Электричество | Заметки электрика. Совет специалиста

Краткая справка об истории поместных соборов русской православной церкви. Каноны поместных соборов

Взаимоотношений с государством.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Беглов А.Л. - "Всероссийский собор 1917-1918гг. Механизм созыва, состав, основные деяния".

Субтитры

Подготовка

Архиерейский Собор

Ход Поместного Собора

7 июня

С приветствием по поручению правительства СССР и от имени Совета по делам религий выступил его председатель Юрий Христораднов . Затем председательствующий Митрополит Филарет зачитал доклад и предложил Собору для голосования и утверждения повестку дня, регламент и процедуру избрания, проекты которых непосредственно перед тем раздали делегатам, а также состав президиума, секретариата, мандатной, редакционной и счётной комиссий .

В докладе патриаршего местоблюстителя было сказано о необходимости скорейшего вступления нового Патриарха в управление Русской Православной Церковью для решения насущных проблем, была представлена деятельность почившего Патриарха Пимена, упомянуто о прошедшем праздновании 1000-летия крещения Руси, о прославлении Иоанна Кронштадтского, о переменах произошедших после поместного собора 1988 года . Особое внимание он уделил ситуации, сложившейся в Церкви в западных областях Украины , где мир был нарушен действиями униатов и «раскольников-автокефалистов » а также осуждалось решение Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви о учреждение своих (параллельных РПЦ) церковных структур в пределах СССР .

Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором:

  1. Поместный Собор тайным или открытым голосованием утверждает список трёх кандидатов, предлагаемых архиерейским Собором для избрания из их числа Патриарха Московского и всея Руси.
  2. Поместный Собор вправе в этот список внести дополнительные имена, руководствуясь гл. 4, § 17, п. а-е Устава об управлении Русской Православной Церковью.
  3. Для включения дополнительных лиц в список кандидатов проводится тайное голосование: в бюллетень вносятся лица, получившие поддержку не менее 12 членов Поместного Собора. Избранными являются кандидаты, набравшие более 50 % голосов.
  4. Поместный Собор тайным голосованием избирает из числа утверждённых им кандидатов одного. 5) Избранным Патриархом считается архиерей, набравший более 50 % голосов.
  5. Если ни один из кандидатов не набрал более 50 % голосов, то в таком случае проводится повторное голосование по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов.

Дополнительно к 3 кандидатам от архиерейского Собора на Поместном Соборе были предложены в качестве кандидатур имена митрополитов Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета , Волоколамского Питирима , Ставропольского Гедеона (Докукина) и Сурожского Антония . Кандидатуру митрополита Антония председательствовавший на Соборе митрополит Филарет (Денисенко) отвёл, напомнив, что устав не допускает избрания Патриархом лица, не имеющего советского гражданства. Когда члены Собора предложили изменить этот пункт Устава, им было разъяснено, что в только что принятой голосованием повестке дня такого пункта нет . При открытом голосовании за четырёх дополнительно предложенных кандидатов выяснилось, что митрополита Гедеона поддержало менее 12 человек, поэтому в списки для тайного голосования внесены были имена только трёх митрополитов. Из 316 голосовавших митрополита Питирима поддержало 128 соборян, митрополита Филарета - 117 и митрополита Ювеналия - 106. Стал вопрос: считать ли эту половину от всех голосовавших (316/2 = 158, и тогда никто из троих не проходит) или от числа действительных бюллетеней (215/2=107,5, и тогда к трём кандидатам от Архиерейского Собора добавляются ещё два митрополита). Этот нюанс учтён не был, однако председательствующий Митрополит Киевский Филарет объявил, что ни один из дополнительно выдвинутых кандидатов не получил поддержки половины членов Собора . Таким образом, в списке для голосования остались три кандидата, выдвинутых архиерейским Собором .

Файл:1995-fil intr.JPG

Митрополит Киевский и Галицкий Филарет.

После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю ». Затем составили Соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборную грамоту, адресованную ему. Под тем и другим документом поставили подписи все архиереи - члены Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением: «Силой единства Святого Духа Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал на вдовствующий престол Патриархом Московским и всея Руси Вашу Святыню, пятнадцатым светильником Всероссийского Патриаршего престола. Радуемся и сорадуемся и от всего сердца и от всей души приветствуем Ваше Святейшество. Патриаршество Вашего Святейшества да будет благословенным для Русской Православной Церкви и спасительным для Вашей Святыни.» В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал:

«Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встаёт сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах, согласно принятому нашей Церковью в 1988 году уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого её служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать всё, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви. Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моём служении».

Почти до полуночи подходили участники Поместного Собора к избранному Патриарху, принося свои поздравления. Первый день работы Собора завершился пением благодарственного молебна . В первый поднимались и иные вопросы, подробное рассмотрение который пришлось уже на второй день.

8 июня

Файл:Митрополит Владимир (Сабодан).jpg

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир.

Много внимания было уделено взаимоотношениям с Русской Зарубежной Церковью. Первый раз эту проблему поднял ещё 7 июня один из делегатов-мирян, предложивший удовлетворить три требования Русской Зарубежной Церкви - канонизацию собора новомучеников и исповедников российских , осуждение декларации Митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года ; отказ от экуменизма . Взаимоотношениям с РПЦЗ были посвящены выступления митрополитов Крутицкого Ювеналия (Пояркова), Венского Иринея (Зуземиля) , архиепископов Смоленского Кирилла , Саратовского Пимена (Хмелевского) , Ярославского Платона (Удовенко) , протоиерея Василия Стоянова, священника Виталия Шастина, иеромонаха Илариона (Алфеева) и других.

