие принципы композитора приобрели немало приверженцев, но ни один из них не обладал таким же ярким дарованием, поэтому опыт венского мастера можно считать уникальным и не имеющим прямого продолжения. Однако к идее о ведущей роли поэтического текста обращались многие музы канты, в частности немецкий компо зитор Рихард Вагнер.

ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732-1809)

О музыке Йозефа Гайдна - одного из основателей венской классиче ской школы - его друг и младший современник Вольфганг Амадей Мо царт писал: "Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это уме ет Гайдн". С творчеством Гайдна связан рас цвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая уте рянных), струнный квартет (восемь десят три), клавирная соната (пять десят две); большое внимание уделял композитор концертам для различ ных инструментов, камерным ан самблям и духовной музыке.

В 1761 г. Гайдн поступил на служ бу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководи теля капеллы почти тридцать лет. В 1790 г. капелла была распущена, но за Гайдном сохранили оклад и должность капельмейстера. Это да ло мастеру возможность поселиться в Вене, путешествовать, выступать с концертами. В 90х гг. Гайдн подол гу жил и плодотворно работал в Лондоне. Он приобрёл европейскую известность, его творчество по до стоинству оценили современники - композитор стал обладателем мно жества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна часто называют "отцом" симфонии. Именно в его творчестве симфония стала веду щим жанром инструментальной му зыки.

В симфониях Гайдна интересна разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах, придавая ей то или иное настроение, композитор таким об разом обнаруживает её скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то преображается, то возвращается к первона чальному состоянию. Гайдн обладал тонким чувством юмора, и эта осо бенность личности отразилась в музыке. Во многих симфониях рит мика третьей части - менуэта - на рочито тяжеловесна, словно автор пытается изобразить неуклюжие по пытки простолюдина повторить элегантные движения галантного танца. Остроумна Девяносто четвёртая симфония (1791 г.). В середи не второй части, когда музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно раздаются удары литавр - чтобы слушатели "не скучали". Не случай но произведение назвали "С боем литавр, или Сюрприз". Гайдн нередко использовал приём звукоподра жания (поют птицы, бродит по ле су медведь и т. п.). В симфониях композитор часто обращался к на родным темам, в основном к славян ским - словацким и хорватским.

Автограф партитуры симфонии Йозефа Гайдна.

Представителям венской клас сической школы, и прежде всего Гайдну, принадлежит заслуга форми рования устойчивого состава симфо нического оркестра. Прежде компо зиторы довольствовались лишь теми инструментами, которые в данный момент были доступны. Появление устойчивого состава оркестра - яркий признак классицизма. Звучание музыкальных инструментов приво дилось таким образом в строгую си стему, которая подчинялась правилам инструментовки. Правила эти основаны на знании возможностей инструментов и предполагают, что звук каждого - не самоцель, а средство, выражающее определённую идею. Устойчивый состав давал цельное, однородное звучание оркестра. Помимо инструментальной му зыки Гайдн уделял внимание опере и духовным сочинениям (создал ряд месс под влиянием Генделя), обращался к жанру оратории ("Со творение мира", 1798 г.; "Времена года", 1801 г.).

СИМФОНИЯ

Наиболее сложная форма инструментальной музыки - симфония (греч. "созвучие"). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве пред ставителей венской классической школы. Композиторы разработали со натносимфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерца тельная; это лирический центр композиции. Третья - контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu - "мелкий"), распространённого салонного таниа XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от иг. scherzo - "шутка") - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть - финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

СОНАТНАЯ ФОРМА

Одна из самых сложных и богатых по содержанию музыкальных форм, сонатная, начала складываться в первой половине XVIII в. и окончательный вид обрела во второй половине столетия в произведениях композиторов венской классической школы. Сонатная форма - это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа - экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от фр. expose - "изложение"). Главная звучит в основной тональности (которая и определяет наименование тональ ности всего сочинения, например Симфония до мажор), побочная обыч но излагается в иной тональности - между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя "сопернице" полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменять характер. В репризе (фр. reprise, от reprendre - "возобновлять", "повторять") темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако по бочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза - итог сложного пути, к которому темы при ходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе - коле (от иг. coda - "хвост"), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфо нии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале. СОНАТАОдин из главных жанров инструментальной музыки - соната (ит. sonata, от sonare - "звучать"). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как пра вило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья - финал, исполняемый в быстром темпе, - подводит итоги и окончательно определяет обший характер произведения.

Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik) – художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII – начала XIX веков. Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х – 1810-х годах, так как в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.