Общее осуждение вызвало решение Синода Русской Зарубежной Церкви от 16 мая о создании своих приходов и иерархии на территории Русской Православной Церкви. Участники Собора квалифицировали это решение как направленное к сеянию смуты и нового раскола и подчеркнули, что оно будет стимулировать возникновение конфликтов, подобных суздальскому, где архимандрит Валентин (Русанцов) , вошедший в канонический конфликт с епископом, объявил о своём переходе в юрисдикцию РПЦЗ. Архиепископ Платон предложил обратиться с пастырским словом ко всем православным русским людям, находящимся в юрисдикции «карловацкой церкви» чтобы «как-то вразумить их». В заключении выступил архиепископ Смоленский Кирилл.

У нас нет никаких требований к «карловацкой» Церкви, мы готовы хоть сейчас начать полное общение, потому что считаем, что в основе разделения лежали исторические, политические факторы, а отнюдь не канонические, не богословские (если и канонические, то они были обусловлены политической ситуацией). Эти факторы касаются в основном истолкования истории, а оно никогда не являлось чем-то разделяющим Церкви. <…> неудовлетворённость… породила у части нашей общественности романтическое и ностальгическое отношение к Зарубежной Церкви. Здесь действует простой принцип: там хорошо, где нас нет… По природе своей это настроение неплохое: оно тоже могло бы стать источником вдохновения для общения двух частей разделённой Церкви. Но, к сожалению, некоторые события привнесли новый драматизм в эти отношения. Речь идёт прежде всего о поступке архимандрита Валентина (Русанцова)… Всегда было так в Церкви: неустойчивые уходили в раскол. <…> Политический раскол, который пока был достоянием зарубежья, теперь переносится в недра нашей Церкви в тот момент, когда у Церкви появляются новые возможности, когда всё общество оборачивается к нам лицом. <…> Каждый раскол питается нездоровыми силами в Церкви. И если в нашей Церкви будет как можно меньше нездоровых сил-тем менее перспектив будет у этого раскола… Приходы Зарубежной Церкви, если они у нас откроются, могут превратиться в сточную канаву, куда пойдут все нездоровые элементы. Я не хочу давать здесь характеристику архимандриту Валентину (Русанцову), но я думаю, что большинство присутствующих знают, что это за личность…

Принятые Поместным Собором после дискуссии и внесения поправок в представленные проекты определения включали в себя помимо утверждения постановлений архиерейского Собора 1989 и 1990 годов и синодальных решений предшествующего периода следующие положения: поручить Комиссии Священного Синода по канонизации святых подготовить материалы к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений в XX веке; выделить из Новосибирской епархии приходы, находящиеся в Красноярском крае и Кемеровской области , и образовать из них Красноярскую епархию , образовать на территории Мордовской АССР Саранскую епархию , выделив её из Пензенской епархии ; обратить особое внимание архипастырей, пастырей и мирян на необходимость возрождения христианской приходской общины, на организацию во всех приходах.

Давая оценку взаимоотношениям Русской Православной Церкви с Римско-католической , Поместный Собор вынужден был констатировать, что они серьёзно омрачены униатской проблемой , которая болезненно обострилась на Западе Украины . Признавая права униатских общин на легальное существование, Поместный Собор осудил насилие над православными клириками и мирянами, захваты православных храмов и выразил протест против неконституционных действий местных властей Западной Украины по отношению к гражданам православного вероисповедания. Собор осудил также действия украинских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине, и отверг незаконные притязания, изложенные в последних документах Русской Зарубежной Церкви. Поместный Собор отметил случаи нарушения церковной и канонической дисциплины со стороны мирян и духовенства в разных епархиях и осудил публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли, не только не разделяемые Церковью, но и сеющие рознь в православной пастве .

Поместный Собор выступил также с заявлением в связи с проектом закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях», в котором содержались конкретные поправки к документу:

«Опубликованный проект закона представляет составным частям Церкви (приходам, монастырям, управлениям, центрам, духовным учебным заведениям) право юридического лица, но лишает такового права Церковь как целостную религиозную организацию. Это положение не только продолжает, но еще более узаконивает дискриминационную в отношении Церкви позицию печальной памяти законодательства о культах 1929 г. Как известно, это законодательство отражало враждебные по отношению к Церкви идеологические установки и было направлено на разрушение религиозных структур. Эта „преемственность“ старого и нового законов в наиболее важном для Церкви вопросе вызывает у нас тревогу… В Церкви не может быть независимых от иерархического центра и друг от друга „религиозных обществ“. Все приходы составляют одно целое со своим епископом, равно как и все епископы и возглавляемые ими церковные округа - епархии составляют одно целое в границах Поместной Церкви. Именно поэтому закон должен признавать право юридического лица за Церковью как единой организацией с составляющими её приходами, монастырями, духовными учебными заведениями, управлениями и центрами. При этом каждое из перечисленных церковных учреждений в свою очередь также может обладать правом юридического лица. Делегирование части этого права одного учреждения другому, как, например, от епархии - приходу, от Патриархии - епархии, должно регулироваться внутренним церковным законодательством, находящимся в соответствий с вероучением. Светскому законодательству в правовом государстве следует уважать вероучение, на основании которого действует церковное право и функционируют церковные учреждения».

Вечером 8 июня с заключительным словом на Соборе выступил его председатель митрополит Алексий, избранный Патриархом Московским и всея Руси.

Освященный Поместный Собор, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Руси завершил свои деяния. Избранием Собора, через которые проявилась, верим, воля Божия в Русской Церкви, на моё недостоинство возложено бремя первосвятительского служения. Велика ответственность этого служения. Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что избрание меня состоялось Собором ничем не стеснённым волеизъявлением архипастырей, пастырей и мирян, призванных на священный Собор. Нахожу подкрепление в предстоящем мне служении ещё в том, что вступление моё на престол Московских святителей соединилось во времени с великим церковным торжеством - прославлением святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца, чтимого всем православным миром, всей святой Русью, место погребения которого находится в городе, который до сего времени был моим кафедральным градом. Русская Православная Церковь, исполняя завещанный ей от Бога долг быть солью земли и светом мира, готова жертвенно служить духовному благополучию своего земного Отечества. Условия, в которых Русская Православная Церковь совершает своё апостольское служение в обществе, в значительной мере определяются её правовым статусом. Началось всенародное обсуждение опубликованного в печати и принятого в первом чтении закона о свободе совести и религиозных организациях. Мне хотелось бы подчеркнуть серьёзность и основательность той озабоченности, которая выражена была на Поместном Соборе в связи с содержанием этого закона… В основе устройства Православной Церкви лежит принцип соборности . Нужно при этом ясно сознавать, что соборное начало Церкви органически сочетается с иерархическим. Архипастыри, пастыри, миряне, весь церковный народ несут ответственность за судьбу Церкви. Но служение Церкви неодинаково. По православному каноническому учению, замечательно ёмко выраженному преподобным Иоанном Дамаскиным , Церковь вручена епископам. В Церкви всё совершается в духе любви, единомыслия и единодушия, с соблюдением канонической дисциплины. Отступления от этих богозаповеданных начал угрожают Церкви нестроениями и бедами. Заключая заседание освященного Собора, я хотел бы призвать всех высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир, монашествующих, наших благочестивых верующих сделать всё для единства Церкви Христовой. В то время как в современном обществе проявляется нетерпимость друг к другу, мы должны явить пример братства, сотрудничества, взаимопонимания. Любовь Христова должна объединять нас в нашем служении Богу, святой Церкви Христовой и пастве, которая вручена нашему духовному водительству.

Журналисты отметили значительно помолодевший состав Собора, что относилось не только к мирянам (среди них было несколько делегатов моложе 25 лет), но и к епископату .

Митрополит Кирилл (впоследствии Патриарх): «Мне довелось участвовать не только в работе Поместного Собора, но и в его подготовке. Конечно, тогдашние труды были напряжёнными, но радостное ощущение, что многое в жизни Церкви и общества меняется к лучшему, наверное, преобладало. Было и чувство огромной ответственности за будущее Церкви. Конечно, такая же ответственность ощущается и сегодня» .

Протоиерей Георгий Трубицын, участник собора: «В те годы Поместный Собор стал большой радостью для духовенства, потому что поднимался вопрос о той религиозности, которой не было в нашей стране уже 70 лет. Мы все молились о том, чтобы народ российский вернулся к вере отцов» .

2009 года Поместный собор РПЦ, имеющий, в частности, избрать следующего Патриарха Московского . Перед Поместным собором, на 25 - 26 января 2009 года, было намечено проведение Архиерейского Собора , на котором должны быть определены кандидаты на патриарший престол. На заседании Синода 10 декабря также было принято положение о составе Поместного собора (часть 2 пункта 4 главы II устава Русской православной церкви) ; образована комиссия по подготовке Поместного собора РПЦ в составе 29 человек во главе с патриаршим местоблюстителем митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом .

Интронизация новоизбранного патриарха была назначена на 1 февраля 2009 года .

17 января 2009 года в Киево-Печерской Лавре состоялось предсоборное совещании делегатов УПЦ на Поместный Собор РПЦ. После Божественной литургии, митрополит Киевский и всея Украины Владимир обратился к пастве с посланием, посвященным выборам нового Патриарха Московского и всея Руси. После небольшой трапезы состоялось архиерейское совещание в зале архиерейских собраний УПЦ Киево-Печерской лавры, на котором Управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (Юрчук) ознакомил всех делегатов Поместного Собора от УПЦ с программой и регламентом работы Архиерейского Собора РПЦ 25-26 января 2009 года и Поместного Собора РПЦ 27-29 января 2009 года, а также с предстоящей интронизацией новоизбранного Патриарха. Также к делегатам Собора обратился Предстоятель УПЦ митрополит Владимир, митрополит Киевский и всея Украины с увещеванием сохранения единства, мира и братской любви во время работы Архиерейского и Поместного Соборов РПЦ .

Участники

Среди членов собора было 72 женщины (как монахини , так и мирянки); большинство участников собора были граждане иных, нежели Россия , государств . Общее число делегатов - 711, из них граждане России - 44,8 %, Украины - 28,6 %, Белоруссии - 7,1 %; епископов - 30,4 %, клириков - 40 %, мирян - 23,4 %; мужчин - 89,7 %, женщин - 10,3 % .

Меры безопасности и секретности

Собор проходил в обстановке повышенных мер безопасности и секретности: в частности, на время его (а также архиерейского собора 25 января 2009 года) заседаний неназываемыми «спецслужбами » была заблокирована работа мобильных телефонов и любых возможных средств связи и звукозаписи в помещении храма ; здание храма было окружено сотрудниками МВД и дружинниками .