Деятельность композиторов венской школы подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймська школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонационального Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагический и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частная сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период и др.; индивидуализируется музыкальный тематизм.

Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей – фортепианного трио, струнного квартета и др.; из музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др. («Свадьба Фигаро» «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).

Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – до различные оттенки лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Творчество Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще

импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта.

Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом

гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,

Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое

время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в

Болонье. В 1769-81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа

в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,

где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в

концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,

тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского

камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные

симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в

Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над

реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых

композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской

классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,

связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,

законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,

квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной

организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного

преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых

для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение

гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются

в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое

и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,

общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное

предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре

художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает

как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному

воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта

основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в

процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,

национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали

на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а

также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.

Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных

музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем

индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической

гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,

взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный

вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту

свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,

выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,

прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается

разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,

форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность

составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,

персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его

творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии

оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его

зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-

симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт

Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе

Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии

характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,

проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью

контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия

оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли.

концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной

музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение

концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной

драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта - важный

этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно - инструментальных

ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и

фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал

тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-

философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью

гармонии языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,

связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира,

главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об

исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей

виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,

арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее

известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает

мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди

выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения:

оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die

Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,

Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или

Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,

либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);

Венские классики

Честно говоря, чаще можно услышать о венских вальсах или прочитать о существовании венских стульев, чем о венских классиках. Кто они?

Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.

Эти-то имена хорошо знакомы. А что, нужно говорить "венский классик Моцарт"?

Нет, просто классик.

А почему венский?

Потому что главные периоды творчества венских классиков связаны с Веной и приходятся на одну эпоху: вторую половину XVIII - первую четверть XIX века.

Это и есть то, что их объединяет?

Да, но принадлежность к городу - это не паспортная прописка. Это острая духовная потребность жить в нем, общаться с его жителями, потреблять и приумножать его культуру и искусство. Свойство крупных культурных центров - притягивать к себе художников. Это создает особую питательную среду для талантов, которые учатся друг у друга, соревнуются. Возникает высокий уровень художественности.

Почему именно Вена и именно в эту эпоху оказалась таким духовно богатым городом?

Вена - одна из жемчужин Европы. Расположенная на важном торговом пути между Прибалтикой и Центральной Европой, соединяющая их со Средиземноморьем, она многонациональна, приветлива и необычайно красива. Ее архитектурная красота простирается на весь образ жизни. Вена славится производством самых красивых вещей быта - мебели, гобеленов, одежды, обуви и т. д. О том, как окружающая нас красота благотворно действует на людей, тем более художественного склада, - говорить излишне.

Видимо, и музыка хорошо себя чувствует в этом городе?

Между прочим, на слух не так просто отличить Моцарта от Гайдна. Да и вообще, когда слушаешь музыку того времени, всегда думаешь, что это Моцарт. А потом объявляют: то Гайдн, то Паизиелло, то Бортнянский, то Мысливечек.

Ну если честно, то и в музыке других эпох мы часто путаемся. То не отличим Баха от Генделя, то Листа от Шопена, то Прокофьева от Бартока. Но это наблюдение верно. Моцарт действительно - центральная фигура XVIII века. И в то же время тогда, пожалуй, об индивидуальности стиля композитор заботился меньше.

Чем отличаются друг от друга Гайдн, Моцарт, Бетховен?

Это пусть они сами расскажут своей музыкой. Имеющий уши да услышит. Познакомьтесь с их симфониями, например. Правда, у Гайдна их 104, у Моцарта - 41, а у Бетховена - 9, не так просто их узнать, да все и необязательно. Но прослушав хотя бы по десять сочинений каждого из этих композиторов, пусть это будут сонаты, квартеты, инструментальные концерты, мессы, - вы уже на слух начнете различать.

А оперы и балеты?

Есть по одному балету у Бетховена ("Творения Прометея") и у Моцарта ("Безделушки"). В то время жанр балета был не столь развит, как столетием позже. Оперы же есть у каждого из венских классиков, но занимают в их творчестве различное положение.

Никогда не слышал словосочетания "опера Гайдна". Обычно симфония, соната, квартет.

Однако он написал 24 оперы, хотя исполняются они крайне редко. Гайдн писал оперы для камерного театра князя Эстергази, и они не вошли в общеевропейский репертуар. Другое дело Моцарт. У него тоже много опер (17), и не все они выжили, но среди них Дон-Жуан, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Похищение из сераля и другие, тоже популярные.

А что Бетховен?