Повестка собора

Созыв Собора был вызван необходимостью избрания нового предстоятеля РПЦ, согласно Уставу РПЦ () . Работа Собора была рассчитана на три дня - с 27 по 29 января должно было состояться девять пленарных заседаний . 28 января Собор был закрыт. По заявлению начальника пресс-службы Московской патриархии священника Владимира Вигилянского , это произошло по причине того, что главная цель Собора, избрание нового патриарха, была исполнена 27 января. «Повестка дня исчерпана », - сказал Вигилянский .

Освещение в СМИ

В российских СМИ основными кандидатами первоначально называли митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) , митрополита Калужского и Боровского Климента (Капалина) , митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) .

Персональный состав Собора вызвал активное обсуждение в российских СМИ: весомую долю мирян - членов Собора составили представители государственной власти и бизнеса . Церковный публицист диакон Андрей Кураев , известный в том числе выступлениями, обращёнными к молодёжи, выступил с публичными обвинениями в «нестеснительности в средствах партии митрополита Климента» .

В Интернете появился ряд сайтов, где предлагалось выбрать патриарха голосованием пользователей. Кроме того, три соборных делегата имели аккаунты в Живом Журнале .

Архиерейский Собор

Открытие Архиерейского Собора РПЦ 25 января 2009 года предварялось литургией в верхнем (главном) Храме Христа Спасителя, которое возглавил Патриарший Местоблюститель митрополит Кирилл; за литургией молились члены Священного Синода РПЦ, другие архипастыри, прибывшие на Собор, московское духовенство .

После трапезы, в Зале церковных соборов (цокольный этаж ХХС) состоялось открытие Архиерейского Собора, в котором приняли участие 198 из 202 архиереев Русской православной церкви .

В качестве кандидатов на Патриарший престол Архиереский Собор выдвинул следующих архиеерев :

  • митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (97 голосов);
  • митрополит Калужский и Боровский Климент (32 голоса);
  • митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов).

Кроме того, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий получил 13 голосов, митрополиты Киевский Владимир (Сабодан) и Черновицкий Онуфрий (Березовский) набрали по 10 голосов; митрополит Воронежский Сергий (Фомин) - 7 голосов, Кишинёвский Владимир (Кантарян) - 4 голоса, Одесский Агафангел (Саввин) - 3 голоса; по одному голосу получили пять епископов РПЦ, которые, видимо, проголосовали сами за себя .

Были также приняты Определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший Престол»; одобрена Грамота о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви ; утверждено Положение о составе Поместного Собора; был рассмотрен и предварительно одобрен для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора.

В связи с тем, что повестка Архиерейского Собора была исчерпана в ходе заседания 25 января, Председательствующий на Соборе Местоблюститель Патриаршего Престола объявил об окончании его работы. В завершение заседания Пресвященные архиереи - участники Собора пропели молитву «Достойно есть » .

Ход Поместного Собора

27 января

На первом пленарном заседании был избран президиум Поместного собора из 13 человек. По предложению Архиерейского собора были сформированы :

  • секретариат Собора - секретарь управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) ;
  • мандатная комиссия - председатель архиепископ Хустский и Виноградовский Марк (Петровцы));
  • редакционная комиссия - председатель архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилёв));
  • счётная комиссия - председатель митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор (Кириченко)).

Митрополит Кирилл зачитал доклад о состоянии Русской православной церкви за годы патриаршества Алексия II .

На втором пленарном заседании выступил митрополит Киевский и всея Украины Владимир , рассказавший о современном состоянии Украинской церкви . Также он сообщил, что отдаст на выборах свой голос за кандидатуру митрополита Кирилла . В ходе заседания Собора дополнительные кандидаты в патриархи выдвинуты не были, предложение Собору отказаться от этого права, по сообщению агентства Интерфакс , поступило от митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона . Митрополит Минский и Слуцкий Филарет взял самоотвод и попросил тех, кто проголосовал за него, голосовать за митрополита Кирилла . В своём заявлении митрополит подчеркнул: «Мы должны консолидироваться перед избранием Патриарха » . На данном заседании участники Собора утвердили программу, регламент и повестку дня, а также процедуру избрания патриарха. Председатель мандатной комиссии архиепископ Марк доложил о наличии кворума.

Около 19 часов было объявлено о завершении голосования, счётная комиссия приступила к подсчёту голосов . Пресс-служба Поместного собора сообщила, что оглашение итогов состоится после 20:00 в храме Христа Спасителя .

22:00 . Оглашены официальные результаты голосования. Митрополит Кирилл , набрав 508 голосов из 677, был избран шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси . Митрополит Калужский и Боровский Климент набрал 169 голосов. Из 702 делегатов двое не положили бюллетени в урну. Таким образом, в голосовании участвовало 700 бюллетеней, 23 из которых были недействительны.

28 января

Перед началом заседаний в нижней (Преображенской) церкви храма Христа Спасителя была совершена Божественная литургия иерейским чином.

В этот день на трёх пленарных заседаниях были приняты следующие документы:

Дана положительная оценка развитию Русской церкви за последние 18 лет, одобрены деяния Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, состоявшихся в период между Поместными соборами. Собор призвал клириков и мирян активнее развивать диалог с «с окружающим обществом, включая гражданские объединения, мир науки и культуры ». Утверждён Устав Русской православный церкви, исправленный и дополненный Юбилейным Архиерейским Собором 16 августа 2000 года, с дополнениями и поправками, принятыми Архиерейским Собором 27 июня 2008 года. Также было определено, что:
  1. Право внесения поправок к настоящему Уставу имеет Архиерейский Собор с последующим утверждением Поместным Собором.
  2. Постановления Архиерейского Собора входят в силу сразу после их принятия. Окончательное утверждение этих постановлений, равно как их отмена или изменение, осуществляется исключительно Поместным Собором.

28 января Поместный собор досрочно завершил работу, хотя ранее планировалось, что его работа продлится по 29 января . По завершении работы к участникам Собора обратился митрополит Кирилл, нареченный Патриархом Московским и всея Руси:

Оценки итогов и перспектив

Опрошенные журналистами участники собора: Михаил Пальцев, Николай Поляков, Владимир Синицын, Лариса Копаенко, Сергей Мянник свидетельствовали, что «консолидация епископата, клириков и мирян особым образом ощущалась на Поместном Соборе - об этом свидетельствовали почти все выступавшие » . Игумен Максимилиан (Клюев) отметил: «Поразило то, что все прошло в мирной братской атмосфере » .

Социолог религии, критик РПЦ Николай Митрохин 29 января 2009 года писал: «На удивление грязная избирательная кампания закончилась. Патриарха избрали. Им стал митрополит Кирилл - самая скандальная фигура новейшей церковной истории, для значительной части церкви символизирующая нравственное разложение, беспредельный цинизм и приверженность закулисной политике <…> Полицейские меры при проведении собора, „дружинники“, разгоняющие немногочисленных протестующих, и использование „нашистов“ в качестве массовки <…> - всё это наглядно показывает, что кулак как был, так и будет немаловажным орудием во внутрицерковных дискуссиях. Сразу после избрания Кирилл и его приближённые (в первую очередь епископ Венский Иларион) и вовсе предложили подумать над отменой Поместных соборов - юридически полномочного (хотя и реально профанируемого) представительства от духовенства и мирян. Вместо них предложено создание некоего совещательного органа. Всё это демонстрирует главный принцип будущего правления патриарха Кирилла - отмену даже формальных остатков „соборности “ и замену её просвещённым абсолютизмом, в значительной части церкви однозначно оцениваемым как „папизм “.»

В тот же день член президиума Всемирного Русского народного собора Александр Дугин утверждал: «В церкви начнется новый этап, но не идеологический. Если при патриархе Алексии II внешняя политика церкви была умеренной и скорее оборонительной, то теперь она будет наступательной. Владыка Кирилл поведёт церковь в общество, чтобы там отстаивать православные ценности: РПЦ выступит против постмодернизма, либеральной культуры и либеральной индивидуальности.» .

Вскоре по окончании Собора епископ Иларион (Алфеев) (сотрудник ОВЦС в 1990-х) высказывался следующим образом: "Избрание митрополита Кирилла патриархом - одно из важнейших событий новейшей истории Русской церкви. Думаю, что это будет очень яркое и плодотворное патриаршество, соответствующее исключительным качествам новоизбранного Первосвятителя. Так называемый путинский рейтинг митрополита на Поместном соборе - 72 % - свидетельствует о высоком уровне доверия к нему. Крестового похода не будет - будет новое «крещение Руси .»

Отлучённый от Церкви бывший клирик РПЦ Глеб Якунин 11 февраля 2009 года: «Поместный Собор, который имел даже согласно Уставу 2000 года полное право не одобрить узурпацию его власти со стороны Архиерейского Собора с удивительной лёгкостью, по-видимому, под гипнотическим влиянием яркой и сильной личности избранного Патриарха, совершил уникальный исторический акт „самооскопления“, в результате которого прошедший Поместный Собор можно назвать „Собором по изгнанию из РПЦ МП соборности“.»

Участник собора епископ Женевский Михаил (Донсков) сказал: «Это был первый Поместный Собор, когда архиереи РПЦ и РПЦЗ вместе избирали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви. Этот акт имеет очень большое значение для Церкви, для всего русского народа и для всего православного мира» .