У него одно "дитя" в этом жанре - героическая опера Фиделио . Он мучительно писал ее, переделывал, но она вошла в мировую оперную сокровищницу.

Значит, все-таки венские классики писали преимущественно инструментальную музыку. С чем это связано?

К этому времени усовершенствовался инструментарий и соответственно оркестр, откристаллизовались многие музыкальные формы, которые они широко использовали, совершенствовали и развивали. Формы сонатного аллегро (см. статьи Аллегро и Соната), вариаций, рондо и др. - это универсальные и емкие схемы, одинаково пригодные для беззаботной пасторали и страстного романтического взрыва чувств, нежной лирики и отважной героики. И каждый из этих великих мастеров владел всей "палитрой", но имел, конечно, излюбленные сферы: Гайдн - жанрово-танцевальную, комическую, Моцарт - лирико-драматическую, Бетховен - героическую.

Наконец, философия и мировоззрение эпохи Просвещения, Великой французской революции - порождали в них рационализм, веру в просвещение и цивилизацию, в добро и гуманизм. Все это воплощалось в стройной красоте музыки, лаконизме, ясности и простоте мелодики, в отточенности и логике всей музыкальной конструкции.

Все, что вы назвали, свойственно классицизму как стилю в искусстве. Эти композиторы - классики или классицисты?

То и другое. Классики, потому что их музыка осталась в веках. Классицисты, потому что они и не могли быть другими в эту эпоху, на них безусловно влияла философия теоретика классицизма Г. Э. Лессинга. Но одновременно возникло и течение Бури и натиска (Sturm und Drang), возглавленное философом И. Г. Гердером. Оно взрывало гармоничность классицизма, подготавливая романтизм.

Можно ли кратко сформулировать, в чем суть творчества венских классиков?

В том, что, отбирая из общей копилки музыкального стиля своей эпохи интонации, гармонии, формы и даже образы, каждый из них остался неповторимой индивидуальностью, не желающей укладываться ни в какие схемы, как бы ни было удобно потомкам разложить их всех "по полочкам".

М. Г. Рыцарева

Моцарт – представитель Венской классической школы

Была основана в Австрии в конце 18 – начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.

Музыку отличает светлое радостное настроение, – лирико-драматическое. предпочитал героический пафос борьбы, преодоления, победы, был большим поклонником инструментальной музыки. Многие годы работал над созданием единственной оперы «Фиделио».

Гайдн пробовал себя в разных жанрах, но наибольшего успеха достиг в области инструментальной музыки и оратории («Сотворение мира», «Времена года»).

Моцарту была близка опера.

При всей индивидуальности каждого композитора обнаруживаются их общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, подлинная народность, демократизм. В их сочинениях гармонически сочетается трагическое начало с комическим, свободный полёт фантазии – с точным расчётом, ясностью, совершенством формы. Даже самое сложное содержание они выражали простым, понятным языком.

В это время переживает свой расцвет и немецкая поэзия. Лучшие мыслители и художники той эпохи выдвигают новые гуманистические идеалы. Многие из этих идеалов нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы.

Моцарт часто посещал Италию для изучения итальянской инструментальной музыки. Так как население Австрии было многонациональным, то в состав школы входили не только австрийские немцы, но и венгры, чехи, словенцы, обладавшие самобытной народной культурой. Гайдн впитывал эти элементы народного искусства и позже отобразил их в своих сочинениях. Моцарт реже использовал народные мелодии, но их дух и характер нередко мы можем увидеть в операх («Волшебная флейта», «Дон Жуан»). Наибольший интерес к народному творчеству питал Бетховен.

Композиторами был выработан универсальный язык мирового музыкального искусства. Гайдн писал: «Мой язык понятен во всём мире», ему была свойственна простота, ясность и выразительность. Композиторы Венской классической школы, опираясь на богатство народно-песенного искусства, пришли к пониманию новой мелодики. Облик этой новой мелодики приобретает «лицо» сочинения.

Основной формой для Венской классической школы является сонатное allegro. Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов тесно связано с развитием инструментария исполнительных ансамблей и объединений. Таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся во второй половине 18 века. Ни один инструмент, который входил в симфонический оркестр, не был новым – изменились только его функции.

В области оперы были задействованы значительные достижения Моцарта и Бетховена. Три значительнейших оперы Моцарта – «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» – положили основы для развития различных типов классической оперы. Развитие жанра оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года» увенчало его творчество.

Наследие композиторов «Венской тройки» составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало огромное влияние на всё последующее развитие классической музыки. Сочинения композиторов Венской классической школы до сих пор остаются непревзойдённым образцом.