Разное

Примечания

  1. гл. II, п. 2 Устава РПЦ
  2. Поместный собор Русской православной церкви состоится 27-29 января 10 декабря 2008.
  3. Поместный собор выберет путь развития православия РИА «Новости» 11 января 2009.
  4. Журналы заседания священного синода Русской православной церкви от 10 декабря 2008 года // Журнал № 96
  5. Положение о составе Поместного собора Русской православной церкви Официальный сайт МП 10 декабря 2008.
  6. Поместный Собор Русской Православной Церкви состоится 27-29 января / Новости / Патриархия.ru
  7. Новый патриарх будет выбран 27-29 января, но в РПЦ не сомневаются, что его уже избрал Бог NEWSru 10 декабря 2008
  8. Священный синод вынес предложения по проведению архиерейского и поместного соборов Русской православной церкви Официальный сайт МП 24 декабря 2008
  9. " 17.01.2009. Киев. Киево-Печерская лавра. Суббота перед Богоявлением
  10. Список участников поместного собора Русской православной церкви 2009 года Официальный сайт МП 17 декабря 2008
  11. Малороссийский десант (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Из семисот делегатов поместного собора почти двести представляют Украину. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  12. Незнакомый патриарх, или Чему нас учит история храма Христа Спасителя Известия 26 января 2009.
  13. Иерархи не стали полагаться на жребий (неопр.) . НГ Религии (28 января 2009). - Митрополит Филарет взял самоотвод. Проверено 30 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  14. Солидный собор солидных господ (неопр.) . Новая газета (28 января 2009). - Практически все делегаты так или иначе связаны с большим бизнесом. Проверено 31 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  15. Архиереи выбрали кандидатов в патриархи (неопр.) . Известия (26 января 2009). - Список формировался в условиях абсолютной секретности. Проверено 28 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  16. Соборные страсти (неопр.) . Новые известия (28 января 2009). - Избрание патриарха сопровождалось усиленными мерами безопасности, пикетами и сплетнями в СМИ. Проверено 29 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  17. гл. IV, п. 16 Устава РПЦ
  18. Программа Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.
  19. Поместный собор РПЦ досрочно завершил работу
  20. Названа дата вступления в должность нового главы РПЦ Lenta.ru 10 декабря 2008.
  21. Без лишних богословов Коммерсантъ № 6 (4061) от 16 января 2009.
  22. Дом без хозяина Новые известия 13 января 2009.
  23. VIP-миряне и феномен Даниила независимая газета 15 января 2009.
  24. МЕСТО ЛИ ДЕЛЬЦУ И ЧИНОВНИКУ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ, - МНЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ regions.ru 13 января 2009.
  25. Менеджер вместо патриарха Новая газета 19 января 2009 года
  26. Андрей Кураев . Непредсказуемый Собор (неопр.) . НГ Религии (21 января 2009). - Можно ли прогнозировать исход церковных выборов?. Проверено 21 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  27. Митрополит Климент призвал СМИ «не проецировать светскую предвыборную кампанию на церковную» NEWSru 15 января 2009.
  28. Поместный раздор (неопр.) . Коммерсантъ (22 января 2009). - Накануне выборов патриарха началась война компроматов. Проверено 22 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  29. Кандидат от партии власти (неопр.) . Ведомости (22 января 2009). - Миряне-единороссы едут на выборы патриарха с убеждением, что руководство страны рассчитывает на победу митрополита Кирилла. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.
  30. Свет добра (неопр.) . Российская газета (23 января 2009). - На вопросы "РГ" отвечает Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Проверено 23 января 2009. Архивировано 22 марта 2012 года.

В преддверии Поместного Собора 2009, на котором 27-29 января будут избирать нового Патриарха, предлагаем ознакомиться с тем, что такое Поместный Собор; кто принимает в нем участие; что обсуждают и как голосуют делегаты?

Пять делегатов от Духовных семинарий, избранных на ректорском совещании,

Четыре делегата от съезда настоятельниц женских ставропигиальных монастырей,

Три делегата от каждой епархии в составе одного клирика, одного монашествующего и

Одного мирянина (патриаршие приходы в Канаде , в США , в Туркменистане , в Италии и в Скандинавских странах будут представлены двумя делегатами, клириком и мирянином).

Собор состоится, если на нем будут присутствовать 2/3 законно избранных делегатов, включая 2/3 архиереев от общего числа иерархов - членов Собора.

Где пройдет Поместный Собор?

Немалое значение всегда придавалось и месту заседания соборян - так, в 1917 году избрание Патриарха Тихона совершилось в Успенском соборе Московского Кремля, в 1990 Собор был проведен в Троице-Сергиевой лавре, в этот раз Поместный Собор состоится в храме Христа Спасителя .

Как работает Поместный Собор?

Президиум Собора состоит из Председателя (Патриарха Московского и всея Руси или Местоблюстителя) и двенадцати членов в архиерейском сане. Президиум руководит заседаниями Собора.

Все архиереи, члены Собора, составляют Архиерейское совещание , они обсуждают особо важные постановления, или те, что вызывают сомнения с точки зрения соответствия Священному Писанию, Священному Преданию, догматам и канонам.

Если решение Собора отвергается 2/3 архиереев, оно повторно выносится на соборное рассмотрение. Если же и после этого 2/3 архиереев его отвергнут, оно теряет силу.

Секретариат Собора состоит из Секретаря (архиерея) и двух помощников - клирика и мирянина. Секретариат обеспечивает членов Собора необходимыми рабочими материалами и ведет протоколы заседаний.

Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной Литургии или другого уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет Председатель или один из членов Президиума. Решения принимаются большинством голосов, за исключением случаев, оговоренных регламентом. При равенстве голосов в открытом голосовании, перевес дает голос Председателя.

Как будут выбирать Патриарха?

Поводом предстоящего Собора является избрание нового Патриарха Московского и всея Руси. Оно будет проводиться в закрытом заседании.

Предыдущие выборы Патриарха, не были одинаковы по процедуре. Святейший Патриарх Тихон был избран жребием из трех кандидатов, каждый из которых определялся тайным голосованием. Патриархи советской эпохи - Сергий, Алексий I и Пимен - избирались открытым голосованием, а Патриарх Алексий II - тайным голосованием из числа трех кандидатов . Последний способ будет применен и в этот раз. При равенстве голосов тайное голосование проводится повторно.

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ, съезды епископов (иногда также представителей священников и мирян) автокефальных (самостоятельных) христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п.

  • - Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием...

    Русская энциклопедия

  • - съезды высшего христиан, духовенства, представляющего все поместные церкви...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - чрезвычайные собрания пастырей и учителей Церкви для решения важнейших вопросов и установления правил, обязательных для всей Церкви. Православная Церковь признает семь Вселенских соборов...

    Православный энциклопедический словарь

  • Политология. Словарь.

  • - съезды высшего духовенства христианской церкви. На выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов...

    Политология. Словарь.

  • - ПЕРВЫЙ, 20-й Вселенский собор, открытый папой Пием IX 8 декабря 1869, 20 октября 1870 был вынужден закрыть свои заседания из-за оккупации Рима войсками итальянского королевства...

    Энциклопедия Кольера

  • - общецерк. съезды представителей высшего христ. духовенства для обсуждения и решения вопросов вероучения, культа, дисциплины и др. В отличие от поместных соборов, практиковавшихся уже со 2 в., В. с. начали...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Москва, Нижний Новгород, Рязань и Переяславль...
  • - Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных церквей, составляющееся с целью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - главный вид русских вооруженных сил в московский период...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собрания иерархов католической церкви, происходившие в Ватикане, 1-й В. с.) заседал с 8 декабря 1869 по 20 сентября 1870...
  • - съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальной христианской церкви или митрополии, архиепископства, провинции и др. для решения вопросов вероучения, культа, церковного управления, церковной дисциплины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - съезды епископов автокефальных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т.п....

    Современная энциклопедия

  • - вселенские соборы католической церкви, проходившие в Ватикане. 1-й Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в вопросах веры и морали; подтвердил его верховенство в церкви...
  • - съезды служителей самостоятельных христианских церквей для решения вопросов вероучения, обрядности, церковного управления и т....

    Большой энциклопедический словарь

"ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ" в книгах

СОБОРЫ

Из книги Роден автора Шампиньоль Бернар

СОБОРЫ Роден восхищался мастерством зодчих Средневековья. Он объездил Францию, посещая церкви и соборы и внимательно изучая их. Для него не только величественные готические соборы, но и старые церквушки в заброшенных деревнях являлись прекрасным уроком, подлинным

Французские соборы

Из книги Беседы об искусстве [сборник] автора Роден Огюст

Французские соборы I Посвящение в искусство Средневековья Принципы Соборы внушают чувство доверия, надежности, покоя – благодаря чему? Благодаря гармонии.Здесь необходимо сделать несколько технических замечаний.Гармония – в живых организмах есть результат

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ

Из книги МИР ТИШИНЫ автора Пикар Макс

КАФЕДРАЛЬНЫЕ СОБОРЫ Тишина заперта и надёжно защищена в стенах собора. Как плющ в течение столетий обвивается вокруг стен, так и соборы вьются вокруг тишины. Их возвели вокруг тишины.Безмолвие романского собора существует в виде субстанции, как если бы соборы уже одним

СОБОРЫ

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

СОБОРЫ - Вы сказали, что замки и соборы объединяет устремленность ввысь.- Да, соборы строились огромными, и особенно по высоте, чтобы каждый смотрящий или вошедший внутрь почувствовал очень важную вещь: высота сооружения отражает величие Бога. Собор посвящен Богу, это

Земские соборы

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Земские соборы В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: возросло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных

Поместные оклады

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Поместные оклады Таковы общие черты поместной системы. Обращаясь к подробностям, находим указания, что люди высших чинов, бояре, окольничие и думные дворяне, получали поместья от 800 до 2000 четвертей (1200-3000 десятин), стольники и дворяне московские - от 500 до 1000 четвертей

II. Аквитанские соборы

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

Земские соборы

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Земские соборы Этому органу в нашей литературе усвоено название земского собора, а в памятниках XVII в. он называется иногда «советом всея земли». До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Надобно рассказать, при каких обстоятельствах и в каком

Соборы и их достижения

Из книги Христианская традиция. История развития вероучения. Том 2. Дух восточного христианства (600-1700) автора Пеликан Ярослав

Соборы и их достижения "Кто просветил вас верою в святую, единосущную и поклоняемую Троицу? И кто поведал вам о воплощенном домостроительстве одного из ее Лиц?" . Хотя Максим тотчас отвечает, что этот свет и знание были даны по "благодати пребывающего в вас Христа,

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок)

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Таблица 2.14. Богатейшие прусские поместные дворяне (в миллионах марок) Богатство Доход Провинция 1. Принц Хенкель ф. Доннерсмарк 177 12 Силезия 2. Принц Христиа-Крафт, Гогенлоэ-Оринген (герцог Уйестский) 151 7 Силезия 3. Ганс-Гейнрих, Фюрст фон

6. Соборы

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

Поместные соборы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк)

Из книги Церковное Право автора Цыпин Владислав Александрович

Поместные церкви и высшее управление в них (канонические основания; исторический очерк) Образование поместных Церквей Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы

§54. Соборы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§54. Соборы Лучшие сборники документов соборов: Harduin (1715, 12 vols.), и Mansi (1759, 31 vols.).С. J. Hefele (католик, епископ Роттенбурга, участник Ватиканского собора 1870): Conciliengeschickte, Freiburg 1855; second ed. 1873 sqq., 7 vols, до собора во Флоренции, 1447 (см. vol. I., pp. 83–242). Английский перевод W. R Clark and H. R. Oxenham

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ПОМЕСТНЫЕ СОБОРЫ ПРАВОСЛАВНЫЕ О СВЯЩ. ПИСАНИИ П.с. называются соборы, созываемые отдельными Поместными церквами для решения канонических, дисциплинарных, богослужебных и др. вопросов. Правило о периодич. созыве П.с. было принято еще на I *Вселенском соборе (325). Ряд П.с.

Важнейшими итогами собора стали принятие нового устава Русской православной церкви а также канонизация девяти подвижников православия:

На Соборе 1988 года, в отличие от Соборов 1945 и 1971 годов , дискуссии по вопросам церковного устроения на различных уровнях были весьма оживлёнными, порой приобретали острый характер: нередко члены Собора высказывали диаметрально противоположные суждения .

Подготовка

Деятельность собора

6 июня

Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви .

В Президиум Собора были избраны Патриарх Пимен и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием , Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым) .

Слово приветствия поместному собору от Совета Министров СССР огласил председатель по делам религий Константин Харчев . С приветствиями в адрес собора обратились почётные гости. На первом заседании с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) .

В тот же день митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: великий князь Московский Димитрий Донской (1350-1389), Андрей Рублёв (1360 - I половина XV века), Максим Грек (1470-1556), митрополит Макарий Московский (1482−1563), преподобный Паисий Величковский (1722-1794), блаженная Ксения Петербургская (1732 - начало XIX века; почитаемая в народе), святитель Игнатий Брянчанинов (1807-1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). Решением собора был совершен чин канонизации.

Благоверный князь Димитрий Донской был местночтимым святым несколько веков, на некоторых фресках XVI века его писали в нимбе - собор утвердил то, что уже давно было церковной практикой. Так же и с другими канонизированными на соборе святыми. Местное почитание преподобного Андрея Рублёва, известно с конца XV века . Преподобный Максим Грек был местно почитаем с конца XVI века . Прославление Макария Московского отчасти было и поклоном в сторону старообрядчества . Ксения Петербургская почиталась в народе и в XIX-м и в XX веке; особенно во время и после Великой Отечественной войны. .

В деяниях собора о канонизации также было сказано:

Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных… Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чём иметь Священному Синоду .

7 июня

На утреннем заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви», содержащим обзор основных событий в жизни церкви со времени предыдущего поместного собора в 1971 году , выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) .

На вечернем заседании с докладом о миротворческой деятельности Русской Православной Церкви выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) . В докладе были освещены миротворческие аспекты экуменической деятельности Церкви в 1970-80-е годы.

Председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Дмитровский Александр (Тимофеев) выступил с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви». В докладе была отражена история духовного просвещения и школьного дела на Руси, особенное внимание докладчик уделил духовному просвещению в синодальный период , а также привел отчёт о деятельности духовных школ в период после Поместного Собора 1971 года. Особое внимание в докладе уделено проблемам, перед которыми на тот момент столи духовные школы.

Главным событием вечернего заседания 8 июня стало обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви, разработанный и представленный Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым), обсуждался на Архиерейском Предсоборном Совещании 28-31 марта 1988 года. Во время дискуссии, состоявшейся на самом Поместном Соборе, были рассмотрены и внесены поправки в текст Устава, уточнены отдельные формулировки. При выработке нового устава архиепископ Кирилл (Гундяев) использовал наработки собора 1917-1918 годов . Был отвергнут устав 1945 года. Объяснялось это тем, что устав 1945 года готовился в срочном порядке во время войны и многие моменты были не определены - устав признан абсолютно устаревшим.

«Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое на Поместном Соборе 1945 года, устарело. Изменения, внесенные в него в 1961 году, продиктованные сложной ситуацией, в которой оказалась Церковь на рубеже 50-60-х годов, привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически - и вообще от самих приходов.

Это был первый Устав в истории Русской Церкви. В синодальную эпоху управление Русской Церковью осуществлялось на основании «Духовного регламента », в некотором отношении сходного с Уставом; затем «Духовный регламент» заменили отдельные Определения Поместного Собора 1917-1918 годов. С 1945 года по 1988 годы действовало краткое «Положение об управлении Русской Православной Церковью» .

Устав ввёл периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов - не реже одного раза в два года. Был расширен состав Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Были восстановлены епархиальные собрания. Правящий епископ при содействии собрания (из равного числа клириков и мирян) руководит церковной жизнью в епархии. При самом епископе учреждается епархиальный совет в составе не менее четырёх человек, одна половина из которых должна назначаться епископом, а другая - избираться епархиальным собранием на один год. Важнейшим изменением стала отмена решения Архиерейского Собора 1961 года об отстранении священника от финансово-хозяйственной деятельности. Высшим органом в приходском управлении становилось приходское собрание из клириков и мирян - членов прихода; председателем собрания избирался настоятель храма. Исполнительным органом приходского собрания, призванным реализовывать его решения и подотчетным ему, стал приходской совет из трёх членов: председатель, его помощник, казначей .

На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви».

Обращение «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью» содержало призыв представителей Русской Православной Церкви заграницей к диалогу:

Такой диалог милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5. 3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы Господней .

Обращение «ко всем держащимся старых обрядов православно верующим христианам, не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом» было выражено стремление к сближению со старообрядчеством :

Поместный Собор Русской Православной Церкви <…> с глубокой болью вспоминает возникшее в XVII веке разделение чад церковных <…> Мы молитвенно уповаем, что изменившиеся условия религиозной жизни в нашем Отечестве позволят всем нам вновь почувствовать наше духовное родство…

Вы, наши единокровные и единоверные братья и сестры, хотя и не находитесь в молитвенном общении с Московским Патриархатом, но разделяете с нами общие труды, направленные на благо нашего земного Отечества, на сохранение и упрочение мира между народами.

Духовное сокровище «древлего благочестия» ныне открывается не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление нашей национальной культуры .

9 июня

9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности».

На заключительном заседании Собора с докладом от Мандатной комиссии выступил митрополит Сурожский Антоний.

Заключительное слово на Соборе произнёс Патриарх Пимен.